«Батюшки светы». Что это за выражение. Какой смысл, когда употребляется?

«Батюшки-светы!» — это междометие с повышенной экспрессией (пишется как через дефис, так и раздельно, но рекомендуется дефисное написание).

Это выражение обозначает удивление в высокой степени, высочайшее изумление, недоумение или испуг. Подбирая в языке что-то синонимичное, можно остановиться на «Мамочки родные!», «Люди добрые!», «Мать честная!», «Матерь Божья!», «Вот тебе и раз!» и других.

Найдя такие параллели, становится ясно, откуда взялся компонент «батюшки». Но пока не совсем понятно, откуда «светы».

Дело в том, что «свет» — это старинное русское уважительное обращение к человеку по отчеству, в том числе и в случае, если само отчество собеседника неизвестно. Например: «Евдоким свет батюшка». А другая версия — это возможное преобразование из «батюшки святы».

Примеры использования:

  • «Ох ты, батюшки-светы, я кажется поросят-то забыла покормить!».
  • «Батюшки-светы! Взгляните на небо, с запада гроза надвигается!».

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2110431-batjushki-svety-chto-eto-za-vyrazhenie-kakoj-smysl-kogda-upotrebljaetsja.html

>Исторический словарь

Святитель

разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о церкви в ее движении к Царству Небесному. Епископ являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении церковью, — апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Как писал Св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.), «епископ в Церкви, и Церковь в епископе». Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (см. Тит. 1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами (см.) служит апостольское преемство — рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов. Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи (см.) и регулярно вспоминались по время богослужения. Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников (см.), память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315-325 гг. правления) и до Евстафия (1019-1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь. В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность). Существует новелла императора Льва Мудрого (886-911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща. В русской церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский. В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей». Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый.

Смотреть значение Святитель в других словарях

Святитель — святителя, м. церк. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев. Он от себя прогнал святителей, бояр и патриарха. Пушкин. || Православный святой,……..
Толковый словарь Ушакова

Святитель М. — 1. Торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии. 2. То же, что: святой (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Амвросий Медиоланский, Святитель — (340 – 397) – видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист («Златоуст Запада»), учитель Августина Блаженного, епископ Милана, один из отцов западной церкви, блестящий……..
Политический словарь

Афанасий Александрийский (великий) Святитель — (293 – 373) – архиепископ, самый значительный богослов первой половины IV века и борец против арианства, за что четыре раза отправлялся в изгнание.
Политический словарь

Василий Великий Святитель — (330 – 379) – один из трех Вселенских учителей – отцов-каппадокийцев, философ, подвижник и богослов. Положил вместе с другими отцами основание новому периоду в истории……..
Политический словарь

Григорий I Великий «двоеслов», Папа Римский Святитель — (540 – 604) – оставил государственный пост ради монашества и истратил всё своё состояние на устройство шести монастырей. Долго жил в Византии, где составил чин Литургии……..
Политический словарь

Григорий Богослов Святитель «назианзин» — (330 – 390) – один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и богослов.
Политический словарь

Григорий Нисский Святитель — (335 – 395) – отец Церкви, философ и богослов, младший брат святителя Василия Великого.
Политический словарь

Иоанн Златоуст Святитель — (347 – 407) – один из трех Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого………
Политический словарь

Святитель — -я; м.
1. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии; архиерей.
2. В христианстве: святой, принадлежавший к числу высших лиц церковной иерархии, почитаемый……..
Толковый словарь Кузнецова

СВЯТИТЕЛЬ — СВЯТИТЕЛЬ, -я, м. 1. Торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии. 2. То же, что святой (в 4 знач.) (устар.). Поставить свечку своему святителю.
Толковый словарь Ожегова

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/37078

Святители

Святители

Святи́тели — в православной церкви святые из епископского чина, почитаемые церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в её движении к Царству Небесному. Память наиглавнейших святителей отмечается в день Собора трёх святителей.

Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались во время богослужения.

Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников, память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315—325 гг. правления) и до Евстафия (1019—1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь.

В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность).

Существует новелла императора Льва Мудрого (886—911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.

В Русской Церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 года). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский.

В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей».

Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый (Патриарх Александрийский).

Православные лики святости

Апостол Бессребреник Благоверный Блаженный Великомученик Исповедник Мученик Праведный Праотец Преподобномученик Преподобный Преподобноисповедник Пророк Равноапостольный Святитель Священномученик Столпник Страстотерпец Чудотворец Юродивый

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1141111

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *