Канон святому Петру Афонскому

Канон святому Петру написал Иосиф Гимнограф. Имя автора устанавливает terminus ante quem относительно времени составления канона: это – 886 год, в который, как считается умер Иосиф. Тем не менее, можно установить и более точную дату.

Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.

Действительно, рассказ об обретении неких чудотворных мощей на Афоне, о котором упоминает канон, легче мог стать известным в Салониках, чем в Константинополе. По всей видимости Иосиф, который опирался при составлении своего канона на устную традицию, обнаружил материал о его деятельности в Салониках, куда он прибыл примерно в 831 г. и где пробыл до окончательного своего ухода, случившегося немного ранее 841 г. Иосиф составил свой канон во время своего пребывания в Салониках или несколько позже. Таким образом составление канона следует поместить между 831 и 841 годами.

Краткий обзор тематики канона

Церковь показывает тебя как нового Петра; ты умертвил свои члены и возродил свою душу, укрывшись в горах и пещерах и борясь со страстями и низменностями; твои мощи, скрытые много лет, теперь явились для нашего спасения, источая волны исцелений и благодатное миро; ты ученик и тезка верховного Петра; фимиам Христов, своим миром, которое ты изливаешь от своих мощей, ты вдохновляешь мучеников и прогоняешь страсти; необитаемая пустыня и крутые скалы говорят о твоих трудах и подвигах; ты населил гору Афон как Илия гору Кармил; твое миро проистекает от твоих мощей и привлекает своим ароматом верующих; стань посредником для всех нас, с верой и благоговением притекающих к тебе.

Очевидно, что историческое содержание очень скудно: некий аскет жил какое-то количество лет в самых неприступных частях Афона; его мощи были найдены годы спустя после его кончины; Церковь признала его святость и установила празднование дня его памяти. Такова хронология составления канона, которая с исторической точки зрения имеет особое значение: если, что кажется вероятным, канон был составлен в 831-841 годах, то это означает, что по крайней мере с начала IX в. монахи жили на Афоне, а с середины этого века весть о них стала распространяться, что видно также из других источников.

Житие святого Петра Афонского

Некий афонский монах по имени Николай где-то в конце X века написал житие Петра Афонского. Произведение состоит из трех отдельных частей:

  1. Чудо св. Николая, которым был облагодетельствован некий Петр Схоларий, которого автор произвольно отождествляет с Петром Афонским.
  2. Описание жизни Петра, который провел «пятьдесят лет» в пещере на Афоне.
  3. Чудеса, произошедшие во Фракии и которые автор приписывает мощам Петра Афонского, хотя по всей видимости речь идет о некоем местном святом.

Пещера на склонах Святой Горы Афон

Следовательно, только средняя часть жития может быть использована для обоснования исторического существования Петра и может дать сведения об образе жизни монахов на Афоне в IX веке.

К сожалению действительность опровергает эту надежду: автор жития не предоставляет никаких новых сведений, поскольку канон Иосифа, переполненный общими местами известными в агиографии, является единственным источником, из которого берется информация. Следовательно, житие святого Петра Афонского мы не будем использовать в качестве источника, разве только в случае, когда оно дает сведения об образе жизни афонских монахов в эпоху, когда жил сам автор, то есть в последней четверти X века.

Развитие почитания святого Петра Афонского

По сведениям из источников мы можем проследить постепенные этапы религиозного почитания пустынника Петра, до того момента, пока оно не оформилось окончательно. В первые десятилетия IX века в одном пустынном месте Афона были обнаружены мощи некоего пустынника. Конечно, в том месте сохранилась и память о некоем подвижнике по имени Петр; соединение обретения и памяти об подвижнике произошло само собой и вероятно справедливо. Сразу после этого или же несколько спустя окрестные монахи стали воздавать останкам религиозное почитание. Эта традиция признания святым сразу после обретения мощей была весьма распространена, несмотря на осуждение ее Церковью. После установления почитания, естественным стало совершение ежегодного богослужебного дня памяти, очевидно в день годовщины обретения мощей. Несомненно, что почитание распространялось афонитами не только на конкретного подвижника Петра, но и на всех безымянных и незаметных героев подвижнической жизни.

Сколько времени прошло между началом его почитания на Афоне и составлением канона в честь Петра Иосифом Гимнографом останется неизвестным навсегда; однако очевидно, что это не было большим промежутком времени.

Сведения, которые приводит Иосиф (глубоко укорененное почитание, преданность дню его памяти, молебное прошение о его заступничестве) обогатились бы намного больше, если бы два этих события были разделены большим промежутком времени.

Согласно со всем вышесказанным, кажется логичным, что почитание Петра укоренилось сперва в месте обретения его мощей, но весть о нем быстро распространилась далее: в одной Минее за июнь из монастыря Акаталипту в Константинополе, датируемой концом X века, содержится старое последование святому Петру. Значит, следует полагать, что этот монастырь, по крайней мере некоторое время, совершал память святого Петра Афонского. Напротив, типикон Великой Церкви не содержит никаких следов почитания святого Петра. Исходя из того, что византийские монастыри свободно формировали свои богослужебные уставы, тот факт, что один столичный монастырь прославлял Петра среди своих святых в X-XI веках, не означат, что Великая Церковь признавала Петра святым в ту эпоху, а также что Петр в какой-то момент перечислялся среди святых в ее типиконе. Тем не менее, следует признать, что память святого Петра совершалась и за пределами Афона в XII веке, так как одна из Миней этого периода, происхождение которой не связано с Афоном, содержит последование Петру.

Эти две упомянутые Минеи – древнейшие рукописи, которые содержат последование святому Петру, дают нам одну важную информацию: в них день памяти помещен на 22 июня, а не на 12 июня – день, который будет установлен позже и до сегодняшнего времени останется днем памяти Петра Афонского вместе с египетским подвижником прп. Онуфрием. Два этих празднования были вначале отдельными, но близкое расположение в богослужебном календаре двух святых, которые прославились сходными аскетическими подвигами, в результате привело к объединению двух празднований в один день – в годовщину наиболее известного из них – святого Онуфрия. Когда именно это произошло теперь узнать уже невозможно.

Преподобные Петр Афонский и Онуфрий. Икона. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон).

Теория о том, что Иосиф Гимнограф объединил два последования не имеет под собой основания, так как рукописи, датированные одним или двумя веками позднее эпохи Иосифа, продолжают разделять два этих празднования. Объединение празднования Петра и Онуфрия произошло на Афоне, на котором монахи испытывали глубокое уважение к подвижникам пустыни, а день памяти Петра, хотя и не прекращал совершаться совсем, тем не менее потерял часть своего блеска между XI и XIV веками. Перенесение памяти святого Петра с 22 на 12 июня, произошло вероятно с XI века. Остается под вопросом совпало ли это изменение дня памяти со значительным угасанием ревности афонитов по отношению к святому Петру. Во всяком случае, ни одна рукопись за пределами Афона старше XV века не содержит его жития и ни одна Минея за пределами Афона, кроме того, что было описано выше, не содержит его последования. Напротив, его почитание, которое как было сказано, несколько угасло в течение XII и XIII веков и на самом Афоне, начиная с XIV века снова вернулось с прежним блеском и с того момента не прекращало развиваться.

Преподобные. Макарий, Онуфрий и Петр Афонский. Икона (Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Любопытно, что в XV веке в Новгороде появляется икона, которая свидетельствует об объединенном почитании не только св. Петра Афонского совместно с прп. Онуфрием, как пустынников, отличавшихся самым аскетичным образом жизни, но включает также образ прп. Макария Великого, имевшего сходное житие.

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:
Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.
Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.
Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.
Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.
Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.
Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.
Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.
Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.
Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.
Радуйтеся, вечныя радости наследницы.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 2

Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.
Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.
Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.
Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.
Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.
Радуйтеся, Господеви верно послужившии.
Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.
Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.
Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.
Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 3

Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще ревность велию по Бозе, оружием Креста Христова вооружившеся и меч слова Божия восприимше, яко добропобеднии воини Отца Небеснаго противустали есте врагу спасения диаволу, отцы всеблаженнии Афанасие и Кирилле, плевелы еретических учений скоро посекающе, душы заблуждших чад Божиих спасающе, верныя же во благочестии и вере православием укрепляюще. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих тако:
Радуйтеся, в постничестве и воздержании великим пустынножителем поревновавшии.
Радуйтеся, примером вашея жизни обратившии многих ко Господу.
Радуйтеся, Евангельския истины благовестители.
Радуйтеся, наставницы наши во исповедании православныя веры.
Радуйтеся, Живоначальныя Троицы почитатели.
Радуйтеся, яко Серафими огнем любве ко Господу горящии.
Радуйтеся, искоренители еретическаго служения.
Радуйтеся, прославившии истиннаго Бога во Святей Троице покланяемаго.
Радуйтеся, безбожных и нечестивых обличители.
Радуйтеся, паствы вашея добрии хранители.
Радуйтеся, яко вами святая вера прославляется.
Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 4

Бурю злобы и ненависти воздвиже диавол, ища арианским зловерием погубити Церковь Христову чрез соблазненных им. Ты же, отче Афанасие, слово спасения в Никеи на Первем Вселенстем Соборе велегласно возгласил еси, Ариева мнения вся упразднил еси, и Святыя Троицы державу во всем мире проповедал еси. Темже во вся концы земли истинную веру благовествовал еси, верныя же научая Богу, Содетелю всех, с любовию воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, святители Афанасие и Кирилле, глас Христов, к подвигу стояния за веру даже до смерти призывающий, Пастыреначальнику Христу последовасте, покоя не имуще ради неусыпных трудов во спасение паствы от волков, расхищающих ю, и подвиг сей чрез все житие ваше понесше, ныне вечный покой в райских обителех обретосте. Мы же очи сердец наших возводяще ко Господу, по долгу любве прославляем память вашу, со умилением зовуще сице:
Радуйтеся, Троицы Святыя вернии служители.
Радуйтеся, истины Христовы пламеннии ревнители.
Радуйтеся, еретическая учения безумнаго Ария мужественно обличившии.
Радуйтеся, поборницы правыя веры непоколебимии.
Радуйтеся, богомудрыми словесы уста заблуждших заградившии.
Радуйтеся, Церковь Христову от лжеучений сохраняющии.
Радуйтеся, пастыри, волков от стада Христова отгоняющии.
Радуйтеся, душу свою за чад духовных положите готовии.
Радуйтеся, сокровищницы богословия преизобильнии.
Радуйтеся, насадители истиннаго благочестия.
Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы православныя веры.
Радуйтеся, ко спасению верным путеводители.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 5

Боготечная звезда, возсиявшая во Александрии, явился еси, святителю Кирилле, просвещаемый от Солнца Правды Христа Бога, своим немерцающим светом озаряющий страны Востока и якоже звезда Вифлеемская, верный путь ко Христу показал еси, да просвещеннии тобою людие воспоют Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чада Церкве Александрийския евангельское благовестие ваше и стояние до смерти за Церковь Христову и правду Божию, обращахуся от еретических заблуждений к истинней вере. Вы же, яко пастыри добрии, с любовию приимали есте ищущих спасения, Господа всем сердцем благодаряще за милость Его к кающымся. Сего ради радостными песнопеньми восхваляем вас, отцы святии, и глаголем:
Радуйтеся, молитвенницы, Духом Божиим озареннии.
Радуйтеся, светильницы, просвещающии души наша.
Радуйтеся, разум свой в послушание веры предавшии.
Радуйтеся, право славити Бога нам завещавшии.
Радуйтеся, благодатию Христовою еретическая мудрования побеждавшии.
Радуйтеся, верных от ересей оградившии.
Радуйтеся, диавола и слуг его обличившии.
Радуйтеся, преславнии верующих заступницы.
Радуйтеся, ревностию по вере пророку Божию Илии уподобившиися.
Радуйтеся, яко пророк Даниил и трие отроцы мужественно Бога прославившии.
Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися.
Радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 6

Проповедник истиннаго учения о Христе и Пречистей Его Матере миру явился еси, святителю отче Афанасие, силою благодатнаго слова твоего и богодухновенных писаний лесть богохульную Ария посрамил еси и многия беды от врагов Православия претерпел еси: изгнание неправедное от престола Александрийска, темничное заключение и гонения. Сего ради вси зряще тя, яко пастыря добраго, душу свою за овцы полагающаго, возопиим Богу прославляющему святыя Своя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияли есте яко светила на небе церковнем, святители Афанасие и Кирилле, подвигом жития вашего показующе всем верным путь к незаходимому Свету Христу. Темже молим вас, помозите тму неверия и развращения в мире Божием разгнати, да вси любящии и чтущии Бога в духе и истине, взывают вам сице:
Радуйтеся, весь мир словесы вашими озарившии.
Радуйтеся, податели света Христова народом православным.
Радуйтеся, звезды светлыя, освещающия нас в нощи греховней.
Радуйтеся, Церкве Христовы незаходимое сияние.
Радуйтеся, истинныя веры ревнители.
Радуйтеся, яко во всех странах Востока изыде вещание учения вашего.
Радуйтеся, во изгнании и гонении от еретиков Бога благодарившии.
Радуйтеся, поношения многая от них мужественно претерпевшии.
Радуйтеся, поборницы веры во Христа неустрашимии.
Радуйтеся, всех, за истину гонимых, прибежище.
Радуйтеся, всем нам отцы духовнии и наставницы благочестия.
Радуйтеся, путеводители наши во Отечество Небесное.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 7

Хотяще изгнати тя с престола Церкве Александрийския, еретицы оклеветаша тя, святителю отче Кирилле, пред царем Феодосием. Егда же сей добрее твое житие уведе, абие посрами клеветавших и соборище их еретическое разгна, еретика же Нестория с патриаршаго престола Царьграда сверже, тя же постави главою Вселенскаго Собора во Ефесе. Ты же, отче святый, ересь Нестория на Соборе посрамив, Богородицу и Матерь Света возвеличил еси и Бога прославил еси, воспевая Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго винограда Христова вашими труды насажденнаго достойнии делатели и хранители явистеся, отцы святии, и яко вернии раби Христовы, в радость Господа Своего вшедшии, на Небесех ныне ликовствуете и молитвами своими утверждаете веру нашу, ко спасению ходатаиствующе пред Богом за нас грешных, да благодарне воспеваем сице:
Радуйтеся, ересей Ария и Нестория обличители.
Радуйтеся, защитницы наши от зловредных мудрований.
Радуйтеся, наставницы заблуждших от пути праваго.
Радуйтеся, яко светом боговедения просвещаете помраченныя умом.
Радуйтеся, струями благодати сердца многих напоившии.
Радуйтеся, неусыпнии стражи нашего спасения.
Радуйтеся, воини Христовы, еще в жизни от Него славою венчаннии.
Радуйтеся, яко подвиги и труды ваша вернии немолчно воспевают.
Радуйтеся, богатство духовное многим людем принесшии.
Радуйтеся, к пристанищу спасения их направившии.
Радуйтеся, научающии нас радоватися о Господе.
Радуйтеся, скорби наша в радость претворяющии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 8

Странно и дивно воистинну есть видети, како новая буря прииде на Церковь Божию, егда царь Иулиан вся идольская капища отверзе, жертвы ложным богам творя. И паки на тя, святителю Афанасие, воста, яко врази веры Христовы рекоша царю: «Аще Афанасиа не погубиши, несть мощно христианство извести». Ты же, отче святый, прерочествовал еси, яко сей мятеж скоро разрушится и противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, умоляюще Господа и Пречистую Его Матерь разрушити злое его на христиан умышление, да вси вернии благодарно поют Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Вси сынове российстии проповедуют благодатную помощь вашу, святители предивнии Афанасие и Кирилле, от лет бо древних отцы наша уведеша вас, яко заступников от нашествий иноплеменных и избавителей от моровых поветрий. Темже и мы, вернии чада Церкве Христовы в земли Российстей, приносим вам хваление сие наше:
Радуйтеся, в земли Российстей верными возлюбленнии.
Радуйтеся, Православия в стране нашей поборницы.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстатели.
Радуйтеся, податели света Христова народом православным.
Радуйтеся, многим двери в Царствие Небесное отверзшии.
Радуйтеся, о спасении рода христианскаго ходатаи.
Радуйтеся, праведным житием вашим вся окрестныя страны удивившии.
Радуйтеся, яко вси благочестивии людие о именах ваших веселятся.
Радуйтеся, любве Христовы истиннии хранители.
Радуйтеся, христианом всех времен в молитвах наставницы.
Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии.
Радуйтеся, светом вечным на Небеси осияннии.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися славному житию твоему на земли, святителю отче Кирилле, ибо показа тя Господь твердаго заступника Православия. Ты бо повсюду Евангельския истины возвещал еси, верных утешая и тако сохранял еси их от еретических учений. Темже и ныне не оставляй нас, грешных, но всех чад Божиих в православии и единомыслии утверди, да в радости духовней воспоем Троице Святей благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя превзошли есте силою богодухновенных словес и писаний ваших, святители богомудрии Афанасие и Кирилле, вы бо воплощенное Слово богословили есте, просвещающе души многих, верно показующе им путь ко спасению, по немуже сами неуклонно шествовали есте до блаженныя кончины вашея. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители жизни духовныя и молитвенники, прославляем вас, отцы святии, глаголюще:
Радуйтеся, пастыри добрии, о славе Господней ревновавшии.
Радуйтеся, дарованный вам талант приумножившии.
Радуйтеся, странницы земнии, во Отечество Небесное вшедшии.
Радуйтеся, с лики небесных сил ныне торжествующии.
Радуйтеся, светила, во тме заблуждения сущих озарившая.
Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии.
Радуйтеся, венцы исповедническими от Бога украшеннии.
Радуйтеся, в лице святителей великих славою многою превознесеннии.
Радуйтеся, богомудрии вселенныя учители.
Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас Господу молящиися.
Радуйтеся, яко вами прославляется вера христианская.
Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 10

Спасти хотя стадо Христово от погибели, святителю Афанасие, не убоялся еси прещений царских, ни клевет от еретиков, ни заключения темничнаго, но вся сия, яко доблий воин Христов претерпев, не преставал еси просвещати паству твою, моля ученики твоя твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте несокрушимая всем православным людем, двоице всехвальная и досточудная, святители Афанасие и Кирилле, ибо Небесе и земли Творец избра вас быти на земли твердии защитницы и непоколебимии столпи веры истинныя, и к лику великих святителей и учителей Церкве Христовы сопричте. Темже умолите благодати Божия сподобитися и в истине устояти всем нам, любящым вас и вопиющым таковая:
Радуйтеся, истину Христову пред людьми небоязненно вещавшии.
Радуйтеся, догматов церковных хранители.
Радуйтеся, божественная словеса в сердцах своих носившии.
Радуйтеся, богомудрыми писаньми вашими сокровище духовное нам оставившии.
Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.
Радуйтеся, яко молитвами вашими побеждаем козни диавольския.
Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители.
Радуйтеся, напастьми обуреваемых тихое пристанище.
Радуйтеся, всякаго добра временнаго и вечнаго податели.
Радуйтеся, ходатаи наши пред престолом Судии Небеснаго.
Радуйтеся, яко чистым сердцем Бога ныне зрите.
Радуйтеся, яко и по отшествии в Небесныя обители попечения о нас не оставляете.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 11

Пение молебное наше, во храме пред чудотворною иконою вашею приносимое днесь, милостиво услышите, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и требующым вашея благодатныя помощи будите предстатели и молитвенницы, вся благая им дарующе: недужным исцеление, скорбящым утешение, в напастех сущым избавление, да о вас радующеся и Бога славяще, воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнии светильницы и чудотворцы явистеся, святители Божии Афанасие и Кирилле, от лет древних и до ныне Отечество наше не оставляющии: якоже бо глаголет о том древний летописец, во времена нашествия Батыева Велик Новград заступи Бог и вы, святители Христовы. Темже молим вас, отцы святии, прегрешений оставление даровати всем людем российским чтущым любовию святую память вашу и вопиющым тако:
Радуйтеся, яко во всех странах православных имена ваша прославляются.
Радуйтеся, яко и в земли Российстей церкви во имя ваше созидаются.
Радуйтеся, полчищам агарян путь на Великий Новград преградившии.
Радуйтеся, страны нашея великоименитии покровители.
Радуйтеся, град Москву храмом в вашу честь освятившии.
Радуйтеся, землю нашу и верных чад Церкве Русския возлюбившии.
Радуйтеся, яко сынове Российстии ходатайством вашим спасаются.
Радуйтеся, яко вси вернии молитвами вашими от бед и скорбей свобождаются.
Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление.
Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение.
Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете.
Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако:
Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый.
Радуйся, великий учителю Церкве Христовы.
Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю.
Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение.
Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный.
Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый.
Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся.
Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще.
Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою.
Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша.
Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче.
Радуйся, архиерею Бога Вышняго.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 13

О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1 -й икос: «Избрании от Небеснаго Пастыреначальника… » и 1-й кондак: «Ангели земнии…»

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-velikij

Преподобный Афанасий Афонский: биография, история, икона и молитва

Амарант всему голова или враг Петра Великого

Комиссар Катар

«Это нам-де какой царь, он-де не царь, взят с Кокуя. А наш-де царь в немецком государстве.»

(Костромской помещик Василий Аристов,по сохранившимся протоколам допроса)

Русь моя!
Земля верная и чистая, мать сыновей и дев светлооких, плывешь ты большим кораблем навстречу Богу своему, которого за Отца и Друга почитаешь. Гуляет ветер в снастях и веселым Ярилом, полнится парус твой. Щитами червлеными, лучшей защитой, борта твои обихожены и мерно вздымаются над кипящей водой огромные весла, поднимаемые сильными гребцами. Летишь ты быстрою мыслью, невиданным чудом, вся в брызгах соленого пота и натруженного хрипа тысячи тысяч работных твоих, верная лишь кормчему, и пути звездному.
Нет такой преграды и бедствия, через которые, ты, моя любушка, не проходила, роняя кровавые слезы и оставляя в бурных водах лучших из детей своих, твой путь же ведом не многим, а лишь тем, кто в тебя верит!
Земля обильная, светлая побуждениями и чувствами, полная травами и росами, дальними шляхами и добрыми народами, являешься ты люду своему образом Заступницы и Великой Матери.
Верно, есть еще в мире много земель иных, кои тамошним народам близки и понятны, да только наша Россия, дороже всего на свете, русскому человеку. И все равно, какой у нас цвет кожи или разрез глаз, ВСЕХ, кто счастлив был рожденным под твоим ласковым небосводом, всё русский человечище!!!
Это у других народов меж кочками да ухабами конуры собачьей не поставишь! А у нас ширь и высота, трудись только, распространяйся в разные стороны, да не засиживайся в месте оном, дабы зад мхом не порос!
Земля славная, крепкая верой и добротой обильная, тебе ли печалиться, на небеса свои глядя? Летишь ты в молочной кипени Чумацкого шляха, среди звезд и неизвестности, вручив Богу свою душу и уповая на него, как молитву повторяя два слова тайные, иноземцу не понятные, слова не переводимые: «Авось и Небось».
Хлеба твои колосистые, мозолистыми руками ухожены, тянутся в даль золотыми косами и морями разливанными. Тут тебе и рожь, и пшеница ласковая, тут тебе ячмень хмельной и овес сладчайший. Кормили они тебя от века в век, трудом ратая выпестованные, ратника честного славой отстоянные, доброго мастерового руками оглаженные, светлыми очами грозного князя досмотрены.
А сколько позабыто, позаброшено из того, что знали Русичи, да потомки их ленивые разбросали, растеряли по белу светушку? А все иноземцам проклятым спасибо сказать нужно! Читатель верно думает, что злаки мною сказанные и были основой питания человека русского, мол ел он куличи пшеничные и калачи сдобные, ситного хлеба не жалея и ячменное пиво попивая? Было конечно и такое, но хлеб Русича был совсем иным! Это во времена воров и татей Романовых зерновые эти стали главными, а до того, как немецкий род сел на престол русский, убив и осквернив династию ромейских Царей, правивших Русью, ХЛЕБ русского человека совсем иным был. Что ты слышал о щирице Русич?
Вот позволь друг мой в этой миниатюре, поговорить с тобой о ней, о Петре Первом и о том, что доброго сделал он для Руси. Сказанное далее, может не понравиться многим, да только пришло время народу русскому знать правду о своей истории, и понять, от чего уничтожал царь-реформатор любую память о великом государстве, лежавшем на 4 континентах.
А начну я свое повествование с того, что если взглянуть на прижизненную Петру энциклопедию Британика, то можно увидеть, что правил царь не Россией, а небольшой территорией простиравшейся от границ современной Беларуси и Украины, до приуральских степей, от Мурманска до земель Великого войска Донского. И звалась эта страна МОСКОВИЯ.
Дело в том, что пришедшие во времена Великой Смуты (в вассальной Руси Европе-Ливонии ее прозвали Реформацией) немцы Романовы, не смогли удержать западные вотчины Руси – ливонские земли. Да и не стремились особо. Это была их расплата перед папским престолом, который и организовал смуту на Руси. Именно в результате войн Реформации (Смуты) в Ливонии появились те государства, которые читатель видит на карте. Бывшие правители поставленные на княжение Русским Царем, были смещены в ливонских землях и массово заменены на своих, «местных». Если читатель взглянет на хронологию, то увидит, что во времена смуты полностью меняются династии королей и герцогов Европы, которые, по сути были самыми обычными вассалами Руси и имели русское происхождение.
Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517—1648). Хотя весьма часто событие это называется более определенно религиозной (или церковной) реформацией, но в действительности оно имело гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы. Главным же ее итогом, был Вестфальский мир 1648 года, который закрепил в Европе, границы ныне существующих государств, которые ранее управлялись одним русским баскаком, сидящим попеременно то в нынешнем Риме, то в Вене, мимо которого европейским королям и герцогам было запрещено обращаться напрямую к Русскому Царю. Про это написано в письме Ивана Грозного, хранящегося в Библиотеке Стокгольма, где он прямо называет европейских монархов своими холопами и не считает их ровней. А также запрещает им сношение с собой, помимо его ставленников-надзирателей в Ливонии. Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение «Священной Римской» (Германской) империи в конгломерат независимых государств. Номинально просуществовавшая до 1806 г., Германская империя была ликвидирована в ходе наполеоновских войн. Кстати Священной Римской империи никогда не существовало. Просто Ливония украла это название у Руси-Третьего Рима и отделившись от нее, объявила себя таковой. Священная Римская Империя это и есть Русь!
Получившие от развала империи Руссов свою долю, Романовы начали организовывать Русь по своему. Если взглянуть на карты Британики, то можно увидеть название страны руководимой Романовыми. Это Московская Тартария. На восток от нее тянется Великая Тартария, а за ней на месте Китая Желтая Тартария и т.д.
Русь Романовых начнет войны с соседями. Среди известных это европейские и турецкие войны, но мало кто догадывается, что восстания Степана Разина (астраханского воеводы Царя из рода Черкасских,Астраханской Тартарии, а не донского казака), Емельяна Пугачева ( последнего ордынского правителя Великой Тартарии, (столица Тобольск) настоящего царя Петра Федоровича, а не донского казака Зимовейской станицы) это войны двух государств – остатков Великой Орды и романоской империи. Этим и объясняется наличие крепостничества принесенного из Ливонии в Московию и отсутствие его за Уралом, в земле Сибирской. Только после победы над «Емельяном», Романовы получат доступ в Сибирь, которую сделают каторгой. Кличку Пугачев придумала Екатерина Великая, немка и узурпатор власти своего мужа по типу прозвища Отреаьев, пришедшего из более ранней истории Руси. Русские люди всегда прислушивались к именам других людей, они давали им представления о владельце прозвища.. Кстати, династия Романовых закончилась на Петре Первом – царе убитом во времена Великого посольства и подмененном на его двойника. Все последующие цари никакого отношения к этому роду не имеют. Правда, есть вопросы к Елизавете, дщери Петра, но я не буду здесь рассматривать вопрос ее крови. Это сюжет для отдельной миниатюры. И поверь мне читатель не менее занимательный, чем тот, о котором я рассказываю здесь.
Самый эффективный способ разрушения государства — подмена руководителя.
Уехавшее на месяц, но вернувшееся через два года, Великое Русское посольство, сопровождавшее царя, состояло из 20 человек, и возглавлял его А.Д. Меньшиков.
После возвращения в Россию это посольство состояло из одних голландцев (включая небезызвестного Лефорта), единственным из старого состава остался лишь Меньшиков.
Это «посольство» привезло совершенно другого царя, плохо говорившего по-русски, не узнающего своих знакомых и родственников, что сразу выдавало подмену: Это понудило царицу Софью, сестру настоящего царя Петра I, поднять стрельцов против самозванца. Как известно, стрелецкий бунт был жестоко подавлен, Софью повесили на Спасских воротах Кремля, жену Петра 1 самозванец сослал в монастырь, куда она так и не доехала, и вызвал свою с Голландии. «Своего» брата Ивана V и «своих» маленьких детей Александра, Наталью и Лаврентия Лжепётр умертвил сразу, хотя официальная история об этом рассказывает нам совсем по-другому. А самого младшего сына Алексея казнил, как только тот попытался освободить своего настоящего отца из Бастилии, где и содержался настоящий Петр. Предание Франции о свергнутом брате короле, описанном в романе Дюма «Жедезная маска» отголосок именно этих событий!
Папский престол во время увидел, что в Московии появился царь, который может составить угрозу его власти. Вот тогда и созрела идея выманить Петра в Ливонию и подменить другим. Все последующие войны России будут выгодны только Европе. Вспомните, хотя бы Шведскую войну, где Карл был угрозой именно Ливонии и лишь интриги, приведшие к войне с Россией, спасли папизм от похода шведов на Ватикан. А ведь они были совсем рядом с прелукавым римским епископом!
Как мы знаем историю войн Швеции? Как Северные войны России и Швеции, в которых участвовал и мой славный предок, маеор рейтарского новгородского полка нового строя Феодор Пантелеев. А о том, что Швеция поставила на колени почти всю Европу знаем мало или совсем ничего не знаем.
Прорусски настроенный царь Петр воевавший совсем иные земли, до Великого посольства, неожиданно переключился на Швецию, с которой до этого был мир и которая готова была отдать России земли современной Прибалтики, поддержи начинания шведских королей и ударь с ними на Европу.
Разрушить эти планы помогла подмена Петра и предательство Меньшикова, который за это получил титул Светлейшего Князя Священной Римской империи. Кстати это было произведено по личному обращению папы римского к цесарю.
Вот какой ценой расплатилась Русь, ассимилировавшая немцев Романовых (рома-чужой) и сделавших из них русских царей и в первую очередь царя-реформатора Петра.
Петр до Великого Посольства и Петр после него люди разные. И не стоит это объяснять влиянием поездки в Европу.
Пётр-самозванец стал действовать как обычный завоеватель:
— разгромил русское самоуправление — «земство» и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство и усиленно его здесь насаждали;
— передал крестьян в собственность дворянам, чем превратил их в рабов (для отбеливания образа самозванца это «мероприятие» сваливается на Ивана Грозного, при котором Русь не имела понятия о крепостном праве);
— разгромил купечество и стал насаждать промышленников, что привело к уничтожению прежней универсальности людей;
— разгромил духовенство — носителей русской культуры и уничтожил православие, приблизив его к католичеству, что неизбежно породило атеизм;
— ввёл курение, употребление алкоголя и кофе;
— уничтожил древнерусский календарь, омолодив нашу цивилизацию на 5503 года;
— повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь. Призвал немецких «профессоров»; написать совершенно другую русскую историю не имеющую ничего общего с правдой;
— отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Это привело к уничтожению древнерусской архитектуры и искусства, к исчезновению красоты быта. В результате чего люди перестали быть красивыми, так как в их строении исчезли божественные и жизненные пропорции;
— заменил русскую титульную систему на европейскую, чем превратил крестьян в сословие. Хотя «крестьянин» — это титул, выше короля, о чём есть не одно свидетельство. Тех, кого русский человек считает теперь крестьянами, ранее именовались ратаями, а крестьянин, это был титул стоявший между боярином и Царем. Именно так именовались в доромановские времена, ставленники Царя в Европе, мимо которых и запрещал царь Иван Грозный, сноситься королям с его особой, считавшейся на Руси священной и бывшей не помазанником божьим, а прямым потомком Христа. Да читатель, Русью правили потомки Иисуса у которого есть имя, кроме прозвания Мессия. Это император Византии Андроник Комнин, родичами которого по матери Марии и были Русские Цари.;
— уничтожил русскую письменность, состоявшую из 151 знака, и ввёл 43 знака письменности Кирилла и Мефодия;
— разоружил русскую армию, истребив стрельцов как касту с их чудесными способностями и волшебным оружием, и на европейский манер ввёл примитивное огнестрельное и колющее оружие, переодев армию сначала во французскую, а затем в немецкую форму, хотя русская военная форма была сама оружием. В народе новые полки получили название «потешные».
— Уничтожил русское образование (образ + ваяние), суть которого состояла в создании у человека трёх тонких тел, которые он не получает от рождения, и если их не сформировать, то у сознания не возникнет связи с сознаниями прошлых жизней. Если в русских учебных заведениях из человека делали универсала, то Пётр ввёл специализацию, которая сделала его зависимым от других.
— Ввел винопитие. До Петра-самозванца в России не знали, что такое вино, он приказал выкатывать на площадь бочки с вином и бесплатно поить горожан. Это было сделано для отшибания памяти прошлой жизни. Конечно на Руси и до Петра пили хмельное, мед, пиво, водку, но не ведали СМЕШИВАНИЕ этих напитков, вызывавшее страшное опьянение и потерю памяти. Кто перепивал коктейли, тот меня поймет. Не знала Русь алкоголизма, потому как умеренна была в питие и напитки ее не вызывали привыкания и зависимости. Крепленые вина и коньяки, ныне рекламируемые как раз и есть то, чем спаивали Русь. Водкой споить нельзя, если она сделана по правилам винокурения древней Руси. Ту водку, которую знает читатель придумал известный химик в веке 20. Почитай памятник древнего русского наследия именуемый «Домостроем», читатель и ты узнаешь, как наши предки понимали быт русского человека, опираясь на Святое Писание.
— Ввел на Руси Библию, книгу которая еще во времена Елизаветы считалась вредной. До этого русские люди пользовались Палиёй и Кормчей. Познакомься с этими книгами и ты увидишь, что все совершенно иначе, чем вещает официальная церковь.
— В период Петра продолжилось преследование родившихся младенцев, помнящих свои прошлые жизни и умеющих говорить. Преследование их началось ещё с Иоанна IV. Массовое уничтожение младенцев, обладавших памятью прошлой жизни, наложило проклятие на все воплощения подобных детей. Не случайно сегодня, когда рождается разговаривающий ребёнок, он живёт не более двух часов. (но редко всё же бывают и исключения). Мир заговоривший о детях индиго, не подозревает, что они всегда были на Руси и не считались дьявольским наваждением. Русский человек знал гораздо больше своего родства не помнящего потомка.
— под видом борьбы со старой верой, уничтожил всех старцев, живших более трёхсот лет;
— Но главным злом против русского народа было запрещение выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб.
Вот мы и добрались до конечного пункта моего повествования, читатель. Давай я расскажу тебе, отчего воин, уходивший в поход, совал за пазуху краюху хлеба и бывал ей сыт несколько дней.
Пришло время поговорить о ЩИРИЦЕ.
Амарант (Щирица) — хлеб Руссов, запрещённый Петром I.
Во время реформ проводимых Петром I было запрещено выращивание амаранта и употребление амарантового хлеба, являвшегося ранее основной пищей русского человека, что привело к уничтожению долгожительства на Земле, которое оставалось тогда ещё в России; (по преданиям старцы жили очень долго упоминается даже цифра 300 лет…).
Целебные свойства амаранта известны с глубокой древности.
В китайской медицине амарант использовался как средство против старения. Его знали и греки, и народы Центральной Америки — инки и ацтеки. Амарантовый хлеб, по преданиям назывался хлебом ацтеков.
У греков он был символом бессмертия. Действительно, соцветия амаранта никогда не увядают.
Слово АМАРАНТ. Мара — это богиня смерти, а приставка «А» означает в языке отрицание — например моральный-аморальный и т.д. Так вот, получается, что АМАРАНТ буквально означает отрицающий смерть, или вернее дарующий бессмертие!!!
Продовольственная комиссия ООН признала амарант культурой XXI века. По содержанию полезных веществ это растение во много раз превосходит пшеницу и другие традиционные злаковые культуры.
Семена амаранта обладают хорошими мукомольными качествами, имеют вкус, напоминающий ореховый. Амарантная мука обладает высокой биологической ценностью, служит богатым источником минеральных веществ, таких как кальций, магний, фосфор, и витаминов С и РР. Мука амаранта не содержит глютена и может стать основой при создании продуктов для больных целиакией (глютеновой энтеропатией), без добавления пшеничной муки.
Уникальный химический состав амаранта определил безграничность его применения в качестве лечебного средства. Древние Руссы использовали амарант для вскармливании новорожденных детей, зерна амаранта воины брали с собой в тяжелые походы в качестве источника силы и здоровья. Являясь настоящей аптекой, амарант использовался для лечения королевской знати в древней Индии и Китае.
В настоящее время амарант с успехом применяется в разных странах при лечении воспалительных процессов мочеполовой системы у женщин и мужчин, геморрое, анемии, авитаминозах, упадке сил, диабете, ожирении, неврозах, различных кожных заболеваниях и ожогах, стоматите, пародонтите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, атеросклероза.
Но главное это ХЛЕБ, имеющий вкус ореха и непередаваемый запах полей России.
Не растущий в Европе амарант был тем самым источником богатырской силы Славян и их братских Тюрских народов, который Ватикан постарался уничтожить, руками Лжепетра. Именно из муки амаранта и делались куличи, сайки, сдобы, калачи, баранки, бублики, булки и прочие вкусности. Правильно названа и булка в песне «Как упоительны в России вечера» — французской, выпеченной из пшеничной муки, которую и приняли за основу хлебопечения на после Петровской Руси. Да читатель, теперь мы едим европейский хлеб, который Русь не знала, употребляя рожь, овес и прочие злаки но не ведала пшеницы. Настоящий русский хлеб ржаной, черный, тот который мы любим до сих пор и который нынче редко бывает на нашем столе. А Царем Русского Хлеба, есть амарант. Ну а как ты знаешь читатель, ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА, тем более, если голова ЦАРСКАЯ.
В Европу амарант был завезен в XVII, сразу после окончания войн реформации веке и стал настолько популярен, что шведская королева Христина Августа даже основала в 1653 году орден кавалеров Амаранта. Вот так исконный хлеб России стал не известен на своей Родине. В современной «из тории» (то есть взгляде на мировую хронологию, через призму учения Торы о богоизбранности еврейского народа) есть мнение, что в Россию он попал из Америки в 20 веке и называется хлебом ацтеков. Враки все это! Ацтеки не древний народ и их храмы созданы как и пирамиды Египта в 12-15 веках нашей эры, методом опалубки из геополимерного бетона, просто хорошо отштукатуренные и отлично отшлифованные. Не мегалиты это, а искусственный камень на манер того, что сейчас используют на кладбищах, для современных памятников из крошки. Хочешь под мрамор, хочешь под базальт, а можно и под гранит!
Родина амаранта Русь и его встречается на ее просторах более 90 видов.
Вот и все друг мой, читатель сердцу любезный. Я не Меньшиков, тебя не предам, а лишь, хорошему научить постараюсь.
Счастливо тебе, попутчик, по Великому Посольству к русском хлебу-щирице. Увидишь где его на клумбе в городском парке или в поле нашей Матушки России, поклон от меня ему передавай, да и сам не скупись ему поклониться, как делали Великие Предки наши, трудовым потом, его поливая и пестуя рабочими руками данное Русскому Народу БОГОВО ЗЕРНО. Именно так называется щирица в старинных духовных книгах Руссов.
Помни и то, что щирица не единое наше достояние отобранное лживой Ливонией. Изуверcки оболганная история Руси, ждет своего правдивого слова о Великой Державе и Славном Народе!
И оно обязательно будет сказано. И записано. Помните момент из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов допрашивает Маньку-облигацию? Вот в моем разумении Европа, за редким исключением и есть эта Манька. Прижми ее покрепче, она все и выложит: и про папу римского-налетчика и про браслетик-«змейка» работы не виданной, украденный копченым ляхом из Московского Кремля.
Историю нужно пересматривать и делать это должны не угодливые бородатые дяди из уютных кабинетов, за очередную медальку или звание, готовые продать все и вся, а главное Россию, а криминалисты и честные ученые, которым дело важнее, чем ордена и звезды на погонах. Странное дело, но основа любой науки — математика, присутствует практически в каждой отрасли знаний, а вот в истории математического обоснования нет. То есть отсутствует становой хребет, на котором нарастут знания. Причина тут проста, в мифологии нет истины и она не поддается математическому моделированию, потому, что неприродна изначально. Это домысел и фарс, отсутствие реальности и человеческих страстей, это ложная статистика, это уничтожение истины. По моему мнению, становым хребтом БЫЛИНЫ, должна стать хронология, как раздел математики. Вот только не скалигеровско-петафиусская, к которой мы все привыкли, а совершенно новая, основанная на реальном знании, законах небесной механики, человеческой морали и научных принципах.
Такие работы ведутся уже не один десяток лет академиком Фоменко А.Т. и кандидатом наук Носовским Г.В.. Тяжело пробивать этим людям стену равнодушия и ложных канонов. Нет им покоя от злопыхателей, да только на верном пути эти старатели, а значит с него не сойдут. Кстати, это математики с мировым именем, так что дело теперь пойдет.
Человек изучающий историю, может быть уверен, что за любой тайной тщательно охраняемой сильными мира сего прячется самое обычное преступление, закрытое по срокам давности. Вот только преступление против России сроков давности не имеет. Именно поэтому расплата у преступников еще впереди и каждый честный человек обязан содействовать народному следствию, по открытию исторической правды. Иначе так и будем рассуждать о тайнах и загадках хронологии человечества описанных горе-учеными, на основании взглядов через призму легенды о богоизбранности одного народа, через призму «из Тории», то есть Торы.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1530578663383501378/prepodobnyj-afanasij-afonskij-biografiya-istoriya-ikona-i-molitva/

Послушник Экономиссы: преподобный Афанасий Афонский

В тот день я впервые читала житие святого Афанасия и поражалась, как же актуально оно в наши дни. Не только примером самого святого, который жил в далеком от нас X веке, в раннем детстве оставшегося сиротой и добившегося всего в жизни упорным трудом, а затем оставившего, как сказали бы мы, блестящую карьеру ради того, чтобы остаться только с Возлюбленным Господом. Преодолел преподобный Афанасий искушения пустынного жительства, претерпел болезни, скитания, напраслину братии и несправедливые обвинения. Житие его словно беседует с нами, привыкшими обсуждать серьезные вопросы «от ветра главы своея», делая выводы, которые подсказывает нам не духовный, а греховный опыт.

Афанасий Афонский

Как часто мы знаем жития лишь в их кратком варианте! Читаем, как некий преподобный отец «подвизался столько-то лет», – и мнится нам этот срок таким же коротким, как строка, сообщившая об этом. А то, что годы, проведенные в келлии и на послушаниях, нередко суть годы скорбей, болезней, тяжелых душевных метаний, раздумий, сомнений живого человека, который мог бы вслед за апостолами восклицать: «Вот, я оставил всё и пошел за Тобой» (ср. Мк. 10, 28) – всё это остается для нас непонятым. И мы потом подозрительно морщимся и осуждаем, услышав, что кто-то из наших современников имел сомнения в вере или, не выдержав испытаний, выбрал более, как кажется нам, легкий путь. Особенно проявляется в нас «классовая борьба», если человек тот занимал в миру высокое положение и оставил его. Совсем не думаем о том, что на стороне вот того брата нашего во Христе, упавшего под тяжестью ноши, сейчас весь сонм преподобных, прошедших искушения (потому как «быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18)), а на стороне осуждающих… кто? Тот, кто подталкивает нас к осуждению?

Кто-то из нас обсуждает болезнь брата, а иной раз и смерть «при странных обстоятельствах» – могло ли, дескать, произойти такое с богоугодным человеком? А когда про кого «всякое говорят» – разве не верим мы, считая, что-де нет дыма без огня? А уж если кто занимается церковным строительством, да еще и замечен в добрых отношениях с власть имущими – то такому человеку досужие языки и вовсе откажут в «духовности» и в соответствии монашескому званию.

… Обласканный константинопольскими вельможами, занявший важный пост в государственном училище, Авраамий – так было имя юноши-сироты, взятого в столицу исключительно за удивительное рвение к образованию и прилежание в молитве – вдруг знакомится с афонским подвижником Михаилом Малеином и после нескольких бесед понимает, что не может продолжать жить как прежде. Он бежит из столицы, уговаривает старца облечь его в иноческий чин и живет в полном послушании. Несколько раз ему приходится скрываться – и потому, что его ищет военачальник Никифор, будущий император, с братом его, желающие, чтобы такой молитвенник и философ жил при них, и потому, что увидев его образ жизни, многие опытные монахи приходят спросить его духовного совета. И однажды он находит некое пустынное место «на краю Афона», устраивает шалаш на холме и начинает там нести свой подвиг. Но как же тяжко приходится ему… День ото дня он всё больше ненавидит это место, сомневается в богоугодности своего выбора. Собирался отсекать свою волю – а вот же, ушел. Хотел держаться советов старцев – а где теперь старцы? Да еще и насельники монастыря, узнав, что он состоит в дружестве с самим Никифором, уж очень надеялись, что уговорит он своего покровителя почаще помогать с строительством новых церквей… В один день Афанасий решает: ровно через год он покинет это страшное, унылое место и вернется в лавру.

Минул год, полный лишений и душевной боли, тяготившей больше, чем холод и голод. В означенный день Афанасий встает на молитву, чтобы после нее покинуть место, где он провел год, – и тут осиял его небесный свет! Именно здесь, на этом холме, слышавшем его неустанные призывания Божией помощи, политом его слезами, благоволил Христос устроить обитель, которую сейчас мы знаем как Великую Лавру.

С Великой Лаврой и связано предание, которое отразилось в образе Божией Матери «Экономисса». Однажды, в самом начале строительства, в новой обители начался голод, и иноки, не выдержав, разошлись по другим монастырям. Наступил день, когда и Афанасий решил покинуть эти стены. Некоторые утверждают, что поколебалось его упование на Господа, другие же – что он отправился в Карею спросить совета у прота и старцев. Но не успел он далеко отойти от обители, как явилась ему Сама Всепречистая. Божия Матерь объявила подвижнику, что отныне Она Сама позаботится о монастыре. В знак верности Своего обещания велела ему извести водный источник, коснувшись посохом скалы. Этим явила Она игумену и образ смирения: будучи Царицей Неба и земли и Игуменией этого места, не Своею рукою совершает Она чудо, но велит законному игумену коснуться посохом скалы.

Приняв чудесное уверение, Афанасий возвратился обратно, и с этого времени в любые тяжелые времена Господь всегда посылал чудесную помощь насельникам Лавры. Нередко иноки свидетельствовали о том, что своими глазами видели Царицу Небесную молящейся на службе или обходящей монастырь.

«Царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев»

Когда Никифор взошел на императорский трон, Афанасий в скорби еще раз оставил Лавру. Только он и Никифор знали о тайном желании военачальника стать скромным иноком и удалиться в монастырь, которому покровительствовал доныне. Ждала его уже и келья, выстроенная руками друга-игумена… Афанасий, плача о том, что Никифор предпочел пышность дворца уединенной жизни с Богом, скрылся, оставив лишь письма: одно из них рекомендовало преемника Афанасия во игуменстве, а второе было адресовано новому императору. Много времени прошло, прежде чем царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев. В тот день Никифор издал указ, по которому Лавра отныне подчинялась только императору и имела от него постоянное денежное вспоможение.

Враг не оставлял подвижника без искушений. Однажды упавшее дерево перебило Афанасию ноги, и он лежал на одре около трех лет, даже в этих мучениях продолжая переписывать священные книги и почти круглосуточно молиться. В это же время некие отшельники, жившие в шалашах, приняли, как сказано в житии, такие помыслы о страдальце и его делах: «Зачем Афанасий причиняет насилие святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мирским поселком».

Осуждение привело их к следующему греху: отправить новому императору (преемнику умершего Никифора) посольство с наветами на игумена Великой Лавры. Однако император решил самолично узнать, кто таков этот знаменитый Афанасий, и велел игумену явиться во дворец. Афанасий, только начавший вставать на ноги, смиренно отправился к императору. После встречи император не только отверг все наветы на подвижника, но и велел уделить немалые суммы из казны на благоустройство Великой Лавры. Игумен Великой Лавры, которому важнее собственной жизни был мир с братиями, молился об умягчении сердец своих противников денно и нощно – и раскаяние и примирение вскоре состоялись. Сам же Афанасий получил от Бога благодать исцелений, поэтому, встречая на пути больных, с состраданием оставался рядом с ними и молился Господу, возвращая к жизни даже безнадежно больных и умирающих. Были и такие люди, которые покушались на жизнь Афанасия, однако Господь до поры сохранял Своего верного служителя невредимым.

Настали дни, в которые Афанасий, по преданию, предупредил своих ближайших учеников о том, что близка его кончина, и покажется эта кончина некоторым смутительной и даже бесчестной. Ученики не понимали, о чем идет речь.

Однажды игумен должен был осматривать новые строения. Против своего обыкновения, он задержался в келлии и вышел из нее с сияющим ликом, в клобуке своего учителя, приснопамятного Михаила Малеина, который надевал он только на самые большие праздники. Когда поднялся Афанасий на верх здания со строителем Даниилом и пятерыми братиями, строение обрушилось и погребло под собой людей. Пятеро сразу погибли. Мучения игумена и оставшегося с ним строителя продолжались более трех часов. Однако из уст Афанасия всё это время слышались только слова молитвы. Наконец братия смогла разобрать камни и вытащить искалеченного, но живого Даниила – и только потом смогли обнаружить своего авву, который уже предал душу Богу. Через три дня,

когда подвижника собрались оплакать и похоронить игумены и братия других обителей, оказалось, что тело Афанасия до сих пор нетленно и он имеет вид «как бы уснувшего человека».

Даниил же прожил еще несколько дней. Однажды он призвал ухаживавших за ним братий и возвестил, что имел видение: Господь позволит ему войти в Его Царствие уже сейчас, «если позволит отец, с которым он пришел». Явившийся в этом видении в великой славе Афанасий в сопровождении пяти погибших монахов взял его за руку и ввел в «царский дворец». Рассказав об этом, Даниил скончался. Так братия узнала об участи своего игумена и других братий, и таково было первое посмертное чудо преподобного Афанасия. С этого дня по молитвам к преподобному игумену Великой Лавры Афанасию произошло много чудес: те люди, что еще вчера могли сомневаться в его праведности, наговаривать на него или слушать наветы, сегодня молились ему – и милостивый Афанасий откликался на их зов.

Шли годы. Один император сменял другого, уходили и приходили военачальники, вельможи, ученики становились учителями, дети – взрослыми, взрослые – стариками, нищали богатые, внезапно возвеличивались безродные. И только таким, как святой Афанасий, каждый человек – и император, и нищий – был братом. Немало народу во все времена почитало Божиими людьми не тех, кто стяжал дух мирен, а тех, кто ходит в рубище и презирает власть, – но, как известно, и Арий был аскетом, а враг рода человеческого и вовсе не знает, что такое пища и сон… Истинные же подвижники Божии не имеют лицеприятия по-настоящему, они готовы разделить пищу и кров с бродягой – но и преподать духовное наставление «человеку, одетому в мягкие одежды» (ср. Мф. 11, 8), не боясь обвинения в заискивании перед властью. Они не размышляют, что скажут о них современники и потомки: они заботятся только о том, что скажет о них Господь Бог. Даже занимаясь строительством, и, как бы сейчас сказали, «административной работой» – прежде всего радеют они о «строительстве» души, своей и вверенных им братий. И неважно, сколько у таких людей оказывается сторонников на земле. Главное – что помогает им Сама Домостроительница — Экономисса, молящаяся Божественному Сыну о спасении каждого из нас.

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/poslushnik-ekonomissyi-prepodobnyiy-afanasiy-afonskiy/

Афанасий Афонский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Афанасий.

Афанасий Афонский

греч. Αθανάσιος ο Αθωνίτης

Рождение

ок. 930

  • Трабзон, Трабзонский субрегион, Восточно-Черноморский регион, Турция

Смерть

5 июля 1000

  • Карье, Автономное монашеское государство Святой Горы, Греция

В лике

преподобный

День памяти

5 июля

Афанасий Афонский (греч. Αθανάσιος ο Αθωνίτης; ок. 925 или 930, Трапезунд — 5 июля ок. 1000) — византийский монах, основал первый и главный монастырь на Святой горе Афон — Великую Лавру. Афанасий известен как основатель общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона.

Родился в Трапезунде, Каппадокия (современный Трабзон). Имя при крещении Авраамий. Рано осиротев, воспитывался у благочестивой монахини, а после её смерти был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа II, и определён учеником к знаменитому ритору Афанасию. Вскоре Аврамий стал известен как искренний проповедник и наставник юношества. Он имел огромное влияние на будущего императора Никифора II Фоку. Затем Авраамий удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником преподобного Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 958 году он отправился на Афон.

Кипарис святого Афанасия Афонского — вид с входа в главный храм монастыря Великой Лавры. Считается, что ему более 1000 лет.

Афанасий помогал отстаивать отшельников и их скиты от набегов пиратов-сарацинов, а также начал объединять скиты в то, что в конечном итоге стало известно как Великая Лавра, монастырь, который Афанасий построил на деньги императора Никифора. Монастырь был освящён в 963 году. Вскоре после этого было построено ещё три здания, причём все они стоят до настоящего времени. При строительстве монастырей на горе Афон Афанасий встретился со значительным противодействием со стороны отшельников. Они возмущались вторжению и его попыткам навести порядок и дисциплину в их жизни.

Некоторое время враги Афанасия преобладали, и он вынужден был покинуть Афон; на Кипре он жил до 971 года. После божественного видения Афанасий сразу вернулся на Афон как игумен (аббат) и создал типикон (устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Студита и Василия Кесарийского.

Афанасий всю свою жизнь занимался строительством и обустройством монастыря, и погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви. После смерти Афанасий был прославлен как святой, память совершается 5 июля (по юлианскому календарю).

> См. также

  • Афанасьево

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *