Публикации

Что означает крестное знамение 24.12.2018 13:42

Крестное знамение вошло в быт христиан с древних времен и без него немыслимо наше повседневное благочестие. Крестное знамение имеет свои корни еще в Ветхом Завете, а также в синагогальных обрядах иудеев. В иудейском синагогальном богослужении времён Христа и апостолов существовал обряд начертания имени Божия на челе. Откуда это пошло? В книге пророка Иезекииля (Иез.9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая должна постигнуть Иерусалим. Однако эта погибель не коснётся людей благочестивых, на челах которых ангел Господень изобразит определённый знак. Описывается это следующими словами: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Также в в Откр.14.1 сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним 144 тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Это означало, что Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Он является полнотой всех мыслимых совершенств. Тоже самое означают слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Смысл этого надписания символический – человек, имеющий на челе имя Божие – всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живёт согласно Закону Божию. Только такой человек достоин спасения. Желая внешне проявить свою преданность Богу, иудеи времён Христа накладывали на своё чело надписание букв «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. Первые христиане были из иудеев, поэтому они восприняли эту традицию начертать имя Божье на челе, т.е. первые христиане крестным знамением осеняли не всё свое тело, а только чело, и означало это, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Сохранились свидетельства об осенении крестом чела у древних отцов и учителей Церкви: сщмч.Ипполит Римский (†235г.): «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением» (Апостольское предание); Тертуллиан (†220г.): «При всяком успехе и продвижении вперёд, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приёмами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем своё чело крестным знамением» (О венце воина).

Крестное знамение древние христиане совершали одним перстом. Например, свт.Иоанн Златоуст (†407г.) говорит об этом: «Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану» (Беседа 54 на Евангелие от Матфея); а блаж.Феодорит Кирский (†457г.) передает рассказ старца Иулиана: «Так вот, знай, что зверь тот напал на меня, когда я свершал свой путь, и открыл пасть, чтобы проглотить меня. Я же, начертав перстом знамение креста и призвав имя Божие, отогнал от себя всякий страх и увидел, что зверь тотчас же пал на землю бездыханным», а также рассказывает случай с подвижником Маркианом, когда на него и его ученика напал змей: «Маркиан же с негодованием повелел ученику оставить робость (ибо и она – пагубная страсть), изобразил перстом крестное знамение и дунул устами, обозначив тем самым древнюю вражду. И змей духом уст, словно неким огнём, объятый и сожженный, распался на многие части, подобно сожженной трости» (История боголюбцев).

В IX в. единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Это христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) — Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, т.к. видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – Православия. Тем самым во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины. Приблизительно в XII в. в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII в. борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с еретиками несторианами, которые также употребляли двоеперстие (согласно несторианству, Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга). Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчёркивая своё почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона, а до этого русские христиане употребляли двоеперстие.

Православные крестятся справа налево, а современные римо-католики – слева направо. Так же, как и римо-католики, крестятся и монофизиты (армяне, копты, эфиопы, сирийцы); в свою очередь, несториане крестятся так же, как православные (справа налево). И так и так креститься допустимо (также допустимы разные формы перстосложения), просто всё зависит от традиции, а также нельзя вкладывать в этот священный ритуал никаких еретических смыслов и не делать его символом или орудием противопоставления себя Православной Церкви. Движение слева направо при начертании креста может пониматься, в частности, как движение от мрака к свету, от греха к спасению, от смерти к жизни, от временного к вечному и т.п. Между тем движение справа налево может пониматься как победа над диаволом (который находится, как полагают, с левой стороны человека), как ограждение от зла и т.д. Как в том, так и в другом случае человек выражает свою причастность к Богу, но при этом в одном случае делается акцент на стремлении к Богу, в другом на спасительном и очищающем действии крестной силы, т. е. Божественной энергии. В движении слева направо крестное знамение призвано выразить стремление человека к Богу и вечной жизни, в другом — торжество Бога над диаволом, победу над смертью. Соответственно, в первом случае крестное знамение предстает прежде всего как молитва (т.е. акцент делается именно на обращении к Богу), в другом же, как исповедание или декларация (веры), т. е. выражение догматической истины, приобщающей человека к Богу: таким образом выражается причастность Богу, пребывание под Его покровительством, что, собственно, и выступает как щит, охраняющий человека от влияния злых сил. Кто крестится справа налево, как бы принимает позицию Бога, находясь вместе с ним и оказываясь тем самым под его защитой: его правая сторона соотносится с правой стороной самого Бога, и наоборот.

Необходимо отметить, что в свое время и римо-католики крестились как слева направо, так и справа налево. Папа римский Иннокентий III (†1216г.) пишет: «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы. Надлежит совершать движение сверху вниз и справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и пришел от иудеев к язычникам. Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай» (De sacro altaris misterio, II,45). Наличие обеих традиций констатирует в ту же эпоху также латинский автор Иоанн Белет (†1182г.) в объяснении литургии: «Спрашивается, как должно совершаться крестное знамение: справа налево или слева направо? Некоторые считают, что слева направо: от Отца пришел Сын в мир, и потому начинаем мы крест с верхней части, через которую обозначается Отец, и спускаемся вниз, каковая часть обозначает мир. Потом слева ведем руку направо, ибо Христос сошел в ад, который обозначается через левое, и затем взошел к Отцу, которого означает правое. Другие, однако, говорят, что следует креститься справа налево, ибо Христос справа, т. е. со стороны Отца , крестом сокрушил диавола, который обозначается через левое» («Summa de ecclesiasticis officiis», XXXIX). А другой латинский автор Гвидо да Байсио (†1313г.) прямо решительно настаивает на необходимости креститься именно справа налево, а не в обратном направлении: «Хотя некоторые и поступают противоположным образом, тем неменее, изображая распятие Христово, мы должны… заканчивать крест на левой нашей стороне, ибо правую руку пригвоздили к кресту прежде, чем левую…Крест Христов протянут в ширину справа налево…, что соответствует строению человеческого тела, и это подтверждают следующим : если кто-либо оказывается захваченным врагом, правую его руку хватают и связывают перед левой, поскольку правая рука сильнее левой…» («Rosarium Decreti», pars I). Обычай креститься слева направо окончательно возобладал в римо-католической церкви лишь после Тридентского собора XVIв.; по всей видимости, это связано с контрреформацией (это движение против протестантской Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж римо-католической церкви), поскольку контрреформация предполагала вообще унификацию обряда с целью объединения римо-католической церкви. В современной практике римо-католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» — две на руках, две на ногах, одна от копья.

На православном востоке толкование крестного знамения носило в отличие от запада вероисповедный характер и было связано с процессом катехизации. В отличие от римо-католических толкований, которые обнаруживают большое разнообразие, православные толкования крестного знамения, как правило, мало отличаются друг от друга; существенно при этом, что они ближайшим образом соответствуют Символу веры. В Православии крестное знамение призвано выразить то же догматическое содержание, которое в словесной форме выражено в исповедании веры: крестное знамение предстает, таким образом, как идеографическое соответствие Символу веры. Действительно, положение руки на чело символизирует пребывание Бога на небе и рождение Христа от Бога Отца (ср. в Символе веры: «иже от Отца рожденнаго прежде всех век»); движение вниз выражает сошествие Христа с неба на землю (ср.: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии девы вочеловечьшася»); перенесение руки вверх на правое плечо соответствует словам «и возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»; наконец, перенесение руки справа налево означает отделение праведников от грешников на Страшном Суде (ср.: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»). При этом само изображение креста, разумеется, должно символизировать распятие (ср.: «распятаго за ны при Понтийстем Пилате»). Также может считаться, что движение руки сверху вниз символизирует не только сошествие Христа на землю (т. е. Боговоплощение), но и сошествие его во ад. Так толковали двоеперстное крестное знамение прп.Петр Дамаскин (XIIв.), прп.Максим Грек (†1556г.), митр.Дамаскин Студит (†1577г.) и др. Связь в православном понимании крестного знамени с догматикой привело к тому, что споры о перстосложении на Руси носили догматический характер, поэтому старообрядцы обвинили сторонников патриарха Никона, заменившего двуперстие на троеперстие, еретиками.

Какое значение приписывается двуперстному и троеперстному крестному знамениям? Древнерусские поучения о двоеперстном крестном знамении говорят о том, что сочетание указательного и среднего пальцев обозначает Богочеловечество (две природы Христа, Божественную и человеческую), а сочетание большого пальца с безымянным и мизинцем — Троицу; такое понимание представлено и у старообрядцев. При этом символика Богочеловечества непосредственно соответствует представлению о распятии Христа: на кресте был распят Богочеловек, и таким образом перстосложение, как и движение руки при совершении крестного знамения, непосредственно изображает распятие Христово. Первоначально исповедание Троицы выражалось не перстосложением, а утроением крестного знамения, как это до сих пор имеет место в православной церкви при освящении священником воды; троекратное осенение себя крестным знамением и сейчас принято у греков. Таким образом, двуперстное крестное знамение в свое время выражало идею Богочеловечества, но не идею Троицы.

Позднее крестное знамени стало выражать обе идеи. После реформы патриарха Никона двуперстное крестное знамение было заменено в Русской Церкви на троеперстное, новый способ перстосложения призван был выразить, напротив, идею Троицы, но не идею Богочеловечества; Большой Московский Собор 1666-1667 гг., постановил: «И знаменіе честнаго и животворящаго Креста творити на себе треми первыми персты десныя руки: палецъ глаголемый, и иже близъ его глаголемый указателный, и средній, слагати в купе во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Два же, глаголемый мизинецъ и иже близъ его близосредній, имети наклонены и праздны, по древнему преданію святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ». Таким образом, согласно этой формулировке мизинец и безымянный палец остаются «праздными», т. е. ничего не выражают.

В известной книге «Закон Божий» прот.Серафима Слободского тем не менее сказано: «два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую». Это уже позднее толкование, которое патриарх Никон не подразумевал. Также в книге «Закон Божий» читаем другое более позднее благочестивое объяснение значения крестного знамени: «осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных».

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием книги Б.А.Успенский «Крестное знамение и сакральное пространство и статьи игум.Павла (МинДА)»История крестного знамени»)

Источник: http://hram-kaluga.ru/publikacii/news_post/chto-oznachayet-krestnoye-znameniye

Как правильно налагать на себя Крестное Знамение

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.

Неправильный Крест —
перевернутый

Правильный Крест

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, — это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.

Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.

Григорий Тельнов

Тайна крестного знамения

Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробы и изменяет оптические свойства воды.

Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье перед трапезой имеет глубокий мистический смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — За ним скрыта и практическая польза: еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит буквально каждый день. Свои исследования силы крестного знамения Ангелина Малаховская проводила по благословению церкви почти десять лет. Была проведена большая серия экспериментов, которые многократно перепроверяли, перед тем как обнародовать результаты.

Они феноменальны: выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

Сама возможность этих исследований для Ангелины Малаховской и ее коллег-петербуржцев стала чудом — они не финансировались, не входили в тематику НИИ. Но православные ученые выполнили огромнейший объем работ безвозмездно — лишь для того, чтобы дать людям возможность ощутить и увидеть целительную силу Бога.

Эксперимент

Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержались кишечная палочка, золотистый стафилококк. Но оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в 7, 10, 100 и даже более, чем в 1000 раз!

По условию эксперимента — для исключения влияния возможного мысленного внушения — молитву читали и верующие, и неверующие люди, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом.

Благотворно влияние молитвы и крестного знамения на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивителен тот факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении: у гипотоников давление повышалось, у гипертоников — снижалось.

Было замечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, нечетко сложив троеперстие пальцев, или не касался необходимых точек (середины лба, центра солнечного сплетения, углублений правого и левого плеча), то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

Знамение

Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. — Выяснилось, что оптическая плотность по сравнению со своим исходным значением до освящения повышается, — объясняет Ангелина Малаховская. — Это означает, что вода как бы РАЗЛИЧАЕТ смысл произносимых над ней молитв, запоминает это воздействие и хранит его сколь угодно долго — в виде увеличения значения оптической плотности. Она как бы насыщается светом. Человеческий глаз уловить эти целительные изменения структуры воды, конечно, не может. Но прибор спектрограф дает объективную оценку этого явления.

Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. Оптическая плотность водопроводной воды, освящаемой совершением над ней крестного знамения обычным верующим, мирянином, в православном сложении пальцев правой руки, повышается почти в 1,5 раза! А при освящении священником — почти в 2,5 раза! То есть получается, что вода «различает» степень освящения — мирянином или священником, у которого пальцы правой руки сложены для благословения так, что изображают первые буквы имени Христа.

Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком, не носящим нательный крест. Оказалось, что вода «различает» даже степень веры — оптическая плотность изменилась только на десять процентов! Воистину — «по вере вашей — да будет вам!»

Поскольку человеческий организм состоит более чем на две трети из воды, это означает, что в нас Богом была заложена при сотворении такая система физических каналов, регулирующих все биохимические процессы в организме, которая четко «узнает» имя Иисуса Христа!

Можно сказать, что крестное знамение — это генератор света. Ни при каких других сложениях пальцев рук (ладонью, или при небрежном сложении пальцев, быстром неблагоговейном махании руками) никаких изменений (увеличения) оптической плотности водопроводной воды нами не выявлено.

Источник: https://pravoslav-voin.info/pravvoiny/43-kak-pravilno-nalagat-na-sebya-krestnoe-znamenie.html

Какова символика крестного знамения и как правильно креститься?

Девочка совершает крестное знамение. Фотография: www.google.ru

Крест является главным символом для православных христиан. Он является не только инструментом спасения мира, на котором Иисус Христос был распят, но главным символом православного христианства, насыщенный глубоким символизмом и смысла.

Как правильно необходимо складывать пальцы для совершения крестного знамения. Картинка: http://clubs.ya.ru

Согласно предписаниям Св. Православной Церкви, христианин должен осенять себя этим символом рукой и телом. Правой рукой он совершает крест, а телом совершает поклон, после того как он изобразит на себе крест. Крестное знамение совершается следующим образом: складываются вместе три первых пальцев (большой, указательный и средний) правой на руки, как будто она хочет взять щепотку соли или сахара. Они символизируют Святую Животворящую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Безымянный палец и мизинец сгибаются к ладони – это символизирует, что Сын Божий ради нашего спасения сошел на землю, принял на Себя человеческую природу и, таким образом слились два Его естества – Божественное и человеческое.

Тремя пальцами православный христианин касается своего лба – чтобы освятить свои мысли; живот – чтобы освятить свою жизнь; верхнего края обоих плеч – чтобы осветить дела своих рук. Согласно, православному канону, мы сначала, касаемся правого плеча, затем левое плечо, в то время как у католиков, это происходит наоборот. Во время совершения крестного знамения, мы произносим молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь», когда произносим первое Лицо Св. Троицы касаемся своего лба, второе Лицо Св. Троицы – живот, и третье Лицо Св. Троицы – оба плеча. Так правильно по-православному совершается крестное знамение.

Как необходимо правильно по-православному креститься. Картинка: http://1bog.ru

Однако, часто, мы можем увидеть, как многие богомольцы из-за незнания или может быть, из-за небрежности, не правильно осеняют себя крестным знамением или делают поклон, не перекрестившись до конца .

Этот знак сопровождает православного христианина на протяжении всей его сознательной жизни – во время всех молитв, богослужений и церковный священнодействий до и после принятия пищи еды, до начала и после окончания каждого дела.

Использованная литература

1. Колесникова, В., „Краткая энциклопедия православия. Путь к храму”, „Центрполиграф”, Москва, 2001.

2. Николай, д-р, еп., Мариополски, Серафим, д-р. еп., „Вяра. Надежда. Любов”, „Духовно възраждане”, Враца, 1991.

3. Чифлянов, Бл., „Литургика”, УИ „Св. Климент Охридски”, София, 1997.

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Источник: http://www.orthedu.ru/journal/13873-krestnoe-znamenie.html

Работа показывает поэтапное комплексное исследование и изучение истории возникновения и развития в христианской церкви определенных традиций и обрядов. На основе изучения исторических материалов, опроса респондентов, дано описание возникновения крестного знамения и современного отношения православной церкви к правильности совершения перстоналожения.

Введение

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор. 1:18).

В наши дни у людей все больше появляется возможностей не только узнать, но и увидеть и ощутить свою истинную историю и культуру. Православная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у России нет и не может быть будущего. Возносятся храмы, все слышнее голос православных пастырей, и многие люди в поисках за истинной и правильной веры, доходят до Православия.

Однако далеко не все знают об основных понятиях и правилах, касающихся Христианства и Православной церкви. Целью данной работы является исследование истории возникновения Кресного знамения и важности правильного перстоналожения. Одними из задач ставятся следующие: изучение эволюции Крестного знамения, выяснение какое перстоналожение является более верным и почему для православных важно крестится правильно.

Поставленные выше вопросы часто не знают даже многие из верующих людей, не один год посещающих храмы. Проводился опрос среди учащихся школы и взрослых: учителей и обслуживающего персонала. На вопрос о том, как нужно правильно креститься, правильно ответили среди учащихся 38 %, а среди взрослых только 9% (приложение № 1). Больший процент правильных ответов среди ребят объясняется введением нового школьного предмета «Основы православной культуры».

Следующий вопрос оказался более сложным. Историю возникновения Крестного знамения знают из ребят 7%, а среди взрослых – 2 %(приложение № 2) . Нужно отметить, что большинство взрослых знают одну из причин раскола в истории русской Православной Церкви – это отмена двуперстного перстоналожения и введение троеперстного патриархом Никоном в 17 веке. Это описано в учебниках школьного курса истории. Также в учебниках объясняется, что двуперстное крещение появилось якобы в результате сделанных ошибок при переписке богослужебных книг. Что является неверным и на сегодняшний день доказанным учеными–историками. О чем будет сказано ниже.

История перстосложения

В христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, т.е. осенение себя знаком креста. В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».
Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом. За это имеется целый ряд несомненных свидетельств. Так св. Иоанн Златоуст говорит: “когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста… Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера”.

Св.Епифаний говорит о некоем знакомом ему православном муже Иосифе, что он, «взяв сосуд с водою собственным своим перстом напечатлел на нем крестное знамение». Заметим, в обоих случаях говорится об одном персте, коим следовало креститься. Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем блаженный Иероним, блаженный Феодорит, церковный историк Созомен и другие.
Знаменовали себя крестом в первые века христианства также иначе, чем теперь: указательным перстом изображали тогда крест обычно на челе или же на отдельных частях тела (на груди, например).

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

Крестное знамение в древней церкви не было установлено четко и едино образно. Первоначально крестили только лоб, как указывает приведенная цитата из Тертуллиана. Существовало несколько традиций сложения престов:1)Никак ни складывать пальцы при совершении крестного знамени (такая практика до сих пор осталась в католичестве) 2)крестится одним перстом – указательным, выражая этим догмат единобожия. (такая практика осталась в древней коптской (африканской) церкви) 3)двумя – как старообрядцы, выражая веру в две природы Иисуса Христа. 4)тремя, собранными вместе, во исповедание св.Троицы.

Существуют свидетельства в сирийском кодексе Раббулы * шестого века, этот кодекс снабжен миниатюрами, изображающими как двуперстное, так и троеперстное сложение перстов. Троеперстное сложение известно и на миниатюре «Венской Библии» 5 – 6 века. » Три первых простерты в верх, а два криние пальца пригнуты к ладони.»

Появились они не спонтанно и очевидно имеют под собою основания. Так единоперстие и троеперстие появляются с Первого Вселенского Собора, когда был выявлен догмат единой божественной сущности и троичности в лицах. Двуперстие появляется после четвертого вселенского собора, когда был выражен догмат о двух природах во Христе.

Впервые троеперстие упоминается в западной неразделенной церкви. Римский папа Лев четвертый (847 – 855гг.) говорит «Чашу знаменуйте правильным крестом, сжавши два пальца и большой внутрь загнувши, которыми Троица изображается».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Русские, а ранее и другие православные славяне, приняли от греков христианство в то время, когда, как мы видели, в Константинопольской Церкви двуперстие в крестном знамении признавалось единственно правильным. Церковные иерархи, присланные из Константинополя, передали русским весь греческий церковный обряд и чин. Понятно, что греки прежде всего научили их творить на себе крестное знамение таким же образом, как сами творили его в то время. А так как обязательным для православных греки считали тогда двуперстное перстосложение, то, конечно, и русских они научили знаменовать себя двумя перстами. Вот откуда и когда появилось на Руси двуперстие в крестном знамении. Спустя столетия, при Никоне, греки вновь пришли на Русь, принеся «справу» древних книг и церковных установлений, в том числе образа перстосложения.

Как правильно налагать на себя Крестное Знамение

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.

Крестное знамение совершается христианином неторопливо и никак не маханием руки в воздухе, но ОЩУТИТЕЛЬНЫМ прикосновением троеперстия ко лбу (освящаем наше сознание – ум и мысли), строго вертикально опускаем руку, прикасаясь к чреву (освящаем наше сердце и чувства), к правому, затем к левому плечу, чтобы освятить наши телесные силы и призвать Божие благословение на дела рук наших. Есть в Церкви знание, что бес подходит к человеку слева, поэтому, завершив изображение горизонтали креста ударом троеперстия в левое плечо, мы отгоняем беса.

Крестное знамение совершается правой рукой, что означает наше стремление к правоте, к честной жизни. Троеперстие (соединение трех первых пальцев воедино) символизирует нашу веру в Пресвятую Троицу. Складывая троеперстие, мы при этом безымянный палец и мизинец прижимаем к ладони. Эти два пригнутые перста символизируют нашу веру во Христа, символически напоминая о двух Его естествах – Божественном и человеческом.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”, выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово “аминь” – значит: истинно, правда, да будет так.

К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, – это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный рисунок дает полное наглядное объяснение. (приложение № 1)

В священной книге “Псалтирь”, по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в “кратком изъявлении” – “о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати” — “…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, егоже касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, егоже достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, имиже знаменуются поперечне простертии концы креста, на немже распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенныя в концах во едино собра”.

Сила креста Христова

В древности, во время грубого язычества, крест был предметом всеобщего ужаса и отвращения. Это было орудие позорной казни: на крестах обыкновенно распинали тяжких преступников и рабов, и эта казнь считалась самою жестокою и позорною. Проклят есть от Бога всяк висяй на древе (Втор.21:23), – гласил ветхозаветный закон относительно распятых на кресте. Так было до того времени, когда крест послужил орудием страданий и смерти Спасителя мира. Единородный Сын Божий, явившийся в мире, чтобы понести грехи всего человечества, в Своей любви к человеку дошел до крайней степени самоуничижения. Вечное Слово, сияние славы Отчей и образ ипостаси Его, Он Себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:7)… Мало того, он умер смертью самой позорною: смирил Себе, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (ст.8). И с тех пор крест изменил свое значение в глазах последователей распятого на нем Господа. Своею крестною смертию Божественный Искупитель приобрел для человека мир и оправдание, животворящие дары и общение Духа Святаго. На кресте совершилось спасение человека, предвечный совет исполнился, и слава Божия воссияла во вселенной. И с тех пор от креста воссияла благодать Божия. Потоки Божественной животворящей силы потекли на умерщвленное грехом человечество. И вот прежнее орудие позорной казни, предмет отвращения и ужаса, теперь сделалось для христианина предметом глубокого благоговения и почитания, как орудие спасения всего человечества. Вот почему св. Апостол Павел в кресте Христовом поставляет высшую славу и похвалу для христианина: мне же, – говорит он, – да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14).

Прообразы креста мы находим уже в Ветхом Завете. Патриарх Иаков крестообразно благословил детей Иосифа — Ефрема и Манассию (Быт. 48 гл.). Моисей начертал крест своим жезлом на волнах Чермного моря (Исх. 14 гл.). Из последнего примера мы видим, что крест имеет силу преодолевать даже законы природы. Есть и другие примеры, когда крестом “побеждается естества чин”… так, напр., св. мученица Василисса Никомидийская, оградив себя крестным знамением, стояла посреди пламени без всякого вреда; так, св. епископ Юлиан, начертав св. крест на чаше с ядом, выпил ее без всякого вреда. Крест есть и знамя победы воинской. Когда Амаликитяне напали на евреев, по исхождении их из Египта, Моисей, поддерживаемый священниками во время молитвы, крестообразно простирал свои руки, и Амаликитяне были побеждены (Исх. 16, 11). Св. Киприан Карфагенский объясняет, что израильтяне победили потому, что крестообразное простирание рук было прообразом креста Христова. Наиболее ясно была засвидетельствована победная сила креста Христова в видении Императора Константина Великого… блестящего креста на ясном небе со словами “сим победиши”.

Крест подает и исцеления. В Ветхом Завете прообраз креста — медный змий — исцелял от смерти всех ужаленных змеями, посланными Богом в наказание евреям за их ропот. Если прообраз креста обладал такой целительной силой, то насколько сильнее исцеляет сам крест Христов. Православная Церковь с древнейших времен до настоящего времени считает крест великой защитой от всякой заразы, как телесной, так и духовной. Вот почему ношение креста на груди началось у христиан с древнейших времен. Ношение креста на груди рассматривалось… 1) как исповедание себя христианином, и 2) как защита, для “отгнания всяких зол”. И до наших дней, на нательных крестах можно часто найти надпись… “Господи! Спаси и сохрани!” Освящая крестик, священник молится о том, чтобы он был “всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных дарований и христианских добродетелей”, и был бы исполнен “силы и крепости к прогнанию и разорению диавольския козни, в защищение души и тела от лица враг видимых и невидимых и от всякого зла” (Дополнительный требник).

Крест есть великое непреоборимое оружие, поборающее все. Но надо уметь пользоваться этим оружием, этой силой. Ведь и обычное оружие (огнестрельное и холодное) м. б. бессильным в неопытных руках и даже опасным для самого носителя. Непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. Без веры и благоговения нельзя пользоваться силой креста и употреблять его как оружие, ибо это есть оружие святой правды Христовой. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Однажды преподобный Серафим сказал: “Искушения диавольские подобны паутине: стоит на нее только дунуть, и она истребляется, так и против врага диавола стоит только оградить себя крестным знамением, и все козни его исчезают совершенно”. Правда ли это?

Однажды несколько мужчин привели с величайшими усилиями к тому же преподобному одну бесноватую женщину, которая всю дорогу неистовствовала, а потом упала и, закинув голову назад, кричала: “Сожжет, сожжет!”

Отец Серафим вышел из кельи и так как женщина не хотела открыть рот, насильно влил ей несколько капель святой воды. Все увидели, что в ту же минуту из ее рта вылетело как бы дымное облако. Когда же старец вслед за тем оградил ее крестным знамением и с благословением сотворил над ней святую молитву, бесноватая очнулась и сама начала молиться и не стала чувствовать прежней болезни.

Еще о крестном знамении. Однажды преподобный Антоний Великий, споря с бесами, говорил: “Если что можете со мной сделать, делайте, если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера в Бога для меня непреоборимая стена есть”.

Тот же святой отец так однажды поучал братию: “Иногда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов и мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом крестном знамении исчезают”.

Некогда священномученик Киприан спрашивал беса: “Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?” Бес отвечал: “Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит”.

Святой же Кирилл Иерусалимский говорит: “Крестное знамение есть знамение для верных и страх для злых духов”.

Все эти примеры подтверждают слова преподобного Серафима, что против врага-диавола стоит только оградить себя крестным знамением, как все козни его исчезают. Поэтому мы как можно чаще должны с благоговением ограждать себя крестным знамением, как спасительным и самым действенным оружием против внутреннего тлетворного змея, с горячей молитвой о том, чтобы Господь помог нам явиться его победителями. И молитва нам такая крайне необходима, ибо, по слову Спасителя: Он был человекоубийца от начала.

Как свидетельствует церковная история, Господь неоднократно посылал своим праведным чадам перед ответственными их деяниями видение Креста, укрепляя их веру и силы для предстоящего подвига. Святому Константину Великому, первому христианскому императору, еще когда Константин был язычником и готовился к войне с врагом христиан Максенцием, имевшим более сильное войско, Господь показал в небе сияющий Крест, и прозвучали слова «Сим победишь!». Константин поверил, изобразил святой крест на знамени и велел войску начертать кресты на щитах и шлемах, двинулся на сильнейшего врага, победил и затем сделал Римскую империю христианской.

Заключение

Со временем все в Православии развивалось: и богослужебные чины, и устройство храмов и способы осенения себя Крестным знамением. Неверно говорить о том, что крестится одним перстом или двумя неправильно по сравнению с троеперстным. Но вся полнота мистического смысла крещения ясно выражена только в троеперстном наложении.
Из выводов проф. Голубцова о перстосложении:

  1. «Единоперстие было древней, в течение целых веков существовавшей и значительно распространённой формой перстосложения. Древние любили изображать на себе крестное знамение одним перстом, т.к. это было и удобно при возложении малых крестов… и наглядно показывало единство Божие многобожникам, а им самим напоминало один из главных догматов христианства.”
  2. “Двуперстие, по заключению наших и иностранных учёных… появилось в христианской Церкви в связи с христологическими спорами.” (т.е. в 5 веке). “Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие… как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе во Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе” (стр. 243).
  3. “Споры… о Св. Троице, как известно предшествовали христологическим, отсюда вытекает, что троеперстное крестное знамение должно было появиться ранее двуперстного” (стр. 244), т.е. в 4 веке.
  4. “Многоперстное и единоперстное крестное знамения могли одновременно существовать в христианской Церкви, не вытесняя и не исключая друг друга.” (стр. 243).

Подводя итог данному сообщению, можно отметить, что знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, – писал он. – Вы должны делать это с верой».

Святые православной церкви предостерегают от невнимательного и легкомысленного нанесения крестного знамения. Изображение на себе креста должно получаться правильным: ни в коем случае ни косым (поперечная перекладина изображаемого креста ровная и строго горизонтальна) и не перевернутым.

Небрежным крестным знамением мы показываем свою непочтительность к Богу, этот грех называется кощунством. «Крестное знамение есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда; это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Св. Кирилл Иерусалимский.

Источник: https://opk-ych.ru/krestnoe-znamenie/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *