Аполлинария — история Святого имени

Житие преподобной Аполлинарии

Преподобная Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408–450). Отказавшись от брака, она выпросила у своих благочестивых родителей разрешение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. По откровению свыше она направилась в скит к святому Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью. У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии), по молитве которого девица получила исцеление. По возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Этот случай привел в сильный гнев родителей ее, которые послали в скит воинов и требовали выдать виновника оскорбления дочери.

Святая Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом своих родителей. Там она открыла родителям свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.

См. также: «Житие преподобной Аполлинарии» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Источник: https://svyatsy.org/imeniny/a/apollinariya/apollinariya/

Под каким именем крестить Полину

Имя Полина в разные времена привлекало родителей девочек своим благозвучием, навевающим покой и умиротворение. Будучи довольно старым, оно никогда не исчезало из обихода.
История его происхождения достаточно противоречива. Одни специалисты считают, что Полина – это полное самостоятельное имя, поскольку греческая приставка «поли» имеет значение «много». Следовательно, Полина – «многозначительная». Другие относят имя к производным от французского Паулина (Павлина), то есть «маленькая», а третьи сходятся во мнении, что Полина – это сокращенная форма от Аполлонии или Аполлинарии. В русской версии чаще встречается разговорное Полинария, что с греческого переводится как «освобожденная».

Хотя за многовековую историю церковного календаря перечень имен существенно расширился, ни Полины, ни Паулины, ни Аполлонии, ни Полинарии в нем нет. Дело в том, что Полиной на Руси именовали Аполлинарию или Пелагею. Именно эти имена и есть в святцах. Если девочка еще слишком мала, чтобы самостоятельно сделать выбор при крещении, то решать предстоит родителям. Оба имени имеют греческое происхождение и обладают огромной внутренней энергетикой.

Аполлинария – посвященная Аполлону

Поскольку имя происходит от златокудрого Бога Солнца — Аполлона, а латинское Apollinaris обозначает принадлежность – Аполлонова, то Аполлинария может трактоваться и как «принадлежащая Аполлону», «солнечная». Аполлинария, как правило, не обладает кротким нравом, который зачастую предрекают девочке с именем Полина. В детстве она весела и отзывчива, любит участвовать в делах взрослых и ждет от них похвалы и признания своих заслуг. В зрелом возрасте это женщина с высоким интеллектом, трудолюбива и предана своей работе и семейному очагу. По типу темперамента – холерик. Обидчива, но не злопамятна. Не терпит давления.

Если при обряде крещения Полину нарекут Аполлинарией, то ей будут покровительствовать:
— святая мученица Аполлинария, день памяти которой приходится на 4 апреля;
— святая мученица Аполлинария (Тупицина), приговоренная к расстрелу 13 октября 1937 года за принадлежность к церковной группе;
— преподобная Аполлинария, которая была дочерью Анфемия, правителя Греческой империи. Она долгое время скрывалась под мужским монашеским одеянием и носила имя Дорофей. День памяти Святой отмечается накануне Крещения, 18 января.

Пелагея – «морская»

Своему появлению имя обязано греческому Пелагиос, что в женском варианте звучит как Пелагиа – «морская». Оно тождественно Марине, имеющей латинское происхождение. Возможно, Полина и Пелагея покажутся некоторым не идеально созвучными именами, но в христианстве зачастую Полин крестят именем Пелагея. К тому же святцы изобилуют именами почитаемых святых мучениц и преподобномучениц с таким именем:
— 5 апреля почитается святая мученица Пелагия;
— 17 мая — Пелагия Тарсийская;
— 26 июня — преподобномученица Пелагия (Жидко);
— 30 июня — Пелагия (Балакирева);
— 21 октября — святая мученица Пелагия Антиохийская, которая была ученицей священномученика Лукиана Антиохийского, и Пелагия Антиохийская Палестинская;
— 3 ноября — преподобномученица Пелагия (Тестова);
— 12 февраля — Пелагия Дивеевская.
Несмотря на то что в нежном имени Полина окружающим «слышится» уравновешенность, носящие его женщины обладают зачастую холеричным характером и не умеют сдерживать долго внутреннее напряжение. Девочка, нареченная именем Пелагея, на первый взгляд флегматична, но с возрастом ее терпимости тоже приходит конец.»Солнечная» или «морская» Полина порядочна, скромна, но импульсивна.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-886273-pod-kakim-imenem-krestit-polinu

Имя Полина, Аполлинария в православном календаре

Но прежде, Аполлинария решила отправиться по Святым местам — в город Иерусалим. Отец и мать передали с дочерью щедрые подарки: золото, серебро. Вся процессия сопровождалась множеством рабов. Когда девушка прибыла в Святой город, то отпустила всех невольников, раздавала щедро милостыню. По дороге, она купила монашеские одеяния. Объявив всем, что очень хочет заехать на поклонение святым отцам в скит. Путь был неблизким, паломников настигли сумерки и все легли отдыхать. Только святая переоделась в мужские монашеские одежды и укрылась от всех в местном болоте.

Проснувшись, все кто сопровождал Аполлинарию, ее не нашли, скорбя о пропаже своей госпожи, они после продолжительных поисков вернулись обратно на родину. В скит она не отправилась, а так и осталась в этом болоте, где провела несколько лет. Господь всячески охранял подвижницу, заботился о её пропитании. Ее мучило солнце, зной, комары огромных размеров. Однажды к ней явился Ангел и повелел выйти из болота и пойти в скит, где нужно было поселиться с именем Дорофей.

Так она и поступила. Дорофей отличался особой строгостью поста и молитвы, за что Господь послал ей дар исцелять недуги. Аполлинария в образе Дорофея являлась к себе домой, чтобы исцелить больную сестру от одержимости бесами. Родители ее узнали, но не задержали во дворце. К тому времени они осознали, какой подвиг взяла на себя Аполлинария. Ко Господу она отошла в 470 году. Только перед положением во гроб, братия поняли, что Дорофей был женщиной. От мощей святой стали проистекать исцеления, люди по молитвам и заступничеству Аполлинарии получали просимое. Стоит отметить, что к лику святых она причислена с именем Аполлинария, но не Дорофей.

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-zhenskie/apollinariya/

Святая мученица Аполлинария Тупицина

Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. У неё был брат Григорий Петрович. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве стиркой белья и зарабатывая на жизнь в качестве няни. Всё свободное время она отдавала церкви. Вела строгую монашескую жизнь. Была известна как целительница телесных недугов. Канонизирована 7 мая 2003 года Архиерейским Собором Русской православной церкви и реабилитирована 31 июля 1989 года. Лжесвидетель, по доносу которого арестовали мученицу Аполлинарию, показал, что знает ее «как контрреволюционную личность». Он сказал: «Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви «Знаменье» у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупициной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».
Аполлинария Петровна арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователь удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться признаний от арестованной. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. . На расстрельном полигоне в Бутово с 1937 по 1938 гг. НКВД было убито и похоронено в братских могилах 20765 человек. В том числе — православные архиереи, священники, монашествующие и миряне. Своей кровью они освятили здешнюю землю. Весной 1994 г. Здесь был поставлен Поклонный Крест. 19 мая 2007 года освящён храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Каждый год в четвёртую субботу после Пасхи празднуется память Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших, — тех, кто прошёл Русскую Голгофу, тех, чьими молитвами воскресает Россия . Люди, восстанавливающие храм в Пижме считают, что мученица Аполлинария Тупицына помогает им укрепиться в православной вере. Родившаяся в соседней с Пежмой деревне Шелюбинской, она, конечно, бывала в Пежемском Богоявленском храме на богослужениях и своей последующей жизнью и подвигом исповедничества Христа.

Каменный храм Богоявления в с. Пежма построен в 1806 году. К 1913 году капитально отремонтирован и реконструирован, в 1993 закрыт советской властью. 3 июля 2009 года после проведения расчистки и установки временной алтарной преграды в Никольском приделе Пежемского Богоявленского храма была отслужена первая за 76 лет Божественная литургия. Богослужение возглавлял благочинный Вельского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии игумен Антоний (Яворский) с сослужащими клириками округа. Память святой мученицы Аполлинарии отмечалась в Пежме впервые. Начиная с 2009 года, в Пежемском Богоявленском храме каждый год проходят службы Святой мученице Апполинарии. Также, службы проходили 13 октября 2010 года в храме свв. Новомучеников и исповедников в Бутове (на Бутовском полигоне близ Москвы). Службу проводил протоирей Кирилл Каледа и 17 октября 2011 года службу отслужил о. Димитрий Фесечко . 13.10.2012 года была отслужена литургия. Служил Дмитрий Фесечко. На службах присутствовала Галина Тихоновна Ануфриева – внучатая племянница Апполинарии Петровны. Из года в год количество молящихся на службах увеличивается.

Как нам стало известно, живы родственники Апполинарии Петровны – Галина Тихоновна Ануфриева и её сын Георгий Ануфриев. Галина Тихоновна сказала: «Сердце и душа переполняются чувствами горести и радости… Горести о тысячах невинно убиенных на этом небольшом клочке земли, и радости о том, что, наконец, мы можем прикоснуться к тому месту, где почивают останки нашей родной Аполлинарии, семейные предания о доброте и отзывчивости которой мы слышали с детства. Для нас очень волнительно, даже не верится, что милостью Божией она прославлена как святая мученица».

Мы спросили Георгия, обращается ли к святой с просьбами его семья? Георгий ответил: «Да, я обращаюсь с просьбами к Аполлинарии и моя семья тоже. Её помощь мы всегда чувствуем, помним её, она всегда находится с нами. У меня даже есть икона святой мученицы Апполинарии Тупициной.

В июне 2009 года Икона мученицы Аполлинарии была написана в Москве по благословению настоятеля храма свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы в память о мученической кончине Аполлинарии Тупицыной. Икона передана в дар настоятелю Пежемского Богоявленского храма игумену Антонию (Яворскому) во время первой литургии в возобновленном храме — 19.07.2009. Мученица Аполлинария изображена на фоне двух храмов: Пежемского Богоявленского храма — прихожанкой которого она была в молодые годы (слева) и храма Воскресения Христова и Свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове, который воздвигнут в 2006-07 году на месте расстрелов многочисленных жертв политических репрессий, в том числе новомучеников за веру православную пострадавших. Память о мученице Аполлинарии объединяет эти два святых места.

Работа Зои Зенковой, ученицы Воскресной школы г. Новодвинска, выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель — Кузнецова Ю.Н

Источник: http://arhispovedniki.ru/library/research/5403/

Что такое житийная икона и как ее читать?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках.
Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников.


Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами.
Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение/

На анонсе фрагмент иконы Дионисия митрополит Петр с житием.

Источник: https://foma.ru/chto-takoe-zhitiynaya-ikona-kak-ee-chitat.html

Житийная икона

Икона Святой Николай Чудотворец с житием, 14 в., Русский музей

Жити́йная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития.

Самые ранние из известных житийных икон датируют IX веком. Особо много житийных икон создавалось в на рубеже XII и XIII веков и большинство из них происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Эти иконы в большинстве своём имеют большие размеры и были местными образами в храмах или приделах, освящённых в честь изображённых на них святых.

Клейма со сценами из жития святого на иконе располагаются слева направо, при этом без учёта того, что в среднике расположен центральный образ. Житийная икона имеет особенность, показывая на клеймах жизнь святого во времени и также чудеса, происшедшие после его смерти, быть вневременной — открывать саму сущность всей жизни святого в Вечности, где время не имеет продолжительности. Таким образом, святой, написанный в среднике изображён как победитель, преодолевший жизненное испытание и прославившийся, а клейма — как венок Славы. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию. Древнейшей русской житийной иконой является образ пророка Илии из церкви села Выбуты (конец XIII — начало XIV вв.).

Житийные иконы могут изображать не только святых, но чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *