Заметки

Митрополи́т Алекси́й (в миру Елевферий Фёдорович Бяконт; между 1292—1305, Москва — 12 февраля 1378, Москва) — митрополит Киевский и всея России, святитель, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Сын боярина Фёдора Бяконта.

Воспитан митрополитом Феогностом; в 1354 поставлен ханом Джанибеком митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями.

Существует предание, что святитель Алексий советовал христианам жить в мире с мусульманами, по возможности русским не воевать с татарами.

Через 50 лет по его смерти святитель Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи были обретены в 1431 (по другим данным, в 1439 или 1438 году) в основанном им Чудовом монастыре в Кремле в результате восстановительных работ и положены в храме Архангела Михаила; в 1485 перенесены в Алексиевский храм Чудова монастыря; в 1686 — в новопостроенный храм Благовещения той же обители; с 1947 покоятся в Богоявленском, что в Елохове, соборе Москвы.

Небесный покровитель Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II.

Память по Юлианскому календарю: 12 февраля — преставление; 20 мая — обретение мощей; 5 октября — Собор Московских святителей.

Этапы жития:

  1. Рождество с(вя)таго Елеуферïя
  2. С(вя)тый Алексей вданъ бысть во ученïе
  3. От Г(оспо)да бысть гласъ глаголюще Алексеа, почто всуе труждашеся се сотворю тя ловца человекомъ
  4. Прïиде в монастырь Богоявления и пострижеся в монашество
  5. Поставление с(вя)таго Алексеа в дому митрополита
  6. С(вя)тый Алексей у Вердивира царя ходатайствуетъ мира христианом
  7. С(вя)тый Алексей призва преподобного Серьгию и проси оу него оученика его Андроника
  8. С(вя)тый Алексей воздвиже ц(е)рковь во имя Нерукотвореннаго Образа. Старейшинство вручи Андронику ученику пр(е)пд. Серьгïя
  9. С(вя)тый Алексей молебноуя у гроба с(вя)таго Петра
  10. Почтивъ же и отпусти ц(а)рь Алексеа и бывшихъ съ нимъ честьми ï дары многи
  11. Чудо с(вя)таго Алексеа, егоже молитвами своими уврачева агарянскоую царицоу
  12. С(вя)тый Алексей возвращася от ц(а)ряже бышта срете его княз всии Русси и народы
  13. С(вя)тый Алексей призва пр(епо)д(обно)го Серьгïя беседова с ним
  14. С(вя)тый Алексей во имя с(вя)таго чюда архистратига Михаила воздвиже ц(е)рк(о)вь честнаго и сл(ав)н(а)го чюд его в Хонехъ монастырь устрои заповеда в ц(е)рькви положити себе
  15. Преставленïе с(вя)таго Алексея митр. Москс
  16. Обретенïе мощей с(вя)таго Алексеа митр. Мос
  17. С(вя)тый Алексеа митр. оумирающа младенца воскреси
  18. Жена оная принесе икону в ц(е)рковь митрополита
  19. Принеси тело с(вя)таго Алексеа митроп. поставиша в храмъ с(вя)таго архистратига Михаила

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Stephanya







Икона «Святый Алексий, митрополит Московский и Всероссийский». XIX век. Из собрания П.И. Щукина.
Алексей (Елевферий) Федорович Бяконт (фамилия во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям — Симеон.
Годы жизни: около 1295 года, Москва — 12 февраля 1378 года, Москва
Годы правления: 1359-1368
Сын боярина Фёдора Бяконта, родоначальника Плещеевых и других дворянских родов. Мать — Мария. Оба родителя – выходцы из Чернигова.
Митрополит Алексий Киевский и всея России, святитель, дипломат, государственный деятель. Подвижник духовного просвещения и возрождения Руси в эпоху владычества Золотой Орды.
Семейство Алексея Бяконта, будущего Митрополита, занимало очень заметное место среди московского боярства кон. XIII—XIVвв. Боярами были младшие братья Алексея — Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых.
После разорения родного края его отец вместе с семьей приехал в Москву и поступил на службу к князю Даниилу Александровичу. Алексей Федорович очень рано изучил грамоту и был хорошо начитан. Уже в отрочестве он начал мечтать о монашеской жизни.
Крестным отцом Алексия Федоровича Бяконта стал Иван Данилович (будущий Калита).
В 19 лет Алексий Бяконт пострижен в Богоявленском монастыре в Загородье (современный Китай-город).
Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, святитель Алексий уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того как однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».
В 19 лет пострижен , по свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, в Богоявленском монастыре в Загородье (современный Китай-город), старшим братом преподобного Сергия игуменом Стефаном, духовником великих князей; однако, по другим достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается.
Примерно до 40 лет он вёл монашескую жизнь. Не ранее 1344 года по инициативе князя Симеона Иоанновича Гордого Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на его подворье. Митрополит Феогност ещё при жизни благословил Алексия Бяконта «в свое место митрополитом».

Икона XVI века
6 декабря 1352 года Алексий Федорович был посвящён во Владимир-на-Клязьме в епископы.
В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика: согласно духовной грамоте великого князя Симеона († 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев — князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, так как Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина — тысяцкого Василия Вельяминова).
По возвращении в Москву посольства, заручившегося согласием Патриарха Филофея, святитель Алексий отправился в Константинополь. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Узбека: грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет».

Митрополит Алексий получает у хана Тайдулу ярлык на Великое княжение московских князей.Васильцева Юлия.
В столице Византии святитель Алексий провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года, согласно ей, святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Для помощи в управлении епархией ему придавался в качестве экзарха диакон Георгий Пердика, который, вероятно, недолго исполнял эти обязанности (возможно, до января 1359, когда святитель Алексий отправился в Литву), так как уже в 1361 году он вновь действовал в Константинополе. Той же грамотой, по просьбе святителя Алексия, Владимир-на-Клязьме был утверждён в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола.

Вячаслав Михайлович Назарчук «Чудо святителя Алексия»
В 1355 году Алексий поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая выдающимся умом и блестящими способностями, Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трёх Московских князьях.
Вернувшись на Русь, святитель Алексий поставил епископов: Игнатия в Ростов, Василия в Рязань, Феофилакта в Смоленск и Иоанна в Сарай. Но уже через год после возвращения — осенью 1355 г.- он отправился вновь в Константинополь (куда ещё раньше прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. По словам летописца, «тамо межи ими бысть спор велик и грьцем дары от них великы». Результатом явилось подтверждение со стороны Патриарха прежних условий, и свт. Алексий зимой 1355/1356 г. вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Чёрном море и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был создан Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя монастырь в Москве.
В августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы Алексий Бяконт отправился в Орду и исцелил ее от болезни глаз. Ханша дала Алексию ярлык, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.
Яков Капков.Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу
В январе 1359 года, во время смоленско-московско-литовских военных действий, святитель Алексий отправился в Киев, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей, но был схвачен Ольгердом, ограблен и заточен в темницу. Но святитель Алексий смог бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву.
За время отсутствия его в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и митрополит Алексий оказался одним из регентов при малолетнем Димитрии. Многолетнее фактическое руководство Алексия Бяконта внешней политикой Великого княжества Московского при князьях Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче придало московско-литовскому соперничеству явный характер религиозного противостояния язычников и христиан. Митрополит умело использовал эту ситуацию в интересах Православной Церкви и государственного ядра России, оказывая при этом воздействие на русских князей.
В Кремле в 1365 году митрополит Алексий заложил каменный храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и основал Чудов монастырь.
В 1366 году Алексий Бяконт начал строительство каменного Московского кремля. Пользуясь большой благосклонностью в Орде, он содействовал тому, что великое княжение окончательно укрепилось за московскими князьями.
Митрополит Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Устава о новых постах и Поучения христианам нижегородских и городецких пределов.
В качестве государственного и церковного деятеля митрополит Алексий Бяконт лояльно относился к власти мусульманских правителей, и в то же время последовательно проводил политику с целью создания союза русских княжеств, которые могли бы противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV века Орде.
Митрополит Алексий управлял Русской Церковью почти четверть века. Он способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и воссоздание ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области, а также Спасо-Андроников монастырь (1357год), Чудов (около 1365) и Симонов (между 1375 и 1377)монастыри, Введенский Владычный в Серпухове монастырь (1360—1362 гг.), Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастыри, Алексеевский девичий монастырь в Москве (около 1358).
А.Васнецов.Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
При святителе Алексие продолжало распространяться почитание святителя Петра. Перед поездкой святителя Алексия в Орду в 1357 г. в Успенском соборе в Москве у гроба митрополита Петра «зажьглася свеча сама о себе» ; после молебна она была раздроблена для благословения присутствующих. В праздник Успения Богородицы 1372 г., по свидетельству летописей, у гроба митрополита Петра исцелился мальчик, немой и с парализованной рукой; святитель Алексий велел звонить в колокола и служил молебен.
В конце жизни оказался перед проблемой назначения своего преемника. Очевидно, он, как и великий князь Димитрий Иоаннович, противился навязываемой извне кандидатуре Киприана, заблаговременно назначенного в Константинополе, видя в том победу Ольгерда и неудачу собственной церковной политики.
Идеальным кандидатом мог представляться Сергий Радонежский, и святитель Алексий мог надеяться силой своего авторитета склонить великого князя к согласию на эту кандидатуру. Однако сам преподобный отказался от предложения святителя Алексия — согласно житию, из смирения, но, возможно, он не считал себя вправе оспаривать каноничность решения Вселенского Патриарха и относился к Киприану, с которым его связывали добрые личные отношения, как к человеку, вполне достойному возглавить Русскую Церковь после смерти святителя Алексия . В такой ситуации святитель Алексий, по всей видимости, вынужден был согласиться с кандидатурой великокняжеского духовника и печатника Митяя, предложенной великим князем Димитрием Иоанновичем, хотя и не одобрял поставления первоиерарха из мирян, без продолжительного монашеского искуса. Показательно, что пострижение Митяя-Михаила совершил ещё при жизни святителя Алексия архимандрит его Чудова монастыря Елисей Чечетка.
Перед смертью заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре.
Скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину», на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя — Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.
Lorainew. Aleksy metropolita kijowski, muzeum w Supralu
50 лет спустя после его смерти святитель Алексий был канонизован. Его мощи были обретены в 1431 году (по другим источникам, в 1439 или 1438 гг.) в основанном им Чудовом монастыре в Кремле в результате восстановительных работ и перенесены в храм Архангела Михаила. В 1485 году отправлены в Алексиевский храм Чудова монастыря. В 1686 году — в новопостроенный храм Благовещения той же обители. С 1947 года мощи митрополита покоятся в Богоявленском соборе Москвы.
Митрополит Алексий Бяконт — небесный покровитель Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II.
Память по Юлианскому календарю:
12 февраля — преставление;
20 мая — обретение мощей;
5 октября — Собор Московских святителей.
***
История государства Российского
Серия «СЛАВЯНЕ»
Славяне
Века Богумира. Сказание о Семиречье.
Арий и его сыновья. Исход из Семиречья.
Рус, Словен, Венд
Русы в Вавилоне,Ассирии и Египте.
Войны с Грецколанью
Карпатский исход
Русколань,Остроготия и Боспор
Войны Германареха
Бус Белояр
После Буса
Времена Кия
Гибель Святояров
Хазарское иго.
Аркона.
История Руси
Гостомысл
РЮРИКОВИЧИ
Рюрик. 862-879
Аскольд и Дир.
Олег Вещий. 882-912
Игорь Рюрикович. 912-945
Княгиня Ольга.945-966
Святослав Игоревич. 966-972
Ярополк Святославич.972-980
Олег Святославич
Владимир I Святославич. 980-1015
Святополк I Окаянный 1015-1019
Мстислав Владимирович Храбрый
Борис и Глеб
Ярослав Мудрый. 1019-1054
Изяслав I Ярославич.1054-1078
Святослав Ярославич
Всеволод I Ярославич 1076-1077, 1078-1093
Елизавета Ярославна
Анастасия Ярославна
Анна Ярославна
Всеслав Брячиславич Полоцкий.1068-1069
Святослав II Ярославич 1073-1076
Владимир Всеволодович Мономах
Завещание Владимира Мономаха
Почему князь Владимир называется Мономахом
Мстислав Владимирович Великий.1125-1132
Ярополк II Владимирович
Вячеслав Владимирович .
Всеволод Ольгович
Игорь Ольгович
Изяслав II Мстиславич
Юрий I Владимирович Долгорукий
Ростислав Мстиславич Смоленский
Изяслав III Давыдович Черниговский
Мстислав Изяславич
Андрей Юрьевич Боголюбский
Михаил Юрьевич, святой (1174; 1175-1176)
Ярополк III Ростиславич
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
Юрий II Всеволодович
Константин Всеволодович Добрый (Мудрый)
Ярослав II Всеволодович
Святослав Всеволодович.
Андрей Ярославич.
Александр Невский
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Ледовое побоище
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
Александр Невский в живописи
Ярослав III Ярославич
Дмитрий Александрович Переяславский
Андрей Александрович Городецкий
Михаил Ярославич Святой
Анна Кашинская и Михаил Тверской
Даниил Александрович
Юрий III Данилович.
Дмитрий Михайлович Грозные Очи
ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА
Семен Иванович Гордый
Сергий Радонежский
Женщины Древней Руси.Анна-Янка Всеволодовна
Женщины Древней Руси.Рогнеда Рогволодовна и Предслава Владимировна
Женщины Древней Руси. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская
Повесть о разорении Рязани Батыем
Поэтическая летопись Бородинского сражения
Куликовская битва.Часть 1
Куликовская битва.Часть 2
Куликовская битва.Часть 3
Битва на реке Калке.1223 год
СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ КИТЕЖЕ
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Александр Васильевич Суворов. Часть 1.
Александр Васильевич Суворов. Часть 2.
РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ XVIII и XIX столетий. Часть 1 — 10.
В.П.Верещагин.Державные правители России.
Древнейшие регалии русских царей.Часть 1
Древнейшие регалии русских царей.Часть 2
Коронационные регалии российских императоров.
***
Императрица Мария Федоровна
Царицы, поразившие Пушкина
Протопоп Аввакум
Боярыня Морозова
Княжна Тараканова
Две Екатерины
Царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного
Павел I
Владельцы Ораниенбаума.Екатерина II
Владельцы Ораниенбаума.Петр III.
Владельцы Ораниенбаума.Александр Данилович Меншиков.
Император Российской Империи Николай II
Александр Дмитриевич Ланской.
Волынский Артемий Петрович
ГЕРАЛЬДИКА
Орден Святого Иоанна Иерусалимского.Россия.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного.Россия.
Орден Святого Александра Невского
Орден Святой Екатерины

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/2458238/post195286610/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *