Переходящие двунадесятые праздники

Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.

  • Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).

В Иудее, откуда и пошла традиция изначально, светили не вербу, а пальмовые листья.

Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.

Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.

  • Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.

Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).

Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.

  • День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.

По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.

В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.

Непереходящие двунадесятые праздники

Те торжества, у которых есть фиксированная дата, не меняющаяся от Пасхального цикла, называют неподвижными или непереходящими. Большинство событий в категории двунадесятых праздников являются именно такими. Для удобства сразу разделим их на Господские и Богородичные.

Господские непереходящие даты

  • Рождество Христово – один из центральных праздников христианства. Отмечается он православной церковью 7 января.

По преданиям, Иосиф и его жена Мария отправились в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи, объявленной римским правителем Августом. Придя на родину Иосифа, они остановились в доме его родственников, а так как гостиница, т. е. комната для гостей, уже была занята, рожать Марии пришлось в главной комнате дома, где жили хозяева. Там же палестинцы держали корм для скота и запускали животных на ночь. Отсюда известное заблуждение, будто Иисус родился в хлеву.

  • Крещение Господне также называют Богоявлением. Его дата – 19 января.

Согласно Библии, в возрасте тридцати лет Иисус пришел к реке Иордан, где ждал Его Иоанн Креститель. Проповедовавший о скором пришествии Мессии Предтеча был изумлен, и спросил у Него, точно ли Иисус должен принять от него крещение. В тот момент, когда происходило крещение, небеса разверзлись. С них спустился в образе белого голубя Святой Дух, нарекая Иисуса возлюбленным Сыном Божьим.

На Крещение русские люди традиционно освящают воду. Существует мнение, что для этого достаточно выставить воду на мороз в крещенскую ночь. А вот любимые многими крещенские купания – традиция относительно новая, появившаяся не так давно. В дореволюционные времена в императорской России вместо этого совершался крестный ход к реке (Водосвятие).

  • Преображение Господне свершилось 19 августа.

Иисус привел своих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для того, чтобы показать им Небесную духовную славу, что ждет его после непродолжительных земных страданий. В традиции праздника – идея единения Божества и рода человеческого в лице Спасителя. Дав ученикам узреть Преображение, Иисус предостерег их от страха перед грядущими страданиями. На Руси этот праздник также называют Яблочным Спасом из-за традиции святить поспевшие яблоки как дар Господа.

  • Воздвижение Креста Господня, 27 сентября – последний непереходящий Господский праздник.

Описываемое событие произошло в 326 году. Тогда Римской империей правил Константин Великий, первый император, который прекратил христианские гонения. Его мать, Елена, была направлена императором в Иерусалим после того, как явилось ему видение Божьего Креста. Так как из-за содействия императоров-язычников Голгофа была засыпана землей, святой Елене пришлось долго искать это место. Когда же гору отыскали и разрыли, то обнаружили Гроб Господень и кресты. Один из них обладал чудодейственной силой исцелять больных и воскрешать умерших. Так был обретен Крест Животворящий, и патриарх Макарий воздвигнул (поднял) его, чтобы больше христиан могло увидеть Древо и поклониться ему.

Богородичные двунадесятые праздники

  • 15 февраля – Сретение.

На сороковой день от Рождества, как известно, младенца Иисуса принесли во храм. Там он встретил старца Симеона, знаменитого богослова, переводившего священное писание. По легенде, он хотел изменить слово «Дева» на «жена» в той части, где говорилось о рождении Сына Божьего. Но его руку остановил ангел и сказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится сам в правильности пророчества и не встретится с Богом лицом к лицу. Встречи с Иисусом Симеон Богоприимец ждал три сотни лет.

  • Благовещение – 7 апреля.

В день этот, по преданиям, архангел Гавриил явился к непорочной Деве Марии с вестью о том, что будет она матерью Сына Божьего. Центральный момент события – добрая воля самой Марии, когда та соглашается с Божьей волей, принимая его дар, и говорит «быть мне по слову Твоему». Зачатие Иисуса – своеобразное начало новой эпохи человеческого развития.

  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

В этот день вспоминают кончину Девы Марии в доме родителей Иоанна Богослова. Всю свою жизнь после вознесения Христа Мария проповедовала о христианстве и рассказывала верующим о чудесных событиях, сопровождавших ее.

  • Рождество Богородицы – 21 сентября.

В этот день, по преданию, родилась мать Сына Божьего. Ее родители, назаретяне Иоаким и Анна, были уже в преклонных годах, но не имели детей. Однажды Анна молилась и плакала под лавровым деревом, когда явился к ней ангел и предрек рождение дочери по имени Мария. Спустя девять месяцев, родилась благословенная дочь, подарившая радость всему миру.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря.

Анна и Иоаким, молясь о ребенке, дали обет, что родившееся дитя посвятит жизнь Богу. Когда же Марии исполнилось три года, привели они ее в Иерусалимский храм. Там до 15-ти лет Мария находилась на воспитании, и родители спокойно вручили ее воле Отца Небесного.

Богослужение двунадесятых праздников

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Организация служб в эти дни выдает их высокий приоритет в церковной иерархии торжеств. Даже когда праздник выпадает на воскресенье, то воскресная литургия отменяется, а вместо нее служат праздничную службу. В большинстве Господских торжеств одеяния священников белого цвета, символизирующего божественный свет, однако на Вербное воскресенье и Троицу одеяния заменяют на зеленые (цвета вечной жизни). Еще одна черта богослужений в эти дни – усиленное моление, когда вспоминают поместных святых, просят у них избавления от бедствий.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Если какой-то из Богородичных дней выпадает на воскресенье, то литургии объединяют в одну, так как нельзя отменять Господский праздник из-за меньшего. В остальные дни обязательно проводится Всенощное бдение. В дни Богородицы церковные песнопения отличаются от других служб своей красотой. Одеяния служителей церкви – голубые, за исключением Сретения. Тогда священники надевают белые одежды, так как Сретение – праздник, имеющий черты как Господских, так и Богородичных.

Источник: https://pravednik.info/dvunadesyatye-pravoslavnye-prazdniki-perexodyashhie-i-neperexodyashhie-prazdniki.html

Исчисление Пасхи до григорианской реформы

В доапостольский период Пасха была иудейским праздником, отмечавшимся в память избавления от египетского рабства. Дата Пасхи рассчитывалась священнослужителями и приходилась на 14-й день первого месяца в году. Начало года совпадало с наступлением весны и временем созревания ячменных колосьев. С днём Пасхи иудеев, пришедшейся на первое полнолуние после весеннего равноденствия, совпало распятие Христа. Этим обстоятельством объясняется тесная связь празднования Пасхи христианской и иудейской.

На заре христианства, после того как был разрушен Иерусалим, а еврейский народ рассеялся по свету, ориентир в виде времени созревания ячменя был утрачен. Для определения даты празднования стали использовать лунный и солнечный календари. В разных Церквях Пасха приходилась на разные дни.

Где Когда
По западной традиции. Западная Церковь, развивающаяся независимо от иудейских традиций, считала правильным, когда Христово Воскресение празднуется в наступившую после весеннего полнолуния неделю и в день, посвящённый этому событию.
По малоазийской традиции. Малоазийская, как и ветхозаветные евреи, отмечала Пасху 14 нисана, независимо от дня недели, на которое выпадала эта дата.

Разногласия по поводу празднования Воскресения Христова, возникшие в христианском мире, обсуждались Никейским Собором в начале IV века. Собор заложил ставшие незыблемыми принципиальные, базовые тезисы христианской пасхалии, освобождённой от иудейского влияния. Согласно постановлению Собора, день совершения Праздника должен соответствовать обычаю Александрийской Церкви с её доминирующими богословской и астрономической школами. Празднуется самое важное для христиан событие после еврейской Пасхи, в первое воскресенье с наступлением полнолуния или сразу после весеннего равноденствия.

Тогда же на основе 19-летних пасхальных (метоновых) циклов был утверждён вечный календарь, учитывающий для установления даты Пасхи множество астрономических и математических параметров. Из этих расчётов следовало:

  • самая ранняя Пасха не может наступить прежде 21 марта;
  • самая поздняя Пасха не будет позже 25 апреля.

Практически до самого конца XVI в. христианская церковь повсюду руководствовалась александрийской пасхалией, в основе которой был юлианский календарь.

Переход на григорианский календарь и пасхальная проблематика

Постепенно александрийская система летосчисления стала отставать от реального астрономического времени, и, начиная с IV в. к концу XVI в., все даты передвинулись вперёд на 10 дней, в том числе праздники неподвижные. С целью исправить это положение вещей была осуществлена так называемая григорианская реформа. Задачей её был возврат на прежнее место астрономической точки отсчёта — весеннего равноденствия. Новый календарь стал довольно точно считать истинное время, была откорректирована система високосов, в результате чего метонов цикл стал соответствовать лунным фазам.

Так как в новом календаре стало невозможным использовать систему Александрийской Церкви, последовала и пасхальная реформа. Православная ветвь христианской Церкви не перешла на григорианский календарь, считая, что церковная пасхалия — не всего лишь перечень дат, а свод правил вычисления определённого дня. Использование новой системы приводит к тому, что празднование Пасхи католической часто совершается прежде иудейской, а в годы поздней Пасхи из календаря исчезают все дни Петровского поста. Это является существенными каноническими нарушениями.

Таким образом, православная Церковь продолжает считать время согласно юлианскому календарю. Этим объясняется, почему православная и католическая Пасха бывает в разное время:

  1. У православных день Воскресения Христова определяется в соответствии с таблицами пасхальных полнолуний, отличающихся от методов расчёта по григорианскому календарю.
  2. Разница во времени между юлианским и григорианским календарями в XX–XXI вв. составила уже 13 дней.

Поэтому самая ранняя Пасха празднуется у православных 4 апреля, самая поздняя будет 8 мая. Характерной особенностью, возникшей в результате использования юлианского календаря до сегодняшнего дня, можно назвать и то, что Воскресение Христа будет праздноваться после второго новолуния по следующим годам 19-летнего цикла: пятому, восьмому, одиннадцатому, шестнадцатому, девятнадцатому.

Говоря о противоречиях в исчислении наступления Торжества Торжеств согласно григорианскому и юлианскому календарям, не следует забывать, что смысл празднования Пасхи — не в привязке к календарному дню, а в прославлении первостепенного догмата веры.

Источник: https://propaskhu.ru/info/kakogo-chisla-pasha.html

Праздники месяцеслова (непереходящие)

Церковный новый год начинается 1 сентября по старому, юлианскому календарю. По новому, гражданскому стилю это 14 сентября. До императора Петра I на Руси церковное новолетие совпадало с гражданским.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 8 / 21 сентября

Это первый двунадесятый праздник церковного года. Он посвящен важнейшему событию: рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Согласно церковному Преданию, Иоаким происходил из царского рода, Анна — из первосвященнического. Они были благочестивы, но бездетны. Это время было особым в жизни избранного народа.

Пророки возвестили, что Мессия произойдет из царского рода. Все потомки царя Давида жили надеждой родить Спасителя. Бесплодные семьи считались лишенными Божьего благословения. К ним относились с презрением и насмешками. Иоаким и Анна горячо молились о рождении ребенка и со смирением переносили свою бездетность. За их горячие молитвы, покорность Божественной воле, целомудренную любовь и благочестие Господь дал им великую радость. Рожденная от них Отроковица стала Матерью воплотившегося Бога.

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам Живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш. Уничтожив проклятье, Он дал нам благословенье и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 14 / 27 сентября

В основе этого праздника — историческое событие: обретение равноапостольной царицей Еленой, матерью равноапостольного царя Константина, подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Римляне изменили до неузнаваемости место распятия и погребения Спасителя, завалив его и построив языческое капище. После тщательных раскопок были найдены три креста и отдельно — доска с надписью, которая была прикреплена ко Кресту Спасителя. Крест, на котором распят Иисус Христос, определили после исцеления женщины от тяжелой болезни и воскрешения умершего. Оба чуда произошли после возложения Креста.

Множество людей, собравшихся близ Голгофы, хотели увидеть Крест. Патриарх Макарий трижды воздвиг (поднял) его с высокого места. Народ благоговейно поклонился Кресту Господню. Это было началом праздника. Произошло это в 326 году.

В память об этом событии на всенощном бдении накануне праздника из алтаря на середину храма выносится для поклонения святой и животворящий Крест Христов. В песнопениях праздника вспоминается не только обретение креста в IV веке, но и крестная смерть Спасителя. В воспоминание страданий Христовых в день праздника установлен однодневный пост.

Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, (православным христианам) даруя победы над врагами и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 ноября / 4 декабря

Праведные Иоаким и Анна, молясь о даровании им потомства, обещали посвятить ребенка Богу. Бог даровал им Дочь. Когда Марии исполнилось три года, они пригласили в дом родных и знакомых.

Надев на Дочь праздничные одежды, они отправились в Иерусалим. Впереди шло много юных дев с горящими свечами. Когда шествие подошло к храму, Отроковица Сама поднялась по высоким ступеням. Ее встретил первосвященник со многими священниками. Он по внушению Святого Духа ввел Ее в святое святых, которое и стало местом Ее постоянных молитв. Пресвятая Дева обитала в храме около двенадцати лет.

В свободное от молитв время Она занималась чтением Священного Писания и рукоделием. Божественная благодать воспитала и приготовила богоизбранную Отроковицу к величайшему священному событию — к рождению Спасителя мира.

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Ныне предызображение Божиего благоволения и провозвестие о спасении людей, Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение промышления Создателя о нас.

Рождество Христово

Празднуется 25 декабря / 7 января

По Божественному смотрению, Сын Божий по наитию Святого Духа родился от Пресвятой Богородицы ради спасения людей. Боговоплощение — величайшее событие не только Священной, но и всей мировой истории. О нем за много веков предвозвестили пророки (см.: Ис 7, 14; Иер 31, 22).

По духовной значимости Рождество Христово является вторым после святой Пасхи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью Вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на Херувимах».

Последующие за праздником двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Поэтому они называются святыми (Святками). По традиции верующие проводят их радостно, весело и благочестиво.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда служившие звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты, Господи, слава Тебе!

Крещение Господне

Празднуется 6 /19 января

В начале Своего общественного служения Иисус Христос принял крещение от Пророка и Предтечи Иоанна в водах Иордана. Господь не нуждался в очищении и освящении. Он крестился, чтобы дать образ Таинства, через которое каждый человек вступает в Христову Церковь. Спаситель явил Себя миру как обетованный Мессия. В Постановлениях апостольских (IV века) предписано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя). Этот праздник в богослужебных книгах называется также Просвещение, или праздник Светов. Этим выражается та богословская истина, что Бог есть Свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной (Мф 4, 16).

Своим крещением Господь освятил все водное естество. И в сам день праздника, и накануне его в Церкви совершается великое освящение воды.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Святой Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину сего слова. Христос Бог, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Сретение Господне

Празднуется 2 / 15 февраля

Событие, давшее начало этому двунадесятому празднику, произошло в Иерусалимском храме в сороковой день по рождении Иисуса. Для исполнения закона Моисеева Господь как Первенец Своей Матери был принесен в храм, где Его встретил старец Симеон. В честь этой встречи (по-славянски — сретения) и назван праздник. В этот же день произошла еще одна встреча — Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной.

В праздник Сретения Господня особенно прославляется Пресвятая Богородица, Которой праведный Симеон тогда предсказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, Благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия (Христа) Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 25 марта / 7 апреля

Этот евангельский праздник вспоминает о том, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице великую радость о рождении Сына. Кротость и смирение Пресвятой Девы, выраженные в словах: я — Раба Господня, дает возможность Спасителю мира воплотиться среди людей.

В этот весенний праздник в Русской Церкви существует обычай выпускать на волю птиц, что символизирует освобождение человеческой души от рабства греху.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Преображение Господне

Празднуется 6 / 19 августа

В этот праздник совершается воспоминание того, как Господь, взяв на гору Фавор трех Своих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — преобразился пред ними, явив им Свою Божественную славу.

В этот день принято освящать в храме виноград нового урожая, а также начатки новых плодов — фруктов и овощей. Виноград в Священном Писании — это образ народа Божия, образ Церкви. Кроме того, виноград как плод, сок которого в результате брожения становится вином, а из вина действием Божиим на литургии претворяется в Кровь Христову, является ярким символом Преображения.

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Ты преобразился на горе, Христос Бог, показав ученикам Своим славу Свою, насколько для них это было возможно. По молитвам Богородицы да воссияет и нам грешным вечный Твой свет. Светодавец, слава Тебе!

Успение Пресвятой Богородицы

Празднуется 15 / 28 августа

В этот день вспоминается блаженная кончина земной жизни Пресвятой Богородицы и преставление Ее на небо. Согласно церковному Преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься с Пречистой Девой Марией и совершить Ее погребение. Пресвятая Матерь Господа была погребена в Гефсимании. Апостол Фома не участвовал в погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей. Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было — остались одни лишь погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. В тот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении Ангелов, приветствовала их и обещала неотступно пребывать с ними.

В некоторых храмах вместо иконы праздника для поклонения выносится плащаница — пелена с изображением усопшей Пресвятой Богородицы.

В рождестве Девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При рождении Ты, Богородица, сохранила (Свое) девство, по (Своем) успении Ты не оставила мира. Ты, будучи Матерью Жизни, преставилась к жизни и Своими молитвами избавляешь от смерти души наши

Источник: https://pravoslavie.ru/105157.html

Непереходящие праздники

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 ноября 2015 года.

Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) — христианские праздники с неподвижными датами по солнечному календарю.

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы,
  • 14 (27) сентября — Воздвижение Креста Господня,
  • 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы,
  • 25 декабря (7 января) — Рождество Христово,
  • 6 (19) января — Крещение Господне (Богоявление),
  • 2 (15) февраля — Сретение Господне,
  • 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы,
  • 6 (19) августа — Преображение Господне,
  • 15 (28) августа — Успение Богородицы;

Другие великие праздники:

  • 1 (14) января — Обрезание Господне и память свт. Василия Великого
  • 24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 июня (12 июля) — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
  • 29 августа (11 сентября) — Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы

Непереходящие праздники ориентированы друг относительно друга следующим образом:

  • Церковный год, в подражание ветхозаветным традициям, начинается 1 (14) сентября, и первым праздником, символизирующим начало Божьего Домостроительства спасения человеческого рода, является Рождество Богородицы — 8 (21) сентября. Соответственно, конец года приходится на последний двунадесятый праздник — Успение Богородицы — 15 (28) августа.
  • Крещение Господне первоначально появилось у еретиков-гностиков, придававших ему особое значение. Так, евиониты и василидиане учили, что Иисус — обычный человек, а Бог соединился с ним только при Крещении, а докеты считали во Христе человеческую природу призрачной. Христианство противопоставило соблазнительному гностическому празднику свой, назвав его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не впервые стал Богом, а только открыто явил Себя Богом. Поэтому к воспоминанию Крещения Иисуса стало присоединяться празднование и Его рождения и ежегодно отмечаться 6 января потому, как Христос — Второй Адам родился и умер, по некоторым верованиям Древней Церкви, в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам — в шестой, чему приличествует 6 января, первого месяца года.
  • Благовещенский цикл — после Благовещения — 25 марта через 9 месяцев (срок беременности) Рождество Христово — 25 декабря. За полгода до рождения Иисуса — 24 июня — Рождество Иоанна Предтечи. По иудейскому закону на восьмой день после рождения был совершён обряд обрезания Христа (Обрезание Господне) — 1 января, а на сороковой день — 2 февраля Младенца Иисуса по обычаю принесли в Храм Иерусалима, где произошла встреча с праведным Симеоном (Сретение Господне).
  • Великие праздники свв. апп. Петра и Павла, и Покрова и отмечаются в память более поздних исторических событий (их точные даты хорошо известны). 29 июня 67 года апостолы Пётр и Павел приняли в Риме мученическую кончину. Праздник Покрова Богородицы отмечается в честь чудесной защиты Константинополя от вторжения сарацин по одной версии, по другой — русских войск князя Олега. Этот праздник является великим только в Русской Церкви.
  • Крестовоздвижение, после обретения в 326 году Креста в Иерусалиме, первоначально совершалось накануне Пасхи и в ближайшие дни после неё. Но когда на Голгофе и на месте обретения Креста Господня построили уникальный Храм Гроба Господня, который был освящён 13 сентября 335 года, праздник Воздвижения Животворящего Креста стал совершаться на следующий день 14 (27) сентября. Даты празднования Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Успения, Усекновения главы Иоанна Предтечи, и некоторые другие, также связаны с датами освящения особо значимых христианских храмов.
  • Прочие праздники и дни памяти, также не связанные с Пасхальным циклом, являются непереходящими и отмечаются, как правило, в связи с историческими событиями. Существуют исключения: см. Переходящие праздники вне Пасхального круга.

> См. также

  • Переходящие праздники
  • Православные праздники
  • Литургический год в римском обряде

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *