История и судьбы Ксении Петербуржской

История Ксении Петербуржской – это история огромной любви. Любви к своему безвременно почившему супругу и ко всем людям. Именно любовь и сделала Ксению Святой. Эта бедная женщина, которую многие соседи считали сумасшедшей, обладала даром целительства и пророчества. И после своей смерти Блаженная продолжает исцелять и помогать страждущим. Она считается одной из самых быстрых на помощь Святых. Искренние молитвы к Ксении никогда не остаются без ответа.

Юность и замужество

О детских и юношеских годах Ксении Петербуржской практически ничего не известно. Она родилась приблизительно во второй декаде восемнадцатого столетия, вышла замуж и овдовела, когда молодой женщине было всего лишь 26 лет. Известно также, что ее муж был военным и пел в церковном хоре.

Смерть супруга и отрешение

Супруг Ксении Петербуржской скончался неожиданно и без церковного покаяния. Его смерть просто потрясла молодую жену. На похороны мужа супруга явилась в его военной форме. Она рассказывала родственникам и сослуживцам, что Андрей Федорович здравствует, а умерла его жена – Ксения.

Юная вдова отреклась от себя, она хотела прожить жизнь за супруга, чтобы Господь помиловал раба своего Андрея, ушедшего без покаяния, она взяла на себя подвиг нищенства и юродства, отказавшись от своего благосостояния и даже от своего имени. До конца жизни Ксения носила мужскую одежду, называла себя Андреем Федоровичем и вспоминала свою безвременно почившую любимую жену Ксенечку.

Бродяжничество и нищета

Все свое добро Ксения раздала нуждающимся, даже дом был безвозмездно отдан бедной семье. Из всех вещей Ксения оставила только одежду мужа – тот самый камзол, в котором она была на похоронах. Когда же одежда совсем износилась, Блаженная заменила его на мужскую одежду таких же цветов.

Ксения бродяжничала по всему Санкт-Петербургу, ночевала, где придется, просила милостыню. Все собранные монетки она раздавала. Деньги Ксения брала не у всех, а только у искренних и добрых людей. Причем, предпочитала только монетки с изображением Георгия Победоносца (в то время такими были двухкопеечные монеты).

За Ксенией, которая по прежнему называла себя Андреем Федоровичем, укреплялась слава городской сумасшедшей. В дождь и мороз она бродила по городским улицам оборванная, грязная и босая, а ночью уходила за пределы Петербурга: в лес или в поля, где усердно молилась.

Блаженная Ксения и строительство церкви

В те времена на Смоленском кладбище велось строительство нового храма. И Ксения тайно, чтобы никто не знал и не видел, помогала строителям. По ночам женщина носила кирпичи и укладывала их на строительных лесах. Рабочие только диву давались и никак не могли понять, что за незримый помощник им помогает. Но однажды, явившись по какой-то нужде ночью на стройку, они увидели, что кирпичи приносит городская юродивая – Ксения Петербуржская.

Открытие необычных талантов и добра

Очень скоро люди стали замечать, что привычная фигура в зелено-красном одеянии — не обычная умалишенная. Поступки Ксении и ее слова часто имели тайный смысл. К примеру, было замечено, что если Блаженная берет у кого-то милостыню (а как мы помним, в этом вопросе Ксения была очень избирательна), то вскоре человека ждет какая-то удача. Если же Ксения сама что-то просит у человека, то это к каким-то неприятным событиям.

Блаженная обладала даром целительства. Со всего Петербурга матери приносили и приводили к ней своих детей. Считалось, что если Ксения просто погладит ребенка по голове, то это поможет избавиться малышу от всех болезней.

Обладала Ксения и пророческим даром. Она предсказала смерть императрицы Елизаветы, а также смерть от заговорщиков Иоанна VI, предрекала события, которые вскоре должны произойти в жизни у людей, а однажды спасла еще не рожденного младенца. Дело было так: Ксения неожиданно явилась к знакомой (которой отдала дом) и сказала: «Ты тут сидишь, и не знаешь, что Господь тебе сына послал. Иди на Смоленское кладбище». Женщина бросила дела и поспешила выполнить указание Блаженной. Выяснилось, что рядом с кладбищем извозчик наехал на беременную женщину. Мать разрешилась сыном, но сама погибла. Женщина, к которой приходила Ксения, забрала ребенка и вырастила его, словно родного сына.

Целых 45 лет бродяжничала Ксения по Санкт-Петербургу, а когда она скончалась, ее с почестями похоронили на Смоленском кладбище, там же, где покоился и ее возлюбленный Андрей Федорович.

И после смерти Святой продолжались исцеления и чудеса. Люди постоянно приходили на могилку, просили помощи и получали ее. Люди несколько раз просто сравнивали с землей могилу Блаженной, разбирая землю. Тогда на могилу поместили каменную плиту, но и ее буквально раскрошили на камешки. В 1902 году на месте могилы Петербургской Блаженной было решено возвести часовню. Даже в советское время люди приходили на могилу Ксении. Властям пришлось даже установить там милицейский пост. А в 1988 Ксения Петербуржская причислена к лику Святых.

Почитание Ксении Петербуржской и День Памяти

Дважды в год Православная церковь отмечает день памяти Ксении Петербуржской. Эти даты: 6 февраля и 6 июня. В эти дни верующие со всего мира приезжают в город на Неве. Очередь к часовне Ксении выстраивается далеко за пределами Смоленского кладбища. Для того, чтобы поблагодарит Блаженную Ксению, обратится к ней с просьбой или просто почтить ее память и возложить цветы, люди отстаивают в очереди по 6-7 часов.

Традиции праздника

Во время праздника в часовне служат молебны, пришедшие к Ксении люди получают помазание и благословение священника. Но даже те, кто не смог приехать в Петербург в дни чествования городской Блаженной, несут к иконам Ксении цветы, обращаются с просьбами и возносят благодарственные молитвы.

В этот день принято творить добро, как творила его Ксения Петербургская: помогать нищим, навещать больных, утешать горюющих и страждущих.

Ксения обладала даром целительства. Поэтому ей молятся об исцелении. Она прославилась подвигом любви и считается одной из покровительниц семейного очага. Петербургской Блаженной молятся об удачном замужестве (Ксения ни раз помогала девицам находить хороших женихов), о семейном благополучии, о детях.

У Святой также просят укрепления веры и смирения, помощи в защите от сплетен, дурных помыслов, сплетен, зависти, лицемерия и обмана.

Еще одна традиция – писать Ксении записки. Их раньше оставляли на могиле Блаженной, а сейчас для просьб верующих в часовне имеется специальный ящик.

Народные приметы

В первый в году день поминовения Ксении Петербуржской делают предсказания о грядущей весне. Если стоит погода солнечная и ясная, то весну можно ожидать теплую и раннюю. А 6 июня предсказывали, будет ли лето грибным. Если шел дождь, то можно было ждать богатого урожая.

Есть приметы, не связанные с погодой. К примеру, считается, что в день поминовения Юродивой Ксении нельзя никого обижать и даже говорить необдуманных и злых слов. За такое поведение будет немедленно воздастся различными неприятностями и болезнями.

Свои поверья, связанные с Ксенией Петербуржской, есть и у влюбленных. Считается, что если пара, намеревающаяся вступить в брак, взявшись за руки, трижды обойдет вокруг часовни, то жить молодые будут счастливо, дружно и долго. Но верующие люди считают, что совсем не к чему бродить кругами вокруг могилы. Можно просто попросить Ксению обо всем, что нужно, написав ей записку. И Святая обязательно поможет.

Источник: https://pravednik.info/den-pamyati-svyatoj-ksenii-peterburzhskoj-v-2018-godu.html

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.

Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.

Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.

Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».

Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.

После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразуметельнные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.

К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения.

Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама.

После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.

Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.

Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной.

Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.

Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.

Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.

Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века.

Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.

Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.

В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.

В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы.

Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Аминь.

Тропарь блаженной Ксении, глас 7.

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 3.

Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Источник: https://pravblog.ru/zhitiya-svyatyh/den-pamyati-blazhennoj-ksenii-peterburgskoj-24-yanvarya-6-fevralya/

6 февраля. Святая блаженная Ксения Петербургская

6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской. История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы спросили настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского.

1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую?— Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну.

За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие, духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует.

2. Как в целом относиться к чину юродивых, ведь известно, что одно время юродство у нас в стране было запрещено?— Юродство – это особый и редкий дар, это духовный подвиг, который дается человеку свыше. При этом этот дар дается далеко не каждому. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком. Однако спустя один — два месяца эти люди или попадали в больницу, или переставали это делать, потому что это было им не дано. Повторюсь, юродство – это дар свыше, дар от Бога.

Что касается отношений с властями, то здесь нужно понимать, что раньше, обладая этим даром, человек шел к царю, правителю, вельможе и мог спокойно его обличить в его грехах, сказать правду. Для того чтобы так поступать, нужна была особая сила Божия. Обычный человек такого, конечно же, сделать не мог. И самое главное, что правители прислушивались к этим обличениям, к словам юродивых. После этого они в чем-то меняли свою жизнь, меняли отношение к людям, исправлялись.

При этом, внешне, такие люди могли быть похожи на ненормальных, но внутренне они были чисты. Это могли быть совершенно неприметные люди, но они совершали большое дело, так как в своих словах перед властями они отражали бедствия народа, его трудности и проблемы.

3. Как Церковь относится к тем запискам, которые сегодня приносят люди и адресуют их святой Ксении Петербургской?

— Принесение записок к блаженной Ксении – это уже определенная традиция, которая сложилась особым образом. Дело в том, что долгое время часовня была огорожена и закрыта, люди не могли молиться, не могли обратить свои слова к святой Ксении, не могли совершить молебен или приклониться к гробнице блаженной. Поэтому люди стали приносить записки и оставляли их у часовни, засовывали в разные места ограды, в щели.

Сегодня уже такой необходимости, в принципе, нет. Можно спокойно прийти в часовню, заказать молебен, написать нормальную записку, которую прочитает священник. Однако традиция принесения записок продолжает существовать. Мы ее не ломаем, так как это, наверное, было бы не совсем правильно. Мы сделали специальный ящичек, где люди могли бы оставлять свои записки.

Рушить эту традицию, конечно же, нельзя. К этому явлению стоит относиться аккуратно, ведь многие люди в этих записках изливают свою душу, говорят о своих внутренних проблемах, просят святую Ксению о заступничестве. И в тоже время ни в коем случае нельзя относиться к нему как к примитивной магии по принципу: загадай желание – и сбудется. Записочки такого рода это все-таки вид христианской молитвы, общения христианина со святым, а никак не автомат по исполнению желаний.

4. Как в наши дни можно отличить психически больного человека от юродивого Христа ради?

— Вопрос этот непростой. Замечу, что иногда к нам в храм приходят люди, которые пытаются себя вести, как юродивые — пытаются что-то говорить особенное, как-то по особенному действовать, но видно, что им этот дар Богом не дан. Поэтому, лично я пока юродивых не встречал, может быть, мне просто не дано их видеть. Да и в целом сегодня, юродивых, хотя бы похожих, например, на блаженную Ксению, не видно. Если бы такие люди сейчас были, то, наверное, о них бы шла слава, люди бы о них знали.

Однако я не могу сказать, что их вообще сейчас нет. Отрицать то, что где-то есть юродивый нельзя. Может быть, эти люди не так сейчас заметны, может они живут вдали от нас, на периферии. Может быть, где-то человек несет такой подвиг и о нем знает только один Господь Бог. Но, повторюсь, лично мне Господь пока не дал видеть и ведать таких людей.

5. В чем, на Ваш взгляд, ценность служения святой Ксении Петербургской для современного человека? Что важного нам можно вынести из ее жития?

— Для современного человека может послужить примером то, что блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Она отдавала окружающим все, что имела сама. Блаженная Ксения отдала свой дом под бесплатный ночлег для нуждающихся, она полностью раздала свое имущество, творила добрые дела, помогала людям, чем могла. При этом, внешне, это была очень скромная женщина. Сегодня, блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты, нестяжательства, молитвы. Она дает нам образец того, как надо жить человеку, который любит Бога. Понятно, что сейчас иное общество, иные правила поведения, что мы не можем в полной мере повторить ее подвиг – ходить по улице в рваной одежде, босиком. Но мы можем повторить ее подвиг духовно, отразить те добродетели, ту любовь, которой обладала блаженная Ксения.

Источник: http://krest.nnov.ru/2019/02/05/6-fevralya-svyataya-blazhennaya-kseniya-peterburgskaya/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *