Жизнеописание блаженного Андрея

Константинопольский помещик по имени Феогност, живший во времена императора Льва VI (конец IX столетия), приобретал людей для своих имений. Среди купленных рабов оказался красивый и добросердечный юноша, которого звали Андрей. Феогност проявил к сему отроку наивысшую симпатию, назначил его доверенным слугой и велел обучаться священным письменам.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Андрей принялся за чтение христианских текстов, часто посещал церковь и исправно совершал молитвенные прошения.

  • Сатана, видя великое стремление юноши к Господу, проявил зависть и устремился навести страх на него. Князь тьмы явился к Андрею во время молитвы, распахнул двери и пытался сломить волю молодого человека, который вскоре уснул после этого сурового видения.
  • Во сне ему предстали две армии: первая символизировала силы света, воины ее были одеты в белое, вторая — это полчища сатаны, в центре которой стоял безобразный исполин, преисполненный кровожадности и ярости. Андрей испросил Господа: «Кто же осмелится выйти против гиганта и победить в этой непростой схватке?».
  • Тогда с небес спустился сияющий юноша с тремя драгоценными венками в десницах. Андрей поинтересовался у ангела, может ли он приобрести одно из этих сокровищ. На это небесный посланник ответил: «Получишь венок, если с помощью молитвы и крестного знамения сможешь победить темного исполина».
  • Андрей собрался с духом и, подобно царю Давиду, сокрушил с божьей помощью недруга. Проснувшись, он ощутил в своем сердце присутствие христианского сокровища. С этого времени юноша стал вести юродивый образ жизни ради Христа, ибо так велел Всевышний. На следующий день блаженный Андрей взял нож, снял одежды и изрезал тело. Феогност решил, что его верный слуга поддался демоническому искушению, он велел надеть на несчастного вериги и отвести лечебницу, которая находилась в церкви святой Анастасии.
  • Днем блаженный демонстрировал показное безумство, а ночью, когда никто ничего не видел, совершал искреннюю молитву перед Господом. Однако юноша желал извещения от Всевышнего о том, правильно ли он выполняет божественные поручения. Тогда возникло в его сознание очередное видение: пять мудрецов, пришедших в церковь, задали вопрос святой Анастасии: «Почему не излечишь этого несчастного?». Блаженная матушка ответила, что Господь уже исцелил его и направил по истинному пути.

Интересно! После одной из молитв в уме юродивого Андрея возникло видение с символическим подтекстом. Он стоял во дворце перед престолом Царя, который задал следующий вопрос: «Желаешь ли отдать свои труды и жизнь ради Христа?». Блаженный юноша ответил положительно, тогда Господь дал блаженному вкусить чрезвычайно горькую пищу.

Царь объяснил, что изначально скорбь постигает тех, кто возжелал трудиться во благо Господа. После Он угостил юношу сладчайшей манной небесной, отчего тот позабыл бывшую горечь и понял, что эта пища даруется истинно познавшим Господа и утвердившимся в знании.

Деяния в миру

Подвиг юродства для Андрея являлся единственным решением, которое помогло ему избавиться от гнета рабства. Господь знал, что хозяин не отпустит бедного слугу в монастырь, даже если тот проявит сильное желание служения Богу. Поэтому юноша послушал совета, данного ему в видении, и притворился безумным.

Великую цену заплатил Андрей, чтобы получить свободу.

Феогност четыре месяца держал у себя юродивого Андрея после того, как он вернулся из лечебницы, и, наконец, отпустил, когда сам убедился в невозможности «исцеления» своего раба. Молодой человек, продолжая притворяться безумцем, отправился на улицы, где встретил скорбь, озлобленность, поругания и побои со стороны народа. Иногда он принимал милостыню от добросердечных граждан, но вскоре отдавал ее другим нищим. Однако слуга Божий делал добро своеобразно: подходил к нуждающимся людям и бросал деньги в лицо, делая вид, что желает избить их.

Для церковного человека юродство — одна из форм святости

  • Блаженный Андрей мог не принимать пищу целую неделю, а если никто не давал и куска хлеба, он продлевал свой суровый пост еще на несколько дней. Одет Юродивый был в рваное рубище, которое едва прикрывало телесную наготу. Живя в Константинополе, он не имел места, где мог спокойно расположиться, даже нищие прогоняли его со своих шалашей.
  • Желая уснуть, Юродивый иногда располагался между бездомных собак, которые тоже не испытывали к нему любви. Отдых Андрея никогда не совершался под крышей здания, но всегда на холоде или жаре, в отходах или грязи. Испытав много горя и лишений, блаженный святитель получил от Господа дар прозорливости и научился видеть мысли людей.

На заметку! Святой жил в этом мире, не боясь соблазниться материальными страстями. Он пребывал в центре грешной земли и делал все, чтобы молитва его согревала окружение, не видящее духовное совершенство.

Андрея сравнивают с птицей, пребывающей высоко в небе и видящей сквозь океанскую толщу хладнокровных рыб, то есть народ людской. Между ними никогда не возникнет понимания, так как юродивость и святость в обществе рассматривается как отклонение от нормы.

Факты из жития

Если узреть истину, станет понятно, что святой Андрей не попадал под власть бесов и не лишался рассудка, напротив, этот человек врачевал грешные души и вел продолжительную и тайную борьбу со злейшим и главным врагом.

  • Однажды один любопытный юноша решил проследить за блаженным и пошел за ним в ночную пору. Он видел, как Андрей подошел к закрытым воротам храма и стал совершать крестное знамение. Церковные двери без какой-либо помощи отворились перед святым, который подошел к алтарю и начал читать молитву. Юноша приблизился и узрел, что Юродивый парит в воздухе.

    Икона святого Андрея Христа ради юродивого

  • Когда на Константинополь обрушилась суровая зима с нескончаемыми ветрами и морозами. Отец Никифор, создавший книгу о житие Андрея, переживал за святого, искал, но не мог обнаружить. Священник уже отчаялся и решил, что тот отошел к Господу, околев на морозе. Однако вскоре блаженный лично явился к Никифору и рассказал свою историю.
  • Андрей в этот период промерзал до костей, но никто не принимал его в своих убежищах. Юродивый почувствовал приближение смерти, но не переставал читать молитву, обращенную к Господу. Тогда из небесных областей сошел теплый свет золотистого оттенка. Ангел забрал святого в божественные чертоги, ослепляющие дивным совершенством природы. Вскоре гость Рая лично встретился с Христом, которого окружали нескончаемые легионы Ангелов, а также удостоился чести прикоснуться к Животворящему Кресту. Юродивого вернули на землю, когда лютые морозы в Константинополе миновали.
  • Однажды святой встретил монаха, которого хвалили за добродетели. Однако этот инок был подвержен греху сребролюбия и стремился тайно разбогатеть на пожертвованиях простого народа. Монах по долгу своей службы был обязан раздавать деньги нищим, но не делал этого, радуясь накоплению финансов. Андрей же рассмотрел над головою инока страшного змея, внушавшего несчастному жажду к серебру. Тогда Юродивый решил научить жадного монаха щедрости, он устрашил его словами о том, что сатана заберет его душу, если тот не раздаст свои накопления бездомным и нуждающимся. Тогда и сам инок узрел ужасного змия и вверил свою судьбу божественному свету, а после отрекся от греховности.

Видение Покрова

У святого Юродивого был ученик, звали его Епифанием. Они часто совершали совместную молитву во Влахернской церкви, находящейся недалеко от Константинополя. В соборе хранились риза и пояс, принадлежащие Пречистой Деве Марии, реликвии были привезены сюда из Израиля. Влахернский храм возводили ради того, чтобы разместить здесь эти великие христианские святыни.

  • Блаженный Андрей отправился в церковь Пресвятой Богородицы, когда здесь совершался ритуал всенощного бдения, Епифаний находился рядом. В три часа ночи увидел Юродивый высокий образ Девы Марии, появившийся у центральных ворот. Рядом с Богоматерью предстал И. Креститель, а также апостолы Иаков и Иоанн. Святые держали Пречистую Деву за руки, ангелы небесные шествовали над её главою и за ней, восхваляя имя Господа.
  • И тогда спросил блаженный учитель у Епифания, видит ли тот великое шествие, ученик ответил: «Да, отче духовный». Они продолжали созерцать, а Богоматерь преклонила колени и совершила продолжительную молитву, проливая слезы. После она приблизилась к алтарной части храма и просила Господа смилостивиться над грешниками. Закончив прошение, Дева Мария сняла с плеч длинное покрывало (омофор) и распростерла над всем людом, собравшимся на всенощное бдение во Влахернском храме.

Во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели Богородицу, которая распростерла над молящимися покрывало

Пока она находилась здесь, миряне и священники видели этот Покров. Богоматерь удалилась через некоторое время, но оставила в этом месте божественную благодать. Епифаний был вдохновлен и спешил поведать о великом шествии всему городу.

Последние дни Юродивого

В один из дней блаженный пришел к ученику, чтобы провести всю ночь в диалоге о духовной составляющей мира. Святой старец предрек, что Епифаний станет Константинопольским патриархом. Утром эти двое простились, Андрей чувствовал приближение смерти. Ученик, получивший благословение, чрезвычайно горевал, так как догадывался о потере близкого человека. Блаженный достиг крытой галереи, где лег и смиренно испустил дух, отдавшись в руки Бога.

Тело Юродивого излучало приятных запах благовоний, что привлекло жителей соседних строений. Миро, словно река, истекало от святого. Некая женщина обнаружила останки и поспешила сообщить об этом людям. Когда народ собрался на месте кончины, тела здесь уже не было, но все еще оставался сильный аромат благовоний. Предание гласит, что останки блаженного старца никто не обнаружил, ведь Господь по Своей воле перенес их в места, известные только Ему.

Скончался Юродивый в возрасте 66 лет, окончив свою тайную борьбу с греховностью и злейшим врагом человечества.

Интересно! Блаженный учитель предрек, что его ученик Епифаний станет патриархом Константинополя. По церковному обычаю, при получении какого-либо сана человеку дается духовное имя.

Многие исследователи считают: Епифанием в юные годы был святейший патриарх Николай Хрисоверг, который правил Византийской Церковью почти 13 лет. На период его правления (982 — 994 гг.) приходится Крещение Руси. Это означает, что именно к Николаю (Епифанию) обращался князь Владимир с прошением прислать для великого ритуала православных священников.

Житие святого Андрея, Христа ради юродивого

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-andreya-yurodivogo.html

Биография

Андрей, родом из Скифии, был рабом богатого сановника Феогноста из Константинополя. Отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом, поэтому и стал любимым рабом Феогноста, а в дальнейшем последний отдал Андрея обучаться Священному Писанию.

Принявший аскетический подвиг юродства, Андрей был изгнан своим хозяином и жил в бедности и холоде, терпеливо перенося насмешки и унижения окружающих. Позже Андрей Юродивый, по данным из агиографических источников, сподобился видения Пресвятой Богородицы, что впоследствии нашло своё отражение в празднике Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемом православными и католиками восточного обряда.

Когда Константинополь (Царьград) был окружён неприятельскими войсками, жители его в страхе собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах, где правилась всенощная. Андрей также присутствовал и молился на службе. Когда служба подходила к концу, Андрей увидел осеняемую светом Богоматерь в сопровождении ангелов и святых. Дева Мария после долгой коленопреклоненной молитвы со слезами сняла со своей головы ясный плат — мафорий (греч. мафорион) и широко простерла этот покров над народом в церкви, обеспечивая их защиту. Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Память совершается Русской православной церковью 15 октября (2 октября по юлианскому календарю), другими церквями греческой традиции — 28 мая.

Пространное греческое Житие Андрея Юродивого было переведено на древнерусский язык в XII веке (предположительно на севере — в Новгороде, ввиду древненовгородских черт во многих списках) и стало очень популярно на Руси. Существуют и оригинальные русские произведения с участием Андрея Юродивого.

Молитвы святому блаженному Андрею, Христа ради юродивому.

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

О святый угодниче Божий, блаженне Андрее! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его. Темже взирающе на святый твой образ, раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очисти еси себе яко злато в горниле, Андрее блаженно.

Тропарь Христа Ради юродивому, глас 1

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ, мы юроди Христа ра­ди, раб Твой, Христе Боже Андрее,юрод бысть на земле Тебе ради: темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Вышния красоты желая и нижния сласти телесныя точно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, Ангель­ское житие преходя, скончался Андрее, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от чело­век во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их бого­угодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Популярные молитвы:

Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому

Молитвы святым князьям Борису и Глебу

Молитва преподобному Ипатию Печерскому, целебнику

Молитва преподобному Иакову Железноборскому

Молитва святому мученику Диомиду врачу

Молитва преподобной Афанасии

Молитва первоверховному апостолу Павлу

Молитва святому преподобному Спиридону Печерскому

Молитва священномученику Киприану и мученице Иустинии

Молитвы Преподобному Виталию

Молитвы к Пресвятой Богородице Скоропослушница

Молитвы святому князю Даниилу Московскому

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

Молитвы перед иконами пресвятой Богородицы

Православные информеры для сайтов и блогов

Все молитвы .

Молитвы при умалишении

Блаженному Андрею, Христа ради юродивому

Андрей принял на себя подвиг юродства по особому повелению Божию и сподобился от Бога дара прозрения.

Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очисти еси себе яко злато в горниле, Андрее блаженно.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Тропарь Христа Ради юродивому, глас 1

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ, мы юроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже Андрее, юрод бысть на земле Тебе ради: темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Вышния красоты желая и нижния сласти телесныя точно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, Ангельское житие преходя, скончался Андрее, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Память блаженного Андрея, Христа ради юродивого – 15 октября

В царствование греческого императора Льва Великого жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился отрок-славянин по имени Андрей. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храмы Божии.

Однажды Андрею было видение, в котором он видел диавола и его бесов, а также Ангелов Божиих, которые велели юноше вступить в схватку с бесами. Андрей с готовностью бросился на самого огромного беса, тот схватил его и со всей силы бросил об землю, но Андрей вспомнил совет Ангела, как победить страшного врага – и ринулся на беса крестообразно. И бес рухнул, как громадное подрубленное дерево, и более был недвижим.

Светлый юноша, бывший среди Ангелов, вручил Андрею драгоценный венец и сказал:

– Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели, будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ, – по словам Его Андрей понял, что с ним говорил Христос.

С того времени Андрей сделался Христа ради юродивым.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.

Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу. Благодатью Святого Духа он получил дар прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке.

Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника – богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:

– Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».

Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами. Андрей спросил его:

– В чем причина твоего плача?

– Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедывая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег. Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:

– Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.

Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей – один из них был бес, другой же – Божий Ангел. Бес говорил:

– Инок – мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.

– Нет, он мой, – возражал ангел, – ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.

Так они препирались, и не могли договориться. И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство. Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре. Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:

– Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.

По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Однажды, молясь во Влахернской церкви (где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса), блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Увидев Богородицу, блаженный Андрей сказал своему ученику Епифанию:

– Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?

– Вижу, отче святой, и ужасаюсь.

Святой Андрей Юродивый преставился ко Господу в 936 году. По кончине блаженного его ученик Епифаний написал его житие.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него – память блаженному Андрею. Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников. Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву – известный как храм Василия Блаженного.

Евангельские чтения дня

8 918 316 8336 Светлана (Фотиния)

г. Краснодар, ул. Красноармейская, 37. Соборная площадь святого Александра Невского

Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать

Все, что мы знаем, знает кто-то еще. Причем знает лучше нас.

Тайны, которые нам открыты, открыты через кого-то.

О том, что Матерь Божия молится о всем мире и наипаче о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит, а значит и достоин празднования, ежедневно.

Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть, и связан он с человеком, которому открыто больше и который видит глубже. Без разговора о нем невозможно говорить о происхождении праздника.

Звать его Андрей. Андрей Христа ради юродивый.

«Сумасшедший» – так переводится слово «юродивый». Внешний вид, поведение и отношение к таким со стороны общества были соответственными, поскольку важнейшая добавка – «ради Христа» – не произносилась вслух и на бейджике к одежде не прикреплялась.

Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия совершал умный и непрестанный труд – молитву.

Сложен разговор о святых. Всегда есть угроза взять высокую ноту и сорваться на фальцет. Сидеть в грязи и хвалить орла – разве это подвиг?

Да и говорить можно лишь в том случае, если что-то понимаешь. А понять обычному грешнику святых так же тяжело, как тяжело рыбе понять птицу. Уж больно они разные, хоть и сотворены в один день (См. Быт. 1:20).

Безногий в глазах общества более почтен, чем безумный. Нужны особые причины для того, чтобы изображать сумасшествие. Вот Давид притворялся безумным при дворе царя Гефского, чтобы спасти свою жизнь (1-я Царств 21:13-15).

Андрей же юродствовал, чтобы скрыть близость к горнему миру, чтобы удобно совершать молитву, не будучи ни похваляемым за святость, ни отягчаемым просьбами со стороны верующих.

Из всех отношений с миром юродивому остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. В своем желании насытиться унижением и насмешками он выше мучеников. Мученик может обличать мучителей, говоря: вы безумны и верите ложно, а я, подобно Павлу, говорю вам «слова истины и здравого смысла» (Деян. 26:25). Юродивый же этого сказать не может. Напротив, ему может сказать любой: «Ты безумец», а он только глупо расплывется в улыбке, или выкинет какой-то фортель.

Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ. Под сокровищем разумеем молитву. Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями.

Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей.

Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения молитвы. И еще – способ служения.

Можно ведь подумать и сказать: «Раз ты такой святой и так огненно молишься внутри своего сердца, то иди себе в пустыню или на гору и там совершай свою необычную жизнь. Зачем же ты толчешься на рынке, спишь на паперти или, вызывая громкий визг, заходишь за побоями в женскую баню?»

Дело в том, что юродивый живет в мире ради этого же мира. Он уже не бежит из мира, боясь соблазниться чем-то, но намеренно пребывает посреди его, чтобы молитва, которая в юродивом, грела мир, слепой по отношению к событиям духовным.

Все это мы говорим и обо всем этом рассуждаем, помня сказанное выше: рыба птицу не поймет. Разве может рыба с холодной кровью и холодным сердцем понять, как бьется горячее сердце в груди у чайки, парящей на ветру? Эту чайку рыба, в лучшем случае, видит сквозь толщу воды, снизу вверх, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13:12).

Итак, Андрей – птица. Он «не сеет, ни жнет, не собирает в житницы» (Мф. 6:26). Его питает Бог, причем такой манной, которая заставляет вспомнить Апокалипсис: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя» (Откр. 2:17). Андрей видит то, чего все остальные не видят. Он видит бесов, которым изрядно досаждает своим образом жизни. Видит Ангелов, защищающих его. Видит святых и общается с ними. Наконец, он видит Матерь Господа Иисуса Христа. Это видение и дало основание возникновению праздника.

Дальше все более-менее известно широкому кругу читателей. Видение произошло в храме во время молитвы. Как впоследствии Серафим Саровский видел за Литургией Христа в окружении ангельских сил, так и Андрей увидел Божию Матерь, идущую по воздуху в окружении святых. Андрей слышал молитву Богородицы, просящей Сына, чтобы Тот принял мольбы и просьбы всякого человека, приходящего за помощью через Нее – Богородицу.

Потом же о видении своем он рассказал. Ведь оно касалось не его одного, а всего народа! Народ выслушал и не посмеялся, но, подобно Богородице, запомнил все, «слагая в сердце своем» (См. Лук.2:19).

Не всякое явление или видение превращается в праздник. Мало ли кому явились небожители и кого от чего спасли?! Для того чтобы это праздновалось и не забывалось столетиями, нужно чтобы церковное сознание усмотрело в частном – общее, и в единичном случае – проявление правила.

Правило нынешнего праздника звучит так: Матерь Божия, будучи взятой в славу Сына Своего, не наслаждается Небесным Раем, а непрестанно молится о мире, посещая сей мир.

Плоды этой молитвы известны миллионам людей, поскольку миллионы в разное время облагодетельствованы заступничеством Богородицы. Вот эти-то миллионы отдельных случаев и собраны воедино под названием «Покров», чтобы одним праздником почтить неусыпающую и незамолкающую молитву Преблагословенной Девы Марии.

Подобным образом и чудо Архистратига Михаила в Хонех ценно не только как единичный факт, но и как проявление того благого участия в истории человечества, которое совершают чистые духи, верные Господу.

Андрей видел и другим рассказал. А другие, в числе которых и мы, сердцем откликнулись на услышанное слово. Мы и раньше знали, что «любовь не перестает» (1 Кор. 13:8), а раз Богородица – Мать истинной Любви, то и Ее любовь бесконечна.

Увидели и обрадовались.

Увидели и согрелись.

Увидели и обнадежились.

То, что было тогда, продолжается и поныне. Молится Сыну о людях благодатная Мария. Участвуют с Ней в молитве Ангелы, пророки, апостолы и мученики. Видят эту молитвенную службу избранные рабы Божии, продолжающие земной путь.

А все остальные, у которых духовного зрения нет, но сердце обрезано, то есть к истине восприимчиво, в день праздника поют: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».

Источник: https://xn—-9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/andrej-hrista-radi-yurodivyj-molitva/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *