Содержание

Крестное знамение

Кре́стное зна́мение (церковнослав. «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Стоглавый собор Русской православной церкви повелел совершать крестное знамение следующим образом:

А тако есть правѣ креститися, первѣе полагати рукою на челѣ своем, потомъ на персехъ,
таже на правомъ плечѣ, потомъ на лѣвом, тоесть истинное воображенiе крестному знаменiю.

Литература

  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 160 с.
  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. — М.: Героника, 2010. — 192 с.

Источник: https://med.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/303408

(35 голосов: 4.3 из 5)

  • Крестное знамение Богословско-литургический словарь
  • Крестное знамение Святые отцы и учителя Церкви
  • Крестное знамение преп. Оптинские старцы
  • Крестное знамение прав. Иоанн Кронштадтский
  • О крестном знамении прот. Серафим Слободской
  • Крестное знамение игумен Марк (Лозинский)
  • О крестном знамении и его силе прот. Николай Успенский
  • Крестное знамение преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
  • Крестное знамение прот. Димитрий Владыков
  • Крестное знамение преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  • О крестном знамении мученик Николай Варжанский
  • О Крестном знамении мученик Николай Варжанский
  • «Воцерковление для начинающих» свящ. Александр Торик
  • О перстосложении для крестного знамения проф. Н.И. Субботин
  • Крестное знамение еп. Виссарион (Нечаев)
  • Крестное знамение архим. Макарий (Веретенников)
  • Перстосложение

Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).

В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).

***

Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий

Источник: https://azbyka.ru/krestnoe-znamenie

Конспект занятия «О кресте, крестном знамении и крестном ходе»

Конспект занятия

«О кресте, крестном знамении и Крестном ходе».

Задачи: познакомить с историей обретения святого креста и древними христианскими символами, формировать умение правильно накладывать крестное знамение, воспитывать уважительное отношение к святыне; развивать познавательный интерес, память; активи­зация словаря путём дополнения его лексикой религиозного значения.

Оборудование: иллюстрации, книги: «Как выбрать нательный крест», «Первые шаги в православном храме», «О святых иконах и крестных ходах».

Ход занятия.

I. Вводная часть.

  1. Приветствие.

  2. Молитва.

  3. Изучение нового материала.

Крест является величайшей христианской святыней, символом нашего искупления и спасения. В древности распятие на кресте считалось самой позорной и мучительной смертью, к которой приговаривали за особо тяжкие преступления. Добровольно претерпев страдания и смерть на кресте во искупление грехов всего человеческого рода, Господь из­бавил нас от власти диавола, греха и вечной смерти. С тех пор крест, бывший орудием страшной казни, символом поругания и позора, стал знамением победы над смертью и диаволом- символом нашего спасения.

Существуют различные формы изображения креста: равноконечный (греческий) крест, шестиконечный и восьмиконечный. В древнехристианских катакомбах обычно встречается изображение равноконечного (греческого) креста, состоящего из двух равных частей, сложенных под прямым углом.

В Православной Церкви чаще всего употребляется изображение восьмиконечного креста, в котором верхняя перекладина изображает табличку с надписью- Пилата:

Для молитвенного поклонения верующих в каждом храме всегда устанавливается большой деревянный крест с изображением распятого

Спасителя, называемый Распятием. Основанием Распятия служит символическое изобра­жение Голгофы — горы близ Иерусалима, на которой был распят Иисус Христос. У подно­жия креста находится изображение черепа с двумя скрещенными костями под ним — «адамова глава», ибо, согласно древнему преданию, Господь был распят над гробом пра­отца Адама. Во времена гонений христиане не имели возможности открыто изображать крест, и поэтому они использовали различные символические изображения, значение ко­торых было понятно только верующим. К таким изображениям относятся корабль, якорь и рыба.

Корабль означал Церковь, в которой верующие спасаются от потопления в бурном море земной жизни, якорь символизировал надежду спасения и упование на Иисуса Хри­ста.

  1. Основная часть.

1. Повторение изученного материала.

Для того чтобы выразить нашу веру во Христа, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правой рукой знак креста — осеняем себя крестным знамени­ем. Крестное знамение — это духовное оружие христианина. Знаменуя себя крестом, мы придаем себя водительству Божию и ограждаем себя от врагов видимых и невидимых. Для того чтобы правильно со­вершить крестное знамение, нужно три первых пальца правой руки (большой, указатель­ный и средний) сложить вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижать к ла­дони. Соединением трех пальцев мы выражаем нашу веру в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога духа Святого, а два пальца, прижатые к ладони, означают, что мы испо­ведуем во Христе два естества: божественное и человеческое.

Крестное знамение мы полагаем: на лоб — для того чтобы Господь просветил наш ум; на живот — для освящения наших внутренних чувств; на правое и левое плечо, чтобы Он укрепил наши силы. Крестное знамение нужно совершать неспешно, с сердечным вниманием, верою, благоговением и глубоким сознанием того, что крест является симво­лом нашего спасения.

Практикум: закрепление навыка правильно накладывать крестное знамение. Рассмат­ривание иллюстраций с изображением древних христианских символов.

III. Заключительная часть.

Все святители, все Апостолы

Со ученицами, весь народ

В память вечную

Совершают Крестный ход.

Крестный ход! –

И хоругви колышатся

Крестных ход! –

На колени встаём

Крестный ход!

— Иисусова молитва слышится

Созывая к спасению народ!

Вопрос: Что такое Крестный ход?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и ве­рующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение Пас­хальный Крестный ход. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливае­мые Церковью по особо важным случаям!

Что означает Пасхальный Крестный ход?

С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. На­чинается Пасхальное богослужение еще в Великую субботу, поздно вечером утреней. На утрени, после полуношницы совершается Пасхальный Крестный ход — молящиеся во гла­ве с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг

храма. Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды про звучавшей ликующей вести:

— Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав!

Крестный ход входи в храм.

По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ход?

Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного — при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши — глада, за­сухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество со­вершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.

Что такое хоругви, без которых никогда не совершаются торжественные Крестные ходы?

Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения явил ему дугу в облаках и назвал ее заветом вечным между Богом и людьми (Быт. 9, 13-16). Как дуга в облаках напоминает нам о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит нам всегдашним напоминанием об избавле­нии нас на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Так и мы, неся во время Крестных ходов хоругви, возводим телесные очи к образам Спасителя Богородицы и святых; духовными же очами восходим к Первообразам их, су­щим на небесах, и получаем духовное и телесное исцеление от греховного угрызения ду­ховных змиев — бесов, искушающих нас.

Итог занятия.

Благодарственная молитва.

(Участие детей в общегородском Крестном ходе)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/konspiektzaniatiiaokriestiekriestnomznamieniiikriestnomkhodie

Осенить себя крестным знамением

Смотреть что такое «Осенить себя крестным знамением» в других словарях:

  • Осенять себя крестным знамением — ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. ОСЕНИТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ. Устар. То же, что Осенять себя крестом. Бабы ахали и охали… безвольно взирая на то, как разбойничают там и сям огненные сполохи. А уж не перед Страшным ли это судом? восклицала… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ОСЕНИТЬ — ОСЕНИТЬ, ню, нишь; нённый ( ён, ена); совер., кого (что). 1. Покрыть густой тенью, мраком (устар.). Ночь осенила поля. 2. перен. То же, что овеять (во 2 знач.) (высок.). Знамёна осенены победой. 3. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. Об… … Толковый словарь Ожегова

  • КРЕСТНАЯ СИЛА — сила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верило большинство русских. Крест это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может… … Русская история

  • перекреститься — пересечься, лечь крест накрест, переименоваться, положить на себя крест, перехлестнуться, сотворить крестное знамение, скреститься, осенить себя крестным знамением Словарь русских синонимов. перекреститься 1. сотворить крестное знамение, осенить… … Словарь синонимов

  • креститься — КРЕСТИТЬСЯ1, несов. (сов. креститься и окреститься). Проходить (пройти) таинство крещения в знак принятия христианской веры . Дед, татарский князь, древний род которого восходил до самого Тамерлана,… … Большой толковый словарь русских глаголов

  • Молитвенное правило — состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во… … Православие. Словарь-справочник

  • Перекреститься — сов. 1. Сделать рукой знак креста над собой; осенить себя крестным знамением. 2. см. тж. перекрещиваться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • перекрьститисѧ — ПЕРЕКРЬ|СТИТИСѦ (1*), ЩОУСѦ, СТИТЬСѦ гл. Перекреститься, осенить себя крестным знамением: ѡнъ же г҃ла имъ. вашь старѣишина есть. антихрьсть. а вы бѣси есте. и перекрѣстисѧ. и тако ищезнѧху. ЛИ ок. 1425, 72 об. (1074). Ср.… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • перехрьститисѧ — ПЕРЕХРЬ|СТИТИСѦ (1*), ЩОУСѦ, СТИТЬСѦ гл. Перекреститься, осенить себя крестным знамением: и помысливъ си перехрестисѧ. ЛИ ок. 1425, 88 об. (1097). Ср. перекрьститисѧ … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • Чаша со Святой Водой — ♦ (ENG stoup) вместилище для святой воды при входе в церковь. Входящие могут обмакнуть пальцы правой руки в сосуд и осенить себя крестным знамением … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник: https://phraseology.academic.ru/7873/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Источник: https://pravoslavie.ru/6391.html

Кре́стное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов.

Как правильно креститься?

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.
И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение… и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8). Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти. Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

В статье использованы источники:

Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/

Самое подробное описание: молитва при крестном знамении — для наших читателей и подписчиков.

>Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как правильно креститься православным в церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Верующие люди время от времени посещают храм. Есть определенные ритуалы, которые каждый из нас проводит там: крестится, молится, ставит свечи. Наиболее часто распространенным есть наложение крестного знамения. Но есть такие люди, которые не знают как правильно креститься православным христианам.

Что значит креститься

Крестным знамением называют совершение малого священнодействия во время проведения которого верующий изображает на себе знамение Крест Господнего с упоминанием Имени Божьего, а также привлекает к себе Божественную Благодать Святого Духа. Данному действию отводят определенную роль.

Своей смертью на Кресте Господь преодолел Сатану и его гордыню, спас человека от греха и рабства. Такими своими действиями он освятил крест и сделал его побеждающим оружием. Затем он даровал его нам, дабы мы могли противостоять нашему врагу – дьяволу. Для того, чтобы данный ритуал нес в себе благодатную силу, необходимо совершать его правильно и благоговейно.

Правильное крестное знамение для православных

Порой люди путаются в том, как правильно креститься. Часто вопрос, как правильно креститься православным, задают и церковнослужителям. Есть такое высказывание, что беспорядочному маханию и бесы радуются. Для того, чтобы правильно наносить крестное знамение, получать благодатное освящение и отгонять нечистых духов, необходимо запомнить определенные правила:

  • Сложите пальцы правой руки следующим образом: большой, указательный и безымянный должны быть сложены ровно вместе. Безымянный и мизинец подогните к ладони. Такой символ означает нашу веру в единосущную и нераздельную Троицу. Подогнутые пальцы означают то, что Сын Божий имел две природы: человеческую и Божественную.
  • Крестится стоит не торопясь. Приложите пальцы сначала на лоб, потом на живот, на правое плечо, а затем на левое.
  • При нанесении крестного знамения необходимо мысленно про себя произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.» таким образом мы говорим о желание трудится и жить во славу Господа, а также подтверждаем свою веру.
  • После можно опустить правую руку и сделать поклон.

Отвечая на вопрос, как креститься слева направо или справа налево, необходимо заметить, что православные крестятся справа на лево. Католики же делают это наоборот. Многие священники говорят о правильном крестном знамении таким образом, что оно помогает послать не только Божественную Благодать, но и успокоить греховные страсти, а также устрашить бесов.

В чем суть крестного знамения

Многие люди часто спрашивают о том, зачем креститься. Это не просто обязательный ритуал, который необходимо выполнять при определенных обстоятельствах. Проводить его стоит с глубоким осознанием происходящего. Такое действие поможет Вам стать ближе к Господу.

Накладывать крестное знамение стоит в таких случаях:

  • перед началом чтения молитвы,
  • а также в конце молитвы,
  • перед входом в храм,
  • при прикладывании к мощам, кресту, иконам,
  • креститься стоит в важных жизненных ситуациях: в радости, в опасности, в горе, перед едой и после, перед началом и после окончания какого-либо дела, перед выходом из дома и при входе.

Когда крестится в храме

Человек, который не особо часто ходит в храм, может не знать, когда необходимо накладывать крестное знамение. Чтобы не спрашивать о том, когда креститься во время службы, можно посмотреть за тем, как ведут себе диаконы и священнослужители. Если священники крестятся, то и Вам стоит сделать тоже самое. Бывает и такое, что верующие со стажем также могут не знать как вести себя во время службы. Все это объясняется тем, что они не задумываются о том, что говорят и делают священнослужители.

Многие верующие знают, что в храмах находится большое количество священных изображений. Люди часто подходят к иконам и ставят свечи, а также накладывают крестное знамение. А вот о том, как правильно креститься перед иконой знают не многие. Перекреститься стоит как только Вы подошли к иконе. Также можно поставить и свечу. Затем прочитать молитву. Крестное знамение не должно совершаться поспешно и невнимательно. Ведь проведением такого ритуала мы взываем к Господу, за тем, чтобы он послал на нас свою благодать и любовь.

Помните, что крестное знамение стоит выполнять не спеша. Крестное знамение уже являет собой определенного вида молитву. Необходимо отдавать себе полный отчет в том, что Вы совершаете. С одной стороны мы не должны делать идола из определенного этикета поведения в храме, но не стоит и выполнять все действия на автомате.

Во время прихода в храм стоит Вы должны не просто механически выполнять церковный Устав. Главная наша задача – это научится общаться с живым Богом. Крестное знамение должно быть не простым маханием руками, а осознанным действием, которое обращено к Господу.

О МОЛИТВЕ, КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И ПОКЛОНАХ

Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду

вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь

Вседержитель» (2 Коринф. 6, 18). И мы поэтому так же, как к сво-

ему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое

время, обращаться к Богу — к нашему Отцу Небесному. Обра-

щение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть бесе-

да или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же,

как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь,

способности, здоровье, пища и все дается нам Богом.

Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы

должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр

и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усерди-

ем будем просить Его о своих нуждах, Он непременно испол-

нит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом

нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо

ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам

дать — что нам полезно и что вредно. Плохо делают те, кто ле-

ниво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них. А без

молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не

исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех.

Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и про-

сить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва

есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так

как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью

мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее неко-

торыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным

знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения на-

ших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед

Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Молиться следует во всякое время, непрестанно. Особенно

надлежит молиться утром, по пробуждении от сна, чтобы бла-

годарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благо-

словения на наступающий день, при начале дела — чтобы про-

сить Божией помощи, по окончании дела — чтобы

благодарить Бога за помощь и успех в деле, перед обедом —

чтобы Бог благословил нам пищу во здравие, после обеда —

чтобы благодарить Бога, питающего нас, вечером, перед отхо-

дом ко сну — чтобы благодарить Бога за проведенный день и

просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятеж-

На все случаи положены Православной Церковью особен-

Молиться нужно во всяком месте; но особенным местом

молитвы служит для нас Божий храм, который мы должны по-

сещать в установленные времена Божественной службы, непре-

менно же — в воскресные и праздничные дни и посты.

Кроме Бога, мы почитаем и призываем в своих молитвах

Матерь Божию — Пресвятую Деву Марию, ангелов и всех свя-

Молитвы наши бывают угодны Богу не всегда. Если мы мо-

лимся рассеянно, без любви и страха Божия и без покаянных

чувств, одним только языком произносим молитвы, а умом и

сердцем в то же время обращаемся к чему-либо постороннему,

то такая молитва, напротив, гневит Бога.

Напоминают нам о Боге и святых Его и помогают не раз-

влекаться во время молитвы иконы, перед которыми мы обык-

Ряд ежедневных молитв, неукоснительно читаемых христи-

анином дома (келейно), называется домашним молитвенным

правилом. В это правило входит совокупность молитвословий,

объединенных в православных молитвенниках под названием

Молитв утренних и Молитв на сон грядущих. К ним обычно

присоединяют (утром, вечером или в течение дня) главу Еван-

гелия. Некоторые, по собственному побуждению и с благосло-

вения духовника, прибавляют к этому каноны, акафисты и др.

Святая Церковь не требует от своих чад подвигов сверх сил,

поэтому допускается сокращение правила по немощи (болезни

или крайней усталости).

Грех, или зло, есть нарушение закона Божия; беззаконие,

или грех, есть нарушение воли Божией.

Как же люди стали грешить, и кто первый нарушил волю

Прежде сотворения видимого мира и человека, Бог сотво-

рил ангелов. Ангелы — это духи бестелесные, невидимые и бес-

смертные. Все ангелы были сотворены добрыми, и Бог им дал

полную свободу — желают ли они сами любить Бога или нет;

а это значит, пожелают ли они сами жить с Богом или без Бо-

га. Один из самых светлых и сильных ангелов не захотел лю-

бить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как

Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, во всем стал проти-

виться Богу, сделался врагом Божиим. Он увлек за собой и не-

которых других ангелов. За такое противление Богу все эти ан-

гелы лишились данного им света и блаженства (т. е. радости) и

сделались злыми, темными духами.

Все эти темные, злые духи называются теперь бесами, демо-

нами и диаволами. Самый же главный диавол, бывший самым

светлым ангелом, называется сатаною, то есть противником

(врагом) Бога. Диавол научил и людей не слушаться Бога —

грешить. Он соблазнил, то есть хитростью и обманом научил,

первых, сотворенных Богом, людей — Адама и Еву — нару-

шить волю Божию.

Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы,

и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно переда-

ваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и

всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше,

все — грешны. Грех же всегда удаляет человека от Бога и ведет

к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди

стали страдать и умирать. Сами люди, своими силами, уже не

могли победить зло, распространившееся в мире, и уничтожить

Но Бог, по милосердию Своему, помог людям в этом, по-

слав на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так,

как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус

Христос. Иисус Христос не только научил нас правильно веро-

вать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти. Сын

Божий, Иисус Христос, по любви к нам, грешным, сошел с неба

и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был

распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный

Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на

кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех,

но и самую смерть — воскрес из мертвых и сделал крест оруди-

ем Своей победы над грехом и смертью. Как Победитель смерти

— воскресший в третий день — Он спас и нас от вечной смер-

ти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний

день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие, или знамя, победы Христовой над гре-

Все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от вла-

сти зла — греха и вечной смерти, — то мы должны идти за

Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять

Его святую волю, во всем слушаться Его (жить со Христом).

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спа-

сителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изо-

бражаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя

крестным знамением (крестимся).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой ру-

ки так: три первых пальца (большой, указательный и средний

слагаем вместе концами ровно, а два последних (безыменный

мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные три первых пальц

вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Ду

ха Святаго, как Единосущную и нераздельную Троицу, а дв

пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по со

шествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, т

есть означают Его две природы — Божескую и человеческую

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные та

пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот

— для освящения наших внутренних чувств, потом на правое

левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и по

беждать зло и творить добро, но только мы должны помнить

что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе буде

не изображение креста, а простое махание рукой, чему тольк

бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамени

мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, гре

тот называется кощунством. Осенять себя крестным знамени

ем, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молит

вы и по окончании молитвы, а также при приближении ко все

му святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту

к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях на

шей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, пр

себя, говорим «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выра

жая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жит

и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истин

но, правда, да будет так.

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и по-

итание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только

ольным и очень старым дозволяется молиться сидя.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом,

мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву по-

клонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и

земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся голо-

Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам

где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны

прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молит-

вы называются хвалебными и благодарственными.

Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или

беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие мо-

литвы называются просительными.

А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся

пред Богом, мы должны просить у Него прощения — каяться.

Такие молитвы называются покаянными.

Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то по-

этому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога,

сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах.

Значит, покаянная молитва должна всегда предварять проси-

Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с те-

ми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижают-

ся на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на

молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, что-

бы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше же-

лало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.

Если же мы будем молиться, не примирившись с ближни-

ми, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать

или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую

молитву Бог слушать не будет и даже может наказать.

Для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочес-

тивой жизни установлены посты. Пост — это такие дни, когда

мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом,

больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать,

а наоборот, всем помогать, читать Закон Божий и т. д. А чтобы

легче было это выполнить, нужно, прежде всего, меньше —

есть совсем не есть мяса, яиц, молока, т. е. «скоромную» пищу,

а есть только «постную» пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи,

фрукты, так как сытная «скоромная» пища вызывает у нас жела-

ние не молиться, а или поспать, или же, наоборот, резвиться.

Самый большой и длинный пост бывает перед праздником

Пасхи. Он называется Великим постом.

Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится вез-

де: и в доме, и в храме, и в пути.

Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером,

перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по

окончании всякого дела. Такая молитва называется домашнею,

В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда

свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в

храм Божий, куда собираются подобные нам христиане; там мы

молимся сообща, все вместе. Такая молитва называется общест-

венною, или церковною.

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, со-

вершающие богослужения) — наши духовные отцы: епископы

(архиереи) и священники (иереи) — осеняют нас крестным зна-

мением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник благословляет нас, то он складывает паль-

цы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Хри-

стос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам

Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священ-

нослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда мы в храме слышим слова общего благословения

«Мир всем» и другие, то в ответ на них должны поклониться без

крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя бла-

гословение от епископа или священника, нужно складывать ру-

ки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благо-

словение, мы целуем руку, нас благословляющую, целуем как

Ответы на вопросы

Фото: Фотобанк Лори

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году – во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы – стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. «

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

– вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, – это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Источник: https://xn—-7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/molitva-pri-krestnom-znamenii/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *