4 НОЯБРЯ ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ………. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА……………. Этот праздник был установлен в честь освобождения вначале Китай-города, затем Кремля, а потом Москвы и всей России от иноземных захватчиков. Этот праздник был установлен в честь Чуда, которое Божия Матерь явила над ополчением Минина и Пожарского. По всем человеческим расчетам, по любому человеческому рассуждению невозможно было устоять раздробленной стране, которая была разорвана внутренними противоречиями, конфликтами, междоусобицами, которая погрузилась в пучину преступности, разбоя, которая была готова с легкостью отдать саму себя на милость иностранным победителям и здесь, в Кремле, посадить на царский престол иноземного королевича. И наши герои, которые жизнь свою положили в далеком 1612 году за освобождение Руси, — все они воспринимали случившееся как милость Божию, как Чудо Богоматери. Наверное, именно тогда в русском обществе стала укрепляться уверенность в том, что страна наша пребывает под Покровом Божией Матери. Действительно, победа, одержанная в 1612 году, которую мы сегодня вспоминаем и, благодарение Богу, в честь которой установлен государственный праздник Российской Федерации, — ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — эта победа осознавалась многими именно как явление Божией силы предстательством Царицы Небесной. И в последующие, такие же судьбоносные времена мы все молились Божией Матери о спасении России, — когда видели ее унижение, когда видели, как разоряются и разрушаются ее богатства, как беднеет народ, как теряет силу власть. Когда казалось, что еще немного, и России, не станет в мирное время, мы молились Пресвятой Царице Небесной и в Храмах, и Монастырях, и в личной молитве. Верим, что и в это грозное лихолетье конца XX века Царица Небесная вновь была с нашим народом. Мы под Ее Покровом, и Она будет простирать над нашей страной, над всей исторической Русью этот Покров до тех пор, пока мы сами от него не откажемся. Если же разрушим свою Bеру, если скажем, что Божественная сила ничего для нас не значит, если скажем, что мы в эту силу не верим, что мы только на себя надеемся, — вот в тот момент Покров будет отнят. Сохрани Бог от того, чтобы это когда-нибудь произошло, потому что непредсказуемой окажется судьба России. И сегодня, в этот замечательный день, мы молимся Божией Матери о том, чтобы Она никогда Свой Покров не отнимала от нашего Отечества, чтобы Она снисходила к нашим грехам, к помрачению нашего ума, к нашим неумным и часто злым словам; чтобы Своей материнской любовью Она ограждала нас от врагов видимых и невидимых, внешних и внутренних, сохраняя народ наш, всю историческую Русь в единстве, сохраняя Веру Православную в сердцах наших людей. Ее предстательством да сохранит Господь Русь Святую и Веру Православную на многая и благая лета. Аминь. Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым. Аминь (((Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)))

Источник: https://ok.ru/veraboqa/topic/65291636987384

> ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ, ИГУМЕНИЯ

ПРЕПОДОБНАЯ ЕЛИСАВЕТА ЧУДОТВОРИЦА

День памяти: Май 7- Апрель 24

Икона прп.Елисаветы ЧудотворицыУ иконы прп.Елисаветы в Иоанно-Предтеченском монастыреУ иконы прп.Елисаветы в Иоанно-Предтеченском монастыре

Преподобная Елизавета чудотворица — Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве

Домовой храм в келейном корпусе нашей обители освящен в честь преподобной Елизаветы игумении Константинопольской, чудотворицы, а в главном соборе монастыря находится почитаемая её икона.

Родиной преп. Елизаветы был столичный город Гераклея Фракийская, а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдающиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом, матери же – Евфимия). Живя согласно значению своих имен, боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непорочны и, подражая гостеприимству патриарха Авраама, щедро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева, достойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя после их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они оставались бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбели, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на сердца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же желания боящихся Его Господь благосклонно внял их молитве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

Источник: https://mon-sofia.livejournal.com/3448478.html

Православный Церковный календарь

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
16 апреля 2016 года (журнал № 16)

Конда́к 1

Избра́нней от преве́чнаго Бо́га чудотво́рице преди́вней/ тебе́, преподо́бная ма́ти Елисаве́то,/ похва́льное прино́сим пе́ние./ Ты же, я́ко иму́щая ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду,/ от вся́ких нас бед и боле́зней свободи́/ и к доброде́тели наста́ви, да зове́м ти:// Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

И́кос 1

А́нгелов Творе́ц и всея́ тва́ри Соде́тель призва́ тя, всечестна́я, пре́жде рождества́ твоего́ (от чре́ва ма́терня) послужи́ти Ему́ в преподо́бии и пра́вде, те́мже и мно́гими да́ры небе́сными украси́ тя. Сего́ ра́ди и мы, сла́вяще равноа́нгельное житие́ твое́, со благогове́нием воспева́ем ти сицева́я:

Ра́дуйся, пречестно́е селе́ние Святы́я Тро́ицы;

ра́дуйся, А́нгелом благогове́йная собесе́днице.

Ра́дуйся, сокро́вищнице даро́в Ду́ха Свята́го;

ра́дуйся, благоуха́нная ве́тве ра́йская.

Ра́дуйся, всем се́рдцем Христа́ возлюби́вшая;

ра́дуйся, сораспя́тися Спаси́телю возжела́вшая.

Ра́дуйся, мно́гими чудесы́ Творца́ просла́вившая;

ра́дуйся, наде́ждо и по́моще всем с ве́рою тя призыва́ющим.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 2

Ви́дя многоми́лостивый Госпо́дь богоуго́дное житие́ роди́телей твои́х, Елисаве́то всечестна́я, по мно́зех ле́тех безча́дия посла́ святу́ю му́ченицу Свою́ Глике́рию благовести́ти им ра́дость ве́лию о гряду́щем рожде́нии твое́м. Мы же, дивя́щеся пресла́вному виде́нию сему́, Творца́ и Промысли́теля вся́ческих славосло́вим, вопию́ще Ему́: Аллилу́ия.

И́кос 2

Ра́зумом боже́ственным и благода́тию еще́ во чре́ве ма́тере твоея́ просвеще́нная, всесла́вная Елисаве́то, изде́тска яви́ла еси́ о́браз жития́ доброде́тельнаго, чте́нию же Писа́ния Свяще́ннаго и жития́ святы́х уго́дников Бо́жиих, па́че же к моли́тве усе́рдно прилежа́ла еси́. Мы же, сему́ подража́ти ревну́юще, со умиле́нием воспева́ем ти такова́я:

Ра́дуйся, ро́да честна́го отра́сле добропло́дная;

ра́дуйся, от непло́дныя ста́рицы, я́ко и Предте́ча, прозя́бшая.

Ра́дуйся, и́менем ма́тере велича́йшаго проро́ка нарече́нная;

ра́дуйся, уподо́битися пра́ведной Елисаве́те во свя́тости предызбра́нная.

Ра́дуйся, от младе́нства се́рдце твое́ Го́сподеви преда́вшая;

ра́дуйся, измла́да води́тельству Ду́ха Свята́го прилежа́вшая.

Ра́дуйся, я́ко от ю́ности ра́зум твой просвети́ся вы́сшею прему́дростию;

ра́дуйся, чистото́ю душе́вною, я́ко богосве́тлая свеща́, возсия́вшая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 3

Си́ла Христо́ва осени́ тя, богому́драя Елисаве́то, и дарова́ ти кре́пость претерпе́ти искуше́ния врага́ неви́димаго, его́же стре́лы разжже́нныя сле́зными к Бо́гу моли́твами угаси́ла еси́ и ко и́ноческому по́двигу му́жественно устреми́лася еси́, жесто́кое житие́ иму́щи: боле́зньми по́стническими плоть укроща́ющи, ду́хом же укрепля́ема, Бо́гови при́сно пою́щи: Аллилу́ия.

И́кос 3

Иму́щи в се́рдце твое́м еди́наго Бо́га, всечестна́я Елисаве́то, по кончи́не роди́телей твои́х все име́ние ни́щим раздала́ еси́, и град твой Ира́клию оста́вивши, в царегра́дскую оби́тель пришла́ еси́, иде́же, красо́ты ми́ра сего́ отве́ргши, во о́браз а́нгельский облекла́ся еси́. Мы же, любо́вь твою́ ко Го́споду воспева́юще, велича́ем тя си́це:

Ра́дуйся, па́че земны́х небе́сная возлюби́вшая;

ра́дуйся, на Го́спода все упова́ние возложи́вшая.

Ра́дуйся, бога́тство и сла́ву ми́ра сего́ ни во что́же вмени́вшая;

ра́дуйся, сокро́вищу нетле́нному всем се́рдцем прилежа́вшая.

Ра́дуйся, цве́те де́вства и чистоты́;

ра́дуйся, плоть ду́хови покори́вшая.

Ра́дуйся, я́ко ра́дость послуша́ния пре́жде собла́знов ми́ра сего́ позна́ла еси́;

ра́дуйся, я́ко, и́ноческим путе́м ше́ствующи, небе́сных оби́телей дости́гла еси́.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 4

Бу́рю вражде́бных по́мыслов и мирски́х пристра́стий по́стнически усмири́ла еси́, ма́ти Елисаве́то пресла́вная, в зи́мнюю сту́жу горе́нием боже́ственныя любве́ согрева́ющися, те́ло слеза́ми псало́мски омыва́ющи, ду́шу богоподо́бну соде́лала еси́, непреста́нно Христа́ сла́вящи: Аллилу́ия.

И́кос 4

Слы́шавши глаго́лы ева́нгельския о мы́тари, не дерза́вшем взира́ти на не́бо, ты, о блаже́нная ма́ти, сему́ в покая́нии подража́ющи, три ле́та о́чи к высоте́ не возводи́ла еси́, до́лу главу́ прикло́ньши, серде́чныма же очи́ма небе́сною ле́потою у́мно наслажда́ющися. Те́мже многотру́дное твое́ сла́вяще житие́, воспева́ем ти та́ко:

Ра́дуйся, во еди́ном хито́не сту́жу и зно́й терпе́вшая;

ра́дуйся, безстра́стием в ри́зу нетле́нну, свы́ше истка́нную, обле́кшаяся.

Ра́дуйся, соверше́нную четыредеся́тницу пости́вшаяся;

ра́дуйся, не бра́шны, но Хле́бом Небе́сным насыща́вшаяся.

Ра́дуйся, в воздержа́нии велича́йшему из рожде́нных жена́ми подража́вшая;

ра́дуйся, го́рлице пустыннолю́бная, в Царегра́де я́ко в пусты́ни обита́вшая.

Ра́дуйся, се́мя про́поведи вели́каго Предте́чи в се́рдце твое́м насади́вшая;

ра́дуйся, в покая́нии три ле́та о́чи до́лу низводя́щи, плоды́ стори́чныя прине́сшая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 5

Всесве́тлая звезда́ Ца́рскому гра́ду яви́лася еси́, Елисаве́то всехва́льная, на высоту́ соверше́нства смире́нием вознесе́нная и терпе́нием к но́вым по́двигом приугото́ванная: да́ры боже́ственными па́че обогати́лася еси́, славосло́вящи непреста́нно Вседержи́теля Бо́га: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́дев тя святи́тель Генна́дий доброде́телей испо́лнену и да́ром разсужде́ния духо́внаго благоукра́шену, по кончи́не игу́мении поста́ви тя, преподо́бная Елисаве́то, прее́мницу ея́. Ты же, трудолю́бно подвиза́ющися, богому́драя наста́вница яви́лася еси́ не то́кмо сестра́м оби́тели твоея́, но и жена́м мирски́м, науча́ющи от лжи, лука́вства и злосло́вия удаля́тися, сла́бость ума́ молча́нием восполня́ти, в любви́ христиа́нстей и по́двизех моли́твы возраста́ти. Те́мже мо́лим тя, ма́ти преблага́я, бу́ди и нам во бра́ни со страстьми́ помо́щница, да зове́м ти:

Ра́дуйся, в Царегра́де наста́вницею мона́шествующих утвержде́нная;

ра́дуйся, служе́ния сего́ во всем ми́ре да́же до днесь не оставля́ющая.

Ра́дуйся, чистото́ю нра́ва о́браз воздержа́ния показу́ющая;

ра́дуйся, укрепле́ние всех в терпе́нии подвиза́ющихся.

Ра́дуйся, я́ко сете́й злоязы́чия и лука́вства избега́ти науча́еши;

ра́дуйся, я́ко неразу́мных жен нелицеприя́тно облича́еши.

Ра́дуйся, я́ко праздносло́вия и лжи бе́гати повелева́еши;

ра́дуйся, чи́стый сосу́де безмо́лвия, трезве́ния и кро́тости.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 6

Пропове́дница немо́лчная суде́б Бо́жиих яви́лася еси́, Елисаве́то блаже́нная, возвести́ла бо еси́ гряду́щее на град Константи́нь запале́ние о́гненное. Сострада́нием же дви́жима, вку́пе с преподо́бным Дании́лом Сто́лпником Человеколю́бца Бо́га дерзнове́нно моли́ла еси́ о лю́дех, пострада́ти иму́щих. Егда́ же моли́твами ва́шими угасе́ огнь, благода́рственно вси возопи́ша Творцу́: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ спаси́тельная луча́ гра́ду твоему́, всехва́льная, егда́ веле́нием свы́ше гряду́щее бе́дствие благове́рному царю́ Льву прорекла́ еси́. Те́мже мо́лим тя, о ма́ти милосе́рдная, не оста́ви и нас, гре́шных и немощны́х, во дни испыта́ний на́ших, отведи́ вся́кий гнев от наде́ющихся на тя и вопию́щих ти такова́я:

Ра́дуйся, избра́ннице Бо́жия, та́йны гряду́щаго ве́давшая;

ра́дуйся, гнев на ми́лость премени́ти Го́спода Бо́га умоли́вшая.

Ра́дуйся, еди́на от пра́ведник, и́хже ра́ди отврати́ Госпо́дь от гра́да сожже́ние;

ра́дуйся, от огня́ гее́нскаго ве́рных спасе́ние.

Ра́дуйся, заступле́ние твое́ и во стране́ Ру́сстей явля́ющая;

ра́дуйся, ра́ны и ожо́ги еле́ем от ико́ны твоея́ исцеля́ющая.

Ра́дуйся, к покая́нию и премене́нию злых обы́чаев нас призыва́ющая;

ра́дуйся, от па́губы и обнища́ния мно́гих спаса́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 7

Хотя́ яви́ти си́лу свою́, дарова́ тебе́ Вседержи́тель Госпо́дь Креста́ ору́жие непобеди́мое, и́мже зми́я дре́вняго, во о́бразе зри́мом я́вльшагося, победи́ла еси́. К твоему́ предста́тельству прибега́юще, ма́ти досточу́дная, мо́лим тя, помози́ и нам то́ю же си́лою побежда́ти неви́димыя враги́, песнь побе́дную воспева́юще: Аллилу́ия.

И́кос 7

Но́вую обре́тше тя избра́нницу Бо́жию, лю́дие Евдомо́нския ве́си со слеза́ми и упова́нием к тебе́ притеко́ша, моля́ще изба́вити их от драко́нта лю́таго, пожира́ющаго вся́каго мимоходя́щаго. Ты же, о пресла́вная вои́тельнице Христо́ва, честны́м кресто́м вооружи́вшися и к ло́гову зве́ря прише́дши, зна́мением кре́стным того́ умертви́ла еси́, пято́ю попра́вши главу́ его́. Лю́дие же, чу́до сие́ ви́девше, в ра́дости воспе́ша ти си́це:

Ра́дуйся, во свяще́нней оби́тели великому́ченика Гео́ргия подвиза́вшаяся;

ра́дуйся, си́лу его́ победоно́сную духо́вно восприи́мшая.

Ра́дуйся, зна́мением Креста́ си́лу вра́жию победи́вшая;

ра́дуйся, побе́ду на неви́димаго врага́ сим ору́жием получи́вшая.

Ра́дуйся, главу́ зми́я пято́ю попра́вшая;

ра́дуйся, реши́мости во бра́ни духо́вней нас науча́ющая.

Ра́дуйся, одержи́мых стра́хом защи́тнице;

ра́дуйся, от напа́стей и наше́ствия враго́в изба́вительнице.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 8

Стра́нная и пресла́вная соверша́ющи чудеса́, о всеблаже́нная ма́ти, теле́сныя исцеля́еши неду́ги, па́че же науча́еши пре́жде о души́ пещи́ся, я́ко душа́ бо́льши есть те́ла: та́ко и неду́зи пло́ти уклоне́нием от грехо́вных на́выков во здра́вие претворя́ются. Сего́ ра́ди, богому́драя, роди́телю кровоточи́выя отрокови́цы, цено́ю всего́ име́ния жа́ждущему здра́вие дще́ри свое́й купи́ти, запове́дала еси́ пре́жде смиренному́дрие и нищелю́бие стяжа́ти, си́ми бо доброде́тельми благоугожда́ется Бог, да́руяй здра́вие и ве́лию ми́лость тружда́ющимся и с ве́рою вопию́щим Ему́: Аллилу́ия.

И́кос 8

Вся чудеса́ твоя́ зря́ще, преподо́бная, жены́ непло́дныя и кровоточи́выя нача́ша притека́ти во оби́тель твою́, и я́ко ева́нгельская жена́, кра́ю ри́зы Госпо́дни косну́вшаяся, исцели́ся, та́ко и сия́, пома́занныя тобо́ю святы́м еле́ом, а́бие исцеля́хуся, ве́лиим гла́сом воспева́юще ти такова́я:

Ра́дуйся, рождество́м свои́м непло́дство роди́телей разреши́вшая;

ра́дуйся, непло́дным пре́жде жена́м весе́лие о ча́дех да́рующая.

Ра́дуйся, любве́ ра́ди ко Христу́ де́вство избра́вшая;

ра́дуйся, жен неду́жных си́лою моли́тв твои́х исцеля́ющая.

Ра́дуйся, за́поведи ева́нгельския исполня́ти повелева́ющая;

ра́дуйся, стяжа́нием доброде́телей, я́ко водо́ю живо́ю, боле́зни врачу́ющая.

Ра́дуйся, мольбы́ роди́телей, здра́вия ча́дом прося́щих, не отрева́ющая;

ра́дуйся, всем притека́ющим к тебе́ с ве́рою ми́лость от Бо́га испра́шивающая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 9

Все естество́ А́нгельское удиви́ся си́ле Бо́жией, в немощне́м сосу́де же́нскаго естества́ де́йствующей. Егда́ о́чи слепорожде́нному отве́рзла еси́, пресла́вная ма́ти Елисаве́то, тогда́ просла́ви Творца́ исцеле́нный тобо́ю слепе́ц, гла́сом Варти́меовым вопия́: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вити́йствовати не мо́жет язы́к наш высоту́ чудотворе́ний твои́х, богодухнове́нная ма́ти! Кто пове́сть, ка́ко возсия́ свет во о́чию слепорожде́ннаго, припа́дшаго к тебе́ с ве́рою и возопи́вшаго: «Поми́луй мя, ве́рная учени́це Бо́жия!»? Ты же, сострада́нием преиспо́лнена, возде́вши ру́це в моли́тве, еле́ом пома́зала еси́ зе́ницы незря́чия, и па́ки во всю седми́цу не преста́ла еси́ умоля́ющи Исто́чника вся́каго све́та, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, дарова́ти прозре́ние слепцу́ убо́гому, ве́дущи, я́ко близ есть Госпо́дь. Сама́ же ты, о ма́ти свята́я, виде́ние светоза́рное и боже́ственное удосто́илася еси́ лицезре́ти. Та́ко и мы, сле́пи су́ще душе́ю, прозре́ти же твои́ми моли́твами жела́юще, взыва́ем ти:

Ра́дуйся, цельбоно́сная купе́ле, очеса́ незря́чая отверза́ющая;

ра́дуйся, свет Христо́в свя́тостию жития́ явля́ющая.

Ра́дуйся, прекра́сный цве́те, чудесы́ исцеле́ний благоуха́ющий;

ра́дуйся, све́тлая звездо́, путь ко спасе́нию освеща́ющая.

Ра́дуйся, та́йны Бо́жия очи́ма се́рдца позна́вшая;

ра́дуйся, соше́ствие Ду́ха Свята́го на Святы́я Да́ры созерца́вшая.

Ра́дуйся, в черто́зех небе́сных трисо́лнечным Све́том ны́не наслажда́ющаяся;

ра́дуйся, врачевство́ оче́с от ико́ны твоея́ нам ще́дро посыла́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 10

О спасе́нии души́ ревну́ющи, ма́ти честна́я, пред исхо́дом от вре́меннаго жития́ сего́, места́, бли́зкая се́рдцу твоему́, посети́ла еси́: Ира́клии же дости́гши, в Халкопрати́йстей це́ркви Богоро́дицы чуде́снаго явле́ния му́ченицы Глике́рии сподо́билася еси́, я́же возвести́ ти ско́рое преселе́ние во Оте́чество Небе́сное, иде́же Херуви́ми воспева́ют непреста́нно: Аллилу́ия.

И́кос 10

Стена́ тве́рдая и заступле́ние необори́мое яви́лася еси́ всем с ве́рою к тебе́ прибега́ющим: и́бо и по отше́ствии твое́м во оби́тели ве́чныя не престае́ши чудотвори́ти и явля́ти по́мощь твою́. Досто́йно и сла́вно бы́сть сие́ преставле́ние твое́, преподо́бная ма́ти, егда́ ты, пра́здник во оби́тели великому́ченика Гео́ргия све́тло соверши́вши, с моли́твою предала́ еси́ ду́шу твою́ в ру́це Госпо́дни, глаго́лющи: ны́не отпуща́еши рабу́ твою́, Влады́ко, с ми́ром: и небе́сною ле́потою просия́ пресве́тлое лице́ твое́. Мы же, блаже́нную кончи́ну твою́ воспева́юще, воспису́ем ти сицева́я:

Ра́дуйся, весть о исхо́де твое́м с ра́достию восприи́мшая;

ра́дуйся, де́во благоразу́мная, Жениха́ твоего́ бо́дрственно ожида́вшая.

Ра́дуйся, добропло́дная смоко́внице, в вертогра́ды ра́йския пресажде́нная;

ра́дуйся, со А́нгелы ны́не трисвяту́ю пе́снь воспева́ющая.

Ра́дуйся, сострада́нием к неду́жным преиспо́лненная;

ра́дуйся, хода́таице пред Влады́кою о всех прося́щих тя.

Ра́дуйся, я́ко о спасе́нии на́шем Го́спода умоля́еши;

ра́дуйся, я́ко в час исхо́да на́шего ме́сто поко́йно душа́м уготовля́еши.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 11

Пе́ние хвале́бное прино́сим ти, пречу́дная ма́ти Елисаве́то, я́ко и ны́не во гра́де Москве́ явля́еши чудоде́йственную си́лу твою́ неисце́льно неду́гующим, от бесо́в му́чимым и во отча́янии су́щим, да вси просла́вят Творца́ и Зижди́теля, воспева́юще: Аллилу́ия.

И́кос 11

Светоно́сную свещу́ зрим тя, свята́я Елисаве́то, с высоты́ светя́щую, и све́том чудотворе́ний просвеща́ющую ду́ши воспева́ющих ти похва́льная сицева́я:

Ра́дуйся, звездо́, в созве́здии святы́х я́сно сия́ющая;

ра́дуйся, луча́ми благода́ти мир согрева́ющая.

Ра́дуйся, многосве́тлая лампа́до Боже́ственнаго Све́та;

ра́дуйся, боже́ственный огнь любве́ в душа́х на́ших возжига́ющая.

Ра́дуйся, многопло́дная розго́, гро́зды принося́щая исцеле́ний;

ра́дуйся, во служе́нии стра́ждущим во́лю Человеколю́бца Бо́га исполня́ющая.

Ра́дуйся, наде́ждо на́ша, го́рькая рыда́ния на сле́зы умиле́ния претворя́ющая;

ра́дуйся, ра́досте на́ша, от ико́ны твоея́ целе́бную си́лу явля́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 12

Благода́ть чудотворе́ний от всеще́драго Бо́га прия́ла еси́, преблага́я ма́ти Елисаве́то, по досто́инству бо чудотво́рица нарече́на бы́сть, и не то́кмо в земно́м житии́, но и по кончи́не вели́чием чуде́с нас удивля́еши и сла́вити Го́спода призыва́еши: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, сла́вим тя, ма́ти всехва́льная, предстоя́ще пред о́бразом твои́м честны́м со упова́нием, я́ко не отврати́ши лица́ твоего́ от нас, но я́ко в земно́м житии́ твое́м ни еди́наго прося́щаго отри́нула еси́, та́ко и ны́не приими́ глас моле́ния на́шего, с любо́вию вопию́щих ти такова́я:

Ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы сла́во;

ра́дуйся, зако́ны естества́ превозше́дшая.

Ра́дуйся, де́вства преди́вное соверше́ние;

ра́дуйся, преподо́бных пресла́вное украше́ние.

Ра́дуйся, и́нокинь во гра́де Москве́, я́ко и в Царегра́де пре́жде, наста́внице;

ра́дуйся, оби́тели, под покро́вом твои́м су́щей, похвало́ и ра́дование.

Ра́дуйся, неисчерпа́емый исто́чниче исцеле́ний;

ра́дуйся, поро́ков и страсте́й искорени́тельнице.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице, Бо́гом избра́нная.

Конда́к 13

О прехва́льная уго́днице Бо́жия, преподо́бная ма́ти Елисаве́то, чудотво́рице царегра́дская и ве́рная засту́пнице на́ша! Приими́ ма́лое моле́ние сие́, с любо́вию тебе́ приноси́мое, и всеси́льным твои́м хода́тайством вся́кое зло от нас отжени́ и к све́ту за́поведей спаси́тельных возведи́, да в стра́шный день Суда́ одесну́ю пра́веднаго Судии́ ста́вше, сподо́бимся ку́пно с тобо́ю воспе́ти ра́достно: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды.
И па́ки чте́тся и́кос 1-й, и конда́к 1-й.

Моли́тва

О, пречу́дная ма́ти на́ша, вели́кая уго́днице Бо́жия Елисаве́то! Ле́ностию и ины́ми страстьми́ побежда́емии, недосто́йни есмы́ возноси́ти моли́твы тебе́, вся тяготы́ мона́шескаго по́двига поне́сшей и души́ своея́ ра́ди возлю́бленнаго тобо́ю Христа́ не пощаде́вшей. Но ка́ко воста́нем со одра́ боле́зни без врача́, или́ уразуме́ем прему́дрость без учи́теля? Сего́ ра́ди припа́даем к тебе́, наста́внице на́шей и чудотво́рице, и мо́лим: исцели́ нас от страсте́й, отве́рзи очеса́ на́ша серде́чная, да возненави́дим грех, живу́щий в нас, и омы́вше ду́шу слеза́ми покая́ния, всем се́рдцем Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́ возлю́бим и Ему́, отве́ргшеся себе́, порабо́таем. Мо́лим тя и о бли́жних на́ших: боля́щих исцели́, в беда́х и обстоя́нии су́щих защити́, непло́дным жена́м ра́дость о ча́дех да́руй, ю́ных от прельще́ний ми́ра сего́ покры́й, и вся ны на спаси́тельныя стези́ напра́ви, да сподо́бимся в небе́сных оби́телех непреста́нно сла́вити Всесвяту́ю Тро́ицу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-elisaveta-konstantinopolskaja

Где хранится икона

Многих верующих людей интересует вопрос: «Где хранится икона святой Елизаветы?» Знаменитый для большинства верующих храм святых апостолов Павла и Петра не подвергся гонениям после революции в первой половине XX века и проработал на протяжении всего существования Советского Союза. Благодаря стараниям служителей церкви, многие ценные святыни были сохранены в первозданном виде до наших дней, в том числе и икона мученицы Елизаветы. В 90-х годах прошлого века была открыта и освящена Ивановская обитель, туда перевезли несколько христианских святынь из храма святых апостолов Павла и Петра. Туда же была отправлена и знаменитая икона Елизаветы.

После развала Советского Союза одним из первых был восстановлен и открыт для прихожан Храм преподобной мученицы Елизаветы Федоровны. Это радостное событие случилось в 1995 году. Туда была перевезена одноименная икона. Не так давно икону мученицы Елизаветы отреставрировали и поместили ее в Соборе святого Иоанна Предтечи, который находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.

В женском монастыре Ионанна-Предтеченского был построен храм в честь святой Елизаветы Чудотворицы. Средства на возведение постройки были выделены согласно завещания покойной благотворительницы Елизаветы Зубачевой-Макаровой. Женщина была названа в честь одноименной великомученицы. Благословил открытие храма святой Филарет Московский.

Описание иконы

Теперь о том как выглядит икона святой Елизаветы. Данная святыня была выполнена на цинке, как и множество подобных икон, создаваемых в то время художниками. Образ игуменьи выполнен в мягких розовых, зеленоватых и голубых оттенках. Святая изображена в полный рост. Она стоит на берегу водоема, за которым виднеются невысокие холмики. На голове у женщины надет платок красного цвета. Таким же цветом окрашена и земля под ее ногами. Тело святой Елизаветы (на фото иконы в статье это видно) прикрывает зеленая мантия. Над головой Елизаветы изображены синие небеса.

На изображении отсутствуют символы игуменской власти, однако молитвенно-сосредоточенный лик великомученицы и сдержанный мягкий облик являют нашему взору непрестанное молитвенное обращение и предстояние к Господу и к его духовной власти. Изображенная на иконе Елизавета словно просит защиты у Всевышнего для тех, кто молит ее о помощи.

Правая рука у мученицы согнута и прижата к груди в области сердца. Это символизирует, что вся ее любовь обращена к Богу и людям. В левой руке у святой находится свиток с молитвой обо всех просящих благословения перед ней. Изображенная на иконе великая княгиня Елизавета просит у Всевышнего прощения людских грехов и спокойствия после того, как души умерших отправятся на страшный суд.

Живописная святыня имеет следующие размеры:

  • высота – 71,12 см;
  • ширина – 13,34 см.

Великий дар Елизаветы

Многие верующие в Бога люди интересуются тем, каково значение иконы святой Елизаветы и в чем заключалась ее помощь людям. Почти 20 лет назад ученый-историк А. Виноградов с греческого на русский язык перевел житие святой Елизаветы. После этого Иоанно-Предтеченский монастырь выпустил печатное издание этого текста в 2002 году. Согласно выпущенной книге, Елизавета Чудотворица является покровительницей женского монашества. При жизни она умела исцелять людей от многих болезней и недугов. Женщина была сосудом Святого Духа, из которого выходят благодать, помогающая дарить добро и исцеление от мук. Даже сейчас, по словам священнослужителей, целование иконы святой Елизаветы помогает людям избавиться от многих болезней.

В Житие написано, что дочь, подаренная родителям самим Богом, умела помогать верующим, обремененным скорбью и муками от болезни. Еще до зачатия родители придумали будущей святой имя Елизавета. В юном возрасте девушка получила статус настоятельницы в обители святого Георгия, который был построен в Константинополе. До нее место игумении там занимала тетка по отцу. Настоятельницей великомученица стала благодаря святому Геннадию, который в то время был патриархом Константинопольским.

Многим верующим становится интересно: в чем помогает икона Елизаветы людям? Благодаря смирению женщины, ее искренней вере и монашеской жизни по строгим заповедям Божьим, у нее с раннего возраста появился дар исцеления. Девушка справлялась с самыми страшными болезнями, мучившими окружающих ее людей, также она умела изгонять бесов, видела откровения и предсказывала будущее. Поклонясь святой иконе в церкви сейчас, страждущий избавится от мук и обретет душевный покой.

Официальная биография великомученицы

Святая мученица великая княжна Елизавета Федоровна родилась в семье Людвига IV. Ее мать, принцесса Алиса, приходилась дочерью английской королеве Виктории. Всего в семье было 7 детей. Одна из дочерей, которую звали Александрой, достигнув совершеннолетия, стала российской императрицей.

Дочки герцога Людвига IV воспитывались в семье согласно старинным английским традициям. Воспитанием занималась мать, которая установила для девочек строгий распорядок времяпрепровождения. Несмотря на высокий титул главы семейства, семья старалась жить скромно, еда у них была самая обыкновенная, что и у простых граждан страны. Прислуги у Людвига не было, а всю работу по дому выполняли его дочки. Они убирали в доме, топили камин, стирали белье, готовили пищу. Святая Елизавета впоследствии говорила, что дома ее научили всему, что необходимо уметь самостоятельной женщине.

Мать девочек старалась воспитывать своих чад на основе христианских заповедей, вкладывая в их сердца любовь к ближним, учила помогать нуждающимся людям. Родители Елизаветы Федоровны бо́льшую часть своего имущества раздавали на благотворительные нужды. Кроме того, мать часто возила дочерей по госпиталям, приютам для бездомных людей, а также в дома для престарелых и инвалидов. Туда женщины отвозили огромные букеты цветов и раздавали их окружающим.

Захоронение останков монахини

Тело настоятельницы Марфо-Мариинской обители в 1921 году было вывезено из РСФСР на святую землю в Иерусалим, там его поместили в усыпальнице храма святой Марии Магдалины.

В 1981 году Русская православная церковь приняла решение канонизировать всех новомучеников, находящихся за границей, для этого приходилось скрывать их могилы. Чтобы проделать такую операцию, в Иерусалиме была создана специальная комиссия, которой руководил архимандрит Антоний (до крещения носил имя Граббе). В то время он был начальником Русской духовной миссии.

Все гробницы мучеников выставили перед Царскими вратами. В этот момент произошло чудо: когда архимандрит Антоний по промыслу Божьему остался наедине возле покойников, вдруг неожиданно послышался шум. Один из многочисленных гробов затрясся, запаянная крышка у него начала открываться. Из каменной усыпальницы как живая вылезла покойная Елизавета. Она подошла к ошарашенному священнику и попросила благословения. После того как отец Антоний благословил святую, она вернулась на свое место, не оставив при этом после себя ни единого следа. Крышка гроба за ней захлопнулась.

Когда пришло время распаковывать каменные усыпальницы святых, священники стали свидетелями очередного необъяснимого чуда. Во время открытия каменного гроба с телом княгини помещение церкви наполнилось приятным запахом. Позже священнослужители будут рассказывать, что из усыпальницы сильно веяло жасмином и медом. При осмотре тела мученицы оказалось, что оно почти не разложилось.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1517313900422368191/svyataya-elizaveta-ikona-opisanie-znachenie-i-foto/

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна

  1. До замужества — Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.

На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.

Как молиться и в каких храмах есть икона

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-elizavety-fedorovny.html

>Имя Елизавета в православном календаре (Святцах)

Праведная Елисавета Палестинская, дата памяти 18 сентября

Она была матерью Иоанна Крестителя. Исходя из слов апостола Луки, мы знаем, что она была двоюродной сестрой Пресвятой Богородицы, а также происходила из рода царя Давида. Мать святой Елисаветы была старшей сестрой святой Анны, ее звали Исмерия. Уже в преклонных летах, по особому промыслу Божиему, Елисавете и ее супругу Захарии был дарован младенец, после долгих лет в ожидании ребенка.

В Евангелии подробно описана встреча Богоматери и праведной Елисаветы. (Лк.1:39-56). В то время, как было объявлено о всеобщем избиении младенцев, святая Елисавета стала укрываться в пустыне. Там скала чудесным образом расступилась и укрыла ее от воинов императора, преследовавших святую Елисавету. В это же время ее супруга Захарию стали пытать, где же могла быть его жена. Но он отказался рассказать, за что его убили прямо в храме.

Вместе с сыном Иоанном, праведная Елисавета стала жить в пустыне, где и отошла ко Господу. Синаксари греческие сообщают, что святая Елисавета отошла ко Господу через 40 дней после бегства в пустыню, коптские синаксари содержат материалы о то, что она умерла в Синайской пустыни через 7 лет.

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-zhenskie/elizaveta/

День Ангела Елизаветы

В православной традиции принято давать детям имена святых. Считается, что они являются небесными покровителями «ангелами» ребенка на всю жизнь и помогают в трудных ситуациях.

В свой День Ангела Елизавета должна особенно горячо помолиться своей святой.

Верующие стараются в этот день побывать в храме на Богослужении, исповедоваться и причаститься. Неплохо почитать акафист своей небесной покровительнице, если таковой имеется, а также освежить в памяти ее житие.

В православном календаре встречается целых четыре святых женщины, носящих имя Елизавета:

  1. Великая княгиня Преподобномученица Елизавета Федоровна (Романова), день памяти 18 июля и 11 октября (обретение мощей).
  2. Святая Праведная Елизавета, мать Иоанна Крестителя – 18 сентября.
  3. 7 мая Церковь чтит преподобную Елизавету Константинопольскую.
  4. 4 ноября христиане вспоминают святую мученицу Елизавету, принявшую смерть за Христа в Константинополе.

Елизавета Константинопольская

Кроме того, есть много Елизавет среди женщин, пострадавших за веру при советской власти. Уточнить даты их празднования можно в любом православном календаре.

Как определить когда именно Елизавете праздновать свои именины? Обычно, священник при крещении говорит родителям в честь какой святой названа их дочь и сообщает дату именин. А если эту информацию не дали, или родители не помнят?

По церковным канонам имя новорожденному выбирается по календарю. Традиционно называли в память того святого, в день которого дитя родилось или его крестили. Если подходящих имён не находилось, то смотрели календарь на девятый либо сороковой день от появления младенца на свет.

Если Елизавета не в курсе чье имя ей дано, решить проблему просто. Стоит посмотреть, какая святая празднуется ближе всех к дате рождения. Этот день и будет считаться Днём Ангела. При этом, смотреть нужно вперёд по календарю, то есть День Ангела должен следовать за Днём Рождения.

Бывает и так, что родители ребенка или сам человек, который крестится взрослым хочет носить имя конкретной святой, но ее память отмечается до Дня Рождения. Например, девочка родилась в августе и по правилам ее следует назвать в честь Елизаветы – матери Иоанна Предтечи.

Но родители очень любят и почитают Великую княгиню Елизавету Федоровна и желают, чтобы она ходатайствовала перед Богом за их чадо. Современная церковная практика допускает такие случаи.

В чем помогает святая Елизавета

Православная церковь знает не так много святых с этим именем. Но все они молятся о тех, кто носит их имена или просто обращается к ним с молитвой. Каждая из Елизавет помогает в любом добром деле, спасает в трудных ситуациях, защищает от бед и опасностей.

Считается, что святая Елизавета, мать святого Иоанна Пророка, помогает бездетным женщинам зачать ребенка.

Она сама до глубокой старости не имела детей и очень от этого страдала.

Святая княгиня Елизавета Федоровна ещё при жизни была покровительницей народа, помогала бедным и несчастным. Это же она продолжает делать и после смерти. К ней можно обратиться с любой просьбой и она обязательно услышит.

Княгиня Елизавета – пример поразительного мужества и одновременно покорности воле Божией. Когда террорист бросил бомбу в карету, где находился Сергей Александрович, Елизавета услышала взрыв и выбежала на улицу. Она своими руками собирала разбросанные повсюду останки своего любимого мужа.

Когда большевики захватили власть и Елизавете Федоровне, как представительнице царской семьи, грозила опасность, она отказалась покинуть свою вторую Родину и мужественно встретила смерть. Поэтому женщинам, носящим ее имя, стоит просить у святой смелости и мужества в жизненных испытаниях.

Икона Святой Елизаветы

Удивительно трагична история жизни Святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители. На иконе Святая Елизавета отображается с мученическим крестом в одной руке и собором Марфо-Мариинской обители в другой. Как и католическая Святая Елизавета Венгерская — тюрингская основательница Эйзенахской больницы для бедных, в честь которой была названа Елизавета Фёдоровна, праведномученица прославилась в веках примерному следованию идеалам Христовой церкви и основанием монастыря — обители милосердия.

Иисус Христос, готовя своих учеников к будущим лишениям и мученической смерти, говорил: «Возьми крест свой и следуй за мною!» Про Великую Княгиню Елисавету Фёдоровну можно смело сказать, что свой крест она пронесла с достоинством, на самые жестокие удары судьбы отвечая глубочайшим истинно христианским смирением.

Родилась Елизавета Александра Луиза Алиса в 1864 году в семье Гессен-Дармштадского герцога Людвига IV и принцессы Алисы, дочери британской королевы Виктории и принца-консорта Альберта. Детство Елизаветы и её многочисленных братьев и сестёр пришлось на время правления королевы Виктории — правительницы скромной, строгой, консервативной, очень религиозной, превыше всего на свете ставившей церковь, семью и монархию. Поэтому с самого детства Элла (так её звали родители) была приучена к строгому порядку и послушанию — внуки и внучки королевы Виктории обходились без слуг и сами делали абсолютно всю домашнюю работу. Каждый день принцесса Алиса проводила религиозные беседы со своими детьми, воспитывая в них любовь к ближнему, скромность, порядочность, отзывчивость и другие христианские добродетели. Часто дети вместе с родителями ездили в военные госпитали, приюты для бездомных, дома инвалидов чтобы словом и делом помочь больным и страждущим.

В семь лет Святая Елизавета испытала первое жизненное потрясение — от кровотечения в результате падения с лестницы умер её младший брат Фридрих, страдавший гемофилией. Через семь лет после этого трагического случая семья Гессен-Дармштадского заболела дифтерией. Трёхлетняя сестра Мария и мать Елизаветы — принцесса Алиса, умерли от паралича дыхательных путей в результате осложнений от дифтерии. С этого момента и до двадцати лет Святая Елизавета заменила собой мать оставшимся братьям и сёстрам.

В 1884 году, в возрасте 20 лет, Елизавета Фёдоровна обвенчалась в Санкт-Петербурге с великим князем Сергеем Александровичем — братом императора Александра Третьего, дядей последнего императора Российской Империи Николая Второго. Вся семья Елизаветы пристутствовала при венчании: именно здесь познакомились Николай Второй и сестра Эллы Алиса, которой суждено было стать последней российской императрицей. Православное венчание произошло в Придворном соборе Зимнего дворца, а лютеранское Таинство произошло в кирхе Святой Анны. Венчающиеся были под стать друг другу: великий князь был очень набожен, и большое количество времени уделял церковным делам. Брак этот был удивителен своей праведностью — ещё до венчания Сергей Александрович и Елизавета поклялись друг другу в соблюдении обета безбрачия, который оба дали в юном возрасте. Поселилась пара во дворце Белосельских-Белозерских, однако большую часть времени проводила в своём подмосковном имении Ильинское, где Елизавета даже основала специальную ярмарку, прибыль от которой шла беднякам.

Все годы после замужества Елизавета усердно учит русский язык по православным книгам и посещает церковные службы вместе с любимым мужем. Так велико было её очарование русским языком и православной верой, что в 1891 году Елизавета приняла православие, вступив ради этого размолвку со своим отцом. Имя у великой княгини осталось тем же самым, но теперь её тезоименной Святой стала считаться мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета.

В этом же году великий князь Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы и праведная супружеская пара окончательно переезжает в белокаменную. Несмотря на сверхнапряжённый график супруги генерал-губернатора, Елизавета Фёдоровна находит время, чтобы облегчить жизнь нуждающимся: она возглавила Дамский комитет Красного Креста и помогала несчастным в приютах, больницах и богадельнях.

В 1904 году начинается война между Японией и Россией, в которой наша страна потеряла более 50 000 человек убитыми. Святая Елизавета устраивает в Кремлёвском дворце Особый комитет помощи воинам, где добровольные помощники и помощницы шили одежды для военных, собирали пожертвования и медикаменты для солдатов и офицеров.

Святая княгиня Елисавета Феодоровна: история покровительницы филантропов

На Дальний Восток при личном участии великой княгини для поддержки морального духа были отправлены несколько походных церквей, с Евангелиями и иконами. На собственные средства Елизавета Фёдоровна закупила большое количество медикаментов, жгутов, бинтов и сформировала своими усилиями несколько санитарных вагонов.

Но итоги войны были неутешительны для Российской Империи. Война сильно подорвала экономику страны, по всей Росии начались непрекращающиеся акции протеста. Социальная несправедливость стала очевидно вопиющей. Начался политический кризис.

В 1905 году террорист Иван Каляев бросил бомбу под экипаж великого князя Сергея Александровича. Террориста — члена боевой организации эсеров, схватили на месте преступления. Муж Святой Елизаветы умер мгновенно, в больницу со смертельным ранением попал кучер Ефим, служивший великому князю всю жизнь. Через несколько дней Елизавета Фёдоровна наведала Ивана Каляева в тюрьме, где от имени мужа простила террориста и оставила ему Евангелие и маленькую икону. Вдова великого князя подала прошение Николаю Второму о помиловании Каляева, но оно было отклонено. На месте гибели мужа Святая Елизавета поставила памятник в виде креста с выбитыми на нём словами распятого Христа: «Отче! Отпусти им, не ведя бо, что творят…»

Продав все свои драгоценности и имущество, Елизавета Фёдоровна выкупила на Большой Ордынке вместительную усадьбу, на месте которой основала Марфо-Мариинскую обитель. В обители был организован монастырь, где бедным и неимущим оказывалась медицинская помощь в больнице и аптеке при обители, а также психологическая помощь силами сестёр. Своеобразность монастыря заключалась в самом современном по тем временам подходе обучения сестёр Марфо-Мариинской обители: профессора читали им медицинские лекции по уходу и лечению больных, священнослужители вели наставительные беседы с ними. Заблудшие души Святая Елизавета и её сёстры наставляли на путь истинный не только едой, одеждой и молитвами: всех желающих они старались научить какой-либо профессии, чтобы опустившиеся люди не могли уже вернуться к прежнему образу жизни.

Люди самых разных сословий и достатка относились к Елизавете Фёдоровне с любовью и уважением. Богатые ценили её самоотверженный труд и искренность в праведных делах, бедные и опустившиеся уважали её за полное отсутствие высокомерия, за то, что в каждом она видела прежде всего человека. Множество приёмных детей было воспитано и выхожено в стенах Марфо-Мариинской обители: Святая Елизавета и её сёстры выхаживали брошенных и неухоженных детей в своём монастыре.

Но случилась Первая Мировая война, а за ней кровавая революция 1917года. Всех членов царской семьи арестовали. Печальная участь коснулась и Елизаветы Фёдоровны. Великую княгиню и её келейницу Варвару Яковлеву отправили сначала в Пермь, потом в Екатеринбург, а оттуда — в Алапаевск, где и закончила свою земную жизнь Святая Елизавета. Её, Варвару, Фёдора Ремеза (управделами вел. кн. Сергея Михайловича) и пятерых других членов императорской семьи красноармейцы-большевики и рабочие местных заводов, после ударов обухом топора по голове, скинули в шахту железного рудника Нижняя Селимская, после чего скинули туда несколько гранат и, скрывая следы преступления, забросали ствол шахты ветками и брёвнами. Опасаясь реакции простых людей на убийство Святой Елизаветы, большевики распустили слух о побеге-похищении алапаевских пленников. Через несколько месяцев, когда комиссия Колчака по раследованию этого убийства обнаружила тела погибших, всплыли мрачные подробности расправы над беззащитными пленниками. Не все из них умерли сразу в пещере — Иоанн Константинович и Елизавета Фёдоровна упали на перестил, находящийся над дном шахты. Получив множественные переломы, Святая Елизавета нашла в себе силы перевязать своим апостольником — платком монахини с вырезом для лица, рану Иоанна. Местные крестьяне рассказывали, что из шахты ещё несколько дней доносилось пение молитв. Елизавета Фёдоровна и Иоанн умерли от ран и обезвоживания. Перед смертью великая княгиня улыбалась, пальцы её правой руки застыли в благословляющем жесте. Когда тела алапаевских мучеников были извлечены из шахты, оказалось, что тление не тронуло тело Святой Елизаветы. Её тело и останки Варвары Яковлевой через несколько лет были перенесены в Иерусалимскую церковь равноапостольной Марии Магдалины, где нашли своё пристанище в крипте (нижнем помещении для мощей Святых) под храмом.

Святая преподобномученица Елизавета и сестра Варвара были канонизирована Русской Православной Церковью в 1992 году, на 8 лет раньше канонизации царственных страстотерпцев.

Перед иконой Святой Елизаветы молятся об исцелении от болезней и о придании сил душевных в тяжёлые минуты.

На этой странице Вы можете заказать икону Святой Елизаветы.

Св. прпмцц. Вел. Кн. Елисавета и ин. Варвара

Акафист св. прпмц. Елисавете

18 июля 1918 г. по особому распоряжению Уралсовета в уездный город Алапаевск тайно были привезены близкие родственники императора Николая II : Великий Князь Сергей Михайлович, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, Князья Императорской крови, родные братья Константиновичи — Иоанн, Константин, Игорь, Князь Владимир Павлович Палей. Причина высылки Князей из Петрограда (путь лежал через Вятку, Пермь, Екатеринбург) была указана в выданных им удостоверениях, как лицам не совершавших политических преступлений, но в «целях предупреждения и пресечения». На их долю выпали гонения, клевета, лишения, лютая жестокость мучителей. Алапаевское заточение стало для узников последним местом земной жизни.

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась в благочестивой семье от брака Великого Герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери Английской Королевы Виктории, 1 ноября 1864 года (20 октября ст. ст.). У герцогской четы было пятеро дочерей и два сына. Все дети воспитывались в традициях старой Англии. Их мать принцесса Алиса старалась привить детям качества, основанные на глубоких принципах христианства. Одежда и еда были простыми, дети выполняли домашнюю работу, убирали комнаты. Герцогская чета раздала большую часть своего состояния на благотворительные нужды. Ими были посещаемы госпиталя, приюты, дома для инвалидов, куда часто ходили и дети. Одним из главных качеств принцессы Эллы (так звали в детстве Великую Княгиню) была высокая религиозность и любовь к ближнему.

Выйдя замуж за российского Великого Князя Сергея Александровича, (Великий Князь с 1891 г. занимал пост генерала — губернатора Москвы и погиб от рук террориста Каляева 4 февраля 1905г.), она всем сердцем приняла Россию, православную веру. Ее знал весь мир как великую женщину любви, принесшую на алтарь страждущего человечества не только честь и славу, все свое состояние, все часы своей жизни. Святая преподобномученица Елисавета ставила во главу своей жизни и всех дел любовь. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, служение страждущему человечеству привлекательным, прощение врагам возможным.

В 1891 году в Лазареву Субботу над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь через Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но уже не в честь католической святой Елизаветы Тюрингенской, а в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи. Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна и приняла мученическую смерть.

Дела благотворительности были для нее настоящей жизненной потребностью. Учредителем и попечителем ряда благотворительных организаций и комитетов стала она в Санкт — Петербурге и Москве. Во время русско — японской войны Великая Княгиня Елизавета Феодоровна устроила в Московском кремле мастерские, где шили перевязочный материал, теплую одежду, собирали медикаменты, продовольствие для солдат, посылки с образками, снаряжали походные церкви. Было сформировано несколько санитарных поездов, открыт госпиталь в Москве, оказывалась помощь солдатским вдовам и сиротам.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера — террориста Каляева погиб любимый супруг ее — Великий Князь Сергей Александрович. Каждый наслышан о великом мужестве Княгини, когда она своими руками собирала куски тела своего мужа. Позднее она нашла в себе силы, сняв траур, и надев то же самое голубое платье, что было на ней во время покушения, отправиться навестить умирающего кучера, 25 лет прослужившего Великому Князю.

После смерти мужа Великую Княгиню Елизавету больше ничего не связывало со светской жизнью. Привитые ей с детства любовь и сострадание к ближним привели ее к созданию в Москве обители любви и милосердия во имя святых жен — мироносиц Марфы и Марии.

Когда Великую Княгиню возводили в сан настоятельницы (в 1910 году) она сказала: «Я оставляю блестящий мир… Но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

При Марфо-Мариинской обители была устроена больница, амбулатория, аптека, приют для девочек — сирот, воскресная школа, библиотека, столовая для бедных, два храма.

Великая Княгиня Елисавета с 1910г. была настоятельницей созданной ею обители. Наряду с сестрами Вел. Княгиня сиделкой проводила бессонные ночи у постели тяжелобольных, ассистировала при операциях, посещала московские трущобы. Подвижническая жизнь и деятельность созданной ею обители снискала у русского народа уважение к этой светлой женщине, ее при жизни почитали святой.

Гонимые в родной земле, не покинувшие своего Отечества, Романовы стали заложниками октябрьского политического переворота 1917г. и разразившейся в России гражданской войны. На третий день святой Пасхи 1918 года в день Иверской иконы Божьей Матери большевики арестовали Великую Княгиню Елизавету и увезли ее в г. Пермь. С ней разрешили ехать только двум сестрам — Варваре и Екатерине. Конвоиры обращались с ней грубо — с ней, такой милосердной к ближним! В Перми их поместили в женский монастырь. По дороге в Алапаевск они находились в Екатеринбурге несколько дней, но где именно, пока неизвестно.

Весной 1918 года в Екатеринбург привезены и помещены были в грязной гостинице Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья Великого Князя Константина Константиновича, — Иоанн, Константин, Игорь и Князь Владимир Палей.

20 мая Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и остальные узники были привезены в г. Алапаевск и помещены в Напольной школе на краю города. Сначала они пользовались относительной свободой, работали на школьном дворе, разбили огородик, посадили цветы, ходили в храм, гуляли в поле около школы; жили в большой дружбе и любви.

Контроль за Романовыми проявляли члены большевистского Совета, чекисты, комиссары и красногвардейцы. С середины июня для узников ужесточился тюремный режим. В комнатах Князей проводили ночные обыски, изъяли личные вещи, оставив только смену белья, документы. У каждого из Князей при себе были нательные крестики, иконки, самое дорогое, что осталось при них, молитвословы, акафисты и еще фотографии, напоминавшие им о родных.

Сестер Варвару и Екатерину перевезли в Екатеринбург и предложили идти на свободу, но сестры умоляли оставить их при Матушке. Келейница ее Варвара сказала, что готова даже дать подписку кровью, что желает разделить судьбу с Великой Княгиней. Она была отправлена обратно в Алапаевск.

В ночь с 17 на 18 июля узников вывезли на конных повозках к заброшенной Нижне — Селимской шахте, что находилась в 12-ти верстах от города. Здесь было совершено убийство. Князья были сброшены живыми в шахту. Великий Князь Сергей Михайлович, оказавший сопротивление, был убит выстрелом из револьвера. Шахту забросали хворостом и гранатами. Скрыть злодеяние не удалось, по городу стали распространяться слухи, что Романовы убиты алапаевскими большевиками. По преданию один из крестьян, оказавшийся случайным свидетелем той страшной ночи, рассказывал, что Святая преподобномученица, стоя на краю шахты, повторяла слова Спасителя, молясь об убийцах: «Господи, прости, ибо не ведают, что творят».

После взятия Алапаевска Сибирскими войсками Белой Армии 28 сентября, вскоре было обнаружено местонахождение шахты. 11 октября тела были подняты на поверхность и проведена медицинская экспертиза, установившая мученическую кончину Князей. Святая преподобномученица Елисавета упала на выступ 15-метровой глубины, сама сильно пострадавшая при падении, перевязала в темноте рану Князя Иоанна, употребив для этого свой апостольник (белый монашеский плат).

Тела были перенесены в прикладбищенскую церковь св. вмц. Екатерины. Весь день 18 октября над телами мучеников служились панихиды, а вечером была отслужена заупокойная всенощная служба. На следующий день крестным ходом при стечении большого числа людей, священства, подняв гробы на раменах, тела понесли в Свято — Троицкий собор, где была отслужена заупокойная Литургия и отпевание.

Распоряжение о месте погребения сделал адмирал А. В. Колчак. Под печальный перезвон колоколов, общенародное пение «Святый Боже» гробы мучеников перенесли в склеп, устроенный с южной стороны алтаря собора.

14 июля 1919 г. при отступлении Белых частей, останки убиенных были вывезены в Сибирь.

Икона Святой Елизаветы

Разрешение на перевозку гробов получил игумен Серафим, друг и духовник Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Шесть тел были захоронены в апреле 1920 года под сенью храма преподобного Серафима Саровского при Русской Духовной миссии в Пекине.

Тела же святых мучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были сопровождены далее во Святую Землю, Иерусалим и были упокоены в усыпальнице при храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

Захоронения останков остальных мучеников оставались в Российской Духовной Миссии (ныне посольство РФ) до 1947 года. В 1947 году по указанию из Москвы они были преданы земле на православном кладбище близ городских ворот Аньдинмэнь. После 1988 года, когда кладбище было окончательно ликвидировано, на его территории был разбит парк, а на участке с захоронениями мучеников устроили поле для игры в гольф.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику Святых Новомучеников Российских Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 18 июля (н. ст.).

Акафист св. прпмц. Елисавете

17 и 18 сентября 2018 года в Екатеринбурге пройдут памятные мероприятия, посвященные дню ангела преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве, ставшей символом милосердия и жертвенной любви к Отечеству и ближним своим. Памятные события пройдут в год столетия мученической кончины Великой княгини — в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, Елизавета Федоровна и ее сопутники были сброшены живыми в шахту под Алапаевском.

Акция памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны проходит по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, продолжая череду мемориальных событий в рамках Царских дней в год столетия подвига святых Царственных страстотерпцев и Алапаевских мучеников.

В понедельник, 17 сентября в 18:30 в Екатеринбурге состоится акция памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Акция начнется в сквере рядом с домом №19 на проспекте Ленина. Здесь в мае 1918 года преподобномученица Елизавета жила с другими членами Дома Романовых перед высылкой в Алапаевск. Ныне здание бывшей гостиницы – так называемых «Атамановских номеров» — занимают органы ФСБ и ГУВД.

На следующий день, 18 сентября, в 09:00 на приходе во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (ул.Ереванская, 65) будет совершена Божественная литургия. Затем участники богослужения посетят действующий при приходе Приют милосердия для тяжелобольных, инвалидов, немощных, пожилых, ветеранов войн и труда, бездомных. Здесь круглосуточно несут свое служение сестры милосердия, по примеру святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая, будучи членом царской семьи, создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, и служила нуждающимся.

Дата проведения акции не случайна: 18 сентября Церковь празднует память святой Елизаветы Тюрингской, небесной покровительницы Великой Княгини, чье житие явилось для Елизаветы Федоровны примером любви к человеку и исполнения Божьей правды на земле. Елизавета Тюрингская, жившая в XII веке, была дочерью Венгерского короля. Получив блестящее образование, в 14 лет обвенчалась с Людвигом IV, ландграфом Тюрингии. В то же время она познакомилась с опытом жизни францисканских монахов, проповедовавших полную самоотдачу во имя милосердной любви. С тех пор, все силы Елизаветы Тюрингской были направлены на помощь нищим и обездоленным.

Дочь Елизаветы Тюрингской стала основательницей ландграфства Гессен. Но не только кровным родством была связана со святой Елизаветой Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Святая елизавета в чем помогает молитва

Будучи принцессой, внучкой английской королевы Виктории, она получила прекрасное воспитание и образование, отличалась тонким вкусом, разбиралась в музыке и живописи. По инициативе матери, будущая Великая Княгиня с братьями и сестрами посещали госпиталь. Вдохновленная примером своей небесной покровительницы, Елизавета Федоровна с ранних лет старалась всячески оказывать помощь подданным своей земли. Такую же заботу она проявила и к народу своего нового отечества – русскому. По всей стране открывались приюты и дома презрения, шефом которых была Великая княгиня. Природный ум и неутомимая энергия Елизаветы Федоровны позволили вывести дело благотворения на высокий уровень, а самоотдача, с которой действовала Великая княгиня, вдохновляли сотни людей следовать ее примеру.

Несмотря на все испытания (раннюю смерть матери, младших сестры и брата, убийство мужа Великого князя Сергея Александровича, революционную смуту 1917 года и жестокую расправу над членами дома Романовых) святая Елизавета Федоровна сохраняла веру в Божью Милость и сама являлась опорой для людей, нуждающихся в укреплении духа и помощи в житейских тяготах.

Организаторами акции 17 сентября выступают Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии и Свято-Елизаветинское малое православное братство.

Присоединиться к акции приглашаются все желающие. Закончится акция возложением цветов у мемориальной таблички, закрепленной на стене здания на пр. Ленина, 19.

Источник: https://kanal21.ru/svjataja-elizaveta-ikona/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *