Общие сведения

Герберштейн, уроженец Крайны (в нынешней Словении), в качестве посла дважды приезжал в Россию — в 1517 и в 1526 году. Владея словенским языком, он был в состоянии общаться с русскими людьми. В его эпоху о Руси в странах западной Европы было известно очень мало, а немногие из опубликованных описаний России были весьма неточными. Герберштейн проявлял большой интерес ко всему русскому и подходил к изучению жизни в России разными способами. Используя славянский язык, он общался с русскими, и из первоисточников открывал для европейцев российское государство (в 1547 году Иоанн IV принял титул «государя всея Руси» и Московское княжество было формально преобразовано в государство). Помимо этого, он тщательно изучал существовавшие на тот момент публикации о России и сравнивал описанное с собственными наблюдениями. Его отношение к предыдущим авторам было скептическим, так как большинство из них никогда не посещали Россию. Герберштейн отличался уникальной выверкой полученных им сведений и, как сам писал, никогда не полагался на высказывания одного человека, а доверял только совпадающим сведением от разных людей. Герберштейн также изучал русские источники, что дало ему сведения, которые ранее были полностью неизвестны в Европе.

Переводы

После издания на латыни книга быстро приобрела популярность. В 1550 году она была переведена на итальянский, в 1557-м — на немецкий языки. Русский перевод инициировала в 1784 году Екатерина II, первое издание вышло в 1785 году, второе — в 1796 году. Перевод вёлся одновременно с латино- и немецкоязычного источников, изданных в Базеле в 1567 году. Между тем, ещё в 1748 году вышел перевод Кирияка Кондратовича с базельского латинязычного издания 1571 года.

Рассматривая происхождение слова Россия, Герберштейн приводит следующие версии:

  1. От имени собственного Рус (лат. Ruſſo) — брат Леха.
  2. От города Русса.
  3. Искажение от Роксолании (лат. Roxolania).
  4. От слова «рассеяние», разброс.

К отличительным особенностям русских (потомков Яфета) он относил славянское наречие и христианство греческого обряда. Собственно Россией он называл территорию между Сарматскими горами, рекой Ра и Северным морем. Россией владеют три царя: московский, литовский и польский. Затем Герберштейн пересказывает сюжет русских летописей о призвании Рюрика, княгине Ольге, походах Святослава, принятии христианства Владимиром, междоусобицах, нашествии Батыя, борьбе Дмитрия Донского, восстановлении монархии при Василии Слепом, расширении Московии при Иване Великом. Подробно он останавливается на Оршанской битве. Герберштейн удивляется, что русские весьма почитают своего царя, полагая, что воля царя — есть воля бога. При этом своего правителя московиты зовут Белым Царем.

«Китайское озеро» на карте Джакомо Гастальди из итальянского издания «Записок о Московии» С. Герберштейна 1551 г.

В 1540-х годах составил карту Сибири, на которой, в соответствии с ошибочными географическими представлениями той эпохи, в верховьях реки Оби изображено было огромное озеро, названное им «Китайским» (Kitai lacus), неподалеку от которого располагался город «Кумбалик» (Ханбалык), совр. Пекин

В описании карты, т. н. «Югорском дорожнике», в частности, сообщалось:

«Оставив Сосьву справа, доберешься до реки Оби, которая берет начало из Китайского озера. Через эту реку они едва переправились за целый день, да и то при быстрой езде: она столь широка, что тянется почти на восемьдесят верст. По ней также живут народы вогуличи и югричи. Если подниматься от Обской крепости по реке Оби к устью реки Иртыша, в который впадает Сосьва, то это займет три месяца пути. В этих местах находятся две крепости: Ером и Тюмень, которыми владеют господа князья югорские, платящие, как говорят, дань великому князю. Там водится великое множество зверей и добывается огромное количество мехов. От устья реки Иртыша до крепости Грустина два месяца пути, отсюда до Китайского озера по реке Оби, которая, как я сказал, берет свое начало из этого озера, более трех месяцев пути…»

Карта эта использовалась, в частности, мореплавателями лондонской «Московской компании», намеревавшейся найти т. н. Северо-восточный проход к Китаю и Индии, чтобы разрушить торговую монополию Испании и Португалии, и снарядившей в 1553 году экспедицию Х. Уиллоби и Р. Ченслера.

Церковная записка — такая простая и… непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла,..) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Андрей Сегеда

Также читайте: Церковь и деньги 3: Экономика прихода, жалованье священнослужителей

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/tserkovnaya-zapiska-takaya-prostaya-i-neponyatnaya/

Как следует поминать усопших в годовщину смерти, в Радоницу, на Пасху и в иные дни? Как написать поминальную записку и что с ней делать дальше, как молиться в день поминовения, и какие слова можно сказать на поминках?

Эта статья для тех, кто редко посещает церковь, но хочет понять основные принципы поминовения усопших.

Здесь пойдет речь о поминальных бланках, о том, как их правильно заполнять и как они выглядят. Также мы поведаем и о том, как же нужно поминать умерших родственников и друзей в определенные даты.

Поминовение усопших слова, какие слова нужно говорить, пример 5 вариантов

Вариант первый. Мы знали (имя усопшего), как человека праведного и справедливого. Он всегда с уверенностью смотрел вперед, и не отходил в сторону, когда требовалось решить какой-то сложный вопрос. Все удары судьбы (имя) принимал с достоинством и не боялся трудностей. Пусть земля ему станет пухом!

Вариант второй. Как тоскливо осознавать, что нет с нами больше (имя покойника). Скоропостижной и безвременной стала для нас его смерть. С болью в сердце говорим эти слова, но свято верим, что в мире ином снова встретим нашего дорогого товарища (имя). Пусть лежится ему во сырой земле, как в постели уютной. Аминь!

Вариант третий. Невосполнимая потеря нас настигла, покинул мир этот земной раб Божий (имя). Мы будем мольбы о нем слагать и верить, что на небесах ему лучше, чем на земле. Оставил нас (имя) без своих шуток, толковых речей и забавных идей. Мы будем очень скучать и вечно хранить светлую память об (имя усопшего). Аминь!

Вариант четвертый. Пусть покоится с миром, наш дорогой друг и товарищ. Да не будет его душа терзаниями полниться, да тосковать по дому. В наших сердцах он навсегда останется самым позитивным, отзывчивым и чутким человеком, который всегда поспешит на выручку друзьям. Память об (имя) навсегда останется в наших сердцах и наших умах! Аминь!

Вариант пятый. Великое горе случилось в нашем окружении, не просто смириться с такой утратой. В мир иной перешел раб Божий (имя). Так пусть же ему лежится, словно на пуховой перинушке, да не познает душа терзаний. Мы всегда будем помнить, и любить нашего дорогого друга, брата, и т.д. (имя усопшего). Аминь!

Поминовение усопших у католиков

У католиков, в большинстве своем, принято поминать усопших на 3-й, 7-й день и на 30-й после кончины. В эти дни католики производят заказ на Заупокойную мессу. Эти дни являются памятными из Библейских соображений. Также есть мнение, что эти обычаи берут свое начало еще в дохристианской вере. У них также отмечается и година смерти. То есть через год родные собираются вместе и идут на могилу к усопшему родственнику, и чтят там его память.

Есть и универсальный день у католиков, когда им можно поминать всех усопших без исключения. Этот день приходится ежегодно на 2 ноября. В этот день стоит посетить церковь для молитв за упокоение души всех усопших родных. Также надо сходить и на кладбище, где тоже следует прочесть молитву. Это лучше всего делать не в одиночку, а со священником.

Если у католика не было возможности помянуть усопших и помолиться за отпущение их грехов пред Господом 2 ноября, то он может сделать это и в любой день до 8 ноября. Сходить на кладбище и в церковь также позволяется со 2-го по 8-е ноября.

Теперь вы знаете, как следует поминать усопших, и какую молитву можно прочесть перед образом Господа за упокоение души умершего родственника. Также вы ознакомились и с поминальными днями у католиков и китайцев.

Источник: https://luckclub.ru/pominovenie-usopshih-po-ustavu-cerkvi-kak-pravilno-pisat-pominalnye-zapiski-obrazcy-blankov-raspechataj-i-zapolni-obrazcy-zapolneniya-pravila-napisaniya-imen

Записка «о упокоении»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Памятка для желающего подать записку о живых или усопших

  1. Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.
  2. Вписывая имена живых и усопших, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете.
  3. Записка должна содержать не более 5–10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?», например: Алексея, Варвару).
  5. При написании имен священников и архиереев указывается их сан — например, о здравии (или о упокоении) епископа Тихона, иерея (священника) Ярослава.
  6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли).
  7. В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец, например, младенца Петра.
  9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного».
  10. В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленный». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный» (в день смерти или день именин усопшего).
  11. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Сорокоуст

Это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры за поминающегося.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

«Сорокоусты, — писал святой Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. — Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Кроме литургического поминовения, есть другие церковные виды молитвы за близких:

  1. Молитвы за живых или молебен, к которому по просьбе верующего могут быть добавлены водоосвящение или чтение акафиста. Желающие отслужить молебен обращаются до Литургии в «свечной ящик».
  2. Молитва об умерших или панихида служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне). Издревле существовал обычай устраивать в память усопших трапезу. На нее приглашались люди, которых просили молиться за умерших. Этот обычай особо соблюдается в «родительские» (поминальные) дни.
  3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего, называют отпеванием.

Молебен

Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебен — это усиленное моление о живых людях. Молебны бывают общественные и частные.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т. д.

Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные.

На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

Записка на молебен о здравии начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, какому святому возносится молебен. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен или же обычный, без водосвятия.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Панихида

К частному богослужению относится и панихида — заупокойная служба, богослужение по усопшим. Обычно она совершается после молебнов. Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении. Панихиды совершают над еще не погребенными усопшими. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

Отпевание усопших

Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Святая Церковь проникновенно и торжественно провожает своих чад в загробную жизнь

Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и, полагая во гроб, складывают руки на груди крестообразно, в свидетельство веры в распятого Господа нашего Иисуса Христа. Усопшего покрывают специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи — в образ того венца спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.

По древнему благочестивому обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, возжигают свечи, которые напоминают о переходе усопшего из темного жития земного к Свету истинному. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы.

Утром, после заупокойной Литургии, совершается отпевание. Служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается на землю, из которой вышел, однако не переставая быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства Небесного. Текст молитвы влагают в руку покойного. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом — прощая ему сама и с молитвой предавая в руки милосердного Господа.

К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Конечно, так проще. Однако, ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших, — третий, девятый, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, сороковой, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда, годовой. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Единство и общение наше с усопшими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», писал святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Святые Отцы и учители Церкви признают возможность и для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни. Особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы — то есть поминовения на Литургии (проскомидии). «Когда весь народ и Священный Собор, — говорит святой Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших?»

Он же советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». А по словам преподобной Афанасии, «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов, если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Дни особого поминовения усопших

Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые в Русской Православной Церкви совершаются несколько раз в году— так называемые Родительские субботы.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века почивших христиан.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни Вселенскими родительскими субботами. Почти все из них не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Суббота мясопустная (за восемь дней до начала Великого Поста).

Родительские субботы на второй, третьей и четвертой седмице (неделе) Великого поста.

Радоница — (через 9 дней после Пасхи — вторник Светлой седмицы).

Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Дмитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября, — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Поминовение усопших воинов 9 мая в праздник Победы над фашистской Германией.

Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

«Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», то есть во все времена умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной…

Зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, то есть являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится «о всех зде ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней.

…Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним, и нежность, и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них».

Священник Сергий Ганъковский

Тульская и Белевская епархия.

Россия, 300000, Тула, ул. Жуковского,61

К сожалению, сайт-первоисточник переехал, и в новом варианте сайта этой статьи нет.

Источник: http://fevronina.ru/kak-pravilno-podavat-zapiski-v-xrame/

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

О необходимости посещать храм Божий
О устройстве храма
О поведении в храме
О богослужениях, совершаемых в храме
О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
О поклонах и крестном знамении
О священническом благословении
О поминовении
О просфоре, антидоре и артосе
О святой воде
О церковной свече
О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
Твои первые молитвы

Источник: https://pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi08.htm

Свечки, записки, пожертвования. Сколько стоит сходить в церковь на Пасху

В преддверии Пасхи корреспондент Medialeaks посетил несколько храмов и узнал, сколько сейчас стоят самые популярные услуги — свечки и записки, — которыми многие захотят воспользоваться в праздник.

Что может сделать в церкви обычный прихожанин, придя в честь праздника Пасхи: помолиться, освятить куличи, купить свечку, заказать записку о здравии или упокоении. Первые два пункта — основные, не требуют никаких финансовых затрат, однако вторые два, хоть и не обязательные, но очень востребованные. В четверг ближе к вечеру в три «окошка», продающие свечи и принимающие записки в Храме Христа Спасителя, стояли очереди до десяти человек.

Читайте на Medialeaks: В комментах «ВКонтакте» активируют розовую, лунную и синюю темы. Правда ли они существуют и откуда взялись

При входе в главный православный храм страны всех досматривают и пропускают через рамки. Если пройти после входа левее, можно увидеть стенку, вдоль которой продают свечи. Стоят они от 10 рублей до 300 рублей.

Храм Христа Спасителя

Рядом на специальных стойках женщины и мужчины пишут записки о здравии и упокоении. Для тех, кто не знает, имена указанных людей зачитывают во время службы. Записки делятся на простые и заказные (более сложная процедура упоминания ваших близких). Выглядят они примерно так:

Храм Живоначальной Троицы в Останкино

Интересно, что раньше не было таких стандартизированных бланков на 15 имён (они практически одинаковые во всех храмах). Однако из-за того, что люди писали большое количество имён, а также, возможно, с эстетической точки зрения, храмы приняли решение принимать записки только на своих бланках. Люди иногда заезжают и под строчки, но из-за «лишнего» имени записку могут вовсе не принять.

Подать записку стоит везде по-разному. Понятно, что в Храме Христа Спасителя цены самые высокие: 50 рублей за простую и 100 рублей за заказную. Причём стоимость записок нигде не указана, а несколько женщин с листочками в руках или из тех, кто был в процессе их написания, сказали, что не знают о цене. Через несколько неудачных попыток старушка в очереди, услышавшая мой вопрос, всё-таки дала ответ.

Однако даже в обычных московских храмах цены могут довольно сильно отличаться.

Например, в храме Тихвинской иконы Божией матери в Алексеевском (около метро ВДНХ) записки стоят 20 и 40 рублей.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

А в расположенном в 20 минутах ходьбы от него храме Живоначальной Троицы в Останкино — уже 40 рублей и 70 рублей.

фото: сайт Храма Живоначальной Троицы в Останкино

— А к Пасхе подорожает стоимость записок? — спрашиваю я у женщины в церковной лавке храма в Алексеевском.

— Нет.

— А в Родительские дорожает (Родительские субботы — особые дни в церковном календаре, когда принято поминать усопших — прим. Medialeaks)?

— Нет, с чего им дорожать? Как есть так и будут.

— Бабушка рассказывала, что в некоторых храмах дорожает записка об упокоении в такие дни.

— В нашем храме, слава богу, такого нет.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Смотрю на свечки и здесь. Их очень много самых разных, разброс цен примерно такой же, как в ХХС — от 10 рублей до 250 рублей (ценник самых дешёвых на первой фото не видно, но видно сами свечки).

В храме в Останкино цены в общем аналогичные.

В каждом из трёх храмов, в которых я была, взяла по самой дешёвой для сравнения. Разницы, вроде, никакой нет. Разве что в церкви в Останкино она показалась чуть легче.

Храм Живоначальной Троицы в Останкино

Храм Христа Спасителя

Храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском

Правда, кроме меня самые простые, кажется, никто не брал. Люди, которые стояли со мной в очередях, покупали в основном свечки за 30 рублей и сразу несколько штук.

В храме в Останкино я обратила внимание на табличку, где говорилось, что деньги, отданные за все ритуальные предметы — это пожертвования. А потом и собственными глазами, покупая свечку, увидела, что деньги нужно не отдавать женщине за прилавком, а действительно бросать в специальный ящик.

— В нашем храме записки принимают за пожертвования, а сколько положить — человек решает сам, — рассказывает прихожанка одного из московских храмов Вера.

Считать, сколько человек может потратить за визит в церковь, абсолютно бессмысленно, уверена она. Ведь основная «статья расходов» — это вовсе не свечи и записки, а сами пожертвования.

— У нас после службы стоят у выхода люди с подносами для пожертвований — тоже прихожане, которые помогают храму. И всегда кто-то оставляет 10 рублей, а кто-то 5000 рублей.

Вывод: поход в церковь, если уж человек решил и свечку поставить, возьмём самую простую, и записки написать простые, обойдётся всего в 50—110 рублей в зависимости от храма. А если записки всё-таки заказные, то 90—210 рублей. Правда, свечки редко когда берут по одной. Впрочем, некоторые бабушки закупают их пачками в специальных магазинах и берут десяток с собой в церковь, а парочку покупают уже там, мол, надо же и в самой церкви свечки купить, ведь это тоже считается пожертвованием.

Ранее Medialeaks проводил эксперимент, пытаясь жить правильно в пост.

Накануне в Самаре разгорелся скандал из-за того, что студентка Самарского экономического университета во время встречи с митрополитом Сергием задала вопрос о его дорогой машине и дороговизне свечей в церквях, а в ответ священнослужители назвали её «озлобленной свинюшкой». Medialeaks поговорил с девушкой о реакции в вузе и соцсетях.

Источник: https://medialeaks.ru/2904okh_xram/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *