На­след­ство

— Я вам хо­чу про­чи­тать од­ну ис­то­рию из Афон­ско­го из­да­ния 1914 го­да о по­движ­ни­ках бла­го­че­стия XVIII-XIX ве­ка. Это за­ме­ча­тель­ное чте­ние, ко­то­рое по­ка­зы­ва­ет, как про­дол­жа­лась ре­ли­ги­оз­ная жизнь в ан­ти­кле­ри­каль­ном XVIII ве­ке. Там есть в част­но­сти чу­дес­ная ис­то­рия о ни­чем осо­бен­но не про­сла­вив­шем­ся Елец­ком свя­щен­ни­ке от­це Иоанне Бо­ри­со­ве. Слу­шай­те. «Отец Иоанн имел ха­рак­тер пря­мой и нельсти­вый, не бо­ял­ся об­ли­чать и боль­ших бо­га­чей, коль ско­ро за­ме­чал за ни­ми ка­кие ли­бо ху­дые по­ступ­ки. Был в го­ро­де Ель­це бо­гач Ки­рилл Пет­ро­вич Же­луд­ков. Он был охот­ник меж­ду про­чим до ста­туй и осо­бен­но до из­ва­я­ний язы­че­ских бо­гов. Непри­ят­но бы­ло это для от­ца Иоан­на, по­доб­но то­му, как свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну непри­ят­но бы­ло ви­деть та­ко­вые из­ва­я­ния при до­ме Пет­ра Ве­ли­ко­го в Во­ро­не­же. И вот он при­хо­дит к лю­би­те­лю ста­туй и го­во­рит: «Ки­рилл. Ис­тре­би еса­у­ла мед­но­го, ко­то­рый сто­ит у врат тво­их, вы­су­нув язык на храм Бо­жий. Ис­тре­би и дру­гие ста­туи! Эти идоль­ские из­ва­я­ния на бал­коне тво­е­го до­ма! За­чем они те­бе? Или ты за­был, что ты хри­сти­а­нин, а не языч­ник? Ис­тре­би их! Не со­блаз­няй ими на­род и не сра­ми се­бя». Ки­рилл Пет­ро­вич по­слу­шал­ся его, толь­ко не вполне. Еса­у­ла он уни­что­жил, а про­чие ста­туи оста­лись це­лы. Оскор­би­тель­но бы­ло для от­ца Иоан­на та­ко­вое непол­ное по­слу­ша­ние. Впро­чем, очень ско­ро по­сле то­го неча­ян­ный слу­чай увен­чал успе­хом его же­ла­ние. Идет ми­мо до­ма Же­луд­ко­ва ме­ща­нин Ту­ли­нов, и, встре­тив­шись с от­цом Иоан­ном, го­во­рит ему: «Ба­тюш­ка! Бла­го­сло­ви ме­ня раз­бить ста­тую на бал­коне! Эти идо­лы нас, пра­во­слав­ных хри­сти­ан, сму­ща­ют». «Хо­ро­шо, ба­го­слов­ляю. Раз­бей!» Тот бро­сил боль­шой ка­мень в од­ну, и с Ве­не­ры го­ло­ва со­ско­чи­ла. «Бла­го­сло­ви ме­ня раз­бить дру­гую!» «Бла­го­слов­ляю». Тот опять бро­сил дру­гой ка­мень, и Юпи­тер рас­сы­пал­ся! Же­луд­ков вски­пел гне­вом, ве­лел пой­мать ви­нов­но­го. Его пой­ма­ли и как пре­ступ­ни­ка по­ве­ли в по­ли­цию, а из по­ли­ции ско­ро пре­про­во­ди­ли в тю­рем­ный за­мок. Отец Иоанн, узнав об этом, по­слал за­пис­ку к Же­луд­ко­ву и ви­нов­но­го тот час осво­бо­ди­ли. Из­ва­я­ний же идоль­ских Же­луд­ков с тех пор впе­ред уже не за­во­дил, и да­же те, ко­то­рые в са­ду сто­я­ли, уни­что­жил». Вот это ис­то­рия! И это яв­но на­сле­дие свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на.

Вик­тор Мар­ко­вич Жи­вов за­хлоп­нул кни­гу. Мы долж­ны бы­ли го­во­рить о свя­ти­те­ле Мит­ро­фане Во­ро­неж­ском, но раз­го­вор упор­но пе­ре­клю­чал­ся на цар­ство­ва­ние Пет­ра.

Пер­вая встре­ча

Цар­ство­ва­ние на­ча­лось с за­го­во­ра. В ап­ре­ле 1682 го­да умер стар­ший брат Пет­ра – царь Фе­дор Алек­се­е­вич. В ре­зуль­та­те борь­бы за власть в сре­де бо­яр­ских груп­пи­ро­вок, де­ся­ти­лет­не­го Пет­ра объ­яв­ля­ют но­вым ца­рем. Но через ме­сяц, си­ту­а­ция ме­ня­ет­ся. Еще од­но вос­ста­ние в Москве, сно­ва про­ли­ва­ет­ся кровь, и вот Петр уже цар­ству­ет вме­сте со сво­им свод­ным бра­том Ива­ном Алек­се­е­ви­чем.

В том же ап­ре­ле 1682, в са­мых пер­вых его чис­лах, сжи­га­ют на ко­ст­ре про­то­по­па Ав­ва­ку­ма, цер­ков­ный со­бор учре­жда­ет но­вые епар­хии для борь­бы с рас­ко­лом. Сре­ди та­ких но­вых епар­хий — Во­ро­неж­ская, вы­де­лен­ная из огром­ной Ря­зан­ской. В Моск­ву, на по­став­ле­ние в епи­ско­па но­вой ка­фед­ры при­ез­жа­ет игу­мен Ун­жен­ской оби­те­ли Мит­ро­фан и ста­но­вит­ся неволь­ным сви­де­те­лем кро­ва­вых сцен пер­во­го стре­лец­ко­го вос­ста­ния и рас­прей бо­яр. 25 июня 1682 го­да но­во­по­став­лен­ный свя­ти­тель участ­во­ву­ет в вен­ча­нии на цар­ство юных го­су­да­рей — Иоан­на и Пет­ра. Так встре­ти­лись на сво­ем пер­вом ис­то­ри­че­ском пе­ре­крест­ке за­пу­ган­ный кро­ва­вым бун­том маль­чик и умуд­рен­ный опы­том, по­чти ше­сти­де­ся­ти­лет­ний игу­мен.

На­гая Ве­не­ра не в счет

Пер­вое вре­мя Петр не по­ка­зы­вал сво­е­го от­но­ше­ния к Церк­ви. Ну а раз­ные «иг­ры» не в счет.

— До воз­вра­ще­ния из-за гра­ни­цы, ко­гда он на­чи­на­ет брить бо­ро­ды и ме­нять ле­то­ис­чис­ле­ние, Петр, в об­щем, цер­ков­ны­ми де­ла­ми не за­нят. Ко­щун­ству­ет по­не­множ­ку. Но, это не вос­при­ни­ма­ет­ся на­ро­дом, как что-то ужас­ное. Все­шу­тей­ный со­бор на Мас­ле­ни­цу разъ­ез­жа­ет в са­нях по Москве ре­ке. И что ж? Это про­сто иг­ры, мас­ле­нич­ные гу­ля­нья.

Соб­ствен­но по-на­сто­я­ще­му Петр на­чал пра­вить по­сле по­дав­ле­ния стре­лец­ко­го бун­та 1689 го­да. То­гда он каз­нил пуб­лич­но 2000 че­ло­век. Это бы­ло страш­но.

— Пат­ри­арх Адри­ан, хо­тя и вел по­ли­ти­ку гиб­кую, но тут явил­ся с ико­ной в ру­ках пе­ча­ло­вать­ся к ца­рю. Но Петр его про­гнал с по­зо­ром. Ска­зал: «за­чем ты при­шел сю­да с этой ико­ной! Бог нас под­дер­жи­ва­ет, а не этих мя­теж­ни­ков». При­ро­да пе­ча­ло­ва­ния в том, что царь дол­жен быть ми­ло­серд­ным, это очень дав­няя тра­ди­ция. А тут царь про­гнал. Это бо­лее вы­ра­зи­тель­ная си­ту­а­ция, чем несчаст­ная на­гая Ве­не­ра в Во­ро­неж­ском двор­це.

Му­че­ник

— Этот эпи­зод был опи­сан ис­то­ри­ком Го­ли­ко­вым в его тру­де по ис­то­рии цар­ство­ва­ния Пет­ра I. Он был апо­ло­ге­том Пет­ра, и со­от­вет­ствен­но кон­фликт ца­ря и епи­ско­па ин­тер­пре­ти­ро­вал в сво­их тер­ми­нах: вот ка­кую снис­хо­ди­тель­ность про­явил Петр по от­но­ше­нию к вла­ды­ке, а мог бы сде­лать что-ни­будь со­всем дру­гое. Мы мо­жем ре­кон­стру­и­ро­вать эти со­бы­тия с дру­гой точ­ки зре­ния, как сам свя­ти­тель Мит­ро­фан мог вос­при­ни­мать этот кон­фликт. Он при­шел в цар­ский дво­рец в Во­ро­не­же, и уви­дел там ста­туи Мер­ку­рия, Гер­ку­ле­са, на­гую Ве­не­ру. То­гда «он по­во­ро­тил­ся на­зад и ушел». Об этом до­нес­ли Пет­ру. Петр при­ка­зал ему прий­ти опять, но Мит­ро­фан от­ве­тил: «По­ка Петр не убе­рет этих идо­лов, не мо­гу вой­ти во дво­рец». Петр опять по­сы­ла­ет за епи­ско­пом и до­бав­ля­ет угро­зу «ес­ли он не при­дет, то ослу­ша­ни­ем при­дер­жа­щей вла­сти под­вергнет се­бя смерт­ной каз­ни». Что Мит­ро­фа­ну де­лать по­сле это­го? Он вос­при­ни­ма­ет эту си­ту­а­цию, как ти­пи­че­скую, про ко­то­рую он мно­го раз чи­тал в жи­ти­ях му­че­ни­ков, ко­гда их при­зы­ва­ли нече­сти­вые рим­ские им­пе­ра­то­ры. Он го­то­вит­ся к му­че­ни­че­ству. Под ве­чер царь вдруг услы­шал бла­го­вест в боль­шой со­бор­ный ко­ло­кол. Так как на дру­гой день не бы­ло ни­ка­ко­го празд­ни­ка, то го­су­дарь ве­лел спра­вить­ся у свя­ти­те­ля о при­чине бла­го­ве­ста. «По­не­же мне, — от­ве­чал свя­той Мит­ро­фан, — от его ве­ли­че­ства ска­за­на смерть, то­го ра­ди я, яко че­ло­век греш­ный, дол­жен пред смер­тию сво­ею при­несть Гос­по­ду Бо­гу по­ка­я­ние и ис­про­сить гре­хов сво­их про­ще­ние со­бор­ным мо­ле­ни­ем и для се­го я на­зна­чил быть все­нощ­но­му бде­нию».

Вре­мя без свя­тых

– Как ве­лась эта осто­рож­ная по­ли­ти­ка? На­при­мер, ка­но­ни­за­ция свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на толь­ко тре­тья по сче­ту за все вре­мя от на­ча­ла XVIII до се­ре­ди­ны XIX в. (Свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го ка­но­ни­зи­ро­ва­ли в 1832 го­ду. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми). Но­вых чу­до­твор­ных икон то­же прак­ти­че­ски не по­яв­ля­ет­ся. Бо­лее то­го, за из­ве­стия об их яв­ле­нии на­чи­на­ют пре­сле­до­вать. У нас мно­го ис­то­рий о том, как на­чи­на­ют пре­сле­до­ва­ния за «ис­поль­зо­ва­ние свя­тынь в ко­рыст­ных це­лях». Та­кая по­ли­ти­ка вла­сти вно­си­ла рас­кол в об­ще­ство.

Сей­час у нас со­вер­шен­но дру­гая си­ту­а­ция. Я не мо­гу ска­зать, что ны­неш­няя власть от­ли­ча­ет­ся бла­го­че­сти­ем, но она яв­но не бо­рет­ся с Цер­ко­вью. В 1920-е го­ды Цер­ковь нуж­да­лась в за­щи­те. А сей­час от ко­го ее за­щи­щать? У нас, ко­неч­но, есть неко­то­рое ко­ли­че­ство без­бож­ни­ков, но это нор­маль­ное де­ло. Сей­час уже по­чти не оста­лось го­су­дарств с од­но­род­но-ре­ли­ги­оз­ным на­се­ле­ни­ем. Те­перь Церк­ви нуж­на толь­ко лю­бовь и тер­пи­мость.

Пас­тырь для непод­власт­ных

Лю­бовь и тер­пи­мость по­тре­бо­ва­лись и но­во­му епи­ско­пу. Неко­гда ему бы­ло про­те­сто­вать. За все­ми «де­ла­ми» 1682 го­да за­бы­ли ему дать на учре­жде­ние но­вой ка­фед­ры необ­хо­ди­мую сум­му де­нег. Да за­од­но за­бы­ли и по­за­бо­тить­ся о ме­сте его жи­тель­ства. Вла­ды­ка Мит­ро­фан пи­шет че­ло­бит­ные: «от­пу­щен из Моск­вы на Во­ро­неж в Смут­ное вре­мя, и ни­чем не по­жа­ло­ван». А паства, меж­ду тем, опять ему бы­ла да­на «на ис­прав­ле­ние». Еще из че­ло­бит­ной: «у нас ме­сто укра­ин­ское (окра­ин­ное – ред.) и вся­ко­го чи­ну лю­ди об­вык­ли жить непод­власт­но, по сво­ей во­ле».

Пе­ре­се­лен­цы, бег­ле­цы от тя­же­лой жиз­ни, ка­за­ки, рас­коль­ни­ки, без за­зре­ния со­ве­сти стро­ив­шие се­бе на при­дон­ской зем­ле пу­стынь­ки — ко­го толь­ко не бы­ло на воль­ной при­дон­ской зем­ле Во­ро­не­жа. И все они де­ла­ли свои де­ла очень да­ле­ко от Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та. Сво­е­го Ря­зан­ско­го ар­хи­пас­ты­ря во­ро­неж­цы не ви­де­ли ни­ко­гда. Го­ро­ду на тот мо­мент бы­ло толь­ко сто лет. И все эти го­ды на­се­ле­ние толь­ко и де­ла­ло, что за­щи­ща­лось от на­па­де­ний крым­ских та­тар.

По­мощ­ник ре­фор­ма­то­ра

Ин­ци­дент с «идо­ла­ми» про­изо­шел во вре­мя стро­и­тель­ства в Во­ро­не­же ца­рем двух фре­га­тов и два­дца­ти трех га­лер для пред­сто­я­ще­го Азов­ско­го по­хо­да. В это вре­мя Петр по­сто­ян­но ез­дит на свои во­ро­неж­ские вер­фи, а у свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на по­яв­ля­ют­ся но­вые за­бо­ты. С од­ной сто­ро­ны у на­се­ле­ния на­ко­нец-то есть ра­бо­та, но с дру­гой сто­ро­ны при­е­ха­ло мно­го ино­стран­цев ино­вер­цев, ко­то­рые ос­но­ва­ли се­бе в Во­ро­не­же це­лые по­се­ле­ния. Паства вла­ды­ки опять под­вер­га­лась опас­но­сти со­блаз­не­ния раз­ны­ми про­те­стант­ски­ми штуч­ка­ми и за­пад­ным бес­чин­ством. Епи­скоп не уны­ва­ет и ока­зы­ва­ет неоце­ни­мую по­мощь ца­рю, объ­яс­няя на­ро­ду го­судар­ствен­ную необ­хо­ди­мость стро­и­тель­ства фло­та. Тя­го­ты, свя­зан­ные с по­строй­кой фло­та, раз­дра­жа­ли на­род, ко­то­рый вы­ра­жал свое недо­воль­ство в под­жо­гах и по­бе­гах. Мит­ро­фан ста­рал­ся успо­ко­ить всех и дей­ство­вал не толь­ко сло­вом, но и де­лом.

Не вла­ды­ка, а ба­тюш­ка

Мо­жет быть вла­ды­ка ка­ким то об­ра­зом за­ме­нил ца­рю от­ца? Мы это­го не зна­ем, но мо­жем на­блю­дать. «При­хо­дит празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, — пи­шет свя­ти­тель остро­гож­ско­му пол­ков­ни­ку Фе­о­до­ру Иоан­но­ви­чу Ку­ко­лю, пы­та­ясь в этих за­бо­тах не упу­стить слу­чая по­ра­до­вать и ца­ря Пет­ра — а на Во­ро­не­же со­бор­ная цер­ковь во имя Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­жа­луй, Фе­о­дор Иоан­но­вич, к та­ко­му чест­но­му празд­ни­ку и ра­ди при­ше­ствия ве­ли­ко­го го­су­да­ря, при­ка­жи про­мыс­лить све­жень­ко­го осет­ри­ка да бе­лу­жи­ны све­жей или хо­тя но­во­соль­ной. А у нас на Во­ро­не­же взять и со­ми­ны негде».
В 1700 го­ду вой­ны со Шве­ци­ей ста­ло нечем опла­чи­вать. Свя­ти­тель вы­дал из казне ар­хи­ерей­ско­го до­ма 4000 руб­лей «на жа­ло­ва­нье рат­ным лю­дям мор­ско­го во­ин­ско­го фло­та на Во­ро­не­же». Вско­ре го­су­дарь вы­нуж­ден был пе­ре­ли­вать на пуш­ки цер­ков­ные ко­ло­ко­ла. Во­ро­неж­ский епи­скоп опять при­шел на по­мощь: те­перь на стро­и­тель­ство ко­раб­лей бы­ло вы­да­но ца­рю 3000 руб­лей. В 1702 го­ду Петр опять при­е­хал в Во­ро­неж, и как сын по­ка­зы­ва­ет свои успе­хи от­цу, же­лая по­лу­чить за­вет­ное «я гор­жусь то­бой», он да­рит вла­ды­ке «пе­чат­ный чер­теж о Слю­сен­бур­хе», то есть изо­бра­же­ние взя­тия рус­ски­ми вой­ска­ми швед­ской кре­по­сти Но­те­бург, пе­ре­име­но­ван­ной впо­след­ствии в Шлис­сель­бург.

По­след­ние встре­чи

Од­на­жды, в 1699 го­ду епи­скоп раз­бо­лел­ся. Да так, что уже при­го­то­вил­ся уми­рать. Он ре­шил об­лечь­ся в схи­му. Но и тут по­слу­ша­ние оста­но­ви­ло его. Петр при­е­хал к нему и стал от­го­ва­ри­вать. Мит­ро­фан по­слу­шал­ся ца­ря, как все­гда, ра­ди ми­ра и люб­ви слу­шал­ся власть иму­щих.

23 но­яб­ря 1703 го­да епи­ско­па не ста­ло. За вре­мя сво­ей про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни свя­ти­тель все сам при­го­то­вил к сво­им по­хо­ро­нам. Не имея соб­ствен­ных средств, он про­сит, чтобы воз­на­граж­де­ние за по­ми­но­ве­ние вы­да­ва­лось из до­мо­вой ар­хи­ерей­ской каз­ны. На смерт­ном од­ре он на­ко­нец ис­пол­нил свое же­ла­ние и был по­стри­жен в ве­ли­кую схи­му с име­нем Ма­ка­рий, но лечь в гроб в ку­ку­ле и ана­ла­ве, как он хо­тел, ему опять не уда­лось. Царь не раз­ре­шил: «прео­свя­щен­но­му епи­ско­пу в схи­мо­на­ше­ском чи­ну из до­му не ис­хо­дить» пи­сал царь в от­вет на прось­бу. То есть, свя­ти­тель мог но­сить одеж­ду схи­мо­на­ха толь­ко до­ма, а вне его дол­жен был по­яв­лять­ся в оде­я­нии, при­сво­ен­ном са­ну епи­ско­па. И хо­ро­ни­ли его так­же в епи­скоп­ском об­ла­че­нии.

Да и в лю­би­мой Зо­лот­ни­ков­ской пу­сты­ни свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну не суж­де­но бы­ло упо­ко­ить­ся. Со сми­ре­ни­ем он сам при­зна­ет в сво­ем за­ве­ща­нии, что не на­хо­дит воз­мож­ным там «по­гре­бе­ну бы­ти». Слиш­ком да­ле­ко вез­ти.

На по­хо­ро­нах царь Петр лич­но нес гроб свя­ти­те­ля, мо­жет быть един­ствен­но­го пас­ты­ря Церк­ви, ко­то­рый по­ко­рил Ве­ли­ко­го ца­ря сво­ей ве­ли­кой лю­бо­вью. «Не оста­лось у ме­ня та­ко­го свя­то­го стар­ца». – ска­зал Петр, ко­гда гроб опус­ка­ли в зем­лю.

Ири­на Се­чи­на

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Источник: https://azbyka.ru/days/p-svjatitel-mitrofan-voronezhskij-zhizn-s-carem

История Благовещенского кафедрального собора

Первый храм

Один из первых храмов на воронежской земле был посвящен особо почитаемому события новозаветной истории – Благовещению Пресвятой Девы. Располагался он на территории нынешнего главного корпуса ВГУ. Время созидания Благовещенского собора исследователи определяли по-разному. Е.А. Болховитинов датировал строительство 1620 годом; краевед С.Е. Зверев и архимандрит Димитрий (Самбикин) доказали, что в этом году речь шла о расширении уже существующей церкви. Н.И. Поликарпов полагал, что появление церкви относится ко времени основания крепости, т.е. к 1585 году. Храм был деревянный и, неоднократно, при пожарах, которые в то время уничтожали до половины городов, сгорал.

В 1682 году была создана Воронежская епархия, во главе которой был поставлен святитель Митрофан. В 1684 году он получил благословенную грамоту Патриарха Иоакима на строительство каменного соборного храма, и к 1690 году он был отстроен.

При святителе Митрофане Благовещенский собор стал церковным и духовным центром края.

Но, построенный на краю рва собор вскоре дал трещины и при митрополите Пахомии (Шпаковском) был отстроен новый каменный храм. В 1718 году он наконец обрел покой на предстоящие 200 лет. Под полом Благовещенского собора была устроена усыпальница для погребения архипастырей. Безусловно, собор неоднократно перестраивался, расширялись пределы, переделывались иконостасы. Собор действовал до 1929 года, и был закрыт вскоре после изъятия святых мощей первопрестольника земли воронежской.

В 1942-1943 годах, во время боевых действий, собор, занимаемые немецкими оккупантами, расстреливался советскими войсками, в результате чего был превращен в руины. В 1950 году на месте Благовещенского собора, входящего в архитектурный ансамбль Митрофанова монастыря, был построен главный корпус ВГУ.

История созидания нового собора

Десятилетия советского периода роль кафедрального собора выполнял Покровский храм (с 1948 года). В конце 90-х годов назрел вопрос о строительстве нового, более вместительного кафедрального собора. Местом для строительства нового собора, для которого было решено возродить название Благовещенского, был избран Первомайский сквер, устроенный в конце 1840-х годов как городской сад и пришедший на момент начала строительства в запустение. Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года №536 Воронежскому епархиальному управлению был выделен участок в центре сквера.

Проект собора в русско-византийском стиле был выполнен архитектором Владимиром Петровичем Шевелевым. Внешне он напоминает взорванный Владимирский собор, построенный в Воронеже одним из учеников знаменитого Тона.

Первый камень в основание нового собора был заложен 28 августа — в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Богослужение при этом возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). При закладке собора присутствовали руководители области и города.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладку 15 ноября 1998 года, когда прибыл в Воронеж с первосвятительским визитом: «Сегодня был заложен камень в основание воссоздаваемого Благовещенского кафедрального собора города Воронежа. И вот, когда мы закладываем камни или освящаем воссозданные храмы, невольно задаешься вопросом: зачем было разрушать наши святыни, нашу историю, наше прошлое?

В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить… Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь.

И сегодня, когда мы стояли на цокольной части будущего храма, мы осознавали, что начало положено. И, может быть, сделано самое трудное, потому что фундамент каждого здания – это его основа, на которой будет возведено само здание. Призыв, который обратил Владыка митрополит к вам, ко всем жителям Воронежа, – принять участие в строительстве храма, – я думаю и убежден, найдет живой отклик в сердцах и душах людей – жителей этого города. Воссоздание соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы – это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов.

Если мы оглянемся на нашу историю и посмотрим на те храмы, которые сегодня стоят по лицу земли нашей, или на те, что были разрушены, – разве они создавались и строились в легкие времена? Да и были ли в нашей истории такие легкие времена? Напротив, как раз в трудные времена люди проявляют свою жертвенность и строят храмы как место молитвы, как место общения с Богом. Отсюда идет проповедь христианской веры. Здесь люди научаются жить по заповедям Божиим».

Спустя три года в этот же день был поднят купол, а в праздник Покрова Божией Матери освящен 12-метровый крест весом почти 5 тонн, который изготовлен и установлен специалистами Волгодонского инженерного центра «Грант».

23 марта 2002 года был освящен и поднят на звонницу Благовещенского кафедрального собора самый главный колокол. Его вес – 6 тонн. Главный «голос» будущего кафедрального собора был отлит по специальному заказу воронежским предприятием «Вера» (колокололитейный завод В. Анисимова).

2 августа 2002 года были освящены шестиметровые кресты для малых куполов собора.

В 2003 году было завершено строительство колокольни и 4 декабря 2003 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен крест и вместе со шпилем поднят на высоту 84 метра.

23-24 мая 2003 года Воронеж стал столицей Дней славянской письменности и культуры. На территории Благовещенского собора состоялось открытие памятника святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому (автор – скульптор И.П. Дикунов). Высота памятника – 8,5 метра, вес – 8 тонн. Он отлит из бронзы на заводе имени Коминтерна города Воронежа. Памятник установлен в сквере Благовещенского кафедрального собора, на главной аллее Первомайского сада, ведущей с проспекта Революции к храму. В августе 2003 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и глава администрации области В.Г. Кулаков выступили с инициативой завершить строительство в Воронеже Благовещенского кафедрального собора. Общественная палата Воронежской области от имени трехсот общественных организаций, действующих на территории нашей области, обратилась к воронежцам с предложением поддержать эту инициативу. «На Руси традиционно великие дела делались всем миром. И сегодня мы можем и должны все вместе завершить строительство кафедрального храма. Ведь «не хлебом единым жив человек», и для нашего народа всегда главным в жизни было нравственное и духовное начало. На счет фонда будут собираться денежные средства и направляться на завершение строительства Благовещенского храма. Фонд этот – народный, а потому – особый. Бюджет строительства будет абсолютно открытым и прозрачным», – говорится в обращении. 26 августа 2003 года был образован региональный общественный благотворительный «Фонд святителя Митрофания».

Значительные средства на строительство собора внес И.М. Шабанов. До 2003 года активно финансировал строительство Новолипецкий металлургический комбинат.

7 апреля 2004 года, в престольный праздник кафедрального собора – Благовещения Пресвятой Богородицы, во временном нижнем храме была совершена первая Божественная литургия. С тех пор в храме начались регулярные богослужения.

4 апреля 2007 года были освящены купола для угловых башен собора.

В 2005-2007 годах продолжается строительство стилобатной части и отделочные работы внутри Благовещенского кафедрального собора. Мощный стилобат, по объему частично совпадает с криптой – нижним храмом.

В 2008 году работа по завершению строительства значительно активизировалась.

23 октября 2009 года настоятелем Благовещенского кафедрального собора был назначен архимандрит Андрей (Тарасов) (ныне епископ Россошанский и Острогожский), который вместе с Свято-Троицким братством (мастерские города Щигры, Курская епархия) является автором иконостаса.

Иконостас решен несколько архаично и одновременно конструктивно: имея всего три ряда и высоту, оставляющий открытой половину центральной конхи, он выглядит впечатляюще и величественно. В местном ряду иконостаса – святые, наиболее почитаемые в Воронежской епархии. Царские врата представляют собой глубокий полукруглый портал, украшенный сплошной резьбой и крупными пластинами памирского лазурита; в центре каждой пластины закреплена позолоченная ажурная накладка с растительным узором. Клейма Царских врат также решены нетрадиционно, в духе южноевропейских храмов рубежа тысячелетий: полнофигурное Благовещение и в нижнем регистре – евангелисты попарно. Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей.

27 апреля 2009 года на состоявшемся в здании правительства области заседании общего собрания учредителей регионального общественного благотворительного «Фонда святителя Митрофания» было решено расширить число его учредителей. В их состав вошли губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников, глава города Воронежа Сергей Колиух и заместитель председателя правительства области Виктор Неженец. Было принято решение о завершении строительных и отделочных работ с помощью финансирования предприятий. Имена всех участников, которые вносят посильный вклад в строительство Благовещенского собора, вписываются в специальный соборный синодик, изданный Попечительским советом регионального общественного «Фонда святителя Митрофания». В Фонде была учреждена должность директора по строительству Благовещенского собора, который нёс ответственность за окончание строительных работ.

3 ноября 2009 года, накануне празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора прошла первая служба — Всенощное бдение. Службу возглавлял митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Начиная с 4 ноября, богослужения в Благовещенском кафедральном соборе совершаются ежедневно.

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. По этому случаю, 5 и 6 декабря в Воронеже проходили масштабные торжества, в которых приняло участие большое количество горожан и гостей города. По разным оценкам, в ходе мероприятий, приуроченных к открытию собора, приняло участие до десяти тысяч человек.

5 декабря состоялся Крестный ход — из Покровского собора в Благовещенский были перенесены честные мощи святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского и священномученика Петра, архиепископа Воронежского. После этого, в новом храме состоялось праздничное Всенощное бдение.

6 декабря, в день памяти святителя Митрофана, состоялось официальное открытие Благовещенского собора. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий отслужил праздничную Божественную литургию.

18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора. Святейший Патриарх передал в дар кафедральному собору Руденский образ Божией Матери с памятной надписью.

Величественный Благовещенский собор Воронежской митрополии является не только местом молитвы и украшением центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения нашего государства.

Источник: https://sobor-vrn.ru/o-sobore/

История

В 1892 году было принято решение о создании Елизаветинского приюта для детей-сирот до семи лет совместно с существовавшим с 1877 года Ольденбургским приютом, располагавшимся на территории, принадлежавшей Высоко-Петровскому монастырю. 17 мая (4 мая по старому стилю) 1893 года приют с нововозведённым двухэтажным помещением был открыт и освящён. На церемонии присутствовала великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Вскоре встал вопрос о строительстве храма при приюте, поскольку ближайший Благовещенский храм в Петровском парке располагался в более чем километре от приюта. Вопросами строительства занялся купец, благотворитель, казначей Московского совета детских приютов Митрофан Грачёв. Получив благословение митрополита Московского Сергия на строительство храма, он поручил разработку проекта архитектору Георгию Кайзеру. 12 мая 1894 года проект был утверждён. Строительство закончено через год с небольшим, а 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1895 года, в день празднования Казанской иконы Божией матери храм был освящён.

После смерти Грачёва его вдова Варвара Николаевна выстроила рядом с храмом двухэтажный дом причта. Над северной частью храма была устроена усыпальница, где похоронили Грачёва, правда, позже, перед закрытием храма его прах перенесли на Введенское кладбище.

В 1922 году приют был закрыт. Помещения использовались под коммуналки. В 1930-х годах территория была разделена между Машиностроительным заводом имени Калинина и Метростроем, использовавшими помещения приюта под общежития. В 1960-х годах на территории было построено многоэтажное конструкторское бюро авиационного завода «Горизонт».

Храм действовал до 1935 года. Храм пытались занять обновленцы, но тогдашнему священнику отцу Владимиру Медведюку удалось отстоять храм. После закрытия в здании церкви располагались заводское училище, ремонтная база, а во время Великой Отечественной войны — столовая. После войны здесь помещались спортивная школа, заводской склад. С 1985 года здание пустовало.

Здание было возвращено Русской православной церкви в феврале 1990 года. К моменту передачи храм находился в аварийном состоянии: отсутствовала крыша, была сломана колокольня, повреждено убранство. Проект восстановления церкви и дома причта безвозмездно выполнил архитектор Сергей Кузнецов. 10 марта 1990 года состоялось освящение возвращённой церкви. К концу года завершилось возведение колокольни. Силами прихожан за два года церковь была полностью восстановлена. В 1992 году построен приходской дом. 5 ноября 1995 года храм освятил патриарх Алексий II. В 1996 году в доме причта была освящена домовая церковь в честь великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

При храме действуют воскресная школа, хоровая школа, школа иконописи и пять детских домов, общая численность их воспитанников составляет 50 брошенных детей. Община принимает активное участие в сборе средств на строительство Храма преподобного Андрея Рублёва на Верхней Масловке.

> Иконы и святыни

Особо почитается икона святителя Митрофана Воронежского, единственная сохранившаяся после закрытия храма.

> Духовенство

  • митрофорный протоиерей Димитрий Николаевич Смирнов
  • протоиерей Феодор Кречетов

Ссылки

  • История храма
  • Фотографии храма

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

Храм еп. Митрофана Воронежского на ХуторскойСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Северное викариатство, Всехсвятское благочиние

Контактная информация

ref.998@mail.ru +7 (495) 611-46-19 +7 (495) 611-23-62 http://www.blagodrevo.com Адрес: г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 40.

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Димитрий Смирнов
  • Расписание богослужений (общее кратко):ежедневно:
    08-00 — Божественная Литургия.
    17-00 — Вечерня. Утреня.
  • Престольные праздники:
    • еп. Митрофана Воронежского — Август 1 , Август 20 (Обретение мощей), Сентябрь 17 (Второе обретение и перенесение мощей), Декабрь 6 (день преставления)
    • св. Елисаветы Феодоровны — Июль 18 (день преставления)
  • Святыни:Чтимая икона свт. Митрофана Ворнежского (конец XIX века);
    Образ св. прпмц. вл. кн. Елисаветы (1994 г.).
  • Краткая историческая справка:Историческое название храма — «Церковь Митрофана, епископа Воронежского, при детских приютах вел. кн. Елисаветы Феодоровны и принца П. Г. Ольденбургского».
    Дата постройки последнего здания — 1894-1895 гг., архитектор Кайзер Г. А.
    Храм святителя Митрофана Воронежского был построен в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Федоровны на средства московского купца Митрофана Семеновича Грачева.
    В феврале 1990 года разоренный храм, обезглавленный, много пострадавший от пожара и водопроводных аварий, был возвращен Православной Церкви, настоятелем был назначен протоиерей Дмитрий Смирнов. От прежнего убранства сохранилась лишь большая икона святителя Митрофана Воронежского, которая пребывала в алтаре храма в честь иконы «Нечаянная Радость».
    10 марта 1990 года состоялось освящение возвращённой церкви.
    За два года церковь была полностью восстановлена силами прихожан. Проекты реставрации храма и нового дома причта безвозмездно выполнил архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов. Завод Калинина выделил автомашины, лопаты, носилки для вывоза мусора; стройматериалы и деньги собирали всем миром. Храм вновь обрел благолепный вид: отстроена колокольня и купол. Интерьер церкви изменился, ее украшает резной иконостас работы Д. М. Шаховского и мозаичный алтарь, выполненный группой художников-монументалистов (руководитель А.Д. Корнаухов), заново расписаны стены художниками С. Добрыниным и В. Соловьевым.
    5 ноября 1995 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм великим чином.

Источник: http://mitrofanhutor.moseparh.ru/

Жизнеописание

Семья

Его родители принадлежали к духовному званию, по словам самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел сына.

Монах и игумен

В сорок лет Михаил овдовел. В 1663 году был пострижен в монашество с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. Во время его настоятельства в монастыре был построен новый Спасский храм, который был снабжён всей необходимой церковной утварью.

С 1675 года Митрофан являлся игуменом Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых. Под его руководством и в этой обители был сооружён новый храм — каменный Благовещенский с трапезною и колокольней, освящённый в 1680.

В 1677 по поручению Патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского с уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году, одновременно с настоятельством в Унженском монастыре, он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

Воронежский архиерей

2 (12) апреля 1682 года назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учреждённой кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений. На территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» (украинское в данном случае означало окраинное).

Митрофан Воронежский (икона XIX века)

В конце августа 1682 епископ прибыл в свою епархию. В житии святителя Митрофана даётся такая оценка его деятельности в качестве правящего архиерея:

Как опытный хозяин, радеющий об имуществе церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святой Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал своё служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам.

В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный пятиглавый, также освящённый к 1692 в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и ставший в то время самым большим зданием города. Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина. Епископ принимал меры к повышению нравственного уровня как монашествующих, так и белого духовенства, заботился об их авторитете, защищал священников от притеснений со стороны мирян. Был строгим, но справедливым архипастырем. Активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в сёлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии. Много занимался благотворительностью, по словам биографа владыки, «дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения».

Епископ Митрофан и царь Пётр I

Митрофан Воронежский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).

В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж:

Государь пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя. В последующем он не изменил своё негативное отношение к европейским обычаям и включил в своё духовное завещание резкое предостережение патриарха Иоакима против сближения с иноземцами. Несмотря на это, он до самой смерти пользовался расположением царя, с которым в последний раз встречался в 1702.

Болезнь и кончина

В августе 1703 года епископ Митрофан тяжело заболел. 10 (21) августа 1703 года был пострижен в схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря, в котором был игуменом до своей архиерейской хиротонии. В своём завещании, в частности, писал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

23 ноября (4 декабря) 1703 года святитель Митрофан скончался, при его погребении 4 (15) декабря 1703 года присутствовал царь Пётр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения Пётр I сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами». Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа.

Почитание

Мощи

Поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела святителя Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание святителя Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

Канонизация

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти: 23 ноября (6 декабря) преставление, 19 июля (1 августа), 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989).

В прославлении святителя Митрофана Воронежского активно участвовал Алексей Александрович Павлов, зять генерала Ермолова, бывший камергер Двора, о чем в беседе с Мотовиловым на Пасху 1835 года сказал святитель Антоний: «он так много служил святителю Митрофану и так сильно и деятельно содействовал открытию святых мощей святителя Митрофана, что я считаю его не только к себе самому, но и к святителям Воронежским Митрофану и Тихону искренно близким человеком».

Храмы и монастыри

Памятник в Воронеже

Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую 29 июня 1833 года освятил митрополит Филарет.

В Москве существуют храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке. В Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 году.

В Петербурге в 1847 году на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 году.

На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 году и возрождённая в 2000 году. В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 году был освящён храм Митрофана Воронежского. В 2003 году был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.

Памятник

В 2003 году в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану. Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского.

Иное

В Воронеже действует православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.

В сентябре 2007 года на базе исторического факультета Воронежского государственного университета прошла межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского — выдающегося церковного и государственного деятеля». Выступая на них, исполняющий обязанности ректора Воронежской духовной семинарии иеромонах Иннокентий (Никифоров) заявил:

Святитель Митрофан даровал нам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего своё Отечество и стремящегося к его благу. В трудное для нашей страны время петровских реформ он оказался выше и политиков-реформаторов, ставивших цель всё в России изменить на западный манер, и стремящихся к изоляции и замкнутости раскольников-старообрядцев и их сторонников. Он сумел быть верным чадом Царю Небесному и бескомпромиссным верноподданным царю земному.

В храме Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе в Москве хранится скуфья святого.

Литература

  • Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. — Воронеж, 1904.
  • Иванов И. А. Святитель Митрофан Воронежский в его духовно-нравственном образе и в его святительском служении : Смысл и значение почитания святых. — Воронеж, 1910. — 57 с.
  • Макарий (Соболев) (монах). Петр Великий, Митрофан Воронежский и монахи //Православие в Карелии : материалы III региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов (16-17 октября 2007 года, г. Петрозаводск). — Петрозаводск, 2008. — С. 343—349.
  • Поликарпов Н. И. Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский. — СПб., 1899. — 25 с.
  • Святитель Митрофан Воронежский: К 300-летию памяти первого Воронеж. епископа: Библиогр. указ. / Сост. М. А. Прыткова. — Воронеж, 2003. — 60 с.
  • Склобовский Д. Я. Святый Митрофан, первый епископ Воронежский и чудотворец. — М., 1888. — 31 с.
  • Соколов Н. М. Святые Земли Русской: К двухсотлетней годовщине со дня кончины св. Митрофана Воронежского (23 нояб. 1903 г.). — СПб., 1903. — 48 с.
  • Житие
  • Духовное завещание епископа Воронежского Митрофана
  • Биография
  • Краткая биография
  • Молитвы, тропарь и кондак святителю Митрофану
  • Акафист святителю Митрофану
  • Сайт храма святителя Митрофана в Воронеже
  • Сайт храма святителя Митрофана при Уфимском юридическом институте

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *