Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) 24 Декабрь 2009

Дата рождения: 7 августа 1949 г.
Дата хиротонии: 8 августа 1982 г.
Дата пострига: 7 декабря 1978 г.
День ангела: 8 декабря

Биография:

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.

В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита.

С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.

С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май–ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен (журнал № 61) ректором Калужской духовной семинарии и утвержден (журнал № 67) в должности настоятеля (священноархимандрита) Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря г. Боровска Калужской обл. и мужской Успения Пресвятой Богородицы Калужской Тихоновой пустыни с. Льва Толстого Дзержинского р-на Калужской обл.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 109) назначен главой новообразованной Калужской митрополии.

С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией.

16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук.

15 октября 2018 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент назначен Председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Награжден:

государственными наградами:

  • 1988 г. — орденом Дружбы народов;
  • 2000 г. — орденом Почета;
  • 2009 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 1997 г. — медалью 850-летия Москвы;
  • 2010 г. — медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  • наградами субъектов Российской Федерации:
  • 2004 г. — медаль «60 лет Калужской области»;
  • 2005 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» III ст.;
  • 2007 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» II ст.;
  • 2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст.;
  • 2008 г. — Почетный гражданин Калужской области;
  • 2009 г. — юбилейной медалью «65 лет Калужской области»;
  • 2007 г. — Грамота Президента Республики Саха (Якутия);
  • 2014 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2013» за развитие книгоиздательского дела;
  • 2016 г. — юбилейная медаль «120 лет со дня рождения Г.К. Жукова»;
  • 2018 г. — орден им. министра внутренних дел Российской империи В.К. Плеве;

церковными наградами Русской Православной Церкви:

  • 1986 г. — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • 1996 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • 1999 г. — орденом святителя Иннокентия Московского II степени;
  • 2000 г. — орденом мученика Трифона II степени;
  • 2004 г. — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени;
  • 2007 г. — орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
  • 2009 г. — орденом Святителя Алексия Московского II степени;
  • 2009 г. — премия памяти митрополита Макария (Булгакова);
  • 2014 г. — орденом святителя Макария, митрополита Московского II степени;
  • 2017 г. ― медаль «За жертвенные труды» (Ижевская епархия);
  • 2017 г. ― медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I-й степени (Владимирская епархия);
  • 2018 г. ― медаль «25 лет Кемеровской епархии»;
  • 2019 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени;

орденами Поместных Православных Церквей:

  • 1989 г. — орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;
  • 1997 г. — орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви;
  • 1998 г. — орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви;
  • 2000 г. — орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени.

общественными наградами:

  • 2001 и 2003 гг. — национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года»;
  • 2002 г. — медаль «За вклад в наследие народов России»;
  • 2005 г. — Орденской медалью Европейского комитета по наградам и премиям ООН С. Витте «За выдающиеся заслуги перед народами»;
  • 2006 г. — золотым почетным знаком «Общественное признание»;
  • 2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской» 1 ст.;
  • 2008 г. — орден «За пользу отечеству», I ст.;
  • 2008 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2008» за книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года»;
  • 2009 г. — Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН;
  • 2010 г. — юбилейной медалью «50-летие освоения человеком космоса»;

Многочисленными церковными и общественными наградами, юбилейными медалями ипамятными знаками

Научные труды и публикации:

  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
  • Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79;
  • Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 С., (Монография);
  • О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17 — 21;
  • К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). — С. 219 — 224;
  • Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). — С. 307 — 316;
  • Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В.Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734 — 1735 гг. // Исторический архив. М. 2010. № 3. — С. 199 — 206;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского Государственного университета. Серия История, Филология. Тюмень, 2010. № 1. — С. 119 — 126;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Ученые записки Российского государственного социального университета. — № 2. — 2010. — С. 6 — 10;
  • Слово и Вера. // — 2-е изд. — Минск, Издательство Белорусского Экзархата РПЦ, 2012.— 495с.;
  • Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске святителя Иннокентия (Вениаминова). // Журнал Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина — № 1(129). 2014.

Книги и публикации:

  • В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи) (2009)
  • Миссия Церкви сегодня. 2003
  • Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
  • Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5(56). 2006.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
  • Воскресные беседы о Евангелии. // — М.: Вечерняя Москва, 2014. — 355с.;
  • Вечные вопросы: Беседы о Боге, творении и человеке. // — М.: Никея, 2017. — 272 с.
  • Действуй сегодня. // — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. — 288 с.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Источник: http://www.eparhia-kaluga.ru/mitropolit-kliment/biografija.html

Детство

Митрополит Калужский и Боровской Климент, биография которого была необычной для того времени, в миру носил имя Герман. Родился Герман Капалин 07.08.1949 г. в Раменском районе Московской области в многодетной рабочей семье. Советский Союз восстанавливался после Второй мировой войны, строил развитой социализм, считая религию опиумом народа. В то время даже октябрята считались строителями коммунизма. Мальчик ни в одной детской организации не состоял: ни октябрятской звездочки, ни пионерского галстука, ни комсомольского билета у него не было. Это создавало определенные трудности, но он никогда об этом не распространялся.

Православие пришло с молоком матери, это не красивый оборот, а факт. В одном интервью митрополит Боровский Климент рассказывал, что научился молиться в школьные годы, когда мама перенесла два инфаркта за три года. Когда врачи опустили руки, четыре сына умирающей женщины читали акафисты и просили Бога об исцелении. Он уверен, что молитвы мамы, ее сыновей и монахов Троице-Сергиевой Лавры не позволили осиротить детей.

Отец мальчика прошел всю Великую Отечественную с иконой в нагрудном кармане. Мать шестилетнего мальчика вложила в голову — от Бога не отрекайся ни при каких обстоятельствах. В дни приема в пионеры дети не ходили в школу. Уверенность в том, что пропущенные уроки можно выучить самостоятельно, а пропустить молитву невозможно, устроила его жизнь иначе, чем у обычных советских детей.

Священство

Первая забота монаха-священника — преподавание общей церковной истории в семинарии. Два с половиной года научает он семинаристов. Вот отзыв о Клименте-преподавателе диакона Артема Мартынова:

Владыка — замечательный человек. Строгий аскет, заботливый отец для семинаристов, молитвенник. Доктор педагогических наук, серьезный богослов.

Осенью 1981 г. его возводят в сан игумена. Приняв во внимание недюжинные коммуникативные и литературные способности священника, его отправляют трудиться в исполком ЭСМЕ.

В июле 1982 г. Климент возведен в высший монашеский чин второй степени, он стал архимандритом. Он облачился в черную монашескую мантию с красными скрижалями и митру. Его Высокопреподобие, так положено обращаться к архимандриту, назначается управлять приходами в Канаде и США. Перед этим он прошел посвящение, разрешающее совершать обряды и таинства, читать публичные проповеди.

Через пять лет в Канаду направляют другого настоятеля, архимандрит управляет православными приходами в Америке, занимается научной работой. Семь лет священник был обладателем советского дипломатического паспорта. Весной 1989 г. патриарх Пимен возвел Климента в сан архиепископа. Пройдена вторая степень.

Должности и регалии

Митрополит Калужский Климент продолжает налаживать связи со светским миром:

  • 2005-й — представитель Общественной палаты при В. Путине;
  • 2009-й — руководитель Издательского Совета РПЦ;
  • 2011-й — участник высшего Церковного Совета.

С 2013-го его епархия стала митрополией, которой он успешно руководит, совмещая с должностью ректора Калужской духовной семинарии. За время служения святой отец Климент много раз поощрялся и награждался. Вряд ли можно увидеть все награды на облачении, монахам не пристало гордиться своими заслугами. Но в биографии все они указываются. Двадцать церковных наград, среди которых ордена преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского (США), Алексия Московского II, Святогробовского братства (Иерусалим).

Имеет светские награды, знак благодарности за объединение усилий государства и церкви в деле сохранения традиций, возрождения духовности. Здесь ордена Почета, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Медали, национальные премии, грамоты — все это результат деяний святого отца. В его копилке есть особо дорогие награды — отзывы верующих христиан о служении митрополита Климента Калужского и Боровского. Отзывы есть и от мирян неверующих, это особо дорогие награды: «Общественное признание», «Поборнику справедливости», «Человек года».

Священномученик Климент, папа Римский

Память 25 ноября / 8 декабря

Священномученик Климент, папа Римский Святитель Климент жил в Риме на рубеже I–II веков, при императорах Домициане, Нерве и Траяне. По преданию, он был очень знатного происхождения и в самом детстве разлучен с родителями и братьями. Еще подростком он усердно искал истину, посещал различные философские школы столицы, но их учения казались Клименту пустыми и не могли утолить его жажду Абсолютного. Узнав, что сын Божий явился в Иудее, он отправился туда.

Климент встретился с апостолом Петром, который наставил его в вере и сделал своим помощником в проповеди. Они вместе ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом.

Прославленного проповедями Климента сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета.

Взойдя на церковную кафедру, святитель Климент стал свидетелем апостольской проповеди, в особенности деятельности святого Петра. «Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими», – пишет о нем святой Ириней. Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния.

Святой Климент – автор знаменитого Послания к Церкви Коринфа, включавшегося некоторыми в состав Священного Писания. В этом послании он призывает некоторых молодых членов Коринфской общины, восставших против старейшин, хранить единство членов Тела Христова, уважая иерархию, установленную апостолами. Ему приписывали и другие сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления, а также Второе послание к коринфянам, вероятно не принадлежащие ему, но очень значимые.

Проповедью святой Климент обратил Феодору, жену префекта Сисиния, близкого друга императора Нервы, а также склонил принять святое крещение и самого Сисиния тем, что чудесно исцелил его от слепоты, вызванной идолопоклонством префекта.

Комит Пуплий, узнав об этом и о росте числа христиан среди язычников, отправил Климента, по приказу императора Траяна, в изгнание в Херсонес Таврический – негостеприимную область на восточном краю империи. Там святой епископ встретил 2 тысячи христиан, сосланных на работы в каменоломни. Он утешил страждущих в невзгодах, напомнив о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Даже и в изгнании он обращал души язычников к истине. О Клименте сообщают, что за год благодаря ему было построено 75 церквей.

Но вскоре император направил туда жестокого правителя, чтобы покончить с массовыми обращениями в христианство. Тот сразу обрушился на святого Климента. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции.

Иногда пишут, что именно он был первым епископом Рима, но здесь нет никакого противоречия, поскольку в то время не существовало четкого различия между епископом и старейшиной, то есть пресвитером, так что Лин, Анаклет и Климент – ученики апостолов и наиболее выдающиеся личности в Римской Церкви той эпохи – могли один за другим или время от времени исполнять обязанности епископа.

Ириней Лионский. Против ересей. III, 3, 3 // SC. 34, 105.

Исторические исследования показывают, что Второе послание к коринфянам Климента Римского – это покаянная гомилия, созданная, возможно, в Сирии или Египте около 150 г. Апостольские постановления возникли в Сирии в конце IV в., а Правила святых апостолов являются сборником 35 дисциплинарных канонов, которые содержатся к конце 7-й книги Апостольских постановлений. Трулльский Собор в своем 2-м правиле отвергает Постановления, но принимает Правила, которые к тому времени уже вошли в канонические сборники.

Источник: https://pravoslavie.ru/57976.html

Климент Калужский и… кремлевский

Президент Владимир Путин подписал 30 сентября Указ о назначении одной трети членов Общественной палаты РФ. Среди президентских назначенцев — пять религиозных деятелей. Но только один из них представляет крупнейшую конфессию страны, к которой, по оценкам самой этой конфессии, принадлежит в разной степени около 80% россиян. К удивлению многих, РПЦ в Общественной палате будет представлять митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии — фигура в высшей степени непубличная и мало знакомая светской публике. В общем, темная лошадка.

Перераспределение церковной власти

Даже людям, далеким от Церкви, хорошо известно имя «человека номер два» в Московской патриархии. Это не сходящий с телевизионных экранов и вхожий в разные серьезные кабинеты митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). В течение последнего 15-летия он так активно представлял Церковь в разных органах власти, фондах, в СМИ, столь часто сопровождал патриарха и даже президента во время важных зарубежных визитов, что представить без него церковное руководство стало невозможно. Эксперты сходились во мнении: митрополит Кирилл — самый вероятный кандидат в патриархи после ухода Алексия II.

Но в кремлевских кабинетах медленно и долго зрело недовольство Кириллом. Иерарх-олигарх усвоил принципы «дикого капитализма» 90-х: опираясь на серьезный капитал (несколько миллиардов долларов) и хорошие связи в мире политики и бизнеса, в том числе за пределами России, он пытался говорить с Кремлем «на равных», предлагая рассматривать РПЦ в качестве «равноправного партнера» путинской администрации. С резким демаршем митрополит Кирилл выступил на совещании в Кремле в конце августа. Он высказался против включения в Общественную палату духовных лиц, которое «неизбежно разделит религиозное сообщество России». Кирилл фактически приравнял создаваемую палату к органу государственной власти, участие в работе которого поставит Церковь в зависимое от власти состояние, а значит, закончится разговор «на равных». Митрополит Кирилл также публично призвал лидеров других российских конфессий, входящих в опекаемый ОВЦС Межрелигиозный совет России, не входить в Общественную палату.

Призывы оказались тщетными. Президент Путин нанес по репутации митрополита Кирилла удар, от которого эта репутация едва ли оправится. Всего спустя месяц после громких заявлений Кирилла Путин включил в Общественную палату религиозных деятелей (это лидеры российских мусульман, иудеев, буддистов и протестантов), в том числе поручил представлять в новом органе РПЦ митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Последний охотно прокомментировал свое новое назначение прессе: работая в палате, он намерен влиять на согласование вновь принимаемых в стране законов с православными ценностями и, соответственно, с интересами РПЦ.

Одновременно и патриарх Алексий II публично противопоставил Климента Кириллу. В свою поездку в Азербайджан 14 — 15 сентября патриарх взял именно калужского иерарха, в то время как по протоколу сопровождать предстоятеля РПЦ за рубеж должен председатель ОВЦС. Путин также не пригласил церковного «министра иностранных дел» ни на Святую гору Афон, ни на встречу с первоиерархом Русской зарубежной церкви митрополитом Лавром в Нью-Йорке. В таком концентрированном виде, как в этом «черном сентябре», митрополита Кирилла еще никогда не «смиряли».

Заметим, что и нынешний патриарх Алексий II, и его предшественник, патриарх Пимен, до своего избрания на патриарший престол работали управляющими делами Московской патриархии. Это поистине «трамплинная» должность: к управляющему стекается вся информация о жизни епархий, местные архиереи находятся в его подчинении и привыкают его бояться, кроме того, управляющий является секретарем Священного синода, а значит, готовит рабочие материалы высшего органа церковной власти. Одновременно митрополит Климент остается управляющим Калужской епархией, а не переводится викарием в Москву (по уставу РПЦ, патриархом может стать только епархиальный архиерей, а не викарий (епископ-помощник).

Помимо управления делами митрополит Климент курирует пресс-службу Московской патриархии (ее возглавляет священник Владимир Вигилянский), Отдел религиозного образования и катехизации, а также Учебный комитет. В патриархии постоянно говорят о том, что на должность главы Учебного комитета Климент хочет поставить своего младшего брата — архиепископа Димитрия, «зависшего» на далекой Тобольской кафедре.

«Социально ответственный» иерарх

Митрополит Климент — человек действительно не публичный, а кабинетный. Если он и высказывается открыто, то очень осторожно и всегда в рамках «генеральной линии». В условиях демократии у лидеров такого типа мало шансов, но в коррумпированно-бюрократическую эпоху наступает их звездный час. Если выразить идеологию Климента одной фразой, то это будет цитата из его выступления на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ: «Позвольте принести искреннюю благодарность президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину за постоянное внимание к нуждам верующих людей». Достаточно взять любой номер «Журнала Московской патриархии» за 1940 — 1980-е гг., чтобы убедиться: с таких слов начиналось каждое мало-мальски важное выступление иерархов РПЦ советского периода.

Впрочем, должность обязывает владыку Климента выступать с «оригинальными» инициативами. Например, на I Фестивале православных СМИ в Москве он призвал создать «специальные общественные органы, которые оградили бы общество от пропаганды насилия и порока», а на церковной конференции по демографии в Нижнем Новгороде предложил запретить аборты. Под руководством юрисконсультов патриархии он немало потрудился, чтобы пробить церковные поправки в Налоговый и Земельный кодексы. Теперь каждый храм может получить в собственность землю, на которой стоит, однако налоги за нее все же придется платить. Митрополиту Клименту приписывают сенсационную поправку к действующему закону о свободе совести, которая якобы недавно поступила в думский Комитет по делам общественных и религиозных организаций. Автор поправки предлагает лишить статуса юридического лица местные религиозные организации (приходы), чтобы сосредоточить всю собственность в руках религиозного центра (патриархии и епархий), то есть провести своего рода церковную деприватизацию. Для управляющего делами патриархии, хронически недополучающей средства от епархий и приходов, — вполне логичный ход. «Для социального служения нужна недвижимость», — любит подчеркивать владыка Климент.

Для той модели церковно-государственных отношений, которая вынашивается сейчас в администрации президента, митрополит Климент, безусловно, подходит намного лучше, чем митрополит Кирилл. Вот и в кабинете полпреда президента Георгия Полтавченко раньше висела фотография Кирилла, а теперь — Климента. Модель же эта, вполне согласующаяся с общей идеей вертикали, состоит в том, что РПЦ из «равноправного партнера» должна превратиться в «социально ответственный институт». Иными словами, ее функционеры должны перестать зарабатывать капиталы на разного рода льготах, гуманитарной помощи и «комплексе вины» власти перед верующими, а обязаны взять на себя часть забот государства об обездоленных гражданах, кстати, и составляющих основную часть паствы РПЦ. Для осуществления «социального контроля» над таким «социально ответственным институтом» будет создан особый орган наподобие советского Совета по делам религий. А ОВЦС как символ независимой внешней политики Церкви может быть и вовсе упразднен…

Один священник Калужской епархии, часто бывавший на приемах у митрополита Климента, рассказал мне о характерной реакции владыки на «неудобные» вопросы. Ничего не отвечая, он подходит к своему компьютеру, включает его и долго смотрит в монитор. Если ответ так и не приходит в голову, митрополит просто переводит разговор на другую тему. Умение молчать особо ценится нынешней властью.

Досье МН

Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Раменское Московской области. Отслужив в армии и отучившись в машиностроительном техникуме, поступил в Московские духовные семинарию и академию, которые окончил в 1978 году. Принял монашество в Троице-Сергиевой лавре и стал старшим помощником инспектора, выезжал за границу по линии международных христианских организаций.

В 1982 году поставлен во епископа Серпуховского, управляющего приходами РПЦ в США и Канаде, стал обладателем советского диппаспорта. Став архиепископом, в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией и заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, где курировал загранучреждения и паломнические поездки. В 2004 году назначен управляющим делами Московской патриархии, постоянным членом Священного синода и возведен в сан митрополита. Входил в Общественную палату при президенте РФ (1993 — 1996 гг.), комиссию при Правительстве РФ по совершенствованию налогового законодательства, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Список библиографии научных трудов митрополита Климента включает сочинение на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии и речь при наречении во епископа Серпуховского.

Источник: https://www.kompromat.lv/item.php?docid=readn&id=1816

Климент (Капалин)

Митрополит Климент

Калужская епархия, 27 августа 2012 года

Митрополит Калужский и Боровский
(до 25 февраля 2004 года — архиепископ)

c 20 июля 1990 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Илиан (Востряков)

временно управляющий Песоченской епархией

2 октября 2013 года — 30 мая 2014 года
Предшественник епархия учреждена
Преемник Максимилиан (Лазаренко)

7-й Глава издательского совета Московского патриархата

c 31 марта 2009 года
Предшественник Владимир Силовьев

9-й Управляющий делами Московской патриархии

26 декабря 2003 года — 31 марта 2009 года
Предшественник Сергий (Фомин)
Преемник Варсонофий (Судаков)

Управляющий Патриаршими приходами в США
(в/у с 1982 года)

23 марта 1987 года — 20 июля 1990 года
Предшественник Ириней (Середний) (в/у)
Преемник Макарий (Свистун)

Управляющий Патриаршими приходами в Канаде

8 августа 1982 года — 23 марта 1987 года
Предшественник Ириней (Середний)
Преемник Николай (Шкрумко)

Архиепископ Серпуховской,
викарий Московской епархии
(до 19 мая 1989 года — епископ)

8 августа 1982 года — 20 июля 1990 года
Предшественник Ириней (Середний)
Преемник Илиан (Востряков)
Учёная степень доктор исторических наук
Имя при рождении Герман Михайлович Капалин
Рождение 7 августа 1949 (69 лет)
посёлок Удельная Раменский район, Московская область, РСФСР, СССР
Принятие священного сана 7 апреля 1979 года
Принятие монашества 7 декабря 1978 года
Епископская хиротония 8 августа 1982 года
Награды

Митрополит Климент на Викискладе

Митрополи́т Кли́мент (в миру Ге́рман Миха́йлович Капа́лин, 7 августа 1949, Удельная, Раменский район, Московская область, РСФСР, СССР) — епископ Русской православной церкви; с 20 июля 1990 года — архиепископ (c 25 февраля 2004 года митрополит) Калужский и Боровский; с 31 марта 2009 года — председатель издательского совета Московского патриархата. Доктор исторических наук, профессор Калужского государственного университета.

В 2003—2009 годах — управляющий делами Московской патриархии и постоянный член Священного синода.

Биография

Родился 7 августа 1949 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего; младший брат — митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) (р. 1952).

По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии (МДС).

С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии; после чего продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия; оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Экуменическом совете молодёжи Европы (ЭСМЕ).

7 декабря 1978 года пострижен в монашество архимандритом Александром (Тимофеевым) с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского. 24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположён во иеродиакона. 7 апреля 1979 года рукоположён во иеромонаха. 14 октября 1981 года возведён в сан игумена.

В 1981—1982 годы исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

16 июля 1982 года решением Священного синода был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

18 июля 1982 года патриархом Пименом в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведён в сан архимандрита. 8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), епископ Тульский и Белёвский Герман (Тимофеев), епископ Пинский Афанасий (Кудюк).

23 марта 1987 года освобождён от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

19 мая 1989 года удостоен сана архиепископа.

С 20 июля 1990 года — архиепископ Калужский и Боровский и первый заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.

В 1993—1996 годах — член Общественной палаты при Президенте Российской Федерации.

С 1996 года является ректором Калужской духовной семинарии и преподаёт в ней православную аскетику.

В 1997—2000 годах представлял Русскую православную церковь (РПЦ) в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 года назначен управляющим делами Московской патриархии. По назначении на должность управделами рассматривался церковными аналитиками как один из наиболее вероятных преемников патриарха Алексия II.

29 февраля 2004 года возведён Патриархом Алексием II в сан митрополита.

С 2005 года — председатель Международных образовательных рождественских чтений и председатель комиссии по их подготовке и проведению. С 2006 года по его инициативе и при его активном участии начались образовательные чтения в федеральных округах России.

В 2005—2010 годах — член Общественной палаты Российской Федерации, в том числе с января 2006 года — председатель комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 года), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 года), празднования 625-летия Куликовской битвы (май — ноябрь 2005 года), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской православной церкви (октябрь — ноябрь 2007 года).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006—2009).

25 января 2009 года Архиерейским собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

27 января 2009 года на Поместном соборе РПЦ в Москве набрал 169 голосов из 677, уступив митрополиту Кириллу.

31 марта 2009 года решением Священного синода был освобождён от должности управляющего делами Московского патриархата и назначен председателем издательского совета Московского патриархата.

21 января 2010 года решением диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присуждена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

22 марта 2011 года как глава издательского совета вошёл в состав возрождённого Высшего церковного совета Русской православной церкви.

16 сентября 2014 года защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII—XIX вв. (по материалам Аляски)».

Выступление на Астраханском православном народном форуме 21 сентября 2015 года

Член объединённого диссертационного совета Д 999.073.04 по теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

1 февраля 2017 года решением Священного синода включён в состав созданного тогда же организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

15 октября 2018 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

Основные работы

статьи

  • Наш долг — преданность Родине (юбилейные дни в МДА) // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 2. стр. 20.
  • Речь при наречении во епископа Серпуховского. // ЖМП. — 1982. — № 10. — С. 6;
  • Братья Киреевские — путь христианского становления. // Иван и Пётр Киреевские в русской культуре. — Калуга: Гриф, 2001. — С. 5—10.
  • Миссионерское служение Русской православной церкви на Аляске. // Богословско-исторический сборник. — № 1. — 2003.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. — № 2. — 2004.
  • Благополучие общества состоит в твёрдости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (матариалы церковно-общественного форума) 18—19 октября 2004 г. — М., 2005.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого межд. фестиваля православных СМИ 16—18 ноября 2004 г. — М.: Издат. совет Русской православной церкви, 2005.
  • Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5 (56). 2006.
  • Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный вестник. — № 23 (324). — 2005.
  • Истоки Православия на Аляске // 200 лет российско-американских отношений. — 2007.
  • О перспективах изучения православной культуры и духовно-нравственного образования в российской школе // Журнал Московской Патриархии. М., 2008. № 3. стр. 40-44.
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72—79;
  • О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17—21;
  • К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. — Вып. 2 (82). — С. 219—224;
  • Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского ун-та. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. — Вып. 3 (83). — С. 307—316;
  • Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В. Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734—1735 гг. // Исторический архив. — 2010. — № 3. — С. 199—206;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник ТюмГУ. Серия История, Филология. — Тюмень, 2010. — № 1. — С. 119—126;
  • Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Учёные записки РГСУ. — № 2. — 2010. — С. 6—10;
  • Петров А. Ю., митрополит Климент (Капалин), Малахов М. Г., Ермолаев А. Н., Савельев И. В. История и наследие Русской Америки // Вестник РАН. — № 12. — 2011. — С. 1090—1099;
  • Православная церковь на Североамериканском континенте после продажи Аляски Соединённым Штатам. Острова Прибыловы // Богословские труды. — 2012. — Вып. 43—44. — С. 541—568;
  • Петров А. Ю., Капалин Г. М., Ермолаев А. Н. О продаже русской колонии Форт-Росс в Калифорнии // Вопросы истории. — № 1. — 2013. — С. 3—18. — ISSN 0042-8779;
  • Петров А. Ю., митрополит Климент (Капалин), Ермолаев А. Н. Представители Сибири и отечественного Дальнего Востока в истории Форта-Росс и освоении Калифорнии // Проблемы Дальнего Востока. — № 5. — 2013. — С. 144—153;
  • Миряне в распространении русской духовной культуры среди коренного населения Аляски // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2013. — Вып. 5 (121). — С. 235—242;

Отдельные издания

  • В стране святых воспоминаний. — Изд-во Калужской духовной семинарии, 2004.
  • Возрастание в вере: автобиографические заметки и богословские статьи. — 2009.
  • Русская православная церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 с.;
  • Слово и вера. Книга размышлений митрополита Климента, председателя издательского совета Русской православной церкви. — Изд-во Белорусского экзархата, 2012.
  • Миссия Церкви сегодня. — 2003
  • Православная семья в становлении Российского государства. Сб. докладов. — Обнинск. 2004.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодёжи. Сб. докладов. — Обнинск. 2004.
  • Русская православная церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII—XIX вв. (по материалам Аляски). // Докторская диссертация, 2014.
  • Православие на Аляске: ретроспектива развития в 1741—1917 гг. — Тверь, 2014. — 432 с.;
  • Вечные вопросы. Беседы о Боге, творении и человеке — М.: Никея, 2017. — 270 с.
  • Действуй сегодня. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. — 288 с.
  • Вехи Великого поста. — М.: Сибирская Благозвонница, 2019. — 317 с.

Награды

Вручение митрополиту Клименту Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством»

Государственные и ведомственные награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры, укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (19 ноября 2009 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепления дружбы между народами
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден Дружбы народов (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2002)
  • Памятная юбилейная медаль «70 лет Президентскому полку» (2006)
  • Медаль «За защиту семьи и детства» (2016)

Награды Русской православной церкви

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (2004)
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени (2009) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием иерейской хиротонии и грядущим 60-летием со дня рождения
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1986)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (1999)
  • Орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени (2014)
  • Орден святого мученика Трифона II степени (2001)
  • Премия памяти митрополита Макария (Булгакова) II степени (2009)
  • Медаль в память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира (2015)
  • Медаль Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть», I степени (2015)
  • Медаль в память 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (2015)
  • Медаль «100-летие епископской хиротонии сщмч. Платона» (2017)
  • Медаль святого благоверного князя Андрея Боголюбского I степени (2017)
  • Медаль в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской православной церкви (2017)
  • Медаль «25 лет Кемеровской епархии» (2018)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2019)
  • Орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского (2019)

Ордена прочих Поместных православных церквей

  • Орден преподобного Германа Аляскинского Американской православной церкви (1989 год)
  • Орден Святогробского братства I степени Иерусалимской церкви (1997 год)
  • Орден Святого Климента Охридского I степени Болгарской церкви (1998 год)
  • Орден апостола Марка Александрийской церкви I степени (2000 год)

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин Калужской области (2009 год) — за особые заслуги перед Калужской областью в сфере государственной и культурной деятельности
  • Медаль «60 лет Калужской области» (2004 год)
  • Грамота Президента Республики Саха (Якутия) (2007 год)
  • Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст. (2007 год)
  • Медаль «За особые заслуги перед Калужской областью», II ст. (2007 год)
  • Медаль «300 лет добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства» (2007 год)
  • Медаль «65 лет Калужской области» (2009 год)
  • Медаль «За заслуги в строительстве» (2014 год)
  • Медаль «70 лет УМВД России по Калужской области» (2014 год)
  • Медаль «За особые заслуги перед Калужской областью», I ст. (2014 год)
  • Медаль «75 лет Кемеровской области» (2018 год)

Прочие награды

  • Медаль «За вклад в наследие народов России» (2002 год)
  • Серебряная Звезда «Общественное признание» (2006 год)
  • Орден «За пользу отечеству», I ст. (2008 год)
  • Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН (2009 год)
  • Орден «Поборнику справедливости» (2011 год)
  • В 2001 и 2003 удостаивался национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года». В 2013 году стал лауреатом этой премии.
  • Национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2013» (2014; за развитие книгоиздательского дела)
  • Медаль «За вклад в ветеранское движение»

Ссылки

  • Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви (Капалин Герман Михайлович) на официальном сайте МП
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) на официальном сайте калужской епархии — биография и публикации (послания, интервью, выступления, книги)
  • Климент (Капалин) на сайте Русское православие
  • Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский на сайте bogoslov.ru

интервью

  • Любовь к служению. Интервью управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента «Российской газете»
  • Ответы митрополита Калужского и Боровского Климента на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент о святых, в земле Калужской просиявших
  • Феофановский проект. Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента
  • Интервью председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента «Российской газете»
  • Митрополит Калужский Климент: Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг // patriarchia.ru, 5 ноября 2012
  • Отношение к инвалидам как к людям низшего сорта недопустимо
Предшественник:
Илиан (Востряков)
митрополит (до 25 февраля 2004 года архиепископ) Калужский и Боровский
20 июля 1990 —
Преемник:
Предшественник:
Ириней (Середний)
архиепископ (до 19 мая 1989 года епископ) Серпуховской
8 августа 1982 — 20 июля 1990
Преемник:
Илиан (Востряков)

Митрополиты

  • Климент (Капалин) (с 2013)

  • Председатель: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Руководители Синодальных учреждений: Савва (Михеев) — управления делами Московской патриархии
  • Иларион (Алфеев) — отдела внешних церковных связей
  • Климент (Капалин) — издательского совета
  • Максим Козлов — учебного комитета
  • Игнатий (Депутатов) — финансово-хозяйственного управления
  • Меркурий (Иванов) — отдела религиозного образования и катехизации
  • Пантелеимон (Шатов) — отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Иоанн (Попов) — миссионерского отдела
  • Стефан (Привалов) — отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами
  • Кирилл Сладков — отдела по делам молодёжи (и.о.)
  • Владимир Легойда — отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
  • Иринарх (Грезин) — отдела по тюремному служению
  • Кирилл (Покровский) — комитета по взаимодействию с казачеством
  • Феогност (Гузиков) — отдела по монастырям и монашеству
  • Тихон (Шевкунов) — Патриаршего совета по культуре
  • Руководители подразделений Московской патриархии: Антоний (Севрюк) — управления по зарубежным учреждениям
  • Сергий (Чашин) — административного секретариата
  • Иные должностные лица Московской патриархии: Арсений (Епифанов) — первый викарий патриарха Московского и всея Руси по городу Москве
  • Димитрий Смирнов — председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_(%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD)

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *