Содержание

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие, Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти:

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Икос 1

Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя Помощницу людем, избавляющую нас от глада и всяких напастей, житие наше добре устрояющую во всяком мире и довольстве. Темже со умилением взываем Ти:

Радуйся, благодатное человеков избавление от всякия нужды; радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление.

Радуйся, христолюбивыя люди от бед спасающая; радуйся, алчущих Питательнице.

Радуйся, сирых Заступнице; радуйся, нагих одеяние.

Радуйся, израстившая нам Плод Живота; радуйся, Спаса рождшая душ наших.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 2

Видев Сын Твой, Богомати, великое Твое к людем милосердие, глаголет к Тебе: Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя. Мы же, прославляющие сие дивное промышление о роде человеческом, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный даровася благочестивому старцу Амвросию, настави его соорудити во обители им созданной, икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю «Спорительница хлебов», яко Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы. Темже вопием Тебе таковая:

Радуйся, Дево, христиан похвало; радуйся, яко Тя блажат вси роди.

Радуйся, яко Ты благословляеши и споряеши хлебы наша; радуйся, яко Ты избавляеши нас от глада.

Радуйся, питающая нас хлебом жизни; радуйся, млеком питавшая Питателя Вселенныя.

Радуйся, Плода Безсмертнаго стяжание; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 3

Силою свыше укрепи нас, Благодатная Владычице, во дни глада и пагубы, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем в напастех и скорбех волю Его святую, благую и совершенную, непрестанно хваля Бога и взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям, искупленным Честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистыя, прияла еси от Него власть устрояти и покрывати род христианский. Ты бо бедствующим Помощнице еси скорая, градом и весем, селам и нивам, и всему миру Покров. Тебе, Милосердной и Боголюбивой Матери нашей, устрояющей и направляющей ко спасению земную жизнь нашу, смиренномудренно глаголем:

Радуйся, Благаго Сына Благая Мати; радуйся, непрестанно молящаяся о спасении и помиловании нас грешных.

Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице.

Радуйся, плененных и в темницех заключенных Питательнице; радуйся, тела моего здравие и души моея спасение.

Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 4

Буря противных ветров, егда найдет на нас внезапно, громы и молнии, град и вода многая устремится на землю, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь нам безпомощным, защити и избави нас от дождевнаго лияния, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, и да будут поля и нивы невредимы от сих, и да не потопит нас буря водная. Тебе бо грешнии имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, Рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще Твое сострадание, Владычице, к бедствующим и гибнущим людем, мы, грешнии, прибегаем к Тебе и молимся: О, Пресвятая Дево, услыши нас грешных, и во дни, егда солнце изсушит землю и от сухости зной будет, и прозябения земная начнут увядати, тогда, Владычице, росу благодати Твоея низпосли на требующия и просящия милости, возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, младенец, и скотов, и иных всех, иже чают дати им пищу во благо время, и от святыя иконы Твоея «Спорительницы» яви милосердие Твое вопиющим Тебе таковая:

Радуйся, Молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.

Радуйся, Матерним покровом Твоим от всяких несчастий нас охраняющая; радуйся, поля и нивы наша от запаления солнечнаго спасающая.

Радуйся, Всемилостивая Услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; радуйся, жилища наша от огня спасающая.

Радуйся, Державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний; радуйся, от всех бед быстрое избавление.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати, людем, просящим хлеба насущнаго, немерцаемо сияет, покровом бо Твоея милости соблюдаеши поля и нивы наша и плодоносити их устрояеши, подвизая верныя вопити Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Тя Сын Твой при Кресте стоящую с возлюбленным учеником, глаголет Тебе: Жено, се Сын Твой. И ученику: Се Мати твоя, — всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, чада Твоя сущия, на Твой покров надеющеся, Тебе, яко Матери нашей, глаголати дерзаем:

Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, грехов наших прощение.

Радуйся, Надеждо наша известная; радуйся, упование наше непостыдное.

Радуйся, скорбей наших разрешение; радуйся, печалей наших утолений.

Радуйся, пламене страстей изменяющая; радуйся, всех родов веселие.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, от восток бо до запад хвально Имя Твое, и несть града или страны, идеже не совершашеся Тобою действо Силы Божия, во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милостей и щедрот бедствующему и требующему помощи человечеству. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от Истиннаго Солнца заря, Дево Богоотроковице, просвещаеши души всех, томимых гладом душевным, рече бо Господь: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. Но помрачишася очи наша и окаменеша сердца наша и не видим очима своима и не разумеем сердцем судеб Божиих. Томимыя душевным гладом, к Тебе прибегаем, Пречистая Дево, и просим Словом Жизни утолить глад душевный нас, вопиющих Тебе таковая:

Радуйся, от убожества душевнаго нас воздвизающая; радуйся, питающая нас Словом Жизни.

Радуйся, трапезо Пресвятая, Хлеб Жизни носившая; радуйся, Пище, манны приемнице.

Радуйся, земле Благая, Клас Божественный израстившая; радуйся, ниво, растящая многоплодие щедрот.

Радуйся, каменю напоивший жаждущия жизни; радуйся, милость сугубо нам подающая.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 7

Хотящи жати спасение, яко село сладкое показалася еси Владычице, от Негоже питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославилася еси, Богомати, в защищении людей православных. Возстающии бо на Бога не познают, коль сильна есть молитва Божией Матери. Мы же о Твоем всемощном заступлении, помощи и благословении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем:

Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, бедствующим среди напастей и трудов внезапное вспоможение.

Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; радуйся, Помощнице всех безпомощных.

Радуйся, Кормительнице вдов и сирот; радуйся, подающая силу, пищу и отраду болящим и разслабленным.

Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, многих согрешений прощение.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 8

Якоже древле содействовала еси схождению на землю Спасителя мира, сице и ныне, яко солнце светозарное, восходиши над созревающей нивой, предшествуя приходу Господина с жателями. Тому и мы со страхом вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших ко святей иконе Твоей «Спорительнице» усердно притекаем, чающе получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение во оскудении и нищете нашей, взываем Ти:

Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, пище и утешение к Тебе прибегающих.

Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих; радуйся, быстрое нищих услышание.

Радуйся, скорбящих от глада и нужды приятное попечение; радуйся, к Свету Неприступному нас извлачающая.

Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, Надеждо благ вечных.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 9

Вси людие дивятся величию чудес Твоих, Пресвятая Дево, изливаемых Тобою от святых Твоих икон, яко всем даруеши по коемуждо прошению, устрояеши домы наша, посылаеши благословение земледельцем и даеши людем всякое довольство. Темже вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не могут воспети чудес Твоих, Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и ниспосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных. Мы же во смирении своем исповедающе Твое великое заступление о нас грешных и непрестанную помощь в нуждах наших вопием Ти:

Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; радуйся, величаемая от всех Небесных Сил.

Радуйся, Честнейшая Херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.

Радуйся, Владычице Неба и земли; радуйся, Родительнице Вечнаго Царя.

Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, ублажаемая на Небеси и на земли.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 10

Спасительное прибежище в скорбех и напастех Ты еси, Богородице, темже испроси у Сына Твоего и Бога нашего милости нам грешным, поющим: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Богородице Дево, и всем с верою притекающим и поклоняющимся Тебе и иконе Твоей «Спорительница хлебов» именуемой и глаголющим:

Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; радуйся, любве Божественныя проявление.

Радуйся, чудес преславных совершение; радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое.

Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, о храмех Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.

Радуйся, несумненная наша Надеждо; радуйся, тихое и доброе Пристанище.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 11

Пение наше не презри, Пресвятая Дево, и сокровище любве Твоея не затвори от нас; щедрую руку Твоея помощи простри нам, да прославляющи милости и чудеса Твоя, поем Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши весь мир христианский и заступаеши люди православныя, искупленныя кровию Сына Твоего, темже припадающе ко святому образу Твоему, на немже зрим Тя, Богомати, на воздусе над полями и нивами нашими благословляющую собранныя снопы хлеба, молим Тя, Всемилостивая Владычице, род человеческий, осужденный в поте лица снести хлеб, в болезнех родити и в печалех питати чада своя, милостивно пощади и заступи. Даруй нам здравие и благомощие, да питаемии Тобою, от силы в силу возрастати будем и вси исполнимся радости и утешения от щедродательныя десницы любве Твоея, зовуще Тебе:

Радуйся, младенцев Млекопитательнице; радуйся, устнами детей хвалу Богови совершающая.

Радуйся, Росо Неботочная в зной трудов сущим; радуйся, подавающая требующим благоустроение.

Радуйся, уготовляющая просящим изобилие; радуйся, многажды прошения предваряющая.

Радуйся, печальных Утешение; радуйся, скорбящих веселие.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 12

Благодатную помощь низпосли нам, Мати Божия, и егда изыде сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя и милости, Владычице Богородице, хвалим Тя вси, яко воистину еси наша Помощнице, Заступнице, Питательнице и Домостроительнице, житие наше ко спасению устрояющая. Темже вопием Ти:

Радуйся, богатство нетленное нам подавающая; радуйся, брашно негиблющее алчущим правды.

Радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни; радуйся, яко рай пищный процветаеши.

Радуйся, верных спасительное прибежище; радуйся, Покрове миру ширший облака.

Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, отчаянных спасение.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приемши приношение, избави люди, к Тебе прибегающия, от всякия нужды, глада душевнаго и телеснаго, смертоносных болезней и всякаго зла и вечныя изми муки, да с лики ангельскими непрестанно поем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».

Молитва

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице и Питательнице, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших! Ты, Владычице, низпосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-sporitelnica-hlebov

История

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем.

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи.

Начало почитания

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре.

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай.

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии. Почитание иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились газетные и журнальные публикации.

Попытка запрета

После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратила внимание Консистория. В 1892 года она выдала предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице», которое и было исполнено. Помимо того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием.

В 1896 году Святейший Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой „Спорительницею хлебов“» и не нашёл оснований к пересмотру прежнего решения. Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не столько с необычной иконографией образа и его названием, сколько с личностью старца Амвросия.

И всё же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться. В 1918 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Ива́нов, один из идейных вдохновителей Серебряного века, из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде.

Внесение в церковный календарь

Начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года).

Судьба первоначального образа

Судьба первоначального образа в точности неизвестна. Согласно некоторым данным, он оказался в Литве, в деревне (местечке) Михново, ныне Микнишкес Шальчининкайского района, что в 30 км от Вильнюса. Однако исследователи В. Каширина и Г. Черкасова считают это мнение неосновательным.

28 октября — празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о помощи в духовных и земных делах. Икона имеет недолгую историю, но за время своего существования она прославилась множеством удивительных чудес.

История иконы «Спорительница хлебов»

В XIX веке икона, подобных которой христианский мир еще не знал, была преподнесена в подарок благочестивому старцу Оптиной пустыни иеромонаху Амвросию, по всей России славившемуся безграничной преданностью Богу и любовью к людям. Старец особенно чтил образ Богородицы, заступницы человеческого рода перед престолом Господа, и во все Богородичные праздники усиливал молитву.

Амвросий сам дал иконе название и установил день ее почитания — 15 октября (28 октября — по новому стилю). Назвав икону «Спорительница хлебов», старец подчеркнул, что Богоматерь поддерживает человека не только в духовных устремлениях, но и посылает свою помощь в обыденных трудах, в снискании хлеба насущного.

Амворосий горячо почитал эту икону. Перед своей смертью он сделал снимки с иконы и раздал своим духовным детям, заповедовав молиться этому образу. Старец скончался 13 октября, а 15 октября — в день празднования иконы — его предали земле.

В год его кончины произошло первое чудо, после которого весть об иконе стала распространяться по России. В то время ненастье коснулось каждого человека: был тяжелый неурожайный год. Перед «Спорительницей хлебов» сотворили молитву, и в некоторых областях был собран прекрасный урожай.

Через год в одной из губерний была сильнейшая засуха. Верующие попросили привезти икону, дабы они смогли помолиться перед ней о помощи. Копия «Спорительницы хлебов», написанная послушником преподобного Амвросия, была привезена, и перед ней совершили молебен. В скором времени губительная засуха прекратилась: пошел дождь, и поля подготовились к тому, чтобы дать урожай.

В 1892 году икону вывезли из Оптиной пустыни. След образа затерялся, и никто не имеет достоверных сведений по поводу его нынешнего местонахождения.

Празднование иконы «Спорительница хлебов»

Верующие и по сей день молятся перед образом Богоматери, прося ее о помощи в ежедневных трудах и о духовном спасении. Перед «Спорительницей хлебов» просят об укреплении материального благополучия и ниспослании сил для того, чтобы преодолеть тяготы и трудности.

В храма в этот день проходит служба, в ходе которой исполняется специальное песнопение, славящее Богоматерь, ее милосердие и внимание к делам человеческим.

С иконой совершают крестный ход. Раньше образом обносили поля, чтобы Богоматерь ниспослала хороший урожай и защитила возделанные земли от засухи. Молебны иконе «Спорительница хлебов» совершают не только в день празднования, но и каждый раз, когда особенно остро ощущается необходимость в помощи небесных сил: в неурожайные времена и моменты природных ненастий.

Небесные силы помогают человеку и в поиске духовного спасения, и в повседневных заботах. Молитесь о себе и своих близких, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://dailyhoro.ru/article/28oktyabrya—prazdnovanie-ikonyi-bozhiej-materi-sporitelnitsa-hlebov/

Религиозное чтение: молитва перед иконой спорительница хлебов в помощь нашим читателям.

>Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Спорительница хлебов» в чем помогает и как молиться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

В 1889 году Старец Амвросий Оптинский дал благословление Иларии, настоятельнице Белевского монастыря, создать для него образ Божьей Матери в качестве образца совершенно новой, нетрадиционной иконописи. Уже в 1890 году игуменья передала ему работу церковного живописца иеромонаха Даниила: на ней Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Значение образа Богородицы

Эта святая картина стала подарком-напутствием отца Амвросия женской обители, созданной им вблизи монастыря Оптина Пустынь в Шамординском селе Калужской области России. Неудивительно, что вид хлебного поля, которым снизу обрамлена икона Божьей Матери «Спорительница хлебов», писался именно с пейзажа возле монашеского пристанища.

Свое имя данный лик тоже получил благодаря иеромонаху Оптинскому. Само слово «спорительница» имеет два значения: «наполняться» и «помогать», — таким названием иконы преподобный желал донести до людей, что Владычица мира слышит просьбы не только о спасении души от соблазнов и грехов, но и о благополучной работе на земле.

Икона «Спорительница хлебов» — в чем помогает

С детским доверием полагаясь на защиту и божественную опеку Святой Девы, в один из последних дней перед кончиной старец Оптинский завещал покровительство своей обителью самой Богоматери.

Всем своим духовным детям он разослал литографии «Спорительницы хлебов», а шамординским монахиням дал наставление каждый день преклоняться перед этим образом. Молитвы послушниц отца Амвросия не оказались напрасны: 1891 год, ознаменовавшийся голодом во всех краях российского государства, принес на поля Калужской губернии и самого Шамордино богатый урожай.

Молва о чудесах, творимых ликом Богородицы, разлетелась по всей стране. В 1982 году из-за большой засухи голодная чума охватила Воронежскую губернию. Тогда одна из новосписанных копий иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» по просьбе настоятельниц была привезена в Пятницкую женскую общину. Перед ней отпели богослужение, и вскоре благодатные дожди возвратились на выпаленные солнцем земли и подарили местному крестьянству богатую жатву.

По сей день молитва Богородице Спорительнице хлебов о достатке и урожае читается православными земледельцами в память о былых и с верой о будущих ее чудесах.

Молитва иконе «Спорительница хлебов» поможет каждому нуждающемуся попросить и о хлебе насущном, и о духовном. Сила ее, наряду с другими славословиями к Богородице, заключена в вечной идее, что чтение молебна не даст потеряться ни одной душе и убережет каждого, кто устремится к очищению, принеся праведников к Божьему престолу, словно зерна в пшеничных колосьях.

Иконе «Спорительница хлебов» о чем молиться:

  • Уберечь урожай от стихийных недуг, отогнать пожары, засуху, грады, ливни, сильные морозы
  • В приготовлении пищи: еда станет как никогда вкусной, если поставить зажженную лампадку перед образом Девы Марии
  • Обрести благословление на плодородный труд
  • Сохранить семейное благополучие, отвести горе: пожилые люди взывают о поддержке в старости, молодые – об обретении взаимопонимания, воспитании послушного ребенка

Здесь представлен сам текст молебной речи:

Где можно найти святой лик Богородицы

В 1892 году Святейший Синод указал вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Последующие события, случившиеся с этой иконой, не фиксировались, поэтому сейчас точное ее местонахождение неизвестно. Есть предположения, что подлинник ныне храниться в Литве в селе Михнево, что под Вильнюсом. В самой Шамординской обители, возродившей свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Богоматери.

Дни совершения празднований иконе «Спорительница хлебов»

Ровно за год до своей смерти, 15 октября 1890 года, отец Амвросий Оптинский велел послушнице записать свою волю о том, чтобы каждый год 15 октября по старому стилю (28 октября — по новому) в Шамординской обители правили службу, читали акафист и пели во славу Богородицы.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео об иконе Богородицы «Спорительница хлебов»:

Икона Божией Матери «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана по благословению преподобного Амвросия Оптинского (†1891). Особо почитается в Оптиной Пустыни.

Отец Амвросий пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

История написания иконы

В архивных материалах Оптиной Пустыни существует несколько документов, связанных с историей написания иконы «Спорительница хлебов».

Незадолго до своей кончины, в 1884 году, отец Амвросий основал в 12 км от Оптиной Пустыни Шамординский женский монастырь .

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Строй обители, все ее порядки были установлены им самим. Первой настоятельницей обители стала духовная дочь старца схимонахиня София (Болотова, †1888), исполнявшая все строго по его указанию. В скором времени монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия в 1923 году.

Старец Амвросий, живя в Оптиной пустыни, каждое лето приезжал в Шамордино. Это были одни из самых светлых дней в жизни сестер. Любимого батюшку всегда с нетерпением и радостью ждали, торжественно готовясь к его встрече.

В 1889 году преподобный Амвросий благословил настоятельницу Болховского женского монастыря (Орловская губерния) матушку Иларию сделать список с изображения Божией Матери на иконе «Всех Святых», которая находится в Болховском монастыре. Это была икона Божией Матери совершенно нового написания: на ней Владычица изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. В феврале 1890 года икона была доставлена из Болховского монастыря и была со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10/23 октября 1891 года.

Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной? Многие источники указывают, что им был иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители монахини Софии.

Старец Амвросий назвал образ «Спорительница хлебов». Старец сам молился перед этой иконой и учил молиться перед ней своих духовных дочерей — монахинь Шамординской женской обители.

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения, происходившие от образа.

Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год. Во время засухи в Воронежской губернии список с иконы «Спорительница хлебов» послали в Пятницкую женскую общину, и как только отслужили пред нею молебен, пошел дождь, поля ожили и дали прекрасный урожай.

Иконография

«Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий.

Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке – символе небесных вод и, соответственно, плодородия. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы. На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных.

Значение иконы

Старец Амвросий назвав образ «Спорительница хлебов», указывал этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Для христианина «хлеб насущный» – это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25), потому что «всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12:30), а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33), и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). «Хлеб наш» – тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» – нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви – Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

И необходимо отметить еще одно – на иконе Божия Матерь внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе». Значит, жатва зреет: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк. 4:29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные – в вечную муку.

Списки иконы

Икона, которая находилась в келии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании. Это была публикация литографированной иконы, выполненной с живописного первообраза.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», написанная по благословению о. Амвросия в 1890 г. и принадлежавшая старцу. Литографированная икона. Конец 19 в.

Эта литография дает нам верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Литография черно-белая, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.

Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России. Одна из таких ранних живописных икон хранится в Третьяковской галерее.

С течением времени иконография претерпевала изменения, каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Например, икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья и совсем вдалеке чуть виден храм… и над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией.

На большинстве же современных икон Богоматерь, сидящая на облаке с воздетыми в молении руками над хлебным полем, чаще всего, окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Новейшая иконография. Софрино

Почитание и празднование

Старец установил празднование иконе 15/28 октября , после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Любовь и доверие к старцу Амвросию, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали икону «Спорительница хлебов» истинно народной. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.

Молитва перед Иконой Божией Матери «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, /

благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, /

и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, /

и подаеши им вся обильно к наслаждению. /

Спорительнице сущи хлебов им, /

избавляя их всякия нужды и утеснения, /

и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Фрагмент фильма «Благодатная Оптина». Рассказ о преп. Амвросии Оптинском, об иконе «Спорительница хлебов», о Шамординском монастыре.

Информация взята с сайта Оптиной Пустыни и Шамординского женского монастыря.

Источник: https://xn——6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-pered-ikonoj-sporitelnitsa-hlebov/

Сейчас слово «спор» для нас означает лишь конфликт между людьми, но раньше часто можно было услышать выражение «дело спорится», что означало «улучшение» и «пособничество». Вот откуда взяли своё название молитва Богородице «Спорительница хлебов» и соответствующая икона.

История молитвы и образа

Конец XIX века в России вышел неурожайным, засуха привела к голоду и отчаянию. Молитвы к Богу о помощи слышались из всех домов, церквей и храмов. Преподобный Амвросий, старец Оптинской Пустыни, в 1889 году дал благословение на написание иконы Божьей Матери, которой бы все молились об урожае. Уже через год икона была у Амвросия. Он дал ей название «Спорительница хлебов» и объявил 15 (по новому стилю 28) октября днём празднования. Перед иконой Богородицы, сидящей в облаках и держащей руки в благословляющем жесте, стали читать молитву «Спорительница хлебов».

На образе Божья Матерь взирает с небес на поле, где урожай собран в снопы. Эта задумка принадлежит самому Амвросию Оптинскому, а вот образ Богородицы взят с иконы «Всех святых». Икона находилась у старца в его последние годы, которые он посвятил созданию Шамординского монастыря. Там же в 1891 году, на всех полях в округе, собрали небывалый урожай, которого хватило и на следующий год, а вот в других районах страны голод продолжался. Списки с иконы были разосланы по храмам, чтобы и другие могли читать молитву перед иконой «Спорительница хлебов».

Мир попрощался с Преподобным Амвросием в 1891 году, в знаменательную для него дату 15 октября. И хотя икона, созданная по его благословению, не имеет многовековой истории, она стала помощницей людей. Молитву Пресвятой Богородице «Спорительница хлебов» читают для успеха в самых разных делах.

О чем молятся Божией Матери «Спорительнице хлебов»?

История появления иконы Богородицы связана с посевами, поэтому чаще всего молитву перед ее образом читают для выращивания и сбора хорошего урожая. У Богородицы просят оградить поля от стихии: заморозков, града и ливней, засухи и пожаров. Молятся о благословении на благодарный труд в поле, поддержке в начале посевных работ и при сборе урожая.

Сейчас же к иконе обращаются не только при полевых работах. Читают молитву «Спорительница хлебов» на торговлю, на достаток. Просят Богородицу о помощи в трудных финансовых положениях: бедность, долги. Божья Матерь оберегает не только душу, но помогает и в мирских делах, ведь хлеб, пища, необходим для жизни, а, следовательно, тоже важен.

Помимо прочего обращаются с молитвой к Богородице пожилые люди, чтобы найти у неё поддержку и силы, а молодые люди молятся об успехах в делах.

Текст молитвы «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!

Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitva-sporitelnitsa-hlebov/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *