Как узнать волю Божию? Иерей Даниил Сысоев

Поздно вечером 19 ноября 2009 года в московском храме апостола Фомы на Кантемировской был убит священник Даниил Сысоев: неизвестный в маске вошел в храм и расстрелял его в упор. В этот день мы публикуем беседу о. Даниила, посвящённую проявлению воли Божией в нашей жизни…

«Есть ли воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Ведь на самом деле Божья воля — она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

“Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать. Если мы будем поступать по своей воле, то, наверняка, ошибемся, потому что, не зная воли Высочайшего Бога, Откровения Создателя, мы обречены на блуждание во тьме этого мира. .

Многие считают, что волю Божию знают и могут узнать только особые подвижники благочестия, старцы, а для обычного христианина будто бы она не доступна. Если мы обратимся к священному Божиему Слову, то увидим, что это не так. Всем без исключения христианам сказано: “умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим.12:1–2), “не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф.5:17). Также есть много других мест Священного Писания, где от христиан требуется, чтобы они знали волю Божию. Таким образом, Священное Писание утверждает, что христианин может и должен знать волю Господа.

Каким же образом нам узнать волю Божию? Для начала мы должны понять, что есть воля Божия, что это такое, чем она является по природе.

Мы в отличие от сектантов, от буддистов утверждаем, что Бог есть Личность, Он обладает самосознанием, Он может сказать Я, Он обладает суверенной властью над всеми существами во Вселенной по праву Творца и в силу этого обладает абсолютной волей.

У воли Божией есть главные свойства. Первое из таких свойств – праведность: воля Бога – источник праведности, источник блага. “Никто не благ, как только один Бог” (Мф.19:17) – сказал наш Господь, то есть в строгом смысле благость присуща только Богу, а нам – по участию в этом благе. Мы можем черпануть из этого океана блага, добра, но сами по себе мы не являемся добром, мы являемся добрыми, но не добром. Добром является Бог, Он океан добра, поэтому нельзя сказать, что воля Божия зла, то есть все зло заведомо не от Бога.

Второе свойство воли Божией – совершенство, то есть все, что не совершенно, служит к несовершенству, воле Бога не соответствует. Основные аксиомы мы должны уяснить, потому что при помощи такого определения очень многое отсекается.

Далее, мы должны понимать, что воля Бога – всемогуща, то есть Бог может все, что захочет, поэтому утверждать, что Бог может то или другое, а другого – не может, если это другое не является чем-то неправедным, будет неправильно. Это очень важные постулаты, которые мы должны держать в своем уме, чтобы познавать, что такое воля Господа.

Также мы должны понимать, что воля Божия служит для исполнения Его глобального плана. Когда мы говорим о воле Божией относительно нас, она касается лично нас, но она связана с общим планом всего мироздания, потому что каждый из нас был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной. Замысел о нас есть до начала времен и наша задача раскрыть именно этот замысел. Глобальная реализация этого замысла в том, чтобы все существа земные и небесные соединились под одним Главой – Господом Иисусом Христом. Весь мир для Христа создан, поэтому глобальная наша цель – встретиться во Христе, соединиться со Христом и иметь Христа своим Главой, чтобы все было возглавлено Христом, чтобы Христос всегда действовал во всех нас. Это глобальная цель воли Божией, в которой все частные проявления сводятся, как частные проявления этого единого глобального плана.

Очень часто люди, ищущие волю Божию, хотящие об этом что-то знать, дискретно ее воспринимают, то есть пытаются ее разделить на кусочки. Например, есть ли воля Божия о покупке автомобиля или нет? Но если мы так будем ставить вопрос, то очень часто вопрос просто не будет иметь никакого смысла из-за не понимания вопрошающим своего места в общей структуре мироздания.

Есть ряд общих вещей для всех существ во Вселенной, в чем проявляется воля Божия. Когда иудеи испросили Христа, в чем воля Божия и какие дела нам делать, чтобы исполнить волю Божию? “Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Ин.6:29) – это первое повеление воли Божией. Все, что мешает вере в Господа Иисуса Христа, есть нарушение воли Бога. Например, человек, который не верует в Иисуса Христа, нарушает волю Господа. Также сказано, что воля Божия, чтобы мы воздерживались от блуда, не злобились, поэтому никакая злоба или ненависть не может быть оправдана волей Божией. Можно сказать, что главным стержнем определения воли Божией являются Заповеди Господни, первая из которых – православная вера.


Возникает вопрос: соответствует ли воли Божией тот или иной поступок? Первое – мы проверяем, противоречит или не противоречит он вере в Господа Иисуса Христа. Второе – противоречит ли он Заповедям. Если противоречит Заповедям или вере во Христа Спасителя, то это заведомо против воли Божией, заведомо не обсуждаемо.

Откуда брать понятие воли Божией? Святой Антоний Великий говорил: для того, чтобы не ошибиться нужно никогда никого не осуждать и на все, что делаешь иметь свидетельство Священного Писания.

Дальше, мы черпаем волю Божию в Священном Писании, но каким образом, какое условие чтения Священного Писания? Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, как говорит Апостол, нужно не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:1). По-гречески “не сообразовываться” – не иметь общей схемы с этим веком, то есть, когда говорят: “в наше время все думают так” – это некая схема, с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов 17 века Френсис Бэкон называл “идолами толпы”, то есть мнения окружающих. Перед началом чтения Слова Божия необходимо вычистить свой разум от этих предрассудков – это необходимое условие, иначе мы будем вычитывать то, что нам хочется. Всегда есть такой соблазн, чтобы искать то, что нам хочется, а не то, что велит Бог. Дальше Апостол говорит, что мы должны преобразовываться обновлением ума вашего (Рим.12:2), то есть мы должны обновлять интеллект, разум. Каким образом? “Преобразовываясь” (в греч. “метаморфоза”), то есть изменять способ мышления. Это сознательная работа, которую обязан проводить каждый христианин с момента своего Крещения. То есть все, что мы делаем, все мысли должны быть проверяемы Богом и должны быть очищаемы Его Словом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески. Необходимо налаживать процесс своего мышления и этим надо заниматься непрерывно. Собственно, для этого существует правило ежедневного чтения Священного Писания, оно существует как камертон для настройки разума, который постепенно должен начать по-другому функционировать. Необходимо менять способ мышления: я считаю так, а Библия считает иначе, тем хуже для моей точки зрения – должна быть общая настройка именно такая. Этот процесс настройки разума забирает много интеллектуальной силы. Откуда брать силы? Необходимо помнить, что нам все эти силы даны, они в нас вложены в момент миропомазания. Как сказал Апостол Иоанн Богослов: “помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1Ин.2:27), то есть необходимо пользоваться тем даром миропомазания, который в вас вложен сразу же после Таинства святого Крещения. Внутри вас, в глубинах вашего сердца заложены духовные силы Святого Духа, поэтому необходимо просить Святого Духа, чтобы Он Сам давал вам силы, так как Он в вас прибывает с момента Крещения, к Нему нужно обращаться за помощью. Не пытаться своими силами обновить разум, а непрерывно каждый раз, желая это сделать, обращаться за помощью к Господу Богу Святому Духу.

Дальше что делать? Вот у нас возникает сложная ситуация, мы сразу проверяем: берем Слово Божие, помолились, начинаем читать. Как мы его должны понять? Слово Божие мы должны понимать так, как понимали его Святые Отцы. Не так как нам хочется его понимать, а так как понимает его Православная Церковь. Для этого необходимо заниматься такой работой, которую сейчас мы почему-то забыли: необходимо исследовать Священное Писание. В первом Псалме поется: “но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет” (Пс.1:2-3), то есть необходимо вникать в Закон Божий, размышлять о нем, вчитываться в него, всегда опираясь на Святых Отцов. Мы живем сейчас в уникальное время, когда в библиотеках и магазинах доступно множество трудов Святых Отцов. Надо исследовать Священное Писание, чтобы в сложный момент у нас имелась наработка, привычка, привычная мысль, которая должна сразу войти в нас и проверить наш разум.

Успенский собор Московского Кремля

Дальше мы узнаем Божию волю, возникает сложный момент и нет пока очевидного для нас ответа в Священном Писании. Каким образом узнавать волю Божию в такой ситуации? Существует для этого Святая Церковь. Необходимо пойти в церковь Божию и спросить совета у священника, чтобы совет был дан с обоснованием на Священном Писании и Святых Отцах. Обоснование нужно для того, чтобы мы учились. Ведь каждый эпизод нашей жизни – новый этап обучения, поэтому, если мы возьмем Святых Отцов они всегда ссылались на Священное Писание и других Святых Отцов. Таким образом, происходил процесс обучения человека, чтобы в другой раз человеку легче было сделать выбор, чтобы он учился, а не просто: мне нужен конкретный совет на конкретный момент и точка. Священник в хиротонии имеет власть учить “словесных овец” Слову Божию, не своему слову, а именно Слову Божию. Бывает ситуация, когда священник может быть некомпетентен в каком-либо вопросе. Священники разные, разный духовный уровень, а есть вопросы более сложные и он может посоветовать почитать кого-то из святых или отправить к какому-то опытному священнику, старцу или епископу, который стоит над ним. К старцу едут за конкретными важными вопросами духовной жизни, например, как с тем или иным грехом справиться, или научиться той или иной добродетели, делать или не делать какое-то очень важное дело.

Теперь о ситуации, когда нет возможности пойти к священнику, к старцу, то есть какой-то важный вопрос, который требует безотлагательного решения. Есть несколько способов, как узнать волю Божию в такой ситуации.

Способ первый, основанный на Священном Писании – это жребий. Как вы помните, Святые Апостолы избрали на место Иуды нового Апостола Матфея по жребию. Сделали они так в строгом соответствии с Книгой Притчей, там сказано: “В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа” (Притч.16:33). Как правильно бросать жребий? Для того чтобы жребий бросать, необходимо, естественно, знать из чего выбирать. Если бросать жребий: делать аборт или не делать, то Бог, очевидно, такой жребий не благословит, потому что аборт заведомо делать не надо. Жребий бросается в том случае, когда есть несколько вариантов, все из которых не противоречат воле Божией, выраженной в Священном Писании, не противоречат прямым Заповедям Господа, но которые мы не можем решить. Сначала молятся Господу, обычно читают Царю Небесный, Молитву Господню, описывают какие-то три варианта, бросают жребий или камушки выбрасывают, не глядя наугад. Есть ещё такое правило, если дело важное, сомневаемся, то здесь хорошо вытягивать жребий три раза. Это прямо библейский способ определения воли Божией, который основан прямо на учении святых и ни в коем случае не является ни гаданием или чем иным.

Дальше, есть второй способ узнавания воли Божией, связанный также со Священным Писанием. Он похож на один грех и прошу вас четко различать одну простую вещь. Способ заключается в том, что вы открываете текст Священного Писания и начинаете читать его подряд, помолившись, прося, чтобы Бог открыл Свою волю. Заметьте, вы начинаете читать подряд, а не пытаетесь делать как во время гадания: наугад открыл-закрыл, открыл-закрыл. Нужно понять связанный текст, связанную мысль Бога. Вы, когда читаете слово Божие с молитвой, очень часто в глаза бросается тот или иной Священный текст. Этот способ, возможно, один из самых надежных для определения воли Божией, потому что Сам Бог продолжает говорить через Свое Живое Слово.

Также волю Божию можно определить даже, когда нет Слова Божия под рукой. Отец Серафим Сахаров – известный духовник говорит, опираясь на авторитет преподобного Силуана Афонского следующие слова: в таких случаях надо очистить свой разум от всех за и против, всех решений, прекратить мысленный процесс, прекратить рассматривать варианты решения. Прекратите процесс копания внутри себя, для этого существуют определенные способы: хорошо закрыть глаза, глубоко вздохнуть, продышаться и после этого, непосредственно обратившись к Господу Богу попросить Его, чтобы Он открыл Свою волю и после этого первую мысль, которая придет, почитать за волю Божию. Этим способом нельзя злоупотреблять, его нужно использовать только тогда, когда нет прямого свидетельства в Священном Писании, нет возможности узнать по жребию, ни спросить у священника. Люди часто злоупотребляют этим способом, думая, что любая мысль, которая в голову пришла – воля Божия и потом впадают в крайности.

Теперь, что касается вещей, непосредственно связанных с познанием воли Божией, но при этом очень опасных. Мы знаем из Слова Божиего, что в Библии описаны ряд случаев, когда воля Божия открывалась через сны или видения. Здесь нужно быть крайне осторожным. Как говорит Иисус, сын Сирахов: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир.35:7). Помните, что только тот сон может быть признан от Бога, если, во-первых, он не вызван моей предыдущей деятельностью: если я что-то делаю перед сном, а потом мне это приснилось, то это не означает, что воля Божия открылась, процесс моего мышления продолжается во сне. Здесь можно обмануться, но это самый безобидный из обманов. Также надо отличать сны, которые приходят от диавола. Помните, что сны от диавола приводят человека либо в состояние гордыни, либо в состояние отчаяния, поэтому как говорил Иоанн Лествечник: верь только тем снам, которые призывают тебя к покаянию, но если они ввергают тебя в уныние, то не верь и им. Богу не угодно уныние, Богу не угодно отчаяние. Надо помнить, что Дух Божий есть Дух мира и каждый раз, когда Бог говорит, Он говорит так, чтобы человек умиротворялся при этом. Когда Бог говорит, человек утихает, его разум успокаивается. Когда слова Бога звучат в человеческой голове они всегда сопровождаются чувством благоговения перед Богом, страхом Господним, потому что “начало мудрости – страх Господень” (Притч.9:10). Когда Бог лично обращается к человеку спутать это уже невозможно, но надо помнить, что на это рассчитывать мы можем и не можем одновременно. Почему? C одной стороны можем, потому что мы дети Божии, Бог конечно же к нам может обратиться, но мы не можем требовать, чтобы Бог в принудительном порядке должен нам что-то рассказать. Бог никому ничего не должен.

Когда Бог говорит – это уже не спутаешь. Признаком внешним являются те самые признаки, которые перечисляет Апостол Павел: “плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал.5:22-23). Когда Бог действует в человеке, в нем возникают именно эти качества, о которых говорит Апостол. Это четкая диагностика. Если человек поговорил с Богом и у него истерика после этого, очевидно, что он не с Богом поговорил.

В Евангелии сказано, что есть такие моменты, когда Бог лично Сам говорит устами человека: “когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10:18). Поэтому слова мучеников – непосредственно слова Святого Духа. Когда мы читаем жития Святых, то замечаем насколько сильные бывают слова, насколько они потрясают человека, что могут его переделать. Если начнутся гонения, помните, что воля Божия очень простая – на гонения не нарываться, от исповедования веры не скрываться, то есть если вас взяли – исповедуйте Христа всегда, но не готовьте никаких речей – Сам Дух Святой научит вас.

Помните, что есть вещи, которые с познанием воли Божией совершенно не совместимы: воля Божия никогда не открывается пьяному, потому что человек помрачил свой разум. Воля Божия никогда не открывается человеку в состоянии наркотического опьянения, в состоянии экзальтации, как жрецы Ваала. Воля Божия никогда не открывается человеку, который оправдывает очевидное зло. Воля Божия открывается человеку с трезвым умом, потому что разум человека при приближении к разуму Бога усиливается.

Ваша задача – постепенно дойти до такого состояния, чтобы всякий ваш поступок был согласен с волей Божией. Для этого просите у Бога, чтобы Он раскрыл замысел именно о вас. Задача духовника не просто сказать общие фразы, а помочь человеку найти замысел Божий об этом человеке.

У православных есть правило, когда они читают какие-то советы духовного отца лично какому-то человеку – они никогда не делают их общей нормой. Так как то, что полезно для одного – не полезно для другого и то, что полезно для одного сейчас, может быть уже не полезно через некоторое время. Совет школьнику пятого класса не применим к студенту пятого курса, разные уровни.

Помните, что для нас волей Божией являются все наши обстоятельства, то есть все обстоятельства, которые с нами происходят, они для нас совершаются по воле Божией. Вопрос, как мы их должны использовать. Например, человек, который погиб во время теракта, можно ли сказать, что он погиб без воли Божией? Нет, это будет грехом для террориста, но смерть данного человека для самого умирающего не является случайностью – это то, что по воле Божией с ним происходит. Помните, что скорби посылаются нам или в наказание, или в качестве кары, или для того, чтобы мы получили венцы. Что значит в наказание? То есть ты сделал грех и тебя надо научить, чтобы ты его больше не делал. Причем наказание может быть как прямое, Бог может вмешаться, а может оставить грех человека на него самого, например, человек напился и у него начался цирроз печени, виноват человек, что он спился, но это произошло по воле Божией, это наказание от Бога. Наказание в форме кары бывает двух видов: или смерть или безумие. Во время кары невозможно исправиться, то есть Бог видит, что человек уже не способен исправиться, Он видит его волю и карает, чтобы его пример послужил для вразумления окружающих. Когда же человек не заслужил по воле Господа данное наказание, а у него скорбь пришла, эту скорбь Господь посылает для того, чтобы человек вытерпел, использовал ее как плацдарм для тренировки своей воли и, сразившись, победил и за это получил награду на Небесах. Если с вами скандалят, а вы умудрились промолчать и еще в добавок помолиться за обидчика, вы, таким образом, победили, скорбь послужила вам на пользу, воля ваша закалилась даже на земле, а Господь за это на Небе готовит награду, которая нам не видима пока, а потом будет очень даже видима.

Как правильно по воле Божией переносить скорби? Надо говорить: во имя Господа терплю. Помните, что страданий на земле не избежать, вопрос в том, как их переносить. Если мы переносим их ради Господа, чтобы участвовать в Его страданиях, тогда мы вместе с Ним и прославимся. Господь сказал: “где я там и слуга Мой будет” (Ин.12:26) и в Апокалипсисе: “следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел” (Откр. 14:4). Агнец идет на Голгофу, а потом воскресает. Так же и праведники, те люди, которые хотят праведности, страдают вместе с Господом, ради Господа терпят, чтобы вместе с ним и прославиться. Страдания сами по себе не облагораживают никого, посмотрите на людей в больнице, как они, бывает, ропщут, если о воле Господа забывают. Страдания сами по себе не спасают, спасает Господь через страдания в том числе. У Церкви будут страдания до прихода Господа, у нас – до самой смерти.

На Бога надейтесь, на Него полагайтесь, Его ищите, Его слушайте и Господь вам в помощь!

(Расшифровка, в некоторых местах близкий к тексту пересказ, беседы иерея Даниила Сысоева) . . Слушать аудио:

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/91960/kak-uznat-volyu-bozhiyu-ierey-daniil-syisoev-audio/

Как узнать волю Божию?

В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Как узнать волю Божию? В первую очередь через Священное Писание, непрестанно упражняясь в чтении его и изучая святоотеческие толкования и поучения. Еще об этом нужно много молиться, просить Господа научить Его воле.

Священник Петр Гурьянов:

– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.

Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.

Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.

Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.

Жить в согласии с заповедями Божиими

Священник Димитрий Шишкин:

– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.

Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.

И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.

Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»

На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:

«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».

Желать именно воли Божией, а не своей

Священник Михаил Гапоненко:

– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей, через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.

Священник Святослав Шевченко:

Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий

– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.

Быть внимательным к себе и своей совести

Священник Георгий Мерзликин:

– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.

И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

Священник Павел Коньков:

– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».

Источник: https://pravoslavie.ru/96294.html

О старцах, духовниках и воле Божией

Интервью протоиерея Владимира Воробьева.
В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться. Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей помогает настоятель московского храма святитель Николай Мирликийский в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

— Отец Владимир, есть ли еще на свете прозорливые старцы.
— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.
— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.
— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.
Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.

Старец архимандрит Кирилл Павлов
— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.
— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.

Алгоритм поиска духовника

— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?
— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.
— И есть какой-то алгоритм такого поиска?
— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.
— А ошибок не было?
— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.

Осторожно, младостарцы!

— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.
— Да, так бывает. Но священники разные бывают.
Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.
— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.
— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.

— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?
— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.
— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?
— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.
— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?
— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.
— Но от этого их как-то можно предостеречь?
— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.

— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?
— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.
— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.
— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.

Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин
— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?
— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.
Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.
Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.
— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?
— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.
Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог “всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.
Беседовала Марина Борисова

Источник: https://religiya.temaretik.com/1573307464721107012/o-startsah-duhovnikah-i-vole-bozhiej/

Виталий Кандалинцев
Учение Оптинских старцев

Этот дар сообщения человеку богоугодного видения жизни достиг высокой степени в наиболее известном Оптинском старце – преподобном Амвросии (1812–1891). Его меткие, афористичные высказывания надолго запоминались и привлекли к старцу большое количество людей всех сословий. Повторяя и многократно разъясняя своим духовным чадам и подопечным все, сказанное его предшественниками о воле Божией, преп. Амвросий ярко выявил еще одну черту старчества – глубокий психологизм, видение и понимание самых потаенных движений человеческой души.

Распознавая в душах стремление к особенным подвигам и праведности, старец говорил по этому вопросу точно и убедительно:

Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте сердца предаваться воле Божией. Не попустит бо Бог искуситися паче силы, но сотворит со искушением и избытие (Ср.: 1Кор.10,13). Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. …Аще же без наказания есте …убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12,6,8) .

Напрошенный крест… Необычное, но интуитивно понятное выражение. Старец как бы говорит: вы можете вашими просительными молитвами действительно получить от Господа те испытания, о которых думаете и к которым стремитесь. Но тяжесть этих испытаний может оказаться слишком высока, и вместо мужества произведет в душе малодушие, а то и отчаяние.

Преп. Амвросий здесь деликатен. Он не развивает эту тему в направлении заповеди «не искушай Господа, Бога твоего”. Хотя у некоторых людей отсутствие должного рассуждения о собственных чувствах приводит к смешению понятий: крест испрашивается в надежде на благодать, которая сделает несение этого креста легким. Т.е. люди на самом деле стремятся к получению благодати, а не несению креста, как они это утверждают. А это уже небезобидно. Ибо искушение Господа часто в том и заключается, что человек как бы вместо Бога принимает решение, что он будет так-то и так-то поддержан, и даже чудесно избавлен от напасти, к которой он сам же и стремится.

Вместо этого старец сразу дает оптимальное решение – «в простоте сердца предаваться воле Божией”. «В простоте сердца” означает отсутствие всяких измышлений на сердце – где, при каких обстоятельствах и как будет явлена воля Божия в отношении данного человека. Т.е. характер грядущих на жизненном пути событий надлежит определять не человеку, а Богу. При этом простота сердца является свидетельством, что человек действительно отказался от мечтаний о себе, и вверил себя воле Божией, справедливо полагая, что Господу лучше известно, как раскрыть его лучшие качества.

Преп. Амвросий на положениях из Священного Писания показывает преимущества «креста назначенного” над «крестом напрошенным”. Ибо в этом случае Бог Сам определяет меру испытаний для людей, и не позволяет им (испытаниям) превысить возможности человека по несению скорбей. Личный крест нужен человеку не для удивления других, а для исправления себя. Он нужен для того, чтобы осознать скорби как наказание, данное Господом с любовью, т.е. возможностью исправления и принятия Богом в качестве Его сына или дочери.

Поэтому старец сказал еще и так:

Иди – куда поведут, смотри – что покажут, и все говори: да будет воля Твоя! .

В этом высказывании явственно видна установка на отказ от своей воли. Своя воля здесь воспринимается как помеха действию воле Божией в человеческой судьбе. Но отказ от своей воли не означает бесхарактерность в человеке, его равнодушие к происходящему или пассивность. Следует подчеркнуть, что отказ от своей воли в учении старцев означает не безвольность, а отказ от своеволия – духовно и нравственно ошибочных действий, вытекающих из ограниченности человеческого опыта и поврежденности человеческой натуры грехом.

В словах преп. Амвросия как раз и видна устремленность к свершению воли Божией, что не отрицает, а предполагает активные действия в ситуациях, когда нравственный и духовный смысл событий стал очевиден для человека. Подобная очевидность воспринимается верующим как то, что Бог ему открыл должное видение происходящего, следовательно, открыл и свою волю как человеку надлежит действовать.

Старец Амвросий дал разъяснение и относительно пределов времени в человеческой жизни:

Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление .

Человек уходит из жизни не тогда, когда он устал жить и страдать, а тогда, когда Бог выявил его дальнейший статус. Многие страдания Господь посылает своим избранникам ради их высокой доли в Царстве Небесном. Оптинским старцам это было известно, как никому другому.

Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824–1894) говорит так:

Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи. В скорбях сокровенна есть милость Божия! .

Сокрыта в скорбях милость Божия! Вот почему все Оптинские старцы так много писали и говорили о скорбях. В их учении о воле Божией скорби (болезни, немощи, недоумения и т.д.) раскрываются как инструмент исправления и совершенствования человека Богом, Его труда над человеком по освобождению последнего от пороков и греховных привычек.

Преп. Анатолий «Старший” (Зерцалов) уделил в своих наставлениях много внимания этому вопросу. Он говорил о необходимости быть готовым встретить скорби тем, кто полюбит молитву Иисусову – ибо враг не оставит без отмщения эту нестерпимо жгучую для него молитву. Но одновременно старец заповедовал «скорби собирать как сокровище”, поскольку это очень способствует Иисусовой молитве.

В этих наставлениях ярко выразилось понимание Оптинскими старцами роли скорбей в осуществлении воли Божией в человеческой жизни. Можно отметить несколько моментов этого понимания:

1. Неизбежность и неустранимость скорбей. Ссылками на Священное Писание и собственными разъянениями старцы учили, что скорби хотя и неприятны, но играют такую же роль, как телесная боль – т.е. указывают на болезнь души, которую надобно врачевать. И до уврачевания души скорби будут посещать человека, хотя Господь по своей милости дает и утешение в скорбях.

2. Стремление к отсутствию скорбей неправильно, ибо по сути такое стремление является отказом от духовно-нравственного совершенствования, следовательно – отказом от исполнения воли Божией.

3. Самостоятельное искание скорбей есть такое же заблуждение, как самостоятельное искание лекарства от неизвестной человеку болезни. Вместо исцеления в этом случае можно получить еще более тяжкое увечье.

4. Полезны только те скорби, которые посылает человеку Господь, ибо не скорби важны для Бога, но разумение человека причины и характера его болезни. По достижении такого разумения Господь подает и исцеление, а вместе с ним и избытие скорбей.

5. Перенесение скорбей требует от людей мужества и терпения, воспитывает привычку к постоянной молитве и производит другие, хотя и отчасти вынужденные, но полезные изменения в человеке. Поэтому в учении старцев за скорби надлежит благодарить Бога, являющего через них Свою волю к исправлению и спасению человека.

Преподобный Исаакий I (1810–1894) старался убедить иноков в необходимости терпения при случающихся скорбях:

Надо терпеть. Как же святые-то терпели? Что же после этого мы за монахи, если и малых оскорблений переносить не будем! .

Преподобный Иосиф (1837–1911) подчеркнул необходимость упования на Бога в обстоятельствах скорбного земного пути:

Будущее же наше в руках Божиих. И без искушений прожить век нельзя. Не то, так другое, не другое, так третье. Поэтому и Господь предостерегает: «будите готови”. Впрочем, если всегда будете молитвенно прибегать ко Господу, с упованием на Его милость, то всегда будете обретать благовременную от Него помощь .

Старец Иосиф был искусен в наставлениях, посвященных воле Божией. Он умел кратко повторить, сказанное старцами-предшественниками и, в то же время, охватить новый круг вопросов, которые жизнь ставила перед его духовными чадами и подопечными.

В приведенном высказывании преп. Иосиф вновь акцентирует сказанное первыми Оптинскими старцами о том, что «Господь вся весть, еще и несодеянное наше” (преп. Лев), а посему и будущее наше, конечно же, тоже в Его руках. Со столь же несомненной уверенностью старец присоединяется и к оценке своих наставников, что без скорбей и искушений прожить нельзя – «не то, так другое, не другое, так третье”.

Следовательно, соединение первого со вторым дает абсолютно логичное и единственное решение: многосложные проблемы жизни, которые иногда рвут человека на части, нужно соединить в себе молитвой к Господу и упованием на Его милость, от чего будет благовременная помощь и возможность жить дальше.

Преп. Иосиф говорил, что всегда должно помнить мудрую пословицу: «Живи не так как хочется, а как Бог велит”. В понимании старца это означало, что как устроились жизненные обстоятельства, так и должно жить. Ибо окружающие нас обстоятельства устраиваются не случайным образом, а Промыслом Божиим.

И здесь мы имеем со своего рода расширением рассматриваемой ситуации. Преп. Иосиф обобщил сказанное ранее старцем Амвросием «иди – куда поведут” на всю жизнь. Уже не частная ситуация требует отказа от своеволия, а ситуация всей жизни. В том, что в жизни устойчиво сложилось положительного – это от Бога. И потому не надо поддаваться соблазну разрушения данного скромного, но достаточного уклада, ради надуманного и неосуществимого плана, коренящегося в недостатке смирения, а отнюдь не в недоиспользованном потенциале человека.

Вероятно, здесь старец исходил из той тайны, которая Оптинским старцам была известна опытно. Суть ее можно определить так: чем сильнее смирение, тем более достойную дает Бог человеку жизнь. И потому не внешняя эффектность жизни (например, слава, известность, богатство, влиятельность и т.д.) составляет ее внутреннюю необходимость, но глубокое переживание своей причастности и неотъемлемости воле Божией, из чего жизнь данного человека раскроется с необходимой силой и вовне. При этом смирение первично и самоценно, т.е. оно не является «инструментом” получения внешних благ, но само является внутренне данным благом, благодатью.

Преподобный Варсонофий (1845–1913) хорошо выразил таковое смирение следующими словами:

Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами множество шкатулок, а ключей к ним нет … .

С новой силой звучит здесь сказанное первым старцем Львом о пределах, положенных человеческому пониманию. В нашей жизни нет случайных комбинаций условий и обстоятельств, все предопределено и вызвано к существованию Богом. Порыв ли ветра, хлопнувший ставнем и позвавший человека из дома, встреча ли с незнакомым человеком, боль или радость, слава или бесчестие – все неслучайно, все есть рассказ Бога нам о нас.

И оттого-то так непонятен этот рассказ, что многое в нем сокрыто, окутано тайной. Бог хочет нам что-то сказать, но Его мысли – не наши мысли. Потребуются долгие годы духовной работы, размышлений, нравственного совершенствования, опыта исполнения заповедей, прежде чем мы хотя бы немного научимся видеть свою жизнь освещенную светом, исходящим от Бога. Но и тогда жизнь не станет простой и понятной. Она станет еще более сложной через возросшую степень ответственности за себя и других, через требование мыслить точно и ясно, приходить на помощь всегда, сострадать другим не мыслью о сострадании, а самим взятым на себя страданием.

В какой-то момент мы начнем немного понимать, что значит быть настоящим человеком. И увидим, что это совсем не тот человек, к которому мы привыкли на земле. Мы увидим, что этот духовный человек проходит страдания и испытания ради того, чтобы в нем все сильнее светил Свет, в котором нет никакой тьмы. В этом Свете тайное становится явным, все обретает свой смысл и предназначение, жажда познания утоляется. Но перейти к этому Свету означает перейти из смерти в жизнь.

И ради этого перехода старец Варсонофий наставляет нас помнить об одной вещи:

Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности .

Познание и обретение в себе воли Божией возможно только в сознании своей греховности. Нельзя стать чистым, не понимая, что ты грязен. Нельзя придти к истинному Свету, если за свет принимать свою тьму. И нельзя стать совершенным, не понимая, что ты не совершенен.

Поэтому старец учил не гордиться и не тщеславиться ни самим в себе, ни перед другими. Учил считать себя хуже всех и свыкаться с мыслью, что мы приговорены к адским мучениям. Что избавиться от них можем только по милости Божией. И говорил, что это нелегко, что только святые достигали того – считали себя достойными адских мучений, считали себя хуже всех.

Наше достоинство здесь, на земле, определяется мерой познания нашего недостоинства. Чем лучше мы знаем себя, тем лучше видим, сколь мы недостойны – и оттого, что видим и принимаем эту правду о себе, становимся причастны самой Правде, и через то обретаем и некоторое достоинство.

Придти к подлинному пониманию нашей трагедии – это значит придти к страшному выводу о себе – что не кто-то, а конкретно ты достоин быть в аду, и что не кто-то, а именно ты хуже всех. И через это полное осознание своего недостоинства Бог приводит человека к святости, жизни ради Него и в Нем Самом. Той самой жизни вечной, в которой человек обретает свое вечное достоинство, полноту бытия и свершения Божественного предопределения о нем – что человек есть человек только в Свете, а во тьме его нет.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchenie-optinskih-startsev/1

>
Общество православных врачей Санкт-Петербурга
имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского

Беседы с молодежью. Как узнать волю Божию о себе?

Библиотека / Актуальные статьи / Беседы с молодежью. Как узнать волю Божию о себе?

Ответы прот. Сергия Филимонова на вопросы курсантов и студентов-медиков, заданные на V и VI Круглом столе Добровольческого отряда «С открытым сердцем» при Обществе православных врачей Санкт-Петербурга

Как узнать волю Божию о себе?

Как же понять свой путь? Нужно испрашивать волю Божию о себе. Есть люди, которые могут ее открыть. У нас в Петербурге, например, живет старец протоиерей Иоанн Миронов. В Печорском монастыре — отец Наум и жив еще отец Адриан, можно послать ему письмо.

Но проще узнать волю Божию через духовника. Хотя бывает, что духовник сам посылает свое чадо к прозорливому старцу. При этом от человека требуется собственная молитва и готовность услышать ответ.

На моих глазах ныне покойный отец Николай с острова Залит одних благословлял на замужество, а других нет. Помню, приехала к нему пара, и он им говорит: «Вам надо венчаться». Они не послушались и разошлись. В итоге она родила ребенка и одна его воспитывает, потому что легкомысленно отнеслись к благословению старца. Так нельзя, жизнь нужно жить, а не играть в нее, пренебрегая благословением Божиим, услышанным из уст духовно опытного человека. Другая пара к нему приехала, чтобы испросить деток, а он им ответил: «Нет, вам не нужно иметь детей». Казалось бы, все ясно. Но нет, вмешались доброхоты: мол, что значит «не надо», зачем вам слушать какого-то старца? Давайте молитесь, вот вам молитва, вот еще молитва, вот целый чемодан молитв. И все, они вынудили у Господа ребенка. И какой итог? От Церкви отошли, в Таинствах перестали участвовать, развелись. Все это очень плохо. Нельзя нарушать старческое благословение. Воля Божия о тебе может оказаться совершенно противоположной твоим желаниям. Приезжают: мол, батюшка, благословите жениться. — Нет, тебе идти в монахи. – А мне можно в монахи? — Нет, тебе нужно жениться.

Когда едешь к старцу, нужно быть готовым услышать и исполнить то, что не совпадает с твоим мнением. Поэтому 30 раз подумайте, прежде чем собираться в путь. Многие несерьезно к этому вопросу подходят и понапрасну беспокоят старцев, не понимая, что услышав духовный ответ, с этого самого момента несут ответственность перед Богом. Представьте себе: Господь по твоей настойчивости и бесцеремонности согласился преждевременно открыть тебе Свою волю — а ты не готов ее принять. Это же страшно! Лучше не надо идти напролом, лучше осторожно, потихоньку.

Отец Иоанн Крестьянкин советовал: в сомнении, искать ли семьи или монашества, до 26-летнего возраста проверяйте волю Божию, слушайте, куда склоняется сердце. Оно в конце концов подскажет, к чему ты предрасположен, к семейной ли жизни, к монастырской ли. Выверившись в течение многих лет, поступай так, как велит сердце.

Бывает, и нередко, что после ответа духовника или старца в душе человека остаются сомнения. Услышит он: «Ты знаешь, все-таки воля Божия тебе принять монашество», — и начнется сильнейшая внутренняя ломка, потому что не готов он это принять. Что делать? В сомнениях нужно молиться: «Господи, я хочу жениться, но да будет на все воля Твоя». Понимаете? Хотеть нужно не своего, а Божьего. А вот если сердце твердо знает: нет, этот путь не мой, — значит, тогда спокойно развивайся в том направлении, в котором уверен. И не беспокойся. Если тебе воля Божия уйти в монастырь, то это все равно рано или поздно произойдет. Господь так сложит жизненные обстоятельства, что человек в конце концов все поймет и согласится с Промыслом Божиим о себе. Но примет это уже не с внутренней ломкой, а с пониманием, что путь его проложен руками Господа.

Поэтому нет смысла дергаться. Нужно внимательно и спокойно вглядываться в свое сердце, в его расположение.

Как вы думает, воля Божия ограничивает свободу человека или нет? Вот, например, ты хочешь стать священником, а старец говорит: нет, ты или семьянин, или монах. И ты выбираешь семью, а потом начинаются искушения, и ты вспоминаешь, что это старец тебе посоветовал, и сокрушаешься: лучше бы я по своей воле тогда поступил. Но Бог никогда не ограничивает человеческую волю. Он не требует: «Я хочу, чтобы ты стал монахом, или священником, или врачом-офтальмологом». Нет, Он говорит: если ты хочешь этого, то да, есть Моя воля, чтобы ты развивался в этом направлении. Зеленый свет тебе: выбранный тобою путь полностью совпадает с Моим замыслом о тебе. Тогда ты будешь успешно двигаться по избранному пути. А вот если тебе скажут, что нет тебе воли Божией быть, например, хирургом, а терапевтом — пожалуйста, то продавливая свое хотение, ты обязательно потерпишь фиаско. Допустим, ты хочешь быть хирургом, но твое здоровье не даст тебе обрести нужные навыки, и ты будешь очень уставать во время операции.

Нет воли Божьей — не надо, не суйся туда. Иди по благословленному Богом пути. Вымаливай его.

Источник: http://www.opvspb.ru/library/articles/141/

Как узнать волю Божию? – протоиерей Алексий Уминский

– Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Протоиерей Алексий Уминский

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

– Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Источник: https://www.pravmir.ru/da-budet-volya-tvoya-kak-uznat-chego-hochet-bog/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *