О Великом посте, особенностях великопостных богослужений, о чтении в дни Великого поста за богослужением и дома

Общие понятия о посте

Первая заповедь, данная Богом человечеству, – о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения. Сотворив человека, Господь стал учить его любви. Для этого Он и дал Адаму и Еве маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя повеление, или желание Божие, люди могли проявить этим свою любовь к Нему. Поскольку Господь не хотел, чтобы человек делал что-либо по принуждению, Он дал ему свободную волю – чтобы свою любовь к Богу Адам и Ева проявляли добровольно. После грехопадения и изгнания из рая заповедь о посте, как проявление нашей добровольной любви к Богу, стала еще нужнее. Мы должны поститься, исполняя ее.

Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях.

Пост служит для нас необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельством веры.

Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что он состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, курения и т. п. Наконец, Церковь требует от нас и духовного воздержания. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

По этому поводу свт. Иоанн Златоуст говорил так: «Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты зол – старайся быть кротким; если мстителен – не мсти; любишь злословить и сплетничать – воздержись и т. д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотней помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою – только имей охоту трудиться!»

Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Господь, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это – теплохладность, это – внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь к Богу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, – Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

Великий пост

– это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к самому большому празднику – празднику Святой Пасхи. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

Период Великого поста является самым красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются Прощеным Воскресеньем, когда мы у всех просим прощенья и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством Воскресения Христова – Пасхой. Великий пост – это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха – главное Православное торжество, торжество христианской веры.

Пост есть одно из самых сильных средств для изменения себя к лучшему. Это время усиленного воздержания от всего плохого и стремления ко всему хорошему. Этот духовный пост и есть самое главное, но он невозможен без телесного. В посте мы очищаем свою душу, и к нему нужно подходить с радостью.

Во время поста нужно создать для себя такой строй жизни, чтобы он как щит, как невидимый железный панцирь защищал нас от греховного мира. Мы будем продолжать жить в миру, а духом совершать паломничество в монастырь. Это будет способствовать молитве, уединению, размышлению, самонаблюдению, самоисправлению, духовному чтению, воздержанию от греховных дел, слов и мыслей, борьбе с нашими слабостями и греховными привычками и всеобщему духовному росту.

К правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Конечно же, для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но, тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост.

Наверное, мы не погрешим, если определим эти направления следующим образом. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Но самое главное – это даже не воздержание в пище (которое, как мы уже говорили, является лишь средством), а особая организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост. Конечно же, пост тем и отличается, что предполагает (как в Церковном уставе, так и в личном келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что устаем, много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, – у каждого наберутся такого рода саможаления, – то Великий пост начать бы с того, чтобы все эти, проистекающие из саможаления сокращения и опущения упразднить. Но тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, пусть постарается делать это неопустительно хотя бы весь Великий пост.

Стоит добавить к домашнему правилу молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого поста, потому естественно ей войти и в молитвенное правило дома. Для тех, кто уже имеет известную меру церковности, несколько лет регулярно посещает храм и как-то радеет о большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать вычитывать дома хотя бы некоторые части из каждодневных последований Триоди Постной. В этой книге на каждый день Великого поста есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию определенной недели поста и, самое главное, располагают нас к покаянию.

Безусловно, хорошо было бы для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, и дома также прочитывать в свободное имеющееся время – вместе ли с утренними и вечерними молитвами или отдельно от них, – каноны из Триоди Постной или другие песнопения и молитвы. Скажем, не были на утреннем богослужении – почитали стихиры, которые поются на вечерне или на утрени соответствующего дня.

Еще важнее в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и на будничных богослужениях. Потому что только здесь познаются особенности богослужебного строя поста. В субботу служится Литургия свт. Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье, правда, Литургия свт. Василия Великого, но она с точки зрения звучания отличается лишь несколькими песнопениями. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь покаянный строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», умилительное пение тропарей часа – первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце… Не помолившись на таковых богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое богатство духовное открывается нам в великопостных службах.

Поэтому, конечно, каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства – работу, учебу, житейские попечения – и выбраться на великопостные службы.

Структура и особенности богослужения Великого поста

Великий пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находятся праздники: Лазарева суббота (торжество воскрешения св. прав. Лазаря) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (вернее, 48 дней).

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения – продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях, проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого Чистым.

Во всей Четыредесятнице (т. е. исключая Вербное воскресенье) – 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т. д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что во все продолжение Св. Четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером же вместо вечерни совершается великое повечерие.

По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в первые пять воскресений Великого поста – Литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная Литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (с понедельника по четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон прп. Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого поста положенная в этот день по Уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. вмч. Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо – смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры Православной, а живущим – «многая лета».

Во второе воскресенье Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – свт. Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского (Солунского), жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что свт. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо Трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

Среда четвертой, Крестопоклонной, недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»). Это означает, что в этот день мы проходим ровно половину Великопостного подвига.

В четвертое воскресенье вспоминается прп. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается память прп. Марии Египетской. По традиции накануне в среду вечером совершается утреня с так называемым «стоянием прп. Марии Египетской» («Мариино стояние» или «Андреево стояние»), когда читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие прп. Марии Египетской. Это вечернее богослужение продолжается 5–7 часов и сопровождается множеством земных поклонов.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Накануне, в пятницу вечером на утрени субботы, торжественно читается (поется) акафист Богородице. В некоторых храмах пение праздничного акафиста совершается не только церковным хором, но и всеми прихожанами вместе. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого поста вновь совершается память прп. Марии Египетской. Жизнь ее, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. Церковь дает в лице преподобной образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, указывает пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа и к воспоминанию Страстей Господних.

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого поста; между Четыредесятницей и Входом Господним в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нем вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Ваий и Цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово видевше…», а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос Истинный Бог наш» и т. д.

Страстная седмица – это последняя неделя Великого поста. Эта неделя (точнее, шесть дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению Иисуса Христа. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Великие Понедельник, Вторник и Среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду, Спасе мой». Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую Среду Страстной седмицы воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий Четверг воспоминается важнейшее событие – установление Спасителем Таинства Евхаристии – причащения Его Телом и Кровью. В этот же день на вечернем богослужении (которое есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую Пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма Плащаница, т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается воспоминание снятия с Креста Тела Христова и погребения Его. В этот же день вечером, т. е. на утрени Великой Субботы, совершается Погребение Спасителя. После соответствующего умилительного богослужения, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», – Плащаница обносится вокруг храма в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа.

В Великую Субботу воспоминается сошествие Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, а также победа Его над адом и смертью. Во время Божественной литургии, соединенной со службой вечерни, читаются многочисленные ветхозаветные пророчества о Спасителе и Его Преславном Воскресении.

Чтение в период Великого поста в храме и дома

Важно отметить, что в будние дни Великого поста (в отличие от субботних и воскресных) в храме не читаются книги Нового Завета – Апостол и Евангелие, – которые в остальные дни года непременно присутствуют в богослужебном строе. Вместо Благой Вести (Евангелия) о Спасителе мира верующим для создания покаянного, духовно сокрушенного настроя предлагаются ветхозаветные чтения: история человечества, его грехопадения и жизни до Пришествия Спасителя по Книге Бытия; пророчества об Иисусе Христе (главным образом, св. пророка Исаии); душеполезные поучения из Книги Премудрости Соломоновой и большое количество покаянных псалмов из книги Псалтирь. Кроме того, Церковный устав предписывает в ежедневное чтение в храме во время богослужения обязательно включать поучения великих учителей-аскетов древности, в первую очередь прп. Ефрема Сирина и Феодора Студита, а также фрагменты из знаменитейшего «учебника» покаяния и пути ко спасению – «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника и назидательного сочинения «Лавсаик», представляющего собой жизнеописания древних святых, угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним.

(Однако нельзя забывать, что в дни Страстной Седмицы чтение Св. Евангелия в храме, напротив, занимает центральное место. Помимо определенных отрывков («зачал»), повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник, Вторник и Среду Устав предписывает прочитывать Четвероевангелие целиком. Тем же прихожанам, которые не могут присутвовать на службах Великих дней, опытные духовники часто рекомендуют на Страстной прочитывать все Евангелие дома. Кроме того, как уже говорилось, вечером в Великий Четверг на службе утрени Великой Пятницы звучат двенадцать больших отрывков, повествующих о страданиях, Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.)

Ограничение себя в чтении и слушании Благой Вести в дни Четыредесятницы – тоже своего рода духовный пост, символизирующий наше недостоинство и стремление к покаянию, помогающий нам подготовится и горячее ожидание радостного известия о Воскресении Спасителя. Это – одна из граней подготовки к празднику Пасхи, подготовки, составляющей основную цель Великого поста.

Это касается и изменения в молитвенном правиле верующих. Так, опытные духовники не рекомендуют верующим в период Четыредесятницы и Страстной Седмицы читать столь полюбившиеся многим «радостные» молитвословия – акафисты иконам Божией Матери, почитаемым святым и т. д. Ведь внутренний настрой акафиста, многократное повторение слова «радуйся» совершенно не соответствует цели, духу и внутреннему содержанию Великого поста. Исключение делается только для праздника Похвалы Божией Матери, когда Великий Акафист Царице Небесной поется соборно за богослужением накануне субботы пятой недели Великого поста.

Совершенно естественным будет и в домашнем молитвенном правиле во время Великого поста следовать таким же соображениям: отложив на время Св. Евангелие, Деяния и Послания свв. апостолов, открыть для себя сокровищницу Ветхозаветных пророчеств, аскетических поучений и житий святых. Этими обстоятельствами руководствовались и составители настоящего издания, подбирая для вас, дорогие читатели, наиболее интересные, полезные и соответствующие древней православной традиции тексты для чтения в период Св. Четыредесятницы и Страстной Седмицы.

Источник: https://www.litres.ru/darya-bolotina/priide-post-chteniya-na-kazhdyy-den-velikogo-posta/chitat-onlayn/

Все тексты на сегодня представлены в соответствии с указаниями Типикона. Специальные чтения обозначены только для Великих и бденных праздников.

Порядок чтений: Четверг, 23 мая 2019 г. (10 мая ст.ст.)
Седмица 4-я по Пасхе
Апостола Симона Зилота (I)

Богослужебные указания для священно- и церковнослужителей

in English На церковном На завтра

Евангельские и Апостольские чтения

На литургии

Апостол

Деян.10:34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен,
Деян.10:35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Деян.10:36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
Деян.10:37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
Деян.10:38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
Деян.10:39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
Деян.10:40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
Деян.10:41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
Деян.10:42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
Деян.10:43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Евангелие

Ин.8:12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Ин.8:13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
Ин.8:14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
Ин.8:15 Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого.
Ин.8:16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
Ин.8:17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
Ин.8:18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
Ин.8:19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
Ин.8:20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Источник: https://kyrieeleison.me/for-today-ru/

>Христианское чтение на каждый день

П. Шатров

Предисловие

Время для каждого человека эквивалентно тому, что он может из него извлечь доброе или злое. Каждый день, который не дал нам новых знаний и в который мы не проникли глубже в мудрость Божией благодати, — потерянный день. Разумное чтение книг не убивает времени, а делает его еще более драгоценным. Есть три самые трудные вещи на свете: сохранить секрет, забыть обиду и правильно использовать свое свободное время. Книга «Христианское чтение на каждый день» написана с той целью, чтобы вы, дорогие читатели, каждый день могли извлекать для себя что-то полезное, назидательное и поучительное. Книга содержит 365 примеров на каждый день года, которые собраны из услышанных проповедей, прочитанных книг, газет и другой христианской литературы. Надеюсь, что она сослужит хорошую службу проповедникам и евангелистам, преподавателям и учащимся воскресных школ, руководителям юношеских и женских кружков и вообще будет полезной книгой в каждой семье, каждом доме и библиотеке. Да благословит вас Господь при чтении этой книги!

С молитвенным памятованием о вас
пастор П. Шатров
Москва.2000 год

1 января. Руки Иисуса Христа
2 января. Награда
3 января. Чесность
4 января. Молитесь ли вы?
5 января. Не останавливайтесь
6 января. Любовь Отца
7 января. Змей — символ Иисуса Христа
8 января. Огонь Божий
9 января. Обкрадывание Бога
10 января. Дети и родители
11 января. Скорый ответ на молитву
12 января. Почитай старца
13 января. Помощь нуждающимся
14 января. Агел-хранитель
15 января. Лжесвидетельство
16 января. Плод мира сего
17 января. Истинные ценности
18 января. Ядовитое кольцо
19 января. Тщательно исполняй
20 января. Божия забота
21 января. Последствия неточности
22 января. Семейное служение Богу
23 января. Самоотвержение
24 января. Что посеем то и пожнем
25 января. Путь к славе
26 января. Свидетельство внешних
27 января. С лукавым — по лукавству его
28 января. Где нет Бога?
29 января. Смирение
30 января. Упование на Бога
31 января. Старца и старицу не укоряй

1 февраля. Берите даром
2 февраля. В единстве — сила
3 февраля. Бог смотрит на сердце
4 февраля. Благовествование Христово
5 февраля. Кому верим
6 февраля. Веруете ли вы?
7 февраля. Нерадение
8 февраля. Читали из книги, из закона Божия
9 февраля. Божия книга
10 февраля. Почитание родителей
11 февраля. Судья и Искупитель
12 февраля. Доброта к пожилым людям
13 февраля. Милость и прощение
14 февраля. Вождь воинства Господня
15 февраля. Любовь матери
16 февраля. Камень вместо хлеба
17 февраля. Просите и получите
18 февраля. Богу или маммоне
19 февраля. Сокровище на небе
20 февраля. Губитель
21 февраля. Страх перед смертью
22 февраля. Мудрые обезумели
23 февраля. Спроси у птицы
24 февраля. Небесный дом
25 февраля. Прощение
26 февраля. Дела их идут вслед за ними
27 февраля. Не говорите лжи
28 февраля. Бог смиренным дает благодать
1 марта. Истинное счастье
2 марта. Погоня за счастьем
3 марта. Вразумление сновидением
4 марта. Вразумление страданием
5 марта. Будут думать, что Богу служат
6 марта. Божий суд
7 марта. Упал в яму, которую приготовил
8 марта. Прощайте и прощены будете
9 марта. Божие творение
10 марта. Верность Господу
11 марта. Прости нам долги наши
12 марта. O человек, кто ты?
13 марта. Трагический сон
14 марта. Ангелы-хранители
15 марта. Божия охрана
16 марта. Молясь, не говорите лишнего
17 марта. Божии крылья
18 марта. Руки Иисуса Христа
19 марта. Верность в вере
20 марта. Надежда на Господа
21 марта. Долина смертной тени
22 марта. Богоугодный плод
23 марта. Укажи мне, Господи, пути Твои
24 марта. Сетование и ликование
25 марта. Божия верность
26 марта. Вкусите и увидите
27 марта. Мирись с соперником
28 марта. Бог знает наши слова
29 марта. Молитва и труд служителя Божия
30 марта. Благотворительность
31 марта. Убьет грешника зло
1 апреля. Побеждай зло добром
2 апреля. Молитва и житие жен
3 апреля. Богоугодные заботы
4 апреля. Слово Божие
5 апреля. Испытания
6 апреля. Пожертвования на дело евангелизации
7 апреля. Евангелизация
8 апреля. Библия
9 апреля. Мужья, любите своих жен
10 апреля. Зло и погибель от него
11 апреля. Тщеславие
12 апреля. Щедрый посев
13 апреля. Не воздавайте злом за зло
14 апреля. Ангельская охрана
15 апреля. Вы — соль земли
16 апреля. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте
17 апреля. Любовь к бедным
18 апреля. Кто жаждет, иди и пей
19 апреля. Забота о сиротах
20 апреля. Цена души
21 апреля. Не умолкайте
22 апреля. Иисус Христос и Его сила
23 апреля. Благодарность
24 апреля. Будь верен
25 апреля. Бог живой
26 апреля. Не бойся
27 апреля. Ропот
28 апреля. Вера есть доверие Богу
29 апреля. Благоговение перед Господом
30 апреля. Вера и дела
1 мая. Врач нужен больным
2 мая. Все согрешили
3 мая. Говорите только правду
4 мая. Делайте это сегодня
5 мая. Почтение матери
6 мая. Взирание на Иисуса Христа
7 мая. Живет во мне Христос
8 мая. Любовь Божия и страдания
9 мая. Земное богатство и мы
10 мая. Молитва и Божий призыв
11 мая. Лучший друг
12 мая. Не бойся, только веруй
13 мая. Не по делам праведности
14 мая. Он не отвечал ей ни слова
15 мая. Не бойся, ибо я с тобою
16 мая. Не будьте небрежны
17 мая. Очищение в огне
18 мая. Письмо Христово

19 мая. Скорый ответ на молитву
20 мая. Он — Спаситель
21 мая. Плод праведника
22 мая. Отец, плыви сюда
23 мая. Придите ко Мне
24 мая. Посох Божий
25 мая. Посмотри вверх
26 мая. Любовь и прощение
27 мая. Служите любовью
28 мая. Пятое Евангелие
29 мая. Смирение
30 мая. Слово Мое не подобно ли огню, говорит
31 мая. Советы отца
1 июня. Личный опыт
2 июня. Иисус Христос или религия
3 июня. Я назвал вас друзьями
4 июня. Два свидетельства
5 июня. Ходатайственная молитва
6 июня. Уповай на Бога
7 июня. Свидетельство жизни
8 июня. Бремя Мое легко
9 июня. Бог дает блага просящим
10 июня. Стали близки Кровию Христовою
11 июня. Дела любви
12 июня. Покажу грехи твои
13 июня. Жизнь без Бога и с Богом
14 июня. Ангелы-защитники
15 июня. Бог слышит молитвы
16 июня. Беспечность
17 июня. Се, Я с вами
18 июня. Беспечность глупцов погубит их
19 июня. Дорожите временем
20 июня. Новая тварь
21 июня. Дела любви
22 июня. Только Библию
23 июня. Отврати очи мои
24 июня. Уставы Твои — песни мои
25 июня. Противостойте диаволу
26 июня. Страдания и духовный рост
27 июня. Прекрасный посев
28 июня. Со мной идет Господь
29 июня. Руки Отца Небесного
30 июня. Я звал — и вы не отвечали
1 июля. Утешу Я вас
2 июля. Самонадеянность и гордость
3 июля. Проповедник и проповедь
4 июля. Благотворительность и воздаяние
5 июля. Истинные драгоценности
6 июля. Божий путь
7 июля. Тимур и муравей
8 июля. Сделанный грех рождает смерть
9 июля. Многословие
10 июля. Игра с грехом
11 июля. Скупость
12 июля. Трудолюбие
13 июля. Говорите правду
14 июля. Ангельская помощь
15 июля. Верный служитель
16 июля. Влияние окружающей среды
17 июля. Ценность души
18 июля. Тоска и истинное утешение
19 июля. Страх Господень — источник жизни
20 июля. Надежда праведных
21 июля. Кроткий ответ отвращает гнев
22 июля. В богатстве ли счастье?
23 июля. Гордость и смирение
24 июля. Не ссорьтесь
25 июля. Дружелюбие
26 июля. Главное — мудрость
27 июля. Готовы для кощунствующего суды
28 июля. Определение человека
29 июля. Злословие о родителях
30 июля. Отдайте свою юность Господу
31 июля. Пьянство
1 августа. Напоминающие о Господе, не умолкайте!
2 августа. Спасай взятых на смерть
3 августа. Жажда души
4 августа. Самохвальство
5 августа. Христианский пастырь
6 августа. Погоня за богатством
7 августа. Прощение
8 августа. Зависть
9 августа. Ответственность служителя церкви
10 августа. Книги и их чтение
11 августа. Нет ничего тайного
12 августа. Сила любви
13 августа. Светила в мире
14 августа. Ангел-освободитель
15 августа. Изменяющая религия
16 августа. Где зависть, там все худое
17 августа. Блаженны миротворцы
18 августа. Терпение
19 августа. Вы — свет мира
20 августа. Будем служить Господу
21 августа. Надежда на Господа
22 августа. Спасение погибающих
23 августа. Воскресение мертвых
24 августа. Откройте ваше сердце Господу
25 августа. Грех ко греху
26 августа. Облекитесь в любовь
27 августа. Огненное испытание
28 августа. Изглажу беззакония твои
29 августа. Любовь матери
30 августа. Король, а не купец
31 августа. Теперь или никогда
1 сентября. Грех разделяет человека и Бога
2 сентября. Всеобщее воскресение
3 сентября. Доверие Отцу
4 сентября. Мужество
5 сентября. Признай только вину твою
6 сентября. Возвратитесь, дети
7 сентября. Обращение
8 сентября. Научитесь у птиц
9 сентября. Слово Божие вразумляет простых
10 сентября. Новое сердце
11 сентября. По следам отца
12 сентября. Проповедь цветов
13 сентября. Будем опасаться
14 сентября. Ангелы исцеляют глухую женщину
15 сентября. Религия благодати Божией
16 сентября. Готовьтесь к переселению
17 сентября. Несоответствующее пастырство
18 сентября. Благоухающий цветник
19 сентября. Жертва позора
20 сентября. Дела милосердия
21 сентября. Спасение Христово
22 сентября. Потеряла Божии деньги
23 сентября. Ропотники
24 сентября. Блаженны чистые сердцем
25 сентября. Иисус Христос любит меня
24 сентября. Прошу совершать молитвы
27 сентября. Всем людям нужен Спаситель
28 сентября. Матери, молитесь о ваших детях
29 сентября. Злейший враг
30 сентября. Я Господь, и нет иного
1 октября. Жизнь во Христе
2 октября. Божия любовь
3 октября. Духовный возраст
3 октября. Помощь нуждающимся
5 октября. Молитва успокоила
6 октября. Ангел-наставник
7 октября. Я создам Церковь Мою
8 октября. Ищите Царства Божия
9 октября. Все Писание богодухновенно
10 октября. Добрые дела
11 октября. Божие предопределение
12 октября. Богоугоднй плод
13 октября. Царствие Божие внутри вас
14 октября. Ангел исцеляет мальчика-астматика
15 октября. Христианская добродетельность
16 октября. Скорби — Божий молот
17 октября. Бог есть любовь
18 октября. Благоухающий цветник
19 октября. За все благодарите
20 октября. Труд ваш не тщетен
21 октября. Родители и дети
22 октября. Чистое сердце
23 октября. Доброта к людям
24 октября. Кротость
25 октября. Водительство Духа
26 октября. Общение с Иисусом Христом
27 октября. Духовный возраст
28 октября. Дела милосердия
29 октября. Пьянство
30 октября. Прощение
31 октября. Бог праведен в приговоре своем
1 ноября. Богоугодные мысли
2 ноября. Радость встречи
3 ноября. Сила веры
4 ноября. Божие всемогущество
5 ноября. Смирение, любовь и доброта
6 ноября. Сила имени Иисуса Христа
7 ноября. Рождение свыше
8 ноября. Слово Божие
9 ноября. Любовь детей к родителям
10 ноября. Слова оправдания и осуждения
11 ноября. Жизнь со Христом и без Христа
12 ноября. Бог непостижим и неисследим
13 ноября. Страдания — это Божии ветры
14 ноября. Ангел кормилец
15 ноября. Воспойте Господу песнь новую
16 ноября. Письмо Христово
17 ноября. Благотворительность
18 ноября. Самоотвержение
19 ноября. Переменный крест
20 ноября. Упование на Господа
21 ноября. Воззрите на Иисуса Христа
22 ноября. Отдай сердце твое Мне
23 ноября. Господь — избавитель мой
24 ноября. Искупление Христово
25 ноября. Христос умер за грехи наши
26 ноября. Иисус Христос придет
27 ноября. Вы — свет мира
28 ноября. Сила Евангелия
29 ноября. Сила во Христе Иисусе
30 ноября. Пойте Господу
1 декабря. Кровь Христа очищает от греха
2 декабря. Сила Слова Божьего
3 декабря. Что посеет человек, то и пожнет
4 декабря. Слово Божие живо и действенно
5 декабря. О сем дитяти молилась я
6 декабря. Слово об Иисусе Христе
7 декабря. Голос совести
8 декабря. Послушание Слову Божию
9 декабря. Смирение
10 декабря. Сила молитвы

11 декабря. Сила Крови Иисуса Христа
12 декабря. За все благодарите
13 декабря. Истинное покаяние
14 декабря. Овцы Мои слушаются голоса Моего
15 декабря. Пастырь и пасомые
16 декабря. Послушание Господу
17 декабря. Бог поругаем не бывает
18 декабря. Сила Слова Божия
19 декабря. Мы умерли со Христом
20 декабря. Сила любви
21 декабря. Братья во Христе Иисусе
22 декабря. Доброта и любовь к ближним
23 декабря. Преданность Богу
24 декабря. Сила имени
25 декабря. Мир с Богом
26 декабря. Фарисей и мытарь
27 декабря. Просите и дано будет вам
28 декабря. Просящий получает
29 декабря. Молитвенное общение с Богом
30 декабря. Сила молитвы
31 декабря. Худые сообщества

Источник: http://www.blagovestnik.org/books/00419.htm

Чтение на каждый день Великого Поста

Чтение Великого канона. Фото: Патриархия.Ru

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной души» называют церковные люди великопостное время.

Чтение на каждый день Великого Поста

  • Понедельник первой седмицы Великого Поста
  • Вторник первой седмицы Великого Поста
  • Среда первой седмицы Великого Поста
  • Четверг первой седмицы Великого Поста
  • Пятница первой седмицы Великого поста
  • Суббота первой седмицы Великого Поста
    О Причащении
  • Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
  • Понедельник 2-й седмицы Великого поста
    О посте
  • Вторник 2-й седмицы Великого поста
    О молитве
  • Среда 2-й седмицы Великого поста
    О молитве
  • Четверток 2-й седмицы Великого Поста
    О молитве
  • Пяток 2-й недели Великого Поста
    О воздержании
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста
    Родительская суббота
  • Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы
  • Понедельник 3-й седмицы Великого Поста
    О посте
  • Вторник 3-й седмицы Великого Поста
    О страхе Божием
  • Среда 3-й седмицы Великого поста
    О добродетели
  • Четверток 3-й седмицы Великого Поста
    О чистоте сердца
  • Пяток 3-й седмицы Великого Поста
    О грехах и покаянии
  • Суббота 3-й седмицы Великого Поста
    О поминовении усопших
  • Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
  • Понедельник 4-й седмицы Великого Поста
  • Вторник 4-й седмицы Великого Поста
  • Среда 4-й седмицы Великого Поста
    О своем кресте и Кресте Христовом
  • Четверток 4-й седмицы Великого Поста
  • Пяток 4-й седмицы Великого Поста
    О крестном знамении
  • Суббота родительская 4-й седмицы Великого поста
  • Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
  • Понедельник 5-й седмицы Великого Поста
    О памятозлобии
  • Вторник 5-й седмицы Великого Поста
    О лжи и сребролюбии
  • Среда 5-й седмицы Великого Поста
  • Четверток 5-й седмицы Великого Поста
    О целомудрии
  • Пяток 5-й седмицы Великого Поста
    Об акафисте Пресвятой Богородице
  • Суббота 5-ой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы
  • Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской
  • Понедельник 6-й седмицы Великого Поста
    О смирении
  • Вторник 6-й седмицы Великого Поста
    Об осуждении
  • Среда 6-й седмицы Великого Поста
    О незлобии
  • Четверток 6-й седмицы Великого Поста
    О добре человеческом и познании себя
  • Пяток 6-й седмицы Великого Поста
    О скорбях, искушениях и терпении
  • Суббота 6-й седмицы Великого поста. Воскрешение праведного Лазаря
  • Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень во Иерусалим
  • Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста
  • Великий Вторник Страстной седмицы Великого Поста
  • Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста
  • Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста
  • Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста
  • Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
  • Пасха. Светлое Христово Воскресение

Источник: https://pravoslavie.ru/1601.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *