Моисей и Илия на горе Преображения


Чтобы понять события, описанные в 17-й главе Евангелия от Матфея, прежде всего, нужно увидеть контекст, в котором оно происходит. Предыдущая глава описывает путешествие Иисуса на север Израиля, где Он открывает ученикам цель Своей миссии.

После этого Иисус призывает учеников следовать за Ним для исполнения этой миссии. Только после этого Он ведет их «на гору высокую». Географически ближайшая высокая гора в области Кесарии Филипповой – это Хермон, самая высокая гора Израиля. На ее вершине Его вид изменился.

Действия Иисуса в определенном смысле повторяют путь Израиля из Египта в землю Ханаан. Только Евангелия представляют Его учеников и народ как новый Израиль, а Иисуса – как нового Моисея. В пророчестве книги Второзакония 18:15 говорится: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте». Поэтому народ Израиля ожидал пророка, подобного Моисея, которым и будет Мессия, и который совершит новый исход. Об этом исходе с Иисусом говорили Моисей и Илия на горе: «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лука 30:31).

В Торе описан случай восхождения Моисея на гору Синай для получения вторых скрижалей Закона, после чего «лицо его сияло», отражая славу Божью. Преображение Иисуса открывает Его как обещанного Моисеем пророка, Который даже больше, чем пророк: Он Божий Сын. История с Моисеем была прообразом этого события, в котором явилась слава Божьего Сына. Она была не отражением Божественного сияния в Моисее, а собственной славой Иисуса, сокрытой в Его человеческом образе.

Это событие в свою очередь тоже является прообразом грядущего третьего пришествия Мессии в Его славе. Вместе с ним на гору Сион сойдут две группы людей, которых олицетворяют Моисей и Илия. Каждый из этих пророков – выдающаяся личность в истории народа Израиля. Они по-разному закончили свой жизненный путь на земле. Если Илия был вознесен на небо живым, то Моисей был воскрешен, как говорит об этом послание Иуды: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: `да запретит тебе Господь'» (Иуды 1:9).

Именно на горе Преображения мы видим воскресшего Моисея и прославленного после вознесения Илию, как представителей воскресших праведников и святых, взятых на небо живыми. Евангелие четко говорит о Моисее как о живом человеке, ничем не отличающемся от Илии, который никогда не умирал.

Относительно душ и духов умерших людей Библия определенно говорит, что единым, имеющим бессмертие, является только Бог. «…которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тимофею 6:5-6). Все же люди смертны по причине грехопадения Адама.

Мертвые пребывают в могилах, ожидая своего часа воскресения, как говорит об этом Иисус в Евангелии от Иоанна 5:28: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». Никто не получит свою награду или наказание до второго пришествия Иисуса, как написано в Откровении 22:12: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Только небольшое количество людей воскресло подобно Моисею во время смерти и воскресения Иисуса: » И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Матфея 27:51-53).

Источник: https://www.boruh.info/khristianstvo/issledovaniya/637-moisej-i-iliya-na-gore-preobrazheniya

Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Согласен, что мы только пытаемся понять это место. Прямых комментариев нету. Но в этом вся Библия 🙂
Вот взял комментарий Баркли к этому месту (комментарии Баркли и Новой Женевской Библии встроены в программу «Цитата из Библии» на этом сайте)
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ ПРОШЛОГО (Мат. 17,1-8 (продолжение))
Там на горных отрогах, Иисусу явились два великих мужа — Моисей и
Илия.
Чрезвычайно интересно отметить, насколько жизненный опыт и переживания этих двух великих рабов Божиих похожи на жизненный опыт и переживания Иисуса. Когда Моисей сходил с горы Синай, он не знал, что лицо его сияло (Исх. 34,29). Самые близкие встречи с Богом, как у Моисея, так и у Илии были на горных вершинах. Моисей отправился на гору Синай, чтобы получить скрижали закона (Исх. 31,18). На горе Хорив Илия нашел Бога, не в ветре, не в землетрясении, а в тихом веянии (3 Цар. 19,9-12). Странно, но было что-то устрашающее в смерти Моисея и в вознесении Илии. Во Втор. 34,5.6 говорится об одинокой смерти Моисея на горе Нево. Складывается впечатление, что Бог Сам захоронил великого вождя народа: «И он похоронил его в долине в земле Моавитской против Веффегора, и никто не знает места, погребения его даже до сего дня». А что касается Илии, то он унесся от изумленного Елисея на огненной колеснице (4 Цар. 2,11). Моисей и Илия, явившиеся Иисусу, когда Он отправлялся в Иерусалим, были великими представителями Ветхого Завета. Кроме того, как мы уже видели, иудеи твердо верили, что Илия будет предтечей и вестником Мессии, а некоторые иудейские учителя, кроме того, верили, что Мессия, когда явится, придет в сопровождении Моисея.
Хорошо видно, сколь уместным было тогда это видение Моисея и Илии. Но только этим нельзя окончательно объяснить, почему Иисусу явились Моисей и Илия.
И мы снова должны обратиться к описанию Преображения у Луки. Он сообщает нам, что Моисей и Илия говорили с Иисусом, как сказано в Библии, «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук. 9,31). Греческое слово, переведенное как исход, очень примечательно. Это ексодос, то же слово, что и русское исход. Слово исход имеет одно специальное употребление: исход, отправление народа Израиля из земли египетской в неизведанный путь пустыни, который, в конечном счете, должен был привести его в землю обетованную. Словом исход названо самое рискованное путешествие в истории человечества, когда целый народ с верой в Бога отправился в неизвестное. И вот подобное представляло Иисусу. С верой в Бога собирался Он отправиться в столь опасное путешествие в Иерусалим, где ждет Его крестная смерть, а затем слава.
В иудейском мировоззрении Моисей и Илия всегда были символами. Моисей всегда был величайшим законодателем; это был в высшей степени и в первую очередь человек, принесший людям закон Божий. А Илия был величайшим из пророков; в нем голос Бога говорил к людям с неповторимой прямотой. Эти два человека были двумя вершинами религиозной истории Израиля и его достижений. Таким образом, к Иисусу собиравшемуся отправиться в Свое последнее путешествие в Иерусалим, пришли величайшие представители израильской истории для беседы с Ним. В их лице встала вся история и указала Ему Его путь. В их лице история узнала в Иисусе свое исполнение. Величайший из законодателей и величайший из пророков признали в Иисусе Того, о Ком они мечтали, приход Которого они предсказывали.
Все евангелисты пишут, что облако осенило их там. Облако тоже было частью истории Израиля. На протяжении всей его истории облако символизировало присутствие Всемогущего Бога.
В Книге Исход читаем о столпе облачном, который показывал народу путь (Исх. 13,21.22). И опять же в Книге Исход читаем о строительстве скинии, и заканчивается словами: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40,34). «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы» (Исх. 34,5). Мы встречаем опять это таинственное облако при освящении Храма Соломона: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень» (3 Цар. 8,10.11; ср. 2 Пар. 5,13.14; 7,2). Через весь Ветхий Завет проходит картина облака, в котором находится таинственная слава Господня.
И здесь на горе Преображения облако начало светиться таинственным светом, и из этого облака раздался голос Небесного Отца. Бог засвидетельствовал и одобрил Сына Своего Иисуса.
Гора Преображения была для Иисуса духовной вершиной. Впереди лежал Его исход в Иерусалим, где Его ждет Крест. Он услышал суждение истории — величайшего из законодателей и величайшего из пророков. Затем, Он услышал голос Самого Бога, одобривший Его решение. Пережитое Иисусом на горе Преображения дало Ему силу непреклонно идти по пути страдания.

Источник: http://jesuschrist.ru/forum/113890

Советуем ознакомиться молитва илия пророка с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитвы Илье пророку

К святому пророку Илье обращаются с молитвенными просьбами о помощи в разных делах, об исцелении от болезни, о защите от всякого скверна и о сохранении урожая.

Молитва святому Илье о помощи

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших,

и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас;

да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

Молитва о здравии пророку Илье

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержители,

еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо,

сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя!

Услыши нас, грешных и непотребных (имена), в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе;

да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими;

да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере,

к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем придержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели.

Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада,

от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани.

Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащии власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей.

Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.

Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых,

мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениях, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым,

всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей;

да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков.

Молитва Илье пророку о защите

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю.

Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси:

яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси,

яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси.

Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим:

огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя,

пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.

Молитва святому Илье о дожде и урожае

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых,

обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый,

да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый,

по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый,

и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый!

К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем;

исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней.

Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом;

беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древлий Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими,

и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем отрастем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия,

идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему;

сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел;

сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия;

сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство;

сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси;

мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.

Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом несмысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве.

И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии?

Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие.

Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.

Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче:

милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими,

но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха;

преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего,

ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия,

да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца,

человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-iliya-proroka/

Святой пророк Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.
Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо — воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно — небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).
Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Источник: https://ortorussia.livejournal.com/906601.html

Илья Пророк в мировой живописи,фресках и иконах. Внимание на детали

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Портретные изображения Ильи Пророка

Илия Пророк. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда — шапочка на голове и свиток в руках.

Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске.

Отличительные пророческие атрибуты — плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке — имеют очень глубокую символику.

На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах.

Это пророки — ветхозаветные праведники,которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество.

Среди них особое место занимает святой Илия — самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя.

Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии — существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.

Пророк Илия. Вторая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Начнем с плаща — он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода.

Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах.

Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни — они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою.

И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это — пророк.

А еще плащ — является символом странника.

И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения — проповедовать, наставлять, обличать.

Следующий элемент ранних икон любого пророка — шапочка, капюшон, повязка или корона.

С одной стороны, это вполне понятно — в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда — корона на голове, например, пророка Давида.

Повязка также имеет утилитарное значение — она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными.

Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью — он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом.

А еще это — венец славы, знак избранности и служения Господу.

Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность.

Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев — назареи.

Эти люди посвящали себя Богу — на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим.

В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета.

Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу.

Этот момент и отражен на пророческих иконах.

Пророк Илия. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде Великом (ныне – в Новгородском музее-заповеднике). 1560-е годы.

И, наконец, свиток — знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков.

Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу.

Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись — самое известное изречение этого человека.

Первые иконы угодника Божьего Илии появились в ранневизантийскую эпоху и не имели каких-либо отличительных особенностей от других пророческих ликов.

На древних мозаиках и фресках пророк Илья предстает перед нами человеком, закутанным в плащ из плотной верблюжьей шерсти. У него густая борода средней длины и длинные густые волосы, доходящие до плеч.

Глаза — карие, взгляд — пронзительный, волевой, смотрящий прямо в душу зрителя.

Иногда на голове святого изображалась шерстяная шапочка, а в руках помещался свиток с пророческими словами.

На некоторых портретных изображениях Илия держит нож, которым он казнил около пятисот нечестивых языческих жрецов.

Сюжетные иконы святого Ильи

Первый из них — Илья и ворон.

На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал.

На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб.

Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню…

Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни.

Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.

«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 — 6).

Второй сюжет — восхождение Илии на небо в огненной колеснице.

В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии:

«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.

И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!

И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.

И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад (4 Царств. 2: 9 — 13).

Вознесение пророка Ильи. Новгородская икона XIII века из собрания банка «Интеза»

Вот икона, изображающая это событие.

Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал.

На берегу стоит Елисей — ученик Илии — и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми.

Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им.

Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел.

На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия — это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел — единое целое.

И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога — либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака.

Иногда под ногами Елисея нарисована милоть — шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.

Символика иконы в каждой своей детали передает молящемуся идею о вознесении пророка из нижнего мира в мир горний.

Прежде всего — это скалы, которые в иконографии всегда являются символом крепкой веры и духовного восхождения. Огненный шар — образ славы Божьей, а также — того ангельского мира, куда живым перешел Илия.

Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем.

Кстати, колеса повозки — тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов — Престолы — изображаются именно в виде колес с глазами на спицах.

На иконе изображен переход Илии в небесную славу.

По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.

автор — МОИСЕЕНКОВ Александр источник

И из интернета добавляю от себя ещё изображения фресок, картин

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице.

ОГОНЬ РОЖДАЮЩИЙ

По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Рождество св.Пророка Илии.Клеймо Житийной иконы XVI в

Икона. Рождество пророка Илии

Огонь карающий

Святой пророк Илия был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в жаркой пустыне, проводил время в строгом посте, Богомыслии и молитве. Его пророческое служение пришлось на царствование самого слабохарактерного израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

Пророк Илия обличает царя Ахава в идолопоклонстве

Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его.
Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода.

Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Огонь спасающий

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву.

Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала.

Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу.

«На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно — небо молчало.

К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой.

Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе.

Избиение Ильей языческих жрецов. Фреска церкви Ильи Пророка (Ярославль)

По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду.

Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!».

Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Огонь воскрешающий

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Прорк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти.

Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что благодаря ему семь тысяч человек спаслись и стали поклоняться Единому Богу, а не Ваалу.

Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо и получил вместе с его плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Огонь животворящий

У нас, на Руси, особенно почитали Илью Пророка. Первый храм, построенный в Киеве при князе Игоре, был во имя пророка Илии. Княгиня Ольга после Крещения построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Русские в «Ильинских» церквях совершают и совершали крестные ходы, особенно в засуху, моля о дожде, поэтому у нас его называют Илья Громовержец.

Бернардо Строцци » Пророк Илия и вдова Сарептская «

«И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар. 17, 8–9).

На росписи (храма Пророка Божия Илии в обыденском переулке в Москве)пророк встречает вдову в Сарепте Сидонской (фото 3) (3 Цар. 17, 8–16).

Во время трехлетней засухи Господь премудро склоняет своего раба к милосердию.

Он посылает его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы тот убедился, какое бедствие нанес не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам.

Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую два полена дров, ибо у нее была только одна горсть муки в кадке и немного масла в кувшине.

Так как Илию мучил голод, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица поведала, что хочет в последний раз приготовить обед для себя и своего сына, а потом им предстоит умереть от голода.

Но по слову Господа, которое Он изрек через Илию, мука и масло в доме вдовицы оставались неистощимыми, и пророк питался у вдовицы до тех пор, пока не прекратился голод.

Джованни Ланфранко. Илия и вдова из Сарепта

Фредерик Лейтон 1881 Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы Лондон, Дом-музей

Дание́ле да Вольте́рра «Пророк Илия». ок 1550—1560. Собрание Pannocchieschi d’Elci. Сиена

Сэр Фредерик Лейтон. Илия в пустыне

Фердинанд Бол — Ferdinand Bol(1616-1680),Дордрехт,Нидерланды.Илия,накормленный ангелом

Воскрешение пророком ЕЛИСЕЕМ сына Сарептской вдовицы Павел Плешанов,1854-ГРМ(С-ПТб)

Библейское предание повествует,как сына Сарептской вдовы воскресил проро ИЛИЯ,а его последователь пророк Елисей воскресил сына Сонамитянки.

Сонамитянка,веря в силы пророка Елисея,отправилась к нему. По её просьбе пророк пришел к ней в дом «запер дверь за собою..и Воскрешённого ребёнка Елисей вернул Сонамитянке,» она упала ему в ноги, и поклонилась до земли;и взяла сына своего и пошла» ( ; Цар. 4:37)

***

Волков Адриан Маркович «Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы»

17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.

18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,

20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!

22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.

23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.

24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.

(3 Цар.17,17-24)

William GALE. Илия пророк воскрешает

Пророк Илия.Роспись.Работа Свято-Троицкого Братства

…городок Щигры, здесь делают не просто «церковные принадлежности», а самые лучшие (по крайней мере, на сегодняшний день) в стране резные киоты, иконостасы, распятия с Голгофой, аналои, православные кресты, сени, мощевики, алтарную мебель, гробницы, стасидии, троны на горнее место, жертвенники, престолы… список можно продолжать и продолжать.

Иконописцы Братства пишут иконы, украшающие иконостасы храмов Москвы, Петербурга, знатных русских монастырей. Да и резьба деревянная красуется в немалом числе духовных сооружений Русской православной церкви.

Руководит уникальным промыслом (он уже и название получил: «щигровская резьба») архимандрит Зиновий (Корзинкин).

Пророк Илия.Витраж

Св.Пророк Илия.Фреска церкви свв.Иоакима и Анны.Монастырь Студеница.Сербия. 1314 г.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар. 18, 36) – ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом.Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова.Конец XIII — начало XIV вв. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илия Пророк в пустыне.Великий Устюг.XVI в.Государственный музей палехского искусства,Палех

Пророк Илия в пустыне.Икона

Пророк Илия и ангел в пустыне.Питер Пауль Рубенс.1626-1628 гг.Музей Бонна,Байонна

Джованни Джироламо Савольдо.Илию кормит ворон

Пророк Илия в пустыне. Фреска церкви Успения монастыря Морача (Черногория).Третья четверть XIII века.

Илья с вороном. Вороны кормят Илию, Юлиус Шнорр фон КарольсфельдПр.Илия. Роспись барабана церкви Рождества Христова на кладбище в Великом Новгороде. 90-е гг. XIV в.

Пророк Илия. Из пророческого чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

Пророк Илия Балканы, Сербия, XIV-XV вв

Пророк Илия.Икона.XIII в.(Византийский музей культурного центра им. архиеп.Макария III, Никосия)

Сюжет :»Огненное восхождение святого Илии пророка «(4 Цар. 2, 1–13).Настало время, в которое Господь определил взять пророка Илию живым на небо.

Илия и его ученик Елисей шли из города Галгала. Трижды хотел Илия оставить Елисея в городах, через которые они проходили, но, зная о предстоящем чуде, тот говорил: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя».

Дойдя до Иордана, они, после удара пророка Илии по воде милотью, перешли реку посуху.
«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».

Елисей, ставший свидетелем огненного восхождения пророка Илии, получил брошенную ему учителем милоть и дар пророческого духа вдвое больший, чем имел Илия.
По преданию Святой Церкви, пророк Божий Илия будет Предтечею Второго Страшного Пришествия Христова и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророки Илия и Елисей. Из пророческого чина. Последняя треть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Рерих Н.К. Илья пророк 1931

Пророки Илия и Елисей

Огненное вознесение Илии Пророка. Русский Север. Конец XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Святой Пророк Илия с Огненным восхождением и сценами жития Болгария. Вторая половина XIX века.

Огненное восхождение пророка Илии.Новгород.Вторая четверть XVI в.(1530-е годы)Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного,Москва

Огненное восхождение Илии Пророка. XIV в.Государственный исторический музей,Москва

Огненное восхождение Илии Пророка. XIV в.Государственный исторический музей, Москва

Огненное восхождение пророка Илии.Новгород.Начало XVII в.Музей икон,Реклингхаузен, Германия

Взятие пророка Илии на небо.1847. Эскиз росписи плафона в северо-западной части Исаакиевского Собора

Роспись храма Пророка Илии (Москва)Вознесение Илии

Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Девид Коллинз.Вознесение Илии 1627

Огненное восхождение пророка Илии со сценами жития.Греческая икона второй половины XVII века, происходящая с острова Корфу (ныне в собрании Византийского музея в Афинах). Мастер Феодор Пулакис.

Пророк Божий Илия, возносящийся на огненной колеснице на Небо

Источник: https://obiskusstve.com/1477741223816202709/ilya-prorok-v-mirovoj-zhivopisifreskah-i-ikonah-vnimanie-na-detali/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *