Святой Кирилл и женщина-философ Гипатия (Часть 2)

Окончание, См. Часть 1.

Роль Святого Кирилла в религиозной борьбе.

Кирилл, будучи умным человеком, осознавал, что необходимо поддерживать хорошие отношения с Орестом. Он неоднократно предпринимал попытки примириться с ним, так и оставшиеся безрезультатными. Разрыв между этими людьми стал непреодолимым после того, как Орест возглавил гонения против Иеракса, доверенного человека патриарха Александрийского, над которым он совершил жестокую расправу: «В числе людей находился один человек, по имени Иеракс, бывший учителем словесности и пламенным слушателем епископа Кирилла, умевшим лучше всех поднять народ при его поучениях.
Когда толпа иудеев увидела этого Иеракса в театре, то вдруг закричала, что он пришел на зрелище ни за чем другим, как для возбуждения смятения в народе… И тогда схватив Иеракса, он (Орест) всенародно в театре подверг его мучениям». .

Описываемое событие послужило последним ударом, разорвавшим завесу мифа о якобы мирном сосуществовании иудеев с христианами, через которую выплеснулось бескрайнее море ненависти первых к последним. Многие христиане погибли в подлых и коварных расправах от рук иудеев. Так, однажды ночью иудеи подняли повсюду шум, распространив слух о якобы начавшемся пожаре в храме святого Александра. Христиане, бросившиеся тушить пожар, угодили в западню, устроенную иудеями, в которой многие нашли мучительную смерть. Именно тогда Кирилл выступил против иудеев, заручившись поддержкой императора Феодосия Второго . Как уже говорилось выше, он закрывал синагоги, принял против иудеев жесткие меры, а в дальнейшем при помощи всего народа и совсем изгнал их из Александрии, лишив зачинщиков убийств христиан всего имущества.

Ненависть префекта Ореста к Кириллу в полной мере разделяла и Гипатия, дочь философа Теона (Феона), известная по всему городу своей мудростью. Здесь необходимо привести слова, которыми свидетельствует об этом историк Сократ Схоластик: «Так как она очень часто беседовала с Орестом, ее общение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она не дозволяла Оресту поддерживать дружеские отношения с Кириллом» . Отношения Ореста с Кириллом стремительно ухудшались. Последним же ударом, сделавшим непреодолимым разрыв между патриархом и префектом Александрии, были арест, пытки и смертный приговор нитрийского монаха Аммония.

Этот Аммоний, преисполненный слепого рвения и стремясь вместе с другими монахами защитить патриарха, стал на словах поносить Ореста. К сожалению, он не ограничился словами, но кинул в Ореста камень, попав ему в голову. За этим последовали арест, жестокие пытки и смертная казнь Аммония. Кирилл же забрал тело Аммония и похоронил его, воздав ему почести, подобающие мученику, что, естественно, вызвало еще больший гнев Ореста: «Тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мучеником и прославляли в Церкви его великодушие, как подвиг за благочестие».

К сожалению, это противостояние Кирилла и префекта после Аммония привело к новой жертве. По свидетельству Сократа Схоластика , 15 марта 514 года ослепленная гневом толпа христиан, возглавляемая чтецом Петром, набросилась на Гипатию и убила ее. Говорили, что толпа совершила это под воздействием пламенной проповеди святого Кирилла. Однако никто из современных ему историков не обвинял Кирилла в подстрекательстве к убийству. Эти обвинения были измышлены позднее некими псевдоисториками.

Немалая ответственность за убийство философа лежит и на так называемых «парабаланах» – особой организации, члены которой занимались благотворительной деятельностью и жили вблизи церковных бань – баланий, откуда и происходило их имя . Историк Сократ Схоластик отмечает их склонность к общественным смутам: «Александрийская чернь больше всех других черней любит беспорядки, и лишь находит повод, как устремляется к нестерпимым злодействам, и без крови не успокаивается».

Поведение парабаланов, в том числе и в вышеуказанных событиях, стало причиной издания императором Феодосием Вторым 28 сентября 416 г. закона о клириках и парабаланах Александрии. По этому закону парабаланы – община, состоящая из 500 мужей, – ранее находившиеся в непосредственном подчинении у действующего архиепископа Александрийского, переходили под юрисдикцию префекта Александрии. Такое изменение их положения было вызвано стремлением положить конец бесчинствам этой общины, сеявшей ужас и страх по всей Александрии без ведома патриарха. Принять меры против парабаланов попросил у императора сам народ Александрии, послав к нему свою делегацию. Напротив, нигде не сообщается о том, что патриарха обвиняли во всех происходивших тогда беспорядках и, в частности, в убийстве Гипатии, во время которого он, к тому же, даже не был в городе.

Кирилл был достойным наследником Афанасия Великого на патриаршем престоле. Он прилагал все усилия для того, чтобы принести мир в народ Александрии. Однако во имя этого он не позволял себе раболепствовать перед политической властью, напротив, он, «не колеблясь, повышал голос на власть имущих, если видел угрозу для интересов Церкви и христиан Александрии. Слава о нем и его делах быстро распространилась по всей империи. Его любовь к Церкви была ему вместо щита от всех угроз, от кого бы они ни происходили».

В последующие годы Кирилл без колебаний и решительно выступает против еретических догматических взглядов Патриарха Константинопольского Нестория . Несмотря на многочисленные преграды Кирилл сумел добиться личной встречи с императором Феодосием и разоблачить перед ним лживые идеи Нестория, подобно ядовитому жалу поразившие христологию Церкви. Естественно, Кирилл не ограничился личной встречей с Феодосием, но и впоследствии отправлял послания с информацией о положении дел царицам, имевшим более сильный, по сравнению с императором, характер. Наконец, он собрал в 431 г. в Эфесе III Вселенский Собор, на котором добился осуждения несторианства. Эти его действия были по достоинству оценены на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г., через семь лет после его блаженной кончины.

Такие пастыри, как Кирилл, показали, что церковные начальствующие не должны иметь в качестве своей единственной заботы только лишь попечение о нуждах Церкви, но должны и неусыпно стоять на страже национальных и религиозных интересов страны, не боясь повысить голос даже на самого императора или любого другого властителя любой эпохи, дабы уберечь его от преднамеренных и непреднамеренных ошибок. Конечно же, они не должны впадать и в другую крайность, то есть вмешиваться во все политические вопросы и стремиться навязать свое мнение любому правительству (цезаропапизм), ибо тогда, ослепленные и опьяненные властью, они становятся слугами Мамоны, а не служителями Бога.

Сноски:

Сократ Схоластик. Церковная история, 7,13 – 34. PG 67, 761C – 764C.

Хр. Пападопулос. Святой Кирилл Александрийский. Александрия, 1933. С. 279.

Сократ Схоластик. Церковная история 7, 15, PG 67, 768. Ср. Никифор Каллист. Церковная история 14, 16. PG 146, 1105C – 1108B.

Вышеуказ. пр-е, 14, 24 – 28. PG 67, 773.

Сократ Схоластик. Церковная история 7, 15, PG 67, 761Α.

Хр. Криконис. Кирилл Александрийский и его христологическое учение. // Доклады XVIII Богословской конференции по теме «СВЯТОЙ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ». Фессалоники, 1999. С. 244.

Сократ Схоластик. Церковная история 7, 15. PG 76, 761A.

См. Десп. Михалага. «Парабаланы как носители общественного восприятия первых веков христианства». ΕΕΘΣΠΑ 34 (1999) 523-554.

См. С. Пападопулос. Святой Кирилл Александрийский. Афины, 2004. С. 32-38, 144-142, 154-157, 166-172, 184-190, 339-351. The international cyclopaedia – a compendium of human knowledge revised with large additions, vol. X, New York 1899, p. 409- 410.

Поскольку люди Нестория чинили ему препятствия, не давая ему встретиться с императором, Кирилл переоделся нищим и предстал перед императором в момент, когда никто не ожидал его увидеть.

Кирилл Александрийский. Слово огласительное к благочестивейшей царице о правой вере. PG 76, 1201 – 1420.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Источник: http://www.pemptousia.ru/2013/08/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB-%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%82-2/

Православный Церковный календарь

Краткое житие мученика Виктора Дамасского

Свя­той му­че­ник Вик­тор был во­и­ном во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия Фило­со­фа (161–180). Ко­гда им­пе­ра­тор на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, Вик­тор от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Та­кое обя­за­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние яв­ля­лось про­вер­кой пре­дан­но­сти во­и­на бо­гам, им­пе­ра­то­ру и оте­че­ству. Свя­той пре­дан был на му­че­ния, но про­шел сквозь все пыт­ки невре­ди­мым. Си­лой мо­лит­вы он по­бе­дил ча­ро­дея, ко­то­рый с тех пор от­ка­зал­ся от волх­во­ва­ний и стал хри­сти­а­ни­ном. По мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли вне­зап­но ослеп­шие во­и­ны. Ви­дя чу­де­са, яв­лен­ные Гос­по­дом через свя­то­го Вик­то­ра, мо­ло­дая бла­го­че­сти­вая су­пру­га од­но­го из му­чи­те­лей, Сте­фа­ни­да, от­кры­то про­сла­ви­ла Хри­ста, за что бы­ла пре­да­на лю­той каз­ни: ее при­вя­за­ли к двум со­гну­тым паль­мам, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Свя­то­го му­че­ни­ка Вик­то­ра обез­гла­ви­ли. Му­че­ни­ки по­стра­да­ли в Да­мас­ке во II ве­ке, где и пре­да­ны по­гре­бе­нию их чест­ные остан­ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия (он же Ан­то­нин, 161–180 гг.), в го­ро­де Да­мас­ке (Си­рия) слу­жил во­и­ном хри­сти­а­нин Вик­тор, ро­дом из Ита­лии. Ко­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­сле­до­вать хри­сти­ан, во­е­во­да Се­ва­сти­ан по­тре­бо­вал от Вик­то­ра, чтобы он от­рек­ся от Хри­ста и при­нес жерт­ву идо­лам. «Ты во­ин на­ше­го ца­ря, и обя­зан ис­пол­нить его при­ка­за­ние», – за­явил Се­ва­сти­ан. «Нет, – от­ве­тил Вик­тор, – те­перь я во­ин Небес­но­го Ца­ря, и Ему од­но­му бу­ду слу­жить, а мерз­ких идо­лов я пре­зи­раю!» То­гда Се­ва­сти­ан пре­дал Вик­то­ра раз­лич­ным му­че­ни­ям. Па­ла­чи пе­ре­ло­ма­ли Вик­то­ру паль­цы на ру­ках и но­гах и вы­вер­ну­ли их из су­ста­вов. Во вре­мя пы­ток свя­той Вик­тор мо­лил­ся Бо­гу и му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния.

По­том па­ла­чи ста­ли при­нуж­дать Вик­то­ра про­гло­тить мя­со, отрав­лен­ное кол­ду­ном. По­мо­лив­шись и пе­ре­кре­стив мя­со, му­че­ник Вик­тор про­гло­тил его. На гла­зах у всех про­изо­шло яв­ное чу­до: Вик­тор остал­ся невре­дим. Слу­чи­лось то, что Гос­подь неко­гда обе­щал Сво­им уче­ни­кам: «Ес­ли что смерт­но вы­пьют, не по­вре­дит им» (Мк.16:18). Кол­дун, уви­дев, что Вик­тор ни­сколь­ко не по­стра­дал от его отра­вы, уве­ро­вал во Хри­ста. Он луч­ше дру­гих по­ни­мал, что ни­ка­кая зем­ная си­ла не мог­ла обез­вре­дить его страш­ней­ший яд.

То­гда свя­то­го Вик­то­ра под­верг­ли еще бо­лее тяж­ким пыт­кам. Сте­фа­ни­да, же­на од­но­го из во­и­нов, му­чив­ших Вик­то­ра, не мог­ла боль­ше смот­реть на тя­же­лые и со­вер­шен­но невин­ные стра­да­ния, ко­то­рым под­вер­га­ли му­че­ни­ка Хри­сто­ва и за­сту­пи­лась за него. Обе­зу­мев­шие от кро­ви па­ла­чи, вме­сто то­го, чтобы оста­но­вить­ся, озло­би­лись на Сте­фа­ни­ду и уви­де­ли в ней свою но­вую жерт­ву. Они при­вя­за­ли ее к двум на­кло­нен­ным паль­мам и разо­рва­ли на ча­сти. Так умер­ла Сте­фа­ни­да, бу­дучи еще со­всем мо­ло­дой: ей бы­ло толь­ко 15 лет. Убив Сте­фа­ни­ду, му­чи­те­ли воз­вра­ти­лись к ис­тя­за­ни­ям Вик­то­ра и обез­гла­ви­ли его. Свя­тые му­че­ни­ки Вик­тор и Сте­фа­ни­да по­стра­да­ли за Хри­ста в 175-ом го­ду.

Пе­ред сво­ей смер­тью му­че­ник Вик­тор пред­ска­зал па­ла­чам, что они умрут через 12 дней, а во­е­во­да через 24 дня бу­дет взят в плен. Так все и слу­чи­лось.

Из кни­ги еп. Алек­сандра (Ми­ле­ан­та) «Из­бран­ные Жи­тия свя­тых»

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Вик­то­ра и Сте­фа­ни­ды» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-viktor-damasskij

Краткое жизнеописание новомученика Юрия Новицкого

(память 31 июля по старому стилю)

Юрий Петрович Новицкий родился в 1883 году. Мать — Пелагея Дмитриевна была столбовой дворянкой. Отец — Петр Михайлович был чиновником.

В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве, жил там в семье дяди Ореста Михайловича Новицкого, историка Церкви. Там и началось воцерковление его. «Религиозные вопросы меня начали интересовать со второго или третьего класса гимназии» (здесь и далее текст от первого лица представляет собой отрывки из биографии, изложенной Юрием Петровичем во время процесса). Там, в Киевской гимназии, Юрий Петрович начал петь и читать на клиросе. В гимназические годы он написал работу «Украинская природа в творчестве Гоголя».

Юрий Петрович был женат на Анне Гавриловне Сусловой, дочери известного специалиста по теоретической механике, профессора Г.К.Суслова. В 1809 году родилась дочь Ксения. В 1921 году Анна Гавриловна умерла от тифа, и Юрий Петрович остался вдовцом с двенадцатилетней дочерью-сиротой на руках.

Юрий Петрович был профессором в Петроградском университете, кроме того работал над устройством юридического факультета в Костроме, преподавал там советское право, писал научный труд «История русского уголовного права». Также он был председателем правления общества православных приходов. В этом статусе он встречался в феврале 1922 года с Патриархом Тихоном в Москве.

«До революции я, будучи профессором, принимал участие в работе приходских советов, но тогда не было такой самостоятельной организации верующих. После февральской революции я продолжал быть приват-доцентом университета. После октябрьской революции я работал только в университете и педагогическом институте, читал ряд лекций, ездил читать лекции по России по историческим вопросам. После октябрьской революции я был избран членом Правления. Я часто ходил в церковь, настоятели меня знали и я был избран. Теоретических работ в области религиозной я не вел. До революции трудов по религиозным вопросам у меня не было, но я читал лекции на религиозно-философские темы : о проблеме добра и преступлений, о преступлении в идее, о Церковном Соборе. Это были лекции чисто философско-исторического содержания. В восемнадцатом году я уклонился более в религиозную сторону…»

16 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим. Как председатель общества православных приходов и профессиональный юрист, Юрий Петрович помогал митрополиту Вениамину при контактах с советской властью. В ночь с 28 на 29 апреля почти все правление общества, в том числе и Юрий Петрович Новицкий, было арестовано. В это время Юрий Петрович с дочерью жил по адресу Биржевая ул., д.60, кв.30, снимая одну комнату в квартире Ксении Леонидовны Брянчаниновой. Юрий Петрович и Ксения Леонидовна собирались в ближайшее время обвенчаться. Ее и дочь Юрий Петрович больше не увидит. При аресте забрали и незавершенный труд профессора «История русского уголовного права».

10 июня начался процесс, заседания которого проходили в здании Филармонии. 5 июля 10-ти подсудимым вынесли смертный приговор, а 3 августа на Заседании Президиума ВЦИК шестерым из них высшую меру заменили на пять лет лишения свободы. Таким образом смертный приговор остался в силе для четверых осужденных. Это были : митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров. Сохранилась записка Юрия Петровича, чудом переданная им из камеры смертников. «Дорогая мама. Прими известие с твердостью. Я знаю давно приговор. Что делать? Целую тебя горячо и крепко. Мужайся. Помни об Оксане. Юрий». Его дочери в то время было 12 лет, а ему самому 39.

12 августа после отчаянных хлопот Ксении Леонидовне удалось получить разрешение на свидание с Юрием Петровичем, которое назначили на 15 августа. Но в ночь на воскресенье, 13 августа, четверо новомучеников Российских были расстреляны возле станции Пороховые по Ириновской железной дороге. Где находится их могила, никто не знает.

(По книге Николая Коняева «Священномученик Вениамин митрополит Петроградский»).

Источник: Сайт домовой церкви свв. Апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Святой мученик Юрий Новицкий

Святой мученик Юрий Новицкий родился 10 ноября 1882 года в г. Умани Киевской губернии в семье мирового судьи Петра Михайловича и его жены Пелагеи Дмитриевны – столбовых дворян. В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве; там и началось его воцерковление: Юрий стал петь и читать на клиросе. В 1908 году, окончив юридический факультет Киевского университета святого Владимира, Юрий Петрович был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства; одновременно он был определен в судебную палату. Вскоре последовала командировка в Германию для продолжения учебы и подготовки диссертации. В 1914 году Юрий Петрович переехал в столицу и стал приват–доцентом Санкт–Петербургского университета, а в 1918 году – профессором, получив известность как выдающийся ученый–криминалист.

Будучи с детства глубоко религиозным человеком, Ю.П. Новицкий принял живое участие в создании в 1920 году «Общества православных приходов» Петрограда и губернии и единодушно был избран председателем правления. После того, как 16 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление об изъятии церковных ценностей под предлогом «помощи голодающим», Юрий Петрович, как председатель Общества православных приходов и профессиональный юрист, помогал митрополиту Вениамину вести переговоры с советской властью. Достигнутое «Соглашение об изъятии ценностей из церквей» устанавливало известный контроль со стороны верующих над санкционированным святотатством. Однако кремлевские правители ставили целью спровоцировать столкновение, которое можно было бы использовать в качестве предлога для решительной борьбы с Церковью.

24 марта в «Красной газете» появилось очень резкое «письмо двенадцати», в котором петроградское духовенство обвинялось в контрреволюционных настроениях и желании «оттянуть» сдачу ценностей. Среди авторов письма находились известные активным сотрудничеством с безбожным режимом священники В. Красницкий и А. Введенский, стремившиеся к захвату церковной власти. Митрополит Вениамин запретил Введенского в священнослужении. В ночь с 28 на 29 апреля 1922 года почти все правление «Общества православных приходов», в том числе и Юрий Петрович Новицкий, было арестовано по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей».

Заседания Петроградского губернского революционного трибунала по военному отделению проходили в здании бывшего Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии) с 10 июня по 5 июля 1922 года. Подсудимые обвинялись в организации преступной контрреволюционной группы, противодействовавшей исполнению декрета Советской власти об изъятия церковных ценностей, что якобы привело к массовым беспорядкам в Петрограде и губернии. Истинная же причина организованной большевиками расправы заключалась в огромном авторитете среди народа митрополита Вениамина и его независимой политике, в частности, отказе отменить «белогвардейский акт отлучения» от Церкви «революционного священника» Введенского.

Главные обвиняемые держали себя спокойно, с большим достоинством. Им было ясно, что результат судебного разбирательства заранее предрешен. 5 июля 1922 года председатель трибунала Н.И. Яковенко огласил приговор. Десять человек присуждались к расстрелу, остальные – к тюремному заключению на разные сроки и к принудительным работам. Несколько позже шести осужденным расстрел был заменен долгосрочным тюремным заключением.

Услышав приговор, митрополит Вениамин произнес: «Слава Тебе, Боже, за все!» Профессор Новицкий заявил, что в приписываемых ему преступлениях он совершенно невиновен, «но, – добавил он, – если кому нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных». Показательно, что Юрий Петрович пытался переложить на себя часть вины, инкриминируемой его другу, настоятелю Казанского собора протоиерею Николаю Чукову, человеку многодетному.

В ночь на 13 августа, четверо новомучеников – митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров были расстреляны, вероятно, на Ржевском полигоне, неподалеку от станции Пороховые по Ириновской железной дороге. Место захоронения их мощей Господь оставил сокрытым.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 года Юрий Новицкий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Источник: Сайт храма Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Источник: http://petragrad.spb.ru/site/sunt/Yuriy_Novitskiy/live/index.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *