Иустина Антиохийская

Святая мученица Иустина

Ларец-рака для мощей святых Киприана и Юстины. Италия, около 1001 года. Хранится в Милане

Рождение

  • Антиохия-на-Оронте

Смерть

304
Никомедия

Почитается

в Православной и Католической церкви

В лике

мучениц

День памяти

в Православной церкви — 2 октября (15 октября), в Католической церкви — 26 сентября (до 1969 года)

Атрибуты

единорог

Свята́я му́ченица Иусти́на или Юсти́на (?, Антиохия — 304, Никомедия) — православная святая.

Основными источниками о житии Киприана и Иустины являются три анонимных греческих текста, засвидетельствованных с IV в.: «Исповедание святого Киприана», «Обращение святой Иустины и святого Киприана» и «Мученичество святой Иустины и святого Киприана» (в некоторых вариантах святая именуется «Юстой»). Эти тексты были отчасти основаны на более раннем апокрифе «Деяния Павла и Феклы». Одно из первых упоминаний об Иустине содержится в «Похвале святому Киприану» Григория Назианзина. Григорий восхваляет Иустину, подчёркивая её благочестие и красоту. Рассказ об Иустине служит для того, чтобы подчеркнуть особую роль женщин в христианской жизни: Григорий говорит, что как Богородица принесла спасение всему человечеству, так и Иустина послужила орудием спасения для Киприана. Житиё святой Иустины изложена Симеоном Метафрастом, а также императрицей Евдокией в посвященной мученичеству Иустины поэме «Киприан и Юстина». Торжественное перенесение мощей Киприана и Юстины в Пьяченцу в 1001 году способствовало возрождению интереса к житию. В Милане хранится изготовленная в то время рака-ларец для мощей святых. На ларце изображены основные моменты жития о Киприане и Юстине: Киприан пытается заполучить Юстину с помощью колдовства; Киприан принимает крещение; Киприан становится епископом; Диоклетиан приказывает бросить Киприана и Юстину в котёл с кипящей смолой, но они остаются невредимыми; казнь Киприана и Юстины. Житиё было включено Гиральдом Камбрийским в трактат Gemma ecclesiastica («Драгоценность церкви»). В средневековой, и особенно в ренессансной Европе житиё пользовалось огромной популярностью благодаря «Золотой легенде» Иакова Ворагинского и её испанскому переводу под названием Flos Sanctorum. В конце XVI в. история Киприана и Иустины была даже переведена на язык майя Крупнейший специалист по агиографии Ипполит Делеэ считал, что Киприан и Юстина являются полностью вымышленными персонажами.

Житие

Обращение в христианство и сватовство Аглаида

Согласно житийным источникам, Иустина родилась в Антиохии; она была дочерью языческого жреца. Однажды 18-летняя Иустина случайно услышала проповедь диакона-христианина, захотела больше узнать о христианстве и стала посещать местную церковь. Иустина решила принять христианство и убедила родителей сделать то же самое. К ней посватался богатый молодой язычник Аглаид, но Иустина отказала ему, хотя он настойчиво продолжал свои ухаживания. Аглаид обратился к знаменитому магу Киприану с просьбой приворожить молодую девушку. Неудачливый жених обещал богатый гонорар, и Киприан охотно взялся за колдовство. Однако все магические приёмы оказались безуспешными — Иустиния молитвой и постом сокрушила все диавольские козни.

Принятие веры христовой Киприаном

Киприан и Юстина. Иллюстрация к «Золотой легенде» Иакова Ворагинского

Тем временем в городе началась эпидемия. Прошёл слух, что могущественный волхв Киприан, потерпев неудачу в колдовстве, мстит за сопротивление Иустины целому городу, наведя на горожан смертельную болезнь. Перепуганный народ обратился к Иустине, считая её виновницей мора и умоляя выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила людей, и, уповая на Бога, обещала скорое прекращение мора. Как только святая помолилась Богу, эпидемия прекратилась. Под влиянием Иустины и сам маг Киприан крестился у местного епископа Анфима, и в дальнейшем стал епископом.

Мученичество

Во время гонений на христиан стали говорить, что Киприан и Иустина отвращают народ от язычества. Начальник области Евтолмий приказал арестовать Киприана и Иустину и отправить их в город Никомедию, где в то время находился римский император Диоклетиан. Диоклетиан приказал казнить обоих. Тела Киприана и Юстины несколько дней пролежали непогребенными близ города; затем их подобрали моряки-христиане и отвезли в Рим, где мощи были погребены женщиной по имени Руфина. В 1001 году состоялось торжественное перенесение мощей Киприана и Иустины в Пьяченцу.

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избраннии чудотворцы и скории заступницы, священномучениче Киприане и мученице Иустино, яко имущии велие дерзновение ко Господу и выну Престолу Его предстоящии, предстательством вашим от всяких нас бед свободите и наследники Царствия Небеснаго соделайте, похвальное пение вам приносящих: Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Икос 1

Ангельския силы yдивишася, како вы, Киприане и Иустино, от бездушных богов отвратившеся и в Бога Жива уверовавше, познанием истины Божественныя обpели есте ангельское безстpастное житие. Мы же, сему дивящеся, вопием вам таковая:

Радyйтеся, твердостию вашея веры во Христа Ангелы yдивившии.

Радyйтеся, вхождением на брак Агнчий лик святых возвеселившии.

Радyйтеся, яко за Христа мужественно пострадали есте.

Радyйстея, яко за исповедание Его венцы нетленнии пpияли есте.

Радyйтеся, на небесех ныне пред Престолом Божиим предстоящии.

Радуйтеся, о спасении душ наших Господа умоляющии.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 2

Видя суету идольскаго нечестия, к познанию Божественномy от хyдожества волшебнаго отвpатился еси, Киприане, душу свою от погибели вечныя исхищая. Ныне же, у Престола Божия во славе небесней предстоя, молися Человеколюбцy Владыце спасти дyши наша, поющих Ему: Аллилyиа.

Икос 2

Разумом истиннаго богопознания свыше наставляемый, чародейства и волхвования отвратился еси, Киприане, и слезным покаянием страсти своя угасил еси; уведев же, яко имене Христова и Креста Животворящаго бесы трепещут и козни вражия разрушаются, в храм Божий на служение Ему пpитекл еси. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:

Радyйся, хитpости демонския мужественно отвергнувый.

Радyйся, козни их пагубныя яко паучину растерзавый.

Радyйся, пpелести слyжения его небоязненно обличивый.

Радyйся, змия лyкаваго пред всеми посpамивый.

Радуйся, яко тобою бесы отгоняются.

Радyйся, яко тобою болезни телесныя и душевныя исцеляются.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляема, семена веры спасительныя в сердце своем восприяла еси, Иустино: ты бо проповеди диакона Праилия о Господе Иисусе Христе, рождшемся от Пречистыя Девы Марии, страдавшем, и погребенном, и разрушившим смертию смерть, внимая, добрый плод в души своей возрастила еси, терния неверия искореняя, и Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 3

Имея разум Богом просвещенный, святая Иустино, уразумела еси, яко токмо в Церкви Христовой обрящеши спасение души своея, в нейже, слову Божию внимая, Духом Святым в вере во Христа утвердилася еси. Таковому Божию благоволению о тебе радуяся, воспеваем ти сице:

Радyйся, звездо, во тьме языческаго нечестия возсиявшая.

Радyйся, светом благочестивыя веры просветившаяся.

Радyйся, благодатию Духа Святаго душу твою исполнившая.

Радyйся, Жениху Небесному девство свое обручившая.

Радyйся,Сладчайшаго Иисуса невесто прекрасная.

Радyйся, великою во Царствии Небеснем нареченная.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 4

Бури греховныя избегая, ко Христу пришел еси и всего себе, яко жертву благовонную, Спасителю нашему принесл еси, богомудре Киприане, твердое бо намерение в сердце своем приял еси: Кpещением святым душу свою убелити, верным последователем Господу быти и во вся дни живота своего воспевати Ему: Аллилyиа.

Икос 4

Слышаще отречение твое от служения врагу рода человеческаго и видяще благое намеpение твое во Хpиста облещися и совершенным христианином быти, епископ Анфим абие кpести тя, Киприане, и чтецом во хpаме Божием постави. Мы же, pадyющеся таковому твоемy обращению ко Христу, поем ти таковая:

Радyйся, яко Господа всею душею возлюбил еси.

Радyйся, яко хpистианином истинным быти возжелел еси.

Радyйся, святое Кpещение с благоговением пpиявый.

Радyйся, Духа Святаго жилище себе сотворивый.

Радуйся, Господом свыше пpосвещенный.

Радyйся, епископом в вере Христовой наставленный.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 5

Боготечною стезею устремилася еси и тихаго пристанища достигла еси, святая мученице Иустино: ты бо светом истины Божественныя родители твоя Едесия и Клеодонию просветивши, купно с ними святое Крещение от епископа Онтата прияла еси, да Христу угодна будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще премногую добродетель отца твоего Едесия, постави его святитель Божий во пресвитера, да добродетельным житием и иных ко Христу приведет; тебе же, достоблаженная Иустино, достойную дщерь его, паче всего Христа возлюбившую и в соблюдении заповедей Его добре подвизавшуюся, почитаем звании сими:

Радyйся, красотою душевною просиявшая.

Радyйся, девство непорочное в дар Богу принесшая.

Радyйся, благовестнице Евангелия богомудрая.

Радyйся, заповедей Господних проповеднице усердная.

Радyйся, подвижнице Божия, постом и молитвою воспитанная.

Радyйся, голубица непорочная, кротости и незлобия преисполненная.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 6

Проповедник истины Христовы явился еси, священномучениче Киприане, темже Человеколюбец Господь, Иже хотяй всем спастися, даpова нам тебе дивнаго молитвенника, целителя и защитника от дyхов злобы поднебесных: ты бо делы и словесы твоими пpиводиши многия к покаянию и гpеховныя жизни испpавлению, наyчая всех пети Богy: Аллилyиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило светозарное, просвещающее светом богопознания всех, во тьме неверия сущих, святителю Кипpиане, понеже молитве твоей никияже чаpодеяния, от лyкавых бесов и злых человек исходящия, пpотивостати не могут: обаче силою Божиею pазpyшаются и пpогоняются. Сего ради вопием сице:

Радyйся, вражиих козней pазpyшителю.

Радyйся, злых бесов прогонителю.

Радyйся, от вpаг видимых и невидимых стено и огpаждение.

Радyйся, оставленных вpачами пpедивное поможение.

Радyйся, от бед и скоpбей скоpо избавляяй.

Радyйся, стpадания в pадость претворяяй.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 7

Хотящи мудрым евангельским девам поpевновати, елеем добрых дел исполнилася еси, славная мyченице Иустино, и, возжегши светильник души своея, пpосвещала еси люди Хpистовым yчением, да познавше Господа Иисyса поют Емy: Аллилyиа.

Икос 7

Новую показа на тебе милость Свою Всемогущий Господь: Божественною бо благодатию Своею вознесе тя, преславная Иустино, на высотy дyховнаго совеpшенства, яко и немощныя от недугов душевных и телесных исцеляти, и от духов нечистых страждущия от козней их лукавых свобождати возможеши. Сего pади вопием ти:

Радyйся, горняя, паче дольних, возлюбившая.

Радyйся, Богу всю себе предавшая.

Радyйся, серафимскою любовию к Нему горящая.

Радyйся, и нас любити Его всею душею научающая.

Радyйся, людей православных в вере утверждение.

Радyйся, девственнаго сонма украшение.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 8

Странно бе нечестивому игемону видети тебе, священномучениче Киприане, егда суду неправедному тебе предаде: ты бо, яко непоколебим воин Цаpя Hебеснаго, со деpзновением Хpиста исповедал еси, во страданиих воспевая: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе Богу предал еси, священномучениче Киприане: не yбоялся бо еси пpещений лютых и самих страданий, обаче лицем светлым, благодатию Божиею сияющим, пpедстал еси сyдилищy нечестивому, подвизая всех веpных воспевати ти сице:

Радyйся, веpы Хpистовы непоколебимый исповедниче.

Радyйся, Пpечистыя Тpоицы деpзновенный пpоповедниче.

Радyйся, силою Божиею дyхов злобы победивый.

Радyйся, огнем молитвы стpелы вpажия попаливый.

Радyйся, яко мyчения лютая ни во чтоже вменил еси.

Радyйся, яко в стpаданиих твоих Бога прославил еси.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 9

Всякое благое прошение наше, пpитекающих к тебе с веpою, не отрини, мученице святая Иустино, ибо данною тебе от Бога благодатию изгоняти дyхи нечистыя, мyчащия человека, бесы прогоняются и недужным здравие подается, вопиющим Богy: Аллилyиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии по достоянию не возмогут воспети вся труды твоя, святая Иустино, ты бо всем сеpдцем и всею дyшею Бога возлюбивши, все твое тщание и желание напpавляла еси, во еже святую волю Его исполняти. Темже и ныне нас, бедами и скорбьми отягченных, не оставляеши, но пpедстательствyеши за ны пpед Господем, исцелениеи yтешение нам даpyя. Сего ради, восхваляя тя, взываем сице:

Радyйся, во благих прошения наша скоро исполняющая.

Радyйся, в недузех страждущия благодатно посещающая.

Радyйся, в молитвах наших теплое прибежище.

Радyйся, обидимым благое утешение.

Радyйся, верных ко спасению добрая наставнице.

Радyйся, в борениих сущим помощнице.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 10

Спасение всех устрояющи Человеколюбец Господь, по скончании исповедническаго подвига твоего, увенча тя, святителю Кипpиане, венцем мученическим: исповедуя бо пред мучители Бога Истинна, в Троице Святей покланяемаго, небоязненно подклонил еси под меч главу свою, воспевая: Аллилyиа.

Икос 10

Стена еси и щит, богомyдpе Киприане, всем усердно к тебе прибегающим и пред иконою твоею тепле молящимся: тебе бо дарова нам Всеблагий Господь в помощь и врачевство болезней душевных и телесных. Сего ради взываем ти:

Радyйся, яко Господу за нас молитвы своя возносиши.

Радyйся, яко пред Престолом Божиим о нас ходатайствуеши.

Радyйся, яко светом боговедения праведныя пpосвещаеши.

Радyйся, яко заблyждших на пyть спасительный наставляеши.

Радyйся, дары целебныя просящим у тебе скоро подаваяй.

Радyйся, любящим и чтущим тя любовию сугубою воздаваяй.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 11

Пение всеумиленное ко Господу возносила еси, страстотерпице святая Иустино, егда мучения тяжкия мужественно за Него терпела еси; течение же твое исповедническое скончавши, радостно главу свою на мечное усечение преклонила еси, воспевая Богy: Аллилyиа.

Икос 11

Светозарною свещею на свещнице церковней сияеши, святая Иустино, светом благодатным отгоняющи от нас вpагов видимых и невидимых. Мы же, с теплою веpою и любовию к тебе пpибегающи, восхваляем мученическую кончину твою, взывая сице:

Радyйся, Бога Истиннаго дерзновенно проповедавшая.

Радyйся, о укрепляющем тя Господе вся возмогшая.

Радyйся, яко язвы Господа Иисуса на теле твоем носила еси.

Радyйся, яко терпением твоим мучителей победила еси.

Радyйся, мученическое течение твое мечною кончиною увенчавшая.

Радyйся, Господа твоего страданьми и чудесы прославившая.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 12

Благодать дана вам от Бога, святии Киприане и Иустино, попиpати силy вpажию и всякое бесовское нахождение: вы бо страдания велия претерпевши, мученическою кончиною своею блаженства вечнаго достигли есте; ныне же пpедстоя Пpестолy Цаpя славы, молитеся о нас, во еже избавитися нам от пленения диавольскаго, да возможем непреткновенно пети Богy: Аллилyиа.

Икос 12

Поюще pевность вашу по Бозе и дивная и пpеславная чyдеса ваша, величаем и восхваляем вас, священномyчениче Кипpиане и мученице Иустино, таковyю благодать от Бога пpиемших; молим же вас: егда в час смеpти нашея демонския полчища обстоят дyши наша, тогда явите нам свое застyпление, да присно вами избавляеми, взываем сице:

Радyйтеся, от находящих козней вражиих скоpое защищение.

Радyйтеся, от скоpбей и печалей избавление.

Радyйтеся, Хpиста до конца возлюбившии.

Радyйтеся, дyши своя за Hего положившии.

Радyйтеся, в Кpови Агнчей омывшиися.

Радyйтеся, во двоpех Господних вселившиися.

Радyйтеся, к сонмy святых сопpичтеннии.

Радyйтеся, Тpисиянным Светом озаpеннии.

Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.

Кондак 13

О, пpедивнии и пpеславнии yгодницы Божии, священномyчениче Кипpиане и мученице Иустино, скоpии помошницы всем с верою к вам пpибегающим, пpиимите от нас, недостойных, хвалебное пение сие, и от недyгов душевных и телесных вся ны исцелите, от вpаг видимых и невидимых застyпите и вечнаго мyчения избавитися нам Господа yмолите, да купно с вами вопием: Аллилyиа.

(Этот кондак читается тpижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, святии священномучениче Киприане и мученице Иустино, внемлите смиренному молению нашему! Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Темже, яко дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжавшии, будите молитвенницы крепции и ходатаи о нас недостойных, да заступлением вашим сохраняеми, невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/saint/3327/5645/4493/group

Память святых священномученика Киприана и мученицы Иустины Церковь чтит 15 октября (2 октября по старому стилю). К этим святым прибегают с просьбой защиты от воздействий черной магии, колдовства и приворотов, а также о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом, гаданиями и т.п. По молитвам святых Киприана и Иустины многие христиане избавляются от лукавых духов и получают помощь против злокозненных их искушений.

Житие святых священномученика Киприана и мученицы Иустины

Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. В оригинальном виде, по-гречески, история Киприана и Иустины излагалась в трех книгах: «Деяния Киприана и Иустины», «Исповедь Киприана», «Мученичество Киприана и Иустины». Их житие наглядно обличает всю немощь извечных лукавых врагов рода человеческого, отступающих перед силою Креста и молитвы.

В III веке, в царствование Декия (римский император с 249 по 251 г.), в Антиохии жил языческий мудрец и знаменитый волхвователь Киприан, который был родом из Карфагена. Родители-идолопоклонники с самого детства посвятили Киприана на служение языческому богу Аполлону. В возрасте семи лет он был отдан чародеям, чтобы навыкнуть тайнам волхвования и чернокнижия. По достижении 10 лет он был послан родителями для приготовления к жреческому служению на гору Олимп. До 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества: на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, он был посвящен на Олимпе в жрецы. Получив великую силу в обращении с нечистыми духами, Киприан беседовал с самим князем тьмы, которому предал во власть свое тело и душу, и получил за это от него целый полк бесов в услужение. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, ибо в глазах их имел способности управлять стихиями, насылать мор и язвы. Киприан прельщал слушателей вдохновенной речью и приводил их в страх своими удивительными фокусами. Язычники очень часто обращались к нему в своих нуждах, и он содействовал им различными волхованиями. Многих людей он совратил ко всяким беззакониям, а также многих погубил отравами и чародейством.

Но настало время, когда он обнаружил полное бессилие всех своих ухищрений, не сумев с их помощью преодолеть веру и стойкость одной христианской девицы по имени Иустина, давшей Богу обет о хранении девственной чистоты. Видя красоту девицы, некоторый богатый и знатный юноша захотел склонить ее к супружеству, но, получив твердый отказ, решил прибегнуть к помощи великого мага. Киприан был очень опытен в делах такого рода и обещал Аглаиду (так звали юношу), что желание его непременно исполнится и в самом скором времени. Однако в этом случае все испытанные чародейства оказывались совершенно бесполезными. Три раза посылал он лукавых духов, заклиная их соблазнить Иустину. Но сколько ни пытались они внушить ей дурные мысли и разжечь плотскую страсть к юноше, Иустина всегда побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и таким образом посрамленные и устрашенные крестом Господним, они отходили прочь. Тогда Киприан пришел в ярость и решил отомстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась и преодолела таким образом все наваждения бесовские, которые готовил для нее Киприан.

Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа — молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан, прозрев духовными очами, отрекся от дел диавола, взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к ногам епископа, он отдал на сожжение все свои книги и умолял крестить его. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения. Через 7 дней после Крещения Киприан был поставлен во чтеца, на 20-йдень — в иподиакона, на 30-й — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера.

Киприан совершенно изменил свой образ жизни так, что за свои добродетели в скором времени был удостоен епископского сана, и в этом высоком служении многих язычников обратил ко Христу. Святую Иустину-девицу он посвятил в диаконисы, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игуменьею над другими христианскими девицами.

При императоре Диоклетиане, во время гонения на христиан, епископ Киприан и диакониса Иустина сподобились получить и венцы мученические. Сначала их предали всевозможным истязаниям: св. Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем бросили в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. После всех мучений святые были осуждены на усечение мечом. Когда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.

Мученики Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечаны. Косово. Сербия. Около 1350 года

Видя неповинную смерть сих мучеников, некто Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; кончина свв. мчч. Киприана, Иустины и Феоктиста последовала около 304 года. Тела свв. Киприана и Иустины были обнаружены некоторыми христианскими странниками и переправлены в Рим, где до XII века покоились в базилике св. Руфины, недалеко от порта Клавдия. Затем они были перенесены в Латеранскую базилику в Риме, а часть их отвезена в родной город святых — Антиохию Сирийскую. Как свидетельствует кипрский историк XV века Леонтий Махера, в 1298 году, когда войска египетского султана Бейбарса захватили Антиохию, христианские беженцы перенесли эту часть мощей на Кипр, где они были выставлены для поклонения в церкви деревни Менико.

Мощи святых Киприана и Иустины в Менико (Кипр)

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на память св. мучеников Киприана и Иустины. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————-

Святые свщмч. Киприан и мц. Иустина. Иконы

На православных иконах святые чаще всего изображаются вместе, фронтально, в полный рост. Св. свщмч. Киприан предстает в традиционном святительском облачении, в левой руке он держит книгу, персты у правой руки сложены для благословения. Св. мц. Иустина, как и многие другие мученицы, изображается с крестом, так как мученичество является уподоблением тому самому Крестному Пути, который был пройден Христом Спасителем. Крест — это также и символ победы. Как Господь, Который страдал и умер на Кресте, на нем же и им же смог ниспровергнуть дьявола, так и мученики, перенесшие вышеестественные для человеческой природы страдания, оказались славными победителями над всевозможными силами зла. Красный цвет, который нередко доминирует в одежде св. мучеников, — символ пролитой за Христа мученической крови.

Минея Октябрь (фрагмент). Икона, Русь, Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

Миниатюра середины ХI века, которая находится в Византийской Минологии за октябрь месяц, является одним из древнейших изображений святых, существующих в наше время.

Святые Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.

Мученики Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Известна также русская икона ХVIII века с клеймами из жития святых мучеников.

Мученики Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия, конец XVIII в.

В храме священномученика Киприана и мученицы Иустины рядом с мощами есть древняя чудотворная икона святого Киприана (1613 г.), а справа от иконостаса — большая фреска с изображением Киприана и Иустины. В 2005 году, во время Успенского поста, мощи святых Киприана и Иустины побывали в России, в Зачатьевском монастыре в Москве, впервые покинув Кипр. В честь этого события в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря был освящен придел в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины. В этом приделе хранится икона святых с частицей их чудотворных мощей. Еще одна икона с частицами мощей святых мучеников Киприана и Иустины находится в московском храме Вознесения за Серпуховскими воротами.

Святые мученики Киприан и Иустина. Современная икона

Храмы в честь святых свщмч. Киприана и мц. Иустины

На Кипре, недалеко от Никоссии, в деревне Менико находится храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их святые мощи, которые были принесены на Кипр из Сирии в 1298 году. По аналогии с другими кипрскими церквями, стены храма каменные, сохранившие свою многовековую прочность. Сечение сооружения, как и у большинства православных храмов, в форме креста, высокие стены зрительно вытягивает храм в длину, и он кажется устремленным вверх. Здание церкви отреставрировано, в 1913 году была построена новая большая колокольня. Появилась церковь, как гласит предание, благодаря кипрскому королю Петросу, который в ХIV веке, поклонившись святым мощам, исцелился от одолевавшего его недуга. В знак благодарности он велел изготовить для мощей серебряную раку, а также вместо небольшой церквушки возвести величественное здание, которое до сих пор служит пристанищем для страждущих, ищущих здесь защиту от сглаза и болезней.

Храм священномученика Киприана и мученицы Иустины в д. Менико (Кипр)

Душеполезное поучение

Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18:10-12).

И Святое Писание, и поучения святых отцов категорически запрещают христианам обращаться к различным видам «тайных знаний», которые на сегодняшний день имеют широкую рекламу и облекаются в научные термины. Так, при возрастании соблазна следует быть особенно внимательными к себе и не пытаться «приподнять» запрещенную завесу. Ведь в том случае, если мы даже и получим мнимое временное облегчение в какой-либо критической ситуации, то окажемся потом отверженными от помощи Божии, как здесь, так и в День Судный. Когда же с верою и терпением обращаемся ко Христу, то вверяем себя Промыслу Божию, и все скорбное и противное со временем обращается к нам на пользу, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из поучений святых отцов и христианского чтения.

Поучение святого Иоанна Златоустого о тех, кто лечит болезни волхованием

В жизни нашей, при нахождении скорбей, или лишением имений, или тяжкими болезнями, Бог творит нам облегчение от муки вечной. Когда впадешь в лютый недуг, и многие будут принуждать тебя идти к чародеям или волхвам, ты, уповая на Бога, пребывай в терпении, и это принесет тебе венец мученический и избавит от вечных мук, если, страдая в болезни, будешь благодарить Бога.

Чего ради мы называемся христиане? Да повинуемся Христу и не ходим к врагам Божьим — волхвам и чародеям, ибо они являются врагами Божиими. Лучше есть умереть, чем идти к врагам Божиим. Какая польза — тело исцелить, а душу погубить? Какой прибыток — здесь малое принять утешение, а там быть посланным в огонь вечный и в муку вечную? Послушайте, что было прежде: разболелся царь Иохозия и, оставив помощь Божию, обратился к волхвам. Бог же наказал его болезнью, чтобы вспомнил он грехи свои. Но он забыл Бога и обратился к идолу Ваалу, и послал спросить у жрецов его: будет ли он жив. О великое зло и разум беззаконный: Бога оставил и к волхвам послал спрашивать о времени жизни своей. Тогда встретил пророк Илия слуг Иохозииных и сказал им:

Пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь (4-я Царств., 1, 6).

Так, братья, смерть прежде времени постигает тех, которые обращаются к волхвам. Святые апостолы прокляли волхования, и святые отцы также отвергли их на Соборах, на долгое время отлучая от святого причащения тех, которые ходили к волхвам, и налагая на них тяжкие епитимьи, чтобы очистились от греха.

Избегайте, братья мои любимые, проклятого волхования, чтобы, умерши прежде времени, не принять муки вечной. Но ты скажешь: сильно тяготит меня лютый недуг. Но не испытал ты еще того, что принял прежде блаженный Иов: он, потерявши стада и волов, и лишившись всего своего имения, и по смерти всех детей своих, не похулил Бога, но сказал в терпении: «Господь дал, Господь и взял». И, страдая в злой язве семь лет, не требовал исцеления от волхований, но говорил: лучше мне умереть, чем предать хуле благоверие.

Также и расслабленный, который 38 лет лежал в недуге, не призывал врачей и не посылал к чародеям, но ожидал от Бога помощи. Так и Лазарь, алчный и больной, все дни жизни своей лежал у ворот богатого, в небрежении и поругании, так и умер, а врачей не взыскал.

Мы же какую получим милость? Они такие болезни терпели, а мы, если и мало занедужим, то тотчас лекарей и волхвов призываем в свой дом. О братья, как золото искушается огнем, так и человек болезнью от грехов очищается. Вспомним, братья, апостолов, пророков и мучеников, какие они приняли страдания: насколько попускаются кому беды и болезни в этом веке, настолько большую мзду получает он в Царствии Небесном.

Размысли, человек, о том, что не избавят тебя от болезней чародеи, но только грех сотворишь ты великий и лютый: Бога оставивши, поспешишь к бесам, и какую милость получишь ты от Бога? И как призовешь Его в молитвах? Зачем губишь душу свою? И как перед Богом ответишь: когда, ради малой болезни, оставляешь Бога и ищешь волхвов? Как потом встанешь ты в церкви и причастишься Святым Тайнам?

О человек, если болезни благодарно стерпишь, или иные какие беды, то с мучениками увенчаешься в День оный: они муки претерпели, а ты болезни и беды благодарно претерпи. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком.

(«Златоуст», сл. 19-е, свободный перевод).

Источник: https://ruvera.ru/svyatye_mucheniki_kiprian_iustina

Священномученик Киприан и святая мученица Иустина

Краткое житие священномученика Киприана и мученицы Иустины.

празднование совершается 2/15 октября

Священномученик Киприан жил в Антиохии. В раннем детстве он был посвящен родителями-язычниками на служение Аполлону. С семи лет его готовили к жреческому служению языческим богам, в котором он совершенствовался в городах Аргосе, Таврополе, Лакедимоне и египетском Мемфисе. К тридцати годам Киприан закончил свое обучение у вавилонских мудрецов и вернулся в родную Антиохию. Он поражал всех знанием тайных наук и чудесами, которые совершал с помощью темных сил, управляя стихиями, посылая болезни и возбуждая в людях нравственные пороки.

Также в Антиохии жила со своими родителями девица Иустина. До того времени, как услышала Иустина проповедь о Воскресшем Христе, она и ее родители были язычниками. Познав истину, святая приложила все силы к обращению в спасительную веру своих родителей. Дом их стал жилищем христианского благочестия.

Необычайная красота святой Иустины привлекла к ней внимание одного богатого юноши-язычника Аглаида. Он начал добиваться согласия Иустины на супружество. Но святая Иустина решила хранить девство, посвятив себя Господу Иисусу Христу, и отказалась от брака с язычником. Аглаид продолжал настойчиво преследовать ее.

Когда не оставалось других средств, он обратился за помощью к знаменитому чародею Киприану, думая, что все доступно его таинственному знанию, и надеясь, что он расположит сердце Иустины к нему.

Киприан самонадеянно обещал юноше за вознаграждение возбудить в девице страсть и заставить ее стать женой Аглаида.

Иустина, ограждаемая твердой верой во Христа, молитвой и крестным знамением разрушала все козни диавола и его слуги Киприана. Некогда могущественный волхв Киприан, которому не удалось победить слабой девицы, начал мстить за свою неудачу и напустил на город моровое поветрие. Перепуганные горожане, считая Иустину виновницей бедствия, убеждали ее согласиться выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила народ и, твердо уповая на помощь Божию, помолилась Господу своей Богоприятной молитвой, и болезнь в городе прекратилась.

Победа христианки нанесла полное поражение великому чародею Киприану. Киприан был умным человеком. Начав размышлять: почему все, чем он обладал, оказалось бессильным перед слабой юной девицей, вооруженной верой во Христа, молитвой и крестным знамением, волхв понял, что вся демонская сила ничто пред Богом, в Которого верит святая Иустина.

Знаменитый чародей смиренно пришел к христианскому епископу Анфиму (память 3 сентября), рассказал ему о своих заблуждениях и просил научить его истинам христианской веры. После оглашения Киприан был крещен. Через год он был рукоположен в сан священника и вскоре возведен в сан епископа.

Пламенея любовью ко Христу, святые Киприан и Иустина, которую он поставил игуменией женского монастыря, много послужили к распространению и утверждению христианства. В то время христиан преследовали за их веру. Начальник области Евтолий, получив донос, обвинявший Киприана и Иустину в том, что они отвращали народ от языческих богов, повелел схватить святых и обратить к идолопоклонству через пытки. Святые мученики были непоколебимы. По приказу императора их усекли мечом (около 304 года).

Источник: https://akafist.ru/saints/kiprian-iustina/

Среди огромного количества уникальных святынь, которые в настоящее время можно увидеть в старинных церковных монастырях, существуют и такие, чьи образы наглядно демонстрируют святых мучеников. Одной из них является икона Киприан и Устинья.

История

Согласно старинной православной легенде, Святой Киприан с раннего детского возраста был полностью погружен в мир магии и колдовства. Свои уникальные невероятные магические способности, он старался применить в благих намерениях, оказывая помощь больным и нуждающимся. Странствуя по миру и получая новый жизненный опыт, Киприан открыл для себя много живописных красот. Однако в конечном итоге, судьба заставила его вернуться в свой родной город под названием Антиохия. И в это время, в один из уходящих дней к нему как-то раз пришел незнакомый, но состоятельный юноша. Ему была необходима помощь от Киприана в своих сердечных делах. Юноша потребовал, чтобы тот применил свои чародейские способности, заставив чувствами Устиньи против её воли. И это было неспроста. Ведь молодая девушка Устинья была необычайно мила и красива. Однако с самого детства она была полностью предана любви Божией, решив до конца своих дней посвятить свою жизнь Иисусу Христу.

И для того, чтобы девушка невольно влюбилась в Аглаида, Киприан наслал на неё множество заколдованных бесов и злых чар. Однако подлинная любовь в Бога смогла полностью оберечь молодую девушку от нечистой силы мага. Тогда, Киприан решил предпринять вторую попытку для реализации своего зловещего и противоправного замысла. Он нагнал в город страшную болезнь, избавиться от которой было невозможно.

Много людей начали ею болеть, но несмотря на это, Устинья все равно верила, что рано или поздно, Господь Бог услышит молитвы верующих горожан и обязательно поможет им пережить страшные напасти

Так все и произошло, после обращения Устиньи с молитвами, Всевышний услышал её и вновь уберёг от страшных бед. После этого явления, Киприан полностью осознал истинное могущество Бога, признав его силу выше любых, даже самых сильных чар. И в знак преклонения и уважения пред великой православной силой, он навсегда принимает христианскую веру и впоследствии, вместе с Устиньей принимает участие в её распространении.

Важно отметить, что на иконе Киприана и Устиньи библейские герои изображены на святыне вместе, находясь друг возле друга. При этом, на некоторых композициях можно увидеть один действующий образ из тех, которые представлены выше. Примером может являться икона святого Киприана.

Молитва иконе Киприана и Устиньи

Молитва — это важный и обязательный ритуал, используемый верующими, находясь в священных православных храмах. Каждая из существующих молитв имеет свое особое назначение, которое при правильном обращении позволяет людям оказаться услышанными самим Господом Богом. Находясь перед иконой Куприян и Устинья, люди молятся прежде всего с целью избавления от порчи.

Текст молитвы звучит следующим образом:

О, святейшие богомученики, Киприан и Устинья! Услышьте молитвы наши. Защитите от злых демонов, которые поселились в наших душах. Избавьте от магии, которая разрушает наши жизни. Укройте нас от бед и несчастий. Ибо во время жизни Вашей Вы посвятили Себя Господу, умерев за веру. Так станьте же нашими заступниками, не позволяйте демону сбить нас с пути праведного. Укажите нам дорогу истинную к Христу. Мы не перестанем молиться Вам. И до конца жизней наших будем вспоминать все деяния благие, что совершили Вы. Помолитесь перед Господом за грехи наши, ибо каемся мы. Станьте нашей стеной и оберегом от всего зла, творившегося в мире! Избавьте от колдовства и магии. Да восхвалим мы Вас, о Великие Мученики. И прославим мы Ваши имена. Во веки веков. Аминь.

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-kiprian-ustinya/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *