LiveInternetLiveInternet

План
I) Функции методов контроля.
II) Духовное образование в дореволюционной России.
III) Методы контроля и принцип в преподавании вероучительных дисциплин.
IV) Проблемы планирования опроса.
V) Варианты заданий:
a) «Соединение друг с другом рисунков и их названий».
b) Загадки.
c) Кроссворды.
d) Графические задания по церковнославянскому языку.
VI) Формы проведения:
a) Викторина.
b) «Что? Где? Когда?».
c) Игры-путешествия.
d) Викторины с вопросами на карточках.
VII) Заключение.
Проверка усвоения учащимися учебного материала является необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль за результатами обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса.
В традиционной педагогике методы контроля выполняют несколько функций:
II) Контролирующая:
a) выявление состояния знаний учащихся для определения возможности
дальнейшего продвижения в изучении материала;
b) средство контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых учителем;
c) функция связана с определением более рационального пути продвижения вперед.
III) Обучающая:
a) самоконтроль (учащиеся слушают хороший ответ);
b) активное участие учащихся в опросе;
c) дополнительное объяснение учителем по неосвоенным темам;
d) отвечающий ученик еще раз закрепляет знания.
IV) Воспитывающая:
а) приучение к систематической работе (волевые усилия).
V) Развивающая:
a) помогает разобраться в собственных знаниях и способностях, осознание трудностей;
b) формирование адекватной самооценки.
c)
В дореволюционной православной России было два типа образования: светское и духовное. Духовное образование находилось в ведомстве Синода и, начиная с духовного училища, носило характер узкой профессиональной специализации, то есть все программы состояли из вероучительных дисциплин и были ориентированы на подготовку клириков. Светское образование также было православно ориентированию: как обязательный предмет изучался Закон Божий, основы православной веры, — это составляло фундамент духовно-нравственного воспитания в школе.
Внешне картина почти благополучная, но присмотримся, какой дух царил в светской и духовной школе, какая атмосфера создавалась вокруг?
И здесь нельзя не прибегнуть к многочисленным свидетельствам литературы. Каков в них образ учителя? Законоучителя? Каковы сами уроки вероучительных дисциплин?
И тут мы должны с прискорбием признать, что отрицательных впечатлений от преподавания Закона Божьего литература сохранила намного больше, чем положительных. На фоне других дисциплин этот предмет выделяется часто как самый сухой, зубрильный, безрадостный. Как редки исключения! И как отличаются эти горькие впечатления от радужных детских впечатлений, связанных с церковными праздниками!
В современной православной школе преподается целый ряд предметов: Священная история, история церкви, катехизис, церковнославянский язык, литургика, церковное пение.
Но при этом одна из основных задач церковного образования состоит в том, чтобы подарить детям радость церковного общения, сделать занятия светлыми и радостными. Ведь дети отдают этим занятиям свой единственный день. Не секрет, что в Воскресную школу зачастую приходят дети не только из воцерковленных семей, но и обычные школьники из любопытства, а то и дети из неблагополучных семей. Ко всем мы должны проявить внимание, установить личностный контакт. И тут педагог сталкивается с тем, что начальный уровень подготовки детей, равно как и степень усвоения нового материала разительно отличается друг от друга. Если для одних Церковь стала родным домом, то другие с трудом запоминают Библейские события, имена святых, наименования предметов церковного обихода.
Анализ работы показывает, что опрос учащихся Воскресных школ чаще всего не планируется, а проводится стихийно, от случая к случаю. При такой «системе» контроля, как правило, отличается низкий уровень знаний. Ведь несмотря на то, что Воскресная школа фактически является внешкольным учреждением, где дети поводят свое свободное время, нельзя забывать и об ее обучающей функции. Как же совместить контроль обучения и радость общения? Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя.
На принцип меры в педагогике указывали все великие педагоги. В образной форме он был сформирован еще в IV веке Антонием Великим. Египетский патерик повествует: «Пришел некто в пустыню поохотится на диких зверей и застал авву Антония, когда тот говорил братии речи шуточные, и подумал о нем нехорошо. А старец желал изъяснить ему, что иногда братии должно быть оказано снисхождение, говорит ему: «Положи-ка стрелу на лук твой и напрягай тетиву». Тот сделал по слову его. Старец опять говорит: «Еще напрягай»! Тот напряг вовсю, а старец снова за свое: «Напрягай»! Отвечает ему охотник: «Знаешь, если я напрягу чересчур, тетива порвется». И тут молвил ему старец: «Вот так-то и с делом Божиим. Если, беседуя с братьями, напрягать тетиву превыше данной им меры, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им чуточку снисхождения.
И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, утешаясь от шутки, отошли восвояси».
Итак, осознав необходимость контроля за процессом обучения, но, понимая при этом, что при сухом устном опросе детям на уроке будет скучно, мы сталкиваемся с новой проблемой. Далеко не всегда преподаватели Воскресных школ являются профессиональными педагогами, а свое детство они уже успели основательно забыть. Таким образом, наработки традиционной педагогики, варианты использования их в работе Воскресной школы остаются невостребованными.
В процессе обучения педагог планирует ткущий и итоговый опрос. Текущий контроль осуществляется поурочно при использовании игровых форм заданий, а итоговый лучше всего проводить в форме различных викторин, приурочивая их к церковным праздникам: Новолетие, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха.
Проанализируем варианты игровых заданий и формы викторин.
Сразу следует оговорить варианты участия детей в опросе. Ведь они могут не только выполнять данные задания учителя, но и по их образцу придумывать собственные. Таким образом, это с одной стороны облегчает работу педагога, а с другой стороны активизирует деятельность учащихся, они уже не пассивные исполнители, а со-творцы урока.
Варианты заданий:
«Соединение друг с другом рисунков и их названий».
На доске учитель помещает изображения предметов церковного обихода и пишет их названия. Соединить линией рисунок с его названием может учитель по указанию ребенка или же это может сделать сам ученик, выходя к доске. Задание можно усложнить: написать название с ошибкой или вообще не указать название какого-либо предмета. Это задание может также выполняться индивидуально, то есть каждому учащемуся раздается лист с изображениями и названиями, и он сам производит соединение. Такая форма опроса широко используется в начальной школе, но практика показывает, что такие задания с удовольствием выполняют не только младшие школьники, но и подростки. Для учителя сложность задания состоит в подготовке материала: на доску нужно подобрать или нарисовать красочные иллюстрации, а для индивидуальной работы необходимо обеспечить материалы для каждого учащегося.
Загадки.
Небесные светила:
1.По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна.
Черный белого позвал.
Белый зерна поклевал.
(Ночь, звезды, день)
2.Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Растительный мир:
1.Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленной кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
2.Что это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Если мы попробуем загадать детям от пяти до четырнадцати лет загадки, то увидим, какой радостью озарятся их лица. Так давайте, как можно больше использовать загадки в нашей работе. Сложность состоит в том, что мы не знаем, как использовать на церковных уроках обычные загадки. Но, во-первых, очень удачным вариантом является использование загадок о природе на уроках по сотворению мира. Не секрет, что дети путаются и с трудом запоминают дни творения. При использовании загадок усвоение происходит быстрее. Например:
Водоемы:
1.Течет, течет —
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит. (Река)
2.Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)
3.Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
4.Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик
ближе. (Облака)
5.Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке,
Узнаете меня. (Ручей)
3.Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
4.Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (Колос)
Животный мир:
1.У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
2.Вьется веревка,
На конце головка. (Змея)
3.Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами да не лошадь. (Осел)
4.Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины_
Они строят и плотину. (Бобры)
В подборе подобных заданий дети с удовольствием помогут учителю. Можно попросить написать их на карточках, а педагогу разложить карточки по конвертам (по дням творения). При обобщении загадки используются вперемешку, а от детей требуется не только отгадать ее, но и назвать день творения.
Во-вторых, в последнее время есть опыт составления загадок специально для Воскресных школ. Стоит отметить сборник «Наши загадки», где они собраны по темам:
Ветхий Завет:
Он ходит-бродит неприкаянно,
Бог наказал неправду Каина.
Лицом он темен — это правильно-
Наказан за убийство… (Авеля)
Жития святых:
Он пошел без размышлений —
Где Господь, там нет сомнений!
Все оставил поскорей
Первозданным стал… (Андрей)
Новый Завет:
Погубить Христа-Дитя
Он задумал, не шутя,
Сам себе могилу вырыл
Душегуб, мучитель… (Ирод)
Богослужение:
В Церкви действо началось,
И по храму разлилось
Сладостное пение,
Всенощное… (бдение)
Церковные праздники:
Мать Пречистая Собой
Нашу Русь хранит святой
Защитит от всех врагов
И раскинет Свой… (Покров)
О Святой Земле:
Он крестил Живого Бога,
Путь готовит Иоанн
Жизни всей вела дорога
На священный… (Иордан)
Монашество:
Управлять монастырем,
Окормлять живущих в нем,
Должен очень — очень умен
Быть для этого … (игумен)
Добродетель:
Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред нами бил,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша… (вера)
Ангел-Хранитель:
Окружил меня заботой,
Ангел Божий, Дух … (бесплотный)
Кроссворды.
III. Задания для кроссвордов могут составлять как загадки (а отгадки соответственно служить сеткой кроссворда), так и определения из православных словарей, энциклопедий. Особенно удобно использование кроссвордов на уроках Литургики, на которых дети с трудом усваивают первоначальные понятия.
Формы проведения:
Викторины:
I. Цепочка (или «по кругу»): первая команда задает все свои вопросы второй, вторая — третей и так далее. Последняя команда задает вопросы первой.
П. Атака веером: каждая команда по очереди задает по 1-2 вопроса всем — остальным командам.
III.Оборона веером: каждой команде поочередно задают по 1-2 вопроса все остальные команды.
IV.Перекрестный поединок проводится меду двумя командами, которые готовят по несколько вопросов и задают их поочередно друг другу (проводится в малочисленных классах).
«Что? Где? Когда?»
Игра проводится по типу брейн-ринга. На отборочном этапе образуется 4-6 команд по 4-5 человек. Команды занимаю места за своими столами. Ведущий задает вопросы, на которые в течение одной минуты надо дать ответ. Игра длится до тех пор, пока одна из команд не наберет 6 очков.
Игры-путешествия.
По мнению С. С. Куломзиной, у детей 8-10 лет просыпается интерес к прошлому, поэтому, обобщая изученный материал по истории Церкви, очень удачной формой являются игры-путешествия. Также их можно применить при повторе некоторых тем Священной истории. Путешествия могут быть как в прошлое — по ленте времени, когда учащиеся устанавливают хронологию событий; так и географические -паломничества по святым местам.
Викторины с вопросами на карточках.
Такие викторины особенно удачно проводить на больших праздниках, так как каждому ребенку можно подобрать вопрос соответствующего уровня сложности, но они требуют красочного оформления, соответствующего тематике. Например, на праздник Рождества Христова вопросы могут быть написаны на звездах, на Пасху — на пасхальных яичках, на Троицу на листочках деревьев. Такое проведение создает радостную атмосферу и при этом выполняет контролирующую функцию.
К сожалению, не всегда наши Воскресные школы обладают хорошей методической базой и большим штатом профессиональных педагогов (особенно на возрождающихся приходах), но это не должно служить оправданием посредственного, скучного преподавания Закона Божия (или ряда предметов на его основе), ведь те, кто сейчас сидят за партами, являются будущим нашей Церкви. Как было доказано, не последнюю роль в системе обучения играет опрос в самых разнообразных формах, поэтому законоучителю следует максимально использовать весь накопленный методический опыт проведения опроса.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4509049/post257380202

Обратите внимание

  • Личная колонка Главы отдела
    • Государство и Церковь в Украине: вопросы без ответов
    • Держава і Церква в Україні: законодавчі особливості відносин
    • Духовные наследники Крестителя Руси сегодня. 1025-летию Крещения Руси посвящается.
  • Библиотека миссионера
    • История миссии
    • Теоретические основы миссии
    • Принципы и методы миссионерской деятельности
    • Миссия и современность
    • Материалы миссионерских конференций и съездов
  • Катехизическая деятельность и воскресные школы
    • Катехизация
    • Возникновение Воскресных Школ в России XIX — начале XX в.
    • Православное образование — основа здоровой личности
    • Воскресная школа для детей
  • Священное Писание
    • Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет
    • Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Четвероевангелия
    • Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Соборных посланий
    • Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению посланий ап. Павла (ч. 1: Рим. , 1Кор. , 2Кор. , Гал. , Еф. , Фил. , Кол.)
    • Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению посланий ап. Павла (ч. 2: 1Фесс. , 2Фесс. , 1Тим. , 2Тим. , Тит. , Флм. , Евр.)
    • Толкование на книгу Бытия преп. Ефрема Сирина
    • Толкование на псалом 1 («Блажен муж») святителя Афанасия Великого
    • Толкование на псалом 33 («Благословлю Господа на всякое время») святителя Афанасия Великого
    • Толкование на псалом 50 («Помилуй мя, Боже») святителя Афанасия Великого
    • Толкование на псалом 90 («Живый в помощи») святителя Афанасия Великого
    • Толкование на псалом 136 («На реках Вавилонских») святителя Афанасия Великого
    • Толкование на Апокалипсис святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской
    • Архимандрит Дионисий (Каламбокас). Три беседы на притчи Господни
  • Наследие Святых Отцов
    • Святитель Кирилл Иерусалимский
    • Cвятитель Василий Великий
    • Святитель Григорий Богослов
    • Святитель Иоанн Златоуст
    • Блаженный Августин
    • Преподобный Никита Стифат
    • Преподобный Феодосий Киево-Печерский
    • Свят. Игнатий (Брянчанинов). Поучение в Неделю всех святых
    • Из творений священномученика Иоанникия, митрополита Черногорско-Приморского
  • Православное богословие
    • Епископ Александр (Милеант). О Божестве Христовом
    • Митрополит Антоний Сурожский «Мужчина и женщина в свете Священного Писания»
    • Тайна Троицы
    • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви
    • Глубоковский Н. Н. Православие по его существу
    • Патриарх Сергий (Страгородский). Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви
    • Лосский В. Н. Искупление и обожение
    • Диакон Андрей Кураев. Православие и католичество в опыте молитвы
  • Страницы христианской истории
    • Александр Наумов, профессор Краковского университета(Польша). Состояние Православной церкви в эпоху князя Острожского
    • Антони Миронович, профессор Белостокского университета (Польша). Деятельность Иерусалимского Патриарха Феофана ІІІ
    • Архимандрит Нестор (Соменок), профессор Киевской Духовной Академии. Исторический подвиг князя Острожского в защите православия
    • Всеправославный саммит: Разрывы и связи
    • Выступление Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея I на Совещании Предстоятелей Православных Церквей (Фанар, 10 октября 2008)
    • Из истории регистрации религиозных объединений в Украине и Белоруссии в 1976—1986 годах
    • Избран 16-й Святейший Патриарх Московский и всея Руси
    • Интронизация 16-го Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
    • М. В. Шкаровский. Во главе Петроградской автокефалии
    • Украинская Православная Церковь: история и современность
    • Память: Патриарх сердец
    • Патриарх Алексий. Последнее интервью
    • Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви
    • Послание Предстоятелей Православных Церквей
    • Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный
    • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя
    • Церковно-историческое значение Всеправославного совещания 2008 года
  • Люди Церкви — миссионеры прошлого и настоящего
    • Аверинцев Сергей Сергеевич (10. 12. 1937–21. 02. 2004)
    • Адельгейм Павел, протоиерей (1. 08. 1938)
    • Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (12. 05. 1912–28. 02. 2000)
    • Афанасьев Николай Николаевич, протопресвитер (04. 09. 1893–04. 12. 1966)
    • Бердяев Николай Александрович (6(19). 03. 1874–23. 03. 1948)
    • Боровой Виталий, протопресвитер (18. 01. 1916 — 07. 04. 2008)
    • Булгаков Сергий, протоиерей (16(28). 06. 1871–13. 07. 1944)
    • Гаккель Сергий, протоиерей (24. 08. 1931 — 09. 02. 2005)
    • Макарий (Глухарев), архимандрит (30. 10/12. 11. 1792–18/31. 05. 1847)
    • Мень Александр, протоиерей (22. 01. 1935 — 09. 09. 1990)
    • Митрополит Антоний (Блум) (19. 06. 1914–04. 08. 2003)
    • Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
    • Митрополит Евлогий (Георгиевский) (10/23. 04. 1868 — 08. 08. 1946)
    • Митрополит Платон (Левшин) (29. 6. 1737 — 11. 11. 1812)
    • Праведный Алексий Товт
    • Преподобномученица Мария (Скобцова) (08. 12. 1891–31. 03. 1945)
    • Святитель Феофан Затворник
    • Святой Альфедж Кентерберийский, мученик и патриот
    • Святой Иоанн Беверлийский
    • Святой праведный Алексий Московский (Мечев) 17. 03. 1859–9/22. 06. 1923
    • Священноисповедник Варнава (Настич), епископ Хвостанский
    • Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
    • Серафим (Тяпочкин), архимандрит (1(14). 08. 1894–19. 04. 1982)
    • Сергий (Савельев), архимандрит (24. 04. (08. 05). 1899–07. 01. 1977)
    • Священномученик Василий (Зеленцов)
  • Педагогика
    • Выдающиеся педагоги и их наследие
    • История педагогики
    • Семья и семейное воспитание
    • Дошкольное образование
    • Свидетельство в системе среднего образования
    • Философия педагогики
  • Христианская публицистика
    • Митрополит Антоний Сурожский. Что значит быть женой священника
    • Клайв Стейплз Льюис Письма Баламута
  • Христианство и художественная литература
    • Державин Г. Р.
    • Пушкин
    • Лермонтов М. Ю.
    • Тютчев Ф. И.
    • Надсон С. Я.
    • Лесков Н. С.
    • Чехов А. П.
    • Есенин С. А.
    • Шмелев И. С.
    • Льюис К. С. (Lewis C. S.)
    • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? (диакон Андрей Кураев)
  • Православное литературное творчество наших современников
    • Десять лет на одном дыхании. Рассказ приемной мамы.
    • Протоиерей Николай Агафонов. Благообразный разбойник
    • Протоиерей Николай Агафонов. Очень важный поступок
    • Протоиерей Николай Агафонов. Иоанн Дамаскин (фрагмент романа)
  • Диалог Церкви с наукой, искусством, медициной
    • Церковь и наука
    • Церковь и искусство
    • Церковь и медицина
  • «Біблійна історія і християнська етика» в системі середньої освіти
    • Міжпредметні зв’язки курсу «Біблійна історія та християнська етика». Українська мова та література. 5 клас
    • Ковровський І. Г. Формування духовно-моральних цінностей засобами курсу «Біблійна історія і християнська етика». Посібник
    • Розробки конспектів уроків: 1 клас
    • Матеріали обласного семінару-практикуму «Християнські цінності в сучасній системі освіти» (24. 02. 2012р.)
    • НОРМАТИВНО-ПРАВОВА БАЗА КУРСІВ ДУХОВНО-МОРАЛЬНОГО СПРЯМУВАННЯ
    • Упровадження елементів християнської етики на уроках української літератури
    • Розробки конспектів уроків: 5 клас

Запрошуємо Вас взяти участь у Третьому Всеукраїнському конкурсі православних педагогів
02.06.2014, 12:10

Зміни МОН України до Типових начальних планів щодо викладання курсів духовно-морального спрямування
30.05.2014, 11:38

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! Дополнительная информация о курсе «Библейская и стория и христианская этика»
05.04.2013, 10:52

ВСЕУКРАЇНСЬКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ТОВАРИСТВО ПРОВОДИТЬ ДУХОВНО-ПРОСВІТНИЦЬКІ ЛЕКЦІЇ-БЕСІДИ НА БАЗІ ПНПУ ІМ. КОРОЛЕНКА
31.10.2012, 10:11

Задать интересующий вопрос и поучаствовать в обсуждении актуальных тем мы также можем в социальной сети «В КОНТАКТЕ»
16.03.2012, 13:44

РОЗПОЧАВ РОБОТУ КОНСУЛЬТАЦІЙНИЙ ПУНКТ З ПИТАНЬ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ МОРАЛЬНО-ДУХОВНОГО СПРЯМУВАННЯ
15.03.2012, 12:20

Православный спортивно-туристический клуб «КРОК»
07.02.2012, 11:26

Изменения в работе форума.
30.01.2012, 18:42

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *