Урок 9. Блаженны («заповеди блаженства»)

Цель: учить подростков стремиться к Божиим ценностям в жизни, стандартам счастья, как учил Иисус, а не к мирским

Заинтересовка 1: дорожные знаки (приложение)

– Что это? (дорожные знаки)

– Чем они отличаются друга? (одни запрещают, другие сообщают)

– А такой знак знаете? (учитель вывешивает на доску особенный знак (приложение))

– Как вы думаете, что он символизирует? (счастье)

– А что такое счастье?

Далее учитель приводит примеры из мирского понимания счастья

  • рассказывает о «письмах счастья»
  • «Наглость – второе счастье»
  • благополучие
  • удача
  • любовь и т.д.

Но вспомним, как много имел Соломон (сады, огромные богатства, мудрость от Бога…). Однако потом сам же писал: «суета сует, – все суета».

Заинтересовка 2: мыльные пузыри

– Скажите, а это можно назвать счастьем? (нет)

– Почему же, они ведь красивые? (они быстро исчезают)

Вот так же и то, что в мире считается счастьем, мимолетно. И не заметишь, как вся красота, окружавшая тебя, лопнет, как мыльный пузырь.

– Что же такое истинное счастье?

Мф.5:1-12 (читаем вместе)

Блаженные – это значит больше, чем счастливые. Блаженство – высшая форма счастья.

Затем записываем в столбик на доске всех, кто перечислен в этом отрывке Писания (нищие духом, алчущие и жаждущие правды и т.д.)

– Похоже на счастье? (не очень)

Тогда разберем вместе, почему они блаженны.

Нищие духом

– Что значит «нищие духом»? (это те, кто нуждается в Боге, уповает на Него)

В мире люди уповают на себя, однако, это неверный подход. Рассмотрим тех персонажей Библии, которые искали Господа.

Примеры: Давид, Моисей, Гедеон

Мы должны понимать, что без Бога не можем делать ничего.

Плачущие

Бывают разные причины для слез:

  • горе
  • счастье
  • на молитве (сокрушение)

Вспомним «плачущих» героев Библии.

Примеры: Езекия, Анна, Иаков

Мы должны понимать, что Бог утирает всякую слезу и дает утешение здесь, на земле, а на небе слез не будет.

Кроткие

– Какого человека мы можем назвать кротким? (вежливого, терпеливого, мягкого)

Но это слово совсем не означает человека безвольного, слабохарактерного, забитого.

– Кто из людей был наикротчайшим? (Моисей)

– А Кто является идеалом кротости? (Иисус)

Кротость – сила, а не слабость.

Итак, счастливы они потому, что наследуют Царство Небесное.

Алчущие и жаждущие правды

– Кто такие алчущие? (те, кто хочет есть)

– А жаждущие? (те, кто хочет пить)

– А что означает слово «правда»? (праведность)

Итак, вся эта фраза означает людей, которые очень сильно хотят быть праведными и постоянно ищут этого.

– Где же мы можем узнать, как нам правильно поступать? (в Библии)

А для нас значение этого отрывка состоит в том, что мы должны постоянно читать Слово Божие, питаться им.

Пример: Даниил

5. Милостивые

Помиловать – означает пожалеть. А помилование – это незаслуженное добро от кого-либо. Применимо к нашей жизни слово «милость» означает благотворительность. А еще мы знаем, что у Бога милость превозносится над судом. Вспомним милостивых людей из Библии.

Примеры: милосердный самарянин, Иосиф, Моисей

6. Чистые сердцем

– Кто такие «чистые сердцем»? (искренние)

Мы должны осознавать, что если у нас мысли будут чистыми, то и сердце также будет чистым.

Пример: Давид

Мы видим, что Давид очень сильно согрешил пред Богом. Однако он был искренен и сознался пред Ним в своем грехе, после чего был прощен. Так же и мы должны быть искренни пред Богом и исповедовать Ему свои грехи.

  1. Миротворцы

Наверное, легко понять, кто такие миротворцы. В мире существуют миротворческие войска. То есть войска, призванные в тот или иной уголок земли для прекращения войны и воцарения мира (т.е. установления политической стабильности). В библейском понимании мир – это нечто другое. Иисус говорил нам о Божьем мире. Да и среди евреев до сих пор существует приветствие – «шалом», что означает: «мир вам» или «да благословит вас Господь». Значит в библейском понимании мир – это благословение Господне. Мы должны быть миротворцами, т.е. теми, кто несет Божие благословение в мир. Вспомним библейские примеры миротворцев.

Примеры: Соломон, Исаак, Авигея

8. Изгнанные за правду

– За какую «правду» могут нас изгнать?

  • если мы обличаем кого-то
  • если мы свидетельствуем об Иисусе Христе
  • если поступаем не так, как все (странно себя ведем)

То есть быть изгнанным за правду – это значит встречать неодобрение окружающих, может быть, даже презрение. Конечно, кому хочется быть гонимым? Однако мы знаем, что за все скорби, которые мы переносим на земле, нас ждет награда на небесах. Рассмотрим библейские примеры изгнания за правду.

Примеры: Стефан, апостолы

Обратим внимание, что они радовались, когда их гнали. Ведь они понимали, что пострадать за Христа – это великая честь.

Итог: новозаветные заповеди – это не запрет, а милость Божия, данная нам, чтобы мы имели жизнь вечную и награду на небесах.

И для закрепления материала сыграем в небольшую игру (что-то вроде «пилигрима»). Каждому ученику (или двум) дается карточка с заданием (приложение). Ребята разыгрывают сценку или устраивают испытание одному из учеников (на основании карточки), остальные должны догадаться, какого из пройденных «блаженных» это может касаться. В некоторых случаях нужно будет еще и ответить на вопрос выступающего, дать ему совет.

КРОТКИЕ

Попросить кого-нибудь помочь (например, что-то нужно написать или попросить стереть с доски), а потом начать несправедливо обвинять, укорять (сделал неправильно, как только додумался так сделать и т.д.).

МИЛОСТИВЫЕ

Изобразить человека, который строго судит других, например, своих одноклассников (они неправильно поступают, их необходимо наказать, ни в коем случае не общаться с ними и т.д.).

ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ

Изобразить человека, который рассказывает, какое у него чистое сердце, что он не пьет, не курит, не дерется и поступает довольно прилично. Он спрашивает, достаточно ли ему этого, чтобы войти в небо, ведь туда ничто нечистое не войдет.

ПЛАЧУЩИЕ

Изобразить человека, который плачет (очень расстроен), сожалеет о своих неправильных поступках.

МИРОТВОРЦЫ Необходимо изобразить спор о каком-либо незначительном предмете, чтобы при этом обе точки зрения были равноценны (например, какой предмет в школе интереснее, как правильно готовить яичницу, копать картошку и т.д.). Попросить рассудить.

НИЩИЕ ДУХОМ

Изобразить человека, христианина, у которого много планов, предположений, мечтаний. Он все хочет сделать сам и просит совета, как все это осуществить.

АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ (ПРАВЕДНОСТИ)

Изобразить человека, который сидит в отчаянии из-за того, что опять не получилось поступить правильно. «Может быть, нет смысла поступать правильно, все равно ничего не получится»

ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ (ПОНОСИТЬ, И ГНАТЬ, И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА БОГА)

Рассказать случай (можно вымышленный) о том, что вам предлагают поступить нечестно (например, расписаться на преувеличенном обвинении на учителя, который всем не нравится), спросить, как правильно поступить в данной ситуации (ведь если откажешься, все будут против тебя).

Золотой стих: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». (Мф.5:3)

Источник: http://sds.tomsk.ru/archives/2417

Заповеди блаженства

Заповеди блаженства – это начало Нагорной проповеди Иисуса, и эти заповеди относятся к основополагающим текстам Нового Завета. То, что это одно целое, речь Иисуса Христа, Его проповедь, которая длится три главы, (Мф. 5-7), мы узнаем из стиха первого, пятой главы Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его». Если мы удалим этот стих, то создастся впечатление, что Иисус удаляется от народа, и говорит все только Своим ученикам. В заключение Нагорной проповеди, (Мф. 7:28), опять мы видим, что вся речь была направлена не только к ученикам, но и ко всему народу. Мы видим, что народ открыто следует за Иисусом, и становится адресатом Его речи: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его».
Заповеди блаженства, это восемь предложений, которые начинаются словами: «Блаженны…». Для этой вводной формулы есть несколько переводов: «блаженны» (М. Лютер); «все могут радоваться» (Благая Весть); «быть счастливым» (Надежда для всех). Для современного перевода понятие древнегреческого глагола «макариос», будет ближе понятие «счастлив», где подразумевается необъятное, невообразимое чувство счастья. Речь не идет о быстром, сверкнувшем как молния, счастье. Здесь описывается то счастье, которое в первом и последнем описании указывает на жизнь земного человека в небесном Царствии. Как же понять эти предложения? Можно различить три понятия: начало Нагорной проповеди Иисуса, слышится как утешение. Это становится понятным, когда мы будем рассматривать тему духовной нищеты и страдания. Следующим отличием является этический призыв о милосердии и мире. И заключительным является особый порядок жизни каждого человека в отдельности, так и жизни целой общины.
Некоторые нюансы отдельных высказываний также многосторонни, как и общее понимание заповеди блаженств. Что можно понимать под словами первой заповеди блаженства, «нищие духом»? Речь не идет о всестороннем и интеллектуальном развитии человека, но, скорее, говорится об образе жизни, которое можно описать, как смирение. Такая трактовка дает смысл последнему стиху из «заповедей блаженств», где речь идёт об изгнанных за правду. В такой же последовательности следует рассматривать и второй стих Нагорной проповеди, о плачущих, где говорится не только о конкретной ситуации, но, прежде всего о том, что бывает, случается или происходит в жизни. Здесь говорится о страданиях в этом, реально существующем мире, в котором живут христиане, где Иисус представляет разницу между этим миром и Царствием Божиим.

Источник: http://www.nebesite.ru/vzroslyi/voskresnayashkola/tematicheskiezanyatiya/zapovediblajenstva.jdx

Как понимать заповеди блаженства

– Владыко, заповеди блаженства – это заповеди истинного счастья на земле? Когда люди их получили и в каком количестве?

– Безграничная любовь Бога к человеку выразилась в том, что Он не оставил Свое творение даже после отпадения прародителей. Более того, Он неминуемо продолжал заботиться о спасении человеческого рода, снабжая людей нравственными силами и божественными установлениями, которые, подобно маяку, направляли человека в буре житейского моря. Дав людям внутренний закон совести, Бог восполнял его по мере надобности и внешним законом – Откровением. Потребность в откровенном законе обнаружилась, когда вследствие грехопадения притупилось и извратилось нравственное сознание человека. Поэтому апостол Павел и говорит, что «закон дан по причине преступлений» (Гал. 3:19), то есть из-за грехопадения. Совесть человека затмилась и исказилась – и ей на помощь были даны Десять Заповедей, в которых ясно выражена воля Божия. Эти Заповеди на двух глиняных скрижалях получил пророк Моисей на горе Синай, и потому они еще называются Синайским законодательством.

За многие столетия ветхозаветной истории суть и смысл нравственного откровения, выраженного в Синайских заповедях, были погребены под тяжестью огромного количества разнообразных бытовых и обрядовых предписаний. Скрупулезному исполнению сугубо внешней, ритуальной стороны закона стало придаваться главенствующее значение. Поэтому надлежало явиться Господу, чтобы обновить содержание закона и наполнить его внутренним духовным смыслом.

Господь наш Иисус Христос продолжил строить на том основании, которое было заложено в древнее время пророками: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Но Его здание совершеннее – Он исполнил и в то же время восполнил закон. Заповеди, данные через Моисея, Господь сводит к закону совести и сердца. Вследствие этого они написаны уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца (Рим. 8:10). Таким образом, Спаситель возводит нашу мысль от земных и временных благ, которыми израильтяне побуждались к исполнению закона, к благам нетленным и вечным, устремляя мысль христианина к Небу как цели его существования.

Заповеди блаженства Господь наш Иисус Христос раскрыл в Нагорной проповеди. Их девять (см. Мф. 5:3–12). Они говорят о том, что должен делать человек, каким он должен быть, чтобы обрести счастье и полноту жизни. Блаженство и есть синоним счастья. Святой Григорий Нисский блаженство определяет следующим образом: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия. Последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует сам Христос». Другими словами, блаженство – это та внутренняя, неэмоциональная радость, которую человек обретает в этой жизни и которая переходит с ним в вечность.

– Первая заповедь блаженства: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Кто такие нищии духом и почему им принадлежит Царство Небесное?

– Жизнь с Богом – это полнота бытия, наивысшее благо и человеческое счастье. Но для того чтобы человек обрел счастье, он должен быть способным принять в себя Духа Божия, освободив свое сердце от грехов и страстей. Грех изгоняет Бога из жизни людей, и тогда на принадлежавшем Ему центральном месте их духовной жизни воцаряется собственное «я» человека. Происходит искажение жизненных ценностей, перемена всех ориентиров. Вместо того чтобы восходить к Богу, служить Ему и пребывать в спасительном общении с Ним, человек направляет все свои силы на удовлетворение потребностей собственного эгоизма. Состояние, когда люди живут ради себя и центром своей внутренней вселенной ставят собственное «я», именуется гордыней. Гордость – начало греха, потому что гордый человек полагается в жизни только на себя. Он считает, что сам все может и Бог ему не нужен. Гордость – это начало отрицания Бога и даже борьба с Ним, а духовная нищета, или смирение, есть состояние, противоположное гордости. Не случайно Слово Божие нас предупреждает, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Святые отцы учат, что первый признак выздоровления души – видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Осознание своего падшего состояния приводит человека к смирению, которое закономерно является первой ступенькой на пути к Богу. Святитель Николай Сербский пишет: «Нищета наша человеческая весьма глубока и сокрыта, так что многие не достигают ее дна. Но благо тем, которые спускаются до самых низов. Нищета духа – не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей духовной нищеты доходят суровым испытанием самого себя. Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты: нищеты с точки зрения своих знаний, нищеты с точки зрения своей доброты, нищеты с точки зрения своих дел».

Нищета духовная и смирение – это не слабость, а великая сила. Это победа человека над самим собой, над демоном эгоизма и всесилием страстей. От нас требуется способность увидеть свои недостатки, чтобы бороться с ними и открыть Богу свое сердце, дабы Он воцарился в нем, освящая и преображая Своею благодатью нашу жизнь.

– Вторая заповедь блаженства: «Блажени плачущии, яко тии утешатся». Очень трудно людям понять эту заповедь. Плачущие всегда несчастны. О каких спасительных слезах говорится?

– Действительно, по слову святителя Иоанна Златоуста, эта заповедь кажется противоречащей мнению целой вселенной, ведь все считают плачущих несчастными. В обыденном представлении слезы – непременный знак человеческого горя, боли, обиды, безысходности. Но плачущими блаженно здесь названы не те, которые плачут из-за житейских проблем, ведь плачет и бессильная злоба, и униженная гордость, и оскорбленное самолюбие. Эта «печаль мира сего» часто доводит до смертного греха уныния и отчаяния. Но если человек способен плакать от сострадания к брату своему, то это свидетельствует о совершенно особом состоянии его души. Сердце такого человека живо, а потому отзывчиво на боль ближнего и, значит, способно к делам добра и сострадания. Милосердие и готовность помочь другому являются важнейшими составляющими человеческого счастья. Ибо не может быть счастлив человек, когда рядом кто-то страдает, как не бывает радости посреди пепелища, жертв и людского горя. Поэтому наши слезы есть прямой и нравственно здоровый ответ на горе другого человека, ведь безразличие – это пассивное участие в беззаконии. В меру сил и возможностей, используя слово или дело, утешение, любое участие в жизни страдающего человека, меняя его судьбу к лучшему, мы исполняем эту заповедь. По сути, эта заповедь направлена на то, чтобы среди нас было меньше страдающих и плачущих. Ведь если каждый человек будет сопереживать горю ближнего, образно говоря, плакать об этом горе, и озадачится целью ему помочь, то плачущих не останется.

Также святые отцы под плачущими понимали людей, которые оплакивают свои грехи и разрыв с Богом. Святитель Григорий Богослов говорил, что плачущие – это те, кто сожалеет о потерянном духовном состоянии в результате совершенного греха. Такую печаль по Бозе святые отцы называли радостотворной, ибо она не ложится на душу тяжелым грузом, но побуждает человека искать Бога и находить в Нем утешение.

– Третья заповедь блаженства звучит так: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю». Какое определение кротости? И почему кроткие ублажаются сразу после плачущих?

– Кротость – это способность человека понять и простить другого. Она является результатом смирения. А смирение, как мы говорили ранее, характеризуется способностью поставить в центре своей жизни Бога или другого человека. Человек смиренный, нищий духом, готов понимать и прощать. Также кротость – это терпение и великодушие. «Почему кроткие ублажаются тотчас после плачущих? Потому, что кротость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших, – пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его настолько, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия. “…Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашимˮ (Мф. 11:29)». Можно себе представить, какой была бы наша жизнь, если бы все мы были способны принимать, понимать и прощать друг друга. Рай начался бы уже на Земле. Поэтому святитель Василий Великий учит: «Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к блаженствам… ибо кроткие “наследуют землюˮ (Мф. 5:5). Эта земля – Небесный Иерусалим, она не бывает добычей состязающихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким».

Источник: https://pravoslavie.ru/98147.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *