Пасхальный свет

Мне на сердце просто хорошо,
Освещает путь Пасхальный свет.
На душе спокойно и светло,
На душе спокойно и светло,
Словно в ранний утренний рассвет.
В этот праздник грусти места нет,
Этот день в душе я сохраню.
Боже, я Твоим теплом согрет,
Боже, я Твоим теплом согрет.
Эту песню я Тебе пою.

Припев:
Радуюсь торжественному дню,
Ощущаю тихий тёплый свет,
Я сегодня просто всех люблю,
Словно в небо выпал мне билет.
Отвори для веры в сердце дверь
Пропусти надежду в жизнь свою
Не противься, просто тихо верь.
Эту песню я тебе дарю.

Для любви границы в мире нет,
Протяни же руку мне свою,
Возсияет благодатный Свет,
Возсияет благодатный Свет!
Боже, я Тебя благодарю!

Припев:
Радуюсь торжественному дню,
Ощущаю тихий тёплый свет,
Я сегодня просто всех люблю,
Словно в небо выпал мне билет.
Отвори для веры в сердце дверь
Пропусти надежду в жизнь свою
Не противься, просто тихо верь.
Эту песню я тебе дарю.

Автор слов: Инга Энгель(Inga Engele), композитор: Майя Лусена(Maija Lūsēna),аранжировщик и звукорежиссёр Янис Лусенс(Jānis Lūsēns junior).
Запись JJL Studio
Исполняет творческий коллектив «Nikola Studija», солисты: Кирилл Шпель, Дмитрий Энгель, Иоанн Энгель, Елизавета Мошкина, Елизавета Крикета, Вероника Исько, Зоя Шабазова, Мария Сергунина.
Авторы рисунков: Дима и Петя Овлащенко, Андрей, Ника, Мария и Валера Станько.

Источник: https://happy-school.ru/publ/paskhalnyj_svet/21-1-0-26045

Пасхальные традиции русского народа

Также одной из русских пасхальных традиций является христование. Это особенное пасхальное приветствие, когда православные приветствуют друг друга, говоря «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Примечательно, что такое приветствие ранее использовалось на протяжении 40-ка дней, вплоть до праздника Вознесения.

На Руси принято разговляться поле службы: есть куличи, творожные пасхи и яйца. В целом, пасхальный стол на Руси всегда был достаточно богатым, так как завершался пост. Куличи символизировали вечную жизнь и достаток. Праздничный хлеб всегда употреблялся православными на Пасху. Помимо прочего, на Пасху принято красить яйца. Существует множество версий происхождения данной традиции. Одна из них гласит, что после воскресенья Христа Магдалена пришла к императору Тиберию. Она сказала «Христос Воскрес!» и передала ему простое яйцо в качестве скромного дара. Но Тиберий не был впечатлён даром и отметил, что «мёртвые не могут воскреснуть так же, как и яйцо не может стать красным». Затем яйцо окрасилось в красный цвет. В память об этом чуде на Руси стали красить яйца.

На Руси для окрашивания яиц использовались натуральные красители. Чаще всего использовалась луковая шелуха. Яйца, окрашенные таким способом, были разнообразных оттенков, от жёлтого до терракотового. Также некоторые яйца расписывались, а потому получали название «писанка». Помимо прочего, изготовлялись декоративные яйца из бисера и дерева. Знаменитые яйца Фаберже – пример декоративных пасхальных яиц.

Пасха всегда сопровождалась народными гуляньями и весельем

Праздник Воскресенья Христа всегда ассоциировался с победой жизни над смертью и добра над злом. Также он представляет собой завершение Великого поста – одного из самых строгих постов для православных.

Поэтому, помимо пышной трапезы, на Пасху традиционно устраивались народные гулянья. В следующее воскресенье после пасхального устраивался праздник под называнием «Красная горка». На Руси этот праздник сопровождался хороводами, танцами, сватовством и народными гуляньями. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. Именно после «Красной горки» верующие вступали в брак, так как это время считалось наиболее благоприятным.

Также всю светлую неделю после Пасхи длились праздничные мероприятия. Популярной игрой было катание яиц, которое в народе приобрело название «каталочки». Расписные деревянные яйца катали с горки или деревянной дощечки для того, чтоб сбивать другие яйца. Целью игры было сбить как можно больше яиц. Если сбить яйцо получалось, участник брал его себе и продолжал игру. Если нет – играть начинал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Пасха: традиции, обычаи и обряды

Пасху празднует весь христианский мир, независимо от конфессии. Только у каждого вероисповедания свои традиции, свои обычаи и угощения. Давайте сегодня поговорим о том, как отмечают Пасху у нас и в других странах.

Пасху празднует весь христианский мир, независимо от конфессии. Только у каждого вероисповедания свои традиции, свои обычаи и угощения. Давайте сегодня поговорим о том, как отмечают Пасху у нас и в других странах.

Пасха по-русски

Издревле на Руси Пасху праздновали широко, щедро, накрывали столы на 48 блюд, главными из которых, естественно, были крашеные яйца, куличи и творожные пасхи.

В богатых домах красили до 1000 яиц, чтобы хватило и всем домочадцам, и всем работникам. Самая большая и красивая пасха оставалась дома, а те, что поменьше, расходились по соседям и друзьям; жертвовали яйца и пасху в больницы, монастыри и богадельни, обязательно угощали слуг в людской.

В этот день не существовало классовых и социальных различий, стирались рамки между сословиями, наступала всеобщая благодать.

Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться загодя. В Чистый четверг обязательно начисто убирают дома и квартиры, избавляются от хлама, моют окна и моются сами. Подстригают волосы, усы и бороды; если в доме маленькие дети, то впервые их лучше всего стричь именно в Чистый четверг.

Считается, что до Пасхи уже нельзя брать в руки тряпки и веник, поэтому и стараются хозяйки подготовить дом к празднику. Вечером вся семья красит яйца и печет куличи, готовит творожную пасху с изюмом и орехами. До 12 ночи все дела должны быть сделаны, поэтому помогают все – и дети, и мужчины.

В субботу все пасхальные угощения относят к церкви, где батюшка освятит их. А в воскресенье радостные нарядные люди садятся за накрытые столы и поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением.

Как накрыть праздничный стол

Русские люди любят вкусно поесть, поэтому на любой праздник стараются накрыть щедрый и красивый стол, побаловать гостей и себя. А уж сделать великолепным пасхальный стол, как говорится, сам Бог велел.

Хотите, чтобы ваш стол был особенным? Украсьте его пасхальной полянкой. У вас еще есть время вырастить свой маленький лужок – символ наступившей весны и процветания.

Возьмите широкую миску или блюдо, насыпьте на дно пару сантиметров земли и бросьте в нее зернышки овса (можно использовать укроп, петрушку, газонную травку). Полейте так, чтобы образовалась кашица, и поставьте блюдо на подоконник, поближе к солнышку.

На Пасху уложите на ваш лужок крашеные яйца, ленты, цветы, посадите игрушечных цыплят или выпеченных из теста птичек. Поставьте композицию в центр стола.

Если вам лень возиться с землей и посадкой, или вы просто не успеваете до Пасхи прорастить зерна, купите большой пучок укропа и сделайте из него мягкую подложку под яички и украшения.

Кстати, зелень и цветы – обязательный атрибут Пасхи, в старину искусственные цветы делали из цветной бумаги и лоскутков, посвящая этому процессу длинные зимние вечера. Украшали этими цветами иконы, куличи, тарелки вокруг пасх, поэтому пасхальные столы были яркими и красивыми.

О наших исконных пасхальных традициях можно говорить бесконечно, но давайте посмотрим, как это бывает у других. Для вас – наиболее интересные обычаи.

Песах – еврейская Пасха

Еврейская Пасха – тема, достойная отдельного трактата. Если честно, то, если вы не правоверный еврей, то многое из тех традиций покажется вам странным, но у каждого свои каноны.

Начнем с того, что Песах празднуется 7 дней, и в Израиле первый и последний день Песаха – это официальные нерабочие дни, то есть вы там даже хлеба не купите, не говоря уже о посещении всяческих учреждений. Сдобный хлеб, кстати, на Песах не едят, только мацу, она готовится заранее и в больших количествах.

А в первый и в последний день Песаха правоверные евреи не имеют права не только заниматься домашними делами, но даже огонь зажигать – Тора не велит.

Перед праздником из дома выбрасывается весь хлам, на полу и вообще в доме не должно остаться ни одной крошки так называемого хамеца – того, что квасилось, замешивалось и бродило (хлеб, макароны, печенье и т.д.) – на наличие запрещенных продуктов проверяются все щели. Причем в наше время чужой хамец в доме хранить можно, поэтому соседи часто относят друг другу все, что подпадает под эту категорию – и традиции соблюдены, и имущество не пострадало.

А по канонам хамец можно продать неевреею при посредничестве раввина, сложить это в коробку и держать у себя как чужое имущество, а после завершения Песаха выкупить его обратно. Правда, есть опасность, что новый хозяин предъявит свои права на хамец. Такое случается, если в качестве хамеца выступает алкоголь, изготовленный из злаков.

Еще одна традиция, символизирующая исход евреев из Египта, обмакивать зелень и яйца в соленую воду – символ слез евреев.

Пасхальный заяц и другие католические обычаи

У нас яйца несут куры, а у католиков – зайцы. Поэтому и корзинки, которые вручают детишкам на Пасху, называются «заячьими».

Впрочем, поступают детишки с этими яйцами так же, как и наши – катают их по лужайкам и с горки – чье дальше укатится, тому и счастье. Еще одна забавная традиция католической Пасхи – взрослые прячут разноцветные яйца по дому и саду, а дети с удовольствием их ищут – это называется охотой на пасхального зайца. Также принято дарить детишкам плюшевых и глиняных зайчиков.

Кондитеры и шоколатье тоже не упускают свою выгоду – они изготовляют зайцев из марципанов и шоколада, пекут печенье в форме зайчиков и даже создают целые заячьи семьи в обрамлении сладких яиц – такими композициями украшают столы в католических домах.

В Польше «хоронят» постный суп и казнят через повешенье надоевшую селедку, то есть развешивают ее на деревьях. Представляете запах?

В Англии дети подбрасывают в сите сырые яйца с написанными на них именами – чье яйцо продержится дольше других, тот и выиграл, и его ждет подарок и счастье.

В Швейцарии украшают родники – вокруг рек и ручьев развешивают на деревьях пасхальные яйца и разноцветные ленты. Издалека эти деревца напоминают новогодние елки с обильно развешенными игрушками.

Пасхальные поверья

Пасха: традиции, обычаи и обряды

Но вернемся в Россию. Несмотря на то, что Пасха – праздник церковный, связанный с истинной верой, русские не были бы русскими, если бы и Светлое Христово Воскресенье не окружили народными поверьями и суевериями. Так, например:

  • в пасхальную ночь, после того, как свершится крестный ход и умолкнут колокола, в деревнях народ запирался дома и боялся выходить даже по большой нужде. Считалось, что в это время «гуляет» нечисть, бесы вылезают из своих укрытий и подстерегают людей, чтобы не дать им встретить пасхальное утро;
  • на саму Пасху крашеные яйца катали по домашнему скоту, чтобы коровы и лошади были гладкими и здоровыми;
  • хозяйки прятали всю освященную еду от мышей, чтобы те, отведав, не превратились в летучих – символ смерти;
  • вечером в субботу на ближайшем к деревне перекрестке катали яйца в разные стороны, чтобы черти не нашли дорогу к этой деревне, только плясали на перекрестке до упада, а потом сгинули, не принеся в деревню голод, мор, болезни и падеж скота;
  • при мытье в Чистый четверг в лохань с водой опускали имеющиеся в доме монеты самого крупного достоинства, считалось, что таким образом «намывается» богатство, хотя по канонам к деньгам прикасаться не рекомендовалось – в память о серебряниках Иуды;
  • самые смелые после крестного хода норовили тайком спрятаться в церкви, чтобы за пламенем свечи увидеть усопших. Особенно этим грешили невесты, потерявшие своих женихов;
  • самое трогательное поверье заставляло стариков мечтать о смерти именно на пасхальную неделю. Считалось, что в эти дни ворота в рай никто не охраняет, поэтому они беспрепятственно могут попасть на небо.

Какие традиции на Пасху есть у вас?

Надежда ПОПОВА

Традиции празднования Пасхи

Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.

Пасхальная служба

На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Какие бывают пасхальные яйца?

Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.

Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.

Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Откуда пошла эта традиция?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Народные традиции празднования Пасхи

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиции Пасхи у разных народов

В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.

В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.

За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».

В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.

На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.

В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.

В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.

Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.

В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.

Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.

В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.

В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.

Источник: http://www.pravda-tv.ru/2019/04/14/415434/pashalnye-traditsii-russkogo-naroda

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Пасха в русской культуре


Владимир Егорович Маковский «Молебен на Пасху» 1887-1888

В творчестве Ф. М. Достоевского большую роль играет мотив воскрешения Лазаря (напр. «Преступление и наказание»). Тему воскресения автор раскрывает от противного — через тему тления, как раскрытие категорического — или Христос воскрес или жизнь бессмыслена (ср. искушение иноков смрадом от тела старца Зосимы, затхлая баня как ад Свидригайлова, Смердяков как главный отрицательный персонаж). Князь Мышкин в романе «Идиот», рассматривая в доме Рогожина картину Гольбейна «Мёртвый Христос», восклицает: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!».

В «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о внутреннем обновлении его старшего брата на Пасху:
Услышав рассердился и выбранил храм Божий, однако задумался: догадался сразу, что болен опасно и что потому-то родительница и посылает его, пока силы есть, поговеть и причаститься. … Прошло дня три, и настала Страстная неделя. И вот брат со вторника утра пошёл говеть. … Но не долго походил он в церковь, слёг, так что исповедывали и причастили его уже дома. Дни наступили светлые, ясные, благоуханные, Пасха была поздняя. Всю-то ночь он, я помню, кашляет, худо спит, а на утро всегда оденется и попробует сесть в мягкие кресла. Так и запомню его: сидит тихий, кроткий, улыбается, сам больной, а лик весёлый, радостный. Изменился он весь душевно — такая дивная началась в нём вдруг перемена! … Скончался же на третьей недели после Пасхи, в памяти, и хотя и говорить уже перестал, но не изменился до самого последнего своего часа: смотрит радостно, в очах веселье, взглядами нас ищет, улыбается нам, нас зовёт.


Пасхальная заутреня в Малороссии. Николай Пимоненко. 1891

И.Шмелёв в повести «Лето Господне» ярко показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи:
— Хрис-тос воскре-се из мёртвых…
— Ну, Христос воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведёт к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная …Я рассматриваю подаренные мне яички. … И вот, фарфоровое, отца. Чудесная панорамка в нём. За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в голубом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стёклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко. Мреет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое… — Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
— Поздняя у нас нонче Пасха, со скворцами, — говорит мне Горкин — как раз с тобой подгадали для гостей. Слышишь, как поклычивает?

Колесников С. Ф. (1879-1955) «Перед пасхальной службой»

Главные герои рассказов русских писателей в обыденной жизни обязаны поступать с людьми в соответствии со своим социальным статусом, тогда как на Пасху стараются отнестись к ближним хоть раз в году по-христиански.
Л. Андреев. Баргамот и Гараська
— А скажи, господин городовой, какой нынче у нас день?
— Уж молчал бы! — презрительно ответил Баргамот. — До свету нализался.
— А у Михаила-архангела звонили?
— Звонили. Тебе-то что?
— Христос, значат, воскрес?
— Ну, воскрес.
— Так позвольте… — Гараська, ведший этот разговор вполоборота к Баргамоту, решительно повернулся к нему лицом… потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике….
— Яи-ч-ко… Я… по-благородному..» похристосоваться… яичко а ты… — бессвязно бурлил Гараська, но Баргамот понял. Вот к чему, стало быть, вёл Гараська: похристосоваться хотел, по христианскому обычаю, яичком, а он, Баргамот, его в участок пожелал отправить. … Баргамот голосом, не оставлявшим ни малейшего сомнения в твёрдости принятого им решения, заявил:

— Пойдём ко мне разговляться.
— Так я к тебе, пузатому чёрту, и пошёл!
— Пойдём, говорю!
Изумлению Гараськи не было границ.


Перов. Сельский крестный ход на Пасхе, 1861.

А. П. Чехов. На страстной неделе
Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему:
— Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть.
Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

Б.М.Кустодиев «Встреча (Пасхальный день)» 1917

Н. С. Лесков. Фигура
Как услышу, что отпустный звон прозвонят и люди из церкви пойдут, я поздороваюсь — скажу: «Ребята! Христос воскресе!» и предложу им это моё угощение. … по часам я сообразил, что уже время церковной службы непременно скоро кончится… Я встал, чтобы обойти посты, и вдруг слышу шум… дерутся. … Что такое? Кто меня бьёт?
И главное дело — темно.
— Казаки, ваше благородие, винища облопались!.. дерутся.
… Убить его, этого казака, я должен!.. зарубить его на месте!.. А я не зарубил. Теперь куда же я годен? …
А в глубине кто-то и говорит: «Не убий!» Это я понял, кто! — Это так Бог говорит: на это у меня, в душе моей, явилось удостоверение. Такое, знаете, крепкое несомненное удостоверение, что и доказывать не надо и своротить нельзя. Бог! Он ведь старше и выше самого Сакена. Сакен откомандует, да когда-нибудь со звездой в отставку выйдет, а Бог-то веки веков будет всей вселенной командовать! А если он мне не позволяет убить того, кто меня бил, так что мне с ним делать? Что сделать? С кем посоветуюсь?.. Всего лучше с тем, кто сам это вынес. Иисус Христос!.. Тебя самого били?.. Тебя били, и ты простил… а я что пред тобою… я червь… гадость… ничтожество! Я хочу быть твой: я простил! я твой…
Вот только плакать хочется!.. плачу и плачу!
Люди думают, что я это от обиды, а я уже — понимаете… я уже совсем не от обиды… Солдаты говорят: — Мы его убьём!
— Что вы!.. Бог с вами!.. Нельзя человека убивать!
Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву —
«- Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной Седмицы (ср. Вынос Плащаницы и похороны безголового Берлиоза).
Пасха нашла отражение и в творчестве поэтов
***
День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя,* –
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.
О, дай болящей исцеленья,

Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.
Ф. Тютчев
16 апреля 1872
Это стихотворение написано Ф. Тютчевым 16 апреля 1872 г., в день Святой Пасхи, и послано дочери поэта М. Ф. Тютчевой, умиравшей в то время в городе Рейхенгалле (Бавария).
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин
1896


Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин
Христос Воскресе!
Христос Воскресе! Люди-братья!
Друг друга в теплые объятья
Спешите радостно принять!
Забудьте ссоры, оскорбленья,
Да светлый праздник Воскресенья
Ничто не будет омрачать.
Христос Воскресе! Ад трепещет,
И солнце вечной правды блещет
Над обновленною землей:
И вся вселенная согрета
Лучом Божественного света.
Вкушает радость и покой.
Христос Воскресе! День священный!..
Греми во всех концах вселенной
Творцу немолчная хвала!
Минули скорби и печали,
Греха оковы с них ниспали,
Душа отпрянула от зла.
Светлый праздник
Как душе моей легко!
Сердце полно умиленья!
Все заботы и сомненья
Отлетели далеко!
Мир мне душу наполняет,
Радость светится в очах,
И как будто в небесах
Ярче солнышко сияет!..
Люди — братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый праздник Воскресенья
Бога правды, Бога сил!..
Прочь от нас, вражда и злоба!
Все забудем! Все простим!
Примирением почтим
Днесь Восставшего из гроба!
Он не злобствовал, не мстил —
Но с отеческой любовью,
Всечестной Своею кровью
Недостойных нас омыл…
Он воскрес! Настанет время
Воскресенья и для нас…
Нам неведом этот час…
Что ж грехов не сбросим бремя?
Что ж не думаем о том,
С чем в минуту возрожденья
Из ничтожества и тленья
Мы предстанем пред Христом?..
Он воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей…
Но одна дорога к ней:
Жизнь безгрешная, святая!
Василий Бажанов (1800-1883),
протопресвитер, духовник Их Имп.Величеств

А.Гурьева-Сажаева «Пасха у тёти Дуси»

Пасха в Петербурге
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.
Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши…
Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность…
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
И. Северянин

Мария Лазарева «Скоро Пасха» 2001

Пасха в апреле
Звон колокольный и яйца на блюде
Радостью душу согрели.
Что лучезарней, скажите мне, люди,
Пасхи в апреле?
Травку ласкают лучи, догорая,
С улицы фраз отголоски…
Тихо брожу от крыльца до сарая,
Меряю доски.
В небе, как зарево, внешняя зорька,
Волны пасхального звона…
Вот у соседей заплакал так горько
Звук граммофона,
Вторят ему бесконечно-уныло
Взвизги гармоники с кухни…
Многое было, ах, многое было…
Прошлое, рухни!
Нет, не помогут и яйца на блюде!
Поздно… Лучи догорели…
Что безнадежней, скажите мне, люди,
Пасхи в апреле?
Марина Цветаева
Москва. Пасха, 1910

Илья Каверзнев «Светлая Пасха»

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3724492/post163106248/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *