Петр и Феврония — покровители семьи

23 03 2016 Оля Пока нет комментариев

Сегодня у нас тема — Петр и Феврония: история вечной любви, краткое содержание. Давайте рассмотрим, что это за святые, и какой была их жизнь и любовь, как они помогают в создании семей и обретении любви всем нам.

14 февраля мир отмечает так называемый День влюбленных. В нашей стране, не смотря на потуги Запада, этот праздник так и не стал народным. Зато с недавних пор мы стали возвращаться к наших исконным, историческим торжествам. Но станут ли они вновь народными — это вопрос. Аналогом чуждому нам западному Дню святого Валентина у нас является День Петра и Февронии муромских, их история вечной любви во все века впечатляет и вызывает желание просить Господа о такой же, светлой, чистой, великой и бессмертной любви. Памятник им установлен на патриаршей площади в Йошкар-Оле, здесь же находится и часовня, названная в их честь.

Рассказывает иерей Леонид Вылекжанин, настоятель часовни Петра и Февронии, Йошкар-Ола. (А я буду по ходу разбавлять сухое повествование священника народными рассказами, которые гораздо ярче и интереснее. От автора)

Изгнание и возвращение

Но когда князь на простой крестьянке женился, это не понравилось гордым боярам, они не хотели иметь своей княгиней простого происхождения, и они просто изгнали Петра и Февронию с муромского престола. Правда, сначала предлагали Петру развестись с Февронией, на что получили твердый отказ. Князь понимал, что заключенный на небесах брак нельзя расторгать по каким-то человеческим соображениям. Князь с княгиней были изгнаны из Мурома, но город постигло большое землетрясение, и бояры, испугавшись, позвали назад Петра и Февронию. Те, будучи людьми не злобивыми, вернулись, правили долго и мудро, проживая в любви и согласии.

Они, конечно, прославились не только воздержанием, целомудрием, чистотой супружеской жизни, они прославились милосердием к бедным, справедливостью в своем суде, народ муромский очень любил и почитал своих князей Петра и Февронию.

И после смерти — вместе!

За какое-то время до смерти приняли князь со княгиней монашество — князь Петр ис именем Давида, а княгиня Феврония — Евфросинии. Скончались они, что примечательно — в один день, и час, Господь так своим промыслом управил — 25 июня (по нынешнему стилю – 8 июля) в 1293 году.

Народная молва рассказывает: вымолили у Господа князь с княгиней, чтобы дал им радость успения одновременно, и будучи еще живы, они гроб из камня заказали приготовили — один, широкий, перегородкой разделяемый на двоих. И вот, когда умерли оба одновременно, люди, решившие, раз они в монашестве умерли, похоронить их по отдельности. Да вот чудо случилось — наутро оказались оба тела в своем каменном гробу, вместе. Люди опять развези их по разным прибежищам, но и на второй раз они вместе оказались. Так и похоронили их вместе, не стали больше их разъединять, поняв, что не только при жизни князь со княгиней любили друг друга и неразлучны были, но и после смерти не согласились хоть ненадолго расстаться.

Святые благоверные князья Петр и Феврония прославлены у Бога, они находятся в царстве небесном, и имеют великое перед Богом дерзновение молится за христианские семьи, которые стараются не только узаконить свой брак в Таинстве венчания перед Богом, но и жить целомудренно и благочестиво по заповедям Божиим. Они сподобляются благословения Божия, и молитв святых благоверных Петра и Февронии. А мощи их хоронятся в г.Муроме, в самом Свято-Троицком женском монастыре. Многим помогают по искренним и чистым молитвам создать семьи, дают исцеление и поток людей, едущих к святым мощам, не иссякает.

Адрес Свято-Троицкого женского монастыря: Владимирская обл., г. Муром, площадь Крестьянина, д. 3А. Телефон: (49234) 3-13-74, 3-04-41, 2-26-48

Многие молодые люди едут поклоняться Петру и Февронии, и по их молитвах зачастую получают помощь, находят своих половинок и создают крепкие семьи. В Муроме все напоминает о святых — изображения Петра и Февронии на картинах, чашках и футболках, а бабушки на рынке так и советуют: если хочешь семью создать крепкую — молись Петру и Февронии, только искренне, с верою и чистым сердцем, и обязательно они помогут!

>Молитва св. Петру и Февронии

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/petr-i-fevroniya-pokroviteli-semi/

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях – сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат – князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям – в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось – 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.

Источник: http://www.oren.aif.ru/society/event/mif_ili_istoriya_pochemu_petr_i_fevroniya_yavlyayutsya_pokrovitelyami_braka

«…Слабые… выдумывают религию,
бездеятельную и проповедующую смирение перед насилием,
перед волей божьей.
Это скрытая трусость, бегство от дела».
Герберт Уэллс «Война миров»
Два месяца назад, 8 июля, Россия шумно и помпезно отметила так называемый День Семьи, который правильнее назвать Днем лицемерия, продажности и шантажа — ибо именно таковыми были на самом деле причисленные Православной церковью к рангу святых Петр и Феврония Муромские — официальный символ «чистоты, согласия, верности и любви», жизнь которых, как традиционно пишут в газетах, «стала гимном любви и супружеской верности».
Сегодня, завершая тему, я расскажу вам голую правду жизни о том, что на самом деле представлял собой этот «гимн» и эти люди, а так же какими были истинные обстоятельства,
которые связали вместе эту сладкую парочку.
Прошу меня простить, что делаю это с такой большой задержкой — к сожалению, я не могу уделять блогу столько времени, сколько мне бы хотелось, а, кроме того, постоянно случаются события, мимо которых я пройти не могу, значительно более важные на мой взгляд, чем анекдотические истории «о житие» очередной порции русских православных святых.
Итак, 13 июля я очень подробно рассказал вам о первоисточнике своих сведений — авторе книги «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолае-Еразме и о том, по каким причинам следует считать этот источник абсолютно достоверным. Иначе вы мне просто не поверите — как можно было в здравом уме не только причислить эту «сладкую парочку» к лику святых, но и считать их апологетами русских семейных традиций.
Поэтому, если вы намерены продолжить чтение этой публикации, я прошу вас предварительно прочитать об авторе этого источника и обстоятельствах, при которых она, книга, появилась на свет.
Заметки на полях
После прочтения первой части темы один из читателей написал мне в комментариях, «Невзорова не переплюнешь! Он давно на этой теме оттоптался». Я заинтересовался этим вопросом. Не то, чтобы для меня это было принципиально, просто стало любопытно, кто же все-таки «оттоптался на этой теме» раньше.
Насколько я смог выяснить, Невзоров «оттоптался» на этой теме три года назад — в июле 2012-го. Я это сделал в «МК» равно на год раньше. Так что выходит, что это Александр Глебович «топчется» на моей поляне, а не я на его. :))
Итак, переходим к сути вопроса.
Интересующий нас Петр был муромским князем. И все бы хорошо, но, простите за тавтологию, напала на него напасть — «появились на теле его многие язвы, и охватила его тяжкая болезнь». (Здесь и далее курсивом выделены цитаты из первоисточника.)
Причины возникновения данной болезни автор объясняет весьма романтически.
Дело было так. В честном бою князь снес башку «неприязненному змею», летающему к жене его старшего брата «на блуд», в которого вселился не кто иной, как сам Дьявол своей собственной сатанинской персоной! (Ну и фантазия у автора, однако! И её буйство еще не раз проявит себя.) Старший брат Петра — Павел, — по его собственному признанию «не мог придумать, как умертвить злосчестного Змея», окучивающего его любимую супружницу, пока та (среди пылких ласк, надо полагать) не выведала хитростью от расслабленного жаркими утехами Дьявола-змея, что смерть его может воспоследовать «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
То ли Дьявол попался какой-то совершенно недалекий, то ли жена оказалась с самым сношабельным экстерьером на всей планете, что в стороны других миллионов дамочек, населяющих Землю, охальник и смотреть не захотел — но, как бы там ни было, выбрал он именно ту тетку, брат мужа которой был единственным, кто мог поразить его змеиное обличье. Да еще и признался ей в этом! Любит, однако, Князь тьмы нервы себе пощекотать…
Но надо знать русичей! Раздобыл князь Петр необходимый для изведения нечести инвентарь — означенный «Агриков меч», который — вот совпадение, оказался тут же неподалеку — за городом… где бы вы думали?.. в женском монастыре! Завалялся случайно «в нише между двумя глиняными плитами» (т.е. в лучших традициях рояль оказался в кустах) и засел в засаду.
Ну, в итоге, понятное дело, выследил Нечистивого и, естественно, порешил.
Вот такая романтическая история…

Только что-то мне кажется, что либо Дьявол сам все это подстроил — и меч подложил, и жену Павла надоумил, чтобы только отвязаться от этой потаскухи — надоела она, полагаю я, пресытившемуся ее телесами Черту, простите за тавтологию, до чертиков, но не отставала от него никак, вот он и смоделировал трагическую кончину своего змеиного носителя. А как говорят на Руси, на нет и суда нет.
Есть у меня и еще одна версия, которая кажется мне более достоверной. Думаю я, однако, вероятнее, что автор просто накушался галлюциногенного отвару мухоморов из ближайшего лесу.
Но это, как говорится в литературных кругах, завязка. Дальше повествование менее романтично, но куда более ближе к голой правде жизни.
Дело в том, что победа благородного князя над Иродом не была «чистой» и в переносном смысле, и в прямом. Расставаясь с жизнью, Змей, как сказано в первоисточнике, «стал извиваться, и издох, обагрив блаженного князя Петра кровью своею. Петр же от неприязненной той крови покрылся струпьями и язвами, и заболел он тяжкой болезнью».
Князь, естественно, озадачился поиском подходящего доктора. «И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, и ни от одного не мог его получить». Местные терапевты и дерматологи помочь ему ничем не смогли, и князь устремил свой страждущий взор в иные земли.
Наконец, сыскалась одна юная, но не по годам мудрая девица в Рязанской земле, дочь лесоруба, которая, вроде бы обещалась избавить его от этой напасти. «Благоверный же князь Петр повелел: «Везите меня туда, где эта девица», ибо сам он не мог сидеть на коне из-за великой своей болезни. «Пусть вылечит и получит богатую награду».
Девица же, не будь дурой, поставила условие: «Я вылечу, но награды от него не возьму. Если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».
Князь же Петр «с пренебрежением отнесся к словам ее» и, надо полагать, подумал: «Ну ни фига себе раскатала губы девчонка! Как это можно – князю дочь лесоруба взять себе в жены!» (Понятно же, что категория не та.) И послал к ней, молвив: «Скажите ей – пусть лечит так. Если вылечит, награжу по-княжески. А не то — разговор с ослушницами у князей короткий».
Видя, что на испуг князя не взять (уж перед самим Нечестивым в зменином обличье устоял, а тут какая-то лесная девка!) и что если настаивать на своем, можно и головы запросто лишиться, хитрая девица изготовила снадобье, но отмерила столько, чтобы на все тело князя его чуть-чуть не хватило.
«Князь Петр помазал язвы и струпы свои. А один струп остался непомазанным. И уже не чувствовал никакой болезни. Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим.
Но от того струпа пошли новые струпья по всему телу. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз. И опять возвратился князь к девушке, со стыдом прося исцеления».
Но упертая девица, никак не желая упускать своего шанса из халупы дровосека перескочить в княжеские покои, заявила страдающему от болезни князю: «Станешь мне супругом — исцелишься». Поморщился князь от такой наглости, но делать нечего — не век же в струпьях ходить…
Дал князь слово. И сдержал его. «Таким-то вот образом стала Феврония княгиней», — завершает свою историю летописец.
От себя добавим: не тогда ли родилась русская поговорка «Из грязи — в князи»?..

Иными словами, совершенно очевидно, что даже в мыслях не имел князь Петр жениться на дочке лесоруба. Никаких чувств к оной, кроме «небрежения» и изумления от ее зашкаливающей наглости не испытывал. Не привлекала она его ни с какой стороны — ни душой (а кого может привлечь такая пакостная душенка?!), ни видом своего полового экстерьера — видимо, кожа да кости. Не особенно разгуляешься на оклад престарелого папы-лесоруба.
Более того, Петр открытым текстом ей втолковывал, что, мол, какая такая любовь-морковь, гражданочка, ты вообще в своем уме?! Всяк сверчок знай свой шесток! Но девица, чуя богатую добычу вцепилась в князя аки весенний голодный клещ (обычная бабская технология) и, пользуясь его бедственным положением добилась-таки своего — скромного «женского счастья».
Итак, с одной стороны — аферистка, шантажистка, алчная стяжательница, а с другой стороны — слабовольный продажный князь, который ввел в княжесткие палаты, представил родным и близким ненавистную ему холопку — дочь лесоруба, — в качестве любимой(!) и законной жены — основательницы будущего княжеского потомства.
Случись это в наше время — загремела бы Феврония под фанфары за шантаж высокопоставленного лица… А так стала примером для христиан, как и ее муж, заплативший браком за снадобье от струпьев. Теперь оба — «образец супружеской любви и верности»…
К слову, другое «высшее лицо» — Бог, взирая на это бесчинство, видимо, настолько был этим безобразием рассержен, что лишил «пример всех христиан» естественного женского счастья и предназначения — детишек «сладкой парочке» не дал, пресек на корню род, основанный на лицемерии, продажности, стяжательстве и лжи. Петр и Феврония померли бездетными.
Помирали они тоже, как женились и жили — со вкусом.
Когда князь Петр почувствовал, что пришло время вручить Создателю свою душу, не захотел он предстать перед Ним в одиночестве и единолично отвечать за то, что продался подлой шантажистке за банку мази. Потащил с собой свою любезную подругу. Чтобы, стало быть, было на кого грех переложить — она, мол, змея подколодная, во всем виновата!
Стал звать её: «Помираю, мол! Скушно мне одному завершать свой жизненный путь — приходи, рядышком пристраивайся, вместе Богу души отдадим!»
Но, как говорит житие будущих святых, «в те времена преподобная и блаженная Феврония, названная по монашеству Ефросиньей», занималась фрилансом — «вышивала своими руками для церкви воздух (тонкое покрывало), на котором были изображены лики святых. Она же ответила супругу своему: «Подожди, мол, когда дошью я свою работу».
Хотя, ясен пень, что это для нее было только предлогом. Кому охота за здорово живешь помирать?! В княжеские хоромы подколодной змеёй пролезать — это одно, а добровольно за компанию на кладбище отправляться, хотя и для особо важных персон — совсем другой коленкор. Дураков нету.
Преподобный же и блаженный князь Петр, названный по принятию монашества Давидом, не будь дурак, опять послал за спутницей жизни: «Хочет уже душа моя отойти от тела, но жду только тебя, чтобы вместе умереть».
Феврония-Ефвросинья вторично отказала ему, сославшись на выполение срочного заказа, видимо, подумав: «Вот привязался, козел старый, как банный лист к ж***, не терпится ему меня на тот свет затащить!..» — и медлила, надеясь, что возлюбленный князь без нее отдаст Богу душу.
Но упертый старик ни за что не хотел помирать в одиночестве, и, раздражаясь все больше нежеланием женушки отойти в мир иной вместе с ним, послал за ней в третий раз.
Ну, делать нечего — видит, что не отстанет же, гад, пока и её с собой в сырую землю не утащит… Воткнула иголку в ткань. Легла. «И, помолившись, предали они святые свои души в руки Божии июня в 25-й день».

Далее начинается натуральный ужастик. Это настолько за гранью мыслимого, что я, опасаясь, что вы мне просто не поверите, отказываюсь передавать содержание своими словами и цитирую первоисточник:
«После их смерти хотели люди положить блаженного князя Петра внутрь города у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же — вне города в женском монастыре у церкви Воздвижения честного креста, говоря, что в монашеском образе нельзя положить святых в одном гробе.
И сделали им отдельные гробы, и положили в них тела: святого Петра, названного Давидом, положили в отдельный гроб и поставили его в церкви святой Богородицы в городе до утра, тело же святой Февронии, названной Ефросиньей, положили в отдельный гроб и поставили вне города в церкви Воздвижения честного и животворящего креста.
Общий же гроб, который они повелели сами себе вытесать в одном камне, стоял пустой в том же храме соборной пречистой церкви, что внутри города.
Утром, проснувшись, люди нашли их отдельные гробы, в которых их положили, пустыми. Святые же их тела нашли внутри города в соборной церкви пречистой Богородицы в едином гробу, в который они сами себе велели сделать.
Неразумные люди, как при жизни их мятущиеся, так и после честного их преставления, опять переложили их тела в отдельные гробы и снова разнесли. И вновь наутро оказались святые в едином гробу.
И после этого уже не смели прикасаться к их святым телам и положили их в едином гробу, в котором они сами велели, у соборной церкви Рождества пресвятой Богородицы внутри города, что дал Бог на просвещение и спасение городу тому, и те, кто с верою приходят к раке их мощей, неоскудное исцеление принимают.
Мы же, по силе нашей, сложим им хвалу».
Видимо, нашему писателю принесли новую порцию мухоморов.
Как бы то ни было факт остается фактом — возвели означенных Петра и Февронию в ранг хранителей семейных устоев, в символ «чистоты, верности и любви», и «гимн любви и супружеской верности», не за их жизнь (понятно, что не за что — сошлись как два базарных торгаша — одна травками торговала, а другой княжеским титулом, — ничего путного в жизни не совершили, даже детей на нажили), а именно вот за это периодическое сползание из своих гробов в один. Как представлю себе… Брр-р-р…

Так что вот вам личный пример «основателей» семейных устоев:
Женщина, войдя в детородный период, должна себе выбрать жертву из социально-финансовой категории значительно выше себя, нащупать слабое место жертвы и соответствующие к нему ходы. Сейчас это проще, чем в средние века — можно личную почту взломать, кейлоггер на компьютер подсунуть, жучок на айофон, кухарку подкупить — и будешь в курсе всех обстоятельств тайной жизни потенциального «спутника жизни».
Набрав компромата, начинаешь мужика шантажировать по полной программе, однако отсиживаться при этом желательно в рязанских лесах, поскольку не ровен час, на часть своего капитала, на который баба хищно раззявила свой ротик, наймет он молодца из доверенных и тот тебя где найдет, там и закопает.
Жить следует в свое удовольствие. Детей пусть другие рожают — да ну их, спиногрызов, от них же только одни беды! К тому же того и гляди, пронюхают, как папа с мамой сошлись, да и выкинут за порог. А то и подсыпят чего-нибудь — пойдешь струпьями по всему белому телу!
А придет время одному завершить свой жизненный путь (обычно первыми отдают душу мужики, ибо «слабые» бабы живут гораздо дольше; но бывает по всякому) — вцепиться аки клещ, в супружника, и утащить его в мир иной за собой в тот же день и час!
Померев же, непременно надлежит под покровом темноты выползти из своих гробов и по-пластунски добраться до общей двухместной домовины. А поскольку детишек вы не нажили, труды и здоровья пожалели, то закопают вас посторонние вам люди. Ну, кто мимо будет идти.
Вот такой, по мнению Петра, Февронии и Православной церкви должна быть истиная русская семья!
И если вы не последуете примеру хитрожопой блаженной Февронии, то не семья у вас, а так… курам на смех… посмешище одно. Не по-русски вы как-то живете, не по православному… Стыд и срам на вас смотреть.
Дополнение:
По версии, высказанной diksio, князь Петр Муромский банально страдал от сифилиса — видимо, в его достаточно запущенной форме, который, кроме всего прочего, передается и через кровь.
И она кажется мне весьма правдоподобной. Это преположение вполне объясняет и множественные изъязвления на теле князя, при которых он даже не мог передвигаться самостоятельно, что особо отмечает автор «Повести…», и трудности с лечением, и агрессивную уверенность дочки лесоруба, что страдающий от столь серезного недуга мужчина рано или поздно пойдет на попятную, и отсутствие у пары детей.
Но поскольку сей товарищ, номинирующийся на роль православного святого, уж никак не мог быть явлен христианскому миру как носитель «нехорошей болезни» (святого-сифилитика история еще не знала), по согласованию с митрополитом Макарием и была выдвинута легенда о честном бое князя со «змеем поганым» — весьма соответствующая духу того времени.

Источник: https://naturalist.livejournal.com/82056.html

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение христианского понимания брака

Методическая разработка урока литературы по теме: «Повесть

о Петре и Февронии Муромских» как отражение

христианского понимания брака»

Синельникова Светлана Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

Тип урока – анализ художественного произведения.

Технологическое сопровождение урока:

  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология воспитания духовной культуры;
  • технология педагогического сотрудничества.

Цели урока:
1. Образовательные:

  • помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
  • проанализировать, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести;
  • выявить авторскую позицию;
  • раскрыть авторское отношение к героям;
  • совершенствовать навыки характеристики героев.

2. Воспитательные:

  • осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни — самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.
  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
  • показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.
  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
  • развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.
  • формировать навыки исследовательской работы.

Оборудование урока:

Выставка репродукций древнерусской живописи (икон).

Компьютерная презентация к уроку.

Аудиозапись песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» .

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий
  1. Работа с эпиграфом.

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д.С. Лихачёв

Слайд 2

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы. Полное названии этого произведения — «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросиньей»

Слайд 3

  1. Сообщение цели урока.

— Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. На сегодняшнем уроке мы проанализируем, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести. Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Слайд 4

Для этого мы обратимся к христианскому пониманию семьи и брака, заложенному в Библии, и рассмотрим, какие духовные ценности заложены в основе христианской семьи.

Символом нашего урока будет свеча. Огонь — это олицетворение тепла, памяти. Каждый человек должен знать свою историю, свои корни. А сильные корни дают сильное молодое поколение.

Слайд 5

  1. Проверка домашнего заданя

— В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой” (слайд 6).

  1. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  2. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).
  3. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.

Слайд 6

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).

Слайд 7

– Что такое житие или агиография? (Слайд 3) (“Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” — жизнеописание святых людей. Житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его цель – прославление святого).

– Каковы канонические черты жития? (“Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно).

Слайд 8

— Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи — Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы.

Опрос по пройденному материалу

— В «Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное или литературное произведение? Почему?

— Можно ли назвать это произведение житием?

— Что значит «повесть»? почему это произведение называется повестью?

Слайд 9

Сообщение заранее подготовленных учеников.

Сказка — произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:

-сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

— не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

— первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве;

— есть волшебные вещи: агриков меч;

— добро побеждает зло (Пётр победил змия);

— загадки.

Черты жития.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

Во-вторых, герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

Черты повести.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения — образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века — история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Слайд 10

— Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

6, Запись в тетрадь

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

— Так почему же это произведение не было включено в сборник? (Нетрадиционный характер житийной «Повести о Петре и Февронии», фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.)

— На сколько смысловых частей можно разделить произведение?

(На три: первая часть — утверждение богоизбранничества братолюбивого князя змееборца. Вторая посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. Третья посвящена супружеской жизни Петра и Февронии).

Слайд 11

  1. Основные ценности христианской семьи.

Слово учителя

В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место. Брачный союз в Новом Завете возведен на степень великой тайны Божией; именно он есть образ союза Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью является союзом благодатным, истинным; потому и брачный союз нужно считать исполненным благодати, т.е. союзом, на который ниспосылается от Бога благодать Святого Духа и который поэтому есть истинный союз. Брачный союз заключается не только по желанию мужчины и женщины, а с благословления Церкви. Брак является духовным союзом, совершающимся с благословления Господа, священнодействием, особым таинством, которое несет благодать Святого Духа над семейной парой.

Слайд 12

«Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Священное Писание и Предание уделяют ценностям семейной жизни большое внимание. Уже в самом начале существования рода человеческого эти ценности утверждает Сам Господь Бог. Спаситель на вопрос о возможности пренебречь этими ценностями (развестись) дает вполне ясный ответ: Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф. 19:4—6)

Слайд 13

Православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. ибо «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит». (1Кор.13:4) (Слайд 140

Слайд 14

Брак должен быть нерасторжимым: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Брак совершается и разрушается только волей Бога, а не желанием людей. В современном обществе среди молодежи часто можно услышать фразы примерно такого содержания: «Поженимся, а если что – разбежимся», — такое немыслимо для христианского брака, потому что твоя «половинка» предназначена тебе Богом. Венчающийся в церкви христианин осознает, что он связывает себя с супругом до конца жизни, и должен стойко переносить те испытания, которые ему выпадут в семейной жизни, в том числе и те, которые связаны с взаимоотношениями людей в браке.

Таким образом, можно говорить о том, что в основе христианского брака лежат такие духовные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи. Супруги, по канонам христианства, предназначены друг другу Богом и несут ответственность за свою семью не только друг

Высокие образы благочестивых супружеских пар находили достойных подражателей во все времена. Церковь почитает многих святых, соединенных узами брака или являющихся представителями одного семейства.: пребывание в супружестве никогда не являлось препятствием к исполнению христианского долга, наоборот, нередко раскрывало новые грани служения угодников Божиих. Ярким примером может служить супружеская пара, день памяти которой в наше время стал днем семьи, любви и верности — это святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы.

Мы обратимся к анализу текста «Повести о Петре и Февронии Муромских» и выявим, каким образом ценности христианского брака отражаются в тексте произведения.

Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии

  1. Работа над текстом произведения

Аналитическая беседа.

— Соприкоснёмся с художественным миром произведения.

Каким предстает перед нами автор повести? (Скромный, кроткий, глубоко верующий, смиренно сознаёт своё несовершенство как писателя, но благодарит Бога за творческий дар).

— Какие особенности стиля писателя можно отметить? (Высокий стиль, много восклицательных предложений, восхваляет не только героев, но и Бога, много эпитетов, характерных для духовной литературы, много слов, употребляемой в духовной религиозной литературе).

— Отличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских» является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результате этого создается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи, а именно пара героев, проходящих совместные испытания.

Поэтому обратимся к первым двум главам «Повести о Петре и Февронии Муромских», в которых повествуется предыстория брака главных героев. Хотя Петр и Феврония в этих частях повести не соединены узами брака, но именно в них мы можем проследить становление взаимоотношений супругов, что имеет большое значение в формировании семьи.

С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

— Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).

— Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).

— Перед женой муромского князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признается мужу, — княгиня выбрала признание. Такой поступок полностью соответствует канонам христианского брака: жене нечего было стыдиться перед мужем, так как змей совершал над ней насилие, то есть измена мужу была не следствием греха женщины, а кознями дьявола. Семья князя Павла прошла жизненное испытание, сохранив любовь и честь. С другой стороны, взаимная уверенность супругов друг в друге помогла им избавиться от змея и победить козни Дьявола.

— С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)

— Семья –это не только муж и жена, но и родственники – братья и сестры, которые так же поддерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается к своему брату Петру, который без колебаний решает помочь Павлу.

— Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

— Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

( Благочестие Петра помогает ему разрешить вторую загадку змея. Он был «молитвенником» и любил уединенную молитву в загородной церкви Крестовоздвиженского монастыря. Во время его молитвы Господь посылает ему отрока, который указывает ему местонахождение Агрикова меча).

— Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).

— Существенно, что меч князь Петр обретает в алтаре (сакральном месте, куда доступ открыт только избранным!) церкви Воздвижения честного и животворящего креста.

Меч сам по себе имеет форму креста и является его символическим отражением, а имя Агрик, или Агирка, носит богатырь-змееборец. Таким образом Петр предстает как Божий избранник, который становится новым змееборцем, наряду со святым Георгием и сказочным Агрикой.

Мы видим перед собой человека незаурядного, выполняющего божественную волю, отмеченного высшими силами.

Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

— Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

— С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

— Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)

— Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

— Из рассказа о Петре Феврония знает, что он сражался со змеем. От чего она исцеляет Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

-Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере. Петр достиг идеала святости в своей жизни).

-Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления?

(Главное-исцеление души Петра).

Словарная работа

-Продолжите строку:

Целомудрие-это…

Исцеление человека — это…

-Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления.

(Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни).

— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

— Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

-Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр — нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Третья часть повести.

— Несомненно, главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом, автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев

Мы проанализируем образы Петра и Февронии, и выясним на их примере, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье

— Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах. Как об этом говорит автор? Прочитайте.

— Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).

— Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония? ( Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. Она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу).

— Как поступил Пётр?( Пётр был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей

царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить»).

— Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.

В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.

— Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов).

— Литературовед Гудзий видит в Февронии “натуру одарённую, волевую”. Согласны ли вы с этим? Докажите. (В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).

— Д.С. Лихачев отмечал: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

Почему Петр и Феврония вернулись в город? (По просьбе бояр. Пётр и Феврония простили их).

— Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.

— Какие человеческие качества ценились в древней Руси.

(Мудрость добросердечие, милосердие, смирение, умение прощать).

Анализ финала «Повести…» (слайд )

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

-Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг — принимают монашество (иночество)?

(После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту.Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования).

— Завершается повесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака. Показателен в этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни. Каков он? (Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» -специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может).

— Феврония-Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она сама. Автор подчеркивает приоритет слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным.

Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью.

Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» — не сказочный ли это финал?

(Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.

Нет трагизма в конце повести, смерть-этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

— Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

— Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

Слайд 15

Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

Слайд 16

Заканчивается повесть похвалой Петру и Февронии, в которой отражены смысловые узлы произведения – испытания, которые блаженные супруги перенесли совместно, не нарушив заповедей брака. Именно это послушание Богу в браке награждается свыше. Петр В «Повести о Петре и Февронии Муромских» показаны не только супружеские отношения главных героев; на примере Павла и его жены автор показывает, что не только Петр и Феврония живут в «правильном» браке, то есть гармоничные семейные отношения должны существовать не только у людей «блаженных», близких к Господу, таких как Петр, избранный для победы над змеем, или Феврония, наделенная даром творить чудеса, но и у мирян. Показательно и то, что заповеди брака хранят именно правящие супруги, своим поведением они показывают пример своим подданным. По русской традиции государственное устройство повторяет общемировой порядок, поэтому именно власть имущие должны быть праведны, только тогда они могут требовать соблюдения христианских законов от своих подопечных.

10. Подведение итогов урока

— Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

— О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок? ( Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.

Слайд 17

Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей семь веков назадА в современное время эти качества ценятся?

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности.

Слайд 18

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Слайд 19

Прослушивание песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» .

Слайд 20

— Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?

( Богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

Возвращение к эпиграфу урока.

— Отвечал ли эпиграф идее нашего урока? (Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто… Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего).

11. Домашнее задание .

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

Литература:

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
  2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
  3. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
  5. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.138

Интернет-ресурсы:

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/10/14/povest-o-petre-i-fevronii-muromskikh-kak-otrazhenie

Петр и Феврония Муромские. История святости

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день — 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее.

Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного – отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено — то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.

Источник: https://romashkaday.ru/petr-i-fevroniya/istoriya-lyubvi-petra-i-fevronii-muromskih/

Удивительная история святости Петра и Февроньи Муромских

Брак Февронии и Петра – идеальный образец христианского союза. В их истории можно проследить Божий промысел. Важно заметить, что они ушли из жизни в один день. Тела блаженных были расположены в разных церквях, но чудом оказались в одном гробу, что воспринимается в качестве великого чуда. В настоящее время их мощи располагаются в Муроме на территории собора Святой Троицы.
Памятник Петру и Февроньи
Настоящая притча их любви приобрела много сказочных очертаний. Они переплетаются с легендами и красочными притчами. В город, где находятся мощи святой пары, отовсюду приезжают верующие люди, чтобы помолиться. Их жизнь была описана Ермолаем (священником). Он жил во времена Иоанна Грозного, считался великим и талантливым литератором.
История великой любви
Все началось в период правления князя Павла в Муроме. У него была красавица жена, к которой стал захаживать крылатый змей, принимая образ князя, по указанию дьявола. Воспользовавшись особой магической силой, жена не могла противостоять его соблазну. Она призналась об этом Павлу, который велел ей узнать, знает ли змей о том, как погибнет. Ответ был прост – от Петра и Агрикова меча.
Что касается Петра, то он был родным братом Павла и находился в отроческом возрасте. Князь оповестил его о том, что его предначертано погубить змея, но у него не было такого меча. Тем временем, Петр часто посещал церкви и молился, однажды он посетил женский монастырь, где и узнал о местонахождении Агрикова меча. С ним он и направил путь к брату, чтобы все прояснить.
На удивление Петра, его брат находился сразу же в двух местах, в собственной опочивальне и комнате жены. В этот момент хитрость змея была раскрыта, и Петр убил чудовище. Змей умер, забрызгав кровью опочивальню и Петра, умер, а тело победителя покрылось жуткими язвами и струпьями. Никто не желал браться за его лечение, все попросту боялись и не знали, что нужно делать.
Отрок, посещая Рязанские земли, богатые целителями, познакомился с Февронией, пообещавшей его вылечить. Приехав к девушке, князь пообещал награду. Условие Февроньи было следующим, она будет его лечить, если он позовет ее замуж, на что князь ответил лживым согласием. Молодая девушка взяла специальную закваску из хлеба. Потом дунула на нее и проговорила молитву несколько раз.
После этого смело отдала приказ князю, он должен был растопить баню и смазать раненное тело, но один струп оставить нетронутым. В итоге получилось так, что Петр совершенно не желал выполнять данное обещание, в итоге он через время покрылся язвами снова. Жениться ему все же пришлось.
Громкое возвращение
Когда умер Павел, Петр стал править городом. К тому времени он уже полюбил молодую жену. Однако боярам не нравилась новая княгиня и начали строить ей козни. В конце концов, князю был поставлен «ультиматум»: бояре пригрозили бунтом, если он не выгонит жену из города. Видя все это, княгиня решила покинуть город сама, муж покинул город вместе с ней. С приходом старости они ушли в монастырь, приняв обет монашества, получили при постриге имена Ефросинья и Давид. Умерла супружеская пара в один день.
Таким образом, блаженные Муромские и их история требуют пристального внимания. Именно они являются покровителями семьи, верности и искренней любви. Притча останется навсегда в сердцах всех людей, кто с ней однажды познакомился. Как можно заметить, подлинная притча учит людей любить, доверять и уважать.
Настоящая история любви супружеской пары поражает до глубины души. Она вдохновляет любить одного человека и прожить с ним всю жизнь до глубокой старости, ничто не может быть лучше этого. Согласно православному календарю, день памяти святых – 8 июля. Важно запомнить этот день и вспоминать не только в трудные минуты.

Источник: https://psyforum.org/threads/1849-Nastoyashhaya-istoriya-Petra-i-Fevronii-Muromskih

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *