ДУХ СВЯТОЙ В НАШЕМ СЛУЖЕНИИ

Чарльз Сперджен

Присутствие и действия Святого Духа в нашей жизни являются основой надежды и успеха нашего служения. Мы нуждаемся в руководстве Духа Божия, в Его силе и мудрости. Если бы Он нам не помогал, то мы вскоре вынуждены были бы оставить наше служение, ибо «кто способен к сему?» (2 Кор. 2, 16).

Имея уверенность, что Дух Святой пребывает в нас и с нами, ощущая Его присутствие, мы укрепляемся в вере и совершаем наш труд не воздыхая, но с радостью.

Мы испытываем действие Духа Святого в нашей жизни, познаем силу, которую Он имеет над человеческими душами. Мы осознаем Его присутствие через прикосновения к нашим душам. Воспринимая действия Духа Божия, мы удостоверяемся в Его бытии подобно тому, как мы познаем существование вещей невидимых через их воздействие на наши чувства.

Силой Святого Духа мы получаем способность подняться над сферой мира чувственного в сияние мира духовного. Как духовные люди мы можем судить о духовных вещах и воспринимать силу и действия Духа Святого (1 Кор. 2:10).

Дух Святой освещает нам духовные истины, которые мы не способны постичь нашим плотским умом; Он открывает нам истину, которую не могут постичь плоть и кровь (Мф. 16:17).

Если бы это было не так, то мы не имели бы права быть служителями церкви. Да и не могли бы войти в нее как члены тела Христова. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Будучи возрожденными духовно и утвержденными в новой жизни, мы являемся новой тварью во Христе Иисусе и живем духом в горнем мире (Кол. 3:1-2).

Дух Святой утешает нас. Как часто Небесный Утешитель возносил нас в мир светлой радости из глубокой печали. Каждый из нас в определенной мере освящен Им. Мы верим, что Он будет производить дело нашего посвящения до дня встречи с нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом (1 Фее. 5:23-24).

Имея эти великие обетования Слова Божия и духовные переживания, мы убеждаемся в пребывании Духа Святого на земле.

Остановимся на этих истинах более подробно.

Для служителей Евангелия помощь Святого Духа абсолютно необходима. Без Него наше служение будет лишь пустым звуком. Мужи Божий, которые издревле призывались Господом проповедовать Его слово и свидетельствовать о Нем, делали это при содействии Духа Божия. Если Дух Святой не пребывает с нами, то служение, которое мы несем, не принесет плода, а будет лишь чрезмерным напряжением наших сил. Если Дух Божий не покоится на нас, то мы не будем достойны свидетельствовать об имени Господнем: «Потому… что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

В день Пятидесятницы огненные языки, сопровождаемые веянием сильного ветра в знак сошествия Духа Святого, почили на апостолах. Началось великое дело обращения душ ко Христу. Если мы не несем на себе отпечатка дня Пятидесятницы, то есть не имеем обетованного Духа Святого, то мы не сможем выполнить поручений Христа (Мр. 16:15-16).

Проверим себя, действительно ли мы находимся под влиянием Святого Духа? Вдохновляет ли Он нас? Мы можем быть проводниками божественных истин в той мере, в какой научены Духом Святым, и настолько успешно, насколько усвоили их в нашей жизни.

Но мы не просто пассивные проводники благодати. Нам даны разум, чувства и воля, и Дух Святой оказывает благодатное действие на нас. В нашем служении используется наша немощь в сочетании с Божественной силой:

«Ибо сила (Божия) совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

В чем же заключается помощь Святого Духа в нашем служении?

В Слове Божием мы усматриваем несколько различных направлений.

Дух Святой есть Дух познания. Христос сказал, что Он «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Мы нуждаемся в откровениях свыше. Отсюда нашей настоятельной обязанностью является исследование Писаний. Тот, кто хочет научать других, сам должен быть наученным Господом. Как можно наставлять других, чтобы они вникали в Слово Божие, если мы сами не углубляемся в него? В момент уединения со священной Книгой мы нуждаемся в руководстве Святого Духа. В послушании Его голосу находится ключ к небесной сокровищнице. Слово Божие обогащает нас. Дух Святой, если мы доверимся Его водительству, откроет нам путь к пониманию самых трудных мест Священного Писания и поведет нас путем истины. Послушание Духу истины может сокрушить медные двери и сломать железные запоры. Господь хочет открывать нам сокровища, «хранимые во тьме, и сокрытые богатства» (Ис. 45:2-3).

При изучении Библии мы можем пользоваться комментариями, но будем при этом непосредственно обращаться за помощью к Господу. Во всем следует руководствоваться указаниями Святого Духа, тогда мы многое достигнем в познании божественной мудрости.

Дух Святой возвещает истину не от Себя. Он черпает познания у Христа (Ин. 16:13). Он изъясняет нам Его учение и заповеди во всей полноте.

Дух Святой особенно благоволит к благовестию о Христе, Он дает нам откровения, касающиеся личности и деяний Иисуса Христа. И это очень важно, так как свидетельство о Христе должно составлять главное содержание наших проповедей. Он освещает нам Его дивный образ так просто и ясно, что мы можем начертать Его в нашем благовестии, подобно тому, как это делал апостол Павел (Гал. 3:1-6). Свет духовный освещает все сферы нашего служения. Поэтому будем обращаться в молитве к Господу, чтобы Он Духом Святым открыл нам Иисуса Христа Сына Божия и показал в Нем Отца.

Дух Святой наставляет нас не только через Евангелие, но учит познавать Господа во всем. Мы не можем быть ограниченными (Пр. 3:6), но должны видеть Господа в

Его творении, в истории, в определенных событиях в жизни и в нашем духовном опыте. Во всем этом мы можем открывать намерения Божий. Мы часто взываем: Господи! научи меня делать то, что хочешь Ты, укажи мне, почему Ты наказываешь меня, почему ведешь меня именно этим путем? Не будем забывать, что в Его водительстве есть суд и милость, и мы будем наставлены Им, ибо Господь есть светильник всеосвещающий, и в Его свете все слова и поступки видятся верно.

Некто заметил, что истина, которую мы познаем, неизменно сопровождается божественным светом. Это высказывание подтверждается опытом искупленных людей.

Дух Святой просвещает очи нашего сердца (Еф. 1:18). По мере того, как Господь открывает наши очи, мы видим яснее, «в чем состоит надежда призвания Его». Когда же Он закрывает их, душа наша погружается во тьму, хотя физические наши глаза и могут видеть.

Дорогие братья служители! Молитесь, чтобы Господь послал Свой свет для нашего просвещения, чтобы мы не оставались в темноте и не были бы слепыми водителями слепых (Лк. 2:32; 6:39).

Дух Святой назван Духом премудрости. Все мы нуждаемся в мудрости. Ибо всякое познание может стать опасным, если оно не сопровождается мудростью, которая делает нас способными правильно пользоваться им. Правильно разъяснять Слово Божие так же важно, как и понимать его. Некоторые проповедники, верно понимая одну истину Евангелия, отдают ей предпочтение и тем самым искажают учение Христа. Если в проповеди чрезмерно подчеркивать отдельные важные места Писания, так что другие истины отступают на задний план, то проповедь теряет свою убедительность, силу и красоту.

Образно говоря, Дух Божий учит служителей не только, как приготовлять духовную пищу, но и тому, как подбирать драгоценные пряности в необходимых пропорциях. Всякий проповедник должен уяснить себе, что имеет первостепенную важность и что второстепенно, тогда он будет способен противостать всякому искушению односторонне излагать Слово Божие.

Некоторые слушатели не воспринимают поучения и советы Божий, хотя они и являются благом для них. Они охотнее следуют излюбленным правилам и собственным представлениям и хотят, чтобы мы умалчивали о требованиях, которые предъявляет к нам Господь. Многие из нас похожи на слушательницу, которая сказала по окончании проповеди: «Все было бы хорошо, если бы в конце проповеди не говорилось о наших христианских обязанностях».

Находятся и такие братья и сестры, которые охотно слушают утешения и обетования Господни, но не любят, когда затрагиваются вопросы святого хождения перед Богом. Господь требует от нас, чтобы Его учение преподносилось народу Божию всесторонне, чтобы ничего не было упущено или преувеличено. Для этого требуется божественная мудрость, которой никто из нас не обладает (Иак. 1:5).

Непростительно для проповедника проявлять пристрастие. Мы должны иметь силу увидеть этот недостаток в себе и устранить его. Подчас мы упускаем из поля зрения определенные тексты Священного Писания не потому, что не разумеем их, но потому, что не хотим, чтобы через них обнаружилось наше несовершенство, и в церкви появились суждения, неприятные нам.

Помоги нам Господь избавиться от всего плотского и недостойного в нашем служении, чтобы мы были мудрыми домостроителями и давали слушателям надлежащую пищу, не утаивая и не искажая слова истины. Для этого мы особо нуждаемся в указаниях Духа Святого.

Некоторые проповедники делают упор на закон и ответственность верующих, другие любят проповедовать только о Божием милосердии. Мы должны проповедовать истину таким образом, чтобы исключить всякие соблазны, последовательно освещать Евангельское учение как для тех, кто еще не познал истину, так и для тех, кто знает ее в той или иной мере.

Нам нужно научиться также давать ответы на поставленные вопросы по существу. Мы можем подавить человека истиной, тогда как она предназначена для того, чтоб поднять и восстановить его.

Когда в первоапостольской церкви учение о благодати Божией возвещалось неправильно, тогда возникла опасность непонимания ее действия (Рим. 5:21; 6:1). Если, говоря о страхе Божием, мы упускаем свидетельствовать о Его любви и милости, то можем привести наших слушателей в отчаяние. Мудрость необходима нам для наставления церкви, и Кто как не Дух Святой может дать нам ее в полноте? Дорогие братья! Будем в глубоком смирении ожидать благодати и мудрости от Господа!

Дух Святой, подобно горящему углю, взятому с жертвенника, касается наших уст и очищает их, чтобы мы могли ощутить свободу при проповедовании (Ис, 6:7). Как легко говорить, когда уста наши воспламенены огнем Святого Духа. Тогда мы чувствуем силу истины не только в глубине нашей души, но можем и убедительно изложить ее.

Нам необходимо воздерживаться в наших разговорах от многого, что приходит нам на ум и может принести вред благовествованию. Особенно это относится к тем, кто склонен к юмору и потому особо нуждается в том, чтобы Дух Святой обуздывал их язык. Без такой узды мы способны произнести с кафедры слова, которые отвлекут наших слушателей от Христа.

Дух Святой ободряет нас в нашем служении. Несомненно, во время проповеди мы имеем различные переживания и чувства. Отчасти они могут порождаться и нашим физическим состоянием. Так чрезмерное переохлаждение, болезненные ощущения препятствуют течению наших мыслей. Но с нами происходят и перемены, которые не зависят от физического состояния. Находясь в полном здравии, мы иногда чувствуем душевную тяжесть, тогда как в другое время говорим легко и свободно. Сегодня наша проповедь была живой и глубокой, а вчера прозвучала сухо. Кто из проповедников не знаком с подобными переживаниями? Дух Божий действует через говорящего во время проповеди. Он может влиять на благовестников в такой мере, что мы все способны забывать, кроме имени Господа Иисуса Христа, и подлинно исполняются слова из Евангелия (2 Кор. 12:12): «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».

Если бы мне при входе на небеса предоставилось право выбора состояния для пребывания в вечности, то я бы выбрал состояние духовного подъема, которое переживаю во время проповеди. Оно есть как бы предвосхищение небесного блаженства. При этом все постороннее исключается, и душа в благоговении преклоняется перед всемогущим и всесвятым Богом. Все способности в высшей степени раскрываются; мысли и силы подчинены одной блаженной задаче: возвещению о Том, Которого любит наша душа (П. Песн. 3:1-4). Что может сравниться с таким состоянием, когда мы наполнены любовью к нашим братьям и способны молиться о них, как о себе? О, если бы мы могли достичь этого состояния! Однако не всегда мы способны пребывать в этом благословенном состоянии духа. Каждый проповедник знает, что значит проповедовать в стеснении духа и делать ошибки. Будем помнить, что всем святым, совершенным и благословенным в нашем служении мы обязаны Господу (Иак. 1:17).

Нередко наши слушатели противостоят слову проповеди своими сомнениями, которые приходится развеивать силой Божией, превосходящей все возможности ораторского искусства. Человеческие мнения могут вызвать сомнения, но когда Дух Святой действует во время проповеди, все сомнения остаются позади. Однако это не значит, что сила благодати не может действовать в сочетании с воодушевлением говорящего. О, если бы мы всегда испытывали на себе благодатную силу свыше, то мы проповедовали бы Слово Божие с большим вдохновением. Дух Божий действует, подобно бальзаму, умягчая слова проповеди. Он силен сконцентрировать внимание проповедника на обсуждаемой истине так, что он проникнется ею до совершенного сокрушения, а затем, как на орлиных крыльях, Он возносит его ввысь, и сердца слушателей также возносятся к горнему.

Проповедником должно двигать горячее желание прославить Господа через возвещаемые им истины. Смотря на лица слушателей, благовестник с радостью видит, на кого ниспадает роса благодати, и со скорбью замечает тех, которые подобны сухим холмам. Все это может происходить с нами во время проповеди.

Мы даже бываем не в состоянии удержать и изложить все мысли, которые приходят к нам от Господа.

Воистину, «способность наша от Бога» (2 Кор. 3:5).

Дух Святой выявляет все возможности, которые заложены в нас Творцом. Он силен сделать через нас великое. Будем помнить, что Господь «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3, 20).

Дух Святой во время проповеди поддерживает в нас молитвенный дух. Успех проповеди зависит от того, пребываем ли мы в молитве во время проповеди, а также от способности слышать и следовать голосу Духа Святого. Невозможно проповедовать без благоговения, под влиянием гордого и раздраженного духа. Наш дух ослабляется, когда мы проповедуем то, во что сами слабо верим. Но пламенеть всем сердцем во время проповеди можно только тогда, когда мы воспламенены огнем Святого Духа. Возжигать наши сердца — это дело Святого Духа. Будем просить Господа об этом.

Весьма необходимо, чтобы мы чувствовали нашу зависимость от Господа, благоговели перед Ним и ожидали силы от Него. Тогда во время проповеди мы сможем пребывать в Духе Святом. Главное для служителя — доверие Господу; оно является священной жизненной необходимостью. Будем возводить наши очи к горам, откуда приходит помощь наша (Пс. 120:1).

Братья служители! Господь благословит Свое Слово, ибо ‘мы имеем такое обетование от Него: «…слово Мое… не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно…» (Ис. 55:11). Когда мы заканчиваем проповедь, то должны смотреть другими глазами на тех, которые получили благословение через действие Слова Божия. В душах их произошла перемена.

Действие благодати не может ограничиваться нашей немощью. Небесное сокровище мы носим в глиняных сосудах, ибо сила исходит от Бога, а не от нас (2 Кор. 4:7). Руководство Духа Святого необходимо нам, чтобы во время проповеди мы нашли правильный тон. Некоторые проповедники допускают резкость во время проповеди; другие всем своим видом показывают свое превосходство. Чтобы избежать недопустимой манеры поведения, мы должны быть водимы Духом Святым; только Он может научить нас тому, что принесет неизменную пользу слушателям.

Итак, мы должны всецело зависеть от Духа Святого, если хотим, чтобы проповедь Евангелия принесла плод. Ведь мы как служители Слова являемся участниками духовной борьбы.

Мы должны достигать святой цели: приводить людей ко Христу и утешать печальные сердца. Ничтожной будет польза от нашего служения, если оно не приносит этих результатов.

Плоды действия благодати являются как бы печатью нашего служения, и производит их Дух Божий. Мы не в силах создать и пылинки, а тем более новое сердце и новый дух (Пс. 50:12). Поэтому цель не будет достигнута, если мы будем лишены содействия Духа Святого.

Дорогие служители! взывайте к Господу с сильным воплем и со слезами изо дня в день. Этому учит нас Иисус Христос (Евр. 5:7). Мы нуждаемся в Духе Святом (Рим. 8:11).

Очень важной стороной нашего служения является молитва в Духе Святом. Священнослужитель, который не живет молитвенной жизнью, рано или поздно должен будет оставить свое служение. Усиленная молитва идет рука об руку с проповедью, и наша душа всегда может пребывать в молитвенном состоянии.

Постоянное общение с Господом должно быть реальностью нашей жизни. Добавим еще, что служителю также необходимо упражняться в воздержании и благочестии (2 Пет. 1:6; 1 Тим. 4:8).

Если мы хотим пребывать в молитве, то священный жертвенник молитвы должен пополняться маслом, и тогда мы будем переживать посещения Духа милости и молитвы.

Что касается общих церковных молитв, то без веяния Духа Святого они также могут стать формальными и холодными. Мы отнюдь не осуждаем тех, кто придерживается установленной формы служения. Но скажу одно, что мы не можем молиться вдохновенно и искренне без помощи Святого Духа. Формальная молитва очень скоро иссякает. Как бы немощны мы ни были и каких бы форм служения ни придерживались, прежде всего должно искать помощи свыше. «Помощь моя от Господа».

Будем исполняться Духом Святым; сбросив все оковы, предадим себя в Его власть, чтобы Он вел нас, пока мы не погрузимся в благодать настолько, что сможем плыть (Иез. 47:5).

Некоторые проповедники переживают за кафедрой более близкое общение с Господом, чем в уединенной молитве. В этом нет ничего предосудительного. Такие переживания не в нашей власти, мы не можем сами вызвать возвышенное состояние духа. И все же, какими блаженными являются эти молитвенные минуты и для проповедников, и для слушателей — наш язык не в силах изъяснить этого. Благодатная сила и благословения нисходят на нас во время молитвы. Написано, что Дух Святой подкрепляет нас через молитву (Рим. 8, 26).

Значительная часть нашего христианского служения состоит в освящении и в личном свидетельстве. И для достижения этого очень важно находиться под действием Духа Святого.

Верующие тщательно следят за тем, что говорят проповедники в церкви и вне ее, чем заняты в свободное время. Братья мои, быть такими, чтобы другие увидели в нас пример для подражания, нелегко. Мы должны быть примерными детьми, отцами и супругами. Жизнь показывает, что некоторые духовные лица уделяют мало внимания своим домашним. Выходит так, что они ухаживают за виноградниками других, а свой оставляют в запустении. Наши домочадцы не должны оставаться без нашего внимания, но должны воспитываться и возрастать как Божьи дети.

Как обстоят дела в нашей семье, в наших отношениях с близкими? Являемся ли мы непорочными и чистыми в обхождении со всеми людьми?

Служитель, насколько это возможно, должен быть аккуратным в одежде. Однако и в этом служитель никогда не должен заходить слишком далеко. Главное, чтобы наши духовные одежды оставались незапятнанными (Екк. 9:8). О, как трудно сохранить их среди искушений и прилипчивых грехов и даже невозможно, если Господь не сохранит нас. Сокроемся в Господе, чтобы нам проводить жизнь в чистоте и святости, как подобает служителю Евангелия.

Наконец, мы нуждаемся в Духе Святом, чтобы уметь различать сердца людей. Господь знает человеческое сердце совершенно. Мы встречаемся с людьми, имеющими различные характеры. Есть братья, которые могут быть прекрасными проповедниками, но не могут нести пасторское служение, которое требует особых качеств и духовных способностей.

Холодное утешение для человека с совестью, отягченной грехом, немного стоит.

Встречаются служители, которые бывают в смущении и даже в некотором раздражении, когда встречают людей, борющихся с сомнениями.

Неопытный пастух не знает, как обходиться со стадом. В таком же смущении находятся служители, которые не

научены Духом Святым. Да сохранит нас Господь от такого опасного неведения. Даже имея самое чуткое сердце, самые искренние чувства, мы не будем знать, как правильно поступить в каждом конкретном случае, если нами не будет руководить Дух Святой. В разное время требуется различный подход к одному и тому же христианину. В одном случае уместно утешение, в другом — обличение. Человек, которого мы сегодня жалели до слез, завтра, может быть, должен получить строгое обличение и наставление, поскольку он легкомысленно отнесся к благодати, которую даровал ему Господь.

Служитель, который хочет врачевать сокрушенные сердца и развязывать узлы, связанные на земле, должен делать это при помощи Духа Святого (Мф. 16:19; Ин. 20:22-23).

Для руководства церковью нам нужна помощь Духа Святого. Встречаются пресвитеры, которые не имеют способности пасти стадо Христово. Кто не может владеть собой, не имеет мужества и не способен принимать решения, тот не может рассчитывать на успех в пасторском служении. Будем опасаться иметь только вид пастора церкви или служителя слова.

Что может быть лучше, чем отношения духовного отца и чад? Слово отца обладает силой и служит нежным советом и твердым обличением. Служитель, поступающий по-отцовски, достоин всяческого уважения. Непоколебимый в любви и одновременно нежный и кроткий, пастор является слугой для всех.

Для труда с душами требуется особая мудрость свыше. Служитель имеет счастье служить детям Божиим. Они готовы доверять нам как созидателям дела Божия. Пресвитеры, диаконы и проповедники будут мудрыми, если Святой голубь не отступит от них. Если же мы потеряем Его водительство, то очень скоро дух раздора возобладает в наших сердцах, и мы потеряем силу благодати. Если мы понимаем нашу ответственность перед Господом и перед людьми и стараемся смиренно следовать Слову Божию, то Дух Святой поможет нам, и церковь расцветет под нашим попечением.

Мы рассмотрели многие сферы служения, в которых помощь Духа Святого необходима нам.

Теперь остановимся на том, как мы можем потерять благодатное водительство Святого Духа. Такая опасность существует для служителей. Когда божественный свет внутри нас меркнет, то мы теряем силу. Имеются определенные условия, соблюдая которые, служитель может рассчитывать на то, что Господь не лишит его Своих благ. Дух Божий приходит незаметно, как роса, и приносит с Собой обилие благословений.

Слово Божие открывает нам, что соответствует желаниям Духа Святого и что неприятно Ему. Духа Божьего можно огорчать, оскорблять и даже оказывать Ему сопротивление. Слово Божие предостерегает нас от этого: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Мы можем так пренебречь Им, что Он оставит нас, как некогда оставил Саула. Не дай Господь, чтобы с кем-либо из нас это случилось.

Что же оскорбляет Святого Духа? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою» (Еф. 4:22-29, 31). Все эти проявления плотского человека мешают нам воспринимать силу Святого Духа.

Недостаток искренности также оскорбляет Духа Святого. К сожалению, некоторые служители допускают малодушие, нечестность, лицеприятие. Господь да сохранит нас от всего этого!

Еще одно зло не дает места Духу Святому — это гордость. Бог живет в сердцах смиренных и униженных, тогда как гордым Он противится (Иак. 4:6).

Святого Духа оскорбляет наша леность. Это есть порок, которому нет извинения.

Мы склонны постепенно ослабевать в молитве, забывая указание Христа об усиленной молитве (Мф. 6:6). Нет надобности продолжать это перечисление, так как наша совесть подскажет нам, какие дела оскорбляют Святого Духа.

Наше положение будет опасным, если Дух Святой, будучи огорчен, отойдет от нас. Тогда мы уподобимся Саулу, которого оставил Дух Святой (1 Цар. 11:6), потому что Саул не был верен Господу (1 Цар. 19:9).

Да не постигнет кого-нибудь из нас подобная участь!

И горе нам, если с нами случается подобное. Будем стоять на страже нашего сердца, чтобы нам быть истинными делателями Божиими!

Дух Святой да сохранит нас от всякого рода нечистоты и нечестия и да поможет нам быть верными гласу Божию!

Как почетно и как страшно быть орудием в руках Божиих. Кто из нас может быть достойным сего?

Имея определенное служение, будем совершать его со страхом и трепетом (Пс. 2, 11-12).

Господь есть Бог ревнитель. Он избрал нас для того, чтобы через нас возвеличилось имя Его. Поэтому целью нашей жизни должно быть прославление Господа. Иоанн Креститель сказал: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30).

Дай Господь, чтобы Его служители со страхом и смирением ходили перед Ним. Господь испытывает нас, ибо суд начинается с дома Божия; «дом же Его — мы» (1 Пет. 4:17). Пусть никто из нас не будет найден легким на весах Божьего правосудия (Дан. 5:27; Ис. 14:9-10).

Да оживит Дух Божий наше служение, чтобы мы были полезными нашему Господу и ближним.

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2010/07/slova-obodreniya-v-sluzhenii-i-sledovanii-za-hristom/

Следование за Христом

Писание говорит, что в целом мир следует за похотью плоти, похотью очей и житейской гордостью. Христиане — это те, кто следуют за Христом.

Христос — Путь

Следовать — значит идти по следам. В Евангелии от Иоанна записаны слова Иисуса:

“…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”
(Св. Евангелие от Иоанна 14:6)

Христос — Первопроходец. Он оставил нам пример жизни, угодной Богу. Христос — наша цель и ориентир в жизни. Следование за Ним затрагивает сферы мышления, поступков и ценностей, которые должны соответствовать Господу.

Христианин учится мыслить и смотреть на вещи, как Христос, поступать, как Он, и стремиться к тому, к чему стремится Он. Следование предполагает развитие. Верующий должен постоянно качественно расти, уподобляясь Христу.

Решительное ученичество

Господь говорил, что невозможно идти за Ним, цепляясь за старое — за греховную природу и прежние дела и мотивы.

“…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее”
(Св. Евангелие от Луки 9:23,24)

Следование за Христом добровольно. “Если кто хочет…”, говорит Господь. Цена следования — потеря души. Что это значит? Во-первых, качественный рост, оставление старого образа жизни и мыслей и замена их новыми, Божьими, во-вторых, готовность ради Христа отречься от всего, включая жизнь, если понадобится.

Такую цену за ученичество готов заплатить далеко не каждый. Есть люди, которые начинают идти за Иисусом, но словно оглядываются назад. Старые привычки, связи и комфорт все еще привлекают их. Нерешительность мешает двигаться дальше. О таких Писание говорит:

“…никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия”
(Св. Евангелие от Луки 9:62)

Мы должны решить, к чему стремиться — к Царству Божьему или к чему-то иному. Если внутри нас продолжает жить любовь к прежнему, мирскому, мы ненадежны для Бога. В любой момент мы можем повернуть назад.

Следовать, чтобы учиться

В книге пророка Исаии Бог говорит:

“Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших”
(Исаия 55:8,9)

И все же Бог предлагает следовать за Ним, чтобы научиться от Него, научиться Его путям. Если мы готовы учиться, Бог покажет нам большее.

“И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима”
(Исаия 2:3)

Научить Божьим путям может только Бог. Поэтому вначале нужно прийти к Нему через веру в Христа. Он призывал, будучи на земле:

“Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко”
(Св. Евангелие от Матфея 11:28-30)

Приходя к Христу и следуя за Ним, мы учимся мыслить, жить, реагировать по-Божьи. Бог открывает нам Свои тайны. Цена ученичества кажется не такой высокой в сравнении с тем, что мы получаем взамен — познание Бога и жизнь вечную.

Принести плоды

Писание говорит: ученичество предполагает не просто накопление знаний, а практику, их применение, чтобы прославить этим Бога. Христианство — это не умозрительные рассуждения, оторванные от жизни, а ежедневное исполнение воли Божьей.

Так, Иисус учил:

“Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками”
(Св. Евангелие от Иоанна 15:8)

Наши плоды — это любовь к Богу, которая выражается в послушании Ему, то есть в делании того, что Он говорит, и любовь к людям, которая выражается в служении и добром отношении. Некто сказал, что служение — это любовь, одетая в рабочую одежду.

Важнейшее условие для того, чтобы быть учеником Христа и принести плоды,- пребывание в Слове Божьем:

“…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики…”
(Св. Евангелие от Иоанна 8:31)

Пребывать в Слове — означает наполнять себя им через слушание, чтение, размышление, принимать его, то есть позволять Слову менять нас, и исполнять его.

Иисус нацеливает нас на максимум. “Если вы принесете много плода”. Бог любит усердие и жертвенность. Он хочет не просто затронуть поверхностные сферы нашей жизни, но на глубинном уровне преобразить нас в образ Христа. Не просто научить нас не сквернословить, но и не быть эгоистами, не завидовать, прощать и любить врагов. К такому ученичеству призывает нас Библия.

Преграды на пути

Слово Божье не скрывает, а наоборот, предупреждает нас о препятствиях на пути следования за Иисусом. Одно из них, настоящий бич этого мира, — богатство, а точнее — служение богатству.

Нужно понимать, что Библия не имеет ничего против материального достатка, вопреки распространенному убеждению, что святой обязательно должен быть нищим. Так, Авраам, Иосиф, Иов, Давид были богатыми людьми и служили при этом Богу. Иуда стремился к деньгам, и это его сгубило.

Писание учит смотреть на богатство, как на дар Бога. Из этого вытекают важные выводы. Первый — как и другие дары, Бог дает его тому, кому оно предназначено, кто справится с его соблазнами и правильно им распорядится. Второй — стремление к обогащению может стать для человека сетью, которая остановит его в следовании за Христом.

Иисус учил об этом:

“Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне”
(Св. Евангелие от Матфея 6:24)

Маммона — это роскошь и богатство.

Писание призывает к тому, чтобы в нашем сердце был Один Господин, Который знает наши нужды и даст нам необходимое. Вместо погони за богатством оно предлагает нам вложить силы в Царство Божье и праведность.

“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”
(Св. Евангелие от Матфея 6:33)

Итог

Христиане следуют не за миром и его похотями, а за Христом. Он — Путь. Цена ученичества высока, но только с точки зрения этого мира. Взамен человек получает несоизмеримо больше. Мы отказываемся от временного, а получаем вечное.

Бог хочет научить нас Его путям. У Него есть нечто великое для нас — призвание быть частью Его Царства и прославлять Его, прожить жизнь, наделенную вечным смыслом. Прийти к Нему — первый шаг на этом пути. Далее — пребывать в Его Слове, познавать Его и приносить плоды.

Источник: http://yahristianin.com/sledovanie-za-iisusom-hristom/

Star Wars

Crisis of Faith

by Timothy Zahn

Кризис веры

Тимоти Зан

Оригинальная повесть опубликована в юбилейном переиздании

романа Тимоти Зана «Наследник Империи»

Время действия: 8 ПБЯ (за год до событий «Наследника Империи»)

«Какое странное небо этим утром, – думал Тревик, мидли седьмого ранга Алого города, пока свита королевы покидала жилое крыло дворца и направлялась к Гостевому дому. «Может, все дело в облаках?» – гадал он. Редкие облака висели слишком высоко, чтобы он смог различить их сквозь туман, поднимающийся над Водами Грез к северу от Алого города.

Но ведь он и раньше видел небо с редкими облаками. Скорее всего, это все дело рук гостя – вожака тридцати субъектов с желтыми глазами и волосами цвета грозовой тучи, прибывших около месяца назад. Разве не он заявлял, что защитит Алый город от злых сил, собирающихся среди звезд над Кветхолдом?

– Пить.

Тревик поспешно поднял богато украшенную чашу с нектаром. Королева склонилась к чаше, и ее расшитые одеяния колыхнулись вместе с ритмичным покачиванием крытого паланкина. Вытянутое брюшко свесилось за край носилок…

– Выше, – прорычал Боросив, циклинг первого ранга Алого города. Его не столь богатый паланкин двигался сразу за королевским.

Вздрогнув, Тревик вытянул руки, поднимая чашу как можно выше. Королева жадно отпила и снова выпрямилась. С ее жвал упали последние капли изысканного напитка, а взгляд равнодушно прошелся по лицу Тревика.

Тревик снова прижал чашу к груди, ощутив биение собственного сердца. Быть хранителем королевской чаши – наивысшая честь, которой могли быть удостоены мидли. Чувство было такое, будто мидли со всего Кветхолда стояли позади него, а циклинги выстроились за Боросивом. Больше всего в жизни он боялся не справиться и тем самым опозорить семью.

– Выпрямись, – тем же низким ворчливым голосом продолжил Боросив. – Посмотри на рабочих. Встань точно так же.

Тревик сглотнул. Стыд кольнул его в самое сердце. Ему уже не раз говорили это, но от волнения у него все вылетело из головы.

Он взглянул на шеренгу рабочих, несущих паланкин королевы. У всех восьмерых, несмотря на вес носилок на плечах, тела были практически вертикальны. Брюшко каждого рабочего вытянулось параллельно земле, четыре ноги шагали в идеальном ритме.

Сглотнув еще раз, Тревик попытался подстроиться под их движения. Он слышал, что в первый день королева должна быть снисходительной к своему новому хранителю чаши. Но это не значит, что ему не нужно стараться.

Особенно учитывая, что Боросив не склонен был давать новому мидли никаких поблажек.

Гостевой дом представлял собой круглое здание, расположенное в центре внутреннего двора. Он был небольшим, со скромным общим залом на нижнем этаже и десятью маленькими личными покоями на верхнем. Двое пришельцев с шевелюрой оттенка грозовых облаков стояли у южного входа и наблюдали за приближением королевы и ее свиты, держа на плечах диковинное оружие.

Тревик впервые оказался так близко к этим странным чужакам и, когда процессия паланкинов приблизилась, стал с любопытством их рассматривать. Эти прямоходящие существа не были похожи на квесотов, зато чем–то напоминали их союзников – стромма. У них были две ноги, отсутствовало ярко выраженное брюшко, а голову покрывали черные, словно грозовая туча, волосы. Он слышал, что подобных существ называют гуманоидами.

Но хотя бы глаза у них были правильные – фасеточные, как и у квесотов, – только не бледно–голубые, а ярко–желтые. Возможно, именно из–за этих глаз королева пренебрегла старым союзом квесотов со стромма и пригласила грозовласых в Алый город в качестве гостей.

Или все из–за того, что грозовласые притащили с собой оружие, которое было гораздо компактнее и мощнее, чем даже у стромма.

Сосредоточив взгляд на оружии грозовласых, Тревик внезапно напрягся. Кроме десятка рабочих, обслуживающих паланкин, в свите королевы состояли двенадцать солдат, и если грозовласые не сочтут нужным выказать должное почтение, королева может отдать приказ приструнить пришельцев. Тревику еще не довелось увидеть оружие инородцев в действии, но после историй, которые он слышал, ему не очень–то и хотелось. Особенно на таком близком расстоянии.

К счастью, грозовласые были знакомы с протоколом.

– Приветствуем, о королева Алых, – произнес один из них, когда паланкин оказался от него в предписанных пяти шагах. – Живем, чтобы служить, и служа отдаем свои жизни.

Королева не проронила ни слова, пока пришельцы открывали двери и процессия продвигалась внутрь. Тревик решил, что в данных обстоятельствах ее молчание было хорошим знаком.

Лидер грозовласых ожидал их в центре общего зала. Тревик не был здесь с тех пор, как королева пожаловала Дом пришельцам, поэтому его поразило, как преобразился зал. Изменения в обстановке были объяснимы – строение тела грозовласых отличалось от квесотского.

Но дело касалось не только удобства и комфорта. Пришельцы переделали все помещение: от драпировок на стенах до скульптур в проходах. Они и сами проходы изменили. Все выглядело так, будто Гостевой дом превратился в часть родного мира чужаков.

– Пить.

Тревик поднял чашу, и сердце снова бешено заколотилось. Некоторые из тех скульптур, что пришельцы вынесли из зала, в свое время украшали королевскую комнату для медитаций. Не оскорбит ли королеву то, что такие сокровища убраны с глаз долой?

Возможно, уже оскорбило. Подняв голову, она издала пронзительный свист на Солдатском диалекте.

Тревик подобрался, но два ряда солдат, расположившихся по бокам паланкина, не набросились на лидера грозовласых. Их командир ответил на том же языке, и шеренги устремились к выходу. Они исчезли во внутреннем дворе, закрыв за собой двери.

– Вниз, – приказала королева.

Тревик отошел в сторону, а восемь носильщиков осторожно опустили ношу на пол и встали на колени, согнувшись в знаке почтения, принятом у рабочих. Тревик услышал мягкое шуршание ткани, когда позади паланкина королевы четверо рабочих опустили носилки Боросива.

Лидер грозовласых низко поклонился. Его поза выглядела как пародия на позы рабочих.

– Приветствую, о Алая королева, – произнес он.

Тревик нахмурился. Это еще что такое? Он не живет и не умрет во служении, как квесоты и даже остальные грозовласые?

– Пить.

Тревик поспешно вернулся к паланкину и протянул чашу. По–видимому, на этом приветственный ритуал главы грозовласых завершился. Но, что более удивительно, королеву, казалось, вовсе не оскорбило отсутствие смертного обета. Судя по всему, она рассматривала командира как равного себе. Точно так же Тревик относился к своим братьям седьмого ранга.

Но это же безумие. У королевы не было равных.

Королева закончила пить и отослала Тревика прочь.

– Угроза не исчезла, о Нусо Эсва, – сказала она, обращаясь к главе грозовласых. – Мои циклинги видели летающие города, чернеющие на фоне звезд.

– Угроза осталась, о королева, – согласился Нусо Эсва. – Давайте же решим, как нам поступить с общим врагом. Обсудим уничтожение гранд–адмирала Трауна.

* * *

Когда прибыл старший капитан Восс Парк, остальные пять участников совещания уже расположились в конференц–зале имперского звездного разрушителя «Предостерегающий».

– Приношу свои извинения, адмирал, господа, – произнес он, огибая стол и направляясь к пустому креслу справа от гранд–адмирала Трауна. – В последнюю минуту пришло донесение из системы Трантсор, которое, как я думал, могло касаться текущего обсуждения.

– Поделитесь? – спросил Ньяма, представитель Совета стромма. Его похожий на траву мех мерцал в свете ламп, тяжелые брови нависали над пронзительно черными глазами, а ехидный тон его речи стал еще наглее, чем обычно.

– Да, – ответил Парк. Долгий опыт взаимоотношений с Ньямой научил капитана не обращать внимания на его манеры. Агрессивность была всеобщим – и очень высоко ценимым – качеством в высших кругах стромма, и профессиональные военные этой расы не были исключением. – Мы наткнулись на обычную группу контрабандистов. Дозорные не обнаружили связи между ними и Нусо Эсвой. И никаких следов военных кораблей.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=209036&p=1

Кризис Веры

Можно утверждать, что для каждой женщины самое важное в жизни — это найти свою настоящую любовь и построить счастливую семью. Но обрести счастье не так уж и легко. В этом убедилась успешная бизнес леди Вера. У женщины есть все: деньги, работа, шикарные апартаменты, машина. Ей всего лишь не хватает мужа и детей. Но вот когда героиня вроде бы нашла свою любовь, у нее начались серьезные проблемы.

Отечественный фильм Кризис Веры рассказывает историю про жизнь женщины по имени Вера. Она молодая, красивая и очень яркая девушка. К тому же, она является вице-президентом крупного рекламного агентства «Аркадия». Вера очень успешная и обеспеченная, но при этом абсолютно несчастна в личной жизни. Ей постоянно не везет с мужчинами, и поэтому она с головой ушла в роботу. Но однажды, возвращаясь домой, она случайно сбивает машиной молодого незнакомца. Женщина чувствует себя безумно виноватой, хотя Антон не особо пострадал. Вера везет нового знакомого в больницу и навещает его там каждый день. За все это время между молодыми людьми завязываются романтические отношения, и при выписке парень переезжает к ней жить. Со временем Вера устаревает своего любимого к себе на работу, и с этого момента в компании начинаются большие проблемы. Все важные контракты со старыми партнерами срываются, все дела идут вниз, и именно Антона сотрудники винят в мошенничестве и предательстве. Правда ли, что Антон просто использует бедную Веру, или его все же кто-то подставил? Чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы, вам нужно смотреть Кризис Веры.

Данная мелодрама действительно заслуживает вашего внимания, если вы любите интересные и легкие для просмотра киноленты. Можно утверждать, что картина заслуживает высших оценок от критиков, а также от обычных зрителей. В фильме от известного русского сценариста Дмитрия Курилова Кризис веры главные роли исполнили такие актеры, как Галина Кашковская, Вячеслав Газбегаев, Алексей Колган, Яна Львова, Наталья Гудкова и Михаил Мамаев.

Источник: https://megogo.ru/ru/view/2426-krizis-very.html

О единственной причине духовного кризиса и всех земных бед – епископ Иов (Смакоуз)

— Владыко, что такое духовный кризис? И почему все чаще можно слышать об этом «диагнозе» в православной среде?

— Духовный кризис наблюдается, как правило, у малоприобщенных к Православию, у тех, кто пришел в Церковь недавно и еще не стойкий в вере. Обычно у людей из верующих семей его не бывает или же он проявляется значительно реже…

Надо отметить, что духовный кризис (так называемое выгорание) исходит из древности. Например, апостол Павел призывает христиан своего времени: «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5:19). Древние подвижники называли это явление «богооставленностью», «унынием», «томлением духа». Известный сербский духовный писатель ХХ века свт. Николай (Велимирович) указывает, что ранее «духовный кризис» верующие люди именовали «судом Божиим».

Я не могу припомнить, чтобы за несколько лет моего пребывания в монастыре послушником кто-то называл свои духовные проблемы духовным кризисом. Тогда все насельники, духовники-старцы, если постигало их какое-то несчастье, или кто-то из неопытных и своевольных молодых послушников, духовно падающих в «ров» какой-либо духовной страсти, обычно использовали евангельский термин «искушение».

Для одного человека такой кризис может быть ударом, который его сокрушает; для другого — полезным уроком или испытанием, укрепляющим дух. Известно, что «стакан разбивается не потому, что его толкнули, а оттого, что он был стеклянным, а не железным».

Неудивительно, что о таких кризисах часто говорят в церковной среде, там, где сильна невидимая брань внутри духовного сердца. Cтарец Паисий Афонский наставлял, что Всевышний наказывает потому, что любит: «Есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну».

— Что является предпосылками, причинами такого кризиса?

— В наши дни бездуховности и вседуховности существует много духовных проблем. В какой-то мере все человечество пребывает в духовном кризисе и бросается с одной крайности в другую: «то в огонь, то в воду» (Мф. 17:15), как сказал Христос.

Духовный кризис (то есть мысли против Бога и Его Церкви, «разочарование» в вере), как правило, ярко проявляется, если неофит сталкивается с какой-то несправедливостью или явным вопиющим безобразием, которые, к сожалению, встречаются в церковной среде.

В результате происходит своеобразная подмена понятий: отдельно взятых людей (которые все несовершенны) человек отождествляет с целым институтом Церкви и мыслит примерно следующим образом: если такое в Церкви происходит, то это «неправильная» Церковь и я туда ходить не буду.

Причина суда Божьего, духовного кризиса, как и всех земных бед, всегда одна и та же: богоотступничество. Отступающего от Бога Отца, Матери-Церкви Всевышний оставляет на время, чтобы тот, испытав горечь духовного одиночества, как блудный сын из известной евангельской притчи, в слезах покаяния снова вернулся к Нему, в Отчий дом. Надо отметить, что нарушение духовных и нравственных законов всегда разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как неспособна принимать дождевую влагу утоптанная, необработанная земля. Господь попускает кризис в душе для того, чтобы пробудить, отрезвить, вразумить нас, чтобы мы, часто надменные гордецы, вспомнили Бога и вернулись к Нему, чтобы мы, утвердившиеся в «гавани» материального благополучия, вспомнили о душе, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему и Живому. Помню, когда я в свое время доложил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру о гонениях в своей епархии, творимых раскольниками, о вынужденной защите в судах, он тихо сказал только два слова: «По грехам нашим!»

Мне известно несколько случаев. Однажды мой кандидат убежал из семинарии. Причины я не знаю, но он потом смиренно сказал, что «людей и их грехи перепутал с Церковью, которая есть Тело Христово». Запомнилась также история одного активного прихожанина, который пытался в соседней епархии помогать с периодическим изданием духовно-катехизического направления. Спустя время он поведал, что «в один вечер пришел домой, снял все иконы со стен и сложил их в ящик» с аргументацией: «Зачем мне такой Бог, если вся семья моя плачет». У него тоже что-то случилось — и обида или жизненные испытания внесли сомнения относительно Высшей справедливости. Думаю, это произошло из-за неофитства.

— Может ли человек сам с этим справиться?

— Надо помнить, что каждый наш грех — рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным обращением. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть, даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания. Вспомним первоверховного апостола Петра. Духовный кризис обычно длится до тех пор, пока надменный человек с покаянным вздохом не воскликнет: «Господи, помилуй!»

Один оптинский старец часто в своих поучениях сравнивал скорби со «сверлом» Божьим. Оно отверзает в человеке источник молитвы. Это правда. В страданиях человек усердно молится и постоянно, потому что иначе не выжить. Молитва и покаяние, обращение к Богу за благодатной помощью в Таинствах — это необходимое условие выхода из кризиса.

— Какие, на Ваш взгляд, пути выхода из кризиса?

— Можно предложить такие пути выхода из кризиса: хорошо, чтобы с поникшими людьми вовремя кто-нибудь поговорил — тот, кто является для них определенным духовным авторитетом, кого они уважают. Обычно в этих случаях помогают следующие доводы: а) я хожу в церковь к Богу, а не к конкретному батюшке, если проблема в священнике; б) этот конкретный храм — не единственный: наша Церковь распространяется в ширину (по всему миру) и в глубину (на 2000 лет назад в прошлое и на неизвестно какое время в будущее — до Второго Пришествия Христова). Нам надо осознавать себя членом той Церкви, Глава Которой — Сам Христос, в Которой были и апостолы, и священномученики. Если конкретный батюшка, к сожалению, оказался замешан в чем-то бесчестном, я говорю так: «Но ведь это не только его Церковь. Это Церковь Христова, а Христос ни у кого ничего не крал, никого не обманывал, не нарушал правил дорожного движения» и т. д. Если это для некоторых слишком абстрактный аргумент, я привожу пример ныне живущих подвижников-архиереев или батюшек, которые всем известны праведным житием своим. Всегда уверяю людей, что это их Церковь, а не тех, кто творит несправедливости, что тем более надо в Церкви оставаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы по возможности повлиять на других, перевоспитать их, ведь Христос незримо нас всех меняет через приобщение к Святым Дарам, а вне Церкви нет спасения. Христианство — это вовсе не великолепные одеяния священников или прекрасное хоровое пение, хотя они важны. Христианство — это когда Христос в тебе, когда ты не можешь пройти мимо боли другого человека, это самопожертвование и самоотречение (ухаживание за больными), это исповедание Веры до самой смерти (пример мучеников-исповедников; правда, надо со смирением признать, что такое не каждому по плечу!) Это умение забыть себя и свои выгоды и проблемы во имя другого человека, своей паствы! Не надо смотреть по сторонам (кто какой плохой и как себя неправильно ведет), главное заглядывать только вовнутрь себя: а я хорош? а что хорошего-то сделал для людей? Не судите других! Ведь всех нас можно за что-то осудить… А заниматься самоосуждением спасительно — ругая себя, себе же и пользу приносишь: стараешься стать лучше! А это процесс бесконечный. Поэтому с самоосуждением никакой духовный кризис не страшен. Осуди себя — и увидишь, как все другие покажутся тебе прекраснейшими людьми! Какое уж там «разочарование в вере»? Да кто мы такие, чтобы разочаровываться в вере, в Церкви, за которую многие жизнь свою отдавали?

Дай Бог нам так прожить, чтобы Христос, долготерпеливый и послушный Своему Отцу даже до смерти Крестной, не «разочаровался» бы в нас, чтобы мы не увлекли себя в ад после смерти, чтобы времени на разочарование в других или на их осуждение у нас не имелось — свою бы душу как-нибудь спасти, успеть бы покаяться и добрыми делами загладить свои грехи! А час смерти неизвестен никому. Memento mori! («Помни о смерти!») — самое лучшее лекарство от любого внутреннего кризиса!

— На что важно обращать внимание в духовной жизни?

— Известный профессор МДА Алексий Осипов часто в своих духовных беседах говорит, что первым в рай вошел благоразумный разбойник, негодяй, бандит. Ему открылись врата рая потому, что он смирился перед Божьим и человеческим судом и сердечно покаялся. Увидев свое состояние, он почувствовал, что без милости Божией, помощи Христовой ему не спастись. А праведники по закону — фарисеи — осудили Христа на смерть. Самое главное в духовной жизни — смириться, увидеть себя тем, кем человек является на самом деле.

Надо радоваться всему, что у нас есть, и одновременно избегать земной славы — чем её меньше, тем лучше для нашей души. Нужно все время творить добро, но потихоньку, чтобы оно не бросалось в глаза, было незаметным. Важно уметь за за содеянное добро получать пощечины! Таковы духовные законы спасения, и их не изменить: чем лучше кто-то становится в духовном плане, тем больше на него ополчаются враги рода человеческого и нападают посредством людей. Тут главное не утратить веру, не упасть духом… А награда нам уготована на Небесах: если ее в этой жизни получим, то после смерти не воздастся нам. Поэтому настоящие подвижники предпочитали отдавать, а не брать, помогать, а не просить о помощи (ну, у Бога, конечно, надо всегда просить помощи!) и не скорбеть о том, чего у нас нет (это, наверное, самое трудное). И ещё надо научиться прощать людей — тогда так легко становится! Искушения будут везде, но главное то, как вы сами к ним относитесь… Помоги, Господи, нам не забывать, что с Твоей помощью «все пройдет, и это (духовный кризис) тоже пройдет», как было написано на кольце царя Соломона!

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь

Источник: https://ruskline.ru/opp/2017/avgust/24/o_edinstvennoj_prichine_duhovnogo_krizisa_i_vseh_zemnyh_bed_episkop_iov_smakouz/

Ев. Луки 24:13-21

В жизни каждого человека всё то, что исходит от Господа, всегда содержит в себе самое лучшее для нас. И если человек не способен воспользоваться этой возможностью, тогда за этим стоит определённая причина.

В своих размышлениях по этому вопросу я прихожу к такому заключению: если человек, придя к Господу и увидев свою греховную нищету, не становится счастливым и не обретает радость, тогда можно с уверенностью сказать, что в его жизни что-то не так. Потому-то этот вопрос: «Можешь ли ты, пришедший к Господу человек, с уверенностью сказать, что ты стал счастливым, обрёл покой, радость и смысл жизни?» — можно смело задать каждому из нас.

Мы прочитаем одно местописание, которое находится в Ев. Луки 24:13-21. Я хочу обратить ваше внимание на 21 стих: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло…». Прочитанный нами стих указывает на одну из причин, которая может присутствовать в нашей жизни и быть помехой в том, чтобы мы были счастливыми, довольными и могли духовно развиваться. Здесь описывается состояние людей, имевших ранее некую надежду на свои представления, которые, однако, не осуществились, и в их сердца вошло разочарование.

Каждому из нас в жизни не раз приходилось сталкиваться с этим чувством, которое возникало как следствие определённых причин: когда мы были убеждены в чем-то, считая, что это должно быть именно так, а не иначе, и ожидали этого, но в итоге оно так не случалось, тогда вместо радостного ожидания наше сердце заполняло щемящее чувство разочарования. И в тот момент с наших уст слетали примерно такие слова: «А мы надеялись было… а я-то думал… я рассчитывал, но оно так не получилось…». Вполне понятно, что в нашей жизни это чувство неизбежно, ибо человек склонен во многом разочаровываться. Мы можем разочароваться, к примеру, в результатах своего труда, когда нам посоветуют хорошую овощную культуру, и мы, посадив и вырастив её в своём огороде, в конечном итоге так и не достигаем желаемого: вкус не тот, которого мы ожидали. Такая же проблема может возникнуть и в других сферах нашей жизни, например, в отношении покупок и трате денег: мы хотели что-то, но оно не получилось так, как мы хотели. Впрочем, это всё естественно. Конечно, когда дело касается каких-то житейских ситуаций, то всё это можно легко пережить. Однако в нашей жизни встречаются ситуации другого рода, когда человек испытывает разочарование в отношении людей и Бога. Именно на этой проблеме я и хотел бы остановить ваше внимание. Вы знаете, если понаблюдать за верующими людьми (я уже длительное время смотрю в эту сторону, особенно, когда бываю в гостях или беседую с новыми знакомыми), то можно заметить одну интересную особенность: человек не может скрыть или спрятать всё то, что происходит у него в душе. И если в разговоре проскальзывает хоть немного информации, содержащей в себе разочарование, то ты сразу понимаешь, что этот человек дальше не пойдёт. Он никогда не будет говорить о своём счастье в Боге, о довольстве и радости, которые предлагает Господь, и он не сможет духовно развиваться. Зачастую такие люди даже не догадываются о том, какое чувство носят они в своём сердце. И вот так, не подозревая о диагнозе, они изо дня в день продолжают испытывать страдания и пытаются как-то с этим справиться, чтобы ничем не отличаться от других.

Что же такое разочарование? Я бы хотел дать короткое определение этому чувству. Разочарование — это чувство неудовлетворённости (когда человек чем-то недоволен), вызванное несбывшимися ожиданиями, надеждами, мечтами. Другими словами, разочароваться — значит потерять веру в кого-либо. Человек, захваченный этим чувством, всегда испытывает внутреннюю неудовлетворённость: то, что я хотел, чего я ожидал или представлял — не случилось. Таково оно — разочарование.

Однако я хотел пойти дальше и задать ещё один вопрос: «Какие причины способствуют возникновению разочарования?» Давайте остановимся на этом вопросе и, рассмотрев его более подробно в свете Священного Писания, сделаем правильные выводы.

Начнём с того, как себя оценивает человек. Среди основной массы людей довольно часто встречаются самодовольные люди, считающие себя за этакую неповторимую личность, которой никто не может подражать. Если человек находится на этой ступени, то в его жизни разочарование происходит всегда в ком-то или в чем-то. Поэтому Бог работает в таком направлении, чтобы разочаровать человека в самом себе. Поверьте, никогда ни один человек не сможет прийти к Богу с позиции самодовольства: я прекрасный человек, во мне всё только положительное, и я не могу найти в себе ничего отрицательного. Вы знаете, пока человек не придёт к духовной нищете, пока он не разочаруется в самом себе, настоящего обращения к Богу не будет. Разочарование, согласитесь, есть одно из самых невыносимых переживаний для человека. Люди разочаровываются во всём (в убеждениях, понятиях, взглядах, друзьях и т.д.) и нередко переводят это в такое направление, чтобы виной всему был Бог. Именно потому в их сердцах гулким эхом отдаёт ропот недовольства: «У меня не сложилась жизнь — куда смотрел Бог? В моей жизни произошло то и то — почему Он допустил это?» Когда человек выбирает такое направление и по нему двигается, то им овладевает ещё большее разочарование, и он упирается в тупик.

Я бы хотел повторить выраженную ранее мысль: всё то, что исходит от Господа, содержит в себе исключительно положительные цели, которые должны привести человека только к лучшему. Ведь если человек в своей жизни очарован только самим собой, то он никогда, согласитесь, не будет счастливым от этого. Но когда человек, познавая Бога через Его Слово, найдёт только в Нём все самые прекрасные качества, достойные очарования и восхищения, лишь тогда он почувствует себя счастливым во всей полноте этого слова.

А теперь мы рассмотрим причины разочарования, одной из которых являются гордость и эгоизм человека. Нередко в семейной жизни можно наблюдать такую картину, когда дети испытывают разочарование по отношению к своим родителям, в основе которого лежит их эгоизм. Если в сознании детей укоренилось представление о том, что родители обязаны сделать для них то или другое (позаботиться, например, о жилье или о деньгах, необходимых для приобретения какой-то роскоши), а родители этого не делают, то детские сердца наполняет разочарование. «А я-то думал, что вы нормальные, — летят упрёки в родительскую сторону. — Кто же вы тогда, если не можете для меня этого сделать?»

Если глубже вникнуть в эту проблему, то можно с уверенностью сказать, что разочарование, основанное на эгоизме, напрямую направлено в сторону Бога. Знаете ли вы, в чём чаще всего разочаровываются люди, когда приходят в церковь? По сути, их представления примерно таковы: в отношении меня все должны поменяться и быть настроены только самым лучшим образом. Вы даже не представляете, насколько это частое явление, когда люди говорят: «А я думал, что это нормальная церковь. Но ты посмотри, как они со мной поступили: я попросил о том-то, но никто даже не позаботился, чтобы мне помочь. Что это за церковь? Что это за христиане, если они так ко мне отнеслись?» К сожалению, человек в такие моменты даже не понимает, что его захлестнуло разочарование, базирующееся на его эгоизме и личных представлениях, что он — солнце, и все должны вокруг него крутиться и думать только о том, чтобы сделать его жизнь более удобной и хорошей. Кроме того, повторюсь, если разочарованная душа продолжает и дальше двигаться в этом направлении, тогда её негодование направляется уже в сторону Бога: «Господи, как же так? Ведь в слове Твоём написано то-то и то-то…». Мы рассматриваем типичные ситуации, когда у человека формируется устойчивое представление о том, что все события его жизни должны складываться именно так, а не иначе. Другими должны стать люди, которые его окружают. В семейной жизни его жена (муж) должны быть идеалами, чуть ли не до совершенства святыми людьми, никогда ему не перечащими. «И если вы такими не будете, — говорит такой эгоист, — тогда я разочаруюсь, тогда я на всём поставлю крест и скажу, что всё это — ложь!»

Давайте обратимся к библейскому примеру и вспомним историю о Неемане, описанную в 5 главе 4 книги Царств. Когда прокажённый сирийский военачальник узнал о том, что может получить исцеление от своей болезни, тогда в его сознании, вероятно, нарисовалась некая картина или определённый план, по которому должно было происходить его исцеление. И вот мы читаем, что Нееман приходит к пророку Елисею и слышит от его слуги такие слова: «Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя и будешь чист». Что угодно представлял себе Нееман, но только не это! «И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу…»

Вы знаете, когда в человеческом понимании присутствует его личное представление (должно быть так, а не иначе), тогда это перекрывает Богу возможность действовать. И такая ситуация приводит человека к полному разочарованию. Это одна из причин того, почему люди, покидая церковь, хлопают дверью: всё не совпало с тем, как они себе это представляли. Разочарованные сердца хотели чего-то, нуждались в чём-то, но не получили того, чего хотели. И вот из-за этого-то они теперь и не желают больше ни о чём слышать. Однако человек не всегда доходит до такой крайней точки, чтобы уйти из церкви. Чаще всего такие люди находятся у порога или же, как когда-то мне сказали, в последних рядах церкви, т.е. вблизи того, чтобы с этим всем расстаться. Хотя, по сути, причина остаётся той же: в моей жизни всё складывается не так, как я себе это представлял. Здесь важно отметить, что человек, охваченный разочарованием, обязательно теряет веру в кого-либо.

Разочарование — это настолько сильное и гнетущее чувство, которое уничтожает у человека всякое желание участвовать в каком-либо труде и убивает на корню интерес к чему-либо. Но самое страшное то, что основная часть суицидов (самоубийств) совершается в состоянии разочарования: человек что-то хотел от жизни, но оно так не получилось…

Я расскажу вам один эпизод из жизни верующего человека, проживавшего в Швеции (район Стокгольма), который с детства слышал о Боге и в своей жизни выбрал за цель — служить Господу. Будучи уже женатым, этот брат в Господе услышал призыв идти на миссионерское служение и с радостью принял его. Следует отметить, что к тому времени у этой молодой и счастливой четы был уже маленький сын. К ним присоединилась ещё одна семья (без детей), и они все вместе отправились в Африку (страна Конго), чтобы рассказывать людям о Христе. Молодые миссионеры были полны ожиданий, что уже в скором времени они увидят результаты своего труда. Верующие благополучно добрались до места следования, и в надежде, что их примут как миссионеров, они уверенно вошли в первое селение. Однако жители села не захотели их принять. Миссионеры отправились в другое село, но, к сожалению, и там от них отказались. Местные жители попытались объяснить чужеземцам, что их боги будут недовольны тем, что среди чернокожих будут жить белые люди. В конечном итоге эти две молодые семьи оказались без жилья и без средств на существование. Они соорудили себе лачуги и с этого начали свою жизнь в чужих краях. Шли месяцы, и сколько бы миссионеры не пытались рассказывать африканцам о Господе — их никто не слушал. Лишь один мальчик лет 8-10 часто заходил к верующим, и жена миссионера в течение полутора лет рассказывала ему о Христе. Со временем происходит ещё ряд непредвиденных событий: вторая семья уезжает из Африки, а жена миссионера умирает во время родов. На руках скорбящего брата остаётся новорожденная дочка и сын-дошкольник. Страшное горе — и никаких результатов от его миссионерского труда. И глубоко разочарованный миссионер изливает свои претензии Богу: «Господи, почему Ты нас сюда послал? Почему нет никаких результатов? Почему такое случилось?» Сначала это выражалось в ропоте, затем — в открытом негодовании и гневе, а далее всё переросло в этакую вот форму: я абсолютно недоволен Тобой, я всё потерял.

Добравшись до какой-то станции, миссионер отдаёт свою дочку чужим людям и вместе с сыном возвращается в Стокгольм. Его постигло самое страшное для христианина — разочарование в Боге…

Прошли годы. Дочь миссионера, воспитанная чужими людьми, выходит замуж за верующего человека, который занимался распространением Библий. Однажды молодые супруги оказались в одной местности, где проводил служение чернокожий проповедник. «Каким образом вы пришли к Богу?» — поинтересовались молодожены. И проповедник поведал им историю из своего детства, когда произошла его встреча с одной миссионерской семьёй. С какой теплотой он вспоминал ту добрую женщину (жену миссионера), которая на протяжении полутора лет рассказывала ему о Христе, и которая вскоре умерла во время родов, оставив новорождённую дочь на руках убитого горем мужа. И через служение этой женщины он позднее покаялся. Затем этот уверовавший чернокожий стал рассказывать своему народу о Господе Иисусе Христе, и через какое-то время наступило большое пробуждение среди африканцев. В конце своего рассказа проповедник добавил, что сейчас страна Конго насчитывает до 110 000 верующих.

Молодая женщина поняла (а историю своих родителей она знала из рассказов воспитавших её людей), что женой миссионера была её мать. И она принимает решение — разыскать своего отца. Отправившись в Стокгольм, дочь находит своего отца, который к тому времени стал законченным алкоголиком. Он ещё раз женился и имел детей от второго брака. Однако это был глубоко несчастный человек, уже многие годы проклинающий Бога. И когда молодая женщина сообщила отцу, что она его дочь — та, которую он когда-то бросил, то он никак это не воспринял. Дальше дочь рассказала отцу о мальчике, который покаялся через их служение и о дальнейшем большом пробуждении в Африке. Постепенно эта информация начала доходить до сознания разочарованного человека и так медленно-медленно стала менять его взгляды и мышление. К тому времени ему было 73 года, и он ещё сумел как-то воспользоваться благодатью Божией и покаяться. Конечно же, это была милость от Господа. Но посмотрите на его семью: старший сын — алкоголик, и остальные дети не в лучшем состоянии.

В чём причина разочарования этого человека? Просто у него был свой план событий (мы туда приедем, нас встретят, начнётся пробуждение, мы станем известными и т.д.), который не состоялся, однако…

Когда в своей жизни мы претендуем на то, чтобы исполнялась наша воля, чтобы Бог шёл на поводу у наших желаний, тогда, скажу я с уверенностью, вас ожидает глубочайшее разочарование.

Нередко так бывает, что в жизни верующих людей присутствует скрытая форма разочарования (как плывущий айсберг), видимая только чуть-чуть, например, когда человек не желает принимать участие в чём-то.

Это неудовлетворённость, не имеющая ярких очертаний и лишающая человека радости, возможности быть счастливым и довольным в Боге. А суть остается той же: я хотел бы вот так, но так не случилось. В качестве примера можно рассмотреть историю пророка Ионы, которого Бог отправил в Ниневию. И как ни противился Иона, но всё же он был вынужден туда пойти и говорить людям, что «еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» В результате этого люди покаялись, и Бог отменил Своё первоначальное решение. Однако посмотрите на реакцию пророка, испытующего к жителям Ниневии негативные чувства и желающего их погибели: «лучше мне умереть, нежели жить». Насколько глубоко был разочарован Иона в том, что не случилось того, чего он ожидал!

В подобном состоянии находился и пророк Илия, когда он, сидя под можжевеловым кустом, просил себе смерти: «Хватит, я сыт по горло, я-то ожидал, что после такого чуда народ обратится к Тебе, но этого не произошло…».

Когда вам импонирует мысль, что если вы будете совершать тот или иной духовный труд, то люди должны обязательно обратиться к Богу — будьте уверены, этого не случится. В жизни нередко можно столкнуться с ситуацией, когда человек обращается к Богу, а его окружение остаётся прежним. И если человек претендует на то, чтобы люди теперь тоже стали другими, а этого не происходит, тогда он встретится с разочарованием. Избежать разочарования возможно лишь тогда, когда мы не пытаемся что-то навязывать Богу, но полностью соглашаемся с Его волей, даже если весь этот труд сделан, а результата нет; даже если никто не станет за это благодарить Господа; даже если никто не покается. Вы знаете, если я правильно настроен, если моё понимание верно, то меня разочарование не постигнет, ведь я всего лишь исполняю Божью волю, а за результат отвечает Сам Господь. И не всегда Бог нам может всё объяснить, например, как Ионе и Илии Он не смог наперёд рассказать все Свои действия. Я вполне соглашаюсь с мыслью, что каждый человек имеет право на свою жизнь, более того, каждый имеет право на то, чтобы погибнуть — это его выбор. Нередко бывало в моей практике, что разочарование прослеживалось во время бесед с верующими людьми, когда речь заходила об их детях. Родители были настолько разочарованы и убиты тем, что в жизни их детей всё шло не так, как они себе это представляли. Я думаю, это знакомо многим, когда родители растят детей и вкладывают в них всё самое лучшее, а дети потом выбирают совершенно противоположное направление. И как важно, заметьте, родителям здесь верно сориентироваться: правильно оценить ситуацию, правильно это принять и согласиться с тем, что каждая личность имеет право выбора — право на то, чтобы пользоваться жизнью так, как считает нужным, и право на погибель. Знаете, когда человек это понимает, то он никогда не разочаруется. Конечно же, ему будет больно, он будет испытывать от этого тяжёлые переживания, но так, чтобы теперь вот опустились руки, и он лишился бы радости и смысла жизни — этого не будет.

Следующая причина, побуждающая возникновение разочарования, — попытки человека подогнать Библию под себя. Часто так бывает, что когда у человека случается какая-то беда, к примеру, болезнь, то он начинает подгонять Слово Божие под свои стандарты (так и так должен поступить Бог в этом случае) или же использует все Божьи обетования, чтобы эта проблема быстрее разрешилась. Другими словами, человек указывает Богу, как Он должен действовать, чтобы убрать эту помеху из его жизни. И вот если болезнь не уходит (а человек понимает, что раз так написано, то так должно быть и в моей жизни), тогда человеческим сердцем овладевает разочарование. А быть может, через эту проблему Бог хочет предложить человеку нечто другое, ведь у Него Свой план действий и Свои цели. И вполне возможно, что именно через эту болезнь (или другое бедствие) Бог и достигает людей, которых Он достигнуть иначе бы не смог. И только тогда, когда человек узнает Божью волю в этом вопросе и соглашается с ней на основании Священного Писания и потом молится, исходя из всего вышесказанного, — тогда Бог действует. Поверьте, многие ситуации в нашей жизни, имеющие отрицательное содержание, происходят не потому, что Бог что-то не доглядел, но лишь исключительно с поучительной целью. Нередко в жизни бывает и такое, когда человек живет правильно пред Богом, как Иов, и считает, что теперь и Бог со Своей стороны должен постараться сделать всё, чтобы на его пути не было бы никаких бед и потрясений. Однако оно часто бывает совершенно по-другому. Вот потому-то так важно это умение — подстроиться под Божие, которое и позволяет человеку избежать разочарования.

Есть и ещё одна причина, которая может иметь место в нашей жизни и привести к разочарованию. Давайте обратимся к книге И.Навина (7:6-11). Здесь речь идёт о том, что Израильский народ начал своё шествие по обетованной земле, и всё шло так хорошо до тех пор, пока их не постигла неудача: поражение в битве за Гай. Причина тому — «Израиль согрешил, и преступили они завет Мой…и взяли из заклятого, и украли, и утаили…». Вы знаете, когда в жизни человека что-то нарушено, и он лишается либо благословения, либо успеха, тогда он тоже может выразить свои претензии Богу: «Почему Ты всё это разрешил?» — и допустить в своё сердце разочарование. И в те моменты душа, находящаяся под властью этого чувства, не понимает, что причина вовсе не в Боге, а в том, что в её жизни произошло нечто такое, которое и нарушило отношения с Господом. Об этом свидетельствует и рассматриваемый нами пример: когда причина была обнаружена и устранена, тогда Божье благословение опять, как и раньше, пребывало над Израилем.

Пусть Господь нам поможет пересмотреть свою жизнь и сделать всё возможное, чтобы избежать разочарования — эту страшную и тяжёлую болезнь. Жизненные примеры являются наглядным доказательством того, что если человек попал под влияние разочарования, если он хоть чуть-чуть в это окунулся, то уже из этого состояния ему будет выбраться не так-то легко.

Подводя итог всему сказанному, давайте ещё раз назовём все те причины, которые способны спровоцировать возникновение разочарования:

1. Наши личные представления, основанные на эгоизме, гордости и наших требованиях по отношению к Богу.

2. Нежелание познавать Божью волю и постановка перед Господом своей воли.

3. В нашей жизни сделано что-то умышленно (осознанно) против Бога и мы пытаемся это как-то скрыть, утаить.

Только тот христианин избежит в своей жизни разочарования, который не свою волю отстаивает, а подчиняется воле Божией. Мы видим, как ученики, шедшие в Эммаус, через встречу со Христом смогли понять главное, оставив в стороне свои представления и ожидания, и подчинились Христовым планам или Его воле. И они освободились от этого тяжёлого чувства — чувства разочарования.

Так происходит и в жизни тех людей, которые от начала пытаются ставить что-то своё, достигая свои цели. Однако Бог, доведя работу до конца и разочаровав человека в этом, предлагает ему Своё, и если человек принимает Божие, тогда он обретает истинное счастье. И это Господь предлагает каждому из нас. Аминь.

Владимир Адлер,

г. Астана

Источник: http://www.evangelskaja-truba.ru/ru/node/779

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *