Они — «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

1 Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский «Набатный» или «Всполошный» и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

2 Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

3 Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением — это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича — «от любви своея душевная и от сердечного желания». В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, — в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

4 Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» — еще одним символом чудесного спасения обители.

5 Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый «тысячник», установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом «Реут» в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 — 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван «Царем-колоколом». Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся «небольшой» кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, «Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

6 Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом «всего» 500 пудов, названный «Лебедем». В следующем году — «Полиелейный» весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол — в 2000 пудов по имени «Сысой». Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. «Голодарь» («Великопостный») переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора «Баран» (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола — от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: «Красный» и «Козел». Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный — об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

7 Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры — «Чудотворцев», отлитый в 1420 году при игумене Никоне — преемнике преподобного Сергия Радонежского. «Лебедь», или «Полиелейный» был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам «царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею». Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или «Воскресный» колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол «Царь», в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола «Корноухий», «Годуновский» и «Царь», шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола… Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами… Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.

Как звучат Аверкиевские перезвоны?

Источник: https://russian7.ru/post/kolokola/

Колокол

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.

Благовестники

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

Праздничные колокола. Используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресные колокола. Используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

Постные колокола. Используются в качестве благовестника только в Великий пост.

Полиелейные колокола. Используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

Будничные (простодневные) колокола. Используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.

Малые колокола

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».

Куранты

Набор колоколов различных величин, настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры.

Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича.

В настоящее время на строй курант обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному.

Гармонически настроенные куранты протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины.

Набор маленьких курантов, применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

>Видео: Колокол на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Этимология

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоеропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.

История

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

Колокола в Русской православной церкви

Колокол в Воскресенской церкви в Томске Церковный колокол

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века. Их заимствовали из Западной Европы, при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст). Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Колокол на Валааме

Благовестники

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

  • Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в «великие праздники». При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

  • Постовые колокола

Постовые колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

  • Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

  • Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовестника, большие колокола (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.

Подзвонные колокола

Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Зазвонные колокола

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Размещение колоколов

Основная статья: КолокольняЦерковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Классический колокол как музыкальный инструмент

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Бронзовый колокольчикВид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

— Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Карильон

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн. На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона. История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьского переворота часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

Колокола Китая

Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.

Колокола доимперской эпохи

Основная статья: Бяньчжун

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка
  2. Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Барковская Светлана Петровна. Русская духовная культура: Учебник для студентов среднего профессионального образования по музыкальному и педагогическому направлениям подготовки. — Scientific magazine «Kontsep, 2013-03-11. — 297 с.
  7. Анатолий Степанович Каргин, Анна Владимировна Костина, Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia). Фольклор малых социальных групп: традиции и современность : сборник научных статей. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с.
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9. Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) // Всероссийская науч.–практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф.. — Астрахань: Наука, 2003.
  10. Welch, Patricia Bjaaland. (Вельч, Патрисия Бьяаланд) . Chinese Art (Китайское искусство). Tuttle, 2008. ISBN 080483864X. Частичный текст на Google Books.

Литература

колокол в Викисловаре

Колокол в Викицитатнике

Колокол в Викитеке

Колокол на Викискладе

  • Колокол // Большая российская энциклопедия. Том 14. — М., 2009. — С. 511.
  • Колокол // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 283—290. — 786 с.
  • Валенцова М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая; РАН. Институт славяноведения. Отд. этнолингвистики и фольклора. — М.: Индрик, 1999. — 332 с. — (Библиотека Института славяноведения РАН; Вып. 11).
  • А. Давыдов. Колокола и колокольные звоны в народной культуре; В. Лоханский. Русские колокольные звоны; Л. Благовещенская. Звонница — музыкальный инструмент // Колокола. История и современность. М., 1985.
  • Духин И. А. Колокольные заводы Москвы / Предисловие Юрия Роста. — М.: Грошев-дизайн, 2004. — 122 с.
  • Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. — М.: Наука, 1985. — С. 39—78.
  • Пухначёв Ю. В. Загадки звучащего металла / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Н. Моисеев. — М.: Наука, 1974. — 128 с. — (Научно-популярная серия).
  • Соловьёв Н. Ф. Колокола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Инструменты с определённой высотой звучания

Мембранофоны
Деревянные идиофоны
Металлические идиофоны Колокола Другие
Инструменты с неопределённой высотой звучания

Мембранофоны Барабаны Бубны
Деревянные идиофоны
Металлические идиофоны Тарелки Другие
См. также

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB

Какие есть виды колокольчиков: фото цветов, названия и краткое описание растений

Латинское название колокольчика – Campanula ( кампанула). Это типичный представитель семейства колокольчиковых. Род насчитывает около 350 видов, большая часть которых встречается на территории России. Привычное для уха слово «колокольчик» объединяет многолетние травянистые растения с характерной колокольчатой формой цветка. При этом окраска цветков и образуемые ими соцветия могут быть самыми разными, в зависимости от вида. Они бывают двулетние и многолетние. Колокольчики очень декоративны, и без них не обходится ни один сад.

Цветы колокольчики используют в любых смешанных посадках, своим нежным романтическим видом они привносят в цветочные композиции дух полевого букета. Высокорослые сорта можно высаживать в центре клумбы или цветочной рабатки. Карпатские колокольчики хорошо растут и смотрятся под кроной деревьев. Низкорослые колокольчики используют для групповых посадок для бордюров (колокольчик скученный, колокольчик карпатский), для рокариев (колокольчик карпатский, низкие формы колокольчика скученного). Колокольчики любого вида фантастически смотрятся на каменистых горках. Можно подобрать колокольчики так, что они будут цвести с июня по сентябрь.

Если давать краткое описание колокольчика, то это крупноцветное растение достигает в высоту 40–60 см, имеет толстое мясистое белое корневище и тонкие ветвистые стебли. Листья овально-яйцевидные, сине-зеленого цвета, ланцетовидные на концах. Цветет колокольчик с июля по август крупными воронковидными цветками в форме плоского колокольчика. Цветки имеют пять граней со слегка отогнутыми лопастями. Окраска цветков может быть различной: белой, ярко-розовой, а чаще ярко-синей.

Далее представлены названия, фото и описание видов колокольчиков, выращиваемых на приусадебных участках.

Колокольчик гарганский (Campanula garganica) растет на отвесных скалах Северной Италии. Вид отличают небольшие сердцевидные листья с зубчиками по краям и необычайно эффектные звездчатые цветки лиловой окраски, радующие глаз на протяжении всего лета. Этот вид колокольчиков отлично смотрится на фоне голых камней (например, в искусственных скалах) и как никакой другой вид подходит для коллекционного рокария.

Колокольчик гарганский синий. Растения низкие, до 15 см. Цветки синие с лепестками, похожими на звездочки, на одном месте растет 6 лет. Используют для каменистых горок. Под зиму растения мульчируют торфом.

У колокольчика карпатского (Campanula carpatica) при благоприятных условиях цветение продолжается почти до самых заморозков. Это низкорослое растение (до 30 см) с удлиненными яйцевидными или сердцевидными листьями, густо покрывающими стебель, и одиночными широко раскрытыми цветками. Чтобы цветение не оборвалось в конце лета, следует предотвратить плодоношение, что легко сделать своевременной обрезкой отцветших побегов. Вид пригоден для выращивания на туфе.

Колокольчик карпатский белый. Редкое сочетание красоты и изящной формы. Растение высотой 30 – 40 см. Цветки воронковидно-колокольчатые, белые, диаметром до 5 см. Растение светолюбивое, очень зимостойкое. На одном месте растет до 6 лет. Размножают семенами и делением куста. При описании этого цветка колокольчик стоит отметить, что он очень хорош для каменистых горок, бордюров и для срезки. Цветет с июня по август.

Колокольчик карпатский голубой – растение высотой до 25 см, образует целый куст диаметром до 40 см. Цветки голубые, чашевидные диаметром до 3 см. На одном месте растет 6 лет. Цветет с июня по август.

Колокольчик крапиволистный. Листья и корни этого растения годятся для приготовления салатов, а молодые листья – для приготовления щей. Это высокий (до 1 м), кустистый многолетник. Имеет множество прямых стеблей, которые сплошь покрыты волосками. Как следует из названия этого вида колокольчика, его листья напоминают крапиву: они имеют шероховатую поверхность, зубчатые края, нижние – длинночерешковые. Цветки имеют сине-фиолетовую окраску, их от 1 до 3 штук, и собраны они в кисть, длина которой может доходить до 45 см. Цвести колокольчик крапиволистный начинает в конце июня и заканчивает цветение в середине июля. Созревание семян происходит с середины августа. Их очень много. Один побег способен дать до 1200 семян. Хорошо размножается самосевом.

Колокольчик скученный синий – это растение высотой 40-60 см одно из лучших украшений рокария. Цветки сине-фиолетовые, диаметром до 2 см, образуют головчатые соцветия. На одном месте растет 6 лет. Цветет с июня по июль.

На этих фото представлены цветы колокольчики, названия которых приведены на этой странице:

Колокольчик персиколистный. Многолетнее растение. Имеет розетку прикорневых листьев, из которой в середине июля вырастает крепкий стебель высотой до 1 м, с мелкими узкими листьями темно-зеленого цвета, который заканчивается голубым или белым соцветием. Венчик цветка имеет ширину около 3–4 см. Садовые формы могут иметь махровые цветки. Цветет этот вид колокольчика до конца лета, и только в сентябре можно собрать множество семян. Посадку можно производить и самосевом. Если вы хотите увеличить период цветения, удаляйте отцветшие цветки. На семена можно оставлять самые нижние экземпляры. Сеют семена в марте, апреле в ящики, семена не заделывают землей.

Предпочитает солнечные безветренные места. Почвы плодородные, на зиму мульчируют торфом. Дает изящные цветы для срезки, притом в воде букет стоит до 10 дней.

Колокольчик широколистный – это тоже многолетнее растение, высотой до 120 см. Стебель прямой, облиственный. При описании растения колокольчик этого вида особенно стоит отметить его очень крупные прикорневые листья (12 см длиной и 6 см шириной), длинночерешковые, с пильчатыми краями. Внизу стебель покрыт короткочерешковыми листьями, вверху у растения листья сидячие. Цветки, находящиеся в пазухах верхних листьев, крупные, имеют цветоножки. Венчик имеет воронковидную форму, около 6 см длиной, белого, голубого или синего цвета. Садовые формы могут иметь махровые цветки. Зацветает в июле, в августе можно получить семена. На одном побеге их может быть до 2000 штук.

Колокольчик средний. Имеет куст высотой до 120 см с прямостоячим облиственным, опушенным ветвистым стеблем. Соцветие напоминает форму пирамиды и начинает зацветать с верхнего цветка.

Как видно на фото, у растения колокольчик этого вида цветки белого, розового, голубого и темно-фиолетового цвета, крупные, имеют форму бокала:

Зацветает в июне и отцветает в сентябре. В это же время можно собрать и семена.

Растение это двухлетнее, поэтому семена высевают в марте-апреле, а затем пикируют (пересаживают) на постоянное место в открытый грунт. В первый год образуется только розетка листьев, и только в июне следующего года можно увидеть великолепное соцветие с многочисленными цветками. После того как растение отцветет, оно погибает. Особенность сортового колокольчика заключается в том, что оно является перекрестно-опыляемым, в результате чего из новых семян вы получаете растения, имеющие самые различные цветовые оттенки.

Если вы решились посадить колокольчик, но не знаете, какой вид выбрать, советую приглядеться к почвопокровному колокольчику ложечницелистному (Campanula cochleariifolia). Это идеальный вариант для каменистого участка любого размера и конфигурации, но особенно для горного склона и альпийской лужайки. К достоинствам вида относятся компактные размеры (высота – не более 10 см) и обильное цветение на протяжении всего лета. К недостаткам – быстрый рост, который в небольшом рокарии придется сдерживать. Листья у колокольчика ложечницелистного – небольшие, округлой формы.

Обратите внимание на фото – у колокольчика этого вида цветы поникшие, нежно-голубой или белой окраски:

Колокольчик Ломкий (Campanula fragilis Cyrill). Семейство колокольчиковых. Родина – южные районы Италии. Ампельное растение с тонкими побегами. Листочки кругловатые, мелкозубчатые, у основания побега – сердцевидные. Цветки светло-голубые. Цветет в весенне-летнее время.

Светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей. Зимой необходимо прохладное содержание и осторожный полив (нельзя допускать пересыхания почвы). Размножается травянистыми черенками, семенами и отпрысками. Укореняют в песке, керамзите, ионитном субстрате.

В почвенной культуре во время роста и цветения обильно поливают и подкармливают. При уходе за колокольчиком (кампанулой) во время выращивания молодые экземпляры ежегодно пересаживают в земляную смесь из перегнойной, дерновой земли, торфа и песка (1:6:2:1).

Колокольчик Разнолистный (Campanula isofylla Moretti). Семейство колокольчиковых. Родина – южные районы Италии.

Изящное ампельное растение с тонкими, нежными, стелющимися, ломкими побегами, покрытыми многочисленными мелкими, на тоненьких черешках, зубчатыми листьями светло-зеленого цвета. Хрупкие, белоснежные цветки обильно покрывают все растение, закрывая листья. Цветет с весны до осени. Имеется разновидность с голубыми цветками и опушенными листьями. Цветет в весенне-летнее время. Содержание, уход и почва, как для ломкого колокольчика.

Если в зимнее время у колокольчика разнолистного верхние побеги засыхают, их следует обрезать, сохраняя нижнюю часть, где имеются спящие почки, из которых к весне вновь развиваются обильно цветущие, длинные побеги. Так повторяют несколько лет.

Для посадки в искусственных скалах и среди камней подпорной стенки подходит закавказский колокольчик Отрана (Campanula autraniana) с тонкими, частично полегающими стеблями, яйцевидными листьями на длинных черешках и небольшими фиолетовыми цветками. Цветение приходится на конец июня и продолжается около месяца. Высота растения – около 15–20 см. На зиму требуется укрытие хвойным лапником.

Солнцелюбивый и морозостойкий колокольчик Оше (Campanula aucheri) зимует без укрытия. Незначительная высота растения (10–15 см) и компактные размеры кустов позволяют данный вид выращивать в альпинариях небольшого размера. Листья у колокольчика Оше – мелкие зубчатые, а цветки – крупные, темно-фиолетовой окраски.

Колокольчик Пожарского (Campanula роscharskyana), в природе растущий в горах Далмации, отличается стелющимися стеблями, мелкими зубчатыми листьями и мелкими голубыми цветками. При уходе во время выращивания колокольчика цветы нуждаются в зимнем укрытии хвойным лапником.

В середине лета зацветает еще один «далматинец» – неприхотливый колокольчик Портеншлага (Campanula portenschlagiana). Многочисленные сине-фиолетовые цветки могут сохраняться до осени, хотя само растение не слишком морозостойко и требует защитного укрытия на зиму хвойным лапником. Высота растения – 10–15 см. Листья – мелкие, округлые, с зубчиками по краям.

Крошечный колокольчик темный (Campanula pulla), чья высота составляет не более 5-10 см, достаточно капризен, поэтому не рекомендуется для начинающих цветоводов. Это прихотливое растение растет на альпийских склонах и отличается блестящими темно-зелеными листочками и одиночными воронковидными цветками преимущественно темно-синей окраски. Вид предпочитает полутень и влажную почву с добавлением торфа и кальция.

Узкие листья колокольчика трехзубого (Campanula tridentata) имеют характерную форму – с 3-мя зубчиками на конце. В конце весны распускаются крупные нежно-голубые цветки с белым центром. При благоприятных условиях (полутень и богатая гумусом почва) возможно повторное цветение в августе.

Наконец, колокольчик холмовой (Campanula collina) цветет типичными для вида фиолетовыми цветками, собранными в небольшие кисти. Стебли у этого компактного растения – прямые, тонкие, густо покрытые линейными листьями. В основании стеблей – розетка из прикорневых листьев овальной формы. Зимует без защитного укрытия.

Все перечисленные сорта колокольчиков являются прекрасными растениями для срезки, и в букете могут стоять до двух недель.

Посмотрите фото колокольчиков, описание которых приведено выше:

Выращивание и уход за цветами колокольчики (с фото и видео)

При правильном уходе за цветками к грунту колокольчики нетребовательны, но они лучше цветут на хорошо обработанных, рыхлых плодородных и умеренно влажных почвах.

Лучшее место для содержания колокольчика – это светлое и солнечное место, но без прямых солнечных лучей летом. Когда растение активно растет, лучше содержать на открытом воздухе, но защищенном от ветра месте, например балконе, а зимой необходима прохлада, ниже 11 градусов.

Высокорослые виды, с высокими соцветиями после окончания цветения значительно теряют свою декоративность. Поэтому после цветения их обрезают полностью.

Во время ухода при выращивании колокольчиков в засушливую погоду растения поливают 2 – 3 раза в неделю, лучше поливать вечером Рослые растения с соцветием иногда подвязывают к колышкам.

В течение летнего периода колокольчики подкармливают. Подкормку проводят для кущения растения: на 10 л воды разводят 1 столовую ложку «Агриколы-7» (третья декада мая), а также 2 столовые ложки органического удобрения «Цветочек» или на 10 л воды разводят 2 столовые ложки нитрофоски.

Вторую подкормку при уходе за колокольчиком (кампанулой) проводят в период цветения первых колокольчиков: на 10 л воды разводят по 1 столовой ложке сульфата калия и «Агриколы для цветущих растений».

Третью подкормку проводят сразу, как отцветут растения: на 10 л воды разводят по 1 столовой ложке сульфата калия и суперфосфата.

Как видно на фото, при выращивании колокольчиков по мере возможности очень полезно вокруг растения подсыпать древесную золу, она дает растению не только микроэлементы, но и снижает кислотность почвы, что важно для цветов:

Для продления цветения и сохранения декоративности необходимо удалять отцветшие цветки. Колокольчик зимостоек, но некоторые колокольчики требуют укрытия на зиму торфом, компостом, их мульчируют слоем до 10 см.

В основном все виды этого растения размножаются семенами, которые можно высеивать как осенью, так и весной. Весной можно сеять прямо в грунт или выращивать рассадой. Это зависит от ваших возможностей и погодных условий. При выращивании колокольчика семена всходят быстро и также быстро развиваются, поэтому, если вы высаживаете это растение в грунт рассадой, сажайте на расстоянии 40 см друг от друга. К концу лета каждый сеянец образует большой куст, который на следующий год зацветет и будет радовать вас своим великолепием. В дальнейшем размножение колокольчика можно будет производить делением куста в мае или в августе. Как правило, такой способ используют только на пятый год, когда растение войдет в силу. Двухлетний, малолетний и персиколистный составляют исключения. Их следует делить на второй и третий год или заново сажать семенами.

Отмечены заболевания: гниль корней и корневой шейки, на листьях – ржавчина и мучнистая роса. Вредят им тли, слюнявая пенница и особенно слизни.

Меры борьбы. Перед цветением и после цветения колокольчики обрабатывают против грибных заболеваний.

Против гнили корней на 10 л воды разводят 100 г медного купороса и опрыскивают один раз после обрезки отцветших растений.

Против мучнистой росы и ржавчины обрабатывают в конце мая: на 10 л воды разводят препарат «Топаз» (4 мл). Расход раствора 1 л на 10 кв. м.

Обработка колокольчиков против вредителей – тли и слюнявки: на 10 л воды разводят 1 таблетку препарата «Искра». Расход рабочего раствора – 1 л на 1 кв. м.

Против слизней рассыпают препарат метальдегид – 30 г на 10 кв. м. Это делают в конце мая – начале июня.

На видео «Цветок колокольчик» показано, как выращивать это растение:

Источник: https://kvetok.ru/rastenie/kolokol-chik-kampanula-vidy

Конспект НОД по музыке «Город Леденец»

Конспект

Интегрированного занятия

» Город Леденец»

по опере Н. А. Римского – Корсакова.

( Слушание музыки и рисование).

Программное содержание:

Способствовать развитию у детей интереса к сложным музыкальным произведениям, учить воспринимать музыку и понимать её, выражать своё эмоциональное состояние в рисунке, с помощью формы и цвета.

Методические приемы:

Слушание отрывков музыкального произведения, просмотр слайдов, индивидуальная работа с каждым ребенком, викторина, вопросы поискового характера, рассуждения детей, анализ детских работ.

Материал:

Аудиозапись оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», слайды с изображением иллюстраций И. Билибина «Город Леденец», листы А-3, кисть №3,6, салфетки, палитры.

Предварительная работа:

Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», слушание отрывка из оперы «Море».

Ход занятия

— Ребята, прежде чем продолжить знакомство с оперой «Сказка о царе Салтане» давайте вспомним:

— Кто написал эту оперу?

— Что такое опера?

Педагог предлагает детям «музыкальную викторину».

Дети слушают, узнают и называют отрывки из оперы, с которыми познакомились на предыдущих занятиях: «Море», «Стрела», ария «Лебедь – птица.

-Что такое ария?

Появляются первые лучи солнца. В этих лучах из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Постепенно светлеет, музыка становится все громче и ярче, и все яснее колокольный перезвон. Музыка очень светлая, торжественная, ликующая. Давайте послушаем эту музыку.

Радостно встречают царицу и Гвидона жители сказочного города. Они объявляют его своим князем:

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

Возглашает над собой.

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина на столько замечательная, что композиторы пишут музыку к сказке, а художники создают иллюстрации к этой сказке. Сейчас мы посмотрим слайды с иллюстрацией великого русского художника Ивана Билибина.

-Что вы видите на ней?

-Каким увидели город Гвидон с царицей?

-Как вы думаете понравился такой город царевичу и его матери?

Следующий слайд, который мы увидим с иллюстрацией замечательного художника В. Конашевича.

Что изобразил художник? (Ответ: Леденец).

-Какой он получился у В. Конашевича?

(Обратить внимание на формы вырастающего из земли города, с башенками и маковками, узорчатого, радостного, сказочного).

Художники изобразили город Леденец по своему, у каждого художника он получился свой. Я предлагаю вам придумать свой город Леденец и изобразить его

— Какие цвета помогут изобразить город ярким красивым праздничным?

(Дети слушают еще раз отрывок «Город Леденец» и начинают рисовать. Во время работы детей звучит отрывок из оперы «Леденец»). Педагог проводит индивидуальную работу с каждым ребенком.

В конце занятия рассматривают работы детей, обращая внимание на их яркость, красоту.

-Какие сказочные герои могут жить в таком городе?

Педагог предлагает детям сделать выставку в детском саду.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-nod-po-muzike-gorod-ledenec-1268291.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *