Икона, на которую нельзя смотреть

…более девятисот лет хранится в Киккском монастыре на Кипре. Этот образ Пресвятой Богородицы, по преданию, был написан евангелистом Лукой.

Этот образ Пресвятой Богородицы, по преданию, был написан евангелистом Лукой. Паломники могут приложиться к открытой нижней части иконы

Смиренный отшельник

В конце XI века Кипр был частью Византийской империи, и управлял им ставленник императора – князь Мануил Вутомитис. Однажды он охотился в горах Троодос и заблудился. Выйдя к келье отшельника, князь хотел спросить у старца дорогу. Но тот в это время молился и не стал прерывать своего занятия. Наместник, который привык, что его приказы выполняются незамедлительно, разгневавшись, ударил старца Исайю.

Вскоре Вутомитис отыскал дорогу и вернулся в Никосию. А через некоторое время он тяжело заболел. Когда страдания стали невыносимыми, князь понял, что это кара небесная, и послал за старцем. Исайю привели во дворец к больному. Раскаявшийся наместник слезно просил у старца прощения и исцеления. Исайя стал денно и нощно молиться Господу, и случилось чудо – больной выздоровел.

Божия Матерь явилась во сне Алексею Комнину и сказала, что желает видеть на Кипре именно эту икону

Вскоре после этого наместник отбыл в Константинополь. При императорском дворе все были в скорби и печали. Выяснилось, что юная дочь Алексея Комнина также заболела неведомой болезнью, и никто не мог ей помочь. Тогда Вутомитис рассказал государю о кипрском отшельнике Исайе.

По просьбе императора старец прибыл с Кипра и силой молитвы исцелил царевну. В награду он не захотел ни жемчугов, ни золота, а только попросил у императора икону Божией Матери из дворцового храма – ту, что, по преданию, была написана евангелистом Лукой.

Алексею не хотелось расставаться с бесценной святыней, и он решил отправить на остров ее точную копию. Но во сне ему явилась Дева Мария и сказала, что желает видеть на Кипре именно эту икону, а список пусть останется в Константинополе.

У подножия Троодосских гор

Уже на следующий день корабль со святыней отплыл к кипрским берегам. Когда же икону вынесли с корабля и торжественное шествие направилось к горам Троодоса, все вокруг возликовало. Даже деревья по пути склонялись перед святым образом.

Указом Алексея Комнина у подножия гор специально для этой иконы был заложен Киккский монастырь, и старец Исайя стал первым его настоятелем.

«Обитель… стоит зело в великой пустыни, на месте высоком и прохладном и благоприятном, и весьма к иноческому уединенному житию приличном, – писал об этом монастыре русский путешественник Василий ГригоровичБарский, побывавший на Кипре в 1727 году, – …во всем обитель нарядна не токмо местом и строением и святинею, но и добрими иноки, иже суть добродетелни, смирении и страннолюбивы…

Маленькая и прекрасная церковь расписана фресками. Здесь хранится икона Богородицы, которая на правой руке держит Младенца-Христа. Чудотворением Она от ветхих времен – даже до ныне – прославляемая; пред нею же на всяк день иноки молебный канон поют. Не токмо же кипрьский народ, но и окрестные далекие страны в велицем почитании ту икону имут».

По распоряжению императора икону сразу же прикрыли бархатной пеленой с прорисью, чтобы никто не дерзнул увидеть сияющих ликов. Этот запрет был нарушен лишь дважды.

Самый большой колокол на монастырской колокольне – весом 1280 кг, «родом» из России. На нем начертаны такие слова: «Обители Божией Матери, именуемой Киккской, на острове Кипр тщанием русских православных и усердием жительницы Москвы Екатерины Абрамовой, отлитый на заводе Богданова».

В 1669 году патриарх Александрийский Герасим приподнял пелену и тотчас ослеп. Лишь после долгих покаянных молитв перед образом он получил исцеление.

Другой случай (точная дата неизвестна) связан с попыткой некоего нечестивого человека прикоснуться к иконе. До сих пор справа от нее можно увидеть черный слепок его высохшей руки.

Григорович-Барский, дважды побывавший на Кипре, также очень хотел увидеть лик Богородицы. Он предположил, что это можно сделать, оставшись в храме на ночь, но так и не дерзнул нарушить строжайший запрет.

Тем не менее один раз в году завесу с иконы все же снимают. Ее крестным ходом приносят без пелены на самую вершину горы Киккос, чтобы совершить там молебен об урожае. Но даже в эти минуты монахи не смеют взглянуть на лик Царицы Небесной.

Галерея Киккского монастыря

В огне не горит

Киккос, как и другие монастыри Кипра, неоднократно страдал от пожаров. Первый из них, в 1356 году, лишил обитель главного храма, многих реликвий и драгоценностей. Однако икона при удивительных обстоятельствах уцелела.

…В тот день после утренней службы вся братия отправилась в лес за хворостом, оставив в монастыре перед Киккской иконой престарелого парализованного монаха. Тем временем некий крестьянин развел в лесу костер для выкуривания пчел из улья. Неожиданно пламя, подхваченное сильным порывом ветра, перекинулось на обитель. Обездвиженный старец уже приготовился к смерти, как вдруг услышал обращенный к нему голос Богоматери: «Возьми икону и беги». Когда монахи вернулись в монастырь, они нашли избавившегося от паралича брата на верхушке высокого кедра.

В пожаре сгорел главный храм обители, но икона при удивительных обстоятельствах уцелела

После пожара королева Элеонора, супруга Пьера I де Лузиньяна (французская династия кипрских правителей), отстроила Киккос почти целиком из камня. Однако бедствия повторялись в XVI, XVIII и XIX веках. Последствия этих пожаров были разрушительны для монастыря, но чудотворный образ Богородицы каждый раз оставался невредим.

Широкую известность получило еще одно чудо, произошедшее в 1683 году. Тогда весь остров страдал от небывалого нашествия саранчи. Но как только «…икона была установлена на пьедестал, появилось множество птиц, таких птиц ни до, ни после никогда не видели на Кипре. Они стали есть саранчу. Потом поднялась буря и смыла остатки саранчи в море. По приказу паши было запрещено убивать птиц, а нарушителей этого приказа ждала смерть».

«Елеуса» значит «Умиление»

Благодаря сохранившимся спискам с иконы, а также культурным и духовным связям с Кипром уже в начале ХVII века иконографический тип Богоматери Киккской становится известным и в России.

Знаменитый царский изограф Симон Ушаков увидел этот образ в Успенской Флорищевой пустыни и в 1668 году написал его для местного ряда иконостаса, который был установлен в церкви Григория Неокесарийского на улице Большая Полянка.

Название иконы «Елеуса Киккотисса» написано по-гречески. «Елеуса» в дословном переводе – «Милующая», или, как говорили на Руси, «Умиление». На свитке у Христа также греческая надпись: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя». Тем самым иконописец подчеркнул греческое происхождение иконы и, видимо, то, что она предназначена для храма во имя греческого святого.

Сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее.

«Елеуса Киккотисса». Симон Ушаков.
XVII в. Государственная Третьяковская галерея

Полезная информация:

• Монастырь расположен в самом центре Кипра, в западной части горного массива Троодос. Добираться к обители можно несколькими путями

• Из Никосии через пригород Строволос – на Троодос, важно не пропустить указатель «Киккский монастырь» (поворот направо на Кало Панайотис). Расстояние – 90 км. Но чаще всего ездят по трассе Пафос – Лимассол – Ларнака (в зависимости от того, в каком из этих городов вы остановились); в черте Лимассола искать указатель на Троодос (ориентир – новое здание церкви св. Георгия), за церковью – кольцевая дорога с очередным указателем. В Троодосе – на развилке налево.

Расстояние от Пафоса – 133 км, от Лимассола – 60 км. Расстояние от Ларнаки – 131 км, говорят, что этот путь занимает не менее трех часов

• На территории монастыря находится Церковно-археологический музей (официальный сайт: www.kykkos-museum.cy.net), где можно увидеть старинные иконы и рукописи, храмовую утварь, книги, географические карты, археологические ценности. Большой интерес представляют дары русских и грузинских паломников, например, покров с Киккской иконы Богородицы, присланный царем Кахетии Ираклием II в 1780 году

• Музей открыт с 10 до 18 часов по местному времени Совершить поездку в Киккский монастырь можно с Паломнической службой Московского Патриархата

Источник: http://journalpp.ru/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%8E-%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%8F-%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C/

Киккская Богородица

Об этой величайшей Православной святыне — Киккской иконе Божией Матери — я узнал совсем недавно. А как узнал, так сразу и стал свидетелем чуда от нее.
Моя давняя знакомая Наталия Лысенко (мы ездили в одной паломнической группе в 1996 году на Святую Землю) привезла мне с Кипра подарок — книгу «Краткое описание Святого монастыря Киккоса». На Кипр она ездила этим летом вместе со своей семьей. Рассказала, что не знала точно, куда ей лучше поехать, — тянула жребий (где были перечислены несколько великих святых мест России и зарубежья). Выпал жребий ехать на Кипр…
И вот уже далеко позади остался чарующий, словно морская жемчужина, остров Кипр. Наталья пришла к нам в редакцию глубокой осенью с книгой-подарком. На обложке книги, изданной с великой любовью самим Киккским монастырем, изображена Киккская икона Божией Матери. Писанная Евангелистом Лукой с Самой Царицы Небесной, икона эта сразу пленяет сердце христианина. Необычная мягкость Святых Ликов Младенца Христа и Божией Матери поражают, притягивают взор. Когда я взял этот подарок в руки, две сотрудницы редакции ощутили тонкое благоухание, исходящее от иконы. А вскоре… произошло чудо. Прямо в моих руках изображенная на обложке книги икона замироточила! Мироточение было едва заметным — словно испаринкой покрылся Лик Богомладенца Христа — и тем не менее это было явное чудо. Его свидетелями стали все, находившиеся в тот день, 4 октября, в редакции.
Вечером я отнес книгу домой. Положил ее на рабочий стол, как кладут книги, а не поставил к иконам. Ведь это все-таки книга, решил я, и правильнее держать ее на столе, а не на божнице. Но на обложку книги с Киккской иконой Божией Матери я ничего не клал. Явный след недавнего мироточения еще оставался на иконе. Прошло несколько дней. 9 октября я проснулся рано утром. Подошел к столу — и взгляд мой невольно остановился на этой книге. Тут уже я пережил настоящее изумление — икона Киккской Божией Матери на обложке книги была густо покрыта святым миром! Струйки стекали от ланит и подбородка Пречистой Девы вниз, к поясу Богомладенца. Мироточение было обильным. Густые капли не засыхали несколько дней и даже сейчас, 12 октября, когда я пишу эти строки, святые капли эти еще не засохли на иконе. Явное чудо это засвидетельствовал пришедший к нам в редакцию 11 октября член редакционного совета Православной газеты «Благовест» клирик Петропавловской церкви г. Самары священник Дионисий Толстов. Прикладываясь к мироточивой иконе Киккской Божией Матери, он почувствовал тонкий неземной аромат, которого мы, сотрудники редакции, в то время не ощущали…
Киккская икона Божией Матери — величайшая святыня Православного Кипра. Главная достопримечательность этого поистине чудо-острова (на нем в давние времена епископствовал воскресший Четверодневный Лазарь!). Святая Икона эта еще известна как Пресвятая Богородица Елеуса (Источник Милосердия). В 1576 г. икона была покрыта серебряным и золотым окладом. Лик ее покрыт, и покров не снимается никогда. Характерно упоминание о том, как в 1669 году Патриарх Александрии Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть Лик Божией Матери, но был наказан за свой поступок и со слезами на глазах просил прощения у Бога.
Благодаря силе Святой Иконы во времена жестоких засух шел дождь, бездетные женщины рожали и больные исцелялись. Чудеса от Иконы происходят и в наши дни. Благодаря тому, что русские паломники и просто отдыхающие сейчас стали нередкими гостями на святом острове Кипре, эта икона стала еще лучше известна у нас в России. И вот произошло чудо, которое тем удивительнее, что произошло не от самой чудотворной иконы и даже не от ее иконописной копии, а от ее изображения на обложке книги, изданной в монастыре. Это чудо показывает, насколько условны наши суждения об «освященных» и «не освященных» иконах. Старцы же говорят, что всякое святое изображение, помеченное соответствующим надписанием, — свято. И это чудо — еще одно тому подтверждение.
Быть может, не случайно Киккская икона замироточила в редакции нашей газеты именно в эти дни. Нами подготовлен особый — увеличенный по объему вдвое — выпуск газеты. В связи с этим нам приходится пробиваться сквозь густые тернии и ловушки сил зла. И вот пришло нам чудесное подкрепление Свыше…
Но дело, конечно, далеко не только в этом.
Когда-то давно, около 1100 года, икона эта была торжественно доставлена из столицы Византийской империи на остров Кипр. Киприоты встретили величайшую святыню с особым волнением и умилением и прошли вместе с ней от морского побережья до Троодоса. На пути деревья преклонялись перед святыней, участвуя во встрече Иконы. Даже сегодня на лесных склонах Тириллии можно встретить склоненные сосны, — уникальные доказательства участия природы в почестях, с которыми Кипр встретил икону Пресвятой Богородицы.

Даже неодушевленная природа не смогла не преклониться перед Иконой Пресвятой Владычицы Богородицы! Но сколько людских сердец еще остаются закрытыми от благодати, исходящей от кроткого Лика Пречистой Девы! Сколько колен не преклонилось пред Ней!.. Об этом и должно нам еще раз напомнить новое чудо Киккской иконы Божией Матери.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
На снимке: мироточащее изображение Киккской иконы Божией Матери. Антон Жоголев 19.10.2001

Источник: https://blagovest.cofe.ru/CHudesa-Bozhii/Kikkskaya-Bogoroditsa

Отзыв: Экскурсия в монастырь Киккос (Кипр, Никосия) — Горы Троодоса завораживают, а купленная там черешня оказалась незабываемо вкусной

Данный отзыв об экскурсии в Монастырь Киккской Иконы Божией Матери.
Я отдыхала на Кипре вместе с мужем в июне 2014 года в отеле Park Beach 3*г. Лимасол. На встрече с гидом от туроператора Библио-Глобус, мы приобрели для себя понравившиеся экскурсии, и одной из заинтересовавших нас экскурсий и стала данная экскурсия.
Экскурсия была не столь обширная и заняла у нас полдня. С детьми думаю, данная экскурсия, подойдет. Так как с детишками было тогда много семейных пар на данной экскурсии.
В день экскурсии, с утра плотно позавтракав, мы на экскурсионном автобусе отправились в путь.
Дорога к месту назначения проходила через горную цепь Троодос, так как Монастырь Киккской Иконы Божией Матери находится на расстоянии всего 18 км от самой высокой горной вершины Кипра – Олимбос. Монастырь располагается на высоте приблизительно 1200 м над уровнем моря. Большая часть дороги проходила по серпантинам, но для нас они были не сильными, по крайней мере, меня не укачивало, как это было на серпантинах в Сочи. Асфальт в горах очень хороший, как и везде на Кипре, с российскими дорогами не сравнится. Так же продумана безопасность в дороге, со стороны гор, горные вершины накрыты сеткой, чтобы уберечь от обвала камней.
По дороге мы увидели леса из калабрийских и черных сосен. Открываются красивые панорамные виды на горы и густые леса. Гид рассказала нам, что киприоты вместе со своими семьями очень любят посещать горы летом и зимой. Летом они снимают в горах домики либо номера в отелях и укрываются от сильной жары, чтобы в тени лесов отдохнуть и подышать горным чистым воздухом. А зимой горы являются единственным местом на Кипре, где можно увидеть снег. И в зависимости от количества осадков в виде снега в горах работает горнолыжный курорт, и киприоты очень любят, когда снега выпадает за зиму достаточно и горнолыжный курорт работает.

Первой остановкой в нашей экскурсионной программе стала самая высокая гора Олимбос, ее высота 1952 метра. Выйдя из автобуса, мы с открывшейся нам смотровой площадки полюбовались прекрасным видом на леса и горы Кипра, а также сделали замечательные фото с высоты Олимбос. Примечательно, что сосны растут, опустив ветви вниз. По легенде, сосны опустили свои ветви тогда, когда из монастыря вынесли Икону Божией Матери и сосны опустили свои ветви в знак уважения и поклона Иконе.

Гид рассказала нам, что происхождение названия «Киккский» неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно произошло от названия дикого кустарника, произрастающего в данной местности. Также по другому преданию связывают название «Киккский» с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы. Киккский монастырь самый известный из монастырей Кипра и много значит для киприотов, потому что там с конца века находится икона Божией Матери Киккская, образ которой известен во всем православном мире. Монастырь существует вот уже 900 лет.
Следующей нашей остановкой и стал Монастырь Киккской Иконы Божией Матери. Данный Монастырь отреставрирован и украшен изображениями на различные церковные сюжеты. В основном это мозаика, которая украшает вход, стены внутреннего двора и коридоров, гармонично вписываясь в архитектурные особенности места.

Главным же и самым интересным объектом для туристов в данном монастыре является икона Божией Матери Киккская, которая, согласно передаваемому из поколения в поколение преданию, написана святым апостолом Лукой с Самой Богородицы. Гид рассказала нам, что эта икона известна еще и как Богородица Милостивая. На иконе изображена Богородица, которая держит на правой руке Христа. С образа данной иконы написаны многие иконы в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте, Эфиопии, что свидетельствует о большом почитании, которым пользуется икона среди православных народов. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина, а может быть потому, что так икона внушает большее уважение.
Можно было подойти к иконе, помолиться и освятить приобретенные на Кипре либо имеющиеся ранее крестики. Муж приложил свой крестик к иконе и освятил (который был приобретен незадолго до поездки на Кипр, но не был освящен в церкви).
Монастырь и мозаики очень красивые. Территория у монастыря также красивая и ухоженная.

Неподалеку от монастыря есть небольшой базарчик, где продаются крестики, иконы, сладости и т. д. Там, по настоятельному совету гида, мы приобрели черешню. Советую и вам приобрести черешню, если удастся попасть в ее сезон. Черешня очень крупная как слива (крупнее в жизни не видела) и очень сладкая, вкуснее черешни я пока не ела. Данная черешня растет в горах Троодос.
Также неподалеку от Монастыря находиться кафе, где мы пообедали. Питание у нас в данную экскурсию не входило. Из балкончиков кафе, открывается потрясающий вид на горы.

После обеда, мы отправились в обратный путь.
Данная экскурсия мне понравилась, поэтому рекомендую посетить ее! Главной целью в данной экскурсии для нас было увидеть Монастырь Киккской Иконы Божией Матери и полюбоваться прекрасными горными пейзажами. Все это мы на этой экскурсии увидели, после экскурсии полакомились вкуснейшей черешней, собранной с гор Троодос.
Также из запоминающихся и интересных экскурсий могу посоветовать Экскурсию в г. Пафос.

Источник: https://otzovik.com/review_4666715.html

Как икона оказалась на Кипре

Как гласит легенда, упомянутая в том числе и в научно-популярном издании под авторством В. Н. Сингаевского «Самые известные русские иконы», Киккская Богоматерь – это один из образов, написанных самим апостолом и евангелистом Лукой. Лука же и отправил свою работу в Египет, где та и находилась до 980 года. Когда пришли сарацины и начались гонения на христиан, святыню пытались переправить по морю в Царьград, но по пути на корабль напали пираты. Греческие моряки спасли икону и доставили ее в Константинополь. Там образ пробыл до XII века.
Местопребывание Киккской иконы вновь изменилось, когда на престол взошел император Алексей I Комнин. В период его правления наместником Кипра был Мануил Вутомит. Как пишет епископ Пензенский Амвросий в своем труде «Чудотворные иконы Богоматери на Руси», однажды Мануил избил одного праведника по имени Исаия, который, как показалось наместнику, отнесся к нему с пренебрежением. После этого Вутомит тяжело заболел, а потому решил попросить прощения у обиженного им старца. Исайя же ответил Мауилу, что ему было видение, согласно которому образ Богоматери следовало было отправить на Кипр. Вскоре Мануил был у Алексея Комнина. Так святыня оказалась на острове и получила новое имя Киккская в соответствии с названием местности. В Киккском монастыре она, скрытая материей, хранится и по сей день.

Икона, которую нельзя увидеть

Икона Киккской Богоматери под окладом

Как мы все знаем, православное христианство с особым почтением относится к иконам. Созерцая их, молящийся возносится к первообразу, то есть, молясь перед иконой святой Девы, он смотрит на саму Богородицу. К особо почитаемым образам специально приходят, их облик воспроизводят в сотнях списков, в «меру и подобие», а также в уменьшенном формате, чтобы икону могли видеть те, кто не может добраться до святыни. Есть и другие причины. Например, когда Богоматерь Владимирская оказалась в Москве, в Успенском соборе, с нее была сделана точная копия и отослана во Владимир, чтобы святыня оставалась и там, оберегая свой город. Я немного упрощаю, но суть в том, что иконы предназначены для их созерцания, и самые выдающиеся из них многократно воспроизводятся.

В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.

Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников. Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.

Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.

Иконоборец замазывает известью икону Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около 850 года. Византия. Исторический музей (Москва)

Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре. Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.

Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Моя коллега Ирина Стерлигова в свое время обратила внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного. Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.

Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.

Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.

Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.

Икону выносят из храма только по особым случаям, с великими почестями, и при этом стараются на нее не смотреть. Это делается, например, когда в засуху нужно вызвать дождь, и Владычица всегда выручает островитян.

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.

Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.

Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)

и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.

Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова

До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века

Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.

Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα). Икона опубликована в небольшом разрешении, да и лик плохо сохранился, поэтому изображение не даю.

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.

Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.

В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).

Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.

Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой я сейчас не буду останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.

Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.

Юлия Бузыкина

ПОМОЩЬ САЙТУ cyprusiana.ru

Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/events/art-historian/kykkos-virgin


Киккская икона Божией Матери

На острове Кипр, в монастыре на Киккской горе, расположенном на высоте 1318 метров над уровнем моря, хранится удивительная икона Богородицы. Она всегда скрыта богатым вышитым покровом. Считается, что поднимать этот покров строжайше запрещено. Попробуем разобраться — почему.
Греки-киприоты называют хранящуюся на их острове икону Богоматери «Елеуса» — «Милостивая». И верят, что ее написал с натуры евангелист Лука. А сама Мария благословила его на этот труд.
Жители Кипра считают, что икона защищает остров от эпидемий и засух, а также избавляет его от нашествий саранчи. Помогает образ и отдельным людям: дарует исцеление от расслабленности членов и паралича, кровотечения и бесплодия, головной боли, а кроме того, улаживает разногласия в семье.
Монастырь, в котором хранится святой образ, так и называется — Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Ведь самим своим существованием он обязан именно Ей.

Дом для иконы

Обычно эту кипрскую обитель называют просто «монастырь Киккос». О значении самого слова «киккос» знатоки топонимики спорят. Одни считают, что это название какой-то местной птицы, а может, звукоподражание птичьему крику. Другие думают, что название происходит от растущего на горе дикого кустарника «коккос». Третьи выводят его из наименования женского головного убора, некогда бытовавшего и в русском языке, — «кика».
До XI века икона, для которой построили монастырь и храм, не называлась Киккской. Считается, что она хранилась в Египте вместе с еще двумя образами, написанными апостолом Лукой. В Константинополь образ попал в 980 году, когда в Египте начались сильные гонения на христиан.


Император Византии Алексей Комнин. Портрет из греческого манускрипта

При императоре Алексее Комнине, в конце XI — начале XII века, икона была перевезена из столицы Византии на остров Кипр, где для нее возвели отдельный «дом». Император даже даровал новому монастырю самоуправление.
Между прочим, построил он монастырь на личные средства, а не взял их из государственной казны, что делалось в те времена только в одном случае — как благодарность Богу за сотворенное чудо. Чудом могло быть исцеление от болезни, избавление от поражения на войне, спасение от неминуемой смерти.
Очевидно, икона, привезенная из Египта, действительно помогла императору. И именно поэтому он принес ее в дар Богу. При этом, не желая навсегда лишиться любимого образа, Алексей приказал сделать с иконы список, который хранился в его дворце. Но почему император выбрал именно Кипр? Выбор, наверно, не был случаен. Очевидно, Алексей желал удалить драгоценную икону из Константинополя. Ведь начинались дурные для христиан времена: Византии угрожали мусульмане, европейские рыцари воевали в Святой земле. Гора Киккос в такой ситуации выглядела безопаснее константинопольского дворца.
Отдадим должное императору — он не ошибся. Монастырь не осквернили ни сарацины, ни христианские рыцари, разграбившие Константинополь во время Четвертого крестового похода, ни турки, захватившие христианский город и переименовавшие его в Стамбул.
Впрочем, беды не обошли обитель стороной. Четыре раза здесь случались страшные пожары — в XIV, XVI, XVIII и XIX веках. Каждый раз монастырь выгорал практически полностью. Но чудотворный образ оставался невредимым — его успевали вынести из огня.

Обида отшельника

Другая легенда рассказывает нам гораздо более запутанную историю о строительстве Киккского монастыря, связанную с именем императорского наместника острова Кипр Мануила Вутомитиса. Однажды, где-то в 1100 году, этот страстный любитель охоты на редких зверей и птиц отправился в горы.
Увлекшись погоней за добычей, он сбился с дороги и понял, что заблудился. Изрядно проблуждав и потеряв надежду выбраться из лесной чащи живым, он случайно набрел на отшельника по имени Исайя. Исайя всеми силами стремился избежать общества людей, поэтому он поспешил скрыться. Наместник, увидев, что его возможный спаситель желает убежать, рассвирепел. Он бросился за старцем следом, изловил, как дичь, и как следует поколотил. После чего отыскал дорогу и вернулся домой.
Возможно, он бы позабыл об этом случае, если бы его внезапно не разбил паралич. Тогда-то ему все и стало ясно: это наказание за издевательство над отшельником. Он тотчас же взмолился Богу и велел отыскать отшельника, чтобы испросить у того прощения.


Монастырь Киккос — дом знаменитой иконы

Старец, в свою очередь, кое-как залечил побои, но выбросить из головы странное поведение хозяина Кипра не мог. В конце концов он сообразил, что их встреча и ярость наместника были явлением не случайным — наместника послал сам Бог. И старец знал, для чего — чтобы икона Божией Матери, хранящаяся в константинопольском дворце императора, «переехала» на Кипр. Когда отшельника нашли и привели пред светлые очи Мануила, Исайя ему эту великую тайну и открыл. Мануил услышал и испугался услышанного: кто он, чтобы указывать императору, что тому делать?
Но отшельник был неумолим: либо икона, либо не будет прощения. А не будет прощения — не будет исцеления.
Скрепя сердце, Мануил согласился, но попросил отшельника отправиться в столицу вместе с ним. Тот пообещал, после чего наместник снова обрел здоровье. Приехав в Константинополь, они не решались беспокоить императора и все выжидали.
В конце концов, отшельник решил отбыть на Кипр, а Мануил обещал дождаться благоприятного момента, чтобы открыть императору правду. И такой момент настал: дочь императора вдруг разбил паралич, врачи предрекали самое худшее. Мануил тут же рассказал властителю о своем исцелении и откровении отшельника.
Алексей его выслушал и тут же согласился отдать икону на Кипр, если от этого зависит исцеление его дочери. Вскоре дочь императора действительно пошла на поправку. Однако императору очень не хотелось расставаться с иконой. Он послал за иконописцем, чтобы тот сделал список, собираясь отправить его на Кипр. Но ночью ему явилась Богоматерь и потребовала, чтобы на Кипр была послана оригинальная икона. Воле Девы Марии Алексей противиться не мог: он дал обет послать икону на остров.

Более того — дал денег на строительство на острове монастыря.

Что бывает, если нарушить запрет

На Кипр икона прибыла уже с покровом, который не позволял увидеть лик, написанный рукой евангелиста Луки. Таково было желание императора, и, видимо, оно пришлось по нраву высшим силам. С тех пор любого, кто рискнет взглянуть на скрытый образ, постигают различные несчастья.
По преданию, один из иерархов церкви, Патриарх Александрийский Герасим в 1669 году дерзнул приподнять полог, чтобы увидеть святой образ, и тут же был наказан слепотой. Загвоздка в том, что в 1669 году Александрийскую церковь возглавлял патриарх совсем с другим именем — Паисий. Так что перепутана либо дата, либо имя. Но это никому не мешает передавать историю из уст в уста уже четвертое столетие.


Александрийский патриарх Герасим.

Другая легенда сообщает о некоем «язычнике» , который тоже осмелился нарушить запрет. В результате у него отсохла рука, которой он прикоснулся к пологу. В память об этом рядом с иконой и по сей день висит слепок руки.
С тех пор никто не смеет бросить взгляд на икону. Правда, иногда случаются чудеса, и покров начинает подниматься сам по себе. Но случается это предельно редко. Счастливчики все равно не успевают ничего толком разглядеть. Да и не увидеть им ничего, кроме серебряного оклада, за которым не видно ликов. Такой оклад был сделан для иконы в 1795 году, а до этого существовал позолоченный оклад установленный в 1576 году.

Источник: https://netrmed.livejournal.com/221114.html

Кипр. Троодос — Монастырь Киккос. — отзыв

На Кипре, как и в Греции, туристам предлагаются экскурсии, посвященные зарождению христианства. В Греции г.Афон (последнее земное пристанище богородицы — Царицы Небесной), на Кипре — Киккский монастырь (мужской). В этих местах хранятся святыни, имеющие чудотворную силу.

Киккский монастырь

Во время пребывания на Кипре, г. Пафос, я , верующая без фанатизма, посетила монастырь Святого Неофита (близ Пафоса) и Киккский монастырь в горах Тродос на высоте 1200м. Дорога от Пафоса занимает часа три, горные серпантины, многие подъем в горы переносят тяжело, перед поездкой следует принять мед. препараты. Красивейшие виды: виноградники, оливковые рощи, горные склоны, кедровые сосны, впечатляющие панорамные виды в горах.

Киккский монастырь

Прибыли к монастырю. На площади перед входом расположены лавки с церковной утварью. Здесь нужно купить свечи и то, что для себя выберете. При входе тем, кто одет не по правилам, выдают халаты. Заходим в храм, ставим свечи, можно написать записки, по очереди подходим к святыне — икона Киккской Пресвятой Богородицы обладает чудодейственной силой. Необычная икона, очень древняя, написал ее Святой Лука при земной жизни Девы Марии, и она сама благословила этот образ. Историю появления иконы в монастыре здесь пересказывать не буду, это отдельная тема. Появление ее — чудо. Икона небольшого размера, покрыта расшитым золотом бархатом. Покрывало снимают два раза в год: в Успение и Рождество Пресвятой Богородицы. Почему закрыта? Две версии: 1) имеет необыкновенную силу и на нее нельзя смотреть долго (может навредить, были такие случаи, кто-то ослеп, кого-то Бог наказал); 2) из-за ее древности, чтоб не портилась.

Киккский монастырь

К образу прикоснулись, помолились, попросили о помощи, приложили то, что купили в лавке (при соприкосновении с иконой вещи освящаются). Богородица благословила.

Киккский монастырь

Далее экскурсия по территории монастыря — изумительные мозаики. Есть музей — интересно; выставлены подарки монастырю из России. На территории монастыря иконная лавка. Времени достаточно не торопясь все рассмотреть.

Киккский монастырь

Ощущение себя неповторимое.

Киккский монастырь

На обратном пути заезжаем на винный завод: дегустация, покупки. Спускаемся с гор, остановка на обед. Обед шикарный, большой выбор, все очень вкусно.

Киккский монастырь

Незабываемые впечатления.

горы Тродос

Источник: https://irecommend.ru/content/kikkskaya-ikona-bozhei-materi

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *