Как и почему возникла религия?

Итак, первые религиозные представления у людей появились около 50—100 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся захоронения первобытных людей, но также и их рисунки на стенах пещер. По ним можно судить, что наши далекие предки приписывали сверхъестественную силу явлениям природы, растениям и животным. Они поклонялись солнцу, земле, луне, ветру, дождю, огню, грому, молнии, морям, рекам и озерам. Чтили медведя, волка и других животных, считая их своими предками, родоначальниками человеческих родов — тотемами. Верили, что тотемы покровительствуют роду, если род их чтит и обращается к ним за помощью. Позднее возникли представления о душе, добрых и злых духах, о богах.

Жизнь древних людей была очень тяжелой, полной опасностей и лишений. Борясь за существование, человек осваивал природу, приручал животных, учился земледелию, искусству охоты. Но путь этот был трудным и мучительным. Человеку нередко угрожала смерть от голода и ран, полученных на охоте, от многочисленных болезней.

Река, служившая средством передвижения, источником питания (рыболовство), вдруг выходила из берегов, затопляла его жилище, посевы. Небо, дававшее человеку свет и тепло, обрушивалось на него ливнем и градом. Лес, служивший кровом, загорался и уничтожал вес вокруг. Почему это происходит, какие силы действуют? На эти вопросы древний человек ответить не мог. Эта беспомощность человека перед природой и порождала веру в сверхъестественные силы, которые якобы могут делать добро и зло. От них человек ждал помощи. На них пытался воздействовать усиленными просьбами, колдовством, жертвоприношениями.

Бессилие человека перед природой и было основной причиной возникновения первых религиозных представлений, первобытной религии, которая существовала в форме фетишизма, тотемизма, магии, колдовства, веры в существование души отдельно от человека. Основной причиной, но не единственной. Ведь и до этого человек был бессилен перед природой еще в большей степени, но религия не возникала. Дело, очевидно, в свойствах человеческого мышления, в степени его развития. Пока человек не осознал своего бессилия перед природой, она не пугала его, не порождала в его мозгу фантастических представлений.

Осознавать свое бессилие перед природой человек стал лишь тогда, когда его мозг приобрел способность к отвлеченному мышлению, мышлению понятиями, которые в процессе рассуждений могут быть оторваны от реальных вещей и явлений и ошибочно представлены как реально существующие. Так человек домышлял мир сверхъестественный, мир духов, богов, которые якобы реально существуют. Причиной возникновения у человека ложных понятий явилось чувство слепого страха перед силами природы. До сих пор существует поговорка: «У страха глаза велики».

Народ правильно подметил, страх уродует сознание человека, затрудняет познание мира. Страх мешает верующему человеку проверять свои понятия, сообразуя их с действительностью.

Свои собственные свойства человек переносил на природу, а затем обособлял их в образах духов, богов, которые жили в его сознании подобно людям. Так, например, когда при первобытнообщинном строе на определенном этапе его развития появляются бедные и богатые и исчезает равенство, духи тоже начинают делиться на более сильных и более слабых.

Таким образом, отвлеченное мышление таит в себе и возможность возникновения ошибочных религиозных представлений, появляющихся от страха и бессилия перед природой. Эти причины возникновения религиозной веры В. И. Ленин назвал «гносеологическими корнями религии». (Гносеология — теория познания).

Однако раскрытие гносеологических корней религии еще не дает в полной мере ответа на вопрос: почему человеческие заблуждения принимают религиозную форму? Ведь не всякая ошибка познания приобретает характер религиозной иллюзии. Многие ложные представления древности были успешно преодолены человечеством по мере развития науки и практики.

Значит, религиозная вера питается не только ошибками и трудностями познания. Она превращается в религиозное верование лишь при условии, если люди нуждаются в подобных верованиях.

Выше уже говорилось о зависимости человека от природы. Но только ли перед природой был бессилен человек? С изобретением металлических орудий труда он уже стал меньше ее бояться, и можно было бы предположить, что религия, порожденная бессилием человека перед природой, должна была бы исчезнуть.

Так оно, возможно, и произошло бы, если бы на определенном этапе развития не возникла частная собственность, а затем и классы. С появлением классов— рабов и рабовладельцев, а затем — крепостных крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов— беспомощность человека перед природой сменялась бессилием трудящихся перед классом эксплуататоров. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,— говорил В. И. Ленин,— так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду». «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,— вот в чем самый глубокий современный корень религии»,— писал В. И. Ленин.

В социалистическом обществе, где ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком, подорваны глубокие социальные корни религии.

Источник: https://reled.net/kak-i-pochemu-voznikla-religiya


Наука.

В основном все атеисты и неверующие в своих доводах опираются на науку. Они утверждают, что наука опровергает состоятельность идей религии. Но действительно ли наука отвергает религию? Почему тогда такие великие ученые как Ньютон, Паскаль, Пастер и даже Дарвин были глубоко верующими людьми? Вопрос о взаимоисключении религии и науки появился в период только развития научного течения, и точного ответа на него до сих пор. В этой главе я попытаюсь соотнести объяснения определенных событий с точки зрения науки и религии и посмотреть действительно ли наук, и религия противоречат друг другу.

Как известно, религия появилась раньше науки. И по мере появления науки всячески препятствовала ее развитию. Считалось, что истины науки полностью противоречат церковным истинам. Например, Земля не может быть круглой — об этом не сказано в Библии. Или же на Солнце не может быть пятен, так как это совершенное творение Господа. А персонаж Ветхого завета Иисус Навин приказал Солнцу остановиться, но как это могло произойти, если Земли вращается вокруг Солнца? Как могла произойти эволюция, если религия гласит, что Бог создал каждый вид отдельно? Фактически религия и наука полностью противоречили друг другу, и поэтому церковь начала устраивать инквизиции и выпускать буллы, отвергающие религию. Церковь объявляла научные знания ересью, а ученых – еретиками. В 18 веке церковь создала особый суд по борьбе с еретиками – инквизицию, в которой жестко наказывались любые ученые, осмелившиеся опровергнуть религиозные знания. «В 1163 году Папа Римский Александр III официально запретил изучение физики и законов природы, выпустив буллу. Не прошло и ста лет, как принципы этой буллы испытал на себе Роджер Бэкон. Ему пришлось отсидеть в инквизиционной тюрьме более десяти лет. Вышел из нее он уже перед самой смертью. Еще через сто лет папа Бонифаций VIII запретил очень важный для развития медицины процесс — анатомирование трупов. А в 1317 году Папа Иоанн XXII выпустил очередную буллу, которая запрещала алхимию. Но фактически она была более глобальной — запрещалось занятие химией, т.к. она одна из «семи дьявольских искусств». Всех, кто смел нарушать запреты, очень жестоко наказывали и казнили».1 Но, тем не менее, в 1543 году был опубликован первый научный труд Николая Коперника «Об обращении небесных кругов», в котором доказал, что Земля вращается вокруг солнца, а не наоборот. Тем самым он опроверг учение из Ветхого Завета об Иисусе Навине, который остановил Солнце, вращающееся вокруг Земли. Фактически он подорвал самые основы религиозного учения. Впоследствии учение Николая Коперника было объявлено ересью. Но уже в 17 веке его учение продолжили такие ученые как Галилео Галилей и Джордано Бруно. Эти знания завоевывали все больше последователей и представляли большую опасность для церкви, поэтому Джордано Бруно и Галилео Галилей были жестоко казнены. Вплоть до 20 века продолжались казни и гонения на науку и ученых и в России. Православная церковь запрещала труды великих ученых И. Мечникова, И. Сеченова, Кантемирова, Поупа. Наука находилась в ежовых рукавицах церкви, но, тем не менее, выстояла и продолжила развиваться.

В защиту религии можно сказать, что церковь не всегда отстаивает интересы религии, порой это интересы государства или же официального лица церкви. Религия – это духовное, то как и во что человек верит, церковь же материальна и не всегда следует законам религии. Как и наука, религия продолжала развиваться. Мировоззрение церкви и религиозных людей менялось и перешло из агрессивной политики к рассмотрению всех точек зрения. Церковь перестала быть тираном, и не только не запрещает науку, но и наоборот способствует ее развитию. На данный момент наука и религия во многих учениях пришли к компромиссу.

При детальном рассмотрении этих двух течений можно увидеть, что религия и наука рассматривают одни и те же явления, но с разных точек зрения. Наука изучает мир и явления, в нем происходящие, без отношения их к чему-либо иному; религия же, познавая Бога, познает вместе с тем мир и жизнь в их отношении к Богу. Эти два направления находятся как бы «в разных плоскостях», поэтому нельзя сравнивать их суждения. Так и в двух науках – геометрии, с ее идеальными формами и физике, в которой не существует таких фигур, изучаемых геометрией. Тем не менее, эти науки не являются взаимоисключающими, и геометрия является важнейшей наукой даже для физиков. Или же движущийся человек в поезде – он находится на одном месте по отношению к другим пассажирам этого поезда, но несется с бешеной скоростью, по отношению к Земле. Оба утверждения не противоречат друг другу, потому что берут рассматриваемое явление в разных отношениях, фактически говорят о разных вещах. Так и наука рассматривает перемещения пассажира в вагоне, а религия скорость пассажира по отношению к Земле, следовательно, оба рода знания — научное и религиозное — действительно не противоречат друг другу. Наука рассматривает мир как соотношение некоторых замкнутых явлений, не соотнося их с первопричиной, высшим началом, то есть не рассматривает мир как целое, а изучает лишь верхний тонкий слой. Религия же изучает именно отношение к абсолютной первооснове бытия — к Богу, и из этого учения осознает общий смысла бытия, который остается вне поля зрения науки. Таким образом, наука изучает верхний слой бытия, рассматривает отдельные явления, а религия связывает их с высшим первоначалом – Богом. Попробуем соотнести научные знания с религиозными учениями.

Итак, сначала рассмотрим религию с точки зрения истории. Большинство атеистов считают, что религию навязывают людям священнослужители, так называемые «попы», но история показывает, что «все народы мира, первобытные и грубые и самые культурные, имеют религиозные представления и религиозную веру, в том числе и те народы, у которых еще нет никакого деления на классы или сословия. Религиозная вера — это коренное, исконное свойство человеческого духа, что как у всякого народа есть какие-то, никем нарочито не придуманные, а заложенные представления о добре и зле, о праве и нравственности, какие-то порядки хозяйственной, семейной, общественной жизни»2. И, кончено же, встает вопрос: в самом начале развития религии, до появления попов и жрецов, кто навязывал людям идеи религии? Как эти самые «попы» и «жрецы» стали веровать и распространять свою веру?

Теперь соотнесем религию с биологией – главным, казалось бы, оппонентом религии. Сначала рассмотрим теорию эволюции Ч. Дарвина. Биология и религия дают ответ на разные вопросы: наука о биологическом происхождении человека, преемственности его от других организмов, а религия об абсолютном происхождении человека, т. е. об его происхождении из самого первоначала бытия и об отношении его к этому первоначалу – Богу. В этом случае религия и эволюция рассказывают о разных этапах: эволюция рассказывает об истории уже сотворенного мира; религиозное же учение говорит как бы о «самом рождении мира и описывает место и значение человека в общем плане мирового бытия в самом его начале»3. Человек был изгнан из царства Божьего, он «пал» на Землю, отправился с позором в грешный мир и смешался с обезьянами, деградировал. Не о том ли нам рассказывает теория эволюции? Человек в процессе эволюции произошел от обезьяны. Но до того как стать обезьяной, учит церковь, он был человеком, но не на Земле, что совершенно не противоречит научным знаниям. Можно провести аналогию с королем, изгнанным из своего королевства и ставшим нищим. По его жилам течет королевская кровь, но он ходит в оборванной одежде, ему нечем питаться, ему никто не верит о благородном происхождении, тем не менее, в жилах этого нищего действительно течет королевская кровь.

Или же возьмем другой, совершенно необъяснимый науке догмат христианской веры о непорочном рождении Иисуса Христа девой Марией. Но в этом догмате не говорится, что Мария сама с помощью одних только женских функций и органов своего тела без участия мужа родила ребенка. Это было бы действительно глубочайшим заблуждением с точки зрения биологии. Но в этом учении говорится, что на Марию сошел Святой Дух, что само Божество сотворило себе человеческое тело в ее чреве. И как бы парадоксально это ни звучало, но тем не менее даже с религиозной точки зрения это чудо, и может случиться только один раз. Религия разумно утверждает, что это ненормальный ход событий и в этом соглашается с наукой.

Рассмотрим несостыковки учений религии с астрономией: Религия рассказывает нам о царстве Божьем, которое находится на небесах и о преисподне, которая находится где-то внизу, в недрах земли. Это учение с первого взгляда противоречит научным истинам, так как люди уже летали в космос – пересекали это самое небо, изучали недра земли, но не обнаружили там никаких сверхъестественных сил. Но ведь религия говорит о совершенно других вещах. Как мы знаем, религия изучает не земные природные пространства, а высшие, духовные. Она рассказывает о Божественном небе, которое нельзя обнаружить обычному человеку, его можно только почувствовать душой и сердцем.

И вот мы пришли к главному противоречию между религией и наукой, а именно о вере в чудеса. По-настоящему верующий человек убежден, что он находится под постоянным предводительством Бога и, соответственно, должен понимать, что Бог в любой момент может совершить чудо – изменить естественный ход событий. Но наука, изучающая закономерности только естественных, внутренних сил природы, именно потому ничего не говорит о возможности или невозможности чуда, так как не занимается исследованием этого. Как писал С. Франк: «Возможность чуда совсем не «нарушает» установленных наукой законов природы; ибо чудо вовсе не предполагает изменения действия сил самой природы; в его лице лишь утверждается, что возможно вмешательство новой и совершенно инородной силы и что при действии этой дополнительной силы общий итог будет иной, чем при действии одних лишь природных сил»4.

Такие случаи присутствуют и в самой науке. Существует закон Галилея, который гласит, что все тела, независимо от их удельного веса, падают на землю с одинаковой быстротой и ускорением. Но тогда это противоречит общеизвестному факту, что пушинка падает на Землю медленнее, чем камень, или самолет вообще не падает и может даже варьировать в воздухе. Дело в том, что в дело вмешивается новая, не учтенная в законе сила, которая заставляет пропеллер вращаться. Так же и происходит при изменении установленного порядка вещей, природного закона, при вмешательстве высших Божественных сил. И то, что Иисус Христос ходил по воде не нарушает законов природы, а, так же как и на полет самолета действует сила мотора, так и на воду действовала Божественная природа Христа. Наука изучает явления внутри природы и не рассматривает сверхприродные явления, поэтому и не упоминает их, но тем временем и не отрицает их. Лишь вначале изучения чуда наука, встречаясь с каким-то новым, необычным явлением, пытается отыскать похожие явления, найти очередную закономерность в природе. То есть наука хочет найти естественное объяснение событию, а позже, не найдя его, может признать, что это было чудо. Лейбниц утверждал, что законы природы суть не что иное, как «привычки природы», т. е. некоторый, только временно наладившийся ее порядок, изменчивость которого мы принципиально обязаны допустить, а Юм утверждал, что мы не имеем никаких научных или логических оснований верить в неизменность наблюдавшегося доселе порядка явлений — что из того, что солнце в течение многих тысячелетий или сотен тысячелетий ежедневно всходит, еще совсем не следует, что оно непременно взойдет и завтра. Больше половины ученых, совершивших все гениальные открытия, изменивших мир, были глубоко верующими людьми. Эти ученые считали, что ко всем открытиям их подтолкнул Бог, растолковал некоторые секреты бытия. Ведь изначально человек верил оттого, что не понимал мир, боялся его, поэтому человек обратился к Богу. И Бог за его молитвы открыл человеку некоторые истины, некоторые аспекты сотворенного Богом мира.

Есть еще одна отрасль науки – натурализм, включая материализм. Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу, как универсальный принцип объяснения всего сущего. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным. Именно эта часть науки (а может быть и лженауки) является полным оппонентом религии. Натурализм утверждает, что все объясняется слепыми силами природы, а религия утверждает, что за пределами «природы» стоят высшие силы, которые регулируют эту самую природу. Но ведь наука – это та область, которая регулярно открывает что-то новое, доселе неизвестное, и, когда человек утверждает, что верит только в науку, то он утверждает, что за пределами той действительности, которая известна науке сейчас ничего нет, а это (как можно доказать научно) ложь. С Франк пишет: «Вера в единодержавие и универсальность научного знания, основанная на вере в реальность одного только эмпирического, чувственного бытия, незаметно смешивается с верой в выводы научного знания и принимается за нее, тогда как по существу она не имеет с последней ничего общего. Отсюда рождается мнение, что «наука» противоречит религии, тогда как в действительности ей противоречит только идолопоклонство перед наукой, идолопоклонство, в котором самом нет ни грамма научности и, которого не разделяют люди, проникнутые подлинным научным духом»5. Мы приходим к выводу, что натурализм и плюрализм – это не отрасль науки, а слепая и ничем необоснованная вера. Если вдуматься в идеи плюрализма, то можно заметить множество несостыковок его идей. Натуралисты утверждают, что человеческая мысль – это всего лишь искорка, возникающая в головном мозгу и, соответственно, не имеет большого значения. Но, тем не менее, натуралисты рассуждают об «Абсолютной истине», о которое нельзя судить. Абсолютная истина – это оценка человеческих мыслей и утверждений с точки зрения чего-то высшего, абсолютного критерия. Но так как, по мнению натуралистов, такого критерия не существует, то они противоречат сами себе. Это все равно, что сказать: «Я утверждаю, что не могу ничего разумно утверждать». С. Франк писал: «отрицать основную мысль религиозного сознания, что эмпирическое бытие подчинено высшему, абсолютному началу Правды и Разума значит одновременно отрицать возможность и науки, как системы разумно обоснованных мыслей, имеющих право считать себя подлинно истинными. Не натурализм, не вера в положительную науку, а только абсолютный скептицизм, неверие ни во что, ни в какое человеческое знание, и даже неверие в свое собственное неверие (как в разумную мысль), чувство абсолютной бессмысленности всего и беспомощное состояние головокружения от этого сознания — вот единственно «последовательная» позиция, которая остается тому, кто отрицает великое абсолютное, разумное начало в бытии»6.

Итак, мы приходим к выводу, что наука дает объяснение лишь на НЕКОТОРЫЕ явления и не является противником религии, а наоборот, когда не может объяснить причину какого-либо явления самостоятельно – обращается к религии, провозглашает происшедшее – чудом. Мало того, многие ученые считали, что их открытия – это объяснение истины Богом. Религия и наука рассказывают о разных вещах и их нельзя сравнивать, а если в чем-то и объясняют одно явление, то их объяснения сходятся и даже дополняют одно другое. Религия заложена в человеке с самого его появления как понятия: добро и зло, красота и безобразие, верность и предательство.
1 Наука против Религии – Электронные Данные. – М., 2012. – Режим доступа: http://newsnauka.blogspot.ru/p/sciencevsreligion.html, свободный. – Загл. С экрана. – Данные соответствуют 20. 04. 13.
2 Франк С. Л «Наука и Религия» . – Электрон. Данные. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1953. – Режим доступа: http://vera.mipt.ru/literature/philosophy/reliuka.html, свободный. – Загл. С экрана. – Данные соответствуют 20.04.13
3 Там же
4 Франк С. Л «Наука и Религия» . – Электрон. Данные. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1953. – Режим доступа: http://vera.mipt.ru/literature/philosophy/reliuka.html, свободный. – Загл. С экрана. – Данные соответствуют 20.04.13
5 Там же
6 Там же

Источник: http://shikardos.ru/text/kak-izvestno-religiya-poyavilase-raneshe-nauki-i-po-mere-poyav/

Совет 1: Зачем нужна религия

Христианская теория возникновения религии изложена в Библии. До грехопадения первые люди жили в раю, поэтому все знания о Боге для человека естественны и сродни знаниям о мире. Все атеистические теории появления религии можно разделить на две группы. К одной относятся учения утверждающие, что появлению религии способствовали объективные причины, а к другой – теории, полагающие, что религия существовала всегда, хотя и является большим заблуждением. В эпоху просвещения возникла просветительская теория возникновения религии, по которой первопричиной появления религиозного мировоззрения лежат страх, невежество и обман. «Страх заложен в природе человека», — утверждали французские просветители Дидро, Гельвеций и Гольбах. Поэтому всегда находятся те, кто играет на этой эмоции и, придумывая различные страшные басни, воздействуют на воображение и психику человека. В начале XIX века немецкий философ Фейербах выдвинул теорию, в которой объяснил возникновение религии сущностью человека. «Тайна теологии есть антропология», — писал Фейербах. Человек совершенно не знает себя, не понимает своей природы, поэтому и наделяет их статусом самостоятельного существования. Божественную суть он видел в идеальной, очищенной и лишенной индивидуальности человеческой сущности. В марксистской теории делается акцент не на обмане человека человеком, а на самообмане. Человек, по утверждению К.Маркса, не может объяснить явления природы и мира, потому что забит и задавлен общественными отношениями. Сторонники марксистской теории связывают возникновение религии с появлением классового общества, в котором угнетенность основных масс привела к возникновению религиозного мировоззрения. Многие ученые, приверженцы разных учений, полагают, что в истории человечества существовал «дорелигиозный период», во время которого не было никаких религиозных верований. Но существование этой концепции никак не объясняет причины возникновения религии в последующем. В XX веке появилась теория прамонотеизма. В ней утверждается, что до языческого политеизма (поклонения нескольким богам) существовал период монотеизма (вера в единого Бога). Основываясь на исследованиях этнографов, шотландский ученый Э. Лэнг выдвинул концепцию, что религия сопровождает человека на всем его пути. И во всем разнообразии существующих религиозных верований есть общие корни или отголоски древнейшей веры в единого Бога. Эту теорию развил В. Шмидт, католический священник, этнолог и лингвист, основатель Венской этнологической школы, в своем труде «Происхождение идеи Бога».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-89485-zachem-nuzhna-religiya

Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия — продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов — древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения — это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека — вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным — гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву — познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует «тайное»). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности» утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт — церковь, служители которой выступают своеобразными «посредниками» между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, «опиуму для народа». Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм — это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых — не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм — система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже — явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно — от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма «индивидуализации религии» и связан с распадом старых родовых связей. «Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил».

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов — предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе — в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия — первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово «культ» мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то «культ» существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд» (от «облечь», «обрядить»). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же «диких» народов мы застаем следующую стадию развития — шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм — не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной — Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась «таббур эреш», что означает «пуп земли». На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) — часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Источник: https://studwood.ru/522165/religiovedenie/poyavilas_religiya

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *