Пасха Христова

Что означает Воскресение Господа Иисуса Христа? Диавол противоборствует Спасителю. Их битва начинается на Горе искушений в пустыне, где Господь отрицается от сатаны, отказываясь от предлагаемых им способов достижения цели Своего служения, и сатана преследует Спасителя, действуя через человеческую зависть и злобу.

Смерть Господа на кресте была временной победой диавола, когда зло видимым образом восторжествовало над добром, когда оказались как бы поверженными, униженными и оскверненными те великие истины, которые Он принес людям. Но после креста и смерти совершается Воскресение. Господь воскресает, ибо Он не только Сын Человеческий, Он — Сын Божий, Он — Сам Бог — Источник и Податель жизни всего мира. Он — Творец, в Себе Самом содержащий могущество и энергию, преодолевающие силу притяжения смерти, способные разорвать ее узы, вдохнуть жизнь в умершее. Сын Божий и Сын Человеческий воскресает в третий день после смерти. Таково самое сильное, яркое и убедительное свидетельство о Божественности Иисуса Христа, о Его победе над диаволом.

Апостол Павел, рассуждая на тему Воскресения, говорил так: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14).

Действительно, если бы Христос не воскрес, то бесплодны были бы и проповедь, и вера слушающих ее. То была бы еще одна красивая, но, по сути, неудавшаяся попытка облагодетельствовать человечество, еще одно учение, еще одна философия — очередное человеческое мудрование, не способное приблизить людей к полноте жизни.

Именно поэтому противники христианства стали отрицать Воскресение с момента первого известия о совершившемся чуде. Одни из них говорили об изначально пустом гробе, другие — о похищении тела Спасителя учениками. Отрицание факта Воскресения Христа было и остается в центре усилий, направленных на ниспровержение христианского послания. В результате многие люди, принимая одну часть Евангелия — нравственное учение Спасителя, — одновременно отрицают свидетельства о Воскресении Христовом, и таким оразом оказываются неспособными спасительно усвоить евангельскую весть в ее целостности.

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей. Коренное отличие новозаветной Пасхи от ветхозаветной подчеркивает преподобный Ефрем Сирин: «Различны между собой и два Агнца и две Пасхи: египетская и сионская. В пасху египетскую истреблены язычники и спасены евреи; в Пасху Сионскую спасаются язычники». Подобно тому как окропление кровью агнцев несло евреям избавление от египетского плена, так и приобщение ко Христу, Спасительному Агнцу, освобождает человечество от плена диавольского и дарует победу над смертью.

Из этого следует, что Воскресение предопределено Богом и входит в Его замысел о мире и человеке. Именно поэтому апостол Павел и называет Иисуса Христа «первенцем из умерших» (1 Кор. 15. 20). Христос — первый, но не единственный и не последний в начатом Им ряду. Воскресение — часть Божиего плана о человеке, достояние всех людей. И как Христос воскрес из мертвых, так воскреснет и каждый из нас. За смертью непременно следует Воскресение. Доказательством этого служит Воскресение Спасителя. Путь жизни, предначертанный Богом для каждого человека, включает в себя Воскресение. А это значит, что смерти нет.

Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет — за ней — свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.

В своей жизни каждый человек проходит через испытания, страдания и горечь поражения. Как часто при этом мы говорим о торжестве несправедливости, о победе зла над добром! Сколько человеческих жизней разбивается о тайну могущества зла! Но ведь для того, чтобы избежать разочарования и уныния, следует помнить: зло уже повержено. Оно побеждено Воскресением Христовым. И когда мы наблюдаем видимое торжество зла и негодуем на это, то должны не забывать: зло — призрак, его сила бессильна, оно повержено.

За Крестом следует Воскресение. Христос воскрес из мертвых и тем самым победил зло. Чтобы быть сопричастниками этой победы, мы должны быть вместе со Христом, и тогда за нашим крестом всегда будет воскресение, за призрачной победой зла — подлинная победа добра, за скорбью — радость.

Воскресение Спасителя выводит христианство из границ морально-этической доктрины. В свете Воскресения христианство открывается как истинная религия, в которой и через которую человеческое соединяется с Божественным. И наше временное земное бытие вступает в общение с жизнью Божественной и в ней обретает вечность.

Митрополит Кирилл «Слово пастыря»
http://www.mospat.ru/index.php?mid=151

Источник: https://www.hamburg-hram.de/letopis/prazdnik-pashi-ostalsya-odin-den/457.html

Паcхальный крестный ход

Пасха — главный христианский праздник — воскресение Иисуса Христа после Его распятия на Кресте. Пасху предваряют Великий пост и Страстная седмица, которые готовят верующих к встрече Воскресшего Спасителя.

Крестный ход — церковный обряд, во время которого верующие совершают шествие с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестный ход совершается ради прославления Бога и испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться из одной точки к другой или же вокруг или внутри храма. В древности крестный ход совершался зачастую во время бедствий, например засухи или землетрясения. Со временем стали распространяться торжественные крестные ходы в особые праздники или важные события церковной жизни.

В сам праздник Пасхи крестный ход обычно совершается около полуночи. Духовенство вместе с верующими три раза обходят с песнопениями храм, подходят к его закрытым дверям и поют тропарь «Христос воскресе из мертвых…». Двери открываются, все заходят внутрь и начинается праздничная служба.
Прообраз этого крестного хода — шествие Жен Мироносиц, которые спешили ко гробу Спасителя.

Всю следующую неделю — Светлую седмицу — каждый день после литургии также совершаются крестные ходы, но они проходят днем. Крестный ход останавливается по четырем сторонам света возле храма и духовенство читает Евангелие.

Запрестольные крест и икона

Икона Богородицы и изображение Распятия на деревянных древках, которые находятся за престолом в алтаре — отсюда и название.

Пасхальный трехсвечник

По форме напоминает напрестольный крест, который священник дает целовать прихожанам после Литургии, но вместо Распятия на нем изображено Воскресение Христово. К самому кресту крепятся три подсвечника. Часто трехсвечник украшают разноцветными лентами или цветами.

Хоругви

Церковные знамена с изображением Спасителя, Богородицы, святых или особых церковных праздников. Хоругви символизируют победу над смертью и диаволом.

Евангелие

Отрывки из Евангелия четыре раза читаются во время крестного хода.

Источник: https://foma.ru/pachalnyiy-krestnyiy-hod.html

Когда установилась традиция совершать Крестные ходы?

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века существования Церкви христиане организовывали по разным случаям особые торжественные, благодарственные или умилостивительные ходы.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *