Содержание

О повторных браках и венчании

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

Протоиерей Валериан Кречетов

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Протоиерей Валериан Кречетов – Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Источник: https://pravoslavie.ru/66120.html

Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 2

Чем «плох» гражданский брак? Как не обижаться и кто должен мириться первым?Что делать, если любовь ушла и как любовь сохранить? На эти и другие вопросы молодых семей отвечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

— Чем «плох» гражданский брак?
— Раньше гражданским браком называлась запись в книге актов гражданского состояния без венчания в церкви. Это был гражданский брак. Теперь гражданским браком называют сожительство.
Есть разные степени отношений мужчины и женщины. Можно искать себе партнеров каждый день и каждую ночь. Можно жить с одной какой-то женщиной, но не хотеть от нее детей, жить в своей квартире, с ней встречаться, но ни с кем кроме нее не иметь никаких отношений. Можно записаться в книге актов гражданского состояния и объявить себя мужем и женой перед обществом, перед людьми. Есть разные формы этих отношений.
Все эти отношения плохи тем, что не имеют того, что есть в венчании. В том, что люди не расписаны, а просто сошлись и живут вместе есть некая опасность, некое лукавство. Они говорят: «Зачем нам печать в паспорте? Мы и без этого любим друг друга». Но любовь – это вещь эфемерная в нашем мире. Вот она есть, а вот ее нет, этой любви. Все-таки запись в ЗАГСе дает браку некую стабильность.
Я знаю семьи, в которых люди живут друг с другом уже долгие годы, и не хотят расписываться. Они считают друг друга мужем и женой, у них общие дети, они верны друг другу, но они не расписываются, потому что муж не хочет, скажем. Но дети, когда подрастают, они от этого очень страдают. Они чувствуют, что брак все-таки какой-то не такой. Нет до конца доверия друг другу.
Я, помню, беседовал с одной женщиной в больнице, уговаривал ее оформить отношения, как говорится, со своим так называемым «мужем». И она очень долго мне доказывала, что это неважно , это «печать в паспорте», это никому не нужно, это никакого значения не имеет, он ей муж. Я долго с ней беседовал, и в конце концов она мне сказала: «А вдруг он у меня квартиру отберет?»
Оказывается, все-таки для нее эта печать в паспорте имела какое-то значение, и для него тоже. Хотя в наше время, по современным законам, оказывается, в суде могут признать брак состоявшимся, даже если нет печати в паспорте. Но все равно это какое-то… есть некие правила вступления в брак.
Скажем, до революции в браке не может быть крестьян, крепостных не регистрировали. И даже не венчали, было такое время. Но была какая-то форма вступления в брак. У каких-то туземцев тоже есть какая-то форма брачной церемонии. И если он прошел эту церемонию – значит, она его жена. Если не прошел – значит, это еще не брак.
И у нас в обществе закреплен все-таки какой-то порядок вступления в брак. ЗАГС, марш Мендельсона, шампанское, белое платье у невесты, гости, свадьба, на которую нужно денег накопить… Без этого он какой-то несостоявшийся…
Гражданский брак, брак без всякой регистрации, брак, который по сути не является гражданским, а является просто сожительством, этот брак плох тем, что и для общества, обществом не воспринимается, как брак, и сами люди относятся друг к другу в этому браке не очень серьезно. Даже если они говорят о любви, даже если они говорят, что они муж и жена, а в глубине души – «ну, если что — разойдемся, и никаких проблем». Даже разводиться не надо. Все очень просто. Мы ничем не связаны. Это отсутствие каких-то обязательств по отношению друг ко другу. А регистрация брака все-таки накладывает какие-то обязательства: разводиться надо, алименты платить. А так мы свободны.
Это стремление сохранить за собой свободу есть на самом деле страшная вещь, пагубная вещь. человек не решается на любовь, он боится любви, боится ответственности за другого человека. Вот этим он и плох. Тем, что мешает явиться в браке настоящей любви. Мешает подлинному соединению в любви двух людей, мешает тому, что происходит в церковном браке.
— Что нам даст венчание?
— Я могу сказать, что мне дало венчание. Мы с моей женой были расписаны уже много лет, у нас уже был ребенок. Мы не были венчаны, потому что, когда вступили в брак, не были крещены. Сначала покрестился я, и потом через какое-то время к вере пришла моя жена, уже после рождения первого ребенка. И тогда мы с ней решили повенчаться.
Наше венчание внешне выглядело не очень импозантно, петь было некому, на клирос пришла староста храма, пришел мой друг один пел на клиросе, вместе с нами венчалась еще какая-то пара, нам совершенно незнакомая, нас венчали вместе. Я пришел в свитере, жена пришла тоже в каком-то не белом платье, и все это было немножко странно. Я относился к этому серьезно, а на фотографиях, сохранившихся после венчания, видно, как моя жена улыбается. Она тогда только начала еще воцерковляться, ей это все казалось странным. Потом мы пригласили к нам домой гостей, наших друзей, и я помню, я проснулся наутро и у меня как-то так было радостно, так было на душе легко. Я пошел, я тогда любил гулять по городу, Москва еще была не такой, как сейчас, дошел до Елоховского собора, зашел в храм, почувствовал, что храм — это действительно центр этого города, хотя не для всех это понятно… Я пережил какое-то удивительное чувство обновления, чувство радости, удивительной легкости, чистоты… мне это дало венчание. И я знаю, что не только я, но многие люди, которые венчались уже после того, как долго прожили в браке, как прожили в браке целую жизнь, как эти люди рассказывали мне о том, как изменило их жизнь венчание.
Что значит венчание для людей, которые вступают в брак, для молодых людей? Есть разные представления о том, что такое брак. Есть брак как форма договора. Вот мы договорились с ней или с ним, что в случае развода так-то делим имущество, что детей называем сначала она, потом я, что наше имущество, которое у нас есть до вступления в брак, оно остается как бы нашим, и мы не пользуемся… ну и разные бывают формы договора.
Есть брак по любви. Людей соединяет некое чувство. Но мы знаем, что брак как договор все-таки противоречит любви, может быть, не знаю. Все-таки какой-то он такой… заранее предусматривается возможность развода какого-то там. Брак по любви, с другой стороны, брак просто исходя из какого-то чувства — это брак, который очень легко разрушается. Ведь чувство – переменчиво. Времена, когда у людей были сильные чувства, продолжительные — эти времена прошли. Сейчас люди очень легко переходят от радости к унынию, от влюбленности к раздражению и ненависти. Ну и даже такая пословица есть: «От любви до ненависти один шаг». И поэтому такой союз – тоже непрочный.
А вот брак церковный – институт, который основан Богом. Люди приходят к Богу, и Бог их соединяет. Они верят в то, что это соединение – в Боге. Они соединяются не вдвоем в браке, и всё: они живут, и им больше никто не нужен. Соединяются они двое, и Бог. Бог, соединяет этих людей, и это есть гарантия того, что брак будет вечным, что брак будет независимым от переменчивости чувств, что брак будет браком, в котором они будут следовать заповедям Божьим.
Здесь не нужны им никакие договоры, потому что есть Евангелие, есть примеры ветхозаветных праведников, есть церковные установления, и брак основывается именно на этом. Вступая в брак, они именно это обещают Богу, вступают в новую жизнь.
Когда люди венчаются в церкви, они соединяются не просто своими имуществами, они решаются не просто жить рядом, жить вместе, они не просто в браке соединяются телами, сейчас это делают и без всякого брака, как животные. Они не просто душевно близки друг другу, как влюбленные, они соединяются духами. У каждого человека есть дух. Тело, душа и дух. Духи этих людей соединяет Бог. Вот это происходит в венчании, и только в венчании. Потому что в любви дух человека не участвует, он остается свободным. В таинстве венчания Бог соединяет их духи вместе. Супруги едины и телесно, и имущественно, и юридически, едины и душевно, потому что они друг друга, конечно, любят. И едины в духе, едины в Боге. Вот что такое венчание.
— Как не обижаться и кто должен мириться первым?
— Когда у нас с женой возникали какие-то несогласия, она начинала на меня обижаться, я всегда старался ее рассмешить. Потому что просить у нее прощения — это было бесполезно, она не отреагировала бы никак. А вот если мне удавалось что-нибудь смешное такое сказать, она очень любила посмеяться, и мне это иногда, ну не легко, но как-то удавалось. И как-то напряженность сразу снималась. Мириться – это не обязательно прийти и сказать: «Прости меня, грешную». «Бог простит, и я тебя прощаю», – ответить на это. Можно сделать то же самое в какой-то другой форме. Главное, чтобы прошло зло друг на друга.
Первый должен мириться тот, кто больше любит. Первым должен мириться тот, кто совершеннее. Первым должен мириться тот, кто выше в своем духовном развитии. Далеко не всегда начинает мириться тот, кто виноват. Потому что обычно в ссоре все считают виновным не себя, а другого.
Если думать, что пусть первым мирится тот, кто виноват, тогда примирения может вообще не произойти. Потому что жена считает, что он виноват, а муж считает, что она виновата. Пока они будут ждать, что попросит прощения другой, они дойдут в конце концов до развода.
Мириться нужно обязательно до наступления ночи. Всякое бывает, об этом тоже, кажется, писал отец Павел, день нужно заканчивать мирно. Если этого не происходит, мы закладываем бомбу, взрывчатку в основание нашей семьи, которая может взорваться. Мы каким-то образом оставляем ржавчину, гниль, червяков, которые будут дальше разрывать фундамент наших семейных отношений. До вечера нужно обязательно примириться, что бы ни случилось.
Попросить прощения, найти какие-то слова, поступок какой-то совершить. Купить цветы, торт, чтобы как-то загладить какую-то шероховатость в отношениях. Но вообще, конечно, люди очень разные, и примирение может происходить разными способами.
Я все время вспоминаю историю, которая у меня была с моей женой. Она, когда мы с ней ссорились, у нее очень горячий был характер, такой порывистой она была, она била посуду. Брала тарелку и со всей силы хрясть ее об пол! И вот я как-то, после того, как она разбила очередную тарелку, взял ее любимую глиняную такую вазочку и выкинул в окошко. Она засмеялась и говорит: «Что ж ты выбрал мою самую любимую вазочку? Выбрал бы что-нибудь другое». Ну и надо сказать, что после этого она посуду уже не била. Но вазочка осталась цела, потому что мы жили на втором этаже, а была зима, она упала в снег, я, правда, этого не рассчитывал, но так уж случилось. И это тоже послужило примирению.
Так что всякое бывает. Нужно к этому относиться творчески. Помолиться и подумать, что мне сделать такое, чтобы все-таки помириться. Если, конечно, придет мысль, что надо к жене применить силу, наверное, этого делать не стоит. Но все остальное, наверное, допустимо, чтобы примириться с женой. Или с мужем.
— Что делать, если любовь ушла?
— Вы знаете, как говорят: любовь приходит и уходит, но она опять потом приходит.. уходит, опять приходит. То, что мы называем любовью, это не любовь. Настоящая любовь никогда никуда не уходит. Если человек узнал уже эту любовь, он от нее никогда уже не может отказаться. Как мать не перестает любить своего сына, даже если он стал мошенником, бандитом, совершил какое-то страшное преступление.
Нужно относиться спокойно. Нужно понимать, что это не любовь ушла. Ушло ложное чувство влюбленности, ушло восхищение человеком, ушло обольщение. Человек в чем-то разочаровался. Значит, он чем-то очаровывался неправильно? Рассеялся какой-то мираж, в который он верил. Ну и хорошо.
Значит, надо любить того, кто перед тобой оказался, когда все эти грезы развеялись. И можно продолжать любить. Любовь – это делание. Есть любовь-чувство, которое очень переменчиво, и основывать брак на этом чувстве нельзя. А есть любовь как волеизъявление. Вот я этого человека люблю и буду всегда все делать для него, жить для этого человека, буду смиряться перед ним, буду терпеть его, этого человека, стараться помочь ему измениться к лучшему. Я его люблю, это мой долг, это моя главная забота в жизни.
Тогда, когда человек этим деланием занят, когда он трудится над этим, тогда появляется настоящая любовь. Она и как чувство проявляет себя, но это другое чувство, это не влюбленность. Это очень глубокое, сильное чувство. Поэтому не нужно бояться, что меняется настроение.
Конечно, я все это говорю кроме тех случаев, когда супруг или супруга разрушили брак тяжелым грехом прелюбодеяния или каким-то другим грехом, который разрушает брак, – если жена решила сделать аборт, если муж изменил жене, если муж отрекся от Христа и принуждает детей к каким-то другим верованиям. Если супруг покушается на жизнь и здоровье детей или супруги. Конечно, любовь в этом случае просто убивается другим, она не уходит. Она просто убита этим грехом.
Есть люди, которые воскрешают эту любовь. Но есть люди, которые говорят: я не могу больше с ним жить, брак разрушен, и они будут правы. А если это просто какое-то несходство характеров, как это говорят, у нас что-то плохо получается в семейной жизни или в интимной жизни или еще что-то, это, конечно, все ерунда, это не повод разойтись. Если такая любовь уходит, то она обязательно вернется в большем объеме и лучшем качестве.
— Может ли быть, что я выбрал супруга неправильно?
— Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Надо отвечать за те поступки, которые мы совершаем в жизни. Мы несем за них ответственность. Тут ничего не поделаешь. Но когда это кажется человеку, он не всегда правильно понимает это. Я могу сказать про мою жену, за жизнь с которой я очень благодарен Богу, что я после вступления в брак, очень долго считал, что этот брак неудачный, зря я с ней начал жить вместе. Я был в этом убежден, уверен, потому что она не соответствовала какому-то моему идеалу, который был у меня в голове.
Иногда мужчины имеют какой-то идеал женщины: блондинка с голубыми глазами, а некоторые думают: нет, блондинки, они все глупые, брюнетка должна быть обязательно, яркая, жгучая. А ему попадается какая-нибудь другая. Это не повод думать, что ты неправильно поступил, женившись на этой женщине. Но с другой стороны это очень важный вопрос для тех, кто в брак еще не вступил, кто только думает о вступлении в брак. Потому что спешить с этим ни в коем случае нельзя.
Ни в коем случае нельзя доверяться своим чувствам, Ни в коем случае нельзя доверять своему разуму, советам друзей, а нужно обязательно помолиться Богу, помолиться усердно. И хотя бы год познакомиться со своей будущей женой, супругом или супругой, потому что за год человек очень меняется. И в разные сезоны он может быть разный, могут быть обострения в осенне-весенний период, или может летом наступать какой-то период активности или наоборот. В общем, надо узнать человека со всех сторон, прежде чем вступать в брак, тогда не будет таких переживаний. А решившись на брак нужно быть верным этому решению до конца.
— Если выбрал неправильно, можно ли все-таки поменять?
— Ну как, вот тебе дано тело, в котором ты живешь. Вот жена — это часть твоего тела. Руку как поменять? Пришить новую, другую? Ну, сейчас, наверное, можно у каких-нибудь хирургов ногу или руку, но жена – это голова, сердце. Ты уже соединился, прожил какую-то жизнь, ты связан с ней общей историей, а если уж детьми связан, то это уж вообще никуда не годится. Поэтому разорвать это никак нельзя. А в жизни бывает: сегодня тебе кажется: нужно сделать так. А еще через какое-то время: нет, сделал неправильно. Неправильно поступил, а еще через какое-то время опять. Мы же люди несовершенные, мы не знаем полноты истины. Так и здесь, в браке. Тебе казалось, что это была единственная из всех женщин, которой ты хотел довериться, или единственный мужчина, которому ты доверила свою судьбу. И через какое-то время тебе кажется, что это неправильно, почему? Может, ты сейчас ошибаешься, а не тогда? надо подождать какое-то время.
— Можно ли венчаться при втором браке?
— Можно венчаться. В наше время это проще, чем до революции, потому что до революции, если человек разрушил свой первый брак совершением греха прелюбодеяния, то он не получал благословения на венчание во второй раз. Такое благословение получал тот в браке, кто не был виноват в этом страшном грехе. Такому давалось благословение на венчание, он вступал во второй брак.
Если человек разрушил свой первый брак и хочет вступить во второй, он должен по церковным правилам время понести епитимью, какое-то время не причащаться Святых Тайн. Конечно, в наше время эта епитимья значения особого для людей не имеет, мало кто понимает и ценит Причастие Святых Тайн. Мало кто знает об этой Тайне, поэтому это для людей не страшно.
А раньше было такое правило, что второбрачные, вступая в союз свой, после этого отлучались от Причастия. На таком браке не может присутствовать священник, такое тоже есть правило. Но единственно, тут есть такая тонкость: в Церкви очень строгие правила, но очень много любви. Поэтому эти правила говорят о том, что если кто-то из вступающих в брак венчается первый раз, то их венчают по первому чину. То есть их венчание совершается так, как будто оба они вступают в свой первый брак. Ради этого человека.
Так что, конечно, если такое произошло, разрушился брак церковный, но человек хочет создать семью, он не может жить один, его искушают какие-то, может быть, грехи, то ради немощи человеческой ему позволяют вступление во второй брак, и даже третий брак разрешается Церковью. В этом случае, конечно, можно получить благословение на венчание. Покаяться, объяснить это духовнику, получить благословение архиерея на вступление во второй брак, и можно, наверно, повенчаться во второй раз. Ну уж стараться этот брак не разрушать своими грехами.
— Существует ли чин «развенчания»?
— Нет, церковного развенчания не бывает, это глупости, конечно, Церковь может признать и констатировать то, что брак потерял свою силу в случае совершения греха кем-то из супругов, но никакого развенчания в Церкви не совершается, никаких справок о развенчании Церковь не дает.
— Как сохранить любовь?
— Любовь нельзя сохранить так, как мы сохраняем в холодильнике фрукты, мороженое. Она испортится, ее нельзя «хранить в холодильнике». Любовь нужно приумножать каждый день. Если задаться целью сохранить любовь, то она обязательно уйдет и умрет. Будешь думать, что делать, когда любовь ушла. Любовь нужно каждый день приумножать. Нужно стараться, чтобы она каждый день становилась больше.
Приумножается любовь словами, но, конечно, не лицемерными, а искренними, заботами, вниманием к другому, подарками, цветами, конфетами, что любит жена. Уступкой друг другу приумножается любовь.
Каждый день должен проходить так, чтобы в этот огонь любви было что-то было брошено тобой, что-то пожертвовано. Тогда любовь будет преумножаться, а не сохраниться такой, какая она есть, поскольку в начале любовь очень такая эфемерная, призрачная, мираж, а совсем не любовь, а тогда она станет настоящей любовью.
Продолжение следует.

Видео: Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги: Семья Личность Венчание Любовь Брак Быт

Источник: http://www.nsad.ru/articles/episkop-panteleimon-o-seme-i-brake-chast-2

Кому венчаться нельзя, а кому можно?

Многие люди задаются вопросом, в какие дни в церкви венчают. Сперва изучите базовые правила этой церемонии:

  • Венчающиеся должны быть обязательно крещенными в православном храме. Это первое требование. Если ситуация с крещением туманна, или невеста и жених не воцерковлены, важно за месяц до намеченной даты свадьбы посетить церковь и со священником обсудить все нюансы. Иногда молодым разрешают венчаться, даже если кто-то в паре не является православным. Но тут есть одно условие: дети, появившиеся на свет в этом браке, должны быть крещены в православии.
  • Следующим требованием является брачный возраст молодых: жениху должно исполниться 18 лет, а невесте – 16. Конечно же, священнослужитель сделает поблажку и более юной новобрачной, если она ждет малыша. Церковь желает, чтобы ребятишки рождались в венчанном браке.
  • Помните, что пару обвенчают, даже если жених и невеста благословение своих родителей не получили. В этом случае все решает пожелание священнослужителя.

Кстати, запрещено венчаться некрещенным и атеистам, духовным и кровным родственникам (к примеру, крестнице и крестному), а также брачующимся 4-й раз. Обряд венчания проводится лишь 3 раза. И то при условии, что прежний венчанный брак аннулирован по церковным канонам или человек овдовел.

Когда нельзя венчаться, а когда можно

Так в какие дни в церкви венчают? Важно, что проводить обряд венчания можно и в день женитьбы в загсе (но это физически вынести весьма сложно), и даже если вашему законному браку уже много лет.

Кстати, если у жениха или невесты возникли с документами какие-либо проблемы, не бойтесь обратиться к батюшке – в храме вам пойдут навстречу обязательно. Не венчают:

  • Во время постов — Рождественского (длится с 28.11 по 6.01), Успенского (14-27 августа), Великого (семь недель до Пасхи православной), Петрова (длится от 8 до 42 суток и зависит от даты Пасхи). Планируя свадьбу, обязательно учитывайте данный нюанс. Ведь пост предполагает воздержание как в громких гуляниях, пище, употреблении алкогольных напитков, так и в близости плотской.
  • В знаковые дни — на неделе Светлой (неделя после Пасхи), на Масленицу, 11 сентября (Усекновение главы Предтечи Иоанна), 27 сентября (Воздвижение Господня Креста), на Святки (с 7 по 19 января).
  • Если жених или невеста состоят в браке с иным человеком, который в установленном церковью порядке не был расторгнут.
  • Обряд венчания в храме не каждый день проводят, а лишь 4 дня в неделю – по пятницам, средам, понедельникам и воскресеньям.
  • Если на брак и венчание не дано дозволение духовного лица.

Существует еще один интересный момент: по церковным канонам в храме в «критические дни» появляться запрещено. Поэтому подсчитайте и выберите для обряда верное время.

Венчание в мае

Какие для венчания дни — лучшие? Для христианской верующей пары венчальный ритуал – это весьма серьезный, но вместе с тем вполне натуральный процесс. Особенно если невеста и жених выросли в семьях, где с самого рождения чтились православные традиции. Но люди к Богу приходят в разном возрасте. И с канонами в значимом деле создания брака на небесах знакомы не все.

В какие дни недели венчают обычно? Сперва обратите внимание на некоторые значимые вещи:

  • Храм. Его размещение, историю, отзывы и рекомендации.
  • Священнослужителя. Большинство молодоженов, следуя ценностям своей семьи, задолго до вступления в брак подбирают себе настоятеля. Но если не вышло, отдайте предпочтение духовнику, исходя из собственных впечатлений от общения и советов.

Известно, что для свадьбы май считается самым неблагоприятным месяцем. Обычно это время являлось самым тяжелым для работы в поле и на огороде. А запасы осенние после зимы сильно скудели, ввиду чего праздничный стол был совсем бедный.

В нынешнем мире, когда подобные предрассудки приписывают к пережиткам прошлого, май остается в лидерах самых привлекательных месяцев года. Так, цветущие сады, свежая зелень и обновленная природа создадут великолепные условия для торжества. Да и церковь не препятствует венчанию в мае совершенно.

Календарь свадеб на какой угодно год

В какие дни можно венчание проводить, вам уже известно. А когда не совершают таинство брака? Этот обряд не проводят в следующие периоды:

  • накануне храмовых престольных праздников;
  • по четвергам, вторникам (в преддверии постных дней – пятницы и среды) и в субботу (накануне малой Пасхи – воскресного дня) ;
  • в Пасху, в преддверии великих двунадесятых праздников. В дни двунадесятых торжеств венчание не запрещено, но неугодно. День общего великого церковного праздника нужно прожить вместе с Церковью, не заслоняя своей крохотной личной радостью религиозное ликование. Если вам необходимо в эти дни венчаться, согласуйте это с духовником;
  • в Сырную седмицу, в продолжение Светлой (Пасхальной) седмицы и Святок. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не воспрещены, но неугодны;
  • во время Рождественского, Петрова, Успенского и Великого постов.
  • в дни (и в преддверие) однодневного строгого поста: Воздвижения Господня Креста (27 сентября) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

Исключения из этих канонов могут быть сделаны лишь правящим архиереем. Если же обряд совершен в день, запрещенный религиозным уставом, то это не делает его недействительным.

Нынешняя практика в Православных Поместных Церквях

Известно, что в Элладской и Константинопольской церквях запрещено венчать в Пасху, Богоявление, Пятидесятницу, Рождество Христово, в Великий пост (от Сыропустной недели), Рождественский (с 18 по 24 декабря), Успенский, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он на постный день приходится.

В Кипрской церкви нельзя проводить рассматриваемый нами обряд по пятницам и средам, 5 и 6 января (Господне Крещение), в Великий пост (с недели Сыропустной) и Рождественский (с 13 по 25.12 включительно), а также в сплошные седмицы (то есть в Светлую и Сырную седмицы и неделю Духа Святого), в день Усекновения главы Св. Предтечи Иоанна.

В Сербской Церкви – в среду и пятницу, в период четырех больших постов, в Пасху и Седмицу Светлую, 18 января (накануне Господня Крещения).

В Румынских храмах – в Великий пост (кроме Сыропустной недели и по благословению архиерея – в Благовещение), Успенский, Рождественский (в Николин день разрешается венчание по благословению архиерея), в Светлую седмицу, в пятницу и среду, в период от Христова Рождества до Богоявления, накануне и в дни праздников Господских.

Если сравнить нынешние практики Поместных Церквей, то можно увидеть, что лишь в Русской Церкви в субботу, вторник и четверг венчание не совершается. В православном грекоязычном мире воскресенье и суббота являются базовыми днями венчаний. При этом о каких-либо критических заявлениях касательно этой практики поверенных афонского монашества, которое на христианскую жизнь балканских православных народов оказывало исключительное влияние на протяжении многих веков, неизвестно.

А один из законов византийского труда «Синтагма алфавитная» Властаря Матфея (XIV в.) гласит, что траур по усопшим близким для переноса брака не является причиной.

Также видно, что во многих Церквях разрешены венчания в преддверии постных дней, а нынешняя русская метода, запрещающая венчания в четверг и вторник, противоречит и практике иных Церквей, и общему церковному преданию о постных днях. Также известно, что практика эта сложилась очень поздно, не раньше XVII века.

Источник: https://labuda.blog/197402

В какие дни можно венчаться?

Советы для тех, кто собрался венчаться.
В первую очередь, необходимо согласовать место и время совершения таинства венчания. Сейчас во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания.
Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб. В тех же церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.
В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания. При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства. При положительном решении, поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме. В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому… Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне — с двенадцати часов ночи. И если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений.
В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого, обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Есть и другие моменты, на которые лучше обратить внимание: лучше всего, если невеста наденет удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд; присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания; делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства; обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол; возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять; у невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве; обязательны нательные крестики для обоих супругов; по русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир.
Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными. Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но, как показывает практика — бывает и такое. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания -45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.
Дни, когда не совершается венчание
1. Вторник
2. Четверг
3. Суббота
4. Великий пост (семь недель до Пасхи)
5. Петров пост (второй понедельник после Троицы)
6. Успенский пост (14-27 августа)
7. Рождественский пост (28 ноября — 7 января)
8. Святки (7-20 января)
9. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)
10. Пасхальная неделя (светлая седмица)
11. 14 февраля (канун Сретения Господня)
12. 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)
13. Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи)
14. Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)
15. День Святой Троицы
16. 10,11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
17. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)
18. 26,27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)
19. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)
Даты даны по новому стилю.

Источник: https://www.moscow-faq.ru/q/house/useful/v-kakie-dni-mozhno-venchatsya-5686/17528

Если один из супругов венчается впервые, то возложение венца для него положено. Важно помнить, что данный обряд можно провести не в любой день, что бы запланировать данное событие, посмотрите православный календарь венчания на 2018 год. Венчание это очень серьезный шаг и к нему нельзя относиться, как к красивому модному элементу свадебного торжества. Помните, что главный смысл венчания — это, прежде всего, клятва в верности перед «Всевышним» и нарушать ее считается большим грехом. Добавить комментарий Комментарии Популярные статьи Сколько стоит венчание в церкви Сколько стоит венчание в православной церкви. Что следует знать о… Можно ли обвенчаться без регистрации в ЗАГСе Можно ли обвенчаться без регистрации в ЗАГСе. Почему для венчания…

ИнфоЦерковные каноны имеют четкую позицию относительно того, сколько раз можно венчаться в православии. Зачастую, молодые семейные пары воспринимают этот обряд, как красивый элемент свадебного торжества, не думая о том, что это серьезный шаг и клятва в верности друг другу перед «Всевышним».
Семейная жизнь, к сожалению, может не сложиться и, как следствие, развод, встреча своих «половинок» и возникающий вопрос: а можно ли венчаться во второй раз? В каких случаях возможно повторное венчание Православная церковь выступает категорически против повторных обрядов венчания, но при определенных жизненных обстоятельствах могут быть допущены исключения. Венчание во второй раз позволительно, если:

  • Один из супругов остался вдовцом.
  • Один из супругов не состоял в брачных отношениях, а другой развелся не по своей инициативе.

Как развенчаться после развода (процедура)

Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.

  • Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
  • Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
  • Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
  • Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая – Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
  • Все это необходимо подготовить заранее.
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

В 2000 году нашего столетия церковь добавила к существующим причинам еще следующие:

  • пристрастие одного из супругов к наркотикам, алкогольным напиткам, заболевание СПИДом (необходимо, чтобы все факты имели медицинское подтверждение);
  • аборт, который жена сделала без согласия мужа.

Можно, конечно, указать и другие претензии, но они не будут достаточно вескими для того, чтобы священник взял на себя право развенчать союз.

Повторное венчание в православной церкви правила

Недопустимо прекращать любые попытки всё наладить сразу же после первых сложностей. Компромиссы, смирение, готовность понимать и принимать – вот что ставится во главе угла как главные ценности православной семьи. »

Не сошлись характерами» или «мало зарабатывает» не являются уважительной причиной, чтобы оставить человека, выбранного своим супругом перед лицом Бога. Даже более серьёзные прегрешения, такие, как алкоголизм, наркомания, семейное насилие церковь сначала пытается решить в рамках супружества, достучаться до виновной стороны, и одобряет развод, только если ничего не помогает.

Невиновная сторона распавшейся семьи тоже обязана посетить исповедь и покаяться, ведь в любых конфликтах пары, по мнению православия, всегда виноваты двое.
В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя. Можно ли провести обряд венчания после развода Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Источник: http://pbcns.ru/povtornoe-venchanie-v-pravoslavnoj-tserkvi-pravila/

Венчание — важное событие. Но бывают случаи, что оно является повторным. О всех секретах данного действа и пойдет речь в статье.

Сейчас принято проходить таинство венчания после нескольких лет совместной семейной жизни. Возможно, это вполне правильное, логически взвешенное решение, ведь лишь пожив с человеком, можно окончательно понять для себя есть ли общее будущее и тот таки это человек, с которым «и в огонь и в воду».

Кроме того, психологами доказано, что подобные встряски обыденной семейной жизни оживляют погасшие чувства, пробуждают былую страсть и настраивают на новый этап, ведь фактически, венчание – это еще одна свадьба, после которой, по всем канонам, обязательно следует медовый месяц. Сегодня мы поговорим о том, можно ли венчаться во второй раз, как это правильно делать и обсудим отношение церкви к такой процедуре.

Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз, несколько раз с другим человеком после развода, вдове?

С давних времен православные праздновали свадьбу молодых именно после таинства венчания. Считалось, что в такой способ брак заключился не только на земле, но и на небе. Тогда, как и сейчас, брак нужно было регистрировать и в уполномоченных органах, но вот считался он законным, только после проведения таинства обручения и венчания. Этот закон был принят в далеком 1723 году, набожным христианином Петром І.

В наше время законные союзы, в первую очередь, заключаются в ЗАГСах и лишь некоторыми дублируются в церквях. Объясняется это пониманием самого таинства «венчания». Ведь предание гласит, что невозможно разорвать брак, скрепленный небесами.

Венчание – очень древний обряд, поэтому с ним связано множество традиций, обычаев, запретов, суеверий, пословиц и поговорок. Церковью дан четкий перечень причин, по которым бракосочетание в Храме Господнем считается недопустимым:

  • Наличие 3-х и более браков, расторгнутых ранее
  • Наличие близких (до 3-го колена) родственных связей между брачующимися
  • Не прохождение ранее обряда крещения кем-либо из брачующихся
  • Наличие не расторгнутого гражданского либо церковного союза
  • Принадлежность партнеров или одного из них, к какой-либо другой вере (мусульманству, буддизму, иудаизму).

Православная вера выступает против разводов. Развод порицается, но признается, ведь человек по сути своей немощен и порой вправе совершить ошибку. Стоит отметить тот факт, что ранее союз считался расторгнутым только в случае смерти одного из супругов. Расторгнуть священные узы, связанные церковью не так просто, как подписать заявление о разводе, но все же возможно.

Венчание

Церковь имеет некий перечень причин, по которым венчальный союз может быть расторгнут епархиальным архиереем. Поводов для этого несколько:

  • Прелюбодеяние либо же измена одного из супругов
  • Законное вступление одного из супругов в союз с другим человеком
  • Отказ одним из пары от православия
  • Наличие у одного из супругов аморальных пороков (онанизм, лесбиянство, гомосексуализм, зоофилия, трансвестизм, педофилия, некрофилия)
  • Сводничество (т. е. содействие в удовлетворении половой страсти внебрачными связями) и снохачество (т. е. половые сношения главы семьи с младшими женщинами, в частности с женой сына)
  • Появление после брака болезней, передающихся половым путем (сифилис, СПИД, гонорея, ВИЧ, гепатит прочее)
  • Длительное отсутствие одного из супругов. Имеется в виду, когда человек пропал без вести
  • Причинение вреда самому себе в такой мере, что выполнение супружеского долга становится невозможным
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга либо детей вторым партнером
  • Извлечение выгоды из грехов либо же недугов партнёра
  • Наличие неизлечимых психических отклонений у одного из партнеров
  • Наличие у одного из супругов таких болезней как алкоголизм, наркомания, токсикомания
  • Совершение одним из супругов одного или нескольких смертельных грехов, а также пожизненное заключение половинки
  • Сделанный, без ведома и согласования с мужем, аборт

Разрешено ли повторное венчание

Как видим, даже священный брак можно расторгнуть. Возникает вопрос, а можно ли вступать в церковный брак повторно? В Евангелии говорится, что право на второй брак имеет только тот из бывших супругов, который не был грешен и не по вине которого случился первый разрыв. Но если виновник искренне покаялся в совершенном, достойно вынес епитимью – наказание, избранное священнослужителем (паломничество, постование прочее), то и у него есть возможность заключить союз с новым избранником повторно. Вдовы или вдовцы также имеют полное право на второй церковный брак.

Второе повторное венчание в православной церкви: правила

Венчание – важный шаг, который обязательно должен быть осознанным и взвешенным. Принимая его, не стоит гнаться за модой, потакать желаниям любимого/любимой, либо же преследовать еще какие-то цели. Это должно быть только ваше, разумное и полностью осознанное решение. В идеале, венчание совершается единожды в жизни человека. Но реалии таковы, что найти идеал сложно, поэтому случаются разводы, после которых жизнь не заканчивается. Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.

  • Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
  • Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
  • Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
  • Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая – Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
  • Все это необходимо подготовить заранее. Накануне таинства кольца передаются священнику, для благословения. Кстати, считалось, что лучше всего для молодой подходит серебряное, а для молодого – золотое кольцо.
  • В семейной паре муж отождествляется с Христом, а жена с Церковью. Именно золото является символом Божественной Славы Христа и Иерусалима Небесного, а серебро символизирует духовный свет, чистоту и благодать. Сейчас даже церковь не обращает на этот факт особого внимания, но если есть желание, то вы можете учесть и этот нюанс.

Венчание

Церемония церковного бракосочетания условно делится на 2 чинопоследования – обручение и венчание.

  • Господне обручение является неким признанием молодых перед церковью, Богом и присутствующими на церемонии гостями.
  • Молодые же выражают свою готовность к созданию семьи и берут за нее ответственность.
  • Таинство обручения предполагает собой взаимный обмен кольцами. Молодой одевает свое кольцо невесте, символизируя этим любовь и полную готовность жертвовать всем жене своей.
  • В свою очередь молодая одевает свое кольцо жениху, символизируя этим ответную любовь и преданность. По церковным правилам обмен кольцами производится трижды, дабы возвысить честь и славу Пресвятой Троицы.
  • Далее совершается церемония венчания – таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Главным атрибутом венчания является венец – символ обета, избранничества и священного брака. Он держится над головами брачующихся в знак мученичества, поскольку настоящая семейная жизнь – это не только радостные и приятные, но порой и грустные моменты. Венец выступает символом не только царственного достоинства, но и Царствия Небесного. Человек, который живет в мире и гармонии, духовно возрастает вместе со своим супругом или супругой, тем самым готовится для Царствия Небесного.
  • Тот, кто проживет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая молодую семью, церковнослужитель еще раз напоминает людям об этом.
  • Если венчание для обоих молодых является вторым по счету – венцы держатся над плечами молодых.
  • Если третьим – венцы не используются вообще.
  • В случае, если один из брачующихся венчается впервые, а второй уже был венчан – таинство проводится по классической схеме.
  • После обмена венцами, молодым подносится красное вино, которое они попеременно выпивают, в знак готовности делить как грусть, так и радость на двоих. После чего руки молодым скрепляют рушником, который выступает символом верности данному обету и совместной жизни душа в душу.

Венчание может быть запрещено в определенный период

Важно помнить, что далеко не каждый день подходит для проведения таинства обручения и венчания. Не проводится церемония:

  • В дни, попадающие на пост
  • Накануне и в дни великих праздников (Рождение Богородицы, Яблочный спас, Рождество, Пасха прочее)
  • Перед храмовыми праздниками
  • В дни строгого однодневного поста (11 сентября, 27 сентября)
  • Перед и в дни Святок

Как получить разрешение на венчание при втором браке?

Под венчанием понимается физическое, а также духовное единение, расторгнуть которое невозможно. Церковь неодобрительно относится ко второму венчанию, но все же допускает его, понимая человеческую слабость.

Но для того, чтобы еще раз пережить таинство венчания, сначала нужно пройти процедуру «развенчивания». Это условный термин, который используется в быту и не признается священниками, ведь как уже говорилось неоднократно, то, что скреплено небесами, разъединить невозможно.

  • «Развенчивание» производится только наивысшим священником – епархиальным архиереем. Он вправе принять решение, исходя из ситуации, давать шанс на второй брак, либо же нет. Вполне возможен и отрицательный ответ, ведь православными людьми считается, что если нарушаются обеты о преданности и верности другому человеку перед Богом, – это неизлечимо ранит душу и ведет к дальнейшим ее мучениям.

Разрешение на венчание

  • Для того чтобы получить разрешение на второе венчание нужно обратиться к церковнослужителю и написать на имя архиерея прошение о позволении повторного вступления в церковный брак, к которому обязательно приложить свидетельство о разводе и новое свидетельство о браке. После чего пройти церемонию покаяния, за совершенные ошибки не только в прошлом браке, но в жизни вообще. Лучше всего покаяться перед Богом на исповеди. Многие боятся исповеди, поскольку думают, что могут быть не правильно поняты священником. Но исповедь – это покаяние души, которая искренне стремится к прощению, а заслужить его можно только очистившись. И священник обязательно поможет каждому желающему.

Напоминаем еще раз, что браки допускаются только до 3-х раз. И даже если брачующийся жаждет венчаться впервые, но это уже его 4-й юридически оформленный брак – по каноническим законам венчание не состоится.

Венчание – осознанный, осмысленный шаг в жизни каждого человека, говорящий людям и Богу о целенаправленном выборе своего партнера в качестве вечного спутника. Но если все же что-то пошло не так, семья распалась и ничего уже не вернуть, есть возможность «развенчаться».

Естественно, развод порицается и не считается нормой, но исходя из слабодушия человеческого, церковью допускается. Кроме того, разрешается венчаться 2-й и 3-й раз, но не более. Любите и будьте любимы! И помните, что успешный брак – это ежеминутная, кропотливая работа каждого из супругов!

Источник: https://heaclub.ru/mozhno-li-povtorno-venchatsya-v-cerkvi-vtoroj-raz-s-drugim-chelovekom-vtoroe-povtornoe-venchanie-v-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-kak-poluchit-razreshenie-na-venchanie-pri-vtorom-brake

2013-03-16 Обряд таинства венчания в церкви. Церковный календарь венчаний 2019

Венчание в церкви – серьезный шаг в жизни влюбленных, которые хотят всю жизнь провести вместе. Это красивая, трогательная и очень ответственная церемония. Венчание – это более значимое событие, чем сама регистрация, ведь именно этот брак будет совершаться на небесах. И если Вы уже на сайте свадебного фотографа, то эта статья будет точно Вам полезна. Я поделюсь с Вами, будущими молодоженами или же парами уже состоящими в браке, но не венчанными, как правильно провести этот обряд и какие тонкости его совершения существуют.


Что необходимо знать, совершая обряд венчания?

Самое первое, о чем вы должны побеспокоиться, – это возможен ли ваш церковный брак. Существуют факторы, не допускающие обряда венчания. Запрещено венчаться:

  • — некрещенным и тем, кто не собирается принять крещение перед венчанием;
  • — атеистам;
  • — если один из будущих супругов состоит в фактическом браке с кем-то другим;
  • — людям, состоящим в кровном родстве;
  • — людям, состоящим в духовном родстве (между крестными родителями и крестниками);
  • — новобрачным, исповедующим нехристианскую религию;
  • — тем, кто принял священный сан или дал монашеский обет;
  • — тем, у кого этот брак будет четвертым по счету.

Выбор места венчания

Затем вы должны решить, в какой церкви вы собираетесь венчаться. Учтите, что предварительно вам необходимо согласовать ваше решение с батюшкой. Он должен дать свое благословение. Если не будет никаких мешающих вашему решению факторов, то тогда вам нужно будет выбрать дату венчания. Обратите внимание, что сейчас в большинстве церквей венчают только тех, кто уже официально зарегистрировал свой брак. Кстати, венчаться можно не только в день свадьбы, но и через неделю, и через месяц, и даже через несколько лет.

Выбор даты венчания

При выборе даты для проведения венчания в церкви загляните в календарь венчаний на 2019 год.

В приведенном календаре венчаний на 2019 год не учтены храмовые праздники конкретной церкви, в разных храмах – это разные даты. Поэтому, прежде чем окончательно определиться с датой венчания в 2019 году, посоветуйтесь с Вашим священником.

Необходимые предметы для обряда венчания

Для совершения обряда венчания вам необходимо иметь следующие вещи:

  • — свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в загсе должна быть раньше венчания;
  • — рушнык (на нем вы будете стоять) и платки;
  • — нательные крестики для обоих супругов;
  • — венчальные свечи;
  • — обручальные кольца;
  • — иконы Спасителя и Богородицы.

(Фото : Украина, г.Киев , 2012 год, Андреевская церковь. Еще фото — фотографии венчания )

Внешний вид невесты

Чтобы выглядеть так, как положено, и избежать возможных недоразумений, соблюдайте следующие рекомендации (но это не критично):

  • — ваш макияж должен быть естественным, маникюр – неброским, а духи – без сильного запаха;
  • — поверх волос у вас должен находиться головной убор – фата, косынка или шляпка;
  • — забудьте про брючные костюмы – разрешаются только платья или юбки длины ниже колена;
  • — руки, плечи, спина и грудь обязательно должны быть прикрыты. Если вы венчаетесь в платье, в котором выходили замуж, и у вас возникает с этим проблема, воспользуйтесь накидкой;
  • — лучше не надевайте длинную и пышную фату: она может загореться, если коснется горящих свечей.

Подготовка к венчанию

Перед венчаниям вам с вашим любимым нужно будет исполнить все необходимые ритуалы: причащение, пост, молитва, взаимное прощение. После этого в храме обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. В день венчания вам нужно будет прийти к началу службы. Перед этим запрещается что-либо есть, пить и курить накануне, с 12 часов ночи. Вам нужно будет заранее выяснить, будут ли венчаться сразу несколько пар одновременно. Хотя по церковному уставу это запрещено, на практике это не соблюдается, потому что желающих достаточно много, а продолжительность одного венчания – 30-40 минут. В будние дни (понедельник, среда и пятница) людей гораздо меньше. Ваши друзья и родственники должны присутствовать уже за литургией, но в крайнем случае они могут подойти к началу венчания. Двое из ваших близких должны будут стать вашими свидетелями. Они будут держать венцы над вашими головами. Обратите внимание, что свидетели должны быть крещеными. Обговорите заранее с батюшкой, можно ли делать во время венчания фотографии и видео, – это разрешается не во всех церквях. Вам также нужно будет заранее отдать венчающему священнику обручальные кольца, чтобы он освятил их возложением на престол.

(Фото : Украина, г.Киев , 2012 год, Андреевская церковь. Еще фото — фотографии венчания )

Обряд венчания

Обряд таинства венчания состоит из двух этапов – обручение и само венчание.

Первая часть обряда венчания: Обручение

Обряд венчания начинается обручением, которое может совершаться и отдельно. В знак твердости взаимных обещаний, священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В молитвах церковный представитель просит для них совершенную любовь, единомыслие в истине, твердую веру, непорочную жизнь и чадородие. Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними.

Вторая часть обряда венчания: Церемония венчания

После того, как молодая пара была обручена начинается вторая часть церемонии. Начинается она с того, что священник спрашивает у жениха и невесты: свободно ли они вступают в брак, не связаны ли они обещаниями с другими? После, он возлагает на их головы венцы, и венчание завершается троекратным благословением иерея: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». Потом читаются Апостол и Евангелие, возносится Молитва Господня. При этом, вступившие в брак, трижды пьют вино из общей чаши и трижды, предшествуемые иереем, обходят аналой.

Ответы на часто задаваемые вопросы касающиеся венчания:

В какие дни можно будет венчаться? — разрешенными днями для венчания считаются понедельник, среда, пятница и воскресенье.
Сколько длится венчание в церкви? — время венчания обычно длится около 40-60 минут.
Сколько стоит венчание в церкви? — в каждой церкви свои расценки. Приблизительно 300 — 800 грн.
Где купить венчальные свечи, рушник, иконы? — можно купить в иконных лавках при храмах или специализированных магазинах (я например, покупал в иконной лавке при Киево-Печерской Лавре )
Можно ли венчаться если невеста беременна? — можно. Но в любом случае, Вам нужно будет обсудить этот вопрос со священником.

Самое главное!!! Отнеситесь серьезно к организации фотосъемки во время церемонии. В храмах очень специфическое освещение, так что к выбору свадебного фотографа нужно подходить с особой скрупулезностью. :)))

Красивые свадебные фотографии венчания!

Поделитесь с друзьями с помощью кнопки «мне нравится» . Для Вас мелочь, а мне приятно. Заранее спасибо.

Мега теги: фотографии, фотограф, свадебный макияж, свадебный фотограф, фотограф на свадьбу, фотограф в Киеве, свадебные платья, свадебный букет, жених, невеста, свадьба, свадебные фотографии, фото, венчание в Киеве, красивая невеста, свадебный фотограф Киев, фотосъемка, фотосессия, love story, свадебная фотосъемка, лавстори, красивые свадебные фотографии, эмоции в фото, сайт фотографа, блог фотографа, Руслан Новосёл, услуги фотографа, Руслан Новосьол, ищу фотографа, нужен фотограф, профессиональный свадебный фотограф, лучший свадебный фотограф, свадебная фотосъемка, фотограф на венчание, свадебные фотокниги, фотосессия беременности, беременность, фотосъемка беременности, фотосъемка венчания, венчание в церкви, студийная фотосессия, венчание.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Тема статьи: венчание в православной церкви – правила. И мне хотелось бы рассказать Вам о венчания не просто, как о красивом обряде, а как о таинстве, которое может необъяснимым и неведомым для «человеков» образом повлиять на всю Вашу жизнь. И не только на Вашу, но и на жизнь Ваших детей.

Моя бабушка говорила мне, что люди венчаются не для себя даже, а для своих детей. Ведь в таинстве венчания пара благословляется на рождение и воспитание детей.

В статье я расскажу Вам о таинстве венчания в православной церкви доступным языком. И обязательно отвечу на все-все вопросы, которые возникают при подготовке к венчанию. Также в статье Вы найдете видео с ответами священника на все волнующие Вас вопросы о венчании.

Сколько стоит венчание в церкви?

Не стоит уподобляться тем, кто склонен к осуждениям, что вот, мол, деньги берут с нас священники за таинства.

Стоит вспомнить, что сам Христос сказал апостолам, чтобы не брали с собой в дорогу «ни сумы, ни двух одежд, ни обуви, ибо трудящийся достоин пропитания»

Мы забываем, что часто мы спим утром воскресным дождливым осенним днем или холодным зимним и не собираемся на службу, чтобы помолиться о всех своих родных. А священник не пропускает ни одной службы и на каждой — молится за всех нас. Это его работа, его трудный выбор. Но ему также, как и нам, нужно есть и ему нужна одежда. А также его детям.

Поэтому до или после венчания принято оставлять вознаграждение. О его размере следует узнать у священника. Если у Вас нет денег или их недостаточно, скажите об этом священнику. В некоторых Храмах батюшки просят оставить суму денег по возможности. Если вы понимаете, что можете дать больше означенной суммы, то с радостью дайте. Таким образом Вы заплатите за тех, у кого недостаточно денег.

Я часто вспоминаю, что говорила моя бабушка: «Деньги, которые у нас есть — это не наши деньги, а те, что дал нам Бог.»

Венчание обычно проходит сразу после службы. Церемония венчания состоит из 2-х частей – обручения и венчания. Раньше эти 2 этапа были разнесены во времени. После обручения пары иногда расставались и венчание не проводилось. Сейчас обе части обряда проходят в один день.

Очень важно, чтобы и сами жених и невеста и их родители, свидетели и гости возносили во время таинства искренние молитвы, помогая батюшке молиться за них.

Обряд обручения проходит у входа в храм. Священник прочитывает молитву, благословляя 3 раза пару и дает им свечи. Опять прочитывает молитву и затем обручает молодых кольцами, трижды меняя их с руки жениха на руку невесты.

Для венчания батюшка заводит молодых в храм. Затем ставит их на полотенце (рушник) перед аналоем. Спрашивает молодых, нет ли препятствий для брака, по своей ли воле они пришли. Затем вручает свидетелям венцы и они держат их над головами молодых.

После прочитывания всех положенных молитв священник выносит чашу с вином и дает паре испить по 3 раза. Это символизирует то, что теперь они будут делить все поровну — и в горе, и в радости.

Затем руки молодых священник связывает полотенцем и обводит 3 раза их вокруг аналоя. Далее батюшка подводит пару к Царским вратам и говорит назидание.

Здесь очень коротко описана церемония венчания, если Вы хотите подробно узнать о всех молитвах, которые читаются во время венчания, узнать, что они символизируют, рекомендую узнать эту полезную для подготовки к венчанию информацию из этой статьи.

После окончания венчания раздается колокольный звон в честь рождения новой семьи и гости поздравляют молодых.

Когда венчание не совершается?

Таинство венчания не может быть совершено:

  • Если жених или невеста о не крещенные и не собираются креститься перед венчанием,
  • Если жених или невеста объявляют, что они атеисты,
  • Если выясняется, что жениха или невесту вынудили прийти на венчание родители или кто-то еще,
  • Если жених или невеста уже трижды были обвенчаны (допускается венчаться только 3 раза, причем для того, чтобы расторгнуть венчание должна быть веская причина, например, измена одного из супругов),
  • Если жених и невеста состоит в браке с другим (другой), в гражданском или церковном. Прежде нужно расторгнуть брак гражданский и получить разрешение архиерея на расторжение церковного брака.
  • Если жених и невеста состоят в кровном родстве.

Еще часто спрашивают, можно ли венчаться тем, кто состоит в гражданском браке, не зарегистрированном в ЗАГСе. В общем церковь не очень приветствует гражданские браки, но все же признает их. Тем более, что законы брака по церковным канонам и по гражданскому законодательству отличаются. Однако в некоторых церквях просят предоставить Свидетельство о браке.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/kogda-mozhno-venchatsya/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *