Хождение Иисуса Христа по водам

Смотреть что такое «Хождение Иисуса Христа по водам» в других словарях:

  • Карта общественного служения Иисуса Христа — Имея в виду показать места общественного служения Спасителя, мы представим параллельный перечень мест, событий и бесед Евангельских и для ясности разделим перечень на несколько отделов. а) Выход на проповедь. Назарет. Жизнь до крещения. Вефавора… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Чудеса Иисуса — Чудеса, совершённые Иисусом Христом ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев)… … Википедия

  • Христос-Мессия — (Еф.2:10 и др. ). Христос, есть греч. слово, значащее помазанник, слово же Мессия есть Еврейское и означает то же самое, что и греч. Посему то Иудеи или Евреи называют Господа Мессиею, мы же Христиане Христом. Название помазанника произошло от… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Преображение Господне — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Яблочный Спас Преображение Господне Преображение Господне (Икона … Википедия

  • Чудеса Христовы — Чудеса, совершённые Иисусом Христом ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев)… … Википедия

  • Чудеса божьи — Чудеса, совершённые Иисусом Христом ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев)… … Википедия

  • Лазарь из Вифании — «Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник Лазарь из Вифании (Лазарь ивр. אֶלְעָזָר‎ … Википедия

  • ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия

  • ИОАНН БОГОСЛОВ — , один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… … Православная энциклопедия

  • Богословие эстетическое — условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1887382

ИИСУС НАВИН

Праведный Иисус, сын Навина

Иисус Навин (XVI в. до н.э.), праведный. Преемник Моисея в деле управления народом еврейским.

Память 1 сентября.

Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в Иисуса в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в землю обетованную. В течение всего странствования он был главным помощником Моисея, пока к нему не перешла вся его власть. Вступив в Палестину, он в целом ряде сражений победил ханаанских царьков, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями.

Через Иисуса Навина Господь явил великие чудеса. Иисус Навин со всем народом перешел посуху реку Иордан, видел лицом к лицу Архистратига Михаила. При нем чудом, без боя, были разрушены стены Иерихона. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов.

Введя еврейский народ в землю обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими по жребию. После двадцатипятилетнего управления Израилем мирно скончался в возрасте 110 лет, заповедав хранить закон Моисеев, и был погребен на горе Ефремовой (Нав. 19, 49, 50; Нав. 24, 30).

Его деятельность в качестве самостоятельного вождя подробно изложена в принадлежащей ему «Книге Иисуса Навина».

В иконописной традиции изображается как старец еврейского типа, 110 лет; — сед, с окладистой небольшой бородой, мужественен, с развитыми мускулами; скромен и молитвен. На нем одежда египетских воинов: хитон ниже колен с узкими рукавами, панцирь, шлем, на поясе меч, в руках копье .

> Литература

  • Лебедев, «Славянский перевод кн. И. Навина» (СПб., 1890).

Иисус Навин

Это статья о человеке. О книге см. Книга Иисуса Навина. Для термина «Иисус» см. также другие значения.

Иисус Навин

др.-евр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן — Иехошу́а бин-Нун

Пол

мужской

Имя на других языках

греч. Ιησούς του Ναυή
лат. Iosue

В иных культурах

Юша ибн Нун (ислам)

Местность

Аравийский п-ов, Синайский п-ов, Ханаан

Занятие

вождь Израиля, преемник Моисея

Происхождение

колено Ефремово

Упоминания

Пятикнижие (Тора), Книга Иисуса Навина

Отец

Навин (Нун)

Место погребения

Ханаан, Гробница Иисуса Навина

Связанные понятия

Двенадцать разведчиков

Связанные события

Исход, завоевания Ханаана, сражение с амаликитянами, разрушение стен Иерихона, остановка солнца, помилование Раав

Связанные персонажи

Моисей, Халев

Атрибуты

часто изображается с Халевом, несущим виноград из Ханаана, воинское облачение

Файлы на Викискладе

Иису́с Нави́н (Иисус сын На́вин, ивр. ‏יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן‏‎, Иехошу́а бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун или Юша ибн Нун) — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету (Танаху), предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в Книге Иисуса Навина.

Существование Иисуса Навина, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков.

В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Iosue вместо Iesus, также равно как и в исламской традиции Юша вместо Иса, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как для западной традиции это излишне).

В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.

Иисус Навин (фреска X века, монастырь Осиос Лукас)

Жизнеописание

Происходил из колена Ефремова, именуется Навин по имени отца — Навин, или Нон (Нун). Носил первоначально имя Осия (др.-евр. הושע — Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (др.-евр. יהושע — Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен (Чис. 13:4-17).

Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском когда «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами» (Исх. 17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями.

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав. 1:2-6)

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13-15) и даёт указания как взять город (Нав. 6:1-4). Получив этот знак поддержки Небесных сил, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский — объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом». (Нав. 10:11)

Во время этого сражения Иисус Навин, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав. 10:12).

Пять царей, потерпев поражение, спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены, и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон:

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав. 10:40-41)

После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на горе Ефремовой (Нав. 19:49-50, Нав. 24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав. 24:14).

В Новом завете Иисус Навин упомянут в «Послании к Евреям» (4:8).

Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

В исламе

Основная статья: Юша ибн Нун

В исламе Иисус Навин отождествляется с пророком Юшой ибн Нуном, который был послан к сынам Израиля после пророка Мусы (Моисея). Юша был сыном сестры Мусы и продолжателем его дела. Судил на основании законов Таурата (Торы). Пророк Юша родился в Египте, был учеником пророка Мусы и его помощником. Вместе с Мусой и народом Израиля ушёл из Египта. Сопровождал пророк Мусу когда тот встретился с Хидром. Юша был в составе разведывательной группы, которая собирала сведения о амаликитянах. В отличие от своих спутников, Юша и Калиб ибн Юкна (Халев) не испугались амаликитян, и выступили за начало войны с ними. Толкователи Корана считают, что под упомянутыми в аяте 5:23 двумя благочестивыми людьми имеются ввиду Юша и Калиб: «Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: „Входите к ним через ворота. Когда вы войдете туда, вы непременно одержите победу. Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими“». Израильтяне отказались воевать и даже попытались убить Юшу и Калиба, забрасывая их камнями. В наказание Аллах запретил грешным израильтянам в течение сорока лет вступать на территорию Палестины и части Сирии.

Накануне своей смерти Муса назначил Юшу руководителем израильтян. Юша в течение 6 месяцев осаждал город Ериху (Иерихон). После показанных им чудес, которые произошли по воле Аллаха, ему удалось захватить город. После захвата Ерихи израильтяне под руководство Юши двинулись на завоевание других городов Палестины, и в течение семи лет израильтяне покорили все города и селения этого региона. Среди чудес Юши упоминается то, что когда израильтяне, которые шли в направлении Ерихи, подошли к реке Иордан, воды реки раздвинулись и они сумели пройти эту реку и подойти к городу. Во время осады одного из городов Юша стал молить Аллаха о помощи, и в это время произошло землетрясение и стены этой крепости рухнули. Перед своей смертью он назначил вместо себя лидером израильтян Калиба ибн Юкну. Похоронен предположительно в Наблусе или Алеппо.

Ссылки

  • Иехошуа бин Нун — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Память праведного Иисуса Навина — Жития святых

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX983222 · BNF: 170211242 · GND: 118640011 · LCCN: n50038068 · VIAF: 4580147270512135700006 · WorldCat VIAF: 4580147270512135700006

Этапы эпохи судей

Судьи Израиля

Другие герои эпохи судей

В Израиле Варак Иаиль Иофам Ноеминь Руфь Вооз Анна Пророчица У других народов Раав Еглон Хусарсафем Иавин Асорский Сисара Далила

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Праведные язычники

Честные иудеи

Добрые христиане

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81_%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD

6. Введение в Книги Иисуса Навина, Судей и Руфь

Пятикнижие повествует о начале рода человеческого и о происхождении Божьего народа. Последующие исторические книги Библии передают историю израильского народа от вступления в Обетованную землю до возвращения евреев во главе с Неемией из вавилонского плена. Изложение истории избранного Божьего народа имеет несколько общих нижеследующих особенностей:

1. Сущность изложения ветхозаветной истории заключалась в описании постоянной зависимости жизни израильского народа от веры в истинного Бога. Бог постоянно проявляет Себя в истории то чудесами, то пророчествами, то наказаниями, то обилием благословений.

2. Стиль изложения истории прост и естествен, иногда немного приподнят и даже возвышен. Часто встречаются повторения. Богодухновенные еврейские авторы священных книг ведут повествование всегда просто, сообщая одни только факты, никогда не выражая прямого своего отношения к ним. Они свидетельствуют, что народ Божий благоденствует и счастлив, когда он верен Богу и Его законам, и глубоко несчастлив, когда отвращается от Него (Суд.2,12-20 и др.). В этом сущность библейской истории. Авторы священной истории, за исключением этого определения Божьего водительства, являются просто повествователями исторических фактов. Они не хвалят, не порицают события, ими рассказываемые, но представляют возможность исследователю Библии самому дать им оценку и объяснение. Это есть беспристрастный объективный метод изложения истории. Вспомним историю Самсона, Давида и др. Поведение Самсона, увлекавшегося плотскими страстями, не осуждается прямо. Также прямо не одобряется поведение Давида, щадящего жизнь Саула, когда жизнь этого царя была в его руках. И только устами пророков выражается осуждение или одобрение (2 Цар.12 гл.; 24,10.13.17).

Книга Иисуса Навина

Название книги и её автор. Эта книга названа именем Иисуса Навина, потому что в ней содержится история деяния этого вождя израильского народа — преемника Моисея. В еврейской Библии она носит название «Иегошуа», в Септуагинте — «Иисус».

Большинство исследователей Библии считают, что книга Иисуса Навина написана самим Иисусом Навином, за исключением повествования о смерти его и Елиазара (24,29-33). Это мнение опирается на стих 24,26: «вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия».

Книга Иисуса Навина написана языком с определенными признаками седой древности, сходным с языком Пятикнижия. Но она не составляет части Пятикнижия, и является самостоятельной книгой, которая продолжает историю народа Божия, начатую пророком Моисеем. Автор знает и принимает уже законодательную книгу закона (1,7-8; 8,31; 23,6).

Содержание и деление. Книга И.Навина повествует об исполнении обетовании Господа, данных патриархом о даровании ханаанской земли избранному народу. Она охватывает 32-летний период истории Израиля — от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина — и излагает историю завоевания обетованной земли и раздела её между израильскими коленами.

Книга состоит из 24-х глав и делится на три части: 1). Завоевание Палестины (1-12 главы); 2). раздел территории (13-21 главы);

3). заключение, которое включает прощальную речь, наставления увещевания И.Навина и упоминание о его смерти (22-24 главы).

Жизнь Иисуса Навина

Иисус Навин является мужем веры, вождем и военачальником народа Божьего, редкой личностью Ветхого Завета, к которой Дух Святой не обращается ни с одним прямым упреком. Он предстает перед нами, как пример благочестия, веры и упования на Бога. Первоначально Иисус Навин был служителем Моисея (Исх.24,13). Он сопровождал Моисея на гору Синай и слышал голос Самого Господа Бога. Он не был участником поклонения золотому тельцу. Служа верно Богу, народу и Моисею, он учился, как руководить народом. Когда народ потерял надежду в возможность овладеть Палестиной, Иисус Навин провозгласил: «С нами Господь, не бойтесь» (Числ.14,9). Этот прекрасный возглас характеризует и всю его жизнь. За свою верность Богу только он и Халев вошли в обетованную землю из всех тех, кто покинул Египет совершеннолетними. Бог избрал его в преемника Моисея в деле управления Своим народом (Числ.27,18-23).

В лице И. Навина мы имеем образ истинного вождя народа и Божьего служителя, который, взяв на себя, по призванию Господа, управление своими братьями, верно вел их по пути спасения, показывая пример покорности и смиренного подчинения своему Господу. В нем мы можем видеть прообраз нашего Господа, истинного Спасителя Иисуса (Евр.4,8).

Этого скромного служителя Моисея Бог наделил способностями вождя-воина (Исх.17,9-13; И.Нав.8,1-26; 10,9-43 и т.п.). Но избрания в приемники Моисея он удостоился не столько за свою храбрость, сколько за величие своей веры.

Ранее, чем Бог преисполнил его Своим Духом, он хотя и был полон ревности и мужества (Числ.14,6-8; 27,18), но не имел ни инициативы, ни смелости, свойственных завоевателю; ни обширного взгляда, нужного вождю (Числ.11,28-29). Но через избрание свыше, наставление и возложение рук Моисея (Числ.27,18-23; Втор.31,14.23) он стал новым человеком и осуществил предначертания Божии.

Народ был более покорен его голосу, чем прежнее поколение голосу его предшественника. Кочевая жизнь в пустыне научила Израиль послушанию, он совершил обрезание, торжественно праздновал Пасху и выполнял все повеления, какие ему были даны.

Бог поддерживал И. Навита в его служении, подобно тому, как Он благословлял Моисея. При вступлении ветхозаветного Божьего народа в обетованную землю, Бог вновь неоднократно оказывал Свою могучую помощь через великие чудеса. Эти чудесные события имели цель содействовать овладению евреями обетованной земли. Они укрепляли мужество и силу народа, чтобы действовать в дальнейшем самим с успехом: после чудесного взятия Иерихона, город Гай был взят с военной мудростью и силой израильтян; после чудесной победы над южными ханаанскими царями при Гаваоне, победа над северными царями была достигнута лишь посредством оружия.

Чудеса этого периода не так тесно связаны с личностью И.Навина, как чудеса Моисея. Перед ковчегом завета останавливались воды Иордана (3,11-13; 4,18); ковчег завета, трубы священников содействовали падению стен Иерихона и т.п.

Бог желал всецело руководить Иисусом Навиным и Своим народом. Это проявлялось разными путями.

Во-первых, и в большинстве случаев, через Свое написанное слово. Повеление 1,7-8 заключает в себе: 1) изучение Писания; 2) хранение его в сердце; 3) размышление о нем, дабы сердце и разум были насыщены им; 4) исполнение, или воплощение его в жизни и характере. В это время были написаны только «книга закона», псалом 89 и, может быть, книга Иова. Иисус Навин точно исполнял это повеление Божие и увещевал других поступать так же (11,15; 23,14 и др.)

Во-вторых, через слышание голоса Господа, обращенного к человеку, в котором «Дух Божий» И. Навин знал голос Божий, в книге неменее 20 раз говорится: «Господь сказал Иисусу».

В-третьих, в личном пребывании Бога среди Своего народа, о чем прообразно свидетельствует ковчег завета и Святое-святых (главы 3, 4 и 6).

В-четвертых, через урим и туммим, через первосвященника, когда он в святилище вопрошал Бога о решении тех или иных вопросов (Числ.27,21).

Все эти пути проявления воли Божией требовали веру и безусловное благоговейное послушание. События, описанные в книге, подтверждают всю важность и необходимость этого предписания Божия. При нападении на Гай Иисус Навин, имея представление о слабой силе неприятеля от своих разведчиков, не придал значения полной зависимости своих побед от «Вождя воинства Господнего» и потерпел урон. О жителях Гаваона он судил по внешнему виду и по слухам, до него доходившим. В обоих этих случаях возникло зло, потому что они «не вопросили Господа».

Вход в обетованную землю и завоевание её

Вход в обетованную землю был очень трудным для израильского народа. У них не было никаких средств перейти через бурный Иордан, который преграждал им путь. Мужчины, женщины, дети и стада не могли перейти реку в это время года ни вброд, ни на лодках. После переправы их положение могло быть еще более гибельным: они были плохо вооружены и не имели жизненно необходимых запасов продовольствия. Бог чудесно приходит им на помощь: по Его повелению воды Иордана останавливаются, и стены Иерихона падают перед ковчегом завета. Сделав израильтян владельцами части Палестины, Бог дал им средство обеспечить себя продовольствием.

Иерихон, один из важнейших городов Палестины в Иорданской долине, представлял как бы ключ Ханаана. Археологические раскопки подтверждали, что городские стены древнего Иерихона чудесным образом разрушились в период прихода израильтян в Палестину. Раскопки показали, что Иерихон имел двойные стены, которые разрушились сразу же одновременно, без воздействия человеческих рук. Многие объясняют это событие сильным землетрясением.

Избранный ветхозаветный народ сделался обладателем всей ханаанской земли после ряда победных битв и осад, в которых Божия помощь сделала больше, чем люди. Сначала южные цари Ханаана соединились в союз, чтобы успешнее бороться против завоевателей, но были поражены в битве при Гаваоне (Македе) (10 гл.). Объединенные войска северных царей были разбиты у озера Мером (11 гл.). Еще оставались грозные потомки Енаковы, владетели Хеврона и его окрестностей. Страна была в целом занята в течение 7 лет. За это время побеждены шесть народностей, управляемые 31 царем, или шейхом (12,24; 14,7-10).

Ветхозаветный народ, освободившись от тяжелого рабства фараонов, был слишком многочислен, чтобы обосноваться в тесной и голой Синайской пустыне. Он искал в Ханаане религиозную и политическую свободу и плодородную землю. Кроме того, Палестина для евреев была землей обетованной (Быт. 12,7; 13,15; 15,18-21; 26,4; Исх.13,5; Втор.24,4). Земля и люди находятся во владении Творца, Царя царей и Господа господствующих (Пс.23,1-2; Деян.Ап. 17,26-27). За беззаконие людей Бог навел потоп, истребил огнем города Соддом и Гоморру, и также за ужасные беззакония Он осудил аморреев (Быт.5,16). Если общество имеет право наказывать преступника за нарушение законов, тем более Бог имеет право подвергать наказанию отдельных людей и целые народы. В Ханаане не были истреблены все прежние жители, а только наиболее виновные пред Богом (Втор.20; Суд. 1,27-34; 4,2). Бог, налагая строгое наказание на Хананеев, желал предупредить этим примером израильтян от нарушения ими Божьих законов (Лев. 18,24-30). Позднее беззаконие самих евреев было причиной нашествия на Палестину ассирийцев и вавилонян.

Раздел Палестины между двенадцатью израильскими коленами

Сколько колен было в Израиле? У Иакова (Израиля) было 12 сыновей, родоначальников 12-ти израильских колен. По выходе из Египта Иосифово колено разделилось на два: Манассино и Ефремове. Манассино колено, при разделе земли, разделилось территориально еще на две половины. Одна половина осталась в Заиорданье, а другая половина получила в удел землю на запад от Иордана. Позже колено Даново тоже разделилось, и часть его завоевала себе удел на севере Палестины. Таким образом два колена (Манассии и Дана) имели уделы в разных местах Палестины, а одно колено (Левиино) несло служение при скинии собрания и не имело своего территориального удела.

Когда Палестина была в общем завоевана, ее разделили по жребию. Моисей отдал землю Заиорданъя двум с половиной коленам (Числ.32; 34,14-15; Втор.3,12-15). Рувим и Гад владели многочисленными стадами и, так как Заиорданье было богато пастбищами, они получили там уделы.

1). Рувимово колено было самым южным из заиорданских колен. Удел его был ограничен на юге р.Арнон, на востоке — пустыней, на западе — коленом Гадовым. Эта территория состояла из Мишора (равнины) и южной части Галаада (Втор.3,16-17; Числ.32,33; И.Нав.13,15-21).

2). Гадово колено имело удел севернее колена Рувимова, в центре Заиорданья. Этот удел находился между Иорданом и Аравийской пустыней и представлял часть Галаада. На севере по берегу Иордана он достигал Геннисаретского озера (13,25-27; Втор.3,12-13).

3). Северная часть Заиорданья была занята полуколеном Манассиным, храбрым и воинственным родом Махира, которым она и была завоевана. Этот удел включал Васан и часть Галаада. Его главные города: Голан, Астароф и Едрея (Числ.32,33.39-42; Втор.3 13-15-И.Нав.17,1; 13,29-31; 22,7; 20,8; 21,27).

Колена к западу от Иордана

1). Иуда занял южные горы Палестины и небольшую часть Сефельской равнины, так как её большая часть всегда оставалась в руках филистимлян (15,1-12; 18,5). Главным городом удела Иуды был Хеврон. Прекрасный Вифлеем был также в этом уделе.

2). Иуда уступил позднее часть своего владения с 17-ю городами Симеону, который являлся самым южным коленом на границе Идумейской пустыни (19,1-9; 15,16.32.42). Центром его была Вирсавия.

3). Колено Даново было отчасти включено в Иудино; во время разделения оно получило последний, небольшой по площади удел, что побудило потомков Дана позднее основать колонию на севере Палестины (19,40.47-48; Суд. 18,1).

4). К востоку от колена Данова и к северу от колена Иудина находился удел Вениаминова колена, который простирался от устья Иордана до равнины филистимлян (18,11-12). Иерихон и Иерусалим находились на его территории.

5). Севернее получило удел колено Ефремове. Горы Ефремовы находятся в центре Палестины и представляют собой естественную крепость, так как пересечены глубокими вади (пересыхающими долинами). Вефиль, Сихем и Самария находились в уделе Ефрема.

6). Пределы полуколена Манассиина не были точно определены (17,7-12). Удел его граничил на юге с Ефремовым, на севере — с Асировым и на северо-востоке — с Иссахаровым коленами (17,10; 19,26).

7). Иссахар получил в удел одну из богатейших частей Палестины — Ездрелонскую равнину, орошаемую Киссоном (19,17-28). Его удел простирался от Кармила до Иордана. Горы Фавор и Гелвуй находились в его владениях. Часть городов его была отдана Манассии (17,11; 1 Пар.7,29), а некоторые города долгое время оставались в руках хананеев.

8). Удел Завулонова колена имел границы: на востоке — озеро Геннисаретское, на западе — Кармил и Средиземное море, на юге — Иссахарово колено, на севере — Неффалимово и Асирово.

9). Асирово колено имело удел на западе по берегу Средиземного моря, который простирался от Кармила (включая его) до территории Силона на севере (19,24-31).

10). Нефалимово колено было самым северным из колен израилевых (19,32-39). Оно владело горами на севере и чудесными равнинами вдоль Иордана и Геннисаретского озера.

11). Колено Левиино, из которого происходил Моисей, было отделено для служения Иегове и всецело посвящено Господу (Числ.18,20-21).

Ни Моисей, ни Иисус Навин не дали им части между уделами израильских колен в стране земных их владений. Это было свойственно Моисею, что он не взял ни себе, ни своим сыновьям ничего земного. Он оставил их в зависимости от Господа и общей духовной жизни Израиля.

Сыны Левиины были священниками из всего ветхозаветного Божьего народа, и они получили наследие духовное. «Священство Господне есть удел их» (18,7); «Жертвы Господа…удел его» (13,14); «Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их» (13,33; Числ. 18,20-24). Потомки Левия находились, главным образом, там, где был ковчег завета и приносились жертвы. В начале, когда колена приобретали себе уделы, большинство левитов находилось в Галгале. Позднее скинию собрания перенесли в Вефиль. К концу периода судей духовный центр находился в Силоме, где был построен дом Божий (Суд.18,31). Когда Иерусалим стал центром богослужений, то он стал основным местожительством левитов. Кроме того, по повелению Божию, им для жительства были выделены 48 городов, разбросанных среди уделов других колен, их пригороды и 6 городов-убежищ (гл.21).

* * *

Третья часть книги Иисуса Навина заключает в себе три последние речи, с которыми престарелый Иисус Навин обратился к народу, и оканчивается описанием его смерти и погребения.

Первая из этих речей (гл.22) содержит благословения и повеления, обращение к двум с половиной коленам, по случаю их возвращения после овладения Палестиной к семьям в Заиорданье. Они не могли пользоваться своими уделами потому, что помогали другим отвоевывать от неприятеля уделы их (1-15). С благодарностью Господу перешли они через Иордан и соорудили возле реки жертвенник свидетельства, большой по виду, во свидетельство детям и братьям своим о том, что они верно послужили Господу и составляют одно целое со всеми коленами Израиля. Но братья превратно поняли их, и представители девяти с половиною колен, под предводительством священника Финееса, потребовали от них объяснения, для чего соорудили жертвенник. Мирно окончился этот спор, согласие сменило возникшее подозрение и недоверие.

Вторая речь (гл.23) содержит увещание и предостережения, с которыми Иисус Навин обратился к старейшинам, начальникам, судьям и народу. Он увещевает народ, чтобы он никогда не отступал от написанного в книге закона Моисеева, умоляет его милосердием Божиим быть верными Богу Авраама, Исаака и Иакова. Он торжественно предупреждает, что Бог поругаем не бывает, что Он верен во всем как непослушным и уклоняющимся от путей Его, так и Своим верным детям.

Третья речь Иисуса Навина (24 гл.), является требованием, с которым он обратился к израильскому народу, чтобы он выполнил цель дарованного ему Богом искупления (Исх.8,1), а именно, чтобы сыны Израилевы сделались рабами Богу навеки. Он призывает: «Итак бойтесь Господа, и служите Ему в чистоте и искренности… изберите себе ныне, кому служить… а я и дом мой будем служить Господу». И в заключение народ провозглашает: «Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать» (24,14-15.24).

Книга Судей

Книга Судей передает нам историю ветхозаветного народа Божия от смерти Иисуса Навина до эпохи Самуила. Она состоит из трех основных частей:

1). Введение (1 гл.3,7).

2). История Судей (3,8-16 гл.).

3). Два заключительных повествования (17-21 гл.).

Первая часть книги, введение, повествует:

1). об общем состоянии ветхозаветного народа после смерти И. Навина и о влиянии на израильский народ (1,1 — 2,5);

2). о непостоянстве в поклонении Иегове, о благоденствии при служении истинному Богу и наказаниях при впадении в идолопоклонство (2,6 — 3,7).

История Судей (3,8 — 16 гл.) состоит из семи отдельных описаний. Всех судей, упомянутых в книге, было 14, включая и Авимелеха. Подробно описывается жизнь семи из них:

1). Гофониил (3,7-11);

2). Аод (3,12-31);

3). Деворг ;i Варак (4-5 гл.);

4). Гедеон (6-8,32);

5). Авимелех (8,33-10,5);

6). Иеффай (10,6-12 гл.);

7). Самсон (12-16 гл.).

Два заключительных повествования.

Первое повествование об идолопоклонстве потомков Дана (17-18 гл.); второе — о преступлении жителей Гаваона, которое вызвало войну других колен против колена Вениаминова и привело к почти полному уничтожению его (19-21).

В книге Судей царит полное единство. Во-первых, здесь представлена портретная галерея судей. Постоянно повторяются слова «Стали делать (сыны Израилевы) злое пред очами Господа» (2,11; 3,7.12; 4,1 и др.); «возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым» (З:9,15; 4,3; 6,7 и др.); «и покоилась земля» сколько-то лет (3,11.30; 5,31 и др.). Сюжет всех повествований однороден по смыслу, а именно, цель автора показать на примерах, что Израиль был в благоденствии, пока он был верен своему Богу, и был несчастлив, как только оставлял Его. Этим автор хочет доказать начальную тему (2,11-19) — необходимость для грешника признать свою вину и обратиться к Господу.

Время написания и автор книги Судей. Можно лишь предполагать время создания книги Судей и кто ее автор. Считают, что так как указан срок филистимлянского владычества (13,1), то книга не могла быть написана ранее победы Самуила над филистимлянами (1 Цар.7,1-14). Но так как иевуссеи находились еще в Иерусалиме, то книга была написана до Давида (2 Цар.5,6-7). Талмудическое предание приписывает авторство этой книги Самуилу. Время, которое охватывает повествование книги Судей, определить очень трудно. Чтобы сочетать все хронологические данные (Деян.Ап. 13,20-21; 3 Цар.6,1; Суд.11,26; 3,8.11.14.30 и т.д.), приходится допустить, что некоторые судьи правили одновременно в разных местах Палестины. Здесь, как и ранее (см.лекцию 4-ю стр. 14-16), мы убеждаемся в трудности библейской хронологии (Деян.Ап. 1,7).

История Судей

Книга Судей продолжает историю ветхозаветного народа Божия после раздела Палестины. В это время было патриархальное управление. Колена жили независимо друг от друга, имея своих старейшин и никаких других связей, кроме религий. Судьи, о которых повествует книга, не были вождями всех 12-ти колен, они не совершали судопроизводство. Их назначение состояло в освобождении народа Божия от угнетения и порабощения. Когда Израиль, наказываемый за свои грехи, раскаивался и получал прощение, Господь воздвигал ему судью, т.е. «освободителя и спасителя» (2,16.18; 3,9 и т.п.), который становился вождем не всех колен, но лишь тех из них, которые были порабощены, и освобождал их от врагов. Гофониил освободил Израиль от ига царя месопотамского Хусарсафема. Аод помог освободиться южным коленам от рабства моавитян. Девора и Варак освободили северные колена от рабства Иавина, поразив ханаанскую армию Сисары. Гедеон был призван для борьбы с мадианитянами и амали-китянами. Иеффай одержал победу над аммонитянами. Самсон, наделенный великой силой, поразил филистимлян своими личными подвигами. Его поведение было небезупречным. Но можно допустить, что он загладил свои грехи покаянием, т.к. апостол Павел дает ему место среди великих мужей веры (Евр.11,32).

По поводу обета Иеффая (11,30-40) существуют два основных толкования:

— что он принес свою единственную дочь в жертву благодарности, посвятив девству и служению Богу при скинии собрания;

~ что он принес ее в жертву всесожжения.

Приводят аргументы в пользу обоих мнений. Человеческие жертвы были запрещены Библией (Втор.12,30-31; 18,10-11; Лев.18,21; 20,2 и т.п.). Поэтому Иеффай мог думать только о принесении Богу духовной жертвы в лице человека. Кроме того, он не был священником, чтобы совершить жертвоприношение в виде заклания. Библия не содержит осуждения этого поступка, а об Иеффае она отзывается с похвалой (Евр.11,32; 1 Цар.12,11).

Объясняют также, что Иеффай (11,31) в своем обете выразил два обещания: 1) если первым выйдет навстречу ему человек, то он будет посвящен для служения при скинии (1 Цар.1,22-28); 2) если же это будет животное, то оно будет принесено в жертву заклания. Объясняют, что следует понимать принесенную Иеффаем жертву в переносном, духовном смысле (Рим.12,1; Пс.50,19; Фил.2,16). Всесожжение означает в данном случае не кровавую жертву, а духовную, обречение на девство и т.п. Отказываться от брака на Востоке в ту эпоху было величайшей жертвой, в особенности для дочери победителя аммонитян. Отец, посвящая свою любимую дочь девству, лишал себя всякой надежды на потомство, ибо она была его единственным ребенком. Эти доводы свидетельствуют о невиновности Иеффая.

Но сторонники другого мнения считают, что Иеффай отдал свою дочь на заклание и ссылаются при этом на то, что израильтяне могли, по страшному примеру своих соседей — язычников, приносить человеческие жертвы (Пс. 105,37-38; Иезек. 16,20-21). Иеффай также мог нарушить закон Божий и совершить преступление, подобно Давиду, Самсону и др. Однако повествование книги полностью не раскрывает нам это событие, и оно остается окутанным тайной.

В период судей евреи утратили чувство национального единства, оно сменилось племенной рознью. В печальном состоянии находилась религиозно-нравственная жизнь народа. В некоторых местах развились гнусные пороки Содома и Гоморры (гл.19). Распространялись суеверия (гл.17). Отсутствие должного поклонения истинному Богу и авторитетных вождей народа привело к тому, что «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Этими словами заканчивается книга Судей.

Дух Божий проявляется в этот период, как Дух силы, Он не пребывал, но временно сходил на некоторых сынов Израилевых, давая им силу для совершения спасительных подвигов. Ярким примером в этом отношении нам служит Самсон (14,6.19; 15,14).

«И что еще скажу? Недостает мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11,32-34).

Книга Руфь

Маленькая книга Руфь сообщает нам интересный эпизод из периода судей. Она открывает нам родословие Давида, основателя царского рода, служащее и родословием Иисуса Христа, перечисляя только главных его предков (4,18-22).

Книга Руфь является как бы дополнением книге Судей. Невозможно определить точное время, когда происходили описываемые в ней события, и кто является автором книги Руфь.

Книга Судей передает нам тяжелые картины неверности ветхозаветного народа Божия, сопровождающиеся чудесными освобождениями. Но даже в эти тревожные, темные времена встречались светлые души, верные Богу, и семейства, в которых поклонение Иегове сохранилось во всей чистоте. Книга Руфь вводит нас в вифлеемскую семью и открывает нам замечательную картину домашней жизни. Среди книг, насыщенных пылом сражений, повесть о Руфи, собирательнице колосьев, дышит чистосердечной простотой и невыразимой прелестью подлинного искусства.

Прекрасен Вооз, муж веры, полны мыслей о Боге, исполняющий Его повеления во всех частных случаях жизни (2,4.12; 3,10.13); прилежный и заботливый в возделывании своих полей (3,2); добрый к своим слугам, снисходительный к ним, любимый всеми (2,4); великодушный к чужестранцам (2,8); почитающий права других и соблюдающий закон даже при своей любви к Руфи. Трогательно симпатична сама Руфь, моавитянка, с её благородной преданностью своей свекрови и памяти своего мужа, скромная, с великим терпением несущая разлуку с родными и бремя бедствия. Эта чужестранка, принятая народом Божиим за свои добродетели, занявшая место среди предков Мессии, является для нас не только образцом прекрасного характера, но и залогом призвания к вере нас, язычников, которые призваны, как и она, от заблуждения язычества к истине.

Замечательная Ноеминь, мать семейства, глубоко верующая женщина, отличающаяся тактом, мудростью и благоразумием, всегда уповающая на Бога, как в счастье, так и в несчастье (1,8; 2,20).

Книга Руфь состоит из 4 глав и её можно разделить на три следующих части:

1). История семьи Елимелеха (1 гл.)

2). Встреча Руфи с Воозом (2-3 гл.)

3). Выкуп наследия Елимелеха Воозом (4 гл.)

Контрольные вопросы

1. Какие общие особенности имеет изложение библейской истории?

2. Название, содержание и деление книги Иисуса Навина.

3. Расскажите кратко об Иисусе Навине.

4. Расскажите о входе израильтян в обетованную землю.

5. Название, содержание и деление книги Судей. Расскажите о 2-х или 3-х судьях.

6. Содержание и деление книги Руфь.

Источник: http://soteria.ru/s3894/7/

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
Новый Завет

После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам Своим отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера, к Вифсаиде Галилейской. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться.

Наступила ночь. Лодка с учениками была уже на середине озера, и ее било волнами, потому что дул сильный встречный ветер.

Перед рассветом Иисус Христос, ведая бедствие учеников, пошел к ним по воде. Они же, увидев Его, идущего по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали.

Но Иисус Христос тотчас заговорил с ними: «успокойтесь, это Я, не бойтесь».

Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде».

Господь сказал: «иди».

Петр вышел из лодки и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, от страха исчезла вера, и тогда он стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня».

Иисус Христос сразу же протянул ему руку Свою, поддержал его и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих.

Ученики подошли, поклонились Иисусу Христу и сказали: «воистину Ты — Сын Божий».

Источник: http://verapravoslavnaya.ru/?Hozhdenie_Iisusa_Hrista_po_vodam

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *