Страсти Христовы

Некоторые особенности техники письма, а также иконографии рассматриваемой работы обнаруживают ее принадлежность живописи Критской школы и особую близость с первыми известными иконами Доменикоса Теотокопулоса — «Евангелистом Лукой», «Поклонением волхвов» в Музее Бенаки и «Успением Богоматери» на Сиросе. Сцена представляет собой обобщенное изображение Страстей Христовых, подобно тому, как это происходит на иконе «Христос во гробе» в православной иконографии. В итальянской живописи сюжет часто называется «Пьета с ангелами» и считается молитвенным образом, Andachtsbild, предназначенным для частной религиозной практики. В западном искусстве тема известна с XIV в., одним из выдающихся примеров является барельеф Донателло в церкви святого Антония в Падуе. Большую популярность сюжет получил в германском искусстве, где центральная сцена — прямоличный ангел с распростертыми крыльями, держащий тело мертвого Христа — встречается на гравюрах по дереву XV в., но присутствует также и в живописи, например на картине Петера Хопфера (1460-1470 гг.). Широкое распространение тема Пьеты получила и в венецианской живописи XV в., где ангелы изображаются в мелком масштабе, а тело Христа наполовину выступает из саркофага, причем положение его рук схоже с тем, что мы видим на рассматриваемой иконе Страстей. Примерами могут служить изображения Пьеты Джованни Беллини в Лондоне, на полиптихе Сан Винченцо Феррери в Венеции и в Римини, а также «Пьета» Антонелло да Мессина в Мадриде, где, кстати, запястье правой руки Христа развернуто так же, как на нашей. Еще большее сходство с публикуемой иконой можно видеть на рисунке Пьеты Джованни Беллини в Музее г. Ренн, где Христос в объятиях Мадонны представлен в полный рост перед саркофагом, его тело находится в вертикальном положении, а ноги подогнуты и скрещены позади точно так же, как на нашей иконе. Центральный сюжет нашей иконы Страстей не встречается на критских иконах. Напротив, он наблюдается на большом числе образцов местного закинфского искусства начиная с XVIII в., причем встречается он в изображениях на Царских вратах и, как на иконе Теотокопулоса, основная сцена сопровождается образами ангелов, представленными на боковых алтарных дверях. Тема была введена в обиход Николаосом Каллергисом в церкви Богоматери Цуруфлиса (1732 г.), демонстрирующим самый ранний образец данной иконографии. Тот же сюжет мы видим на Царских вратах и других церквей XVIII в., например, в храме святого Харалампия «на реке» (1743 г.), возможно работы Николаoca Каллергиса, в церквах Богоматери Лангадиотиссы в Ано Геракарио и святой Марины в деревне Фагья, а также еще в шести храмах Закинфа, упоминаемых в старой описи Адамантиу (1908 г.): святого Спиридона Фламбурьяриса, святого Константина «тон кипон» (в садах), святой Екатерины Грипариса, Живоносного источниа, Еставромену (Распятия) и Сорока мучеников севастийских. Две работы, находящиеся в хранилище Музея Закинфа, вероятно XIX в., отождествляются с иконами из списка Адамантиу. На сохранившихся изображениях сходство с иконой Страстей распространяется и на выражение лика ангела, смотрящего вверх. Аналогичное сходство с левым ангелом иконы Страстей усматривается на дверях жертвенника в церкви Кириа тон Ангелон (Госпожа ангелов) работы хорошего мастера конца XVIII в., где ангел изображен в повороте влево, с выступающей из распахнутого хитона обнаженной ногой и с похожим выражением обращенного вниз лика с почти закрытыми глазами. Насколько мне известно, сюжет не получил распространения на остальных Ионических островах и встречается там очень редко, например на Левкаде, на Царских вратах церкви святого Спиридона (около 1748 г.), авторство которых приписывается Томазо Тзену, критскому художнику, жившему до того на Закинфе. Утверждение и распространение сюжета в столь значительном числе церквей Закинфа позволяют говорить об особой местной традиции острова. Эту традицию можно связать с присутствием на острове иконы Страстей Теотокопулоса и воздействием ее искусства на художников Закинфа.

Источник: http://icons.pstgu.ru/icon/2528

Страсти Христовы. Нетленные полотна великих мастеров

Г. Дорэ «Долина слез»

В преддверии Страстной недели многие задаются вопросом о том, что же такое Страстная неделя, почему так названа и что именно происходило в те дни в небольшом городке, принадлежавшем мало кому известному народу.

Лучше об этом расскажут священные тексты, незабвенные авторы и нетленные полотна.

Эль Греко «Иисус Христос»

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. (Ин. 18; 1)

Н.Н. Ге «В Гефсиманском саду»

В. Перов «Христос в Гефсиманском саду»

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф. 26; 14-16)

Джотто ди Бондоне «Подкуп Иуды»

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. (Лк. 22; 39) Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14; 32) И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился (Лк. 22; 41) и начал ужасаться и тосковать (Мк. 14; 33) говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Моление о чаше. Настенная роспись храма.

Людовико Караччи «Моление о чаше»

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22; 42-44)

Карл Блох «Христос в Гефсиманском саду»

…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин. 13; 21) появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. (Лк. 22; 47)

Караваджо «Поцелуй Иуды»

Джотто ди Бондоне «Целование Иуды» Фрагмент

Взятие Христа под стражу. Роспись стен храма.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. (Лк. 22; 63-65)

А.Е.Егоров «Истязание Спасителя»

Джотто ди Бондоне «Поругание Христа»

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23; 1)

Джотто ди Бондоне «Иисус перед Каиафой»

Маэста «Христос перед Пилатом»

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15; 17)

Карл Блох «Иисус в терновом венце»

Пьетро Перуджино «Христос в терновом венце»

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. (Мк. 15; 18-19) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (Мф. 27; 30-31)

Антонио ди Переда и Сальгадо «Христос в терновом венце»

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом»

Гвидо Рени «Иисус в терновом венце»

Жеан Ресто «Страсти Христовы»

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19; 4-5)

Антонио Чизери «Се Человек»

И. Глазунов «Распни Его»

И. Крамской «Хохот. Радуйся, Царю иудейский!»

Тициан «Се Человек»

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; (Ин. 19; 17) И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. (Мф. 15; 21) И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. (Лк. 23; 26)

Ботичелли «Иисус»

То ж не була вузесенька стежина.

Там цілі юрми сунули туди.

І плакала Марія Магдалина,

Що не подав ніхто Йому води.

Спішили верхи. Їхали возами.

Похід розтягся на дванадцять верст.

І Божа Мати плакала сльозами —

Та поможіть нести ж Йому той хрест!

Чи ви не люди?! Що за чудасія,

Дають старцям, підсаджують калік,

А тут же йде, ну, добре, не Месія,—

Людина просто, просто Чоловік!

Юрма гуде і кожен пнеться ближче.

Хтось навіть підбадьорює: терпи,

Вже он Голгофа, он Череповище! —

Хрущали під ногами черепи.

Сказати б, зброя, це хіба єдине?

Так що б зробили стражники юрбі?

А в юрмах тих малесенька Людина

тягла хреста важкого на Собі.

І хоч би хто! Кому було до того?

Всі поспішали місце захопить.

Воно ж видніше з пагорба крутого,

Як Він конає, як Вій хоче пить.

І Він упав. І руки аж посиніли.

Тоді знайшовся добрий чоловік:

Наморений ідучий з поля Симон,

Що йшов додому в протилежний бік.

Коли ж звершилась вся ця чорна справа,

І люди вже розходилися ті, —

От парадокс: заплакав лиш Варава,

Розбійник, не розп’ятий на хресті.

Чи пожалів, чи вдячен був Пілату,

Чи втямив, темний, раптом щось нове:

Що Божий Син таки іде на страту,

а він, розбійник,— він таки живе.

Ліна Костенко

перевод на русский:

Хотелось зрелищ. Наплевать на Сына.

И толпы шли, не ведая беды.

И плакала Мария Магдалина, —

никто не подал бедному воды.

Верхом спешили, ехали возами.

И кто-то, поучая, поднял перст.

И Богоматерь плакала слезами —

хотя б один помог нести тот крест.

Что вы за люди?! (Ослики трусили)

Даете нищим, любите калек.

А здесь идет пусть даже не Мессия,

пусть человек, пусть просто человек.

Толпа гудит. Унылые пейзажи.

Никак не успокоится толпа.

Голгофа — череп. Под ногами стражи,

как скорлупа, хрустели черепа.

Оружие у стражи, будто сеча.

Что сделали бы стражники толпе?

А в толпах тех избитый человечек

нес крест тяжелый, бедный, на себе.

Бог не пошлет вам, нелюди, другого.

Места спешили лучше захватить.

Виднее лучше из холма крутого,

как он доходит, как он хочет пить.

И он упал. Затрепетал от боли.

Поступку доброму в веках цвести:

усталый Симон шел домой из поля,

помог он крест тяжелый донести.

Конец всему. Расходится орава.

А он повис, казненный, в высоте.

Вот парадокс: заплакал лишь Варавва,

разбойник, не распятый на кресте.

Пилат был края прокуратор пятый.

Варавва осознал, что спас живот,

что Божий Сын казнен, застыл распятый,

а он, разбойник, — все-таки живой.

Лина Костенко

Перевод Николая Старусева

Джимпетрино «Несение креста»

Тициан «Несение креста»

Эль Греко «Христос, несущий крест»

Тициан

Паоло Веронезе «Несение креста»

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23; 33)

К. Штейнберг «На Голгофе»

Дэвид Джерард «Христос, распятый на кресте»

В. Васнецов «Распятый Христос»

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19; 19).

М. Нестеров «Распятие»

Лифферинкс Йоссе «Распятие»

Кук ван Альст, Питер «Распятие»

Карл Блох «Распятый на кресте»

Джовани Доменико Тьеполо «Три креста»

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк. 23; 44-45) …и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27; 51-53)

В. Голынский «Распятие Иисуса Христа»

В.П. Верещагин «Ночь на Голгофе»

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19; 34)

Дучо ди Буонисенья

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф (Мф. 27; 57) – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. (Ин. 19; 38) Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; 39-40).

Рафаэль «Снятие со креста»

Рубенс «Снятие со креста»

Рембрандт «Оплакивание Христа»

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф. 27; 57-60)

В. Васнецов

Джузеппе де Рибера «Оплакивание Христа»

Дирк Бои

Карл Блох «И положили его во гробе»

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27; 3-5).

П. Васильев «Иуда, бросающий сребреники»

…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф. 26; 24)

Одному святому старцу, всегда размышлявшему о страданиях Христовых и горько рыдавшему, явился Сам Иисус Христос. Господь рассказал ему подробно, что Он претерпел и сколько пролил Крови ради спасения человеческого.

Начиная от Тайной Вечери Великого Четверга и до погребения, одних только воздыханий сердечных испустил 109. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Воинов вооруженных было 110 и к ним присоединилось бесчинных людей 230 человек, всего же было 348 человек. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали; по земле влачили 77 раз; будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. По щекам и устам претерпел 105 ударов; плетьми в лицо – 20 ударов; будучи порываем и пинаем, от начала до конца получил 707 сильных ударов; 1109 смертельных о землю ударений претерпел; когда возложили на Меня терновый венец, то ударяли Меня тростию и палкой со всею силою 40 раз; от тех ударений 5 шипов от тернового венца пронзили Мне кость головы до мозга, три из которых, преломившись, остались там: с ними в голове и погребли Меня.

От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т.к. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Когда от прокуратора был веден на Голгофу, неся Крест и упав на землю 5 раз, был ударяем, получив 19 смертельных ударов. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Выбили у Меня два зуба. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Нанесли 72 очень сильных ударений. В грудь и голову принял 58 ударений.

Три наибольших болезни Мои были таковы:

– Первая болезнь Моя была из-за того, что не видел кающихся, а значит Кровь Моя зря проливалась.

– Вторая болезнь Моя – это тягчайшая болезнь Матери Моей, под Крестом стоящей и горько плачущей.

– Третья болезнь, это когда руки и ноги Мои ко Кресту пригвоздили, так, что сбылось сказанное пророком Давидом: «Исчетоша вся кости Моя»

Из книги «Великое зерцало»

Источник: https://www.livemaster.ru/topic/2328953-strasti-hristovy-netlennye-polotna-velikih-masterov

Страсти Христовы (фильм 2004) смотреть онлайн

Фильм «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ) должен посмотреть каждый человек вне зависимости от того, верит ли он в Иисуса Христа или нет. Герой боевиков Мэл Гибсон выступает тут в качестве очень серьезного и талантливого режиссера, досконально рассказывая всем знакомую историю. Даже говорят в фильме на иврите, латинском и арамейском языках, чтобы зритель погрузился во времени на два тысячелетия назад. Сын Божий восходит на Голгофу, враги торжествуют, последователи предают, а судьи умывают руки. Кому-то фильм покажется поделкой католика ультраортодоксальных взглядов, кто-то склонен увидеть в этом фильме нападки на иудаизм, но, несомненно, сам режиссер дает возможность зрителю все увидеть собственными глазами и сделать самостоятельные выводы. «Страсти Христовы» содержат показ элементов физического насилия и для исполнителя главной роли Джеймса Кэвизеля не все они оказались бутафорскими. Он сам нес 70-ти килограммовый крест, а из-за грима все его тело покрылось ужасными волдырями. Зритель словно сам чувствует невыносимую боль Христа в его последние дни. Несомненно, эта картина уже является классикой кинематографа и заслуживает не только просмотра, но и пересмотров, несмотря на тяжелые сцены. Да и в целом, художественные достоинства фильма очень высоки.

Источник: https://kinovhod.online/9164-strasti-hristovy.html

Страсти Христовы

  • Сценарий фильма был написан Мэлом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
  • Фильм начинается с эпиграфа из ветхозаветной книги пророка Исаии, которая считается в христианском учении основным ветхозаветным пророчеством о Христе. В первой сцене в Гефсиманском саду Иисус сокрушает голову змеи (отсылка к третьей главе Книги Бытия). На протяжении фильма Иисус цитирует Псалмы, в том числе случаи, не описанные в Новом Завете.
  • Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал «Евангелие от Матфея» (1964).
  • Во время сцен истязаний актер Джеймс Кэвизел дважды познал, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.
  • Однажды на съемках в беднягу Джеймса ударила молния, однако актер не получил абсолютно никаких увечий. Многие наблюдатели связали это событие с гневом Господа.
  • Когда стало известно, что фильм будет полностью на латинском и арамейском языках, Мел Гибсон заявил, что хочет убрать и субтитры. Однако позднее, по настоянию прокатчиков, субтитры все же появились. Вообще это был весьма рискованный шаг, ведь многие кинозрители США настолько избалованы, что не переваривают даже дубляж.
  • В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кавизеля. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной анимации и воспользовался лишь помощью гримеров.
  • Кстати, когда Джеймс участвовал в кастинге, он был полностью уверен, что будет сниматься в фильме, посвященному виндсерфингу. Впрочем, узнав, что ему доверили роль Иисуса, не отказался.
  • Майя Моргенштерн, исполнившая роль матери Иисуса, во время съемок была беременна. Она тщательно скрывала эту новость от всей съемочной группы. В тот момент, когда все выяснилось, заменить актрису уже не представлялось возможным.
  • В первый же день показа картины во время сцены распятия потеряла сознание 56-летняя Пегги Скотт. Чуть позднее она скончалась в одной из больниц Канзаса.
  • Картина начинается без традиционных стартовых титров. Всю информацию о создателях можно почерпнуть лишь в финальных титрах.
  • Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
  • Все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне — на «вульгарной латыни».
  • Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году «Евангелие от Матфея».
  • Мел Гибсон — католик-традиционалист. Он не согласен с Ватиканом по вопросу языка, на котором должны проводиться богослужения. Гибсон считает, что только на латыни. Единственная дочь Мела Гибсона в 2002 году заявила, что желает стать монахиней.
  • Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов фильма Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов.
  • Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения — он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить — его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами.
  • В фильме гвозди проходят сквозь ладони, на Туринской плащанице же — сквозь запястья. Гвозди сквозь ладони не держат вес тела распятого.
  • 100 миллионов долларов из кассы фильма Гибсон пожертвовал католической церкви.
  • В фильме сотник Аденабер использует стремена (особенно это видно, когда лошадь поднимается на дыбы), чем нарушается исторический реализм. На самом деле римляне в первой половине I века н.э. стремян не знали.
  • Чтобы не показывать иудеев виновниками смерти Иисуса, в фильме опущены возгласы евреев «Кровь его на нас и на потомках наших!», которые есть в Евангелии.
  • Пётр, отрекаясь от Христа трижды, должен услышать пения петухов, которого в фильме нет.

Источник: https://xvonline.ru/filmy/strasti-xristovy

Страсти Христовы на иконах и картинах

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Мф. 26: 36-42)

Мозаика собора Сан Марко. XIII в. Венеция, Италия

«Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». (Мф. 26: 45-50)

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

«Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». (Ин. 18: 3-9)

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют?» (Мф. 26: 59-62)

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Ок. 1156 г. Псков

«Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на чтó еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти». (Мф. 26: 63-66)

Фреска Успенской церкви монастыря Грачаница. 1320-1321 г. Косово, Сербия

«За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический; а Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет». (Ин. 18: 15-18)

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

«Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Симон же Петр стоял и грелся.(Ин. 18:18). Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух». (Ин.18: 25-27).

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю». (Мф. 27: 1-2)

Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

«На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву». (Мф. 27: 15-21)

Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия

«Пилат говорит им: чтó же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». (Мф. 27: 22-26)

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». (Ин. 19:1)

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам». (Ин. 19: 2-3)

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Ин. 19: 4-7)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос перед народом. Середина XVII в. ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». (Мф. 27: 31-32)

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса». (Ин.:19:17-18)

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую». (Мф. 27: 35-38)

Икона. IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 19: 23-25)

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин. 19: 26-27)

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить. А другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». (Мф. 27: 45-49)

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Константинополь. Около середины IX в. ГИМ, Москва

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». (Мф. 27: 50-56)

Дионисий. Икона из празднич. чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. ГТГ, Москва

«И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу». (Мк. 15: 42-45)

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

«Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». (Ин. 19: 39-40)

Резная икона. Византия. Рубеж XI – XII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Рафаэль Санти. 1507 г. Рисунок пером

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков. Фрагмент

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». (Ин. 19: 41-42)

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Константинополь. Около середины IX в. ГИМ, Москва

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». (Мф. 27: 62–66)

Пряжка от пояса Цезария Арльского. Лотарингия. г. Мец. VI в. Музей Арля и античного Прованса, Франция

Источник: https://www.pravmir.ru/strasti-hristovyi-na-ikonah-i-kartinah/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *