2018 год в регионе отмечен знаковыми датами — 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летия со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской.

С 4 ноября, Дня народного единства 2011 года возродилась традиция написания Золотой книги Твери с именами выдающихся земляков. И первыми в эту книгу вписаны имена святого благоверного князя Михаила Тверского и святой благоверной княгини Анны Кашинской.

В наше противоречивое время людям, уставшим от обмана и подлости, очень нужен пример верной дружбы мужской, женской праведности, которые и являют нам Михаил Тверской и Анна Кашинская.

Рождению князя предшествовала красивая легенда о встрече его отца, князя Ярослава Ярославича, с его матерью Ксенией. Согласно преданию, однажды князь охотился неподалеку от Твери, возле с. Едимоново. Он зашел в церковь на берегу реки и увидел, как его дружинник Григорий венчается с красавицей Ксенией. Князь настолько пленился красотой Ксении, что решил сам на ней жениться.

Недолго молодожены жили счастливо. По традициям того времени, Ярослав Ярославич отправился в Золотую Орду за ярлыком на княжение, а на обратном пути заболел и умер. Он так и не увидел своего сына.

Михаил родился после смерти отца в конце 1271 года. Нарекли его в честь небесного заступника христиан Михаила Архангела. Воспитанием малолетнего княжича Михаила занималась его матушка великая княгиня Ксения, которая была волевой и образованной женщиной. А духовным наставником его был епископ Тверской Симеон. Когда Михаилу исполнилось 14 лет, он начал своё княжение.

В тяжёлые для Руси годы начинал он княжить. Родная земля была разорена нашествием монгольского хана Батыя. Первым делом в начале правления Михаила Ярославича было строительство храмов. И князь построил каменный Спасо- Преображенский собор.

Великолепный собор был освящен епископом Симеоном и в 1290 году введен в действие. Это событие тесно связано с началом правления Михаила Ярославича.

Шли годы, рос и мужал Михаил Ярославич. Вскоре он венчался в новом Спасо-Преображенском соборе с юной ростовской княжной Анной Дмитриевной. Дружно жили супруги. Родились у них четыре сына и одна дочка. Пятеро, как пять пальцев на руке. Михаил Тверской много трудился во славу родной земли: строил церкви, возобновил общерусское летописание. Но главная задача, которая стояла перед ним – это укреплять тверские земли и освободить их от власти Золотой Орды.

Много сделал Михаил для возвышения и укрепления могущества княжества Тверского. Но завистливый, хитрый и честолюбивый московский князь Юрий Данилович вместе с воинами Золотой Орды решили напасть на Тверь. И тогда тверитяне во главе со своим любимым князем развернули полки против Юрия и ханской конницы.

Противники столкнулись в конце декабря 1317 года неподалеку от Твери, в небольшом селе Бортеневе. В результате кровопролитной Бортеневской битвы войска Московского князя претерпели поражение и обратились в бегство. Это было впервые, что русские заставили татар бежать с поля боя. Великий князь запретил воинам убивать татар, и, угостив посла Золотой Орды Кавгадыя в Твери, с богатыми дарами отпустил к хану.

Не мог подумать князь Михаил, что Кавгадый мечтает, как погубить тверского князя. Вернувшись домой, оклеветал Кавкадый Михаила Ярославича. Хан потребовал, чтобы тверской князь приехал в Орду на суд. А если не приедет, то Тверь сожгут, а жителей её кого убьют, кого в рабство возьмут. Просили жители и жена князя не ездить, любили они его за заботу о них. Но Михаил Ярославич отвечал, что, если не приедет, то хан пришлёт войско и погибнет много людей.

На суде тверской князь решительно отверг все обвинения, всю ложь и доказал свою невиновность. Но по приказу хана заковали Михаила Ярославича в тяжёлую колоду и водили за собой по степи, моря голодом и холодом 26 дней, а потом приговорили к смерти. Не сломился князь, не просил униженно пощады. Ворвались в шатёр ханские слуги и убили князя.

Михаил Терской был похоронен только через год (супруга князя Анна выкупила тело мужа) в Спасо-Преображенском соборе в Твери – в соборе, в закладке которого он участвовал, будучи еще ребенком. Приняв мученическую смерть, князь защитил свои земли от гнева татар. За благочестие и защиту православия он был причислен к лику святых. Согласно православному канону святой Михаил Тверской стал покровителем Тверской земли. Его иконы имеются в храмах русских городов и сел, а сам он считается защитником земли русской и покровителем православных. Памятники Михаилу Тверскому находятся на его родной земле.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все.

Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество с именем Ефросинья сначала в Тверском Софийском соборе, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в г. Кашин в специально выстроенный для нее Успенский монастырь. Здесь она приняла схиму под именем Анныи скончалась в 1368 году в самом начале октября. Ее тело было погребено в соборе. Главным делом ее жизни стала усердная молитва Господу Иисусу за безвременно умерших своих родственников и за мирную жизнь на Руси.

В Твери бережно хранят память о князе Михаиле Тверском и великой княгине Анне Кашинской. Одна из набережных реки Волги названа его именем, при впадении реки Тьмаки в Волгу построена белокаменная церковь во имя Михаила Тверского. В центре Твери на главной площади установлен памятник святому хранителю земли нашей Михаилу Тверскому. Именем великого князя названы храмы в других городах России. Высшая награда Тверской области носит имя великого русского князя – «Крест святого Михаила Тверского», а также почетный знак «За благотворительность. Великая княгиня Анна Кашинская» является одной из высших наград Тверской области.

Михаил Тверской и Анна Кашинская – прославленные тверские святые, которых почитают во всей России. Они остались в истории примером самоотверженного служения своей земле и народу, воплощением патриотических и семейных ценностей, примером любви к православной вере. Сохранение памяти о святом благоверном князе Михаиле Тверском и святой благоверной Анне Кашинской очень важно для нашего с вами духовного развития.

Опять над Русью ворон мрачный кружит,

Опять беда копьем звенит везде…

Княгиня ждет, печалится о муже,

И плач княгини слышится в Орде:

«Мой князь, родной, прекрасный и желанный,

Моя рука твое тепло хранит,

Моя слеза твои омоет раны,

И снимет жар, и жажду утолит…

Пусть говорят, что путь твой безрассуден,

Пусть говорят, что льешь напрасно кровь,

Но этот путь – лишь Господу подсуден,

И с Ним пребудет Вера и Любовь».

Их двое на кресте, а значит – вдвое

Умножатся и счастье, и печаль…

Вдвоем воскреснут светлою весною

И улетят в неведомую даль.

Сквозь трепетные волжские туманы

Пред нами предстает святая рать:

Над древней Тверью – Михаил и Анна,

И с нами Бог и Божья благодать.

Источник: http://nelkorcsool8.ru/TVERSKOY/annaimixail/index1.htm

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Stephanya История России.Анна Кашинская и Михаил Тверской






Святая благоверная княгиня Анна Кашинская
Княгиня Анна Кашинская – одна из замечательных женщин в Русской истории. Её горестная судьба похожа на судьбы многих русских женщин, живших и страдавших во время татаро-монгольского нашествия. Многие предки княгини Анны мученически погибли в Орде. Её прадед — Василий Ростовский, был изрублен мечами за то, что отказался служить неприятелю. Её дед, Борис Васильевич, прозванный на Руси «Печальником Земли Русской», был свидетелем мученической кончины своего отца, и, начиная с четырнадцатилетнего возраста, почти всю свою жизнь провел в Орде заложником. Его сын, Дмитрий Борисович – отец нашей героини.

В Кашине, в доме проживавшего там ростовского князя Дмитрия и родилась в 1278 году княжна Анна. Наверное, только годы, проведенные в отчем доме, и были счастливыми в жизни Анны, а потом – постоянная тревога за жизнь мужа и сыновей. Воспитывал Анну в строгости и благочестии епископ Игнатий. Как и все княжеские дочери, Анна была научена всем видам рукоделия, а когда подросла, слава об ее уме, скромности и красоте распространилась и в других княжествах. Выросла она «зело добродетельна, премудра же и прекрасна», говорилось в послании Тверской княгини Ксении, заинтересованной в браке своего сына князя Михаила и Анны. Князь Михаил полюбил ее заочно, «добронравия ее ради».
Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре после смерти отца. Мать его Ксения была второй женой князя. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Тверское княжество было моложе большинства древнерусских княжеств, оно было образовано в 1247 году, когда князь Владимирский Святослав Всеволодович разделил часть земель Северо-восточной Руси между своими племянниками, сыновьями великого князя Ярослава, умершего в Орде, выполнив, таким образом, его завещание. Тверь стала городом удельного княжения, выделенным из великого княжества, а Ярослав Ярославович – его первым князем. Ярославу вместе со своим братом Александром (Невским) пришлось восстанавливать политическую организацию Руси после татаро-монгольского нашествия в Северо-восточные земли в 1237-1238 годах. Дом Ярославичей проводил пагубную для Руси политику, стремясь ослабить силу Владимирского престола, и раздробить Русь на множество княжеств, что давало Орде возможность безнаказанно завоевывать мелкие русские княжества, в противовес Галицкому дому, призывавшему русских князей объединиться в единую рать против Орды. Эта недальновидная политика, в конечном счете, и погубила Тверских князей.

Михаил
Итак, Михаил, сын Ксении. Ксения была второй супругой князя Ярослава Ярославовича. Первая его жена погибла в 1252 году во время татарского набега на Переславль, и он десять лет хранил ей верность, но потом встретил Ксению, дочь новгородского посадника. Ксения была обручена с его сыном Георгием. Но вот однажды князю Ярославу и Ксении одновременно приснился сон, в котором они увидели себя сужеными. Затем Ярослав поехал посмотреть невесту сына, и с удивлением узнал в ней девушку, увиденную во сне, узнала жениха из своего сна и Ксения. В тот же день состоялось венчание, а отроку Георгию пришлось принять монашество, и поселиться на берегу Волги у места впадения в нее реки Тверцы. Молодая княгиня отличалась необыкновенной красотой, твердым характером, благочестием и мудростью. Ксения долго не могла родить сына – до Михаила у нее было две дочери. Михаил был «вымоленным» чадом, он родился уже после смерти отца, возвращавшегося из Орды, зимой 1271-1272 года. На плечи молодой княгини легла ответственность за молодое Тверское княжество, и она с помощью первого тверского епископа Симеона прекрасно с этим справлялась, правила мудро, и в день совершеннолетия сына вручила ему власть над одним из сильнейших княжеств Северо-восточной Руси.
В то же время Ксения была любящей и заботливой матерью, недаром летописцы отмечают огромную любовь к ней Михаила. Воспитание его, в котором принимал участие и Симеон, заключалось в постоянном наставлении в доброте, бескорыстии, страхе Божьем и ответственности за свой народ. Мнение матери было очень важно для Михаила, и он с радостью женился на той невесте, которую она ему выбрала. (После свадьбы Михаила Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария, и умерла в 1312 году в Софийском монастыре, по счастью, до смерти своего единственного сына).
Венчание князя Михаила с шестнадцатилетней княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском соборе города Твери. Свадьбу праздновали широко – как в Кашине, так и в Твери. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга, и триумфальные Михайловские ворота в кремле. Молодые супруги первый раз увидели друг друга только на пороге храма. Полюбили ли они друг друга? Скорее всего, да. Князь Михаил был благородным и самоотверженным человеком, почитавшим жену и любившим детей, а Анна во всем поддерживала мужа. У Михаила и Анны родилось четверо сыновей и дочь, умершая в младенчестве. Нежная и покорная Анна всю себя посвятила князю и детям, воспитывая их в атмосфере любви и взаимной заботы, отчего они и не вступили в братоубийственную борьбу после смерти отца, а всегда поддерживали друг друга.

Первые два года замужества Анны протекли мирно, и потому их можно назвать счастливыми. Князья русские в это время не затевали междоусобных войн, не было и иностранного вторжения. Но счастье было недолгим. По центральной Руси прошли «вихри чрезвычайные, засухи, голод, мор в некоторых местах и сильные пожары». В 1298 году в Твери сгорел дворец княжеский со всею казною и драгоценностями, ничего не успели спасти. Сам князь Михаил Ярославович, разбуженный огнем среди ночи, едва спасся из пламени вместе со своей юной супругой. К числу небесных явлений, ужаснувших народ, относилось и появление в 1301 году кометы, описанной китайскими астрономами. Для князя Михаила и супруги его Анны она явилась действительно страшным знамением.
В 1304 году скончался великий князь Андрей, правивший во Владимире, бывшем в то время главным городом на Руси. Началась борьба за великокняжеский престол, которая продолжалась между двумя княжествами – Тверским и Московским – на протяжении всего XIVвека. Два князя объявили себя наследниками Андреевыми: князь Михаил Тверской и князь Георгий Московский (племянник Михаила). Согласно древнему русскому наследственному праву, установленному Ярославом Мудрым и закрепленному Съездом князей в 1097 году, когда власть переходила от старшего брата к младшему и от дяди к племяннику, великокняжеский престол переходил к старшему в роду то есть к Михаилу. Бояре великого княжения спешили в Тверь, чтобы поздравить Михаила и признать его государем Владимирским, Новгородцы также признали его своим главою. Но Георгий уступать великокняжеский престол не собирался. Тщетно уговаривал его добрый митрополит Максим отступиться, обещая в собственность любые города в прибавление к московской области. Дядя и племянник поехали судиться к хану.
Смута началась на Руси. Одни города стояли за князя Московского, другие за Тверского. Всюду господствовало безначалие, много людей погибло в то время. Все же в 1305 году Михаил вернулся из Орды с ханской грамотой во Владимир, где митрополит возвел его на престол великого княжения. Тут же он решил силой смирить Георгия, дважды приступал к Москве, правда, без успеха, но это только усилило их взаимную ненависть. Народ не любил Георгия за его злобный нрав, даже младшие братья его, служившие ему верой и правдой, не смогли с ним ужиться. Двое из них, Александр и Борис Даниловичи, даже уехали в Тверь, недовольные его жестокостью.

Игорь Жарков и Лилия Титова
Несколько лет прошли спокойно. Но вот в 1313 году в Орде умер хан Тохта, воцарился его сын Узбек, и князю Михаилу пришлось немедленно ехать в Орду. Он пробыл там целых два года, и шведы не замедлили этим воспользоваться – извечные враги, они вместе с карелами в 1314 году сожгли Ладогу, убив многих людей. Новгородцы под началом наместников Михаила выгнали шведов и наказали карельских изменников, но винили во всем Михаила за его долгое отсутствие. Опять началась смута. Георгий посулами благоденствия и вольности обольстил новгородцев, и эти беспокойные, воинственные и переменчивые граждане признали его своим начальником, и даже объявили войну великому князю. На одном берегу Волги стояли новгородцы, на другом – сын Михаила Дмитрий с тверскою ратью. До битвы, к счастью, дело не дошло, новгородцы согласились на мир, но князь Московский сел на престоле новгородском.
Но вот из Орды вернулся Михаил с ханской грамотой. Вместе с ним вступили в Россию и полки монголов во главе с воеводой Тайтемером. Все же это не поколебало решимости новгородцев, они вооружились, и близ Торжка стали ждать неприятеля. Сильная рать Михаила, состоявшая из владимирских, тверских и монгольских полков, без переговоров, 10 февраля 1315 года вступила в жестокий и неравный для противника бой. Мужественно сражались новгородцы, множество полегло на поле боя, но исход битвы был предрешен. Князь Михаил взял некоторых новгородских бояр аманатами (заложниками), другие отдали ему все, что имели. Новгород обязался выплатить великому князю до Вербной недели 12000 гривен серебра (огромная сумма). Пленных отпустили без выкупа.
Тяжело давалось России объединение в единое государство. Новгородцы не смирились, и отправили тайное посольство в Орду с жалобой на князя. Что ему было делать? Он переловил посольство, и опять отправился с войском на Новгород. Новгородцы, решившие до конца отстаивать свои вольности и ненавидевшие уже князя, укрепили город, собрали огромное войско из жителей Пскова, Ладоги, Русы, карелов, ижевцев, вожан, и готовились к битве. Князь Михаил, подступив к городу, ужаснулся их злобе и многочисленности. Постояв близ стен города, он отступил, но пошел назад ближайшим путем сквозь дремучие леса. Не найдя дороги, он заблудился, кони и люди падали мертвые от голода и усталости, тонули в болотах, воины сдирали кожу со своих щитов и ели её. Из этого похода князь вернулся без обоза, с одною пехотою, почти безоружной.
Князь Георгий Московский, желая обманом захватить великокняжеский Владимирский престол и свергнуть Михаила Тверского, с 1315 года жил в Орде, осыпая хана Узбека дорогими подарками. Он настолько вошел в доверие к молодому хану, что тот женил его на своей любимой сестре Кончаке (в крещении Агафиея), и дал ему ярлык на великое княжение.
Вместе с монголами во главе с Кавгадыем Георгий в 1318 году возвратился в Россию, и решил немедленно завоевать Тверь. Михаил тут же отправил к нему посольство.
«Будь великим князем, если так угодно хану,- сказали послы Георгию от имени своего князя, – только оставь Михаила спокойно княжить в его наследии; иди во Владимир и распусти войско».
В ответ князь московский опустошил все тверские села и города до берегов Волги.Михаил срочно созвал княжеский совет из бояр и митрополита. «Судите меня с племянником, – говорил он, – не сам ли хан утвердил меня на великое княжение? Не заплатил ли я ему выхода, или царской пошлины?
Теперь отказываюсь от сего достоинства, и не могу укротить злобы Георгия. Он ищет головы моей; жжет, терзает мою наследственную область. Совесть меня не упрекает; но, может быть, ошибаюсь.
Скажите ваше мнение: виновен ли я перед Георгием?» Совет признал невиновность Михаила и его законное право защищать свою землю:
«Ты прав, государь… иди, с тобою Бог и верные слуги, готовые умереть за доброго князя».
Великий князь Михаил встретил полки Георгия, усиленные татарами и мордвою, в 40 верстах от Твери.
22 декабря 1318 г. началась жестокая битва, князь, казалось, желал смерти, шлем и латы его были пробиты. Наконец вся эта пришлая орда обратилась в бегство. При этом было спасено множество россиян, жителей Тверской области, захваченных татарами: скованные, безоружные, видя торжество князя, они плакали от радости.
Бортеневская битва. Художник Н.И. Белов
Посвящена победе тверской дружины Михаила Ярославича над татарско-московским войском темника Кавдагыя и князя Юрия Даниловича.
В плен к князю Михаилу попала жена Георгия Кончака, его брат Борис и монгольский воевода Кавгадый. Великий князь проявил по отношению к пленным большое благородство – запретил воинам убивать татар, а Кавгадыя, который поклялся быть ему другом, с богатыми дарами отпустил к хану. Князь же московский бежал к новгородцам. Новгородцы, перед тем давшие слово Михаилу не вмешиваться в их распри, тут же собрали полки и приблизились к Волге. Воистину, собственные князья принесли больше бед русскому народу, чем все захватчики, вместе взятые.

Князь Михаил не хотел еще одной жестокой битвы, и предложил Георгию ехать в Орду на суд к Узбеку. Он тут же освободил жену Георгия, его брата и всех новгородских пленников, разрешил новгородцам торговать в Твери, а послам ездить через тверскую область без опаски, Георгия именовал «великим князем». На беду, в Твери умерла жена Георгия Кончака, и он тут же распустил слух, что она была отравлена Михаилом, чтобы очернить великодушного Михаила в глазах хана. Сам Георгий в сопровождении Кавгадыя отправился в Орду, а простодушный Михаил, имея чистую совесть, «долго медлил, послав в Орду двенадцатилетнего сына Константина, защитника слабого и бессловесного».
В Орде Георгий подкупил многих вельмож, и умело оклеветал Михаила.
После этого ханский посол Ахмыл объявил князю во Владимире о гневе Узбека и потребовал немедленно ехать к хану, в противном случае полки хана уже через месяц будут в Твери. Бояре советовали великому князю остаться, сыновья его, Дмитрий и Александр, заклинали отца не ездить самому, а послать кого-нибудь из них. «Нет,- отвечал Михаил, – хан требует меня, а не вас. Подвергну ли отечество новому несчастию? Можем ли бороться со всей силою неверных? За мое ослушание падет множество голов христианских; бедных россиян толпами поведут в плен. Мне надобно будет умереть и тогда: не лучше ли ныне, когда могу еще своею погибелью спасти других?» Михаил написал завещание, велел сыновьям жить добродетельно, и простился с ними навеки.

Несчастный князь отправился в Орду. Великая княгиня Анна провожала его до берегов Нерли, оттуда князь велел ей возвратиться, скрывая свои горестные предчувствия. Шесть недель спокойно прожил Михаил в ставке Узбека на берегу Каспийского моря, но вдруг тот захотел рассудить Михаила с Георгием и решить, кто из них достоин казни. Главный судья и главный же доноситель на князя был уже известный Кавгадый, подкупленный Георгием. Судьи не слушали объяснений князя. Его отдали под стражу, сковали цепями, на шею наложили тяжелую колодку, все драгоценные одежды княжеские разделили между собой. Удалили от князя и его верных бояр.
Узбек вместе с именитыми данниками и послами разных народов тем временем отправился к берегам Терека. Вся Орда тронулась вслед за ним, несколько сот тысяч людей были в движении, каждый воин надел лучшие свои одежды, роскошь и веселье царили в станах, дикие степи казались улицами городов. Туда же повезли и несчастного Михаила, так как участь его все еще не была решена. Печальные бояре снова могли увидеться с ним. На ночь каждый раз его связывали, днем иногда выводили на площадь, ставили на колени, и Кавгадый прилюдно оскорблял его. Верные слуги несколько раз предлагали ему бежать, приготовив проводников и коней, но князь каждый раз отказывался, заявляя, что бегство спасет только его, а не отечество.

Кавгадый ежедневно обличал Михаила перед юным и неопытным ханом Узбеком, наконец, последний, обманутый судьями, подкупленными Георгием, утвердил смертный приговор. Князь Михаил, узнав об этом, не ужаснулся. Он благословил сына своего Константина и попросил передать его матери и братьям, чтоб не оставили верных бояр его, служивших ему в заключении. Ему доложили, что Георгий, Кавгадый и множество народа приближаются к шатру. Князь Михаил немедленно отослал сына к жене Узбека Баялыни, уверенный в её доброте. Убийцы остановились на площади близь шатра князя, всех людей княжеских разогнали. Михаил остался один и молился.
«Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, следовательно, христианской веры, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце. Народ ворвался в ставку для грабежа, позволенного у моголов в таком случае. Георгий и Кавгадый сели на коней и подъехали к шатру. Тело Михаила лежало нагое. Кавгадый свирепо взглянул на Георгия, сказал ему: «Он же твой дядя: оставишь ли труп его на поругание?» Слуга Георгия закрыл оный своею одеждою», поведал Карамзин вслед за летописцем. Лицемерный Кавгадый пережил князя всего лишь на несколько месяцев.

Баялынь, супруга хана Узбека, старалась утешить юного Константина, защитила и его бояр, успевших обратиться к ней за помощью; те же слуги князя Михаила, кто не успел к ней прибегнуть, были жестоко избиты и заключены в оковы. Тело великого князя Георгий послал в торговый город Маджары, там многие купцы хотели прикрыть тело «драгоценными плащаницами и внести в церковь, но бояре Георгиевы не пустили их к окровавленному трупу, и поставили его в хлеве». Наконец привезли тело князя в Москву и погребли в Кремле в Спасском монастыре. Память о Михаиле была священна для современников и потомков. Кроме новгородцев, считавших его врагом народной вольницы, все искренне о нем сожалели.

Георгий, взяв с собою из Орды юного князя Константина и тверских бояр в виде пленников, прибыл в 1319 г. во Владимир. Княгиня Анна и бояре, тайно послав гонцов в Москву, узнали о страшной кончине князя Михаила; горе было всеобщим. Князь Дмитрий Михайлович как старший сын послал посольство к Георгию с просьбой отдать останки отца. Георгий согласился с условием, что в обмен ему пришлют останки его жены, сестры Узбека. Великая княгиня Анна с сыновьями выехала по Волге в ладьях встречать тело Михаила; духовенство, бояре и народ ожидали их на берегу. Гроб поставили перед Архангельским монастырем и, сняв крышку, «увидели целость мощей, не поврежденных ни дальним путем от берегов Каспийского моря, ни пятимесячным лежанием в могиле. Народ благословил небо за сие чудо».

Сын княгини Анны ветреный князь Александр недолго сидел в Литве у Гедимина и через 18 месяцев вернулся в Псков. Добрые псковитяне любили князя Александра, но по слабости своей не могли помочь ему возвратить Тверское княжение, о котором он постоянно мечтал. Десять лет провел Александр в Пскове, и, наконец, решил испытать судьбу и обратиться к хану.
Он послал к Узбеку своего сына Федора, который в 1336 году благополучно возвратился в Россию с монгольским послом. Тогда Александр сам решился ехать в Орду, где вручил свою судьбу хану. Свирепый хан смягчился, и объявил своим вельможам, «что князь Александр смиренною мудростию избавляет себя от казни», а затем возвратил ему достоинство князя Тверского.
В 1338 году Александр возвратился в Тверь, где все ему были искренне рады. Стараниями князя Константина Тверь уже возродилась после разорения, теперь же он сдал правление старшему брату, деятельному и честолюбивому. Из Пскова прибыла с детьми супруга Александра, и он надеялся возродить былую славу любимой Твери, но судьба уготовила ему иное.
За это время Иоанн Московский, понимая, что все беды России произошли от ее раздробленности и слабости князей, начал потихоньку присваивать себе верховную власть над князьями уделов Владимирских. Возвращение Александра в Тверь срывало его планы, многие удельные князья в споре Иоанна с Александром за великое княжение рады были взять сторону Тверского князя. Боясь утратить первенство, необходимое для спокойствия государства и вследствие своего властолюбия, а также и из-за личной ненависти к Александру, Иоанн решил уничтожить опасного соперника. В 1339 году он отправился в ставку к Узбеку, и совершенно овладев доверием хана, очернил тверского князя, равно как и своего зятя Василия Ярославского, принявшего сторону Тверского князя, представив Александра закостенелым врагом монголов, готовым возмутить против них всю Россию. Хан приказал призвать в Орду Александра, Василия и других князей, коварно обещая им милость. Иоанн же немедленно возвратился в Москву, ожидая результатов своей интриги.
Князь Александр, опасаясь коварства Иоанна, послал в Орду своего сына Феодора, но, получив вторичный приказ, должен был повиноваться. Мать и братья его трепетали, вспоминая страшную участь Михаила и Дмитрия, сама природа предостерегала несчастного князя: когда он сел в ладью, поднялся встречный ветер и гребцы едва могли справиться с волнами, относившими ладью обратно к берегу, но выбора у князя не было, и он отправился навстречу своей судьбе. Юный Федор, встретив отца в Орде, со слезами рассказал ему о гневе хана. Когда Александр понес Узбеку богатые дары, хан принял их с мрачным безмолвием. Прошел месяц. Царица и некоторые ханские вельможи пытались вступиться за князя, но Узбек без всякого суда объявил, что мятежный князь должен умереть. Убийцы, «отрубив голову ему и юному Феодору, розняли их по составам!» Истерзанные останки несчастных князей были привезены в Россию и похоронены в Тверской Соборной церкви рядом с прахом Михаила и Дмитрия.
Но не хан, а великий князь Иоанн воспользовался кончиной Александра, присвоив себе верховную власть над Тверским княжеством. Ни Константин, ни Василий Михайловичи уже не смели ни в чем ослушаться Иоанна, и в знак своей зависимости отослали в Москву соборный колокол отменной величины, которым славилась Тверь – вещь по тем временам необыкновенно важную.
Никто из ханов не умертвил столько Российских князей, как Узбек, думая, что этими казнями утвердит господство монголов над Россией. Узбек не понимал, что слабость России происходила от ее раздробленности, и, способствуя единовластию Московского князя, он готовил её свободу и падение власти монголов.
А что же случилось с Софией-Анной? Годы чередой пролетали над куполами монастыря, в котором незаметно жила несчастная княгиня, молясь за ушедших в мир иной своих близких. В 1367 году она переехала из Твери в Кашин вслед за своим любимым младшим сыном князем Василием Кашинским – он был изгнан из Твери своим племянником, князем Михаилом. Для матери князь построил Успенский монастырь, в котором через год в Кашине она и скончалась (2 октября 1368 года) в возрасте 88 лет, намного пережив почти всех своих близких. Перед смертью она, как было заведено, приняла схиму с именем Анна.
Памятник великой княгине Анне Кашинской в Твери
С годами она было совершенно забыта потомками, и её останки были найдены в 1611 году в кашинской церкви Успения Пресвятой Богородицы, причем находились в небрежении. В 1650 году, по повелению царя Алексея Михайловича, мощи ее были перенесены в соборную Воскресенскую церковь, и состоялась её официальная канонизация, восстановленная в 1908 году.
Но вот грянула революция, к власти пришли большевики — коммунисты, и святые мученики разделили судьбу своего отечества. Мощи выбрасывались из храмов и предавались поруганию, не избежали этой участи и останки княгини Анны. Анна Ахматова так описала эти события в пронизанном болью стихотворении «Причитание»:
«И крылом задетым ангельским
Колокол заговорил
Не набатным грозным голосом,
А прощаясь навсегда.
И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и Святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна – в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить…»
До осени 1920 года произошло 63 публичных вскрытия мощей, а древние ризы исчезали на складах Гохрана, лилась кровь невинных людей, старающихся спасти святыни. 10 июня в Петрограде открылся процесс по делу о церковных ценностях, в результате которого погибли многие священнослужители во главе с митрополитом Вениамином. В 1919 году коммунистами был издан декрет о «новых формах погребения усопших», в котором предпочтение отдавалось кремации, было создано «общество любителей кремации».
По предложению архитектора Д.П. Осипова, под крематорий было решено использовать храм Преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской Донского монастыря Москвы. Более 60 лет здание церкви использовалось, как крематорий, и только в 1995 году церковь была восстановлена трудами братии Донского монастыря.
Такова трагическая судьба доброй, прекрасной смиренной русской женщины, княгини Анны Кашинской и мужественного и благородного супруга её, великого князя Михаила Тверского.
***
История государства Российского
Серия «СЛАВЯНЕ»
Славяне
Века Богумира. Сказание о Семиречье.
Арий и его сыновья. Исход из Семиречья.
Рус, Словен, Венд
Русы в Вавилоне,Ассирии и Египте.
Войны с Грецколанью
Карпатский исход
Русколань,Остроготия и Боспор
Войны Германареха
Бус Белояр
После Буса
Времена Кия
Гибель Святояров
Хазарское иго.
Аркона.
История Руси
Гостомысл
РЮРИКОВИЧИ
Рюрик. 862-879
Аскольд и Дир.
Олег Вещий. 882-912
Игорь Рюрикович. 912-945
Княгиня Ольга.945-966
Святослав Игоревич. 966-972
Ярополк Святославич.972-980
Олег Святославич
Владимир I Святославич. 980-1015
Святополк I Окаянный 1015-1019
Мстислав Владимирович Храбрый
Борис и Глеб
Ярослав Мудрый. 1019-1054
Изяслав I Ярославич.1054-1078
Святослав Ярославич
Всеволод I Ярославич 1076-1077, 1078-1093
Елизавета Ярославна
Анастасия Ярославна
Анна Ярославна
Всеслав Брячиславич Полоцкий.1068-1069
Святослав II Ярославич 1073-1076
Владимир Всеволодович Мономах
Завещание Владимира Мономаха
Почему князь Владимир называется Мономахом
Мстислав Владимирович Великий.1125-1132
Ярополк II Владимирович
Вячеслав Владимирович .
Всеволод Ольгович
Игорь Ольгович
Изяслав II Мстиславич
Юрий I Владимирович Долгорукий
Ростислав Мстиславич Смоленский
Изяслав III Давыдович Черниговский
Мстислав Изяславич
Андрей Юрьевич Боголюбский
Михаил Юрьевич, святой (1174; 1175-1176)
Ярополк III Ростиславич
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
Юрий II Всеволодович
Константин Всеволодович Добрый (Мудрый)
Ярослав II Всеволодович
Святослав Всеволодович.
Андрей Ярославич.
Александр Невский
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Ледовое побоище
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
Александр Невский в живописи
Ярослав III Ярославич
Дмитрий Александрович Переяславский
Андрей Александрович Городецкий
Михаил Ярославич Святой
Женщины Древней Руси.Анна-Янка Всеволодовна
Женщины Древней Руси.Рогнеда Рогволодовна и Предслава Владимировна
Женщины Древней Руси. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая
Поэтическая летопись Бородинского сражения
Куликовская битва.Часть 1
Куликовская битва.Часть 2
Куликовская битва.Часть 3
Битва на реке Калке.1223 год
СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ КИТЕЖЕ
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Александр Васильевич Суворов. Часть 1.
Александр Васильевич Суворов. Часть 2.
РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ XVIII и XIX столетий. Часть 1 — 10.
В.П.Верещагин.Державные правители России.
Древнейшие регалии русских царей.Часть 1
Древнейшие регалии русских царей.Часть 2
Коронационные регалии российских императоров.
***
Императрица Мария Федоровна
Царицы, поразившие Пушкина
Протопоп Аввакум
Боярыня Морозова
Княжна Тараканова
Две Екатерины
Царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного
Павел I
Владельцы Ораниенбаума.Екатерина II
Владельцы Ораниенбаума.Петр III.
Владельцы Ораниенбаума.Александр Данилович Меншиков.
Император Российской Империи Николай II
Александр Дмитриевич Ланской.
ГЕРАЛЬДИКА
Орден Святого Иоанна Иерусалимского.Россия.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного.Россия.
Орден Святого Александра Невского
Орден Святой Екатерины

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4458298/post193109576/

Княжна Анна Ярославна — королева Франции

АННА ЯРОСЛАВНА (около 1024 – не ранее 1075) – дочь в. кн. киевского Ярослава Мудрого, жена (1049–1060) французского короля Генриха I, правительница Франции на правах регентства при малолетнем сыне, короле Филиппе I.

Получившая в детстве хорошее воспитание и образование при киевском княжем дворе, к юности она уже знала греческий и латынь, знала азы врачевания. По свидетельству французских хроник, «золотоволосая» дочь могущественного киевского правителя славилась красотой. В 1044 прослышавший об этом овдовевший французский король Генрих I (сын короля Роберта II Благочестивого (996–1031), считавшегося ученым-богословом) послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Он получил отказ. Возможно, в то время Ярослав надеялся с помощью аналогичного брачного союза закрепить отношения с Германией.

Однако бездетному Генриху I был необходим наследник. Зная о молодости и красоте русской княжны он послал в 1049 для новых переговоров шалонского епископа Роже. Тот привез в подарок русскому князю боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши и добился согласия. Помимо него, в посольстве присутствовал епископ города Мо, богослов Готье Савейер, который стал впоследствии учителем и духовником Анны.

14 мая 1049 Анна прибыла во Францию в Реймс, где традиционно проводились коронации в церкви Святого Креста, привезя туда из Киева собственное Евангелие.

В этом поступке проявилась настойчивость будущей королевы: она отказалась присягать при возложении на ее голову золотой французской короны на латинской Библии и принесла клятву на славянской церковной рукописи.

Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала она отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны». Однако ей было суждено стать королевой именно этой страны, где даже королевские придворные были неграмотными.

В 1053 Анна родила долгожданного наследника, Филиппа (это имя стало с тех пор королевским именем во Франции). Следом ею были рождены Роберт (умер во младенчестве) и Гуго (ставший Гуго Великим, графом Верманду). Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени.

Между тем, Анна стала по сути соправительницей мужа, Генриха I. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями – короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, дарующих льготы или жалующих вотчины монастырям и церквям, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны».

«Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом» – писал ей римский папа Николай II.

Когда в 1060 Генрих I умер, по его завещанию, Анна стала регентшей при малолетнем сыне короле Филиппе I, поселилась в Санлисе, небольшом замке близ Парижа, где основала костел и женский монастырь.

Позже, при реконструкции костела на нем было воздвигнуто лепное изображение Анны Ярославны в полный рост с моделью воздвигнутого ею храма в руке: «Анна Русская, королева Франции, воздвигла этот собор в 1060».

В 1062 один из потомков Карла Великого, граф Рауль Крепи де Валуа, влюбился в королеву и «похитил ее, когда она охотилась в Санлисском лесу, увезя в свой замок как простую смертную». Местный священник в поместье графа обвенчал их.

Однако Рауль был женат, и его жена Алинора пожаловалась римскому папе Александру II на неблаговидное поведение мужа. Тот объявил брак недействительным, но знатные молодожены пренебрегли этим.

Есть и иная версия: граф развелся с Алиной, уличив жену в неверности после чего обвенчался с Анной. Так или иначе, Анна продолжала жить с Раулем в укрепленном замке Мондидье и в то же время управлять Францией вместе с сыном-королем.

От этого времени сохранились хартии с подписями «Филипп и королева, мать его», «Анна, мать короля Филиппа». Примечательно, что Анна подписывалась все так же, кириллицей, реже – латинскими буквами.

В 1074 умер второй муж Анны, и она вновь вернулась ко двору, к государственным делам. Сын окружил мать вниманием. Младший ее сын женился на дочери графа Вермандуа.

Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа. Анне Ярославне жилось тоскливо: за прошедшие годы ушли из жизни оставленные в Киеве отец и мать, многие братья, умер епископ Готье. Последняя подписанная ею грамота относится к 1075.

Выбитая у подножия ее статуи в Санлиссе строка «Анна возвратилась на землю своих предков» дала основания историкам свидетельства ее попыток вернуться на Русь. По иным данным, Анна никуда не уезжала и дожила свой век при дворе сына Филиппа.

По словам Н.К.Карамзина, «честолюбие, узы семейственные, привычка и вера католическая, ею принятая, удерживали сию королеву во Франции».

Источник: https://klubdomohozyaek.temaretik.com/364997021069740090/knyazhna-anna-yaroslavna-koroleva-frantsii/

Сватовство короля Франции

Историк XVII века Франсуа де Мезере писал, что до Генриха I Французского «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия, короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах».

Предположения о политических целях, которые мог преследовать этот брак, сводятся к следующему. Во второй половине 1040-х годов отношения между Германией и Францией ухудшились, Генрих I возобновил французские притязания на Лотарингию и мог искать союзников против императора. Ярослав Мудрый в преддверии войны с Византией пытался заручиться союзом с Германией. По сообщению хрониста Ламберта Ашаффенбургского, в начале 1043 года в Гослар прибыло посольство Ярослава с богатыми дарами и предложением германскому императору руки его дочери (Анастасии или Анны).

Генриха III это не соблазнило, он предпочёл брак с Агнесой Аквитанской, дочерью Гильома V, могущественного правителя, способного помочь и против короля Франции и против беспокойных бургундских феодалов. Тогда Ярослав укрепил союз с Польшей и Венгрией, и к концу 1040-х годов цепь стран, связанных матримониальными союзами, протянулась от Скандинавии до Византии, охватывая всю восточную границу империи. Существует предположение, что браку способствовал венгерский король Андраш I, находившийся во враждебных отношениях с Германией и заинтересованный во французском союзе.

Хроника аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе без указания даты сообщает, что король направил в «землю руссов», находившуюся где-то «у греческих границ» посольство во главе с Готье, епископом города Мо, и одним из своих вассалов Госленом де Шони. Другой источник, так называемая «Реймсская глосса», датирует посольство 1048 или 1049 годом и указывает, что во главе миссии стоял епископ Шалонский Роже.

В год от Воплощения Господня 1048-й, когда Генрих (Henricus), король французский (Franci), послал в Рабастию (Rabastia) шалонского (Catalaunensis) епископа Р (R.) за дочерью короля (rex) той страны, по имени Анна (Anna), на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик (Odalricus) просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес (Cersona), в котором, как пишут, покоится святой Климент (Clemens), и до сих пор ли отступает море в день его рождения и можно пройти пешком? Епископ исполнил это. От короля той страны Ярослава (Oreslavus) он узнал, что папа Юлий прибыл в ту область, где покоился святой Климент, для борьбы с ересью, которая процветала в тех краях… Названный король Георгий Скав (Georgius Scavus) рассказывал также шалонскому епископу, что в своё время он побывал и привёз оттуда с собой главы святых Климента и Фива (Phebus), ученика его, и положил их в городе Киеве (Chion), где они чтимы и поклоняемы. И даже показывал эти главы упомянутому епископу.

Из этого некоторые историки делают вывод о двух французских посольствах: первое достигло предварительной договорённости, а второе привезло во Францию невесту. По мнению других, в таком предположении нет необходимости: сюжетом приписки Одальрика были поиски мощей святого Климента Римского, поэтому из всех участников посольства он и упоминает одного Роже Шалонского. Тем не менее, если принять в качестве даты заключения брака 1051 год, то получится, что миссия чрезмерно затянулась.

Свадьба

Отъезд княжны Анны Ярославны во Францию для венчания с королём Генрихом I

Дата свадьбы — на Пятидесятницу (19 мая) 1051 года, установленная Морисом Пру в 1908 году — считается достаточно обоснованной. Прежняя датировка, на которой настаивал Ке де Сент-Эмур, Пятидесятница (14 мая) 1049, ныне признана ошибочной, хотя некоторые историки до сих пор её признают, ссылаясь на хартию ланскому епископу Элинану от 3 декабря 1059 года, датированную 29-м годом правления Генриха I и десятым годом его сына Филиппа. Однако обе эти датировки являются явно ошибочными и возникли, как полагают, в результате неверных подсчётов составителей документа, известного к тому же лишь в копиях XVII и XVIII веков.

Никаких территориальных приобретений этот брак, разумеется, принести не мог, что отчасти компенсировалось богатым приданым, которое должно было составить значительную сумму в деньгах и драгоценностях. Впоследствии Людовик VI пожертвовал аббатству Сен-Дени «драгоценнейший гиацинт бабки, дочери короля рутенов» (preciosissimum jacinctum atavae, regis Ruthenorum filiae).

Королева Франции

Анна, королева Франции

В 1052 году Анна родила королю наследника, будущего короля Франции Филиппа I, а потом ещё троих детей (включая двух сыновей, Роберта и Гуго, из которых первый умер в детстве, а второй стал впоследствии графом Вермандуа). При этом о её отношениях с мужем трудно сказать что-либо определённое, но на основании косвенных данных (после 1054 года имя Анны редко встречается в королевских хартиях, где упомянуты её дети, а в подробном отчёте о коронации Филиппа в 1059 году про королеву не сказано ни слова), можно предположить, что король разочаровался в своём русском браке. Причинами могли быть как якобы свойственное Генриху женоненавистничество, так и недовольство тем, что союз с Востоком не оправдал его надежд. Только в последние месяцы жизни Генриха, когда он уже не принимал большого участия в управлении, королевская канцелярия вновь начала упоминать Анну в документах.

Исследователи допускают подлинность известного письма, направленного королеве Франции папой Николаем II в 1059 году, и содержащего похвалы её достоинствам:

Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошёл до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом.

Однако некоторые усматривают в его стиле руку кардинала Петра Дамиани и указывают, что экспрессивные выражения, в которых написано письмо, позволяют предполагать, что способности Анны кажутся чрезмерными (а следовательно, неподобающими) для женщины, и ей ненавязчиво советуют вести себя скромнее.

Второй брак Анны

После смерти Генриха Анна разделила с регентом Бодуэном Фландрским опеку над малолетним Филиппом I. Она участвовала в поездке королевского двора по домениальным владениям в конце 1060 — начале 1061, но вскоре её имя опять исчезает из актов. По-видимому, уже в 1061 году она вышла замуж за графа Рауля де Крепи. Этот сеньор уже несколько лет постоянно находился при дворе, где занимал видное место — сразу после пэров Франции и высших духовных лиц. Он был женат вторым браком, но обвинил жену в прелюбодеянии, прогнал её и женился на Анне.

К 1063 году Рауль сосредоточил в своих руках массив земель между Сеной, Соной, Эной и Уазой, куда входили Амьен, Вексен, Валуа и Вермандуа. Его владения наполовину окружили королевский домен с севера и запада, перерезав сообщение с Фландрией. Кроме этого Раулю принадлежала значительная территория в Шампани с графствами Бар и Витри. Анне от первого мужа достались Санлис, область Мелёна и ряд владений между Ланом и Шалоном. Достигнув такого могущества, эта пара могла не обращать большого внимания на недовольство французского двора.

Грамота французского короля Филиппа I в пользу аббатства Св. Крепина в Суассоне, содержащая автографическую подпись Анны Ярославны, королевы Франции, 1063 год

Этот брак был скандальным по нескольким причинам. Во-первых, Рауль был родственником короля Генриха; во-вторых, его предыдущий брак не был расторгнут, и теперь он становился двоеженцем; в-третьих, ради этого мужчины Анна бросила своих детей, младшему из которых было около семи лет. Церковные власти немедленно отреагировали на то, что хронист назвал нарушением человеческого права и божьего закона (contre jus et fas). Архиепископ Реймсский Жерве осенью 1061 года сообщал папе Александру II, что «наша королева вступила в новый брак с графом Раулем», из-за чего король и весь двор в большом горе. Законная жена Рауля Алиенора также обратилась с жалобой в Рим.

Папа поручил архиепископам Реймса и Санса Жерве и Рише расследовать это дело и принять меры. Письма этим лицам, а также королю Франции были направлены 31 марта 1062 года. Предположительно, в том же году Рауль был отлучён от церкви. Насколько можно судить, на него это не произвело сильного впечатления, так как отлучение, не подкреплённое мерами военного характера, для феодала не представляло опасности. Дед Филиппа I король Роберт II Благочестивый несколько лет был отлучён от церкви, самого Филиппа впоследствии даже наложенный на королевство интердикт не заставил расстаться с Бертрадой де Монфор.

Тем не менее, Анна и Рауль больше не могли появляться при дворе. Знаменитый диплом, выданный, как считается, в 1063 году аббатству Сен-Крепен в Суассоне, на котором стоит автограф Анны «AHA РЪИНA», был составлен во время поездки короля по его доменам, и является исключением. К тому же он датирован вторым годом правления Филиппа I (1061 год) и есть основания считать, что эта дата верна. В 1896 году с него сняли копию, которую вручили императору России Николаю II во время его официального визита в Париж. Только через девять лет, в 1070 году, Рауль вернулся в число приближённых короля, и эта внезапная перемена объясняется началом войны за Фландрское наследство, в которой Филиппу были нужны союзники.

В 1060-е годы Анна основала монастырь Святого Винсента в Санлисе, как полагают, чтобы искупить грех незаконного замужества. В 1069 году Филипп I предоставил этому монастырю привилегии. В портике монастырской церкви в XIX веке была установлена статуя королевы, держащей в руках макет основанного ею храма.

Сохранился её автограф кириллицей под одним из актов: АНА РЪИНА (то есть лат. Anna Regina, «королева Анна»; возможно, запись второго слова отражает старофранцузский язык — roine, reine).

Последние годы

Рауль де Крепи умер 8 сентября 1074 года, и между его родственниками началась война за наследство. Анна вернулась ко двору. Последний документ она подписала в 1075, в этом акте она названа просто «матерью короля», без королевского титула. Считается, что она умерла между 1075 и 1089 годами, но Р. А. Ботье указывает, что её не было в живых уже к 1079 году, а поскольку её поминали в монастыре Сен-Венсан 5 сентября, можно сделать вывод, что Анна умерла в этот день между 1075 и 1078 годами.

Известная версия о том, что в конце жизни Анна вернулась на родину, основана на единственном сообщении, анонимном и малодостоверном, которое подводит итоги её жизни одной фразой: «король умер, Анна вышла за графа Рауля, он умер, она вернулась в свою родную землю» (Хроника аббатства Флёри). Конец этой фразы впоследствии был помещён на постаменте статуи Анны в Санлисе. Этих сведений, во-первых, явно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы, во-вторых, сложно представить, какие причины могли бы побудить Анну вернуться на родину, где её вряд ли кто-нибудь ждал. Необоснованность этой версии была очевидна уже Карамзину.

Более логичным является предположение, что Анна провела остаток жизни в Санлисе, хотя и этому нет никаких доказательств.

Могила Анны

Учёный иезуит Менетрие опубликовал 22 июня 1682 года в Journal des savants сообщение об «открытии» им могилы Анны в церкви аббатства Вилье, находившегося возле Ла-Ферте-Але в графстве Гатине. По его словам, на могильной плите были выбиты следующие слова: Hic jacet domina Agnes, uxor quondam Henrici regis (здесь лежит госпожа Агнеса, некогда супруга короля Генриха), затем часть надписи не сохранилась, и далее …eorum per misericordiam Dei recuiescant in расе (они милостью Божией покоятся в мире). Это сообщение оказалось обычной фальсификацией, поскольку могилу обследовали ещё в 1642 году, затем специально и тщательно исследовали в 1749 году и никакого слова «regis» не обнаружили. К тому же само аббатство было основано в 1220 году, а стиль надписи и изображение женщины на могильной плите определённо относятся к середине XIII века. Само аббатство было разрушено в ходе церковных погромов времён французской революции.

Место захоронения Анны неизвестно, никаких его следов не найдено ни в усыпальнице Сен-Дени, где погребён Генрих I, ни в Сен-Бенуа-сюр-Луар, где лежит её сын Филипп. Есть некоторые основания полагать, что она была похоронена в Сен-Венсане, но захоронение исчезло при последующих перестройках монастыря.

В массовой культуре

Художественная литература

  • Candeille, Amélie-Julie. Agnès de France, ou le Douzième siècle (фр.) (исторический роман, 1821)
  • Deforges, Régine. Sous le ciel de Novgorod (фр.) = Под небом Новгорода (иторический роман, 1990; переведён на русский язык Е. Н. Степановой в 1995 году)
  • Ладинский, Антонин. Анна Ярославна — королева Франции (исторический роман, 1973; экранизирован в 1978 году)
  • Monchaux, Marie-Claude. La petite princesse des neiges, Anne de Kiev (исторический роман, 2009)
  • Озерецкая, Елена. Звенит слава в Киеве (повесть, 1974)
  • Соколовский, Валентин. Анна, Анри и Рауль (исторический роман, 2006; по тому же роману им была поставлена пьеса «Мы будем жить вечно», премьера состоялась в 2004 году)

Кинематограф

  • «Ярославна, королева Франции» (1978; СССР), режиссёр — Игорь Масленников, в роли Анны — Елена Коренева.

Музыка

  • Анне Ярославне посвящена песня братьев Мищуков «Королева Анна» на стихи Давида Самойлова.

Живопись

В 2012 году художником Ильёй Томиловым была написана картина «Анна Ярославна — королева Франции».

«Письмо Анны»

Письмо Анны к отцу, написанное по прибытии в Париж, которое часто цитируют современные русские авторы («В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны»), взято из книги популярного беллетриста Мориса Дрюона «Париж от Цезаря до Людовика Святого» и, скорее всего, является литературным вымыслом.

Памятники

В основанном Анной в 1065 году монастыре имени Святого Викентия (аббатство Сен-Винсент) в Санлисе близ Парижа перед часовней в XVII веке была установлена её скульптура с маленькой моделью основанного ею храма в руке. Надпись на цоколе гласила: «Анна Русская, королева Франции» (фр. «Anne de Russie Reine de France»). 29 сентября 1996 года по требованию украинской общины во Франции оригинальная надпись под статуей была заменена на «Анна Киевская, королева Франции» (фр. «Anne de Kiev Reine de France»). Смена названия происходила в присутствии посла Украины во Франции Юрия Кочубея и ряда должностных лиц местного самоуправления.

В 2005 году президент Украины Виктор Ющенко в Санлисе открыл памятник «Анна Киевская, королева Франции» (фр. «Anne de Kiev Reine de France»).

10 ноября 2016 года в Киеве на Львовской площади был открыт бронзовый памятник «Anne de Kiev… Анна Ярославна…» скульптора Константина Скритуцкого. На церемонии открытия присутствовали послы Франции, Бельгии, Швейцарии, Мексики, Польши, Словении, Норвегии и Грузии.

  • Скульптура в Санлисе «Анна Русская, королева Франции» (XVII век)

  • Современный вид скульптуры в Санлисе «Анна Киевская, королева Франции» (надпись изменена в 1996 году)

  • Памятник в Санлисе «Анна Киевская, королева Франции» (установлен в 2005 году)

Родословная

Анна Ярославна — предки
Игорь Рюрикович (877 — 945)
Святослав Игоревич (942 — 972)
Ольга (? — 969)
Владимир Святославич (958 — 1015)
Ярослав Владимирович Мудрый (978 — 1054) Малуша (910 — 1020) Малк Любечанин
Рогнеда Рогволодовна (960 — 1000) Рогволод (X в. — 978)
Анна Ярославна (1025 — 1060-е)
Эрик VI (945 — 995) Бьёрн Эриксон (875 — 950)
Олаф Шётконунг (980 — 1022)
Скагул Тост (X в. — 975)
Ингигерда (1001 — 1050)
Сигрид Гордая (968 — 1014)
Эстрид Ободритская (979 — 1035)
Дубравка Чешская (930-е — 977)

  1. Как отмечал директор Института археологии НАН Украины академик П. П. Толочко, во Франции «…её всегда вспоминают как Анну Русскую, а не Киевскую».
  2. Георгий — крестильное имя Ярослава Мудрого.
  3. Рудольф Пирожник, один из авторов «Чудес св. Бенедикта» (до 1120 г.), пишет: «…Rex Ainricus in conjugium sibi ascivit filiam regis Russorum, nomine Annam. Haec ei peperit tres filios, Philippum, Rotbertum, Hugonem : quorum Rotbertus adhuc puerulus decessit, Hugo comitatum postmodum Virimandensium adeptus est» («Король Генрих взял себе в супруги дочь короля Руси по имени Анна. Она родила трех сыновей: Филиппа, Роберта и Гуго; из них Роберт умер ребёнком, а Гуго стал впоследствии графом Вермандуа».) Radulfus Tortaris. Miracula Sancti Benedicti. VIII, 24. P. 314.
  4. Très visiblement, la misogynie du roi ne s’est pas apaisée après son mariage (по всей видимости, мизогиния короля не уменьшилась после его женитьбы.
  5. По словам новейшего историка: Имя Анны никогда не упоминается в королевских дипломах, даже не упоминается о ее присутствии на коронации Филиппа. Только после смерти Генриха и ее нового замужества за одним французским сеньором имя Анны всплывает в документации.
  6. По мнению ведущего сотрудника Национального заповедника «София Киевская» Вячеслава Корниенко, ещё до отъезда во Францию, схожий по почерку автограф был оставлен Анной Ярославной в Киеве в Софийском соборе на фреске с образом святого Пантелеймона (Новые открытия в «Софии Киевской»: Автограф французской королевы и неопознанная святая)

Примечания

  1. Семенкова, 2004.
  2. Anna Agnesa (Grand Duchess Of Kiev) Yaroslavna (1036—1076)
  3. Anna Agnesa Yaroslavna Kiev, (1036—1076)
  4. Анна (имя жён и дочерей русских князей и государей) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. Honoré Bouche L. La Chorographie ou Description de Provence, et l’Histoire chronologique du même Pays (фр.). — Paris: Chez Rollin Fils, 1736. — Vol. 1. — P. 710.
  6. Caix de Saint-Aymour, 1896.
  7. Marie, 1827, p. 101.
  8. 1 2 Hallu, 1973.
  9. Anselme, 1726, p. 73.
  10. Memoires historiques, 1808, p. 121.
  11. Verdière, 1857, p. 103.
  12. 1 2 Зайнашев Ю. Толочко: Выражение Путина об Анне Ярославне было абсолютно корректным. Комментарий академика НАН Украины историка Петра Толочко. Деловая газета «Взгляд» (30 мая 2017).
  13. Biographical Index of the Middle Ages. — Walter de Gruyter, 2008. — P. 67. — 1200 p. — ISBN 9783110914160.
  14. 1 2 Назаренко, 2010, с. 102.
  15. Карпов, 2001, с. 551—552.
  16. Карпов, 2001, с. 381.
  17. Карпов, 2001, с. 317—318.
  18. Méseray F. de, Histoire de France depuis Faramond jusqu’au règne de Louis le Juste. T. II. P., 1646, p. 143
  19. Пашуто, 1968, с. 123.
  20. Lamberti Annales. MGH, SS t. 6, p. 153
  21. Bautier, 1985, p. 549.
  22. Штернберг Я. Т. Анастасия Ярославна, королева Венгрии // Вопросы истории. — 1984. — № 10. — С. 182.
  23. Bautier, 1985, p. 548—549.
  24. Христианское (данное при крещении) имя Ярослава Мудрого — «Георгий».
  25. Мощи св. Климента и св. Фива действительно были привезены из Херсонеса в Киев.
  26. Назаренко, 2010, с. 101—102.
  27. 1 2 Bautier, 1985, p. 550.
  28. Prou, 1908, с. XV—XXIII.
  29. Карпов, 2001, с. 383.
  30. Сугерий. Жизнь Людовика VI, глава XXIII
  31. Mézeray, 1643, p. 398.
  32. 1 2 Bautier, 1985, p. 551—552.
  33. Капетинги. История династии (987—1328), 2017, с. 60.
  34. Bautier, 1985, p. 551.
  35. Bautier, 1985, p. 552.
  36. Bautier, 1985, p. 553—554.
  37. Bautier, 1985, p. 555.
  38. Bibliothèque Nationale de France, Department of Manuscripts, Picardie 294, 38
  39. Bautier, 1985, p. 555—556.
  40. Bautier, 1985, p. 556—557.
  41. Bautier, 1985, p. 558—559.
  42. 1 2 Bautier, 1985, p. 560.
  43. 1 2 Bautier, 1985, p. 562.
  44. Карпов, 2001, с. 385.
  45. Caix de Saint-Aymour, 1896, pp. 69—77.
  46. Bautier, 1985, p. 562—563.
  47. Caix de Saint-Aymour, 1896, pp. 77—81.
  48. Мария Москвичёва. Художник Илья Томилов — об актуальности живописной традиции, Московский комсомолец (4 декабря 2015). Дата обращения 1 июня 2017.
  49. Холодилин А. Н. Автографы Анны Ярославны — королевы Франции // Русская речь. — 1985. — № 2. — С. 111.
  50. Druon M. Paris, de César à saint Louis. P.: Hachette, 1964
  51. Карпов, 2001, с. 384.
  52. Пушкарёва, 1989, с. 24.
  53. Грабовський С. С., Грабовська О. С. Пізнання буття через духовність (укр.) // Науковий вісник Львівського НУВМБТ ім. С. З. Ґжицького. — Львів: ЛНУВМБТ, 2011. — Т. 13, № 3 (49). — С. 87—88. — ISSN 2413-5550.
  54. Union des Ukrainiens de France. Cérémonie en l’honneur de la. Reine Anne de Kyïv (фр.) // L’Est européen. — 1997. — Vol. 245—248. — P. 6.
  55. Туманова Т. Украинцы приобрели церковь под Парижем, где жила Анна Ярославна. Украинские национальные новости (27 сентября 2013).
  56. В Киеве открыли памятник Анне Ярославне. Корреспондент (10 ноября 2016).

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *