Христианство на Руси до ее Крещения

Наиболее древними из сохранившихся отечественных свидетельств о распространении христианства на Руси являются «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха (монаха) и «Слово о крещении Владимира в Корсуне», но все они относятся уже к XI в. О христианах-росах сообщают также византийские, арабские и западноевропейские источники, причем некоторые из них относятся к IX-X вв.

Первое упоминание о существовании христианской общины в Киеве датируется лишь 944 г. В этом году князь Игорь заключил мирный договор с Византией. Участвовавшие в этом акте княжеские дружинники представляли две религиозные общины — языческую и христианскую. Первые клялись соблюдать верность договору именем Перуна, вторые — церковью Ильи-пророка в Киеве.

Вдова Игоря княгиня Ольга, в 945 г. принявшая на себя правление государством в связи с малолетством их сына Святослава (родился в 942 г.), сама стала христианкой, крестившись, согласно летописному сообщению, около 957 г. в Константинополе. Что касается Святослава, то он был равнодушен, а возможно, даже враждебен к христианству. Наконец, внук Ольги — Владимир, как свидетельствует «Повесть временных лет», в период между 987 и 990 гг. крестился сам в Корсуне, после чего было массовое крещение жителей Киева корсунскими и константинопольскими священниками. Внелетописные же письменные источники (митрополит Иларион, Иаков Мних) утверждают, что к крещению Владимира греки никакого отношения не имели, он принял новую веру через христиан-варягов в 987 г. в своей резиденции в Василёве.

Симптоматично также, что в греческих памятниках нет прямых свидетельств как о самом факте крещения Руси в 80-х гг. X в., так и об утверждении византийской церковной иерархии в ней.

В этой связи высказываются предположения о том, что в первые без малого 50 лет существования христианской Церкви на Руси в ней отсутствовала греческая иерархия, не было поставленного Константинополем митрополита и вообще структура Церкви строилась на иных началах. Первые христианские общины действовали самостоятельно, по типу раннехристианских, епископы возглавляли не епархии, а религиозную жизнь отдельных общин. На Руси изначально была принята и сохранялась в течение веков неизвестная в Византии практика избрания священников на приходы из местных жителей, знающих грамоту и богослужение. Греческая модель церковной организации на Руси утверждается лишь в 30-х гг. XI в., при Ярославе Мудром (1019-1054), когда кафедральным храмом митрополита Киевского становится, по аналогии с Константинополем, Софийский собор, заложенный в 1037 г.

Значительное влияние на утверждение христианства в Древнерусском государстве оказали соседние славянские народы, принявшие новую религию уже ко 2-й половине IX в (См.: Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.) Этому способствовало языковое и культурное родство славян.

Через христиан Моравии и Чехии Киевская Русь восприняла духовное наследие Кирилла и Мефодия, миссия которых среди славян приходится на 60-е гг. IX в. Свидетельством укорененности кирилло-мефодиевской традиции на Руси на самых ранних этапах ее христианизации исследователи считают, в частности, характерные отклонения в Символе веры, приведенном в наиболее древних текстах «Повести временных лет», от Никео-Цареградской, т.е. канонической, его редакции. Сын Божий и Дух Святой названы в нем не единосущными Богу-Отцу, а подобносущными ему. Этот арианский термин, отвергнутый еще «отцами» I Вселенского собора в 325 г., сохранился в богослужении западных славян, а Кирилл и Мефодий ввели его в литературный обиход. (См.: Кузьмин A.Г. Падение Перуна. М., 1988. С. 116-119.)

Элементы западного влияния проявляются и в некоторых терминах, принятых в Русской церкви. Это само слово «церковь», а также «алтарь», «крест», «поп», «пастырь», «пост», «агнец» и некоторые другие. В язык Русской церкви они пришли из общеславянского языка, восходящего к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что Кирилл и Мефодий, начав свою просветительную деятельность в Моравии, встретились здесь с уже евангелизированным народом. Церковная лексика местного славянского населения складывалась на основе латинских и немецких текстов. Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку и письменность, закрепили в славянской церковной литературе эти латинские по происхождению термины. Так, не прямо, а через западнославянские источники, в русское христианство пришли латинизмы.

Существенную роль в утверждении христианства на Руси сыграла Болгарская церковь. Об этом свидетельствует широкое распространение здесь памятников древнеболгарской письменности (См.: Введение христианства на Руси. М., 1987. С. 87-88.) Когда в результате покорения Византией Первого Болгарского царства в 1019 г. отсюда в русские земли хлынул поток беженцев, то среди них было немало духовных лиц, которые везли с собой богослужебные книги и другую религиозную литературу.

Источник: https://studopedia.su/1_44851_hristianstvo-na-rusi-do-ee-kreshcheniya.html

Христиане на Руси до крещения страны.

Стр 1 из 3

Принятие христианства.

В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии

было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на

Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников

Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в

Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего

течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью

городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца,

его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о

последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла

и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь

древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) —

центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего

Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского

императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не

выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир

осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение

«варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение

христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих

богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно

установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.

Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует


вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею

равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так

и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во

внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие

христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув

«примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с

которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в

развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной

культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый

константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым

подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин

происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода

населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним.

Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в

первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились

монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное

влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80

монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях,

нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов

нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как

святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением.

В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным от образа жизни остального населения, и особыми интересами. Всех восточных славян объединяли традиционные уже к этому времени представления об устройстве мира, тесно связанные с их религиозными верованиями. Мир заполняло большое количество богов, больших и малых, которые управляли различными силами природы, поддерживая порядок в мире природы и обществе и влияя на жизнь людей. При соблюдении определенных норм поведения по отношению к богам можно было добиться их поддержки. Особое значение имел культ предков — Рода и Рожаниц, которые почитались населением еще долгое время после принятия христианства. Среди божеств выделялись те, которые управляли главными природными стихиями. Во главе восточнославянского пантеона стоял, как и в VI в., «творец молний» Перун. Богом огня был Сварог. Огонь в очаге, также служивший предметом почитания, называли Сварожичем — сыном Сварога. Сыном Сварога было и Солнце, почитавшееся под именем Дажьбога. Особое место занимал в этом пантеоне Велес. Если от Перуна — бога грозы — зависело успешное произрастание злаков, то Велеса древнерусские летописцы называют «скотьим богом», т. е. от него зависело сохранение и размножение скота. Перуном и Велесом клялась княжеская дружина при заключении договоров с греками. Какого-либо особого слоя жречества, обладавшего особыми тайнами, недоступными для непосвященных знаниями, не существовало. Функций жрецов часто выполняли сами правители, приносившие богам жертвы, которые должны были обеспечить стране мир и урожай. Не существовало языческих храмов, упоминаемые в источниках изображения (статуи) богов, иногда богато украшенные (статуя Перуна в Киеве имела серебряную главу и золотые усы) стояли на открытом воздухе. Каких-либо других памятников изобразительного искусства, связанных с языческим культом, по-видимому, у восточных славян не существовало.

Христиане на Руси до крещения страны.

Важной гранью в духовной жизни древнерусского общества стало принятие Древней Русью в конце 80-х гг. X в. христианской религии. Правда, сведения о крещении русов еще в 60-х гг. IX в. сохранились в ряде византийских источников, но этот шаг не имел в то время никаких последствий. В середине X в. христиан в Киеве было довольно много. При заключении договора с Византией в 944 г. часть дружины князя Игоря приносила присягу не перед статуей Перуна, а в церкви Ильи Пророка в Константинополе. После смерти Игоря приняла христианство его вдова Ольга. Киевская княгиня даже посетила один из главных центров христианского мира — Константинополь. В соборе Св. Софии в этом городе в конце XII в. показывали «блюдо велико злато», подаренное Ольгой этому храму. В конце 50-х гг., вероятно, после какого-то осложнения отношений с Константинополем, Ольга направила послов к германскому королю Оттону I с просьбой прислать в Киев епископа. Теперь, очевидно, речь должна была идти о крещении не княгини, а населения страны. Однако поездка епископа на Русь закончилась неудачей. Сын Ольги Святослав и его дружина отказались принять христианство.

Вероятно, благодаря первым христианам еще до крещения стала известна на Руси славянская письменность (архаический язык славянских текстов договоров Руси с греками, резко отличный от языка летописи, в которой тексты этих договоров помещены, указывает на то, что эти переводы с греческого современны заключению самих договоров), но лишь после официального принятия христианства Древней Русью как государственной религии христианское учение смогло получить здесь широкое распространение, занять ведущие позиции в религиозном сознании общества, а славянская письменность стать важным орудием в руках христианских миссионеров.

Источник: https://megalektsii.ru/s44480t1.html

День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества

Празднование 1000-летия крещения Руси в СССР носило внутрицерковный характер; основные общецерковные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре.

Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на Руси было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.

Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.

Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя на Украине) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Источник: https://ria.ru/20130728/952329086.html

День Крещения Руси

День крещения Киевской Руси отмечается 28 июля. До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян — язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал. И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян был собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь.

Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 года, многие жители Киева уже приняли христианство.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 год. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции Римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 года Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры это событие, так же, стало эпохальным.

Провозглашение в качестве государственной религии христианства является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/den-kreshcheniya-rusi-2

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *