Патриархи Московские и всея Руси (18 фото)

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха были проведены ряд преобразований в Русской Церкви: учреждены новые епархии, основаны десятки монастырей, начато печатание богослужебных книг. В 1605 году отказался присягать Лжедмитрию и был низложен бунтовщиками.

Патриаршество священномученика Гермогена (1606-1612) совпало с трудным периодом в русской истории – Смутным временем. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, против возведения на русский престол польского королевича. Во время голода, начавшегося в Москве, Патриарх приказал открыть для голодающих монастырские житницы. При осаде Москвы войсками Минина и Пожарского святитель Гермоген был низложен поляками и заключен в Чудовом монастыре под стражу, где умер от голода и жажды.


Федор Никитич Романов-Юрский, после смерти царя Федора, был одним из законных претендентов на Русский трон, так как являлся племянником Иоанна Грозного. Попав в опалу при Борисе Годунове, Федор Ромнов-Юрский был пострижен в монашество с именем Филарет. В Смутное время Лжедмитрий II захватил митрополита Филарета в плен, где он пробыл до 1619 года. Земский Собор 1613 года избрал на русское царство Михаила Романова, сына митрополита Филарета, утвердив за последним титул Патриарха. Патриарх Филарет (1619-1633) стал ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила.

Своим преемником Патриарх Филарет назначил архиепископа Псковского и Великолукского Иоасафа (1634-1640). Патриарх Иоасаф произвел большую работу по исправлению богослужебных книг, за шесть лет его правления было выпущено 23 книги, из которых многие были напечатаны впервые. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, закрывшихся ранее.

В своей деятельности Патриарх Иосиф (1642-1652) большое внимание уделял делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре – «Ртищевское братство». Именно благодаря Патриарху Иосифу удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией.

Патриарх Никон (1652-1666) отличался глубокой аскетичностью, духовностью, обширными знаниями и получил особое расположение царя Алексея Михайловича. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией, затем и Белоруссии. Особо проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор: при нем было заменено двуперстное крестное знамение на троеперстное, исправлены богослужебные книги по греческим образцам.

Седьмым Патриархом Всея Руси был избран архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф (1667-1672). В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать и утвердить реформы Патриарха Никона. Он продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и издание богослужебных книг. При нем были просвещены народности на северо-восточных окраинах России; на Амуре, на границе с Китаем, был основан Спасский монастырь.


Правление Патриарха Питирима (1672-1673) длилось всего 10 месяцев. Был приближенным Патриарха Никона, и после его низложения, Питирим был одним из претендентов на Патриарший престол. Однако его избрали только после смерти Патриарха Иоасафа II. Известно, что Патриарх Питирим в 1672 году крестил в Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I. В 1673 году по благословению Патриарха Питирима был основан Тверской Осташковский женский монастырь.

Правление Патриарха Иоакима (1674-1690) пришлось на трудные для государства и Церкви годы. Усилия Патриарха Иоакима были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Проявил себя Патрирах Иоаким и в области государственного управления: он выступил посредником между противоборствующими сторонами во время возникшей смуты в вопросе о престолонаследии в 1682 году и принял меры для прекращения стрелецкого восстания.
Патриарх Адриан (1690-1700) был 10-м, последним в досинодальный период, Патриархом Московским и Всея Руси. Деятельность Патриарха Адриана связана в основном с соблюдением церковных канонов и охране Церкви от ереси. Расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра I, Патриарх Адриан все же поддерживал важные начинания царя – строительство флота, военные и социально-экономические преобразования.
После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В 1925 году Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Сергий Нижегородский. Во время Великой Отечественной войны митрополитом Сергием был организован Фонд обороны, благодаря которому была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, также собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, детей-сирот. В 1943 году митрополит Сергий единогласно был избран Патриархом Московским и Всея Руси(1943-1944).
Патриарх Алексий I (1945-1970) был избран на Патриарший престол в феврале 1945 года. Его Предстоятельство совпало с окончанием Великой Отечественной войны и последующая деятельность была связана с восстановлением разрушенных войной храмов, восстановлением связей с Православными братскими Церквами, было положено начало контактам с Римско-Католической Церковью. Установились активные связи с древними нехалкидонскими Церквами Востока, а также с протестантским миром.
В своем Первосвятительском служении Патриарх Пимен (1971-1990) был продолжателем церковного делания Патриархов Тихона, Сергия, Алексия I. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран, развитие межправославных отношений. В июне 1988 года Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные Тысячелетию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви.

С предстоятельством Алексия II (1990-2008) связано время возрождения и духовного расцвета Русской Православной Церкви: открылись тысячи храмов и монастырей, в том числе Храм Христа Спасителя; началась активная подготовка кадров священнослужителей, открылись новые учебные заведения. 17 мая 2007 года произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви — был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью московского патриархата и Русской Православной Церковью Загрaницей.
27 января 2009 года на Поместном Соборе Русской Православной церкви избран 16-ый патриарх Московский и Всея Руси. Им стал митрополит Кирилл.

Источник: https://fishki.net/20591-patriarhi-moskovskie-i-vseja-rusi-18-foto.html

Настоящее имя патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл. Настоящее имя в миру Владимир Михайлович Гундяев. Родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Епископ Русской православной церкви, с 1 февраля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви.

Наречен именем Кирилл и пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (настоящее имя — Борис Георгиевич Ротов) 3 апреля 1969 г. Взял имя в честь Святого Кирилла (настоящее имя в миру — Константин, прозвище Философ) — византийского миссионера. Вместе с братом Мефодием являлся создателем славянской азбуки. Братья Кирилл и Мефодий канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Принятая очерёдность — «Мефодий и Кирилл».

После публикаций в журнале «Христианский вестник» за октябрь 1992 г. о связях церковных иерархов с Пятым управлением КГБ стал известен оперативный псевдоним (агентурное прозвище) принадлежащий тогда еще молодому иерарху — «Михайлов». Псевдоним, по всей видимости, образован от имени отца патриарха — Михаил. Сам Кирилл встречаясь со студентами МГУ, оправдывался: «Факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен».

После Табачного скандала* в конце 90-х гг. у В.М Гундяева, в то время занимающего пост митрополита Смоленского и Калининградского, появился псевдоним-прозвище «Табачный митрополит». В разных публикациях того времени митрополита, ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, называли также: «Кундяевым», «Московским Папой» и «Русским Цезарем Борджиа».

Краткая биография:

Родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика ленинградского завода имени М. И. Калинина, впоследствии православного священника.

После окончания 8 класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где работал с 1962 года по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением в средней школе.

В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, ускоренно (год за два) окончил ее с отличием в 1970 г.

Стремительная карьера будущего патриарха Кирилла началась уже в академии: 3 апреля 1969 г. был пострижен в монашество, через 3 дня рукоположён во иеродиакона, а уже 1 июня того же года – во иеромонаха. После окончания оставлен в академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора.

С 30 августа 1970 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского Никодима. 12 сентября 1971 г. возведён в сан архимандрита.

С 1971 года — представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

26 декабря 1974 г. в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии, где создал специальный регентский класс для девушек и ввел уроки физкультуры.

С 7 июня 1975 г. председатель епархиального совета Ленинградской митрополии.

С декабря 1975 г. — член Центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей, с 1975 г. член комиссии «Вера и устройство» Всемирного совета церквей, с 3 марта 1976 г. член Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

14 марта 1976 г. хиротонисан (посвящен) во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С ноября 1976 г. по октябрь 1978 г. нёс послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима. 9 сентября 1977 г. возведён в сан архиепископа.

12 октября 1978 г. освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющим патриаршими приходами в Финляндии.

В 1978 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

С 1983 г. преподаватель в аспирантуре при Московской Духовной Академии. С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский; освобождён от должности ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. В апреле 1989 г. был изменён титул на «Смоленский и Калининградский».

14 ноября 1989 г. был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности.

С 1990 г. — председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии. 25 февраля 1991 г. возведён в сан митрополита.

С 1993 г. — сопредседатель, с 1995 г. — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора. С 1994 г. почётный президент Всемирной конференции Религия и мир. С 26 февраля 1994 г. — член Синодальной богословской комиссии.

С 1994 г. ведёт духовно-просветительскую программу «Слово пастыря» на Первом канале.

В 1995—2000 г. председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества.

6 декабря 2008 г., на следующий день после кончины Патриарха Алексия II, на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира тайным голосованием было совершено избрание митрополита Кирилла Патриаршим Местоблюстителем.

27 января 2009 г. Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля во время литургии в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация митрополита Кирилла.

* Табачный скандал — события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию табачной продукции структурами Русской православной церкви под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996—1998 годах. В прессе («Московский комсомолец») активно проводилась кампания, связывающая скандал с именем митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла.

Просмотрено: 13393

Источник: http://ProPsevdo.ru/name.php?id=94

Митрополиты московские и всея Руси. Список предстоятелей

Митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей начинается с 15-го века и продолжается по настоящее время. Название «московский» говорит о том, что предстоятели начинали службу именно в этом месте. Но все бумаги подписывались как «Митрополит всея Руси».

1. Феодосий (Бывальцев). Годы службы — с 3 мая 1461 г. по 13 сентября 1464-го. Это был талантливый церковный деятель и публицист. До того, как он вступил в сан митрополита, служил в Чудовом монастыре архимандритом. Но московский князь впервые, самостоятельно, без патриарха Константинополя назначил его митрополитом. Прослужил он всего 4 года, потом по причине недуга был вынужден уйти в отставку. После этого Феодосий прожил еще 10 лет, умер в 1475 году.

2. Филипп первый. Годы службы — с 11 ноября 1464 г. по 5 апреля 1473-го. Был во главе 10 лет. Именно в его правление произошли большие церковные события. Например, строительство Успенского собора. Канонизирован православной церковью.

3. Геронтий. Годы службы — с 29 июня 1473 г. по 28 мая 1489-го. Время его правления охарактеризовано множественным возведением храмов и соборов. Канонизирован русской церковью.

4. Зосима (Брадатый). Служил митрополитом с 1490 по 1495 год. Стал известен тем, что был заподозрен в еретичестве.

5. Симон. Годы предстоятельства — с 22 сентября 1495 г. по 30 апреля 1511-го. При нем много раз собирались Соборы, где решались очень важные церковные вопросы. Но быстро покинул митрополию и скончался.

6. Варлаам. Годы службы — с 3 августа 1511 г. по 18 декабря 1521 г. Активно защищал Феофана Грека, за что впал в немилость и ушел в отставку. Затем был отправлен в Спасо-Каменный монастырь.

7. Даниил. Служил с 1522 по 1539 год. Известен своими литературными трудами. Но за поддержку матери Иоанна Грозного Елены Глинской был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

8. Иоасаф (Скрипицын). Годы правления — с 6 февраля 1539-го по январь 1542-го. За его ходатайство за князя Бельского был низложен и отправлен в Кириллов монастырь.

9. Макарий. Годы службы — с 19 марта 1542 г. по 31 декабря 1563-го. При нем были восстановлены и обновлены многие иконы и фрески, возведен храм святого Николая и открыта первая печатная типография для издания церковной литературы. Помогал в составлении нового владычного свода.

10. Афанасий. Годы правления — с 5 марта 1564-го по 16 мая 1566-го. Автор известных произведений и хороший иконописец. Отказался от службы и ушел в монахи в Чудов монастырь.

11. Герман (Садырев-Полев). Был назначен митрополитом в июле 1566 года. Почитается как святитель, так как был убит опричником.

12. Филипп II (Колычёв). Правил с 25 июля 1566 года по 4 ноября 1568-го. Обличал опричников Ивана Грозного. По решению церковного суда был отстранен от службы и сослан в монастырь Тверской губернии. Там он был убит Малютой Скуратовым.

13. Кирилл (III/IV). Был митрополитом с 11 ноября 1568 года по 8 февраля 1572-го. Ни во что не вмешивался и ничего не предпринимал. Скончался и похоронен в Москве.

14. Антоний. Вступил в сан в мае 1572 г. О его деятельности сохранилось мало сведений. Известно, что время, в которое ему довелось быть митрополитом, было очень тревожным. Ушел на покой в 1581 году.

15. Дионисий. Годы в сане — с 1581-го по 1587-й. Известно, что это был умный, образованный оратор, который получил прозвище «Премудрый грамматик». За то, что обличил шурина Годунова, был заточен в Хутынский монастырь.

16. Иов. Принял сан 11 декабря 1586 года. Во всем поддерживал Бориса Годунова. Но после его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия. За это с него сорвали патриаршие одежды и отправили в изгнание. Даже после его восстановления в сане Шуйским, Иов больше не стал патриархом, так как был слеп, и вскоре умер.

Патриарший период № 1 (1589—1721 гг.)

  1. Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
  2. Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.
  3. Гермоген. Годы патриаршества — с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.
  4. Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.

  5. Митрополит Иона. Период предстоятельства — с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.
  6. Патриарх Филарет. Мирское имя — Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го. Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.
  7. Иосаф 1. Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.
  8. Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.
  9. Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.
  10. Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.
  11. Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.
  12. Патриарх Иоаким. Период предстоятельства — с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.
  13. Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.
  14. Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Далее Петр 1 создал Святейший Синод, руководителями которого были обер-прокуроры. Лишь в 1917 году поместный собор решил вновь возродить патриаршество.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.
  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.
  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления —1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.
  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.
  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок — 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
  6. Митрополит Пимен (Извеков Сергей Михайлович). Был предстоятелем с 1970 по 1990 год. Жестко вел контроль всех дел церкви. При нем сократилось количество храмов в стране. Но за последние два года при Горбачеве все встало на свои места.
  7. Митрополит Филарет (Денисенко Михаил Антонович). Был предстоятелем всего 3 месяца — с мая по июль 1990 г. Был отлучен от церкви и предан анафеме за высокомерное отношение к духовенству, клевету и вымогательство.
  8. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.
  9. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный — с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1175423135185111963/mitropolity-moskovskie-i-vseya-rusi-spisok-predstoyatelej/

К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов

Библиографическое описание:

Семендяев Ф. И. К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов // Исторические исследования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/54/2378/ (дата обращения: 23.05.2019).

Как известно, русскую православную церковь со времени ее основания в X в. и до учреждения Московского патриархата возглавляли митрополиты, а Русь до XIV века представляла собой одну митрополию. Первым митрополитом Руси был Леонтий; первым митрополитом из русских был Иларион (1051–62), испросивший, впрочем, благословение от патриарха. Последующие митрополиты были опять из греков: после Илариона киевскую митрополию возглавляли: Ефрем (ок. 1055 – ок.1061), Георгий (1062–1072/1073) и Иоанн II (до 1077/1078–1089). Лишь в конце XI в. на митрополичий престол взошел русский иерарх, бывший епископ Переяславский Ефрем (1089–1097), посвященный в сан в Константинополе. Затем вновь в течение многих лет в списке митрополитов следуют ставленники Константинопольского патриарха: Николай (1097), Никифор (1104–1121), Никита (1122), Михаил (1130 – не ранее 1145).

Влияние константинопольского патриарха на дела русской церкви и в особенности на отношение между различными лицами духовной иерархии было довольно значительно. Митрополиты поставлялись из греков Византийским патриархом, но за отдаленностью Византии русские митрополиты были совершенно независимы от патриарха – вследствие этого статус и положение первых митрополитов на Руси отличаются заметной спецификой:

— Митрополиты на русскую митрополию избирались в Византии из ромеев и посвящались в сан в Константинополе;

— Патриархи требовали, чтобы русские митрополиты время от времени приезжали в Константинополь в видах получения инструкций относительно различных вопросов церковного управление; вместе с тем митрополиты должны были присутствовать в патриаршем синоде;

— Если митрополиты почему-либо не могли являться лично, то должны были посылать уполномоченных;

— При поставлении митрополиты получали от патриарха так называемые «ставленые» или «настольные» грамоты, в которых вменялось в обязанность всем и каждому оказывать митрополиту должное почтение и повиновение; таким образом, патриархи простирали свою власть как бы на все население; на русских князей они старались влиять то словом убеждения, то угрозами отлучения от церкви;

— Руководя всем церковным управлением Руси, константинопольский патриарх иногда ставил не только митрополитов, но и епископов; вместе с тем патриархи сами иногда удостаивали русских епископов особых отличий и преимуществ;

— Через уполномоченных же патриарх принимал участие в борьбе с религиозными сектами, охраняя всеми зависящими от него мерами чистоту православия; содействуя развитию и распространению церковных братств, патриархи старались влиять на укрепление веры, правильных религиозных понятий и духовного просвещения среди населения;

— Как представитель церковной иерархии, русский митрополит осуществлял в своей митрополии власть патриарха Константинопольского и находился под его юрисдикцией;

— Император Византийской империи как глава христианского мира формально обладал властью над русским митрополитом.

Но в то же время:

— Русский митрополит фактически являлся главой национальной церкви самостоятельного государства и потому обладал бóльшей независимостью по отношению к Константинополю по сравнению с другими, подчиненными Царьграду епископами;

— В реальной жизни осуществление полномочий митрополита в значительной степени зависело от князя, который на данный момент занимал великокняжеский престол.

Как уже отмечалось, первые митрополиты не только избирались, но и посвящались в Греции. Но это не мешало им быть вполне независимыми в области внутреннего управления русской митрополией: решение митрополита не требовало утверждения патриарха, а считалось окончательным. Такая независимость была обусловлена, главным образом, отдаленностью от Византии. Константинопольский патриарх ревниво оберегал правило, чтобы русские митрополиты поставлялись исключительно из греков, русские же князья стремились передать митрополию в руки русских по рождению. Это вело к спорам, обыкновенно, впрочем, не имевшим важных последствий.

П. В. Знаменский таким образом описывает данную ситуацию: В России митрополиты из греков были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям, и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе. Нужно при этом иметь ввиду и ту дурную репутацию, какой греки исстари пользовались на Руси и которая выразилась в заметке летописца: «суть бо Греци льстиви и до сего дне». Притом же на Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов греков в первые 4 с половиной века существования Русской Церкви не более 5–6 человек заявили себя просвещением и благочестием… а об одном – Иоанне III (с 1089 г.) даже прямо замечено, что он был не книжен и прост умом. Между тем, немногие митрополиты из русских все оставили после себя самую хорошую память и по своему образованию, и по благочестию, и по благотворному влиянию на паству. Не мудрено, что у великих князей рано явилась мысль об избрании митрополитов из русских. После смерти м. Феопемпта греки 3 года не присылали нового митрополита. В это время только что кончилась война Ярослава с греками, в которой греки варварски ослепили 800 русских пленников. И вот в 1051 году «Бог князю вложи в сердце» поставить митрополита из русских и собором русских же епископов, – поставлен был Илларион, священник княжеского села Берестова. Новый святитель, впрочем, в том же году испросил себе благословение патриарха. Он был муж благочестивый, часто уединялся для молитвы в пещеру, которую выкопал в горе недалеко от своего села, и кроме того, был известен своим просвещением. Несколько времени спустя, в конце ХI века, видим еще митрополита из русских св. Ефрема, бывшего прежде придворным великого князя Изяслава, потом епископом Переяславским. И он был известен, как святой муж и чудотворец; свое управление и переяславской епископией, и митрополией он ознаменовал строением многих церквей, больниц и страннопримниц. Поставление на митрополию он, впрочем, получил не в России, а в Греции.

В ряду первых русских митрополитов Ефрем Переяславский является одной из ключевых фигур. «Он был одним из первых монахов Киево-Печерского монастыря; затем в результате конфликта с киевским князем Изяславом Ярославичем, вынужден был бежать в Византию, после этого вернулся на Русь титулованным Архиереем (митрополитом) и стал в начале 1090-х гг. проводить церковную политику, которую иногда называют «прозападной», – пишет в своей монографии Д. Г. Хрусталев. – «Для страны это время было переломным во многих отношениях: зарождалась отечественная литература, формировались национальные особенности архитектуры, возникло русское летописание, проявились региональные стили в изобразительном искусстве, мелкой пластике, активизировались экономические процессы, градостроительство, изменения претерпела организация государства и церкви» . Митрополит Ефрем Переяславский сыграл важную роль в этих процессах: он доставил из Константинополя Студийский устав; был автором крупного комплекса литературных памятников, посвященных прославлению Св. Николая Чудотворца, а также участвовал в утверждении на Руси западного праздника Перенесения мощей св. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Он был заказчиком многих храмов, принимал участие в создании необычной для русского зодчества переяславской архитектурной школы.

В. Ивановский отмечал: если зависимость русской церкви от константинопольского патриарха представляется вполне понятной ввиду принятия русскими православной веры именно из Греции и при помощи греческой церкви и греческого духовенства, то сама по себе эта зависимость была, конечно, явлением ненормальным, явлением только временным. По утверждении в России православной веры русские князья начинают тяготиться этой зависимостью; даже при не совсем еще сложившемся политическом строе, для представителей власти вмешательство константинопольского патриарха в дела русской церкви казалось нарушением их собственной самостоятельности… Отсюда постепенно развивавшееся стремление к освобождению от влияния патриарха; если первоначально митрополиты были почти исключительно из греков и прямо назначались и посылались в Россию патриархом, то с течением времени в звании митрополитов выступают русские и при том по избранию их в России собранием епископов ; некоторое время сохранялся еще обычай, по которому и такие избранные митрополиты должны были получать утверждение от константинопольского патриарха .

Возникновение и развитие института киевских митрополитов было обусловлено политическими интересами великокняжеской власти. Это объясняется дипломатическими нуждами, а так же интересами внешне- и внутриполитического престижа. Объем канонических и иных прав митрополита на Руси возник как результат эволюции церковно-государственных отношений. Процесс возрастания церковного и политического авторитета киевских первосвятителей не был поступательным и в своих основных периодах совпадал с годами правления великих князей, основными этапами социально-экономического, политического и территориального развития Киевской Руси.

Положение митрополита в древней Руси было очень высокое. Он стоял во главе церковной иерархии и являлся часто ближайшим советником князя. Первое время по принятии христианства и назначение епископов зависело всецело от митрополита. Митрополиты пользовались громадным влиянием на Руси в древнее время; находясь во главе церковной иерархии, митрополиты часто оказывали влияние также и на ход государственной жизни. Они имели свой двор по образцу дворов удельных князей, свое войско, у них существовал целый штат чиновников для управления митрополией. В то же время, освобождаясь от влияния константинопольских патриархов, митрополиты естественно стали в большую зависимость от княжеской власти. Хотя право поставления митрополита и суда над ним принадлежало собору русских иерархов, тем не менее, эти действия не могли совершаться без согласия и одобрения представителя государственной власти и это тем более, что сама государственная власть укрепилась и объединилась в лице великих князей. От этих последних поставлены были в полную зависимость как митрополиты, так и вообще все церковное управление.

Т. е., в рассматриваемый временной период гарантом единства русской церковной организации выступала великокняжеская власть. Именно она была той силой, которая обеспечивала эффективность митрополичьего управления, способствовала укреплению авторитета церковной иерархии, пресекала возможность устойчивого существования иных митрополий . Также и основным гарантом экономического благополучия митрополитов на протяжении всей истории Киевской Руси оставались либо великие князья, либо претенденты на великокняжеский престол. Именно поэтому митрополиты стремились к союзу с великим князем, а влияние киевских святителей продолжительный период было ограничено, в лучшем случае, великокняжеской семьей.

Таким образом, первые митрополиты на русскую митрополию избирались в Византии из ромеев; через своих ставленников патриарх Константинопольский получал возможность влиять на политику русского князя. В свою очередь русские князья, стремившиеся к независимости от Константинополя и желавшие видеть в митрополите единомышленника и помощника, стремились передать управление митрополией в руки русских иерархов. Авторитет митрополита на Руси был чрезвычайно высок. Как правило, русские митрополиты оказывали большое влияние на государственную жизнь страны. Они часто выступали в качестве посредников в разрешении дипломатических и военных конфликтов между князьями, отстаивая единство Русской церкви, и тем самым способствовали сохранению единства Руси. Видную роль митрополиты сыграли и в области развития русской словесности и просвещения.

Литература:

1. Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. Изд-е 3-е. – Казань: Университетская типография, 1880. – 478 с.

2. Хрусталев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. – СПб.: Евразия, 2002. – 448 c.

3. Ивановский В. История высшего церковного управление в России до учреждения Синода / Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года – №11 1896 года . URL: Allpravo.ru (дата обращения: 20.04.2012).

4. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т.1–12. – СПб., 1857-1883. – Т. 8.

5. Барсов Т. В. Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. – СПб: Тип. П. А. Ремезова, 1878. – 592 с.

6. Гайденко П. И. Становление высшего церковного управления в Киевской Руси: Автореферат дис. … доктора исторических наук (07.00.02). – Екатеринбург, 2011. – 41 с.

Источник: https://moluch.ru/conf/hist/archive/54/2378/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *