Содержание

О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия

– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?

– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.

Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.

Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.

Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

Вот поэтому еще так важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно человека просвещает и задает ему совершенно иной настрой.
Обязательно ли читать толкование на Евангелие?

– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет. Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, но зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?

– Мне кажется, все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, как-то зафиксировать, по пунктам разложить — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать какие-то выписки.

Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей мы постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.

– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.

– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, которые только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в некоем начальном учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви, чтобы человек мог получить системное представление о том, что такое Церковь и какое место занимает она в нашей жизни. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся человеку.

Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. На мой взгляд, если человек только собирается начать изучать Священное Писание, то лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.

О том, как читать Евангелие дома

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?

– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то в этом случае что — и Священное Писание не читай?..

Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.

— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?

— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.

Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве. На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом.

– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?

– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…

Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.

Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и теоретически не берется благословение у священника.

Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.

Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, мы же не снимаем в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.

– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?

– Желательно, но не обязательно.

О молитве и чтении Евангелия в дороге

– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?

– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.

А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.

О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов

– Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?

– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.

Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали под себя. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать — так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.

– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?

– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был в свое время сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.

Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.

Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы, таким образом, вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.

– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?

– Мне кажется, что, во-первых, Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. Во-вторых, нет чина освящения Священного Писания.

Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.

Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.

Собственно, сам чин освящения — как нательного креста, так и икон — попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.

– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены, можно сказать, мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?

– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.

Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас в России издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.

Нужно понимать, что в каком образе мы первый раз познакомимся с каким-либо персонажем, тот зачастую и останется в нашем сознании. Штирлиц — главный герой книги Юлиана Семенова — предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский — в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.

Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность того, что этот примитивизированный образ и запечатлеется в его детской голове.

О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться

– Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?

– В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен.

Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.

Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?

Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.

О том, почему в храмах читаются одни и те же Евангельские отрывки

– Во время каждой Божественной литургии в храме читается Евангелие, и, как правило, в определенные воскресенья мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему для чтения в храме избраны только отдельные эпизоды?

– Нельзя сказать, что избраны только отдельные эпизоды. За календарный год на ежедневных богослужениях в храме Евангелие прочитывается полностью.

Откуда пошла традиция читать Евангелие на службах? Мы знаем, что 100-процентная грамотность населения стала возможна только благодаря (во всяком случае, в нашей стране) усилиям дедушки Ленина. До революции, а тем более, еще в более древние времена, не все люди были грамотные. А те, кто умел читать, не имели возможности иметь Священное Писание, поскольку книги были редкостью. Мы знаем, насколько дорого стоили списки, рукописные книги — они ценились, в буквальном смысле слова, на вес золота. Когда продавали такую книгу, то часто на противоположную чашу весов клали что-то из драгоценностей. Поэтому редко кто имел у себя текст Священного Писания.

В то время, когда, собственно, формировалось богослужение Христианской Церкви, все христиане практически ежедневно присутствовали на общей молитве, ежедневно собирались для Евхаристии в храме. И во время этих собраний прочитывалась какая-то часть из Евангелия. И поскольку люди регулярно были на службах, жили духом Священного Писания, то и знали его, потому что в течение года оно прочитывалось все полностью.

И сейчас, если мы откроем богослужебный календарь, то там на каждый день указаны евангельские отрывки. А на воскресные дни Церковь установила чтение наиболее назидательных фрагментов.

Я думаю, если человек хочет жить во Христе, то для него любая возможность услышать Священное Писание — всегда радостна и отрадна для его души. Тем более, нужно понимать, что евангельские чтения имеют годичный круг. Думаю, вряд ли кто-то может вспомнить, что читалось год назад. Каждый раз, даже если человек читает дома Евангелие, тот маленький отрывок, который читается в воскресный день, для него является маленьким открытием, напоминанием наиболее значимых притчей и наиболее значимых событий в жизни Христа.

– Православным христианам довольно часто приходится слышать упреки от людей нецерковных, что у нас каждый день одно и то же — одинаковые молитвы, похожие друг на друга службы, одна книга для ежедневного прочтения — Евангелие. Если попробовать ответить на этот упрек, то зачем нужно это ежедневное повторение?

– Мне кажется, подобные упреки — это некая нелепица. Если следовать буквально Священному Писанию, то Господь Иисус Христос оставил нам только одну молитву — «Отче наш». Но если бы мы читали только ее одну, то наверняка укоров было бы еще больше.

Для меня вопрос никогда таким образом не стоял, мне довольно странно его слышать. Если человека смущает однообразие, то стань святым, достигни святости, и тогда у тебя будет дар молитвы, и ты будешь знать, о чем молиться.

Но если кого-то смущают ежедневные утренние и вечерние молитвы, то можно предложить: хорошо, молитесь своими словами. Большинство что станет просить? — Господи, дай здоровья. Господи, сделай так, чтобы на работе было хорошо. Господи, пусть мои дети вырастут хорошими людьми. И все в таком духе.

То есть, большинство из нас имеют к молитве потребительское отношение, хотя Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится вам». И молитвы утренние и вечерние как раз и направлены на то, чтобы человек научился молиться. Это можно назвать некой духовной гимнастикой. Когда мы делаем утром и вечером гимнастику, то повторяем в принципе однообразные движения. Для чего? Для того, чтобы эти движения вошли в привычку, чтобы мы приобрели какие-то физические качества, навыки, нужные нам для жизни.

Вот так же утренние и вечерние молитвы являются гимнастикой для нашего молитвенного сознания. Чтобы мы привыкли молиться, знали, о чем нам просить: о возвышенном, о горнем, о смирении, о чистоте, о тех вещах, которые ведут к Царствию Божьему. Обратите внимание, что в утренних и вечерних молитвах, которые были составлены святыми, нет никакой «бытовухи», а только исключительно то, что способствует приближению нас к Царствию Божьему. В таком направлении нужно привыкать молиться.

Конечно, если человек ведет духовную жизнь, если у него есть духовник, который знает его душевное и сердечное устроение, и этот человек устанет от чтения утренних и вечерних молитв, то духовник может благословить ему читать, например, Псалтирь. Но это не может быть всеобщей практикой, а только по благословению священника, который знает обратившегося к нему человека.

В этой связи можно также вспомнить и подготовку к причастию. Те, кто причащается сравнительно редко, с большим трудом вычитывают и ропщут на сложившееся в Церкви правило ко Святому Причащению, состоящему из трех канонов и последования. Практикуется такой подход: если человек причащается не на каждой воскресной Литургии, то в таком случае правило ко Причастию можно «растянуть» на неделю: в один день читать покаянный канон, на следующий – канон Богородице, затем – Ангелу Хранителю и так далее, чтобы перед самим причастием оставить только молитвы ко Святому Причащению. Таким образом, у человека на несколько дней прибавится молитвенное делание, создастся определенный молитвенный настрой, и перед самим причастием уже не будет такого утомления от чтения большого количества молитвословий.

Но хочу подчеркнуть, что все делать всегда нужно только по благословению своего духовника. Нельзя применять в жизни все советы, которые где-то вычитали или услышали, пусть даже у самых авторитетных людей. Это весьма опасно в духовном отношении, потому что сказанное для конкретного человека не всегда может быть полезно для других. Устроение каждого знает его духовник, поэтому если есть желание что-то изменить в своем молитвенном правиле, то делать это нужно, только посоветовавшись с духовником.

— А если нет духовника?

— Если нет духовника, значит, духовное состояние такого христианина оставляет желать лучшего. Ведь получается, что в деле спасения он руководствуется только своим видением Писания и Предания, выбирая исключительно по своему произволению, что для него спасительно, а что нет.

Отсюда, кстати, — и большое количество микроересей («ересь» – значит выбор) в жизни многих излишне свободолюбивых прихожан или тех приходов, где священник ограничивается совершением богослужений, не работает с паствой, не является для нее настоящим духовным отцом.

***

В завершение нашей беседы хотелось бы отметить, что вещи, о которых мы говорили, являются всё же второстепенными и далеко не самыми важными в жизни православного христианина. Если человек стремится жить по Евангелию, если он любит Бога, любит ближнего, то все внешние действия будет исполнять с естественным благоговением, ему не нужно будет загонять себя в искусственные рамки.

Самое главное — это помнить и исполнять слова Господа. Христос сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь». И Священное Писание — это книга, в которой изложен этот путь. Поэтому читая Евангелие, нужно думать не о том, когда перекреститься или где сесть в данный момент, а то, как исполнить его в своей жизни.

Беседу вела Юлия Коминко

Журнал «Начало»

Источник: https://www.pravmir.ru/chitaem-evangelie-kakie-voprosy-pri-etom-mogut-voznikat-i-na-chto-dejstvitelno-stoit-obrashhat-vnimanie-otvechaet-episkop-iona-cherepanov/

Здравствуйте батюшка, у меня болят ноги от долгого стояния и можно ли читать Евангелие сидя? Спасибо.

Христос Воскресе!

Здравствуйте, Надежда.

Начнем с того, что читать Священное Писание необходимо, прежде всего, как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя — как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.

Для больных можно и лежа. Но непременно такое чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным: нельзя совмещать чтение Священного Писания с музыкой, телевидением, едой, разговорами. Книгу нужно соблюдать в чистоте и опрятности. Перед чтением и после него хотя бы и кратко но помолиться (можно и про себя).

Тихон Задонский учил: «Хотящему читать или слушать слово Божие с пользой духовной нужно примечать следующее:

1. Поскольку оно есть дорогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.

2. Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы остроумным или словесным быть, но чтобы Бога и Христа Сына Божия и волю Его святую познать и так вечное спасение получить.

3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело — хлебом.

Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

4. Должно читать не много страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать.

5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.

6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: «открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18) или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси».

7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины».

К словам святителя Тихона добавим и слова преподобного Серафима Саровского:

«Очень полезно заниматься чтением Слова Божия, и в уединении прочитать всю Библию разумно. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Евангелие и послание Апостолов должно читать , стоя пред святыми иконами, а псалмы можно читать сидя «. Сам преподобный Серафим постоянно прочитывал за неделю весь Новый Завет.

А как же нам читать Священное Писание? Вот что советуют оптинские старцы.

Кроме церковных служб, обязательно ежедневно читать одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола, также по ряду, начиная с деяний Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса, причем последние семь глав Апокалипсиса читать по одной в сутки; тогда последняя из них читается в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинать вновь с первых глав новый круг чтения.

Из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно.

Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Вернуться к списку вопросов

Источник: http://www.PravChelny.ru/communication/ask/?id=494

Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день: не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последние 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски, не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь.

Ежедневно в течение года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течение года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

мес

дни

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1

Мф 1

Деян 1.2

К 1

Мк 4

Рим 14,15

К 12

Лк 16

1Фес5

2Фес1

К 20

Мф 2

Деян 3.4

К 11

Мк 4

Рим 14,15

К 1

Лк 19

1Тим 3,4

К 12

2

Мф 2

Деян 3.4

К 2

Мк 5

Рим 16. 1

Кор1

К 13

Лк 17

2Фес 2,3

К 1

Мф 3

Деян 5.6

К 12

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 2

Лк 20

1Тим 5,6

К 13

3

Мф 3

Деян 5.6

К 3

Мк 6

1Кор 2,3

К 14

Лк 18

1Тим 1,2

К 2

Мф 4

Деян 7.8

К 13

Мк 6

1Кор 2,3

К 3

Лк 21

2Тим 1,2

К 14

4

Мф 4

Деян 7.8

К 4

Мк 7

1Кор 4.5

К 15

Лк 19

1Тим 3,4

К 3

Мф 5

Деян 9.10

К 14

Мк 7

1Кор 4.5

К 4

Лк 22

2Тим 3,4

К 15

5

Мф 5

Деян 9.10

К 5

Мк 8

1Кор 6,7

К 16

Лк 20

1Тим 5,6

К 4

Мф 6

Деян 11.12

К 15

Мк 8

1Кор 6,7

К 5

Лк 23

Тит 1,2

К 16

6

Мф 6

Деян 11.12

К 6

Мк 9

1Кор 8,9

К 17

Лк 21

2Тим 1,2

К 5

Мф 7

Деян 13.14

К 16

Мк 9

1Кор 8,9

К 6

Лк 24

Тит 3

Флм 1

К 17

7

Мф 7

Деян 13.14

К 7

Мк 10

1Кор 10,11

К 18

Лк 22

2Тим 3,4

К 6

Мф 8

Деян 15.16

К 17

Мк 10

1Кор 10,11

К 7

Ин 1

Евр 1,2

К 18

8

Мф 8

Деян 15.16

К 8

Мк 11

1Кор 12,13

К 19

Лк 23

Тит 1,2

К 7

Мф 9

Деян 17.18

К 18

Мк 11

1Кор 12,13

К 8

Ин 2

Евр 3,4

К 19

9

Мф 9

Деян 17.18

К 9

Мк 12

1Кор 14,15

К 20

Лк 24

Тит 3,Флм 1

К 8

Мф 10

Деян 19.20

К 19

Мк 12

1Кор 14,15

К 9

Ин 3

Евр 5,6

К 20

10

Мф 10

Деян 19.20

К 10

Мк 13

1Кор14

2Кор1

К 1

Ин 1

Евр 1,2

К 9

Мф 11

Деян 21.22

К 20

Мк 13

1Кор14 2Кор1

К 10

Ин 4

Евр 7,8

К 1

11

Мф 11

Деян 21.22

К 11

Мк 14

2Кор 2.3

К 2

Ин 2

Евр 3,4

К 10

Мф 12

Деян 23.24

К 1

Мк 14

2Кор 2.3

К 11

Ин 5

Евр 9,10

К 2

12

Мф 12

Деян 23.24

К 12

Мк 15

2Кор 4,5

К 3

Ин 3

Евр 5,6

К 11

Мф 13

Деян 25.26

К 2

Мк 15

2Кор 4,5

К 12

Ин 6

Евр 11,12

К 3

13

Мф 13

Деян 25.26

К 13

Мк 16

2Кор 6.7

К 4

Ин 4

Евр 7,8

К 12

Мф 14

Деян 27.28

К 3

Мк 16

2Кор 6.7

К 13

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 4

14

Мф 14

Деян 27.28

К 14

Лк 1

2Кор 8,9

К 5

Ин 5

Евр 9,10

К 13

Мф 15

Иак 1.2

К 4

Лк 1

2Кор 8,9

К 14

Ин 8

Апок 2.3

К 5

15

Мф 15

Иак 1.2

К 15

Лк 2

2Кор 10,11

К 6

Ин 6

Евр 11,12

К 14

Мф 16

Иак 3.4

К 5

Лк 2

2Кор 10,11

К 15

Ин 9

Апок 4,5

К 6

16

Мф 16

Иак 3.4

К 16

Лк 3

2Кор 12,13

К 7

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 15

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 6

Лк 3

2Кор 12,13

К 16

Ин 10

Апок 6,7

К 7

17

Мф 17

Иак 5. 1Пет 1

К 17

Лк 4

Гал 1,2

К 8

Ин 8

Апок 2.3

К 16

Мф 18

1Пет 3,4

К 7

Лк 4

Гал 1,2

К 17

Ин 11

Апок 8,9

К 8

18

Мф 18

1Пет 3,4

К 18

Лк 5

Гал 3,4

К 9

Ин 9

Апок 4,5

К 17

Мф 19

1Пет 4,5

К 8

Лк 5

Гал 3,4

К 18

Ин 12

Апок 10,11

К 9

19

Мф 19

1Пет 4,5

К 19

Лк 6

Гал 5,6

К 10

Ин 10

Апок 6,7

К 18

Мф 20

2Пет 1,2

К 9

Лк 6

Гал 5,6

К 19

Ин 13

Апок 12,13

К 10

20

Мф 20

2Пет 1,2

К 20

Лк 7

Еф 1,2

К 11

Ин 11

Апок 8,9

К 19

Мф 21

2Пет 3

1Ин 1

К 10

Лк 7

Еф 1,2

К 20

Ин 14

Апок 14,15

К 11

21

Мф 21

2Пет 3. 1Ин 1

К 1

Лк 8

Еф 3,4

К 12

Ин 12

Апок 10,11

К 20

Мф 22

1Ин 2,3

К 11

Лк 8

Еф 3,4

К 1

Ин 15

Апок 16

К 12

22

Мф 22

1Ин 2,3

К 2

Лк 9

Еф 5,6

К 13

Ин 13

Апок 12,13

К 1

Мф 23

1Ин 4,5

К 12

Лк 9

Еф 5,6

К 2

Ин 16

Апок 17

К 13

23

Мф 23

1Ин 4,5

К 3

Лк 10

Флп 1,2

К 14

Ин 14

Апок 14,15

К 2

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 13

Лк 10

Флп 1,2

К 3

Ин 17

Апок 18

К 14

24

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 4

Лк 11

Флп 3,4

К 15

Ин 15

Апок 16

К 3

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 14

Лк 11

Флп 3,4

К 4

Ин 18

Апок 19

К 15

25

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 5

Лк 12

Кол 1,2

К 16

Ин 16

Апок 17

К 4

Мф 26

Рим 2,3

К 15

Лк 12

Кол 1,2

К 5

Ин 19

Апок 20

К 16

26

Мф 26

Рим 2,3

К 6

Лк 13

Кол 3.4

К 17

Ин 17

Апок 18

К 5

Мф 27

Рим 4,5

К 16

Лк 13

Кол 3.4

К 6

Ин 20

Апок 21

К 17

27

Мф 27

Рим 4,5

К 7

Лк 14

1Фес 1,2

К 18

Ин 18

Апок 19

К 6

Мф 28

Рим 6,7

К 17

Лк 14

1Фес 1,2

К 7

Ин 21

Апок 22

К 18

28

Мф 28

Рим 6,7

К 8

Лк 15

1Фес 3,4

К 19

Ин 19

Апок 20

К 7

Мк 1

Рим 8,9

К 18

Лк 15

1Фес 3,4

К 8

Мф 1

Деян 1.2

К 19

29

Мк 1

Рим 8,9

К 9

Ин 20

Апок 21

К 8

Мк 2

Рим 10,11

К 19

Лк 16

1Фес 5.2Фес1

К 9

Мф 2

Деян 3.4

К 20

30

Мк 2

Рим 10,11

К 10

Ин 21

Апок 22

К 9

Мк 3

Рим 12.13

К 20

Лк 17

2Фес 2,3

К 10

Мф 3

Деян 5.6

К 1

31

Мк 3

Рим 12.13

К 11

Мф 1

Деян 1.2

К 10

Лк 18

1Тим 1,2

К 11

мес

дни

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

Мф 4

Деян 7.8

К 2

Мк 7

1Кор 4.5

К 13

Лк 22

2Тим 3,4

К 4

Мф 7

Деян 13.14

К 14

Мк 10

1Кор 10,11

К 4

Лк 24

Тит 3,

Флм 1

К 14

2

Мф 5

Деян 9.10

К 3

Мк 8

1Кор 6,7

К 14

Лк 23

Тит 1,2

К 5

Мф 8

Деян 15.16

К 15

Мк 11

1Кор 12,13

К 5

Ин 1

Евр 1,2

К 15

3

Мф 6

Деян 11.12

К 4

Мк 9

1Кор 8,9

К 15

Лк 24

Тит 3

Флм 1

К 6

Мф 9

Деян 17.18

К 16

Мк 12

1Кор 14,15

К 6

Ин 2

Евр 3,4

К 16

4

Мф 7

Деян 13.14

К 5

Мк 10

1Кор 10,11

К 16

Ин 1

Евр 1,2

К 7

Мф 10

Деян 19.20

К 17

Мк 13

1Кор14. 2Кор1

К 7

Ин 3

Евр 5,6

К 17

5

Мф 8

Деян 15.16

К 6

Мк 11

1Кор 12,13

К 17

Ин 2

Евр 3,4

К 8

Мф 11

Деян 21.22

К 18

Мк 14

2Кор 2.3

К 8

Ин 4

Евр 7,8

К 18

6

Мф 9

Деян 17.18

К 7

Мк 12

1Кор 14,15

К 18

Ин 3

Евр 5,6

К 9

Мф 12

Деян 23.24

К 19

Мк 15

2Кор 4,5

К 9

Ин 5

Евр 9,10

К 19

7

Мф 10

Деян 19.20

К 8

Мк 13

1Кор14

2Кор1

К 19

Ин 4

Евр 7,8

К 10

Мф 13

Деян 25.26

К 20

Мк 16

2Кор 6.7

К 10

Ин 6

Евр 11,12

К 20

8

Мф 11

Деян 21.22

К 9

Мк 14

2Кор 2.3

К 20

Ин 5

Евр 9,10

К 11

Мф 14

Деян 27.28

К 1

Лк 1

2Кор 8,9

К 11

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 1

9

Мф 12

Деян 23.24

К 10

Мк 15

2Кор 4,5

К 1

Ин 6

Евр 11,12

К 12

Мф 15

Иак 1.2

К 2

Лк 2

2Кор 10,11

К 12

Ин 8

Апок 2.3

К 2

10

Мф 13

Деян 25.26

К 11

Мк 16

2Кор 6.7

К 2

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 13

Мф 16

Иак 3.4

К 3

Лк 3

2Кор 12,13

К 13

Ин 9

Апок 4,5

К 3

11

Мф 14

Деян 27.28

К 12

Лк 1

2Кор 8,9

К 3

Ин 8

Апок 2.3

К 14

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 4

Лк 4

Гал 1,2

К 14

Ин 10

Апок 6,7

К 4

12

Мф 15

Иак 1.2

К 13

Лк 2

2Кор 10,11

К 4

Ин 9

Апок 4,5

К 15

Мф 18

1Пет 3,4

К 5

Лк 5

Гал 3,4

К 15

Ин 11

Апок 8,9

К 5

13

Мф 16

Иак 3.4

К 14

Лк 3

2Кор 12,13

К 5

Ин 10

Апок 6,7

К 16

Мф 19

1Пет 4,5

К 6

Лк 6

Гал 5,6

К 16

Ин 12

Апок 10,11

К 6

14

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 15

Лк 4

Гал 1,2

К 6

Ин 11

Апок 8,9

К 17

Мф 20

2Пет 1,2

К 7

Лк 7

Еф 1,2

К 17

Ин 13

Апок 12,13

К 7

15

Мф 18

1Пет 3,4

К 16

Лк 5

Гал 3,4

К 7

Ин 12

Апок 10,11

К 18

Мф 21

2Пет 3

1Ин 1

К 8

Лк 8

Еф 3,4

К 18

Ин 14

Апок 14,15

К 8

16

Мф 19

1Пет 4,5

К 17

Лк 6

Гал 5,6

К 8

Ин 13

Апок 12,13

К 19

Мф 22

1Ин 2,3

К 9

Лк 9

Еф 5,6

К 19

Ин 15

Апок 16

К 9

17

Мф 20

2Пет 1,2

К 18

Лк 7

Еф 1,2

К 9

Ин 14

Апок 14,15

К 20

Мф 23

1Ин 4,5

К 10

Лк 10

Флп 1,2

К 20

Ин 16

Апок 17

К 10

18

Мф 21

2Пет 3. 1Ин 1

К 19

Лк 8

Еф 3,4

К 10

Ин 15

Апок 16

К 1

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 11

Лк 11

Флп 3,4

К 1

Ин 17

Апок 18

К 11

19

Мф 22

1Ин 2,3

К 20

Лк 9

Еф 5,6

К 11

Ин 16

Апок 17

К 2

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 12

Лк 12

Кол 1,2

К 2

Ин 18

Апок 19

К 12

20

Мф 23

1Ин 4,5

К 1

Лк 10

Флп 1,2

К 12

Ин 17

Апок 18

К 3

Мф 26

Рим 2,3

К 12

Лк 13

Кол 3.4

К 3

Ин 19

Апок 20

К 13

21

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 2

Лк 11

Флп 3,4

К 13

Ин 18

Апок 19

К 4

Мф 27

Рим 4,5

К 13

Лк 14

1Фес 1,2

К 4

Ин 20

Апок 21

К 14

22

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 3

Лк 12

Кол 1,2

К 14

Ин 19

Апок 20

К 5

Мф 28

Рим 6,7

К 14

Лк 15

1Фес 3,4

К 5

Ин 21

Апок 22

К 15

23

Мф 26

Рим 2,3

К 4

Лк 13

Кол 3.4

К 15

Ин 20

Апок 21

К 6

Мк 1

Рим 8,9

К 15

Лк 16

1Фес 5.2Фес1

К 6

К 16

24

Мф 27

Рим 4,5

К 5

Лк 14

1Фес 1,2

К 16

Ин 21

Апок 22

К 7

Мк 2

Рим 10,11

К 16

Лк 17

2Фес 2,3

К 7

К 17

25

Мф 28

Рим 6,7

К 6

Лк 15

1Фес 3,4

К 17

Мф 1

Деян 1.2

К 8

Мк 3

Рим 12.13

К 17

Лк 18

1Тим 1,2

К 8

К 18

26

Мк 1

Рим 8,9

К 7

Лк 16

1Фес 5

2Фес1

К 18

Мф 2

Деян 3.4

К 9

Мк 4

Рим 14,15

К 18

Лк 19

1Тим 3,4

К 9

К 19

27

Мк 2

Рим 10,11

К 8

Лк 17

2Фес 2,3

К 19

Мф 3

Деян 5.6

К 10

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 19

Лк 20

1Тим 5,6

К 10

К 20

28

Мк 3

Рим 12.13

К 9

Лк 18

1Тим 1,2

К 20

Мф 4

Деян 7.8

К 11

Мк 6

1Кор 2,3

К 20

Лк 21

2Тим 1,2

К 11

29

Мк 4

Рим 14,15

К 10

Лк 19

1Тим 3,4

К 1

Мф 5

Деян 9.10

К 12

Мк 7

1Кор 4.5

К 1

Лк 22

2Тим 3,4

К 12

30

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 11

Лк 20

1Тим 5,6

К 2

Мф 6

Деян 11.12

К 13

Мк 8

1Кор 6,7

К 2

Лк 23

Тит 1,2

К 13

31

Мк 6

1Кор 2,3

К 12

Лк 21

2Тим 1,2

К 3

Мк 9

1Кор 8,9

К 3

Примечания
1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.
2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.
3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.
4. Главы Апостола следует читать прежде глав Евангелия, как это принято в Церкви за богослужением.
5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.
6. По учению Святых Отцов лучше читать Слово Божие утром, Жития Святых — в обед, Творения Святых — вечером.

При составлении памятки использованы
1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.
2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.
3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.
4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г . Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.
5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Источник: http://belobereg.cerkov.ru/ezhednevnoe-chtenie-evangeliya-apostola-i-psaltiri-v-techenie-goda/

Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

Перед…

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Источник: https://pravoslavie.ru/100980.html

Молитва до и после чтения евангелия: как правильно читать евангелие?

Евангелие — это не что иное, как Добрая весть. Читая, эту священную книгу человек получает уникальную возможность познать Бога и полюбить его. Поэтому во время его чтения становится, возможным освободиться от греха и понести наказания за него.

В евангелии, возможно, выделить несколько основных положений.

  1. То, что окружает нас, включает людей, сотворил Творец — Бог.
  2. Бог является святым и у него не имеется грехов.
  3. Люди должны слушаться Бога, так как он является их создателем.
  4. За проделанные грехи, человека ожидает вечное наказание.
  5. Избежать наказания, возможно, при помощи добрых дел.
  6. Воскрешение Иисуса Христа.
  7. Доверительные отношения между Иисусом Христом и человечеством. Готовность идти вслед за ним при любых сложившихся обстоятельствах.

Как читать евангелие дома и когда читать молитвы?

Евангелие — это не простая книга, а священная. Поэтому для того, чтобы получить максимальную выгоду от неё нужно делать это правильно. Для того, чтобы молиться перед чтением нужно придерживаться некоторых основных правил.

  1. Относиться серьёзно к этому делу. В том случае, если вы берёте священную книгу, то вы должны искреннее верить тому, что там написано. При непредвзятом отношении к чтению должные результаты не будут получены.
  2. Желание человека изучать библию. Человек должен хотеть читать священную книгу, в противном случае он не поймёт что там написано. Евангелие — это святое писание, книга не является художественной литературой.

Читать святое письмо можно одному или в группе людей, но обязательно нужно прочесть молитву. Молитва перед чтением евангелия может быть адресована за ваших близких или родных. Стоит отметить, что, взяв в руки святую книгу, стоит прочитать как минимум одну главу. При этом не стоит прерываться на середине текста. Нужно дочитать её полностью, до конца!

Многие желающие понять всем сердцем евангелие, конспектируют суть прочитанного, выделяя для себя важные пункты. По церковным правилам евангелие читают только стоя. Но в домашних условиях лучше всего принять ту позу, которая позволит отвлечься от посторонних дел и погрузится в суть Священного Писания. Если человек слушает евангелие в храме, то ему стоит опустить руки.

Как правильно читать евангелие и когда?

Церковь рекомендует молиться ежедневно. Но для того, чтобы изучение святой книги прошло успешно, рекомендуется попросить благословение в церкви у своего духовного наставника. Оптимальными способами изучения для себя священной книги могут стать:

  • Ежедневное прочтение по главе в день.
  • Чтение писания согласно православному календарю. Ежедневно, просматривая какую главу сегодня, читают в церкви, и изучать его.

Первый способ является оптимальным для тех, кто не знает основ истории евангелии. Но вместе с этим понадобится много времени для того, чтобы прочесть одну главу. Второй вариант оптимален для осознания писания. В следующий раз, когда человек придёт, в храм он будет внимательно и осознанно слушать то, что говорит священнослужитель.

Но для того, чтобы не возникало дополнительного непонимания того о чём читают. Лучше всего знать исторические моменты. Церковь рекомендует читать дополнительную церковную литературу, которая представляет правильное толкование писания Божьего. Рекомендуется к прочтению следующих церковных пояснений.

  1. Толкователь от Иоанна Златоуста.
  2. Толкование от Феофилакта Болгарского.
  3. Рекомендуется прочесть епископа Михаила Лузина, а также Аверкия.
  4. Авторитетным является объяснение профессора Александра Лопухина.

Прочитав первых двух авторов, может показаться, что толкование неясное и недоступное для простого человека. Священнослужители предлагают первоначально прочесть Серафима Слободского, а лишь после этого приступать к изучению Златоуста и Болгарского. Для лучшего понимания евангелия рекомендуется изучать его на своём языке. Ведь церковнославянский иногда считается сложным к восприятию.

Как правильно читать молитву до и после евангелия дома и когда?

Для того, чтобы правильно понимать, то, что вы читаете в слове божьем рекомендуется читать молитву до и после прочтения. Стоит отметить, что сразу же необходимый результат не придёт. Вам понадобится уделить эту вопросу достаточное количество времени. Для лучше понимания евангелия нужно начинать жить по заповедям божьим.

Многие отмечают, что при чтении евангелия не приходит осознание того, о чём читается, а также не всегда хочется продолжать начатое. Церковные деятели отмечают рассказ Игнатия Брянчанинова об ученике. Он длительное время читал Евангелие и не понимал то, что он читает. Тогда он пришёл к своему учителю с вопросами, как быть, если читаешь и ничего не понимаешь?! Учитель ему ответила на это, то, что слово божье очищает мысли человека и его жизнь. Поэтому читать евангелие необходимо для самоочищения. Кроме этого, важно осознавать какую книгу вы держите в руках. Молиться нужно перед и после прочтения священной книги в домашних условиях. На прочтение евангелия дома лучше всего попросить благословения в церкви.

Советы для начинающих о молитве и прочтении евангелия

Многие священники дают некоторые рекомендации для того, чтобы можно было усилить эффект прочтения молитвы и Священных Писаний. Применяя, простые правила у вас получится в довольно короткие сроки достичь очищения и позволить улучшить в свою жизнь. Главным в этом является вера в то, что читаешь и вера в Бога. Рассмотрим основные советы, которые предлагает церковь.

  • Для того, чтобы усилить эффект и действовать согласно канонам церкви рекомендуется иметь дома свечу или маленькую лампадку. При чтении псалтыри не в церкви, а в домашних условиях нужно зажечь маленькую свечу. Кроме этого, молиться без огня можно только в пути.
  • Псалтирь рекомендуется каждому читать не про себя, а в половину голоса. Возможно, тихо, но, главное, чтобы на слух была услышана молитва и в душу проникла основная мысль святого писания.
  • Главным правилом при прочтении молитвы и псалтыря является ударение и произношение слов. Рекомендуется читать священную книгу на том языке, который понятен вам. Так как одна неверная ошибка может изменить смысл того, что написано является грехом.
  • Допускается читать псалтирь в сидячем положении, но во время заключительной части и начала молитвы рекомендуется вставать.
  • Псалмы рекомендуется читать без выражения, монотонно и бесстрастно. Бог не может воспринимать наши чувства, основанные на грехе. Чтение псалмов и молитв в театральной постановке считается обретением демонического состояния.
  • В том случае, если непонятно о чём идёт речь в псалмах не стоит расстраиваться, а тем более смущаться. Как только вы начнёте взрослеть духовно, для вас будут открываться значения псалмов. Поэтому даже, если вы не понимаете, о чём идёт речь в молитвеннике не стоит бросать его чтение.

Как правильно читать молитвы для себя и для близких и когда?

Евангелие — это неотъемлемая часть основы жизни христианского человека. Существует множество духовной литературы, которую рекомендует церковь. Но первым источником и основой, является слово Божье, которое должно постоянно звучать в сердце человека. Именно поэтому производить чтение евангелия и молитв нужно каждодневно и обязательно.

Ещё в древности появилась традиция прочтения евангелия. Оно может быть разным. Люди по-разному воспринимают, священную книгу и каждый для себя выбирает как ему лучше произносить молитву и как лучше читать священную книгу. Некоторые начинают по главе в день вычитывать священные слова. Другие, наоборот, читают только отрывки, которые звучат в Божественной литургии, следуя церковному году.

Многие рекомендуют после молитвы читать в день по три главы Нового Завета и одной главе Евангелии. Некоторые люди ещё практикуют читать по две главы из Апостола, а после производить молитву. Кроме того, главным правилом христианина является прочтение псалтыря. Читать нужно по одной кафизме в день или по одной из частей. При этом нужно читать не в зависимости от потребностей человеческого сердца. Каждый из нас сможет найти несколько минут для прочтения одной или нескольких глав Священного Писания.

Молитва в жизни человека и когда читать её?

Помимо этого, священники настаивают на том, что жизнь человека должна проходить под прочитанным. Серафим Саровский, утверждал, что ум человека должен вращаться вокруг писания. То есть всё то, что человек читает, откладывается на бессознательном уровне. Библию можно перечитывать ежедневно по несколько раз и с каждым прочтением будет открываться новый смысл.

В том случае, если человек начинает день с молитвы и прочтения писания, то в течение дня он обязательно будет использовать на практике то, что было донесено до его сердца. Для того, чтобы получить духовную пользу понадобится постоянно помнить о том, что было прочитано. А также прилагать максимальные усилия для того, чтобы в жизни воплотить то, что было сказано Богом.

Молиться необходимо до и после любого дела. В молитвенном слове можно найти молитвы, которые необходимо произносить пред тем, как начинать читать священную книгу. Но в случае, если нет возможности, то можно попросить у бога благословения своими словами. Кроме этого, стоит попросить у него разумения и помощи в любых других делах. И особенно в осознании и понимании святого писания.

Кроме этого, церковь настаивает на том, чтобы праведный человек ежедневно прочитывал Ветхий Завет. Несмотря на то что Ветхий и Старый Завет читается довольно сложно. Принять и понять их можно со специальными толкованиями. Узнать о том, какие лучше всего толкования подойдут для вас можно у вашего наставника в церкви. Незнание Ветхого Завета, как основы не представляется возможным понять, о чём идёт речь в Новом Завете.

Человеку могут быть предложены разные способы для прочтения Ветхого Завета. Простым из них является чтение от начала и до конца. Проделывать это нужно спокойно и не останавливаться на каких-то подробностях. Особенно если речь идёт об истории еврейского народа. Если есть возможность пропустить эту часть, то это будет оптимальным для вас. Но, несмотря на это, вам понадобится полностью изучить старую часть священной книги.

Вы должны самостоятельно решить нуждаетесь ли вы в постоянном прочтении ежедневном Ветхого Завета. Стоит отметить, что желательно прочитывать его от начала до конца. Потому что там много полезного и назидательного. Кроме того, человек может узнать из этого много поучительного. Многие христиане восхищаются тем, что написано в старой части книги священной.

Стоит отметить, что перед каждым прочтением Ветхого и Нового Завета рекомендуется читать молитву. Главным в этом считается то, что между Ветхим и Новым Заветом можно провести линию между душей человека и Бога. При этом существуют замечательные образы, которые могут помочь человеку стать на путь истинный и объяснить, ему как поступать нельзя.

Ветхий Завет — это поучительная часть жизни, в которой можно найти для себя свой особенный смысл. Но со временем человеку становится неинтересна эта часть старой книги. При этом христианину можно черпать из неё много полезного. Ветхий Завет положительно действует на каждого из нас.

Молитвы, чтение священной книги — это то, что должен делать ежедневно верующий человек. Поэтому прежде, чем стать на путь истинный и погрузится, в этот вопрос рекомендуется прийти в церковь и попросить благословение у наставника. Он же и поможет, а также даст советы, как поступить в той или иной ситуации, а также направит вас на путь истинный. Обязательно прочтите молитву до и после прочтения евангелия для того, чтобы осознание писания прошло лучше.

Источник: https://pravoslavie.guru/molitvoslov/molitvy/molitva-pered-i-posle-chteniya-evangeliya-kak-pravilno-chitat.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *