Жизненный путь Архимандрита Мелхиседека

Архимандрит Мелхиседек – заметная фигура в движении современного российского Православия, чей духовный опыт и искреннее обращение с мирянами создали ему репутацию человека глубокого, надежного и верного тем истинам, которые он проповедует.

В прежней жизни носил фамилию Артюхин, на данный момент является пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству. Столь высокий пост обязывает архимандрита поддерживать тесную связь с общественностью, которая выражается, в частности, в использовании священнослужителем социальных сетей (например, у него есть официальная страница ВКонтакте, на которой он ведет тесный диалог со своими подписчиками, насчитывающими более трех тысяч активных пользователей).

На данный момент архимандриту 56 лет. Мелхиседек родился второго мая 1962 года в Москве, но свое второе, духовное рождение получил значительно позже: пройдя воинскую службу, он в 1984 году сделал осознанный и зрелый выбор в пользу обучения в Московской Духовной Семинарии, курс в которой длился четыре полных года.

В середине курса Мелхиседек принимает монашество, идя к этому решению два года. Уверенный в своем духовном сыне, архимандрит Алексий (духовная глава Троице-Сергиевой Лавры) в конце 1986 года допускает его до монашеского подвига.

После семинарского курса священнослужитель решил углублять свое богословское знание и поступает в Московскую Духовную Академию. С успехом оканчивает ее в 1992 году. Архимандрит некоторое время участвовал в служении и жизни монастыря знаменитой Оптиной Пустыни. За его надежность и прозрачность мотивов, Мелхиседеку было поручено отвечать за экономическое благоденствие обители: он был экономом и отвечал за поступавшие в монастырь денежные средства.

В 1997 году Мелхиседек снова возвращается в свой родной город Москву, где его ждет законное и обоснованное повышение: патриарх Алексий II поручает ему стать главой храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в районе Ясенево. Так, впервые в жизни Мелхиседеку была вверена жизнь целого храма и судьбы его прихожан и живущих в нем священников.

В 2005 году сфера ответственности его расширяется. Ему доверяется кураторство над ведущейся стройкой столичного храма Покрова Пресвятой Богородицы по улице Айвазовского. Сбор денежных средств на стройку и их разумное расходование также были вопросами ведения Мелхиседека. И в 2014 году все вложенные им усилия увенчались успехом: храм был выбран первым в числе лучших реализованных инвестиционных проектов. Награду Мелхиседеку вручили лично, что стало лучшим доказательством эффективности его служения.

Чин архимандрита Мелхиседек получает в 2013 году. В 2017 году Мелхиседека включают в членство Межсоборного Присутствия и поручают ему выстраивание информационной связи между гражданским социумом и православным монашеским сообществом.

Мелхиседек известен своими смелыми, сильными и бескомпромиссными проповедями. Так, огромную общественную волну вызвала его оценка прошедшей в недалеком прошлом встречи на высшем уровне Патриарха Кирилла и Папы Франциска: архимандрит указал на выстраивающийся между главами церквей диалог как на предвестник общемирового объединения православной и католической конфессий.

Его проповеди привлекают тысячи неравнодушных людей, поскольку насыщены верой, оптимизмом и неизменным жизнелюбием. Мелхиседек призывает своих друзей и слушателей благодарить за все, что есть у них в жизни на настоящий момент, ведь благодарное сердце, по его словам, ключ к получению лучшего.

К своему старению Мелхиседек относится с улыбкой: “Шестьдесят лет — хороший возраст, но об этом узнаешь только в семьдесят. Всё в сравнении.” И вся его жизнь свидетельствует о той осознанности, о которой он говорит в большинстве своих проповедей. Жить осознанно, радуясь всему, с чем сталкивает тебя судьба – это черта, присущая человеку думающему, верующему, человеку, который проходит все уроки бытия с открытым к переменам сердцем.

Все его размышления и комментарии на самые злободневные темы в полном объеме публикует общероссийский религиозный портал Православие.ру. Мелхиседек является очень начитанным человеком: он часто подкрепляет свои доводы цитатами Федора Достоевского, Салтыкова-Щедрина и других классиков русской литературы.

Архимандрит глубоко почитает труды и жизнь отца Иоанна Крестьянкина, над подвигом которого часто и подолгу рассуждает со своими слушателями, приводя в пример его нелицемерную и смиренную веру. Как и его предшественник, Мелхиседек стремится к полной прозрачности своего бытия, отсутствию всяких искажений православной веры и полной преданности ей до конца своих дней.

Источник: https://fin-gazeta.ru/biografiya-arhimandrita-melhisedeka-artyuhina/

Подробности

Свою биографию архимандрит Мелхиседек лично описывал в многочисленных интервью. Так, он стал священнослужителем, когда ему было 25 лет. В своих беседах Артюхин, архимандрит Мелхиседек, признавался, что изначально собирался жить как монах. Он назвал это решение впоследствии максималистским.

Решение стать монахом пришло в его голову, когда ему было 17 лет. Тогда он осознал, что его жизнь и так ему не принадлежит. И он решил отдать ее Господу. Он не понимал в те времена, что мог просто стать священнослужителем. Но нашел подходящий для себя образ жизни. Будущий архимандрит Мелхиседек уже в том возрасте нашел духовника в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он изнутри изучал монашескую жизнь. По этой причине вплоть до поступления в духовную семинарию он уже имел четкое представление о том, какой будет его жизнь в монастыре. В то же время он понимал, что ему предстоит отучиться, пройти армию, и лишь затем он станет монахом. Он мечтал жить в Троице-Сергиевой лавре. И так, по сути, все и вышло.

Несмотря на то что решение было принято в молодом возрасте, архимандрит Мелхиседек никогда об этом не жалел. Он отмечает, что немало трудностей есть и в семейной жизни, а не только в монашеской.

Становление как монаха

Но на ее настрой повлияли некоторые события. Например, один сон, несмотря на то что многие священники советуют не верить сновидениям в случаях, когда они не являются отражением мыслей о Страшном суде. И когда сновидения вызывают грусть и тоску, их не стоит брать во внимание. Считается в церковной среде, что сны бывают от Бога и от беса.

Во сне Артюхин зашел в Троицкий собор. Там не было никого, как вдруг увидел, как вышестоящие рассуждают о том, кого взять в качестве послушника в монастырь. Им не хватало людей. И тут их посетила идея взять Артюхина. Он засветился от счастья, подошел к ним и признался, что мечтал об этом. Проснулся он со слезами счастья на глазах.

Сновидение оказалось позитивным предзнаменованием. В то же время он не понимал, как ему поговорить с матерью. Вскоре она приехала к нему сама и неожиданно сказала, что Павел станет монахом. Он старался отвлекать от темы, которая ее ранила, но она сквозь свое нежелание сказала снова, что он станет монахом. Он удивлялся, почему она так решила. Она заплакала и нехотя рассказала, что не могла уснуть на днях. Ей было ужасно тоскливо от того, что она постоянно одна. Муж ушел, когда Павлу было 7 лет, и она вырастила двух сыновей одна. Один из них создал семью, а второй ушел в семинарию. И она осталась со своей престарелой матерью, которая могла в любой момент умереть.

Во сне она услышала голос, возвестивший ее о том, что сын ее станет монахом. Ее это совершенно не радовало, но голос был очень жизнеутверждающим, и она поняла, что это будет так.

О проповедях

В проповедях архимандрит Мелхиседек, Артюхин, указывает на то, что Господь откликается на желания человека. По крайней мере, так случилось с ним самим. Если нет никаких знаков свыше, нужно обладать твердым желанием добиться чего-то в этой жизни.

К примеру, в случае монашества, если человек хотя бы чуть сомневается, становиться ли ему монахом или выбрать семейную жизнь, стоит отдать предпочтение последней. Так как когда человек загорается по-настоящему, в нем не остается ни одного сомнения.

Все события, происходившие в жизни архимандрита, случались на фоне его твердого желания стать монахом. В проповеди архимандрит Мелхиседек отмечает, что попутного ветра не бывает у тех, кто никуда не плывет. Первично желание. Так, когда кто-то в детстве играет в солдатиков, он хочет впоследствии стать военным, когда гоняет шайбу во дворе, хочет стать хоккеистом. Прежде всего, человек принимает мысль, а затем начинает по этапам воплощать свою идею. Главное – загореться каким-либо делом, желанием, а затем устремиться к достижению цели. Тогда Господь будет помогать. При наличии желания и призвания воля будет склоняться именно к этому.

Рассуждая в проповеди, архимандрит Мелхиседек Артюхин указывает, что главным побудительным мотивом для человека в желании стать монахом является любовь к Богу. В монахи люди уходят по нескольким причинам – даже те, кто сильно грешен, порой стремятся в монашество. И игумены приветствуют любую причину. Те, кто плохо начал, могут хорошо закончить.

Главная мысль

Старец Амвросий, о котором нередко в своих проповедях для прихожан рассказывает архимандрит Мелхиседек, советовал никого никогда не осуждать, всех почитать. То, что происходит внутри человека, намного важнее всего внешнего. Так, если корабль плывет по воде, он не тонет. Но как только вода попала внутрь него, стала проникать в его корпус, он тонет. По этой причине зло не может не касаться человека, но оно не должно исходить от него самого.

Сердце человека должно быть похожим на воду – если в нее бросить камень, она поколеблется, но следа от него не останется никакого уже через мгновение. И порой человек сталкивается со злом и недоброжелательностью, но охранять своего внутреннего человека нужно всегда. Не дать внешним силам оказаться сильнее своих внутренних.

Внутреннего человека необходимо постоянно культивировать. Иначе он сойдет на нет, забудется в морях повседневных бед. И ежедневно через неохоту нужно продолжать это делать. Так как «Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его».

Источник: https://religiya.temaretik.com/1547810421612743650/arhimandrit-melhisedek-artyuhin-biografiya-besedy-i-propovedi/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *