Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Христианство является религией спасения. Поэтому вопрос о смерти неотделим от главного вопроса каждого человека – достижения вечного блаженства в Царстве Небесном. Слово Божие говорит о жизни на земле как о благе, поэтому долголетие понимается как Божий дар. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле (Втор.30:19-20). Однако в Библии продолжительность жизни оценивается как относительное благо. Ценна жизнь только тогда, когда человек исполняет определенное Богом свое предназначение на земле. Когда он, следуя воли Божией и исполняя Его заповеди, обратил земную жизнь в благодатный спасительный труд и приготовляет себя постепенно к переходу к вечной блаженной жизни. И если он духовно созрел для Царства Небесного, то не только не смотрит на продолжительность своей жизни как на что-то желанное, а напротив хочет соединиться с Господом, ибо, живя в теле, мы подобны странникам на чужбине. Дом наш, Отечество наше не на земле, а на Небе – там, где Господь. Св. апостол Павел пишет к коринфянам: водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить , что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:6-10).

Люди, живущие земными интересами иногда соблазняются смертью праведника, не понимая, что кончина его является для него благом. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются , и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру (Ис.57:1-2).

В «Исповеди» блаженный Августин рассказывает о последней беседе со своей с матерью Моникой: «Уже навис день исхода ее из этой жизни; этот день знал Ты, мы о нем не ведали. Случилось – думаю, тайной Твоей заботой, – что мы с ней остались вдвоем; опершись на подоконник, смотрели мы из окна на внутренний садик того дома, где жили в Остии. Усталые от долгого путешествия, наконец, в одиночестве, набирались мы сил для плавания. Мы сладостно беседовали вдвоем <…> когда мы беседовали, ничтожен за этой беседой показался нам этот мир со всеми его наслаждениями, и мать оказала мне: «Сын! что до меня, то в этой жизни мне уже все не в сладость. Я не знаю, что мне здесь еще делать и зачем здесь быть; с мирскими надеждами у меня здесь покончено. Было только одно, почему я хотела еще задержаться в этой жизни: раньше, чем умереть, увидеть тебя православным христианином. Господь одарил меня полнее: дал увидеть тебя Его рабом, презревшим земное счастье. Что мне здесь делать?» Не помню, что я ей ответил, но не прошло и пяти дней или немногим больше, как она слегла в лихорадке. Во время болезни она в какой-то день впала в обморочное состояние и потеряла на короткое время сознание. Мы прибежали, но она скоро пришла в себя, увидела меня и брата, стоявших тут же, и сказала, словно ища что-то: «где я была?» Затем, видя нашу глубокую скорбь, сказала: «Здесь похороните вы мать вашу» <…> а затем обратилась к обоим: «положите это тело, где придется; не беспокойтесь о нем; прошу об одном: поминайте меня у алтаря Господня, где бы вы ни оказались». Выразив эту мысль, какими она смогла словами, она умолкла, страдая от усиливавшейся болезни. Я же, думая о дарах Твоих, Боже Невидимый, которые Ты вкладываешь в сердца верных Твоих, – они дают дивную жатву – радовался и благодарил Тебя: я ведь знал и помнил, как она волновалась и беспокоилась о своем погребении, все предусмотрела и приготовила место рядом с могилой мужа. Так как они жили очень согласно, то она хотела (человеческой душе трудно отрешиться от земного) еще добавки к такому счастью: пусть бы люди вспоминали: «вот как ей довелось: вернулась из заморского путешествия и теперь прах обоих супругов прикрыт одним прахом». Я не знал, когда по совершенной благости Твоей стало исчезать в ее сердце это пустое желание. Я радовался и удивлялся, видя такою свою мать, хотя, правда, и в той нашей беседе у окошка, когда она сказала: «Что мне здесь делать?», не видно было, чтобы она желала умереть на родине. После уже я услышал, что, когда мы были в Остии, она однажды доверчиво, как мать, разговорилась с моими друзьями о презрении к этой жизни и о благе смерти. Меня при этой беседе не было, они же пришли в изумление перед мужеством женщины (Ты ей дал его) и спросили, неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города. «Ничто не далеко от Бога, – ответила она, – и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить». Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела». Этот трогательный рассказ выразительней любых отвлеченных рассуждений. Немало людей прожили больше Моники, но было ли это благом для тех, кто не трудился над своим спасением?

Светлым христианским настроением проникнуто письмо святителя Феофана Затворника к умирающей сестре. Как бесконечно далеко оно от мирских представлений о смерти неверующих людей: «Прощай сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел Хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить – кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой, и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!».

Христианин в любой день должен быть готовым к исходу из места своего временного пребывания. Для этого он каждый день должен начинать с мысли о том, что еще ничего не сделано для спасения, и другого дня больше не будет. Господь, которому мы не только верим, но и во всем доверяем, дает каждому возможность приготовить себя верой, добрыми делами, исполнением евангельских заповедей, благодушным перенесением испытаний, тогда он может «встретить смерть без страха, мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в страну вечности» (св. Иоанн Кронштадтский).

Источник: https://pravoslavie.ru/6792.html

>Почему старики живут, а молодые умирают?

Почему старики живут, а молодые умирают?

«Почему старики живут, а молодые умирают?» По поводу того факта, что люди умирают молодыми, многие из нас слышали или и сами произносили следующее недоумение: «Почему старики живут, а молодые умирают?» Вот что отвечают святые отцы на эти слова.

Антоний Оптинский (Письма к разным лицам): «Мы не можем постигнуть, почему молодой прежде-временно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или в младенчестве, то еще более благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тропаре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»… По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеколюбно поступает».

Макарий Оптинский (Письма, 3, 277): «каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено; то о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно».

Еп. Гермоген Добронравин (Утешение в смерти близких сердцу): «Что сказано о младенцах, — то же почти должно сказать и о возрасте юношеском. Если Бог берет к Себе юношей, то, видно, берет их благовременно: видно, они довольно созрели уже для вечности, и Господь берет их, «да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его» (Прем. 4, 11); а если еще и не дозрели, то они еще несравненно хуже были бы для неба, если бы долее оставались на земле».

Дмитрий Ростовский (Слово на поминовение И.С. Грибоедова…): «Писание объясняет, почему судьбы Божии иногда определяют смерть молодому человеку. «Преставлен, — говорит оно, — восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем.4, 10-11). Мы же присоединим к этому еще и следующее: он умирает для того, чтобы более не видеть злобы мира сего, «во зле лежащего» (1Ин. 5, 19), чтобы не отягощаться более бедами настоящего многобедного времени, чтобы не обуреваться, как корабль, морскими волнами — житейскими печалями». Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6): «…исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше — своими попечениями, несправедливостями и тому подобным — они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше приобретает, чем теряет. (Вопрос) Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых? (Ответ) Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти. А других — тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог всё равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще — очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны».
2. Следующее расхожее недоумение: «Но молодой человек еще ничего не видел в жизни и не испытал удовольствий».

Во-первых, так, обычно, говорят люди, которые сами воспринимают жизнь как удовольствие и не задумываются о постоянно преумножающихся грехах. Таким людям отцы объясняют следующее. Василий Великий (Письма, п.292 (300)): «А если умер (отрок) прежде времени, прежде нежели насладился жизнью, прежде нежели пришел в меру возраста, прежде нежели стал известен людям и оставил по себе преемство рода, то (как сам себя уверяю) в этом не приращение горести, но утешение в постигшем горе. К благодарению обязывает сие распоряжение Божие, что не оставил он на земле детей-сирот, что не покинул жены-вдовы, которая бы или предалась продолжительной скорби, или вышла за другого мужа и вознерадела о прежних детях. А если жизнь этого отрока не продолжилась в мире сем, то будет ли кто столько неблагоразумен, чтобы не признать сего величайшим из благ? Ибо должайшее пребывание здесь бывает случаем к большему изведанию зол. Не делал еще он зла, не строил козней ближнему, не дошел до необходимости вступать в собратство лукавствующих, не вмешивался во все то, что бывает худшего в судах, не подпадал необходимости греха, не знал ни лжи, ни неблагодарности, ни любостяжательности, ни сластолюбия, ни плотских страстей, какие обыкновенно зарождаются в душах своевольных; он отошел от нас, не заклеймив души ни одним пятном, но чистый переселился к лучшему жребию. Не земля скрыла от нас возлюбленного, но прияло его небо».

Во-вторых, следует отметить, что, как правило, в нашем воображении рисуются картины о счастливой мирской жизни наших детей и это усиливает наше неправильное восприятие смерти.

Макарий Оптинский (Письма, 5, 89): «…не все ли равно — она умерла бы и много лет поживши; но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображении их рисовался проспект счастливой жизни; а это очень редко случается».

Алексей В. Фомин – Неслучайные «случайности»

или На все воля Божия.

Источник: http://mihail-arhangel-hram.ru/index.php/novye-publikatsii/371-pochemu-stariki-zhivut-a-molodye-umirayut

В сознании русского читателя Николай Некрасов вот уже 150 лет остается народным заступником. Его стихи о бедных и угнетенных знают и цитируют, читают и перечитывают, открывая для себя новые грани. «Я лиру посвятил народу своему…» — так звучит строка некрасовского стихотворения, в которой поэт наиболее точно выражает отношение к собственному творчеству. Однако за стихами, возмущенно кричащими о царящей в России социальной несправедливости, мы нередко пропускаем ту часть некрасовского наследия, которая связана с современностью не меньше, чем его злободневные произведения, но при этом она приближает нас к наиболее интересной области творческого сознания поэта, имя которой – фантазия. С этих позиций мы попробуем рассмотреть весьма известное произведение Некрасова – поэму «Мороз, Красный Нос».

В некрасовской поэме мы встречаем массу образов, вызывающих сочувствие читателя, многие из них могут показаться страшными и мрачными. Однако на фоне трагичных, вызывающих горечь и сожаление образов выделяется «величавая славянка», которой посвящено лирическое отступление в начале поэмы. О том, что такая женщина искренне восхищает Некрасова, говорилось неоднократно.. Важно другое – как соотносятся в поэме образы «величавой славянки» и Дарьи? Ответ на вопрос мог бы стать одним из тех ключей к поэме, которые помогут приоткрыть смысловую завесу.

Во-первых, отметим, что, несмотря на вполне реалистичные детали описания, о которых сказано выше, образ «величавой славянки» идеализирован. Иначе говоря, те обстоятельства, в которых характер этой женщины мог бы проявить себя по-другому, не представлены. В ситуации с Дарьей картина прямо противоположна. Случившееся горе и реакция героини на него, по сути, составляют сюжет некрасовской поэмы. Вся суть характера Дарьи раскрывается на фоне непростых реалий ее жизни. При этом Некрасов отмечает, что обстоятельства, влияющие на судьбу героини, сильнее ее. Эта мысль наиболее ярко подтверждается в четверостишии:

Горда ты – ты плакать не хочешь,

Крепишься, но холст гробовой

Слезами невольно ты мочишь,

Сшивая проворной иглой.

Человек оказывается беспомощным в борьбе за свое право на жизнь, и в этом виновата лишь судьба, рок. Предлагаемая обстоятельствами схватка не предполагает победы героини. Дарья не может выйти из этой борьбы победительницей просто потому, что так устроен мир (естественно, в восприятии Некрасова). Однако столкновение с обстоятельствами, заранее обреченное на неуспех, можно преодолеть с высоко поднятой головой, достойно уступив заведомо сильнейшему противнику – судьбе. Последнее свидание с любимым мужем Проклом, оно же встреча с Морозом – награда Дарье за ее стойкость, волю и внутреннюю силу. Героиня умирает без мучений, а последняя картина, которую она видела – семейная идиллия, благородный труд. Смерть Дарьи – избавление от мирской суеты и страданий, которые должна была перенести в течение дальнейшей жизни одинокая женщина. Применительно к ней Некрасов ни разу не употребляет слова «смерть», вместо этого – «забвенье», «заколдованный сон».

Любопытно, что сохранился черновик поэмы, в котором присутствует эпилог. В нем речь идет о чудесном спасении Дарьи. Некрасов списывает появление Мороза на происки «лукавого». Дарья, прозрев, убегает из леса и больше никогда туда не возвращается. Однако неужели та картина, которую мы видим в эпилоге, счастливей забвения, овладевшего нашей героиней. Да, реальность напоминает героине о том, что после смерти мужа нужно жить ради детей, но «заколдованный сон» настолько завораживает воображение женщины, безумно любящей умершего Прокла, что она полностью покидает реальность.

Известно, что в молодости Некрасов безумно увлекался романтической поэзией, читал Жуковского, Лермонтова, писал подражательные стихи. Отголоски русского романтизма мы встречаем и в зрелом некрасовском творчестве (например, ранее упоминаемое стихотворение «На Волге», интонационно, эмоционально и лексически напоминает поэму Лермонтова «Мцыри»). Влияние этого литературного направления мы встречаем, как ни странно, и в поэме «Мороз, Красный Нос».

Как мы знаем, один из наиболее характерных для поэзии романтизма жанров – баллада. Основные его признаки вполне можно усмотреть в некрасовской поэме – таинственность, граничащая с мистикой, элементы фантастики. Сам сюжет ее очень напоминает балладный (в особенности 2-ая часть). Кроме того, большая часть поэмы написана стихотворным размером, типичным для этого жанра – амфибрахием (вспомним, что этим размером написаны «Мщение» Жуковского и «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, а также множество других баллад). Нельзя не обратить внимания на междометие «Чу!», которое в своих балладах ввел в русский поэтический язык В.А.Жуковский. Однако все вышеперечисленное – лишь внешние признаки баллады романтизма. Не придется углубляться в сравнения, чтобы установить присутствие в поэме «Мороз, Красный Нос» устойчивые темы, мотивы (смерть, любовь, забвение, сон, судьба и т.д.) и образы (лес, кладбище, и т.д.) баллад.

Теперь настало время провести некоторые сюжетные параллели. История о том, как девушка, потерявшая своего возлюбленного, «встречается» с ним после его смерти, насколько мы знаем, уже лежала в основе не одного русского стихотворного произведения. Остановим свой взгляд на балладе Жуковского «Людмила». В ней мы не просто видим мотив встречи возлюбленных после смерти. Героиня Жуковского, как и Дарья из поэмы «Мороз, Красный Нос» «призывает» своего умершего жениха (или мужа). При этом, встреча Людмилы с мертвым женихом – наказание за ропот на Бога, в то время как свидание Дарьи и Прокла – избавление любящей и страдающей женщины от земных мук. Обеих героинь ждет смерть, однако смерть Дарьи вызывает у автора больше сожаления, нежели гибель Людмилы. Причина тому – разные цели повествования. Жуковский-автор «Людмилы» — назидатель. Некрасов-автор поэмы «Мороз, Красный Нос» прежде требует от своего читателя эмоционального восприятия рассказанной истории. Именно поэтому Жуковский, указывая на неправильную жизненную позицию Людмилы, осуждает ее. В то же время язык не повернется назвать конец жизненного пути Дарьи страшным наказанием за грехи.

Таким образом, мы можем видеть, что Некрасов по-новому разрабатывает уже существовавший и приобретший популярность в русской литературе сюжет. Любопытно, что есть небольшая связь, соединяющая «Мороз, Красный Нос» с поэтическим наследием Жуковского.

Жуковский – один из первых русских поэтов, в чьем творчестве мы встречаем образы кладбищ, описание похоронных ритуалов, изображения предметов культа, их сопровождающих. Достаточно вспомнить элегию, публикация которой принесла поэту огромную популярность. Речь, конечно, идет о «Сельском кладбище» (1802). В этой элегии описание мест погребения является фоном для философского размышления поэта о смысле жизни:

Здесь праотцы села, в гробах уединенных

Навеки затворяясь, сном непробудным спят…

Тремя строками ниже:

Ничто не вызовет почивших из гробов…

и дальнейшее развитие мысли поэта.

Однако Некрасов лишь перенимает у Жуковского «кладбищенскую» тему. Мы, действительно, очень часто встречаем описания мест погребений и самих ритуалов в некрасовской поэзии. При этом в творчестве Некрасова, и, в частности, в поэме «Мороз, Красный Нос», «кладбищенская тема» приобретает совсем другое значение. При сопоставлении сразу бросается в глаза отсутствие того медитативного начала, которое мы встречаем у Жуковского. Связано это с тем, что, в отличие от элегических стихотворений, в некрасовском поэтическом творчестве гораздо больше действия. Поэт в своих стихах рассказывает историю (к примеру, «Вчерашний день, часу в шестом…»), а затем, на основе этой истории делает вывод («И Музе я сказал: ”Гляди”//Сестра твоя родная «). Итак, медитативное начало заменяет начало активное – Некрасов, описывая кладбище и похороны, все время обращается к тем действиям, которые совершают персонажи (старик копает могилу, конь «трогает», селяне сочувствуют семье покойника и т.д.). Более того, действия совершает даже природа – «весь мир умирает», «метелица воет» Таким образом, смысловое пространство текста оказывается заполненным, и поэтому автор не видит необходимости вводить в него собственные суждения, высказанные напрямую.

Очевидно, что похороны, кладбище и смерть – лейтмотивы первой части поэмы. Как уже было написано ранее, у них есть свое весьма интересное и явно не лежащее на поверхности значение – гибель Прокла и его упокоение С этим связано и то, что на «похоронных» мотивах Некрасов делает явный акцент в 1-й части поэмы. Его цель – достучаться до читателя, показать ему, сколько горя приносит смерть человека одной семье, и заставить его представить себе, насколько страшна эта трагедия в масштабах целого народа.

Выше было написано об увлечении Некрасова-юноши поэзией романтизма. Мы убедились, что следы влияния этого популярнейшего литературного направления встречаются в поэме «Мороз, Красный Нос». Попробуем разобрать еще некоторые романтические мотивы и идеи в некрасовском произведении.

Один из ключевых мотивов поэзии романтизма – покой, успокоение души через обретение гармонии. В поиске этого покоя приходит к цыганам герой пушкинской поэмы Алеко, но, не найдя его, продолжает странствовать, пытаясь найти новое пристанище для уставшей души. Чуть позже, уже отойдя от традиций романтизма, Пушкин переосмыслит типичный мотив. В стихах 30-х годов покой – эквивалент недостижимого по определению земного счастья («На свете счастья нет, но есть покой и воля…»). Лермонтов разрабатывает мотив покоя несколько иначе. В его лирике поздних лет часто можно встретить описание промежуточного состояния, мира находящегося за пределами реальности. Вспомним знаменитые строки:

Я хочу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Это состояние подразумевает полет фантазии человека, воплощение его несбыточной мечты. Часто оно воспринимается поэтом как сон (например, в одноименном лермонтовском стихотворении). В понимании Лермонтова трагедия человеческой жизни в том, что гармония, которую можно достичь лишь в мечтах и снах, остается высоким идеалом. Прикоснуться к нему – значит умереть.

Теперь обратимся к некрасовской поэме. В последних главах читаем следующие строки:

В сверкающий иней одета,

Стоит, холодеет она,

И снится ей жаркое лето –

Не вся еще рожь свезена…

Перед этим четверостишьем – описание встречи Дарьи с Морозом. Это свидание заканчивается поцелуем возлюбленных. Воевода Мороз – существо из другого, фантастического мира, мира, который располагается за гранью земного бытия. Он не превращается в Прокла, как это описывает Некрасов, он и есть Прокл (неслучайно, кстати, Прокл умирает от переохлаждения). Умерший муж, зовущий свою вдову к себе. Любопытно, что здесь мы вновь встречаем ситуацию, характерную для романтической литературы – столкновение двух миров. Первый мир – мир земной, к которому и принадлежит герой, второй мир – идиллическое пространство, в котором царствуют изобилие, радость и мечта. Существо, принадлежащее к иному миру «искушает» героя, предлагая ему пойти за ним в царство покоя и счастья. В литературе романтизма герой отказывается обрести эту гармонию, понимая, что за ней неизбежно следует смерть. Часто этого отказа недостаточно для того, чтобы избежать перехода в другой мир («Лесной царь» Жуковского). Однако в поэме Лермонтова «Мцыри» нежелание героя слиться с миром гармонии продиктовано его активной жизненной позицией и верностью собственным идеалам, убеждениям.

Что же происходит с Дарьей? Обласканная собственной мечтой, она соглашается на вечное счастье за пределами земного мира ради своей любви. Поэтому Некрасов и призывает не жалеть свою героиню – она обрела тот покой и ту гармонию, поиск которых можно назвать одним из смыслов человеческой жизни.

Лермонтовское влияние в поэме на этом отнюдь не заканчивается. Вспомним, что в поэзии Лермонтова наиболее частый пейзаж – лунная ночь, в то время, как день – время страданий. Под палящим солнцем умирает герой «Сна», из-за солнечного света теряет свою путеводную звезду Мцыри, сожжены солнцем три пальмы из одноименной баллады. Солнце в поэзии Лермонтова становится отражением мира, противостоящего романтическому герою.

Этот же образ мы встречаем и в некрасовской поэме, хотя его трактовка несколько отличается от лермонтовской:

И солнце, кругло и бездушно,

Как желтое око совы,

Глядело с небес равнодушно

На тяжкие муки вдовы…

Здесь можно увидеть еще одно сходство с творчеством Лермонтова. Одной из идей, фигурировавших в его произведениях, была мысль о несправедливости Творца, так или иначе проскальзывающая в творчестве романтиков. Человек, убежденный в правильности этой идеи, мыслит согласно следующей логике: мир несправедлив, значит, Бог по каким-то причинам не желает это исправить. Отсюда сомнения в том, что Творец – воплощение Добра. У Некрасова есть также и гораздо более прямолинейная реализация этой идеи – вспомним рассказ Дарьи о том, как она просила помощи у Чудотворной Иконы, и не получила ее.

Теперь становится понятно, что романтизм сильно повлиял на некрасовскую поэму. Следы романтических тем, мотивов и образов мы встречаем в ней очень часто, и их присутствие, безусловно, не ограничивается описанными выше случаями.

Один из самых загадочных и интересных персонажей некрасовской поэмы – Воевода Мороз Очевидно, что образ Мороза – один из немногих элементов фантастики, составляющих художественное своеобразие произведения. Вспомним историю смерти крестьянина Прокла. Отправившись на заработки, он простоял полсуток в сугробе, в результате чего заболел и умер. Однако, как мы установили ранее, на этом жизнь Прокла не закончилась. Судьба крестьянина очень напоминает историю жизни чиновника Акакия Акакиевича из гоголевской повести «Шинель». Обоих героев можно отнести к типу «маленьких людей» (заметим, между ними чуть более 20 лет – тема по-прежнему не теряет актуальности). Вспомним смерть Башмачкина. Чиновник умирает, по сути, из-за того, что не получает помощи и сочувствия от «значительного лица», «сильного мира сего», олицетворяющего российскую государственную систему. Акакий Акакиевич погибает, но на этом его «приключения» не заканчиваются – в Петербурге появляется призрак, срывающий шинели с прохожих горожан. Сравним с историей Прокла. Некрасовский человек тоже «маленький человек», угнетенный системой. Его жизнь также обрывается из-за этой системы. Подобно Башмачкину, Прокл воскресает в ином, фантастическом обличие. Также как и призрак Акакия Акакиевича, Воевода Мороз наказывает за свою смерть всех людей без разбора: герой Гоголя – срывая с них шинели, Мороз – пугая и замораживая их.

Безусловно, Некрасов читал и знал гоголевскую «Шинель». Именно поэтому не лишним будет подчеркнуть ее влияние в поэме «Мороз, Красный Нос», и включить ее в список реминисцентных источников, открывающих читателю интересные прочтения и проливающих свет на некоторые незаметные на первый взгляд идеи.

Еще один источник, к которому обращался Некрасов, поистине неисчерпаем. Речь, конечно, идет о русском фольклоре. Добиваться полного рассмотрения влияний народного творчества в поэме «Мороз, Красный Нос» бессмысленно, для этого нужно иметь огромное количество информации относительно устного народного творчества Руси. Мы же попробуем проанализировать связь между некрасовским произведением и одним из элементов фольклора – сказкой «Морозко». Первое сходство на поверхности, его можно назвать чисто визуальным – в обоих текстах мы встречаем словосочетание «Мороз, Красный Нос». Причем если в сказке оно звучит из уст героя (так представляется Морозко), то у Некрасова мы можем встретить его только в заглавии. Таким образом, перед нами не что иное, как авторская отсылка к другому художественному тексту, в данном случае фольклорному. Герой сказки – фантастическое существо, несущее смерть (недаром его так боится привезенная в поле девушка). Однако он отказывается убивать свою жертву, так как понимает, что она не заслуживает этого. Зато он помогает ей и обеспечивает ее дальнейшее счастье, при этом продолжая карать нечестивых. Таков и герой некрасовской поэмы. Воевода Мороз, леденящий людей своим дыханием, спасает свою возлюбленную Дарью от мук земной жизни. Таким образом, мы видим, что в обоих произведениях герой – спаситель. Вероятно, именно ради того, чтобы читатель заметил эти малоощутимые при поверхностном чтении смысловые оттенки, Некрасов и обращает его к тексту сказки.

Думаю, что те соображения о поэме «Мороз, Красный Нос», о которых я говорил, помогут нам проникнуть в смысловые глубины некрасовского произведения.

Список используемой литературы:

Н.А.Некрасов. Поэмы. Школьная библиотека. 2008.

Н.А.Некрасов. Избранные сочинения. Государственное Издательство Художественной Литературы. 1947.

Б.М.Эйхенбаум. О прозе и поэзии. Некрасов. Художественная литература. 1986.

А.А.Илюшин. Поэзия Некрасова. Издательство Московского Университета. 2003.

Н.И.Якушин. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. Русское слово. 2009.

Там же, стр.86

О том, что жизненные обстоятельства посланы героине свыше, написано во второй части поэмы – «Бог нам послал урожай!//Да не продлил тебе веку…»

Вероятно, по собственным эмоциональным впечатлением Некрасов предугадывает мысли и чувства своего читателя, и поэтому пишет: «Жалеть мы не будем о ней», пытаясь изобразить смерть Дарьи менее трагично.

В поэме «Мороз, Красный Нос» за «кладбищенскими» главами авторской обобщенной идеи не следует, однако это объясняется тем, что неразумно было бы делать вывод лишь к одной из частей произведения.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Изд.»Русич» 2008 год. Стр. 444.

Эта идея проходит через всю русскую лирику и объединяет таких поэтов, как Лермонтов, Некрасов, Блок и др.

Источник: http://sobolev.franklang.ru/index.php/seredina-xix-veka/163-borisov-kirill-o-poeme-nekrasova-moroz-krasnyj-nos

Почему умер Прокл Севастьяныч?

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу. У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечирусской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Источник: https://znanija.com/task/5199117

Смертью смерть поправ

Урок царя Дионисия

«Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!» Именно эти слова из пасхальной службы лучше всего передают суть главного христианского праздника. И как ни странно, но и в самый светлый день нам приходится вспоминать о смерти…

Как известно, древние римляне говорили полководцу-триумфатору: «Memento mori» — «Помни о смерти», или «Помни, что смертен». А древние египтяне имели обычай на всякий пир вносить мумию, дабы пирующие не забывали, что сегодня они здесь, а завтра их участь может быть совсем иной… Таким образом, наши предки старались свою жизнь мерить не только самой жизнью, но и тем фактом, что однажды она закончится.

В современном обществе говорить о смерти в основном не принято. Во многом это наследие нашего атеистического прошлого, ведь если после смерти ничего нет, то и говорить не о чем. Но и в западном обществе люди избегают этой темы. Страх неотвратимого конца земного существования преследует жителей и тех стран, где не было этих 70 лет неверия… И даже, может быть, чем лучше удается устроиться в жизни этой, тем меньше хочется думать о той.

Несмотря на то что мы все стараемся «не думать о плохом», совсем забыть о смерти не получается. Тем более что перед нашими глазами все больше и больше случаев, когда смерть от терактов или стихийных бедствий настигает людей прямо посреди успешной и устроенной жизни.

Но все эти события не приводят нас к мысли о том, что смерть является реальным и неизбежным фактом нашей жизни, к которому надо быть готовыми, а лишь наполняют душу страхом и желанием как можно реже сталкиваться с этой темой.

Страх смерти знаком нам еще с детства. Я помню, как однажды мы с другом возвращались домой, нам тогда было лет по десять, а у входа в подъезд увидели крышку гроба — кто-то из наших соседей умер. Мой друг был настолько напуган, что мы с ним просидели во дворе часа три, пока кто-то из взрослых не отвел нас домой. Нас страшат сами символы смерти: гроб, мертвое тело, кладбище…

А то, что в современной культуре некоторые из этих символов стали популярными, — это оборотная сторона того же явления. Недавно, став на светофоре, я видел, как дорогу переходила модно одетая, гламурная, как сейчас говорят, девушка, а на ее дорогущей сумке висел украшенный стразами немалого размера металлический череп… С помощью модной «готической» эстетики молодежь пытается «приручить» страх смерти.

Но страшат нас не только символы, в смерти ужасают неизвестность и мысль о небытии, которым противится все человеческое естество.

Одна моя знакомая христианка рассказывала, как умирал ее родственник — убежденный атеист: «Вы не бойтесь, — говорила она ему, когда стало ясно, что конец уже близок, — смерть — это лишь переход к другой жизни…» Мужчина посмотрел на нее глазами, полными страха и надежды: «Хорошо бы, если так», — с трудом проговорил он.

Мы думаем: «Как же так, мои мысли, чувства переживания — все, что составляет мой внутренний мир, вдруг исчезнет?»

Существует такое выражение — дамоклов меч. Оно восходит к древнегреческой легенде о Дамокле, переданной Марком Туллием Цицероном. Дамокл был вельможей при дворе сиракузского тирана Дионисия I. Все знали, что Дамокл завидовал тирану, превозносил его, называя счастливейшем из людей, добившимся всего, чего только можно пожелать. В ответ Дионисий предложил царедворцу занять царский престол на один день. Дамокла роскошно одели, умастили маслами, посадили на место правителя; все вокруг суетились, исполняя каждое его желание. Дамокл блаженствовал. Но на пиру в разгар веселья Дамокл поднял голову и увидел над собой обнаженный меч, висевший на конском волосе, и понял, насколько призрачно любое благополучие.

Подобно Дамоклу, мы, несмотря на любые успехи и достижения, чувствуем неизбежность конца. И хоть редко мы обращаем свой взгляд, чтобы увидеть висящий над головой меч, тем не менее всегда чувствуем, что он там есть…

Чем старше мы становимся, тем сильнее осознаем и еще одну сторону неотвратимо приближающегося конца. Ужасно прожить жизнь напрасно; страшно, оглянувшись назад, понять, что все, что ты делал, не имеет никакого смысла перед лицом вечности. Казалось, что все свершения так важны, а задачи, которые подбрасывает жизнь, так значимы… Но приходит момент, мы смотрим на нашу жизнь и говорим: «Кому это все было нужно? Что останется после того, как я уйду?» Иначе говоря, мы встаем перед вопросом, который мучил многих философов и который Лев Толстой сформулировал так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»

Очень часто, говоря о вере и религии, люди подчеркивают их нравственную пользу. Недавно одна моя попутчица в поезде, рассказывая о своем посещении монастыря, восторженно воскликнула: «Я так люблю всю эту религию!» Но убеждения верующего человека намного больше просто нравственного и эстетического удовольствия. Ведь вера во Христа для нас воистину является победой над смертью! Во-первых, уверовав, мы открыли, что жизнь не закончится со смертью, что там, за порогом бытия, есть другая, неизведанная жизнь. Во-вторых, Христос Своей смертью победил нашу духовную, а значит, и грядущую физическую смерть. Все грехи, которые мы совершаем, тяжелой могильной плитой ложатся на нашу душу, и ничто не может помочь, кроме прощения… Но кто может простить? Бог, который стал человеком, пришел сказать нам, что любит нас, и отдал Свою жизнь во искупление наших грехов. И наконец, в-третьих, Он дал нам смысл жизни, который простирается за границы земного существования. Смысл этот в том, чтобы научиться любить ближних и Бога. Потому что из всего нашего существа только истинная любовь может войти в вечное будущее царство.

В Первом послании апостола Павла Коринфянам есть такие слова: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (15:19). Это означает, что если все наши чаяния касаются только нынешней жизни, это способно обессмыслить любые жизненные достижения. Когда над нами висит дамоклов меч небытия, мы воистину оказываемся «сущими во гробах». Но именно от этого нас избавил Христос!

Христос воскрес!

Источник: https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a372012/view/article/116766

Что такое смерть?

Почему люди умирают? Все просто и цинично – потому что мир устроен так, и никак иначе. Есть стадии появления или рождения, развития и роста, расцвета или зрелости, старения или угасания и гибели. Эти этапы проживает каждое живое существо – так учат на уроках биологии еще в школе. Но кроме этого, эти же стадии характерны и для любых процессов и объектов неживой природы, и даже социальных институтов. Все дело только в длительности перехода от одного жизненного этапа к другому. Можно сказать с полной уверенностью, что ничто в физическом мире не существует вечно.

Исключением не является и человек. Законы мироздания распространяются на человека разумного (Homo Sapiens), который все же значительно отличается и от своих предшественников (неандертальца или человека умелого, человека прямоходящего), и от животных. Все люди появляются на свет, растут и развиваются, размножаются, стареют и, в конце концов, умирают. Получается, что смерть – это завершение жизни, но не ее противоположность. Если говорить о противоположности смерти как процесса, то, скорее, это будет рождение.

Так почему человек рождается и умирает? Просто потому, что так устроен мир. Потому что старое должно уступать место новому, оставаясь в прошлом. Человек приходит из ниоткуда и уходит в никуда, получается, что жизнь – это только вспышка, мгновение в вечности.

Смерть с точки зрения религиозных учений

Почему должны умереть люди? С точки зрения множества религиозных учений, смерть отнюдь не является завершением. Абсолютно все мировые религии утверждают, что в человеке есть что-то незримое, вечное и ничем неуничтожимое. Это ментальная оболочка, душа, тогда как тело – оболочка физическая.

Каждый человек, согласно религии, приходит в этот мир, чтобы выполнить определенную миссию, дело всей жизни, которое у каждого свое. Кому-то суждено искупать грехи прошлых жизней и в этой жизни нищенствовать или болеть, кто-то получает награду за прошлые свои великие (с моральной точки зрения) свершения, например, помощь голодным и обездоленным, и может не беспокоиться об удовлетворении своих основных потребностей в этой жизни, развиваться духовно.

Потом душа возвращается обратно к Создателю – его каждая религия называет по-разному. В исламе, например, это Аллах, в индуизме – Ишвара, в православии – Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух, а вот буддизм отвергает идею существования единого Бога. В язычестве, античном мире и праиндоевропейской религии отцом всего живого, создателем и творцом был Демиург.

Смерть по религиозной концепции – это переход из одного состояния в другое, рождение в новую жизнь. После смерти душа не гибнет, а продолжает существовать, только уже вне физического (земного) тела. В разных учениях представления о том, что происходит после смерти, различны, но все религии сходятся в том, что смерть – это не конец.

Что такое естественная смерть?

Естественная смерть – это смерть человека от старости. Что это значит? С возрастом активность клеток снижается, все процессы, происходящие в организме, начинают угасать. Иммунологи утверждают, что естественная смерть наступает по той причине, что начинают свое действие аутоиммунные процессы.

В норме в молодом и зрелом возрасте организм человека «закодирован» на борьбу против смерти. Это выражается, например, в том, что после употребления чрезмерного количества алкоголя человеку становится плохо. Организм реагирует на яд и пытается вывести его как можно скорее, посылает сигналы о том, что нельзя употреблять такие напитки. Хочет жить не только сознание человека, но и тело, поэтому организм в норме сам борется с инфекциями, ядами и другими негативными воздействиями.

С годами, а иногда и в молодом возрасте вследствие различных заболеваний начинают развиваться аутоиммунные процессы. Иммунная система перестает распознавать чужеродные объекты, она начинает принимать «своих» за «чужих». То есть организм начинает саморазрушаться, атаковать собственные клетки. Именно так объясняется естественная смерть от старости.

Почему мы умираем

Процесс смерти делится на несколько этапов. Биологической смерти всегда предшествует смерть клиническая. Если во время клинической смерти реанимационные действия не приводят ни к спасению человека, ни к стабилизации его актуального состояния, то наступает биологическая смерть. Этот этап подразумевает полное нарушение работы клеток и тканей организма. Исчезает связь между нервными клетками, что приводит к полному разрушению личности, а в дальнейшем к разрушению всей структуры организма. В результате разложения веществ, все остальные системы также приходят в негодность. Наука, до сих пор, не дала внятного ответа на вопрос о причинах смерти и о том, почему люди рано умирают. Также неясно, почему люди стареют. Кроме старения и угасания жизненно-важных функций организма, смерть возникает в результате получения травм несовместимых с жизнью. В таких ситуациях человеческий организм получает воздействие, которое он не способен перенести. Вот, почему умирают хорошие люди.

Трудно переоценить то значение, которое смерть оказало на социологию человеческого общества. По своей сути, все агрессивные действия народов вызваны страхом или восхищением смертью. Благодаря этому явлению в обществе сформировалось огромное количество различных ритуалов и традиций. В результате осознания конечности своего существования, человек обрел собственное уникальное мировоззрение. Борьба за выживание в обществе, также основывается на мысли о своей недолговечности. Человек понимает, что когда-то он умрет, поэтому он старается жить максимально хорошо и качественно. Вспомните, какую силу имеют влияния на человека, когда ему угрожает смерть как биологическая, так и социальная. Трудно себе представить индивида, который был бы абсолютно свободен от страха смерти. Жизнь человека — это уникальное событие, которое должно пройти очень хорошо и разнообразно. Именно эта мысль подталкивает представителей социума к завоеванию ресурсов и высокой конкурентной борьбе. Иногда, люди умирают молодыми, что оказывает сильно негативное влияние на общество в целом.

Смерть в религии — это совершенно особый случай. Основная идея любой религии состоит в следующем. После смерти человека ожидает какая-то иная жизнь, намного превосходящая по своим характеристикам, его нынешнюю. Какие-то учения могут запугивать смертью, ну а остальные говорить о смерти, как о великом даре. Каждая религия имеет свои тракты о смерти и об ее предназначении. Скажем, христианство говорит о том, что после смерти человек может оказаться в Раю (жизнь лучше земной) или в Аду (жизнь полная мучений в преисподние). Правила попадания в Рай просты — нужно жить, придерживаясь определенной модели поведения. При отступлении от правил, человек обязательно попадет в Ад. Несмотря на научную бездоказательность существования таких мест как Рай и Ад, многие охотно верят в то, что это реальность. Таким образом, религия — это средство манипулирования человеческим сознанием на основе запугивания и поощрения того или иного поведения отдельного человека. Живешь по правилам — попадешь в Рай. Грешник — гореть тебе в Аду. Но кто-нибудь может подтвердить такой исход смерти? Пожалуй, что нет. По крайней мере, мир пока не знает о научных доказательствах существования Ада или Рая. Таким образом, дорогой читатель, смерть в религии — это орудие власти над людьми, которые проживают свою жизнь под игом низкой критичности восприятия. На сегодняшний день, каждый волен выбирать, во что верить, поэтому атеистов становится все больше. Однако раньше, за инакомыслие можно было погибнуть в огнях инквизиции. Стоит ли говорить о более ярком примере применения власти религии над человеком?

Каждый человек смертен, как это ни печально. Люди живут по-разному долго. Одни умирают, достигнув весьма и весьма преклонного возраста. Некоторым отпущено намного меньше. И, к сожалению, есть люди, которым удается прожить очень мало, буквально пару лет или месяцев.

Причины смерти могут быть разными: тяжелая болезнь – или авария, неосторожное обращение с огнем – и пожар. Человек может утонуть или замерзнуть. Но, наверное, тебя интересуют объяснения именно естественной смерти, без особой явной видимой причины?

Удивительно, конечно, но даже на такой вопрос можно ответить совершенно по-разному. В зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать эту проблему. Главное объяснение с точки зрения эволюции человечества – это способ выжить. Именно этому человечеству. Ну, подумай сам, что было бы, если бы люди не умирали, а жили вечно. Ведь новые-то не переставали бы появляться на свет. И в результате произошло бы перенаселение планеты, жить было бы просто негде. Людям негде было бы помещаться просто физически. То есть с точки зрения эволюции это весьма оправданный процесс.

Если же отвечать, опираясь на знания анатомии и физиологии, то причины смерти – в старении тела. Тело состоит из клеток, объединенных в определенные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную, нервную, кровеносную и т.п. Они функционируют постоянно, то быстрее – то медленней, и, конечно же, со временем изнашиваются. Когда одна (или несколько) из систем изнашиваются окончательно, организм прекращает жизненный процесс, и автоматически перестают работать остальные системы. Человек умирает.

Религия тоже объясняет процесс и причины смерти, но уже со своей, особенной точки зрения. По сведениям Библии и Евангелий, Бог создал людей для вечной и счастливой жизни. Первым человеком был, как известно, Адам. И, вдохнув в него жизнь, Бог дал ему одну главную заповедь-напутствие: не срывать и не есть яблока с дерева познания. При этом предупредил, что, съев этот плод, человек умирает. Но человек оказался слаб духом. И даже не сам, а первая женщина на земле, Ева, сорвала это яблоко и предложила Адаму его попробовать. И тут же их вечная жизнь закончилась. Люди начали болеть, стареть, тело их – дряхлеть, а душа – уставать. И, в результате, умерли Адам и Ева. А поскольку все их потомки пошли именно от этой пары, то и они перенимали все особенности родителей, а значит, когда-либо умирали. То есть религия объясняет причину смертности человека в том, что они ослушались Бога. Но тут же успокаивает верующих, утверждая, что праведные люди, которые не грешили при жизни, исполняли все общечеловеческие и божьи заповеди, попадают в Царствие божье, а значит, живут вечно. Ну, по крайней мере, — их душа. Сложно проверить или опровергнуть этот вариант объяснения. А смерть, какими бы ни были её причины, — это всегда грустно и тяжело. Особенно если умирает кто-то из очень близких. Но это – один из главных законов жизни, и мы все им подчиняемся.

Особенности умирания человека

Смерть имеет техническую и биологическую стороны. Техническая сторона связана с прекращением действия программы жизни человека, отделением души от тела и улавливанием ее определенными устройствами тонкого плана с дальнейшим направлением в сепаратор, т. е. место ее обработки и хранения. Биологическая смерть связана с включением процессов распада для материального тела и отделением временных энерготел от души.

Смерть происходит при достижении индивидом последней точки своей программы, которая включает саму ситуацию смерти и все события, связанные с ней.

Каждый человек умирает по-своему. Смерть носит индивидуальный характер. Но давайте задумаемся, почему одни люди умирают легко, а другие – долго мучаются? Почему одни умирают на больничной койке, а другие – в какой-либо катастрофе? Влияет ли что-то на форму смерти?

На то, как человек умирает, влияет его прошлая жизнь и выбор, делаемый им в настоящей жизни. То есть насколько правильно он выполнил данную ему Свыше программу.

Причин для смерти и особенностей ее течения много. Назовем лишь несколько.

1) Если человек точно выполнил свою программу, то его смерть будет легкой и безболезненной. Например, некоторые люди засыпают и не просыпаются, или человек шел, шел, упал – и сразу умер, то есть он упал от мгновенной остановки сердца. Так умирают люди, выполнившие свою программу и не наделавшие энергетических долгов.

Человеку очень важно не оставлять энергодолгов.

2) Те души, которые уничтожаются как брак, как не преуспевшие в развитии, тоже могут умирать мгновенно, но уже по-другому . Например, это может быть мгновенная смерть в автокатастрофе, от несчастного случая: человек шел по улице, и ему на голову упал кирпич. Мгновенная смерть от пули тоже считается немучительной. Быстрая смерть не несет в себе мук для человека. То есть мы все-таки видим разницу между смертью в первом и во втором случае.

И те, и другие люди умирают мгновенно, не почувствовав боли и страданий, но у бракованных душ сам характер смерти другой, не такой, как у людей, живших правильно и выполнивших свою программу .

Во втором случае присутствует испуг, стресс, неожиданность. Это позволяет душе быстрее освободиться от тела и дает стартовую энергию для подъема Вверх. Ведь бракованные души накапливают в себе отрицательные энергии и не могут сами подняться, поэтому им через испуг, потрясение дают дополнительную энергию для подъема в верхние слои.

3) Мучаются перед смертью души , которые совершили какие-то ошибки, недобрали в матрицу каких-то типов энергий, т. е. в чем-то недовыполнили свою жизненную программу в настоящем или прошлом. Программа содержит в себе варианты выбора. Поэтому часто своими поступками в настоящем человек выбирает для себя форму своей кончины в будущем.

Некоторые люди умирают от заболеваний определенных органов, в основном тех, которые недовыработали и недопоставили требуемый тип энергий соответствующим планетам при жизни человека в прошлом или настоящем воплощении. Через болезнь, как мы уже говорили в первой части, телом производится нужная энергия и происходит компенсация энергодолгов человека.

Допустим, человек всю жизнь неправильно питался, не соблюдал диет, очищающих организм. В результате пищеварительные органы у него производили брак – энергию гораздо более плохого качества, чем если бы он питался правильно. А любая программа требует от человека правильных действий. Если человек произвел не те энергии, которые требовала его программа, то у него появился энергодолг. Чтобы его аннулировать уже в данной жизни, органы человека построены таким образом, что при неправильном режиме их работы в них развиваются заболевания. А любая болезнь строится так (и это специально закладывается Высшими в конструкцию тела человека), что заболевший орган начинает выдавать чистую энергию , именно ту, которая и требовалась программой человека. Поэтому любая болезнь очищает и ликвидирует какие-то задолженности индивида.

Человеку очень важно выполнить жизненную программу. Невыполнение ее влияет и на заболевания в течение жизни, и на форму его кончины.

4) На форму кончины влияет и карма . Если человек в прошлом убил кого-то, то в настоящей жизни он сам будет убит. Это планируется уже на основе закона причинно-следственной связи и законов морали. Человека воспитывают нравственно, поэтому заставляют его на себе испытать то, что он делает другим. Это повышает его сознательность.

5) Некоторые больные мучаются перед смертью не только по причине невыполнения своей программы, но и для тестирования родных людей , чтобы выявить их истинное отношение к больному, проверить их человеческие качества. Ведь, пока человек здоров – к нему одно отношение, а когда заболевает, отношение может измениться и родные могут стать бессердечными и равнодушными. И для этого обычно совмещают карму больного и карму родных.

6) Или взять смерть младенцев. По какой причине может даваться такая короткая жизнь и непонятная смерть?

Когда умирает младенец, в этом случае тоже совмещают карму родителей и той души, которая рождается и сразу умирает. Рождение сопровождается большим выплеском энергии, которую душа недоработала для иерархической Системы в прошлой жизни. И даже одного рождения и смерти бывает достаточно, чтобы покрыть прошлые долги. Ведь у человека существуют обязанности не только перед собой, но еще и перед теми, кто запускает его в эту жизнь. Он обязан производить энергию и для Высших Личностей, находящихся в тонком мире и следящих за человечеством.

Поэтому если Высшие недополучили какой-то тип энергии, Они будут заставлять человека отрабатывать эти долги.

Правда жизни – сурова. Иногда открываются такие истины, что они шокируют наше сознание. Но всегда причиной всех неприятных смертей или коротких жизней является сам человек.

7) Или возьмем еще один пример. Если человек ведет беспутную, разгульную жизнь, то использует не по назначению те средства, которые выделяют Высшие на организацию его жизни на Земле , поэтому он нарабатывает своим неправильным поведением энергодолги.

Но человек должен понимать, что, когда он совершает правильные действия, соответствующие высшей морали общества, его личной программе и требованиям Высших, – он производит через свои действия те типы энергий, которые планирует программа его жизни. Если же он поступает подло, неправильно, делая много ошибок, придерживается низкой морали, то он производит через неправильные действия бракованные энергии. А они оседают грязью в его тонких телах – потому что Высшим энергетический брак не нужен.

Энергия давалась Высшими на его жизнь и выполнение личной программы. Но при неправильном поведении индивида получается, что он эту энергию использовал на то, чтобы произвести брак. Отсюда у него появляются энергетические долги: он обязан в следующей или настоящей жизни отработать то, что ему положено, и произвести именно те энергии для себя и для Высших, которые ему положены по программе. И пока он не отработает эти долги, он дальше в развитии не двинется.

А чтобы отработка происходила быстро, чтобы он не отставал в эволюции, Высшим приходится посылать такой душе еще более сложные ситуации в жизни. Иногда энергодолги бывают такими большими, что компенсировать их становится возможным только за счет очень коротких жизней, когда человеку дают возможность прожить всего несколько лет или даже месяцев, а не полную жизнь.

Поэтому, когда человек умирает в младенчестве или в 5, 11 лет, это души-должники. Они отрабатывают свои прошлые энергодолги. Должники прожили короткие жизни, то есть они пришли на Землю только для того, чтобы отработать свои долги.

Через функции своей жизни они производят для Высших то количество энергии, которое задолжали в прошлом воплощении в связи с невыполнением личной программы. Продолжительность жизни в 11 или 16 лет говорит только об одном – насколько человек жил неправильно и насколько его понятия о жизни отличались от понятий Высших Учителей.

Из книги Призрак живых автора Дюрвилль Гектор Из книги Жизнь после жизни автора Моуди Рэймонд

ОПЫТ УМИРАНИЯ Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство. Практически сходство

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Я мучился и наслаждался сомненьями, что движут мир. Во мне ночами пробуждался волшебник, сказочник, факир. Толкались ангелы и черти, и я тащил из них ответ На таинство и жадность смерти, и на рождения секрет. Добро и зло сливались странно в единый вечный

Из книги Инопланетные цивилизации Атлантиды автора Бязырев Георгий

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Чем больше развит дух, тем меньше тел у духа. Безумно интересное образование в Атлантиде было всеобщим и бесплатным, обучение детей и взрослых проходило в храмах, похожих на стоэтажные небоскребы. Профессиональная ориентация начиналась с 12 –

Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович

Опыт умирания

автора Ангелайт

Особенности человека первой матрицы – Матрицы Блаженства и Покоя Человек этого типа ведет себя чаще всего как ребенок. Мы можем обнаружить в поведении первоматричного человека чрезвычайную расслабленность и глубокое невинное спокойствие в любой ситуации. А любое

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Особенности человека третьей матрицы – Матрицы Борьбы и Воплощения Человек третьей матрицы по своему характеру борец. Его поведением управляют принципы, которыми он и руководствуется по жизни. Принципиальность считается высоким моральным качеством, и добиваться

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Особенности человека четвертой матрицы – Матрицы Успеха и Победы Четырехматричный человек полностью удовлетворен, потому что в своей жизни он достигает всего и обретает характер победителя. В идеальном случае вся жизнь такого человека превращается в праздник, ведь в

Из книги Прощание без возвращения? автора Пассиан Рудольф

Процесс умирания в наблюдениях ясновидящих Бисмарк (von Bismarck) как-то сказал: «Жизнь ничего бы не стоила, если бы смерть ставила в ней точку», а Шиллер в «Дон Карлосе» вкладывает в уста убежденного в своей скорой кончине Позы слова, обращенные к королеве: «Мы обязательно

Из книги И этому надо учиться автора Александров Александр Федорович Из книги Кто умирает? автора Левин Стивен Из книги Безмятежное сияние истины. Взгляд буддийского учителя на перерождение автора Ринпоче Лопён Цечу

II. Бардо умирания Смерть глазами реализованных существ Наши ощущения в бардо умирания обычно сопровождаются интенсивной болью. Это начинается с той минуты, когда мы уже не сомневаемся в надвигающейся смерти, и продолжается до тех пор, пока не проявится ясный свет ума,

Жизнь и смерть – это важнейший вопрос. Напрасно мы не старались думать и помнить про смерть.

Смерть – конец жизни. Но смерть – это и начало чего-то…

Почему умер человек сейчас, а не годом раньше или позже. Возможны ли случайности, ошибки?

Естественен ли страх смерти?

На эти вопросы мы постараемся найти ответ в этом разделе.

Протоиерей Игорь Гагарин.

У апостола Павла сказано, что смерть – это победа над последним врагом, потому что в этой жизни человек постоянно встречается с врагами. Речь идет не о людях, а о жизненных обстоятельствах, которые враждебны к человеку. Это и несчастные случаи, и болезни, подлость, измены – мы встречаемся с такими «врагами» на протяжении всей жизни. И человек все их может преодолеть. Он может преодолеть болезнь, он может преодолеть утрату, может преодолеть измену. Но последний враг, победить которого никто не мог, – это смерть. И именно главный наш праздник – Пасха, воскресение Христово – это победа над последним врагом.

Что такое смерть? Немногие из нас всерьез задумываются о природе этого явления. Чаще всего мы суеверно избегаем не только разговоров, но и мыслей о смерти, потому что тема эта кажется нам очень уж безрадостной и страшной. Ведь каждый ребенок с малых лет знает: «Жизнь – это хорошо, а вот смерть…. смерть – это не знаю что, но точно что-то плохое. Такое плохое, что об этом лучше даже и не думать». Мы взрослеем, учимся, приобретаем знания и опыт в различных областях, но наши суждения о смерти остаются все на том же уровне – уровне маленького ребенка, который боится темноты.

Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия. Днем и ночью они отнимают наши силы, занимают наши мысли, отвлекают нас, требуя ответов… Кто эти спутники? Эти вечные вопросы «Зачем жить?», «Как дальше быть и куда идти?», «В чем смысл жизни?»

Игумен Владимир (Маслов), Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

Люди, потерявшие близких, часто задают вопрос: «Почему несправедливо умирают люди? Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?». Мы наблюдаем контраст — умирают дети, а богатый старый преступник живет. Умирает многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а пьяницы умирать не собираются. В сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – живут. Сколько раз приходилось слышать: «Если Бог есть, то как Он допускает несправедливость в мире?!»

Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.

Наверное, нет на свете человека, который не пережил бы утрату. И практически всегда у людей, оплакивающих своих близких, возникают вопросы: «Почему это случилось именно со мной?», «За что?»

Лев Толстой, писатель.

За что мне эта боль? Зачем вообще нужны страдания? Почему одни уходят из жизни раньше, а другие – позже? На эти вопросы пытается ответить великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Дьякон Андрей Кураев, профессор богословия, публицист.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни — в смерти? Или и смерть — «не впрок»? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, — в Вечности отпечатлеется именно такой его лик… Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя». В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти…

Каллист, митрополит Диоклийский (Уэр Тимоти).

Существование человека можно сравнить с книгой. Большинство людей смотрит на свою земную жизнь, как на «основной текст», главную историю, а на будущую жизнь – если только они и впрямь верят в будущую жизнь – как на «приложение», и не более того. Подлинно христианское отношение совершенно иное. Наша теперешняя жизнь на самом деле не более, чем предисловие, введение, ведь именно будущая жизнь является «главной историей». Момент смерти – это не завершение книги, а начало первой главы.

Иерей Алексий Дарашевич.

Беседа о.Алексия Дарашевича, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Поленове со слушателями радиостанции Радонеж состоялась в августе 2006 года, через неделю после того, как в автомобильной катастрофе погибли двое его детей, а еще двое находились в реанимации.

Осипов Алексей Ильич, профессор богословия.

Объективно существует закон, нарушение которого влечет за собой соответствующие бедствия, страдания или смерть. Причем, если в мире физическом, материальном, грубом, причины и следствия очевидны: человек пьет и следствием являются одни заболевания, человек колется наркотиками – и следствием являются другие заболевания и т.д, то, когда мы переходим к миру духовному, такая прямая зависимость не прослеживается прямо. Но если бы мы внимательнее относились к своему духовному миру, своим мыслям, чувствам, настроениям, переживаниям нам не пришло бы и в голову: «За что же ты, Господи, меня наказываешь?»

Лев Толстой, писатель.

Почему мы боимся смерти? По мнению Льва Толстого, страх смерти рождается в результате неправильного понимания жизни. «Разберитесь в том, что представляет ваше Я, и вы увидите, что смерть — это дверь в вечную жизнь», считает великий русский писатель.

Протоиерей Михаил Шполянский.

Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека, для каждой души. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь, почему умираем? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью.

Протоиерей Валентин Уляхин.

По своей духовной сути, по своей глубине и значению, по своим последствиям смерть, бесспорно, таинство. К нему человек готовится всю жизнь, с пеленок, проходя многотрудный крестный путь, кому сколько отмерено Богом. Когда мы отпеваем человека, служим панихиду или литию, мы отпеваем тело, не душу. Душа бессмертна!

Стрижов Николай.

Стремление человека к Богу — это естественный процесс. Как черепаха вылупившаяся из яйца под действием неведомых сил стремиться к воде, так и человек появившись на свет начинает свой путь к Богу. Нет людей не стремящихся к Богу. Не важно, делает ли это человек осознанно или нет, это стремление заложено в каждом из нас от рождения. Подтвердить это может тот факт, что спрашивая любого человека и себя, в том числе, об отношении к Вере и к Богу вы получите вполне аргументированный, продуманный ответ о том, почему человек верит в Бога или не приемлет Его. Это говорит о том, что каждый человек в той или иной степени задумывался об этом и пришел к определенным выводам…

Епископ Гермоген (Добронравин).

Здесь нет радости без скорби, нет счастья без бед. И это от того, что земля не ад, где слышны только вопли отчаяния и скрежет зубов, но и не рай, где раздаются только лики радости и блаженства. Что же такое жизнь наша на земле?

Неизвестный автор.

Многие люди пытаются отмахнуться от смерти. Они не любят думать о ней. Потому что мысль про смерть порождает страх и множество других вопросов, на которые либо трудно, либо невозможно ответить. Но большинство людей, даже неверующих, понимают, что со смертью на земле жизнь не кончается. И именно это рождает страх. Большая часть жизни прожита, и зачастую не лучшим образом. Как же избавиться человеку от этого ужаса, есть ли какое-нибудь средство для излечения от животного страха смерти? Каково учение Церкви по этому очень важному вопросу?

Протоиерей Виктор Кулыгин.

В нашем падшем мире перемешаны радость и горе, созидание и разрушение, жизнь и смерть, Добро и Зло. Над этим всегда ломали головы лучшие умы человечества, пытаясь постичь тайну смысла человеческой жизни в этом мире. Нет конечной цели на земле, в этой жизни. Как бы она ни была привлекательна, над ней всегда покрывало тленности и конечности, страх смерти. Но бессмертен Бог и вечна душа. Встретившись с тайной смерти именно у Бога мы ищем защиты и милосердия.

Как бы и во имя чего мы не жили, все и каждый в свое время достигнут того «мига между прошлым и будущим», который, вопреки популярной песенке, принято называть смертью. Событие это состоит в разлучении души и тела. При этом тело ожидает распад, что достаточно очевидно, а душу — некая «загробная жизнь». В этот момент наступает предел опытного научного познания и открывается область таинственного, поприще религии. Процесс, в котором мы все находимся и который называем «жизнь», несмотря на впечатляющие успехи науки, остается недоступным «объективному» познанию, поскольку начало и конец его скрываются в недостижимой для научной методологии неизвестности. И лишь религия, как связь небесного и земного, может здесь предложить цельную картину.

Смерти боятся абсолютно все, даже самые смелые и отчаянные. Но почему мы не можем жить вечно? Почему умирают дети, абсолютно здоровая молодежь? Вот несколько основных причин, почему умирают люди.

От старости. Да, это самая простая и понятная причина. Старость наступает у каждого в разном возрасте: кому-то дано дожить до 100 лет, а кому-то лишь до 60. Многое в данном случае зависит от образа жизни человека, от «изношенности» его тела и сердца. От болезней. Самые распространенные среди населения разного возраста заболевания, которые приводят к смерти: рак, диабет, хронические заболевания легких и сердечно-сосудистой системы. Не менее страшными являются заболевания кровеносной системы, наличие тромбов, гепатиты В, С, цирроз и прочие. По сравнению с ними даже СПИД не так опасен, хотя и его не стоит списывать со счетов.

От неправильного образа жизни. Передозировка наркотиками, чрезмерное употребление алкоголя или же некачественный алкоголь могут стать причинами ранней смерти. А благодаря беспорядочной половой жизни, частому нахождению в подвальных помещениях можно заработать целый букет заболеваний, которые в совокупности приведут к летальному исходу.

От хронической усталости, сопровождающейся ослаблением защитных сил организма. Недостаток сна, обильное употребление кофе или энергетических напитков в совокупности с неправильным питанием (с низким содержанием полезных веществ), серьезными физическими нагрузками создают колоссальный стресс для организма, ослабляют его иммунную систему, дают огромную нагрузку на сердце. В результате человек может умереть даже от несущественных на первый взгляд причин именно из-за ослабленного организма, который не может сопротивляться.

От того, что земной путь человека окончен. Так на смерть смотрят религиозные люди. Они считают, что человек умрет лишь тогда, когда он выполнил свое предназначение.

От несчастных случаев. Сюда можно отнести и ДТП на дороге, и падение самолетов, затопление кораблей, аварии на железнодорожных путях. Причиной несчастного случая может быть даже обычная сосулька, которая упадет на голову с пятого этажа.

От синдрома внезапной и необъяснимой смерти. Такое случается, когда абсолютно здоровый человек вдруг умирает во сне. Объяснить причину смерти не могут даже врачи. Здесь скорее подходит религиозное объяснение.

Самоубийство. Каким способом это сделает человек, решать только ему. В любом случае больнее всего будет его близким. К тому же самоубийц запрещено хоронить на общем кладбище и отпевать, так как церковь не приемлет такого поступка вне зависимости от причин, которые могли его спровоцировать.

Отдельно стоит рассказать о детских причинах смерти. К ним относят: врожденные патологии, недоношенность, пневмония, диарея, асфиксия, родовая травма.

Какими бы не были причины смерти близкого человека, все же стоит помнить: все мы не вечны. Радуйтесь каждому дню и общению друг с другом, с родителями, не огорчайтесь по пустякам и следите за своим телом!

просмотров

Источник: https://nomens.ru/why-people-die-why-is-it-considered-that-people-most-often-die-in-the-morning/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *