О сгоревшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

Успенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Когда мы учились в МАРХИ, на обложке одного их наших пособий по начертательной геометрии был чертёж церкви, до боли напоминавшей ту, которой теперь нет. Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы — это знаковый объект не только для нас — архитекторов — но и для всей русской культуры.

10 августа 2018 года она сгорела. И это единственное, что сегодня заставило наши сми хоть слово сказать о том, в каком состоянии пребывают памятники культуры нашего народа. Мы попросили прокомментировать случившееся ведущих специалистов по русскому деревянному зодчеству.

Первое упоминание об Успенской церкви на этом месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году. Это храм прионежской школы шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. Она была самым высоким деревянным сооружением в Карелии (42 метра высотой). Церковь была построена на закате северного деревянного зодчества в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания 1769-1771 годов.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

По Декрету 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», всё церковное имущество передавалось в ведение отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.

В августе 1926 года церковь была осмотрена Онежской экспедицией под руководством известнейшего русского реставратора И. Э. Грабаря, в которой участвовали такие глыбы нашей реставрации, как архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

В 1960 году решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

«Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.» — академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников.

В церкви был иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей». Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

«Успенская Церковь в г. Кондопога является памятником федерального значения 1774 года постройки, а так же является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В настоящее время здание церкви не является собственностью Русской православной церкви, богослужения в ней не совершаются, последний священник — о. Иоанн Лядинский был расстрелян в 1937 году. Одна из версий пожара – неосторожные действия туристов», – говорится в заявлении Петрозаводской и Карельской епархии.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

В 2014 году она уже была в плохом состоянии, из-за прогнивших нижних венцов храм накренился на целый метр.

10 августа 2018 года церковь, вместе со всеми иконами, среди которых были особенно ценные, полностью сгорела. По предварительным данным, пожар возник из-за неосторожного обращения с огнём туристов. Власти Карелии не исключают восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи, однако средства так и не были выделены. Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства.

Мы задали вопрос о произошедшем ведущим специалистам по русскому деревянному зодчеству в нашей стране.

Сергей Куликов, главный архитектор ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», председатель Технического комитета «Культурное наследие» при Федеральном агентстве по нормативному регулированию и стандартизации:

Нужна система сохранения, именно сохранения, а не система финансирования как сейчас. Ведь деньги увы качество не определяют. Пока не будет внятной государственной политики в этой сфере, пока не будет целевого отраслевого департамента или иной государственной институции в данной сфере, так оно и будет. Должен быть национальный план сохранения, а не ежегодная программа на тему: «а давайте чего-нибудь сохраним». Должен быть мониторинг, критерии вмешательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, нужна ответственность регионов и сохранение реставрационного сообщества и т.п. и т.д. Говорено много, но реальность она в факеле Кондопоги.
Необходимость рассматривать культурное наследие как один из факторов устойчивого развития территорий, социально-общественной стабильности. Тогда и деревянным, и не только, памятникам место в этом развитии найдётся.

Упенская церковь в Кондопоге. Фотография: wikipedia.

Ольга Севан, кандидат архитектуры, президент Российского Комитета по сёлам и малым городам:

Невероятная потеря, церковь Успения Божией Матери, расположенная на территории города Кондопога. Нет такого храма, не было в России в сравнении с этим. Храм был построен в 1774 году на небольшом мысе, вдающемся в Онежское озеро, и является одним из самых высоких деревянных церквей на территории республики. Это мирового уровня сооружение, пропорции, красота, которую нельзя было трогать, только осторожно реставрировать и поддерживать. Эта Церковь стояла первая в списке деревянных памятников на включение в ЮНЕСКО. Это трагический день для русского деревянного зодчества, которое и так уже столько потеряло за последние десятилетия…

Михаил Мильчик, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и министерстве культуры РФ:

Гибель Успенской церкви в Кондопоге — невосполнимая утрата не только для нашего архитектурного наследия. Россия лишилась одной из самых гармоничных церквей, которую часто — и справедливо называли лебединой песней русского деревянного зодчества. Удивительное дело: она пережила войны ХХ века, за время гонений на религию потеряла лишь рядом стоявшую колокольню, не была перестроена и сохранила в целости интерьер — замечательный иконостас, расписной потолок —»небо», огромные резные столбы в трапезной… Погиб последний подлинный интерьер деревянных храмов России! С горечью должен сказать, что это не случайность, не рок: сгорели в 1985 г. ансамбль погоста в Усть-Коже, в 1997-м в Верхней Мудьюге, в 2002-м уникальная церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике, в 2013-м Покрово-Власиевская церковь с не менее ценным интерьером в Лядинах, недалеко от Каргополя. И это далеко не полный список наших скорбных потерь только за последние десятилетия.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Вне зависимости от того, что послужило конкретной причиной пожара в Кондопоге, этого следовало ожидать: десятилетия мы говорим и пишем о необходимости оснащения всех памятников деревянной архитектуры, стоящих на государственной охране, средствами автоматического пожаротушения. И что? И ничего! Два года назад разработана Концепция сохранения деревянного зодчества России. И что? И ничего! Власть не беспокоит исчезновение культурного наследия России. Она не понимает, что так подрубаются корни национальной идентичности.

И вот мы уже слышим от Министерства культуры Карелии: сохранились обмеры, а потому церковь можно восстановить. Были бы деньги! Там искренне не понимают, что подлинный памятник не восстановим в принципе. Он погиб навсегда. Можно лишь построить макет, как это десять лет назад под моим руководством было сделано с многоглавой Анхимовской церковью. Там были не только обмеры, но и неосуществленный проект реставрации. Тем не менее, мы получили лишь напоминание о погибшем шедевре.

Пожар Успенской церкви в Кондопоге.

Источник: https://pravoslavie.ru/115050.html

Реквием: Успенская церковь в Кондопоге

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге стоит на мысу, вдающимся в воды Чупа-губы (Кондопожская губа Онежского озера). Издали виден её изящный силуэт. Поэтому снова оказавшись в Карелии летом 2017 года, я не могла не побывать в этом месте. Правда, сама Кондопога за прошедшее время практически не изменилась, оставив весьма двойственное впечатление. Особое приключение нас ждало, когда мы отправились на машине на поиски Успенской церкви – на многих сайтах указан неправильный адрес.

UPD. 10 августа 2018 года Успенская церковь в Кондопоге сгорела, восстановлению не подлежит. Это страшная потеря для всей России. По предварительным данным, пожар начался с крыльца. Как сообщает ТАСС, по версии следствия, поджигателем стал 15-летний подросток, гостивший у бабушки недалеко от церкви в городе Кондопоге. Подростку назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза. С учетом возраста он помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей на 30 суток.

♦ По теме: Онежское озеро и окрестности: достопримечательности и интересные места

Успенская церковь в Кондопоге

Немного об истории Кондопоги

Первое письменное упоминание о поселении на месте Кондопоги относится к 1495 году. В последующее время оно относилось к территории Никольского Шуйского погоста, объединяющего к XVII веку около 130 деревень окрестных островов и Заонежья.

В середине XVIII века в деревнях Тивдия и Белая Гора недалеко от Кондопоги были открыты месторождения мрамора – Тивдийская мраморная ломка. Богатый оттенками тивдийский мрамор поставлялся в Санкт-Петербург, который использовался, в том числе, при строительстве Казанского и Исаакиевского соборов, Зимнего дворца, Таврического дворца, Михайловского (Инженерного) замка, Мраморного дворца, в отделке дворцовых залов Петергофа и Царского Села, других выдающихся сооружений.

Кондопога превратилась в перевалочный пункт, откуда добытый мрамор отправляли в столицу Российской Империи. Неудивительно поэтому, что во внешнем облике и внутреннем убранстве Успенской церкви мы найдем элементы классических архитектурных произведений, а влияние барокко и раннего классицизма распространится отсюда по всему Обонежью – барочные иконостасы в церквях, в крестьянских домах — фигурные барочные наличники на окнах, витые колонки и трехарочные завершения балкончиков светелок, пышный резной декор, ставший «визитной карточкой» деревянного зодчества Прионежья XIX века. (А.В.Ополовников. «Сокровища русского Севера», М., 1989)

В Кондопоге и других селах нередко вспыхивали крестьянские восстания. Самым крупным было Кижское восстание 1769-1771 годов. Тогда на Кижском погосте собрались две тысячи крестьян, требующих улучшения условий труда на Олонецких горных заводах: для ведения войны с Турцией России требовалось большое количество пушек, ядер и другого оружия, местное население было согнано на заводы, на занятие сельским хозяйством уже не оставалось ни времени, ни сил. Вскоре бунт охватил значительную часть территории Карелии. Восстание было жестоко подавлено.

♦ По теме: Под парусом в Кижи

Успенская церковь, построенная в 1774 году, стала храмом-памятником погибшим в Кижском восстании.

♦ По теме: Музей промышленной истории Петрозаводска: от Петровских заводов к Онежскому тракторному заводу

К концу XIX века в Кондопоге насчитывалось 48 домов, 300 жителей, 2 церкви и училище. В начале XX века Кондопожская волость стала частью Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1916 году началось строительство Кондопожской гидроэлектростанции, одной из старейших в России, использующей сток реки Суны и озера Сандал. Она является нижней ступенью Сунского каскада ГЭС. Пуск первого гидроагрегата был произведен уже после революции, в 1929 году.

♦ По теме: Вулкан Гирвас, Гирвасское водохранилище, река Суна и Пальеозёрская ГЭС

В 1923 году в Кондопоге началось строительство бумажной фабрики — Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, ставшего одним из крупнейших производителей газетной бумаги в России и Европе. К сожалению, в значительной степени из-за него отравляются воды Кондопожского залива Онежского озера, страдает окружающая среда.

Несмотря на свою живописность, Кондопожская губа не пользуется популярностью среди туристов-водников. Во время своих путешествий по Онежскому озеру мне не раз приходилось видеть вблизи Кондопоги внезапное помутнение воды, ощущать жуткий запах.

Кондопожская губа Онежского озера

Остров напротив Успенской церкви

Валун и остров

В годы Великой Отечественной войны Кондопога находилась в зоне финской оккупации. В 1950-е годы Кондопога была объявлена всесоюзной ударной стройкой.

Железнодорожный вокзал в Кондопоге

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Кондопоге, 2004-2009 годов постройки

Дворец искусств в Кондопоге

Мемориал и братская могила погибших в Великой Отечественной войне

Крупнейшая в Карелии Кондопожская лютеранская церковь 2002-2004 годов постройки

Главной достопримечательностью Кондопоги является Успенская церковь. Именно ради нее и стоит ехать в этот небольшой карельский городок и «любоваться» промышленными пейзажами. Но оно того стоит.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге

На высоком гранитном мысу, вдающемся в Чупа-губу, высится изящный храм, вершина русского шатрового деревянного зодчества. В прошлом он служил знаком для моряков, идущих в Кондопогу.

Это не первый храм на этом месте. Первое упоминание о церкви, принадлежавшей Никольскому Шуйскому погосту, относится в 1563 году. После поражения России в Ливонской войне этот храм был разрушен, однако к 1585 году был построен новый, разрушенный в Смутное время. К 1616 году была поставлена третья Успенская церковь, впоследствии разобранная из-за ветхости. Таким образом, нынешний храм – четвертый по счету. (сайт sobory.ru)

Успенская церковь

Успенская церковь представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Её высота составляет 42 метра (встречаются также цифры 45 и 48 метров). Храм очень пропорционален: высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, высота четверика и его ширина имеют соотношение 1:2.

Маковка

Успенская церковь удивительно гармонична – благодаря тройному расширению кверху центрального столпа, при взгляде снизу гасится перспективное сужение восьмерика, башня-шатер, вздымающая ввысь, словно увеличивается в размерах.

Успенская церковь

Такое расширение называется повалом – «плавное расширение верхней части сруба непосредственно под кровлей за счёт выпуска наружу венцов. При этом длина наружных остатков брёвен также увеличивается, образуя подобие карниза.» (Википедия)

Средний повал восьмерика украшает фронтонный тесовый пояс. И повал, и пояс имеют не только декоративное, но и утилитарное значение, отводя как можно дальше потоки дождя от нижних венцов сруба, максимально подверженных гниению.

Стены Успенского храма

Нижние венцы Успенской церкви стоят на основании из валунов.

Венцы Успенской церкви

Нижний венец Успенской церкви

Венцы Успенской церкви

К центральному столпу пристроена большая по объему трапезная, украшенная двумя легкими консольными крыльцами. Их входы, вопреки традиции, обращены к востоку – к селу.

Крыльцо Успенской церкви

Вид с крыльца на Кондопожскую губу Онежского озера

Крыльцо Успенской церкви

Стропила

Трапезная Успенской церкви весьма необычна. В её центре стоят два резных столба с «руками», поддерживающими потолок. Вдоль стен расположены лавки. В XVII веке трапезные стали общественными центрами селений, но во второй половине века были запрещены как источники «мирского духа». Поэтому в храмах Центральной России трапезные в храмах того времени либо были перестроены, либо исчезли вовсе. На Севере большие трапезные продолжали строиться и в более позднее время. (В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков «История русской архитектуры», Стройиздат, 1984)

♦ По теме: Национальный музей Республики Карелия в Петрозаводске

Трапезная Успенской церкви

Еще одна особенность трапезной Успенской церкви – небольшой скос пола в сторону храма. Благодаря этому во время службы те, кто стоял в трапезной, могли видеть всё происходящее и, наоборот, священнику были видны все прихожане.

Трапезная Успенской церкви

Деревянный резной иконостас Успенской церкви выполнен в стиле барокко, его тябла расписаны растительным орнаментом. Другая достопримечательность Успенской церкви – яркий потолок-небо. В его центре расположен образ «Христос Великий Архиерей», вокруг которого находятся херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении.

Иконостас и «небо»

Икона Спасителя в Деисусном чине (ряду) иконостаса

«Небо»

Иконостас Успенского храма

Внутреннее убранство Успенской церкви

Окна в храме, на первый взгляд, расположены в хаотическом порядке. Однако здесь прослеживается удивительный расчет мастеров: низкие лучи северного солнца освещали ту или иную икону в зависимости от времени года и церковного праздника.

Окна Успенской церкви

Стены и окна Успенской церкви

Окна Успенской церкви

В 1829-31 годах на средства прихожан рядом с Успенской церковью была построена деревянная шатровая колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы, которые составили единый гармоничный ансамбль.

В 1930 году колокольня была разобрана, а в 1960-е годы – зимняя церковь. Успенская церковь в 1918 году благодаря стараниям И.Грабаря была взята под охрану государства, службы продолжались в ней до 1930 года, последний священник — о. Иоанн (Лядинский) был расстрелян в 1937 году.

Успенская церковь, колокольня и церковь Рождества Богородицы в Кондопоге, фото 1903 года, с сайта sobory.ru

Успенская церковь несколько раз реставрировалась. В наши дни здесь расположен музей, в летнее время также проводятся церковные службы.

Время беспощадно в деревянным постройкам. В прошлом по берегам Онежского озеро стояло немало красивых деревянных церквей. Многие из них сгорели или сгнили в советские годы и в наши дни. Поэтому то, что сохранилось — на вес золота. Успенская церковь в Кондопоге, ансамбль Кижского погоста и Варваринская церковь в Яндомозере (в 2015 году принято решение перевезти её в Типиницы) — наиболее совершенные памятники церковного деревянного зодчества Обонежья.

Как найти Успенскую церковь в Кондопоге, карта

На многих сайтах указан неверный адрес Успенской церкви в Кондопоге. Поэтому самое лучшее — это вбить в навигатор её координаты: 62°10’32″N 34°17’10″E.

Указателей на неё мало, несмотря на то, что она — объект культурного наследия федерального значения и одна из самых ярких достопримечательностей Карелии. Вам придется проехать через промзону, местами дорога неважная. Неподалеку от Успенской церкви расположена Кондопожская птицефабрика, поэтому может быть неприятный запах.

Перед церковью расположена парковка. Вход в музей платный.

UPD. По понятным причинам, сейчас доступ к сгоревшим остаткам церкви Успения ограничен.

Как отмечает издание «Петрозаводск говорит», по словам архитектора-реставратора, члена научно-методического совета по вопросам культурного наследия Минкульта республики Татьяны Вахрамеевой, воссоздание уничтоженной огнем Успенской церкви в Кондопоге обойдется по меньшей мере в 80 млн рублей и займет в лучшем случае два года. Однако точную копию церкви построить не удастся, так как при строительстве использовались большие бревна почти по 60 см в диаметре, такие сейчас почти невозможно подобрать. При бревнах меньшего размера придется менять их количество, чтобы соблюсти исходную высоту.

Мы будем следить за развитием событий.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales и Skyscanner
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Источник: https://anashina.com/kondopoga/

Церковь в Кондопоге против Нотр-Дама: Не пора ли любить родные пепелища?

Уже спустя 48 часов после пожара в соборе Парижской Богоматери власти Франции объявили, что у них есть миллиард евро и конкретный план, который позволит восстановить храм в рекордные пять лет — к открытию Олимпиады-2024 в Париже. Некоторые скептики полагают, что провести реконструкцию такого объема в столь короткий срок невозможно. Однако мировые прецеденты показывают, что всё вполне реально.

Так, например, в 2006 году в финском Порвоо загорелся кафедральный лютеранский собор XV века. Во время пожара, как и в случае с Нотр-Дамом, обрушилась внешняя конструкция кровли, однако пожарным удалось спасти потолочные перекрытия и внутреннее убранство храма. Уже в 2008 году собор вновь открылся после реставрации.

А в 2009 году в ирландском Лонгфорде полностью сгорел собор Святого Мэла середины XIX века. Пожар начался из-за старой печи отопления. От здания остались только внешние стены — но всего за пять лет храм был полностью восстановлен.

Разница между Парижем и Кондопогой — в 10 000 раз

В России XIX века Александр Пушкин писал про «дивно близкое чувство», которое даёт сердцу пищу, — любовь к родному пепелищу. Но в России XXI века с материальным выражением этой любви стало немного сложнее.

Сразу после того как в Париже отчитались о первом миллиарде евро от меценатов, российские СМИ подсчитали, сколько было собрано на восстановление сгоревшей в 2018 году уникальной деревянной церкви в Кондопоге.

Успенская церковь в карельском райцентре являлась одним из главных памятников деревянного зодчества в стране. Официально она принадлежала государству — в ней размещался краеведческий музей, однако и верующие имели к храму свободный доступ.

Считается, что деревянный храм, построенный в 1774 году, поджёг 15-летний сатанист. От здания осталось всего 5%. Трагедия объединила православную общественность, волонтёров, профессиональных реставраторов. Однако за год на реконструкцию храма удалось собрать в 10 000 раз меньше, чем за два дня на собор Парижской Богоматери. А государство, как утверждают либеральные СМИ, вовсе не участвовало ни в работах, ни в их финансировании.

Средства на восстановление Успенской церкви собирает карельский фонд «Северный духовный путь» местного предпринимателя Александра Лысенковского. На счёт поступило всего 6,4 млн рублей, самые крупные пожертвования сделали Фонд Ахмата Кадырова, Валаамский монастырь и глава Карелии Артур Парфенчиков. Всего же, по мнению чиновников разного уровня, на реставрацию потребуется от 80 до 250 млн рублей.

Дело тормозят «дела реставраторов»

На реставрацию ещё одного уникального памятника — Новодевичьего монастыря в Москве государство выделило почти 2 млрд рублей (28 млн евро). Работы продолжаются не первый год, в 2015 году неосторожность строителей уже привела к пожару на колокольне. Однако до завершения работ ещё очень далеко, а уголовное дело «реставраторов» из Минкультуры РФ, одним из фигурантов которого стал заместитель министра, заставляет усомниться в том, что обозначенный правительством срок — к 2022 году — будет выдержан.

На нелёгком пути реставрации храмов-памятников опасности подстерегают не только нечистых на руку чиновников, но и прекраснодушных энтузиастов. Процедура согласования работ по восстановлению имеющих историческую или культурную ценность церквей настолько забюрократизирована, что любой шаг может привести к проблемам.

Что, например, произошло в Иркутске, когда государство передало епархии Харлампиевский Михайло-Архангельский храм, в котором венчался Александр Колчак. Настоятель, ужаснувшись трещинам в стенах, сквозь которые свободно проходил человек, рьяно взялся за восстановление, провёл сейсмозащитные работы. А сразу после того как землетрясение произошло — и показало, каким своевременным было вмешательство, — к священнику пришли «откуда следует», и началось долгое и муторное уголовное разбирательство.

Время восстанавливать храмы

В России есть множество старинных уникальных и красивейших храмов, которые на глазах разрушаются. Зачастую это происходит в умирающих или уже заброшенных деревнях, где община верующих не в состоянии содержать даже молельный дом с приписным священником, не то что вкладываться в масштабную реставрацию. И понятно, что без вмешательства государства эти храмы будут безвозвратно утрачены.

Трагедия Нотр-Дама внятно говорит о том, что и в России пора честно и прямо сказать себе — нужны ли стране храмы-памятники? И если да, то не пора ли запускать масштабную, но при этом прозрачную и доступную программу по их восстановлению, в которой могли бы — и захотели бы — поучаствовать и модные бренды, и деревенские старухи.

Источник: https://tsargrad.tv/news/cerkov-v-kondopoge-protiv-notr-dama-ne-pora-li-ljubit-rodnye-pepelishha_195467

История

Успенская церковь и колокольня в начале XX века

Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху.

В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с.
ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8

По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».

В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов.

В 1930 году в Успенской церкви перестали вести службу. Последнего настоятеля, отца Ионна Лядинского, расстреляли в 1937 г.

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.

Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время.

Архитектурные особенности

Шатровая деревянная церковь. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Высота церкви — 42 метра, была самым высоким деревянным сооружением в Карелии. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находились в отношении примерно 1:2.

Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.

— академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников

Иконостас и потолок-небо

До момента пожара в церкви сохранялся иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

  • Небесная литургия
  • Христос Великий Архиерей. Центральный медальон неба
  • Ангел
  • Угловая грань (парус) с изображением евангелиста Матфея

Галерея

  • Купол на фасаде церкви

  • Лестница церкви

  • Церковь зимой. Вид со стороны озера

  • Церковь в 2007 году

  • Успенская церковь, общий вид

  • Интерьер церкви

  • Деталь алтаря

Утраченные здания

Успенская церковь, колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы в начале XX века

Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.

Пепелище на месте церкви

10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от неё остались лишь деревянные завалы. Предварительная причина происшествия — поджог. Вместе с памятником деревянного зодчества в огне погибли все иконы, среди которых были особо ценные. Не исключается восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, в связи с чем были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи.

В апреле-мае 2019 года московский краевед Павел Федоров собрал более 1200 подписей жителей Республики Карелия и Мурманской области в поддержку скорейшей реставрации Успенской Церкви, рассчитывая на то, что содействие федеральных и региональных властей ускорит процесс реставрации Храма.

Примечания

  1. Огонь полностью уничтожил Успенскую церковь XVIII века в Карелии. Интерфакс (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  2. 1 2 Престольный праздник кондопожской Успенской церкви. eparhia.karelia.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  3. История Успенской церкви
  4. Роль И.Э.Грабаря в изучении и сохранении архитектурно-художественного наследия русского севера. art-con.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  5. Хроника гибели Успенской церкви
  6. турклуб «Скифы». Реставрационные работы в Кондопоге (рус.), Жемчужина Карелии — город Кондопога. Дата обращения 11 августа 2018.
  7. Возрождение традиции. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии
  8. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кондопога
  9. С.М. Прокудин-Горский. Кондопога. ps-spb2008.narod.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  10. Две церкви? (рус.), Жемчужина Карелии — город Кондопога. Дата обращения 11 августа 2018.
  11. Деревянная церковь XVIII века сгорела в Кондопоге, Республика (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  12. 1 2 Пожар полностью уничтожил старинную церковь в Кондопоге — удручающие кадры последствий (рус.), Пятый канал. Дата обращения 11 августа 2018.
  13. В Карелии сгорела деревянная церковь XVIII века — National Geographic Россия (рус.), Nat-geo.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  14. Пожар уничтожил церковь XVIII века в Карелии. РБК (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  15. Мурманчан просят подписать петицию в поддержку восстановления Успенской церкви в Кондопоге
  16. В Карелии расследуется уголовное дело по факту уничтожения объекта культурного наследия. Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия. karelia.sledcom.ru (10.08.2018). Дата обращения 13 августа 2018.
  17. В Республике Карелия установлен несовершеннолетний, подозреваемый в поджоге церкви. Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия. karelia.sledcom.ru (13.08.2018). Дата обращения 13 августа 2018.

Кондопога. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена на земле, некогда принадлежавшей нескольким богатым семьям — Фёдоровым, Грузовым, Вангиным и Селионтьевым. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, «у погоста на середке у ручья Лутьяновская». Тогда в территориальном делении царила неразбериха, и, как следствие этого, крестьяне разных погостов считали землю с Успенской церковью своей. По церковным документам храм числился «выставным», то есть «филиальным» — от Никольского Шуйского погоста. Лишь в 1714 году Кондопожскую волость выделили в самостоятельную административную единицу — с четырьмя десятками крестьянских домов. Сделал это сподвижник Петра I генерал-майор Михаил Афанасьевич Матюшкин, отправленный в Карелию для составления описаний граничащих со Швецией земель.

Но вернёмся на полтора столетия назад. Конец ХVI века для Русского Севера — времена интервенции. Ливонская война проиграна, в Карельском уезде хозяйничают шведы. Писцовые книги 1582-1583 годов сообщали о сожжении Успенской церкви и убийстве большого количества местных крестьян. Через два года храм отстроили заново — у Успенской церкви было три алтаря и уже тогда «верх шатром». Но эта церковь сгорела — в огне Смутного времени. И вновь очень быстро заново возродилась из пепла. В земельных книгах 1616-1619 годов новый кондопожский храм описывался как «тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной… на колокольне колокола». Спустя десять лет писец Никита Панин и подъячий Семён Копылов составили подробную опись обстановки, икон, утвари и колоколов, принадлежавших Успенскому храму. Известно, что в местных приходах крестьяне считали за правило строить избушки-приюты для сирот, вдов и инвалидов. Заботились об обитателях этих приютов всем миром. У стен Успенской церкви стояло две таких избушки. Во второй половине ХVIII века в Карелии открыли месторождения мрамора. Его добычей здесь старались заниматься все — от крестьян, подряжавшихся на ломку, до купцов, доставлявших камень в Петербург. Кондопога тогда превратилась в перевалочный пункт, что способствовало её оживлению. В это время строится новая Успенская церковь. Старая, похоже, к тому времени обветшала до такой степени, что её было проще разобрать, чем ремонтировать. В 1774 году в Кондопоге возводят четвёртую по счёту Успенскую церковь. Ставят её «на средства и тщанием» прихожан. В «Главной церковной и ризничной описи Успенской церкви», составленной в 1875 году, подчёркивается, что храм «в вышину восемнадцать сажен» имеет колокольню «тож деревянную, осьмигранную», а стоит эта колокольня «отдельно от церкви на расстоянии шести сажен, в вышину имеет восемнадцать сажен, главы как на церкви, так и на колокольне обиты белым железом».

Сохранилось ещё одно описание Успенской церкви того же времени. Его привёз из поездки в Карелию архитектор Л.В. Даль, которого отправили в 1876 году в Олонецкую губернию с инспекцией старинных храмов. Чтобы облегчить работу комиссии, губернский статистический комитет подготовил стостраничный обзор с подробнейшим описанием 88 епархиальных церквей и десятка монастырей. В этом документе читаем: «В Кондопожском приходе на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Успения Богородицы, шатровая, одноглавая… Над олтарем — крыша овальная, над папертью — два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней». К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса: кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкцией, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви. Как проходило само освящение — неизвестно. Описаний этого события, увы, не сохранилось; «Епархиальных ведомостей» тогда ещё не издавалось.

Ко второй половине ХIХ века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял, помимо Успенского храма, из зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Последнюю поставили на средства прихожан в 1831 году. Её строительство обошлось в две с половиной тысячи рублей — солидную по тем временам сумму. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В то же время Кондопога активно росла — через неё прошёл новый почтовый тракт, связавший Петрозаводск и Повенец, по-прежнему велась добыча мрамора. К концу века в селе насчитывалось полсотни домов и 300 жителей, которые довольно быстро собрали средства на строительство зимнего храма. Церковь была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. Увы, колокольня простояла только сто лет с момента своего возведения, её сломали в 1930-е годы: поставили лебёдку, зацепили трос за шатёр, опорные стойки сооружения подрубили — и дёрнули… К моменту уничтожения она уже была «безголосой» — пять из шести колоколов бесследно исчезли, а последний отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным. Тёплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху сначала приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб здешнего колхоза с символичным названием «Культура». Но и она богоборческих времён не пережила — храм снесли в 1960-е годы, в хрущёвскую волну гонений на религию. В 1922 году из Успенского и Рождественского храмов Кондопоги изъяли те немногочисленные ценности, которые там имелись, — два серебряных набора для евхаристии.

После революции, согласно большевисткому декрету «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и последующей инструкции по его применению, всё имущество храмов (и карельских в том числе) должно было перейти в ведение Отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Таким образом, далее Успенской церковью занимались искусствоведы. В середине 1920-х годов её изучали и обмеряли эксперты из Онежской экспедиции, которой руководил Игорь Эммануилович Грабарь. Именно он убедительно доказал, что храм представляет собой невероятную ценность. В частности, благодаря его вмешательству Успенский храм не изуродовали как «наследие проклятого прошлого», а напротив, регулярно реставрировали и ремонтировали — в 1927 году, потом ещё раз — через четверть века. Летом 1960 года Совет Министров РСФСР принял решение взять Успенский храм под государственную охрану. Любопытно, что во время Великой Отечественной войны, когда Кондопога вместе с большей частью Карелии была оккупирована финскими войсками, в Успенском храме совершались богослужения, причём — поразительный факт! — не только православные, но и лютеранские. Между прочим, от тех оккупационных времён в финском военном архиве осталось много бесценных фотографий, на которых Успенская церковь запечатлена ещё вместе с зимним пятиглавым храмом.

Судьба Успенского храма сложилась, в общем, удачно — не в пример многим другим памятникам народного деревянного зодчества. Церковь не раскатали по брёвнышку в голодно-холодные революционные годы, не переделали в «сельский клуб» и не сожгли случайно брошенным по случаю какого-нибудь юбилея окурком, да и шальные молнии Бог отводил от 45-метровой деревянной башни, долгое время стоявшей без громоотвода.

В 1960 году государство взяло Успенскую церковь под свою охрану. А через тридцать лет храм вернули верующим. Его освящал архимандрит Мануил (Павлов)(ныне митрополит Петрозаводский и Карельский). На церемонии собралось огромное количество народа. Радости присутствующих не было предела. Потом пришло время очередных реставраций и ремонтов. Этими работами чаще занимаются специалисты из клуба «Скифы». Так, например, в 1999 году они привели в порядок внутреннее помещение над сводом, крышу и купола. Во время «раскопок» птичьего помёта внутри храма были обнаружены фрагменты человеческого скелета, старые рукописи, газеты и купюры ХIХ века. На следующем этапе потребовалось покрыть крышу и купола влагостойким составом. Совсем недавно Успенскую церковь оборудовали защитой от молний и громоотводами. А.В. Ополовников, реставрировавший Успенскую церковь в 1948 году, писал об этой церкви: «Нет её равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своём роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее…» Время пощадило не только Успенскую церковь, но и многое из его внутреннего убранства.

Кондопожский храм — единственный из действующих храмов, где сохранилось уникальное «Небо». «Небо» — это непременная деталь северных деревянных храмов; традиции такой росписи берут начало в ХVII века, когда местные мастера попытались устраивать в новых церквах подобные купола, характерного для каменных храмов. Интересен также церковный иконостас, как бы продолжающий идею «неба». Одна из главных святынь Успенского храма — Тихвинская икона Божией Матери. С ней связано чудо. Ещё на заре советской власти кто-то из богоборцев проткнул образ штыком. Потом икона вообще исчезла из церкви на несколько десятилетий. Чудесным образом она вернулась в Успенскую церковь в 90-е годы ХХ века, и теперь, отреставрированная, снова привлекает к себе многих верующих.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №105, 2014 г.

Источник: https://sobory.ru/article/?object=150

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *