ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВПЕТРА И ПАВЛА

Приближается осенний призыв — время, когда в православные храмы заходит немало людей, чтобы помолиться о своих близких, поступающих на военную службу. Кому излить свою тревогу, чей образок дать сыну с собой в армию? Конечно же — помимо Спасителя, Божией Матери, Ангела-хранителя — небесным покровителям воинства. В их числе и те, кого называют стратилатами (т.е. военачальниками, т.к. они и были ими в земной жизни),— великомученик Феодор Стратилат и мученик Андрей Стратилат. Память последнего как раз отмечается совсем скоро — 1 сентября (по новому стилю).

На защиту Сирии

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в эпоху императора Максимиана. За храбрость и справедливость святой был весьма любим подчиненными и имел среди них авторитет. Он еще не принял крещения, но имел в своем сердце горячую любовь ко Христу и ревностно стремился к тому, чему Господь благоволит.

Когда в пределы Сирии, бывшей в ту пору одной из важнейших римских провинций, вторглось многочисленное персидское войско, святому Андрею было поручено руководство императорской армией. При этом сирийский правитель Антиох присвоил ему звание стратилата. Благочестивый воин избрал себе небольшой отряд, предпочитая его более значительным силам. Он хорошо помнил изречение царя Давида о том, что Господь не к быстроте ног человеческих благоволит, а являет милость уповающим на Его волю (ср.: Пс. 146, 10). Выбор военачальника пал на тех, кого указала ему благодать Божия таинственным действием в сердце. Собрав таким образом свою дружину, стратилат выступил с нею против врагов.

Деревья-кресты и раскаленная медь

Увидев перед собой огромные по численности, подобные саранче полки противника, воины были близки к тому, чтобы устрашиться и потерять боевой дух. Будучи язычниками, они поклонялись идолам. Святой Андрей предложил своим соратникам познать Всемогущего Единого Бога и обратиться с молитвой к Нему. «Если вы отвергнете ваших суетных богов,— сказал он,— то увидите, как враги ваши исчезнут, словно дым или пыль».

Его слова были столь убедительны, что весь отряд — состоявший, по преданию, из 2593 человек — принял эту горячую проповедь и бросился в бой, призывая на помощь Спасителя. Состоялась трудная битва, в результате которой римские воины обратили в бегство многочисленное персидское войско и вернулись домой со славой победителей и с крепко утвержденной в сердце верой во Христа.

Обстоятельства этой победы не остались тайными для высшей военной знати и побудили завистников донести Антиоху, бывшему жестоким язычником, что стратилат Андрей чтит Распятого Бога. Правитель отправил к военачальнику послов с увещаниями и угрозами, а затем повелел доставить его на суд. Он предложил мученику выбор: подчиниться царскому повелению или претерпеть пытки, оставшись со своим Богом. В ответ святой Андрей лишь подтвердил свою веру во Христа. Он сам лег на принесенное для истязаний раскаленное медное ложе и, претерпевая боль, обратился с мольбой к Спасителю. Чудесным действием Божиим раскаленный металл тут же остыл. Воинов из уверовавшей дружины тем временем распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Господа. Заточив святого в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Максимиан, опасаясь возмущений, отдал приказ освободить мучеников, тайно повелев при этом под каким-нибудь предлогом казнить их незаметно, порознь.

Не сопротивляясь палачам

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной отправился в Киликию (историческая область на юго-востоке Малой Азии.— Ред.). Воины остановились в городе Тарс, где приняли крещение от местного епископа, и затем перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот настиг мятежную дружину и истребил ее. Селевк нагнал мучеников в ущельях Тавра, где им, по Промыслу Божию, и предстояло пострадать.

В этот тяжелый момент Андрей Стратилат обратился к бывшим с ним воинам как к братьям и призвал их не бояться смерти. Он помолился за всех, кто будет чтить их память, и попросил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики, не оказавшие сопротивления догнавшим их воинам Селевка, были усечены мечом. Сразу после этого из земли действительно забил прозрачный ключ. Епископы Петр и Нон, тайно следовавшие за дружиной святого Андрея, погребли тела убиенных воинов. Тем временем один из сопровождавших их служителей Церкви, с давнего времени страдавший от злого духа, испил воды из источника и исцелился. Это было первое посмертное чудо святого Андрея. Молва о происшедшем разнеслась среди окрестных жителей, они стали приходить к источнику и, по молитвам пострадавших там мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

* * *

Образ мужественного полководца-стратилата, ведущего дружину в бой против иноверных персов, был неизменно близок русским людям, защищавшим веру и Отечество. В день памяти Андрея Стратилата Москва была избавлена от нашествия крымского хана Казы-Гирея; по этому случаю в столице построили деревянный, а затем и каменный храм святого Андрея. Андрею Стратилату, как и другим святым военачальникам, молятся о нуждах православного воинства. А также, как и всем святым, о ходатайстве перед Богом и помощи в духовной жизни.

Молитва мученику Андрею Стратилату

Святый мучениче Андрее Стратилате, призри с Небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны, и да укрепит во всем мире Свою Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть Честною Своею Кровию. Молися прилежно, святый мучениче, да благословит Христос Бог державу нашу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Подготовила Елена Сапаева

Петропавловский листок, №17 август 2016

Источник: http://pavla-petra-hram.ru/Articles/Item/3393

10 января 2016 года, он выиграл второй тур выборов президента партии Новая Демократия.

Биография

Родился в Афинах, сын бывшего премьер-министра Греции и почетного президента греческой партии «Новая демократия» , Константиноса Мицотакисом, и его супруги Марики Мицотакис. Кириакос, имеет троих детей, София, Константинос и Дафни. В дополнение к греческому, он говорит на английском, французском и немецком языках.

Он оставил Грецию в 1968 году и переехал в Париж, когда ему было шесть месяцев, вместе со своей семьей, потому что его отец стал персоной нон-грата из-за правившей в те годы в Греции военной хунты. Вернулся, ​​в 1974 г., когда была восстановлена. В 1986 г. он учился в афинском колледже, где в конце года, стал президентом своего класса.

С 1986 по 1990 изучал Общественные науки в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс, в США, где окончил отличием ком отличием. Он также был удостоен награды Хупес.

Профессиональная карьера

С 1990 по 1991 г. работал в качестве экономического аналитика в Chase Manhattan Bank в Лондоне. Позже он вернулся в Грецию и отправился служить по призыву в ВВС Греции. Его 6- месячная служаба прошла в 111-м эскадрилье в Неа Anchialos.

Кириакос после военной службы вернулся в США, где он продолжил учебу в Стэнфордском университете, из которого получил степень магистра в области международного экономического плана. Он продолжал круг исследований и вернулся в Гарвард, где он был удостоен MBA.

С 1995 по 1997, он отправился в Лондон грдер работал консультантом McKinsey & Company. Позже вернулся в Грецию, где он работал в Альфа Ventures, в частной акционерной дочерней Alpha Bank. Он продолжал с работу с Национальным банком Греции как управляющий директор NBG венчурного капитала. С января 2000 года по апрель 2003 года он работал в Международном отделе Национального советота предприятия.

Политическая карьера

Перед выборами 2000 года работал в предвыборной команде Новой демократии.

В выборах 2004 года, он победил в качестве депутата с Новой демократии в афинском округе В (который включает в себя все Афин и пригороды), получив больше голосов, чем любой другой кандидат от партии Новая демократия в стране и был избран в парламент.

Является президентом команды дружбы с парламентом Финляндии и член команды дружбы с Египтом и Венгрией.

Кириак Мицотакис является почетным президентом Фонда, имени Константиноса Мицотакиса направленного на приведение в жизнь трудов Константиноса Мицотакиса.

В июне 2013 года 24, Кириакос Мицотакис был назначен министром административной реформы и электронного управления Греции при правительстве Антонис Самарас, сменив Антониса Манитакиса.

В январе 2016 года 10, Кириакис Мицотакис был избран президентом Новая демократия политической партии после Иоанниса Плакиотакиса (переходный президент) с почти 4% от разницы от соперника Ваггелиса Меймаракиса.

Источник: https://rua.gr/help/izvestnye-lyudi-gretsii/16182-spravka-kiriakos-mitsotakis.html

>Феодор Стратилат — биография, информация, личная жизнь

Святой Феодор Стратилат

Феодор Стратилат (греч. Θεόδωρος ο Στρατηλάτης). Родился в Евхаите — умер 8 февраля 319 года в Гераклее. Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 8 (21) февраля и 8 (21) июня, в Католической церкви — 7 февраля. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства.

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор решил избавить город от этого чудовища и, не уведомив никого о своих намерениях, выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, он захотел отдохнуть в траве, но престарелая христианка Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства.

После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации: «…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства… посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам: 1. чтобы усмирить мятежный народ; 2. чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере».

Отослав это письмо Феодор, как обычно каждый вечер молился в храме. В один из вечеров, по преданию его осветил неземной свет и послышался голос: «Дерзай, Феодор. Я с тобою».

Мученическая кончина Феодора Стратилата:

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору, он сказал: «Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат».

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим. Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня. Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия». Эти три жития переведены с греческого языка и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов: «Якоже сияет солнце видящим, тако о мученицех словеса слышащим…».

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Феодора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке.

Первый список на славянском языке — это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так: «Великий мученик Феодор Стратилат бе при Ликиньи цесаре…».

Третья версия — это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός) XVI века в переводе Арсения Грека. Впервые этот перевод был опубликован в 1660 году в Москве как статья сборника «Анфологион». Видимо, этот текст был скопирован в сборник Александра Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнаго великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами: «Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…».

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах. Сам перевод греческих текстов часто приводил к смешению текстов, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров — Тирона и Стратилата — они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя — «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата — по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом:

При захвате Сирии сарацинами. В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин, жившие в VII — VIII веках. Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь. Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы.

В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов по утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года — при существенном численном перевесе руссов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен. Лев Диакон сообщает, что «Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор, которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах».

Иконография Феодора Стратилата:

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда — буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь. Этот сюжет имеет место в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были воинами, но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем. Эта связь прослеживается по преданиям византийской эпохи.

Феодор Стратилат и великомученица Ирина. Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой, венчание которых состоялось в 1580 году. В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей, что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода.

Житийные иконы. Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
3. Икона из Кальбенштайнберга.
4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее.
5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате:

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

В 2010 году Патриарх Кирилл установил Феодора небесным покровителем Федеральной службы судебных приставов, добровольно помогающей восстановлению Феодоровского монастыря в Переяславле-Залесском.

Краткие молитвенные песнопения праздника Феодора Стратилата:

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание:

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Feodor-Stratilat.php

19 августа по ст.ст. / 1 сентября по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Нечестивый Максимиан1, управляя восточною частью римской империи, воздвиг повсеместное гонение на христиан. В это время в Сирии находился один военачальник, по имени Антиох, человек жестокого характера и ревностнейший служитель идолов, дышавший угрозами и казнями на верующих во Христа. Ему поручена была императором власть над всею Сириею и дано было повеление подвергать пытками и казни христиан, для чего предоставлено было в его распоряжение значительное число тысяченачальников с подчиненными им римскими войсками. В числе других тысяченачальников, как благоухающий цветок лилии среди терновника, под властью Антиоха был последователь Христа Андрей, который содержал первоначально святую веру во Христа втайне, а потом, когда наступило время, явил и ее всему миру, открыто пред всеми исповедав имя Христово. Хотя он и не был еще крещен, но с твердою верою питал в сердце своем и горячую любовь ко Христу, уклоняясь от всякого дела, неугодного Богу, и ревностно совершая дела, согласные с волею Божиею. За такое благочестие Бог даровал ему необыкновенное мужество и храбрость в битвах, так что по храбрости и мужеству не было равного ему во всем римском войске. Не раз он одерживал блестящие победы над врагами и пользовался среди воинов большею славою и почетом, чем прочие полководцы.

Однажды значительные силы персидского войска, возбуждая против Антиоха войну, сделали внезапное нападение на Сирию. Вследствие неожиданности нападения персов Антиох был в большой тревоге. Но вспомнив о доблестном тысяченачальнике Андрее, он поспешно призвал его к себе, поручил ему вместо себя главное начальство над войском и, наименовав его Стратилатом, то есть старшим начальником над военачальниками, повелел выступить с войсками против напавших на страну врагов и остановить их движение, причем сказал ему:

– Твое мужество и храбрость твоя на войне известны не только мне, но о них хорошо знает и сам император; вот почему я и почтил тебя таким высоким званием. Итак, я поручаю тебе эту неожиданно возникшую войну. Возьми войско, начальствуй над ним вместо меня и постарайся еще больше увеличить ту славу, которую имеешь.

Приняв такое поручение, воин Христов святой Андрей не ради своей личной славы, но ради славы имени Иисуса Христа желал выступить против врагов с подобающею доблестью, но, уподобляясь древнему Гедеону (Суд.7:1) из многочисленного римского войска он выбрал себе для войны только небольшое число воинов, хорошо зная изречение святого царя Давида, что Господь «не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс.146:10-11). Выбор святого Андрея пал на тех, коих указала ему благодать Божия таинственным действием вдохновения на сердце его, и выступил с ними против врагов. Увидев весьма значительные силы противников, которые, как саранча, напали на сирийскую область, святой Андрей стал укреплять своих воинов для мужественной борьбы, чтобы они при малочисленности своей не устрашились многочисленного персидского войска, и так как все воины его поклонялись идолам и ни один из них не был еще христианином, то он предложил им познать единого, всемогущего и в войнах страшного Бога, оказывающего всесильную помощь верующим в Него. Он сказал им:

– Братья и друзья мои! теперь вы на деле можете убедиться, что языческие боги – бесы. Будучи сами бессильными, они никому и помочь не в состоянии, но есть единый истинный Бог, Которому я служу, Который сотворил небо и землю. Он – всемогущ, и всем, кто призывает Его, Он посылает скорую помощь: делает таких сильными на войне и врагов обращает пред ними в бегство. Вот, как вы и видите, против нас идут многочисленные полки врагов, которые по своей многочисленности гораздо сильнее нас, но если вы отвергнете ваших суетных богов и вместе со мною призовете единого истинного Бога, то вы тотчас же увидите, что враги исчезнут пред вами подобно тому, как исчезает какой-нибудь дым или пыль.

Когда святой сказал это, все бывшие с ним воины поверили словам его и, призвав на помощь Христа Бога, смело бросились на врагов. Произошла жаркая битва, и воины святого Андрея одержали блестящую победу, так как по вере и молитвам святого в помощь им явилась свыше невидимая сила, которая навела страх на войска персов и привела их в расстройство, и они, отступив, обратились в бегство, а войско римское, предводительствуемое святым Андреем, преследуя их, мечами своими посекало головы персов, как посекают серпом колосья. Таким образом, и произошла при помощи силы Христовой славная победа римлян над персами. Когда враги были прогнаны, то все воины, бывшие с святым Андреем, при виде такой неожиданной победы, одержанной при помощи Христа, уверовали в Него, а святой Андрей стал, насколько мог, утверждать их в вере, разъясняя им правые пути, приводящие ко спасению. Торжественно возвратясь с войны, святой Андрей и его воины, увенчанные славою, вступили в город Антиохию.

Между тем некоторые из завистливых военачальников, завидуя доблести и славе святого Андрея, донесли на него Антиоху, сообщив ему, что стратилат Андрей чтит распятого Бога. Услышав это, Антиох пришел в сильный гнев и послал к нему некоторых начальствующих мужей из военного звания узнать от него, справедливо ли то, что о нем говорят. Узнавши, что всё это действительно справедливо, Антиох отправил снова послов к Андрею отчасти с увещаниями, а отчасти с угрозами и напоминанием ему о своей нетерпимости к христианам и, наконец, велел посланным сказать ему:

– Ты хорошо знаешь, какой мучительной казни я предал сына Полиевктова, Евфимия, и вместе с ним многих других последователей христианской веры. Никого из них я не пощадил. На что же после этого рассчитываешь ты и на что надеешься, воздавая божеское почитание Человеку, Который был распят на кресте?

Когда посланные от Антиоха пришли с таким поручением к святому и передали ему эти слова, то он сказал им в ответ:

– Слова Антиоха более ободряют меня нежели устрашают: ибо если те, о которых он напоминает мне, будучи преданы жестоким мучениям, стали его победителями и в венцах мучеников предстали Христу Богу, то почему же и мне не быть верным рабом моего Иисуса Христа, чтобы вместе с ними, пострадавшими за Него прежде меня, удостоиться наследия в царстве Его?

После того как посланные сообщили Антиоху этот ответ святого Андрея он исполнился ярости и послал к святому воинов с приказанием связать и привести его к себе. Севши на судейское место, он велел святому Андрею открыто пред всеми объявить, желает ли он подчиниться царскому повелению или намерен служить своему Богу. Тогда святой, стоя на этом нечестивом судилище, пред лицом ангелов и людей громким голосом смело исповедал Христа истинным Богом, а себя рабом Его. После этого мучитель немедленно приказал принести медное ложе и сильно раскалить его, дабы жечь на нем Христова воина. Когда ложе было раскалено до того, что от него отскакивали искры, то Антиох сказал мученику:

– Андрей, ты много потрудился на воинской службе, посему следует тебе после стольких трудов отдохнуть на этом ложе.

Святой мученик, не ожидая пока палачи возьмут его, немедленно же сам снял с себя одежды, поспешно взошел на ложе и, легши протянулся на нем, как бы на мягкой постели, мужественно перенося жжение своего тела. Ощущая сначала боль, он стал молиться Христу Богу, чтобы Он ниспослал ему скорую помощь, и действительно огонь, по повелению Божию, немедленно потерял свою силу и не мог вредить телу мученика. В то же время Антиох повелел схватить и некоторых других мужей из числа воинов Андрея и, приказав прибить гвоздями руки их крестообразно к деревам, состоящим из четырех частей, с насмешкой спрашивал их, приятно ли им это? Считая такое страдание за Христа весьма приятным для себя, они сказали:

– О если бы мы удостоились быть подражателями Христа, нашего Господа, распятого на древе крестном!

После этого мучитель снова обратился к святому Андрею и спросил его, достаточно ли он наказан огненным жжением и не желает ли отречься от Христа и обратиться к почитанию богов. На это мученик ответил, что желает терпеть до конца, потому что конец венчает всякое начатое дело; ибо от Христа Бога получает награду не тот, кто хорошо начал свой подвиг, но тот, кто хорошо окончил его. Посему мучитель Антиох повелел снять святого Андрея с медного ложа, а его товарищей освободить от дерев и бросить в темницу, как бы для того, чтобы дать им время на размышление, пока не согласятся обратиться к богам, а на самом деле для того, чтобы сообщить о них императору, так как он не решался без ведома и согласия последнего предать казни такого доблестного и сановного мужа, как Андрей, и его товарищей. Император Максимиан, получив и прочитав донесение Антиоха, нашел небезопасным открыто казнить смертью такого знаменитого воина и вместе с ним других воинов, оказавших такое необыкновенное мужество: не произошло бы от этого волнения и мятежа в войске и не возникла бы из-за них новая война. В ответ он написал Антиоху письмо, в котором повелел отпустить Андрея и его дружину, освободив их от заключения и казни, но в то же время дал Антиоху тайное повеление, чтобы он после освобождения Андрея и его товарищей, подождав немного времени, искусно нашел за ними какое-нибудь другое преступление и казнил их смертью, если они упорно останутся христианами, как бы не за веру, и притом, чтобы брал их для казни по одному. Получив от императора такое повеление, Антиох немедленно же освободил святого Андрея и его товарищей от оков и темниц и отпустил их на свободу, причем повелел им оставаться в том же звании, в каком они были и прежде.

Между тем воин Христов, святой Андрей, узнав по откровению Божию о таком коварном замысле нечестивцев, тайно от Антиоха вместе со всеми воинами, уверовавшими во Христа (а их было 2593 человека) ушел в киликийский город Тарс2 к епископу этого города Петру для принятия от него святого крещения, так как никто из воинов его и сам он не был еще крещен. Спустя несколько времени Антиох узнав об уходе святого Андрея и его дружины в киликийскую область, исполнился страшной ярости и гнева и, посоветовавшись с близкими к себе лицами, послал правителю Киликии Селевку письмо, в котором писал:

– Я знаю, что ты слышал об Андрее, который был тысяченачальником в императорских войсках. Ныне он не только сам впал в безумие, не повинуясь повелениям императора, но и многих из воинов обратил к тому же безумию и, как мы слышали, бежал с своими единомышленниками в киликийскую область. Почему, во исполнение повеления императора, прикажи схватить Андрея и всех, кто находится с ним, и, связав, пришли их к нам. Если же они вздумают оказать сопротивление или бежать, то прикажи вооруженным воинам избить их.

Селевк, получив от Антиоха такое письмо, немедленно разослал во все местности Киликии послов разведать об Андрее и находящихся с ним воинах и, узнав, что он находится в Тарсе, сам с войском отправился туда. В это время святой Андрей, провидя духом, что волки идут уже на стадо Христово, просил тарсийского епископа, блаженного Петра и другого епископа из города Вереи, по имени Нона, случайно находившегося тогда в Тарсе, немедленно же совершить над ним и его воинами святое крещение, и епископы тотчас же крестили святого Андрея и всю дружину его.

Приняв святое крещение, святой Андрей с своими сподвижниками ушел из Тарса в местность, называемую Таксаниты не потому, что боялся смерти, которой, напротив, очень желал ради Христа, но исполняя повеление Господа своего, выраженное в словах: «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23). Вскоре после этого Селевк с вооруженными как на войну воинами прибыл в Тарс. Не найдя там Андрея с его дружиною, он встревожился и даже изменился от гнева в лице, а потом, исполнившись страшной ярости, отправился в погоню за стадом Христовым. Между тем святые из вышесказанного места пошли в пределы Армении в горы, называемые Таврос3, а Селевк повсюду гнался за ними вслед, стараясь настигнуть их, чтобы предать избиению. Проходя на этих горах различные местности, святые пришли в одно тесное место, со всех сторон окруженное отвесными подобно стенам скалами, на которое можно было войти чрез единственный проход, как чрез ворота в город. Здесь святой Андрей остановился с своею дружиною и стал ожидать своих убийц, так как это именно место было предуказано ему Богом для мученической кончины его и его сподвижников. Святой Андрей обратился тут к своей дружине с такими словами:

Друзья, братья и дети мои, «ныне время благоприятное, ныне день спасения» (2Кор.6:2; Ис.49:8); будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел наш Господь, и не станем поднимать рук наших на преследующих нас, но поднимем их к Богу с молитвою благодарения за то, что Он дал нам дожить до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак будем молиться Ему, как молился святой первомученик Стефан, когда иудеи побивали его камнями, говоря:

— «Господи Иисусе Христе, приими (Деян.7:59) души рабов Твоих, которые мы предаем в руки Твои».

Сказав такие слова дружине своей, святой Андрей, став посреди нее и, подняв руки и обратив взор свой к небу, начал молиться, говоря:

– Господи, Господи, великий и всесильный! услышь молитву грешного и недостойного раба Твоего и всех, находящихся со мною, непорочно сохранивших святую веру в Тебя, приими с миром наши души, покрой их Твоим милосердием и удостой райских обителей. Владыко! молимся Тебе еще и о тех, которые будут почитать нашу память. Исполняй все приводящие ко спасению прошения их и ради молитвы нашей будь им помощником во всех их нуждах. А на месте сем, где будет пролита за Тебя наша смиренная кровь, пусть будут источник, подающий исцеления и прогоняющий нечистых духов. Всех же тех, кто будет приходить сюда, сохраняй от всяких бедствий и подавай им душевное и телесное здравие, чтобы на месте сем прославлялось пресвятое Твое имя, Отца и Сына и Святого Духа.

В то время как святой Андрей и бывшие с ним молились так Богу, их настиг Селевк со своими воинами. Обнажив мечи и заскрежетав зубами, они как звери бросились на стадо Христово. Святые же воины Христовы, хотя как храбрые и опытные в бою и могли бы защитить себя, в этом тесном месте с одним только проходом, от рук убийц, но, подражая Господу своему, как незлобивые агнцы отдались убийцам своим на заклание. Преклонив колена, они протянули выи свои под мечи, и воины Селевка, без милосердия посекая их, в короткое время всех перебили. И пролилась кровь святых, как вода, ручьем текущая из этого места, души же их с торжеством вошли в радость Господа своего.

Святые пострадали в 19 день месяца августа, в воскресный день во втором часу дня и на том месте, где пролилась их мученическая кровь, немедленно вытек источник ключевой и целебной воды.

Избиение святых видели скрывавшиеся на одной скале вышеупомянутые епископы, Петр из Тарса киликийского и Нон из города Вереи, ибо они со своими клириками издали следовали за ними, желая видеть их кончину. Когда Селевк после избиения святых мучеников пошел со своими воинами обратно домой, эти епископы с клириками своими подошли к телам мучеников и плакали над ними, а потом, приготовив их к погребению, с честью похоронили на том же месте. Видели они и источник, вытекший по молитве святых мучеников и, попивши из него воды, узнали о целебности ее, ибо один из клириков, бывший с епископами, долгое время страдал от нечистого духа, но когда напился из этого источника, то нечистый дух немедленно оставил его. После погребения святых епископ Петр не возвратился в Тарс, так как Селевк стал искать его, чтобы предать смерти, но со всеми бывшими с ним пошел в Исаврию.

Между тем окрестные жители, узнав о целебном источнике, стали приходить к нему и приносили своих больных. Они пили воду, мылись ею и получали исцеление от всяких болезней по молитвам святого страстотерпца Андрея и пострадавших с ним святых мучеников и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцом и Святым Духом да будет честь и слава ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 5:

Земнаго сана славу оставив, и небесное царство наследовал еси, кровными каплями, яко пречудным камением нетленныя венцы украсил еси, и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете назаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате: Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет душы наша.

Кондак, глас 2:

В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.

1 Здесь разумеется не соправитель Диоклетиана Максимиан Геркул, а Максимиан Галерий, зять Диоклетиана и соправитель его на востоке римской империи. Он внушил Диоклетиану мысль издать общий закон против христиан, вследствие которого и началось повсеместное преследование их.

2 Киликия – римская провинция; находилась в юго-восточной части малоазийского полуострова, на берегу Средиземного моря, на северо-восток от Сирии и граничила с последней с востока. Город Тарс был родиной св. Ап. Павла.

3 Ныне Тавр – горная цепь, тянущаяся по южному берегу сканадийского полуострова и потом поднимающаяся к северу и идущая на восток. На восточной части своей она называется Антитавр. Из ледников Антитавра берет свое начало известная река Тигр.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Источник: https://idrp.ru/content/article/zhitiya-svyatih-lib858/

Православный Церковный календарь

Жития мученика Андрея Стратилата и дружины его

Му­че­ник Ан­дрей Стра­ти­лат был рим­ским во­е­на­чаль­ни­ком при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане. Во вре­мя вой­ны с Си­ри­ей свя­то­му Ан­дрею да­ли ти­тул «стра­ти­лат», то есть глав­но­ко­ман­ду­ю­щий. Вы­брав неболь­шой от­ряд, св. Ан­дрей вы­сту­пил про­тив про­тив­ни­ка. Его во­и­ны бы­ли языч­ни­ка­ми, и сам он еще не при­нял Кре­ще­ние, но уве­ро­вал во Хри­ста. Пе­ред сра­же­ни­ем свя­той Ан­дрей убеж­дал во­и­нов, что язы­че­ские бо­ги – бе­сы, и про­по­ве­до­вал им ис­тин­но­го Бо­га. С ве­рою в по­мощь Бо­жию неболь­шой от­ряд во­и­нов об­ра­тил в бег­ство мно­го­чис­лен­ное вой­ско пер­сов.

Ко­гда св. Ан­дрей вер­нул­ся из по­хо­да с по­бе­дой, то мно­гие ста­ли за­ви­до­вать его сла­ве и до­нес­ли пра­ви­те­лю Ан­тио­ху, что свя­той – хри­сти­а­нин, об­ра­тив­ший ко Хри­сту под­чи­нен­ных во­и­нов. Свя­той, вы­зван­ный на суд, ис­по­ве­до­вал Хри­ста, за что был под­верг­нут пыт­кам. Во­и­нов, быв­ших с ним, рас­пя­ли на де­ре­вьях, но ни один из них не от­рек­ся от Хри­ста.

То­гда им­пе­ра­тор, бо­ясь воз­му­ще­ния вой­ска, от­пу­стил св. Ан­дрея и его дру­жи­ну, но тай­но при­ка­зал под ка­ким-ли­бо пред­ло­гом каз­нить по­рознь каж­до­го. Осво­бо­див­шись, свя­той вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми при­шел в г. Тарс, там они при­ня­ли Кре­ще­ние, а за­тем бы­ли умерщ­вле­ны в уще­лье Тав­ра. Пе­ред смер­тью свя­той Ан­дрей мо­лил­ся за всех, кто бу­дет чтить их па­мять, и про­сил Гос­по­да по­слать лю­дям це­леб­ный ис­точ­ник на ме­сте, где про­льет­ся их кровь. Во вре­мя этой мо­лит­вы му­че­ни­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом. И в тот же миг из зем­ли ис­тек ис­точ­ник.

Епи­ско­пы Петр и Нон, ко­то­рые кре­сти­ли во­и­нов, вме­сте с кли­ри­ком по­греб­ли те­ла му­че­ни­ков. Один из кли­ри­ков, с дав­не­го вре­ме­ни стра­дав­ший от зло­го ду­ха, на­пил­ся из ис­точ­ни­ка и сра­зу по­лу­чил ис­це­ле­ние. Мол­ва об этом раз­нес­лась сре­ди окрест­ных жи­те­лей, и они ста­ли при­хо­дить к ис­точ­ни­ку и по мо­лит­вам св. Ан­дрея и 2593-х му­че­ни­ков по­лу­ча­ли бла­го­дат­ную по­мощь от Бо­га.

Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­тых по­сле­до­ва­ла око­ло 302 г.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-andrej-stratilat

Житие

Мученик Андрей Стратилат. Минейная икона (ЦАК МДА). Фрагмент.

Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (285—310 годы). За его храбрость, непобедимость и справедливость будущий святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат», то есть главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей ещё не принимал крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги — бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа как всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу.

Но завистники донесли правителю Антиоху, что он — христианин, обративший в свою веру подчинённых воинов. Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лёг на раскалённое медное ложе и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрёкся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришёл в город Тарс. Там их крестили местный епископ Пётр и епископ Нон Верийский. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях гор Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольётся их кровь. Во время этой молитвы не сопротивлявшиеся мученики были усечены мечами (+ ок. 302). В тот же миг из земли истёк источник. Епископы Пётр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *