Апостол Симон Кананит: Cвятая история

Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.

Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.

Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.

После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа. Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии. В городе Себастополисе (Сухум) их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.

Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.

Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.

Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.

Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»

За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Александр III передал храм в ведение Новоафонского монастыря, и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.

После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.

Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в центре Нового Афона с правой стороны от Новоафонского водопада.

Источник: https://vabkhaziizhit.ru/goroda_abhazii/novui-afon/hram-simona-kananita.html

Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Сонник Симона Кананита

В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).

Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!

Поделиться «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»

Источник: http://writervall.ru/simon-kananit/

НОВОАФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Новоафонский монастырь

Мужской монастырь во имя святого апостола Симона Кананита в г. Новом Афоне Сухумской епархии (с 2012 года монастырь находится в руках раскольников)

  • Адрес: Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь
  • Тел.: (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.

Начало обители

В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря. Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители.» Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства — Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.»

В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон — будущий настоятель новой обители. Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.

Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.

В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория — здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях. После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному — возведению нагорной части обители.

Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.

При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей.»

20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы «Избавительницы». После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.

Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг.

Расцвет

С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.

В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь — святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры — апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.

Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.

В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.

Потрясения XX века

В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии «за контрреволюционную агитацию.» Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.

Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе — историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В. Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.

В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.

Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.

Возрождение

Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.

В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.

В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.

Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви .

В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви .

Статистика

  • 1917 — более 700 монахов
  • кон. 1990-х — 20 насельников, из них 2 иеромонаха

Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря

Храмы, архитектура

В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.

Пантелеимоновский собор

Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей — если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола — 40 м, длина собора — 53,3 м, ширина – 33,7 м.

В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.

Прочие храмы

  • Андрея Первозванного
  • Афонских преподобных отцов
  • Вознесения Господня, надвратный храм
  • Иерона мученика
  • «Избавительницы», иконы Божией Матери

Недействующие

Покровский

Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:

«Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.» .

На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.

История

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Вопрос настоятельства

В апреле 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе управляющего Абхазской церковью иерея Виссариона Аплиаа направил в монастырь нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), что вызвало крайнее недовольство прежнего настоятеля иеромонаха Андрея (Ампара). Последний отказался подчиниться этому решению, обвинил иерея Виссариона в «тайном сговоре с Московской патриархией, целью которого стала смена власти в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне», а также в том, что иерей Виссарион «единолично, тайком от христианского народа Абхазии, решает судьбы храмов и монастырей Абхазии».

На стихийном церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения:

1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви.

2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбара), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджала).

3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампару), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Иеромонаха Андрея (Ампара), за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Ряд абхазских прихожан в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова) «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

2 октября 2013 года по представлению иеромонаха Андрея (Ампара) Советом Священной Митрополии Абхазии на Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Как сообщает абхазское информагентство: «Иеродиакон Давид (Сарсания), возвратившийся из монастыря Агиу Павлу со Святой Горы Афон, будет восстанавливать духовную жизнь обители в соответствии со Святогорским уставом и традициями, утраченными за последние десятилетия».

Архитектура

Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.

Примечания

  1. Данный объект расположен в Абхазии, являющейся спорной территорией. Согласно административному делению Грузии, спорную территорию занимает Абхазская Автономная Республика. Фактически спорную территорию занимает частично признанное государство Республика Абхазия.
  2. И. Н. (Арсений (Минин)), «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» — М., 1899.
  3. Многострадальная обитель. Возрождению Ново-Афонского монастыря препятствует грузино-абхазский конфликт. // Независимая газета.
  4. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на святой горе Афон. Изд. седьмое. — Москва: Типография И. Ефимова. Бол. Якиманка, д. Смирновой, 1886.
  5. Абхазской православной церкви переданы в безвозмездное бессрочное пользование 38 храмов и соборов. (недоступная ссылка). Дата обращения 28 февраля 2011. Архивировано 4 января 2012 года.
  6. Apsny.Ru (недоступная ссылка)
  7. РПЦ не назначала игумена Ефрема настоятелем Новоафонского монастыря. И сговора с Виссарионом Аплиа не было. NEWSru (5 апреля 2011). Дата обращения 4 декабря 2013.
  8. Apsny.Ru (недоступная ссылка)
  9. Новости \ Обращение духовенства Сухумо-Пицундской епархии к пастве абхазской церкви (недоступная ссылка). Дата обращения 8 апреля 2011. Архивировано 7 июля 2012 года.
  10. Главная-АИААИРА (недоступная ссылка). Дата обращения 11 апреля 2011. Архивировано 12 ноября 2013 года.
  11. На иеродиакона Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне (apsnypress.info)
  12. Святогорский старец Иерон (Носов-Васильев) и Ново-Афонский монастырь.
  13. Архимандрит Иларион (Кучин). Дата обращения 2 июня 2016.

> Литература

  • Арсений (Минин). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Москва, 1899
  • Милованова Н. А. Абхазия христианская. Сухум, 2014

Ссылки

Новоафонский монастырь на Викискладе

  • Захват монастыря раскольниками // Комментарии протодиакона Андрея Кураева
  • Афонский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Поздняев, Андрей Стародавние традиции Нового Афона. Гудок (12.11.2005). Дата обращения 3 марта 2010. Архивировано 4 марта 2012 года.
  • Новоафонский монастырь: фотографии, 2008 г.
  • Фотоальбом «Святыни Абхазии»
  • Степан Семёнович Кондурушкин. «Вслед за войной. От Новороссийска до Батума»

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов, принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.

Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, — Зилотом, что означает то же самое.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

  • Событие произошло в небольшом городе Кана, находящемся в восьми верстах от Назарета. Здесь же присутствовала и Дева Мария, а также ученики Спасителя. Новобрачные не имели большого достатка, и вскоре обнаружился недостаток в вине. Многочисленные гости нуждались в добром изобилии, чтобы прославить брачующихся.

    Икона Брак в Кане Галилейской

  • Сострадательная Богоматерь, не желающая снижать радостное настроение, решила поддержать Симону и его невесте. Она знала, что Мессия всегда помогает нуждающимся и готов исполнить благочестивую просьбу. Однако Христос, выслушав Деву Марию, сказал, что время для чудесного свершения еще не пришло.
  • Матерь Божья предупредила слуг, чтобы они с точность исполняли повеления Сына. Когда вино закончилось, Мессия наказал наполнить кувшины простой водой. Пришедшие удивились необыкновенному вкусу только что принесенного напитка. Они недоумевали, почему самое вкусное вино подали после того, как худшее закончилось, ведь традиция требует обратного. Вскоре всем стало известно о чуде, которое совершил Христос, желавший порадовать собравшихся и утвердить их в истинной вере во Всемогущество Отца.
  • Ни один ученик или гость не сомневался в мистических способностях Христа, они приняли Его как своего Мессию. Симон Кананит также последовал за спасителем, бросив жену, дом и прошлую жизнь. Иисус официально признал этого ревностного («Зилот») святителя одним из двенадцати апостолов.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Читайте еще об апостолах Христа:

  • Икона святых апостолов Петра и Павла
  • Икона святого апостола Андрея Первозванного
  • Послание к галатам святого апостола Павла

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.

Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита

  • Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
  • В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
  • Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе — культовом строении Абхазии — могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
  • Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
  • Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
  • Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.

Читайте о других православных монастырях:

  • Монастырь Киккской Божьей Матери на Кипре
  • Мужской монастырь святого Иоанна Богослова в Греции
  • Дивногорский монастырь в Воронежской области, Россия

Келья апостола Симона Кананита

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток — обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист, повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника — Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-svyatogo-apostola-simona-zilota-kananita.html

Молитва о благополучии семейной жизни святому апостолу Симону Зилоту

День памяти 10/23 мая и 30 июня/13 июля (Собор двенадцати апостолов)

Святой апостол Симон Зилот был сводным братом Иисуса Христа – сыном святого Иосифа. С его именем связано первое чудо, которое явил Христос, – во время свадьбы в Канне Галилейской в доме Симона закончилось вино, и Богородица просила своего Сына совершить чудо, помочь небогатым хозяевам продолжить пир. Так по воле Господней вода была обращена в вино и всем присутствовавшим на свадьбе было явлено божественное могущество Христа.

Жених же, Симон, оставил свой дом и семью и последовал за Учителем. Служение его было столь ревностно, что вскоре он получил новое имя – Зилот, что означает «ревнитель». Еще одно имя, под которым известен святой апостол Симон – Кананит, было дано ему по названию деревни Канна Галилейская.

После Вознесения Господня Симон, как и другие апостолы, отправился по миру с проповедью Слова Божия – его путь лежал в Африку и Мавританию, в Египет, Персию и Британию. В Персии (по другой версии – в Абхазии) святой Симон принял мученическую смерть – по приказу языческих жрецов его заживо распилили пилой.

Святой апостол Симон Зилот

В память о чуде, совершенном Иисусом на свадьбе Симона Зилота, к святому обращают молитвы о семейном счастье и благополучии.

Молитва

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений грехов ных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

История

Когда я замуж выходила, моя тетя на свадьбу приехать не смогла, но прислала свой подарок – икону какого-то святого и книгу с молитвами о благополучии семейной жизни. Ну, тетушку у нас в семье всегда чудаковатой считали, о Боге я тогда не думала (хоть и обвенчались мы с мужем, но больше потому, что так можно стало делать).

Год прожили, два, понятно стало, что страсть проходит и ей на смену какие-то другие отношения приходят. Вернее – должны прийти, да что-то никак не получается. Чувствуем оба, что что-то изменяется в нас, что отношения семейные, серьезные, настоящие только сейчас и начинаются, а мы не готовы к этому оказались. Страшно стало, испугались этих перемен. Стали с мужем отдаляться друг от друга. Тогда-то я и вспомнила о тетином подарке, достала его с дальней полки, наконец-то рассмотрела как следует. «Какой-то святой» оказался апостолом Симоном Зилотом, и молитву в книге я нашла к этому святому – как раз о совете и согласии между супругами. Начала ее читать, а потом – и другие молитвы о семье, и стала наша жизнь постепенно налаживаться. Через некоторое время я с мужем поделилась своей «находкой». Он сначала скептически отнесся, а потом смотрю – тоже книгу мою читает. Так шаг за шагом осознали мы, что перемены в наших отношениях – они к лучшему, что перед нами новый путь открывается, и не только – к семейному счастью, но и к настоящему христианскому браку. Начали в храм ходить, о детях задумались. Спасибо тетушке моей – спасла ведь она мою семью! И святой апостол Симон…

Татьяна З., Москва

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Источник: https://religion.wikireading.ru/159856

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *