Что такое семейные традиции? «Семейные традиции это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения. — презентация

1

2 Что такое семейные традиции? «Семейные традиции это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». «Семейные традиции это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

3 С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети».

4 И действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. И действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства.

5 Несколько фрагментов воспоминаний, связанных с семейными традициями: «На выходные мама обязательно делала вареники и пельмени. Ни одного выходного без них! Только начинка менялась мясо, печень, творог, клубника. Пока я просыпался шли последние приготовления на кухне. А тут однажды я уже и выспался, а характерных звуков с кухни все нет и нет… Я даже ради интереса прошвырнулся туда спросить: «А не пора ли пельмени подавать?» А оказалось все до банального просто оказывается ночью перевели часы, и мама решила немного повременить. В от такая вот семейная традиция…»

6 «В нашей семье были трудовые традиции. Вся семья съезжалась к бабушке копать картошку родители, дяди и тети, все с детворой. Когда мы были маленькими, взрослые копали картошку, детвора носилась по округе. А когда подросли помогали взрослым. А по окончанию уборки урожая вся семья пекла картошку на огороде. Вот это были времена! Вечер, догорающие угли костра, измазанные горелой картошкой лица братьев и сестер, интересные воспоминания взрослых и сверкание кузнечиков…» «В нашей семье были трудовые традиции. Вся семья съезжалась к бабушке копать картошку родители, дяди и тети, все с детворой. Когда мы были маленькими, взрослые копали картошку, детвора носилась по округе. А когда подросли помогали взрослым. А по окончанию уборки урожая вся семья пекла картошку на огороде. Вот это были времена! Вечер, догорающие угли костра, измазанные горелой картошкой лица братьев и сестер, интересные воспоминания взрослых и сверкание кузнечиков…»

7 «О чем, о чем?.. О семейных традициях?.. Да какие там традиции! Вся традиция одним словом это лето у бабушки. Воздух, речка, солнце. Помощь матери и бабушке в консервирование фруктов и овощей. И знаете… толк от этого есть: всю зиму соседи в гости заходили, огурчики нахваливали. И я так делаю, и своих учу! Нечего по магазинам бегать да всякую ерунду покупать тут ведь все свое, лучшее!» Таких примеров, связанных с традициями можно привести множество. Главное, что прослеживается во всех высказываниях желание сохранить эти традиции, передать их своим детям. «О чем, о чем?.. О семейных традициях?.. Да какие там традиции! Вся традиция одним словом это лето у бабушки. Воздух, речка, солнце. Помощь матери и бабушке в консервирование фруктов и овощей. И знаете… толк от этого есть: всю зиму соседи в гости заходили, огурчики нахваливали. И я так делаю, и своих учу! Нечего по магазинам бегать да всякую ерунду покупать тут ведь все свое, лучшее!» Таких примеров, связанных с традициями можно привести множество. Главное, что прослеживается во всех высказываниях желание сохранить эти традиции, передать их своим детям.

8 Д ействительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Д ействительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов.

9 Семейные традиции это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Семейные традиции это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

10 В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу.

11 Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

12 Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

15 А еще семейные традиции и ритуалы: * позволяют ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено; *дают чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; *настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»; *создают неповторимые воспоминания о которых будете рассказывать своим детям; *позволяют ощутить гордость за себя и свою семью. А еще семейные традиции и ритуалы: * позволяют ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено; *дают чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; *настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»; *создают неповторимые воспоминания о которых будете рассказывать своим детям; *позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

17 Международный день семей, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой. Международный день семей, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.

18 С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи вот мерило развития и прогресса страны. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи вот мерило развития и прогресса страны.

19 Да будет уютно и светло в Вашем доме!

20 Анкета «Семья как источник счастья» * Доводилось ли Вам встречать счастливых людей? * Считаете ли вы счастливым себя? Если нет, то чего Вам не хватает для «полноты счастья»? Что Вы делаете для того, чтобы быть счастливым? *Задумывались ли Вы раньше над тем, что такое счастье? Дайте определения счастья: «Счастье – это… а) одним словом б) одним предложением в) не ограничивая себя размером *Что включает на Ваш взгляд, это понятие? Поставьте на 1, 2, 3-е и т.д. места (обозначьте цифрами с левой стороны в зависимости от важности для Вас лично): Анкета «Семья как источник счастья» * Доводилось ли Вам встречать счастливых людей? * Считаете ли вы счастливым себя? Если нет, то чего Вам не хватает для «полноты счастья»? Что Вы делаете для того, чтобы быть счастливым? *Задумывались ли Вы раньше над тем, что такое счастье? Дайте определения счастья: «Счастье – это… а) одним словом б) одним предложением в) не ограничивая себя размером *Что включает на Ваш взгляд, это понятие? Поставьте на 1, 2, 3-е и т.д. места (обозначьте цифрами с левой стороны в зависимости от важности для Вас лично):

21 — интересная, увлекательная работа, — взаимопонимание с близкими людьми, — хорошая, дружная семья, — достаток, — чувство нужности людям, — осознание исполняемого долга, — интересная работа. *Согласны ли Вы с этими слагаемыми понятия? Что могли бы Вы добавить? *Могли бы Вы быть счастливы, живя с любимым человеком на необитаемом острове? (Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ) *Задумывались ли Вы о цели своей жизни? *Каков, по-вашему, идеал счастливой женской (мужской) судьбы? — интересная, увлекательная работа, — взаимопонимание с близкими людьми, — хорошая, дружная семья, — достаток, — чувство нужности людям, — осознание исполняемого долга, — интересная работа. *Согласны ли Вы с этими слагаемыми понятия? Что могли бы Вы добавить? *Могли бы Вы быть счастливы, живя с любимым человеком на необитаемом острове? (Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ) *Задумывались ли Вы о цели своей жизни? *Каков, по-вашему, идеал счастливой женской (мужской) судьбы?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/372904

Урок «Традиции христианской семьи»

Работа в группах

Прочитать информацию о воспитании в царской семье, определить добродетели священнической династии. (Приложение 3)

Рассказ учителя

XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Стоит отметить, что от них не требовали отречься от Христа, так как цель у советской власти была совсем иной – не изменить религиозное мировоззрение личности, а уничтожить вместе с личностью религию. Конечно, была на начальной стадии и идеологическая борьба.

И таким примером может служить расстрел царской семьи.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. Государь стал в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разным перемещениям. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву.

Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, с них стали снимать драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес, где пытались скрыть свое злодеяние…

Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, — они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Мир охватил не только экономический кризис, но и нравственный кризис современности. Особенно в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке, представления о добре и зле полностью размыты.

В статье Андрея Юревича, Дмитрия Ушакова «Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:
-ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

-ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

-в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР.

— 50 тыс. – убегают из дома;
-около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

-каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей,

— -детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек.

На сегодняшний день в России велик удельный вес людей с опустошенной душой, поэтому мы должны вспомнить наши духовные корни, обратиься к подвигу царских великомученников.

16 июля 1989 года. Вечером на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, стали собираться люди. Первый раз открыто прозвучали народные молитвы Царственным Мученикам. 18 августа 1990 года на месте Ипатьевского дома был установлен первый деревянный крест, возле которого верующие люди и стали молиться один-два раза в неделю, читать акафисты.

В 1981 году члены убиенной царской семьи были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».( Страстоте́рпец —преимущественно же это те святые, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников в силу злобы, корыстолюбия, коварства, заговора. В данном случае подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одной из заповедей Иисуса Христа.)

К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Россия – светское, но вовсе не атеистическое государство. Отделение Церкви от государства не означает отделения народа от Церкви. После многих десятилетий атеизма и религиозных гонений государство уделяет пристальное внимание нравственному и патриотическому оздоровлению. Свободную и творческую личность можно взрастить только в обществе, ориентированном на вечные ценности, на воспитание чувства любви к Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Миссия России – служение Богу и людям, сбережение земли предков и сбережение народов, соединивших свои судьбы с судьбой Российского государства.

Сегодня актульным является вопрос сохранения и воссоздания культурных и семейных традиций, которые обеспечивают преемственность поколений.

Выскажите свое мнение: какими путями можно возродить христианские семейные ценности?

Домашнее задание. Закрепить терминологию, составить кроссворд по теме урока.

Не в славу, не в почет народные скрежали
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.
П. А. Вяземский

Берегите свих родителей, окружайте их теплотой и заботой. Будьте внимательны к окружающим. А начинать можно с малого: защитить более слабого, помочь перейти дорогу, уступить место в транспорте, улыбнуться встречному и пожелать ему здоровья. Мира вам и добра!

Использованные источники:

Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33.

http://rusrand.ru/analytics/ataka-na

http://yamal-obr.ru/articles/tayni-venchaniya/

http://www.rodina.ru/novosti/statii/Puti-i-zadachi-duxovnogo-vozrozhdeniya-Rossii

http://www.e-vestnik.ru/analytics/smysl_i_znachenie_3049/

http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_page=67&id_article=306

http://fordevind.com.ua/2/print:page,1,149-pamyati-svyatyh-carstvennyh-strastoterpcev.html

Приложение 1

Задание. Проработайте текст и выпишите христианские добродетели.

Четыре кардинальные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) представляют собой кардинальные добродетели античной этики, впервые выделенные Эсхилом (VI—V века до н. э.) и затем вошедшие в позднеантичную традицию через Платона (V—IV вв. до н. э.), Аристотеля (IV в. до н. э.) и стоиков.

Блаженный Августин (IV—V в.), воспроизведя эту схему, добавил к ней три «теологические» добродетели, учение о которых развивали восточнохристианские авторы: вера, надежда, любовь.

Позднее появился другой список добродетелей, составленный из противоположностей семи главных грехов:Целомудрие, Умеренность, Любовь, Усердие, Терпение, Кротость, Смирение.

Приложение 2

Задание. Используя документы, расскажите о воспитании детей и отношении к родителям в христианской семье.

Декалог

1. Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поучение Владимира Мономаха

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра.

» Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. … Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». (…)

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

Юности честное зерцало. СПб., 1717.

1. В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать,…, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, …, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять… В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать….

2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, …, но ожидать, пока они выговорят…

4. Без спросу не говорить…

6. Когда родители или кто другии их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать. что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь.

9. Никто себя сам много не хвали…

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится…

13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник…

14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды …

24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн… Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать…

Приложение 3

Группа 1

Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей.

Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, Наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ молодостью Наследника. Пришлось смириться перед отцовской волей. В 1894 году, видя непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, Император Александр III дает благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной.

Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.

Став Государыней, для Александры Федоровны очень важными во взаимоотношениях с супругом были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи­вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Группа 2

Руководством для Императора Николая II было политическое завещание отца: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести».

С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему.

1896 год был ознаменован коронационными торжествами в Москве. Венчание на царство — важнейшее событие в жизни монарха, в особенности когда он проникнут глубокой верой в свое призвание. Над царской четой было совершено Таинство миропомазания — в знак того, что как нет выше, так и нет труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения… С этого мгновения Государь почувствовал себя подлинным Помазанником Божиим. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с ней.

Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь — Великая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, Великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). Но эта радость была не без примеси горечи — заветным желанием Царской четы было рождение Наследника.

Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества Царской семьи в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима. Казалось, начинается новая светлая полоса в их семейной жизни. Но уже через несколько недель после рождения Царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни. Страдания матери были особенно сильны…

Группа 3

Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей.

Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли уже Императора и Императрицу. Специально для них совершались службы в царскосельском Феодоровском соборе, построенном в стиле XVI века. Здесь Императрица Александра молилась перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за ходом церковной службы.

Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников.

Стремление привносить в государственную жизнь христианские религиозно-нравственные принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора Николая II. Еще в 1898 году он обратился к правительствам Европы с предложением о созыве конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. Следствием этого стали мирные конференции в Гааге в 1889 и 1907 годах. Их решения не утратили своего значения и до наших дней.

Группа 4

Все, кто знал семейную жизнь Государя, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда Императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо­рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо­каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины.

Дети росли в атмосфере люб­ви и уважения родителей друг к другу. В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание. «Религиозное воспитание — самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», — писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень — это основа нрав­ственно здоровой личности. Это воспитание ребенок получает в семье, дома. Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде­лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. Она не сомне­валась, что послушание — это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель­но, никогда не требовала от детей невозможного и всег­да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав­торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста­вались при ней.

Группа 5

Царица не допускала, что­бы дети праздно проводи время, они всегда были заня­ты — будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте­ние. Девочки не были бездельницами. Этот навык пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, занимались руко­делием, ставили сценки и что самое порази­тельное – не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», — вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. «Долг родителей — подготовить де­тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, — рассуждала Государыня. Дети должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи­няет вред и боль — не намеренно, а просто по небрежно­сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по­мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня говорила, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в семье. В 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба­зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы­рученные деньги был построен санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль­ных, то посылала туда дочерей.

Государыня заботилась о нравственном воспи­тании дочерей. «Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита­ли»,- вспоминает Юлия Ден.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. В тяжелое военное время Ольга и Татьяна вместе с Императрицей работали медсестрами в Царскосельском госпи­тале. «Лазареты, раненые и панихиды — вот чем заполнены были эти молодые жизни», — пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Во время войны Ольга и Татьяна были инициаторами организации комитетов. Ольга работала в комитете помощи семьям военнослу­жащих. Великая Княжна Татьяна стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию.

Источник: https://infourok.ru/urok-tradicii-hristianskoy-semi-1727462.html

Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ, В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать.

В воспитании огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака. По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» , в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие «семья» имеет и нравственную, и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре — заключается в исполнении исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей.

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» , содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

• крещение;

• миропомазание;

• причащение;

• воцерковление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре , и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем . Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам .

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни.

Вера и благочестие — основание нравственного воспитания детей.

Нравственное воспитание:

Отзывчивость (сострадание, сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Доброта

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок).

Условия нравственного воспитания:

Атмосфера любви

Атмосфера искренности

Разумное наказание

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения.

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день.

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи, во время такой традиции как трапеза. Во многих семьях соблюдают эту традицию, восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир, тепло и любовь. Отец – глава семьи, послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом. А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому, что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей, что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым. Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций, при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения, Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное — чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

Список литературы.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. — метод. пособие для педагогов детских садов. — Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ — Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994

6. Интернет источники.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/tradici-i-kultura-hristianskoi-semi-v-nravstvenom-vospitani-detei.html

Православная семья

Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев)

Еще год назад тема «Православные традиции российской семьи» в определенной степени показалась бы мне новой. Безусловно, у каждого священнослужителя, тем более, у каждого епископа, имеющего определенный опыт церковной деятельности, есть представления о проблемах семьи, сформировавшиеся на практике. Но говорить о них со знанием дела, профессионально, может далеко не каждый. Я не стремлюсь показаться профессионалом, но лишь скажу, что в прошедшем году эта тема стала мне особенно близка.

Это связано с тем, что минувшей осенью в старинном русском городе Галиче и в самом областном центре – г. Костроме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Синодальный отдел по делам молодежи осуществил масштабный проект — был проведен II Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». В конкурсной программе фестиваля приняли участие более 200 короткометражных фильмов, представленных авторами из 48 городов 28 регионов России и стран ближнего зарубежья. И в процессе подготовки, и, конечно же, на самом фестивале велись оживленные дискуссии, высказывались различные представления о месте православной семьи в современном мире, обсуждались пути и перспективы формирования у подрастающего поколения православных семейных ценностей. Во многих дискуссиях пришлось принимать участие и мне. С большим вниманием участники фестиваля ознакомились с прекрасными, а в ряде случаев, и высокохудожественными кинофильмами, призванными утверждать в обществе традиционные православные семейные ценности — радость отцовства и материнства, нравственную красоту благочестивого супружества и идеал крепкой многодетной семьи.

Милостию Божией, я служу в священном сане уже более двадцати лет. За эти годы пришлось повидать множество семей — счастливых и несчастных, благочестивых и не очень, крепких и распавшихся. Наверное, многие согласятся со мной в том, что в настоящее время увидеть идеальную православную семью, где бы отношения супругов и детей не были ничем омрачены — очень большая редкость. Как подлинная личная святость является драгоценным и редко встречающимся Божественным даром, так даром Божиим является и совершенство семейных отношений. И как личная святость достигается благодаря непрестанному духовному подвигу, так и добродетель семейная приходит к супругам со временем и в силу их духовных трудов.

Секрет христианского брака прост. Христианский брак зиждется на любви. Приснопамятный замечательный московский пастырь протоиерей Глеб Каледа не случайно называл христианскую семью подлинной «школой любви». Но о какой любви здесь идет речь?

Семья есть некий фундаментальный признак человека, такой же, как разум и религиозность. Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!». Этот дар, по мысли святителя, сопряжен с даром естественной взаимной любви, который от природы имеют и родители и дети: “Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинство добродетели ? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование”. И все же великий учитель Церкви Русской полагает, что для жизни в семье одной «естественной» любви недостаточно. “Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви. А потому, полагая источник блага в Боге и благословении Его, которое имеем или получаем, и надежду блага, которого желаем, надобно возвышать и освещать дела природы духом благодати».

Православная семья

Всем нам известны произведения мировой литературы о «первой любви». Конечно, первая любовь — чувство сильное. Полюбивший впервые переживает это состояние как самое необыкновенное событие в его (пока еще такой короткой) жизни. Но, увы, мы, взрослые хорошо знаем: чувство первой влюбленности не сохраняется на всю жизнь. И, если, повинуясь взаимному влечению, юноша и девушка приняли решение связать свои судьбы в браке, то на смену ему должны придти какие-то иные, намного более глубокие отношения, нежели романтические чувства первых дней. Если этого не происходит, законы падшей человеческой природы берут свое. «Не любите мира, ни того, что в мире… И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век.» (1 Ин. 2;17). Брак, основанный единственно на земных чувствах, легко разрушается со временем.

Есть и оборотная сторона такой влюбленности: жгучее отчаяние, которое обуревает душу в случае, если предмет любви не отвечает взаимностью. Вспомним, что после выхода в свет печально знаменитого романа Гете «Страдания юного Вертера», волна самоубийств потрясла Европу.

Здесь можно еще вспомнить и о той темной любви, которая «… выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих, как поражает молния, как поражает финский нож!», но рассуждения на тему «Мастера и Маргариты» в последнее время набили оскомину.

Но давайте теперь обратимся к житиям святых Православной Церкви. Многим хорошо знакомо житие преподобного Алексия, человека Божия. Еще в юности подвижник, проживавший в Риме, покинул родительский дом, сбежав от красавицы-невесты, а некоторое время спустя, вернулся и жил в обличье нищего у порога собственного дома, на глазах у тосковавших по нему, но так и не узнавших его родителей.

Современный психолог мог бы истолковать бегство Алексея как типичную реакцию эмансипации на стиль родительского воспитания, определяемый как «потворствующая гиперпротекция». А представьте себе, как бы выглядело житие в пересказе популярных журналистов «Московского комсомольца»: Какой возмутительный случай! Какой скандал! Какое бессердечие религиозного фанатизма по отношению к родителям и невесте! Вот, дескать, темная сторона Православия, восточной созерцательной религии, равнодушной к ценностям цивилизации.

Между тем, в русских православных семьях житие преподобного Алексия было едва ли не самым любимым чтением, которому внимали и взрослые, и дети. Почему? Ведь автор жизнеописания открыто проповедует аскетический путь, да еще и в радикальной форме юродства Христа ради. Но святого Алексия любили и почитали в больших и дружных православных семьях по очень простой причине: члены этих семей хорошо чувствовали: их семья объединена и скреплена тем же самым «духом благодати», который носил в своем сердце древний подвижник, покинувший родительский дом и молодую невесту. Этот благодатный дух и делает брак крепким, неразрушимым. Христианская семья становится вместилищем божественной любви, она аккумулирует эту любовь, распространяет вокруг себя благоухание атмосферы любви, притягивая к себе другие семьи. Вспомним, что преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирный дух и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Будет справедливым дополнить мысль великого святого: «Стяжите дух мирный в своей семье и тысячи семей спасутся рядом с вашей».

Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать “мироощущением семьи”. Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила. Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Государство справедливо упрекают в недостаточном внимании проблемам материнства и детства. Не смотря на недавнее увеличение, пособие матери остается мизерным. Как сознательные граждане общества мы можем только приветствовать введение родильных сертификатов, а также инициативы местных властей, направленные на поддержку рождаемости в регионах. В связи с этим не могу с самым теплым чувством не упомянуть о программе, утвержденной губернатором Белгородской области Евгением Савченко. Можно и нужно вкладывать деньги в социальную сферу. Но одними деньгами проблему не решишь. От денег любви не прибудет. Деньгами можно снять социальное напряжение, облегчить быт, но счастливую семью создать невозможно. Думаю, каждый из вас знаком с православными семьями, воспитывающими двух — трех, а иногда и четырех детей в крайне стесненных условиях московской однокомнатной квартиры. И несть числа примерам трагических семейных конфликтов в элитных рубле вских особняках. Такое качество, как готовность ежедневно жертвовать собой ради счастья близкого человека, не перенимается в процессе знакомства с основами психологии семьи, а приходит как дар благодати Божией. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее…» (Еф.: 25).

Большинство фильмов, представленных на упомянутом кинофестивале «Семья России», рассказывает о настоящих крепких православных семьях, в которых царит неподдельный дух любви. Таких семей становится все больше. Но в целом, институт брака и семьи переживает острый кризис. Ошибочно полагать, что этот кризис начался со времен перестройки. Российскую семью разрушила коммунистическая идеология. Вспомним, что классики марксизма полагали: семья, основанная на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей, должна быть упразднена победившим пролетариатом. Об этом можно прочитать еще в «Коммунистическом Манифесте» Маркса и Энгельса;

В первые годы Советской власти у родителей (прежде всего, у отца) постарались отнять возможность воспитывать детей. Лев Троцкий воспринимал семью как главное препятствие в деле революции. Именно он (наверняка, не без одобрения Ленина) в 1918 году стал автором революционного декрета о «социализации женщин». Под «социализацией» большевики понимали изнасилование курсисток и гимназисток революционной матросней и красноармейцами, а также в подвалах ЧК. Этот циничный декрет быстро проник в самую толщу советской жизни. Разумеется, массовые изнасилования женщин заканчивались никому ненужными беременностями. Поэтому были в срочном порядке разработаны инструкции и правила проведения абортов, чтобы можно было быстро заметать следы. Советская Россия стала первой страной на земном шаре, узаконившая массовое убийство своих неродившихся граждан. Аборты стали нормой советской жизни. Как ни странно, этими революционными инструкциями по проведению абортов наша страна пользуется по сей день. И по сей день число абортов у нас остается неслыханным для любой цивилизованной страны.

В представлении классиков советского политпросвещения (таких, как А. Коллонтай и А. Луначарский), мужчина и женщина в семье должны были быть, прежде всего, связаны узами любви и товарищества, а также сознанием коллективной ответственности. Воспитательная же функция семьи делегировалась обществу. Семья как независимый агент воспитания детей не могла вписаться в тоталитарную систему. Вся политика советской власти была направлена к тому, чтобы свести к нулю воспитательную роль отца, а всю ответственность за воспитание переложить на общество. Но общество не справлялось с задачей, и, постепенно, как убедительно показывают современные психологи, ( к примеру, В. Н. Дружинин), весь груз ответственности за семью и детей лег на плечи матери. Легкость процедуры разводов возлагала на женщину дополнительные обязанности воспитания. Еще более возрастала роль женщины вследствие массовой гибели мужчин в период массовых репрессий и Великой Отечественной Войны. В Постановлениях ЦИК и СНК, в изобразительном искусстве, в кино и архитектуре, в массовых пропагандистских компаниях роль женщины всячески возвеличивалась. 0 мужчинах умалчивали.

Все это привело к деформации всей системы семейных отношений. Ведь православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто иоследующее… Но лишь только жена будет искать и действительно достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядок и в собственную жизнь и во весь дом.», – писал на рубеже XIX и ХХ веков крупный специалист в области православной психологии семьи протоиерей Евгений Попов.

В 60-е и 70-е годы кризис советской семьи получил дальнейшее продолжение. Дело в том, что в этот период происходило усиление экономической и идеологической независимости семьи от тоталитарного государства, возрастала социально-политическая роль мужчины. Любопытные исследования провел петербургский психолог В. Семенов. Он рассматривал художественные публикации в самом популярном журнале тех лет, «Юности», за период с 1955 по 1984 годы. Всего было проанализировано 123 повести и рассказа с 236 конфликтными ситуациями. Число неразрешимых семейных конфликтов возросло от 50- 60-х к 70-80-м годам в 6 (!) раз. Налицо яркое свидетельство дезинтеграции семьи и распада брачных отношений.

За последние полтора десятилетия в российском — уже свободном от тоталитарной идеологии – обществе институт семьи и брака изменялся непрерывно и столь стремительно, что подчас бывает достаточно сложно уловить тенденции этих изменений. Сами понятия «брак» и «семья» только на первый взгляд кажутся нам привычными и понятными. На самом деле, в представлении различных социальных групп и, в частности, в представлениях современной молодежи они имеют такой смысл, о котором мы зачастую даже не догадываемся.

Известна ужасающая статистика, касающаяся снижения рождаемости, увеличения числа разводов и официально регистрируемых браков, росту внебрачной рождаемости, росту числа неполных и так называемых проблемных семей, увеличения преступлений на семейно- бытовой почве.

Вот наблюдения, описывающее одну из противоречивых тенденций: Сегодня на смену традиционной модели семьи и официально регистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всю жизнь. Повсеместно изменилась структура семьи. Одним из главных отличительных качеств брачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемая нуклеаризация семьи. (от лат. nucleos — ядро ). В отличие от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такой нормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. С одной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений. Но, с другой — в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка, выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга и т.д. осуществляются только мужем и женой, что влечет их взаимозависимость и связанность. И как психологическое следствие – повышение личной ответственности каждого члена семьи, разнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины. Что происходит дальше? Мужчина, как известно, не очень стремится разделить с женщиной обязанности по дому. Так, например, мужчины проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии – воспитании своих детей. Еще менее охотно они подключаются к домашнему труду. Таким образом, нагрузка у женщин с годами возрастает, а у мужчин – уменьшается. Чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взять на себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации, к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком. Семья стремительно катится к разводу.

Необходимо вернуть процесс воспитания подрастающего поколения в традиционное православное русло. С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Развитая культура быта верующих людей имеет и другое название- “исповедная практика”, то есть поколениями проверенные формы служения Богу, формы общения со святыней. Из многочисленных исследований видно, что вера и участие в жизни Церкви оказывают консолидирующее влияние на семью. Воцерковленная семья активно сотрудничает с внешним миром – как с православной его частью, так и со светской. Частое посещение храма – это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духу людьми. Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человек раскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могут поделиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адрес православного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем-то помочь, попросить помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга. Семья буквально учится в этой общности.

Святейший Патриарх Алексий неоднократно указывал, что » … центром всей воспитательной работы должен стать церковный приход. Юношам и девушкам необходимо предоставить возможность интересной и полезной деятельности, социального служения при храме». Годы показали, что в тех приходах, где настоятели предлагают содержательную программу внебогослужебной деятельности; а также там, где протекает напряженная духовная жизнь, то есть вблизи монастырей, формируются православные общины, включающие в себя десятки крепких молодых семей.

Одним из наиболее успешных примеров здесь стал Санкт- Петербургский православный молодежный клуб «Чайка», созданный в 1996 году и объединивший молодых людей, прихожан храма Иоанновского монастыря на Петроградской стороне. «Мы собрались вместе ради взаимопомощи, общения, организации совместного досуга, служения Церкви и ближним. Мы — это, в основном, молодежь от 17-ти до 30-ти лет. Мы благодарны Богу за то что он дал нам возможность собираться вместе, дружить и обретать духовное единство в совместной жизни во Христе. Стремление к единству и взаимопониманию является одной из наших целей. Частичку нашей совместной радости мы хотели бы передать всем вам», – говорят о себе в «Чайке».

Немыслимо говорить о возрождении православной семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Последнее должно заключаться в воспитании всех тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь, а, если нужно, пожертвовать собой. Для того, чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всем этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать.

Все эти личностные качества формируются в школьные годы. И, прежде всего, как можно более в раннем возрасте необходимо прививать молодым людям представления о ценности семьи как таковой. Наряду со школьной системой подготовки юношества к браку, необходимо продолжить начатую воспитательную работу и со студенческой молодежью в рамках вузовских курсов: «Психология семьи и брака», «Социальная психология», «Семья в психологической консультации». И параллельно с этим должна вестись пропаганда ценностей семьи и брака средствами массовой информации.

Пробелы семейного воспитания детей очень трудно заместить воспитанием школьным и воспитанием на церковном приходе во внешкольное время. В приходской жизни мы столкнулись с таким явлением: легче воспитать семью целиком, чем отдельных отпрысков. В деятельности Синодального отдела по делам молодежи на протяжении многих лет успешно зарекомендовали себя летние лагеря семейного типа. Эти лагеря проводятся Братством православных следопытов во дни школьных каникул. Для участия в них приглашаются дети и родители. Здесь воцерковляются и воспитываются в христианских добродетелях и дети, и их мамы и папы.

Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.

Дети и молодежь нуждаются в защите не столько от террористических актов, но от агрессивной проповеди безнравственности и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязывается стереотип: жить — значит наслаждаться, «Бери от жизни все». Православная Церковь решительно заявляет свое решительное несогласие с образом молодого человека, живущего по стандартам, навязанным современной поп-культурой. Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование молодых людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы, одинаково говорящих и одинаково чувствующих.

К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Сегодняшняя задача – не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: “Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну”.

ВЫСТУПЛЕНИЕ на Рождественских образовательных чтениях 2006 г.

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnye-tradicii-rossijskoj-semi/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *