LiveInternetLiveInternet

  • АПТЕЧКА (60)
  • аудио КНИГИ (50)
  • аудио КНИГИ-2 (50)
  • аудио КНИГИ-3 (50)
  • аудио КНИГИ-4 (50)
  • аудио КНИГИ-5 (28)
  • аудио ПРОПОВЕДИ (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-11 (8)
  • аудио СТИХИ (94)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор) (46)
  • АУДИО (50)
  • АУДИО-2 (50)
  • АУДИО-3 (2)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-2 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-7 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-8 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-9 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-10 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-11 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-12 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-13 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-14 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-15 (31)
  • БИБЛИЯ тематическая (50)
  • БИБЛИЯ тематическая -2 (50)
  • БИБЛИЯ тематическая -3 (50)
  • БИБЛИЯ тематическая -4 (50)
  • БИБЛИЯ тематическая -5 (50)
  • БИБЛИЯ тематическая -6 (35)
  • В. И. (523)
  • ВЕСНА (44)
  • Вера и Жизнь (50)
  • Вера и Жизнь-2 (50)
  • Вера и Жизнь-3 (50)
  • Вера и Жизнь-4 (50)
  • Вера и Жизнь-5 (50)
  • Вера и Жизнь-6 (50)
  • Вера и Жизнь-7 (31)
  • В.И. СТИХИ (219)
  • ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ? (10)
  • ВОЙНА (8)
  • ВИДЕО (разное) (49)
  • ВИДЕО (разное)-2 (46)
  • Главные темы Библии (45)
  • ДЕТСКОЕ (50)
  • ДЕТСКОЕ -2 (50)
  • ДЕТСКОЕ -3 (50)
  • ДЕТСКОЕ -4 (50)
  • ДЕТСКОЕ -5 (50)
  • ДЕТСКОЕ -6 (50)
  • ДЕТСКОЕ -7 (50)
  • ДЕТСКОЕ -8 (50)
  • ДЕТСКОЕ -9 (7)
  • ДЕТСКИЕ рамочки (16)
  • ДНЕВНИК (284)
  • Дневники.. Мемуары.. Письма.. (74)
  • Доброе утро!! (15)
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (5)
  • ДОМА И ИНТЕРЬЕР (12)
  • ДОМОВОДСТВО . СОВЕТЫ (35)
  • Жемчужинки любви небесной (38)
  • ЖИВОПИСЬ (6219)
  • ЖИВОТНЫЙ мир (332)
  • ЗИМА (49)
  • Записки у изголовья (19)
  • ИСТОРИИ, притчи.. (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -2 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -3 (49)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -4 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -5 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -6 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -7 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -8 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -9 (14)
  • ИНТЕРЕСНО (158)
  • ИСКУССТВО (233)
  • фотонатюрморты (145)
  • посуда, вазы (34)
  • прикладное (55)
  • ИСТОРИЯ (57)
  • КУЛИНАРИЯ (1651)
  • бутерброды, закуска (48)
  • молочка (11)
  • мясо, фарш (79)
  • рыба в кулинарии (23)
  • тесто, пирожки (92)
  • торты без выпечки (20)
  • вареники, манты, пельмени (18)
  • вторые блюда (86)
  • выпечка: булочки разные.. (58)
  • грибы (19)
  • десертные блюда (25)
  • запеканка (42)
  • кекс (23)
  • кулинарно-кухонные полезности (48)
  • лаваш (24)
  • мультиварка (7)
  • напитки (7)
  • не сл. выпечка (83)
  • оладьи , блины, сырники (87)
  • остальное (50)
  • остальное-2 (8)
  • первые и жидкие блюда (56)
  • печенье, трубочки, пряники.. (67)
  • пироги (181)
  • подборка (112)
  • пончики, пышки * в масле раст. (62)
  • рецепты СС (107)
  • рулет (8)
  • салаты (264)
  • сало (2)
  • сезон заготовок (77)
  • торты (71)
  • чебуреки, беляши, хачапури.. (13)
  • КОЛЛАЖИ (30)
  • КНИГИ выписки рецензии (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -2 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -3 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -4 (44)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО. (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -2 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -3 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -4 (48)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -5 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -6 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -7 (48)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -8 (0)
  • ЛЮБИМЫЕ ГИМНЫ(слова) (211)
  • МАСТЕРИМ (13)
  • МУЗЫКА (640)
  • Маленькие Отдушинки (50)
  • Маленькие Отдушинки-2 (9)
  • (50)
  • ОСЕНЬ (50)
  • ОСЕНЬ-2 (33)
  • ПАМЯТНИКИ * СКУЛЬПТУРЫ (19)
  • ПОЗИТИВ (37)
  • ПРЕКРАСНОЕ (7)
  • ПРИРОДА созданная Господом (62)
  • ПОДБОРКИ (50)
  • ПОДБОРКИ-2 (50)
  • ПОДБОРКИ-3 (26)
  • Проповеди Сперджена на каждый день (50)
  • Песнь Возрождения (караоке) (18)
  • ПРИГОДИТСЯ (645)
  • картинки , картинки с кодом.. (105)
  • рамочки делаем сами (9)
  • для ЛИ РУ (58)
  • комментарии (8)
  • плеер (3)
  • поздравления и пожелания (60)
  • разделители (293)
  • разное (35)
  • тексты, для текста (20)
  • флешки (1)
  • фоны (57)
  • цвета и коды (11)
  • ПРАЗДНИКИ (50)
  • ПРАЗДНИКИ-2 (7)
  • РАМОЧКИ (1546)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-4 (50)
  • РАСТЕНИЯ (62)
  • РАЗНОЕ (49)
  • САД-ДВОР-ПАРК-ЗАМОК (34)
  • СИБИРСКИЕ НИВЫ (19)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-12 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-13 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-14 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-15 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-16 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-17 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-18 (37)
  • СЛОВАРЬ (50)
  • СЛОВАРЬ-2 (18)
  • СТИХИ * ПОЭЗИЯ (3650)
  • стихи и живопись (409)
  • СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ (49)
  • СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ-2 (50)
  • СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ-3 (34)
  • СХЕМЫ (474)
  • Схемы Зимние (126)
  • СХЕМЫ мои (27)
  • ТРОПИНКА (50)
  • ТРОПИНКА-2 (50)
  • ТРОПИНКА-3 (0)
  • Темы в Библии (12)
  • Тематические подборки (14)
  • ФОТО (649)
  • ФОТО ДРУЗЕЙ (8)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-2 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-3 (48)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-4 (0)
  • Христианские журналы/газеты (3)
  • УМА ПАЛАТА (73)
  • ЦИТАТЫ, коротенько (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-2 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-3 (48)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-4 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-5 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-6 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-7 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-8 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-9 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-10 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-11 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-12 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-13 (27)
  • ЧИТАЕМ (50)
  • ЧИТАЕМ-2 (50)
  • ЧИТАЕМ-3 (50)
  • ЧИТАЕМ-4 (50)
  • ЧИТАЕМ-5 (50)
  • ЧИТАЕМ-6 (50)
  • ЧИТАЕМ-7 (50)
  • ЧИТАЕМ-8 (50)
  • ЧИТАЕМ-9 (50)
  • ЧИТАЕМ-10 (50)
  • ЧИТАЕМ-11 (50)
  • ЧИТАЕМ-12 (50)
  • ЧИТАЕМ-13 (50)
  • ЧИТАЕМ-14 (8)
  • для себя (6)

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/savyhska/post374009960

>Семья – это таинство рая

Что такое христианская семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться – ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий – что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью – вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию – очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений – вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн – Бога Воплотившегося – в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: “Вы распишитесь, поживите немножко, – годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться”. Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, – ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой “недобрак”, то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под “двое – плоть едина”? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, – по-настоящему, глубоко – они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

– Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак – ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

– Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

– Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то – поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

– Есть ли у каждого человека своя половина?

–Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

– Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

– Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут – будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны – человеческая природа искажена грехом, а с другой – у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

– Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

– Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Подготовила Надежда Антонова

Молитва о замужестве

Источник: https://www.pravmir.ru/semya-eto-tainstvo-raya/

>Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Семья — малая церковь

Выражение «семья – малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их церковь». Говоря о Церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: церковь – называем «матерью», священника – «отцом», «батюшкой», себя называем «духовными детьми» нашего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь – это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: «С нами Бог!». Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20). Епископы и священники – не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую церковь», т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», т.е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой церкви».

Возможно ли такое понимание семейной жизни в наше время? Ведь современное общественное устройство, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней. В наше время чаще всего работают и отец, и мать. Дети с раннего возраста проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы – покупки, стирка, кухня, уборка, шитье. Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой, недостатком средств… Да, семейная жизнь сегодня – настоящий подвиг!

Еще одна трудность – конфликт между мировоззрением христианской семьи и общественной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения мощным потоком льются и заливают души наших детей идеи, чуждые и даже враждебные христианскому пониманию жизни. Противостоять этому потоку очень нелегко.

Впрочем, и в самой семье редко сейчас встретишь полное взаимопонимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о «малой церкви»? Возможно ли это в наше неспокойное время?

Для ответа на эти вопросы стоит попытаться вдуматься в смысл того, что есть «Церковь». Церковь никогда не означала благополучия. В своей истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а Фома не поверил, что Иисус воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Спаситель избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки.

Семья даже в самые трудные времена – это «малая церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один-единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только один остается свидетелем и исповедником веры и христианского отношения к жизни.

Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на родителей ложится обязанность воспитывать в детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития будет верить, знать и понимать, во что он верит, лишь в этом случае он сможет противостоять соблазнам мира.

В наше время важно не только знакомить детей с основами христианской жизни – рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить в храм, – но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть верующим, воцерковленным человеком, они должны научиться жить по-христиански!

Конечно, мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Нужно понимать трудности, с которыми они сталкиваются, сочувствовать им, когда в силу необходимости им приходится скрывать свои убеждения. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что крепко верить. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре – надо быть добрым! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нем как можно больше. Самое главное для детей – обрести ощущение реальности Бога и понять, что христианская вера охватывает личность и жизнь человека в целостности.

Назад к списку

Источник: http://aleshino.prihod.ru/voskresnaja_shkola/view/id/1147242

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *