Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Источник: https://pravoslavie.ru/7431.html

Уместно ли обращаться к священнику: «Святой отец?»

Уместно ли обращаться к священнику: «Святой отец?»

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответы на следующие вопросы, касающиеся церковной жизни:

• Уместно ли обращаться к священнику: «Святой отец?»

• Необходимо ли целовать руку священника после елеопомазания?

• Следует ли целовать крест и руку священника в день причастия?

• Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в Храм?

Отвечает протоиерей Сергий Николаев:

«Обращение к духовному лицу «Святой отец» принято в Католической Церкви, а так же среди православных в некоторых западных областях Украины. В российской традиции, официальное обращение — ваше преподобие или ваше высокопреподобие. В иных случаях — отец такой-то (имя), или батюшка.

Иногда вместо имени священника называют его послушание или должность: отец настоятель, отец наместник, отец благочинный, отец эконом. Обращаясь к епископу, говорят: Владыка. К дьякону: отец дьякон или отец такой-то (имя).

Однако порой мы можем услышать обращение: «святый отче», в котором слово «святый» означает не святость лица, а сан священника. Так что, русский перевод этого славянского обращения скорее непривычен, чем неправилен.

— Необходимо ли целовать руку священника после елеопомазания?

— Обычай целовать руку очень древний. В светском обществе на сегодняшний день сохранилась только традиция целования рук у женщин. Однако такая традиция возникла в Европе всего лишь в средние века, во времена увлечения культом Прекрасной Дамы. До этого в большинстве обществ руку целовали мужчинам. Целовали руку дающего или имеющего возможность дать. А хозяевами, владельцами были в основном мужчины. Вассал целовал руку господина. Раб и слуга — руку хозяина. Жена — руку мужа.

В таком действии был глубокий смысл: целованием руки человек выражал благодарность за реальные или возможные милости, исходящие от этой руки. Кстати, обычай, получая подарок, прикладываться к руке дарителя, сохранялся во многих христианских странах до самого последнего времени.

Священник также является подателем милости — благословения, поэтому, получив благословение, люди прикладываются к его руке. Кроме того, всякий священник — это слуга Божий, он дает нам не свое, а то, что получил от Господа, и, прикладываясь к руке батюшки, мы выражаем благодарность не ему, а Истинному Подателю милости — Господу. Смущение в этом случае может испытывать только очень гордый человек.

Святой елей — символ Божьей милости. Священник не от себя, а от Господа преподает нам его. А мы, благодаря Бога, целуем руку, через которую Он оказал нам эту милость.

Иногда в этом случае прикладываются к крестику на поруче священника. Поруч — это часть священнического облачения, лента с крестом, стягивающая запястье, как знак того, что священник творит действия не своими руками, а Сам Господь действует через него.

— Следует ли целовать крест и руку священника в день причастия?

— В день причастия, по окончании службы, мы целуем крест, но к руке священника уже не прикладываемся. В этот день так же не принято прикладываться к иконам и другим святыням. В причастии мы уже имеем самую великую святыню, и искать чего-то еще — бессмысленно. Как если бы некто, получив помощь от самого царя, обратился затем к его вельможе и тем унизил бы царя неверием в его могущество.

— Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в Храм?

— Покров на голове женщины – знак послушания; платочек на голове малышки – это тоже знак послушания. А слушаться детей нужно приучать с самого раннего возраста.

Платочек на службе – первое отличие для ребенка особенного пространства храма от пространства дома и улицы, отличие времени общения с Богом от будничного времени. Легкий платочек — первое и самое легкое бремя Христово, возложенное на девочку. Она еще не может, по возрасту, поститься, не знает молитв, но уже, через платочек, знакома с благочестием. Апостол Павел, среди наставлений духовной жизни, написал и о покрове на голове женщины. Какую заботу проявил о вас великий апостол! Почему же не ответить послушанием на его любовь?»

Благословение священника – для чего оно нужно?

С чего начать воцерковление. 5 часть.

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://semyaivera.ru/2016/03/09/umestno-li-obrashhatsya-k-svyashhenniku-svyatoy-otets/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *