Большое количество храмов на Руси создавалось во Имя Отца и Сына и Святого Духа – Троицы Живоначальной. Поэтому не удивительно, что этот огромный храм посвящен именно Святой Троице.

Для храма был предложен византийский стиль, еще раз напоминающий нам, что православная вера пришла к нам через Византию. Под храм еще в 2001 году был вырыт огромный котлован для фундамента. Для его создания были проведены многочисленные исследования специалистами грунта, ведь строительство храма намечалось на очень сложном ландшафте, на берегу Борисовских прудов. Для сооружения столь сложного фундамента были привлечены высококвалифицированные специалисты, использовавшие в своей работе последние разработки и самые лучшие материалы. Сразу после завершения фундамента строители принялись за возведение каркаса будущего храма. На это им, естественно, понадобилось немало времени, так как тем самым закладывалось качество всех последующих работ. Много труда и умения было вложено в сооружение столь большого купольного барабана, при строительстве которого в проект были внесены некоторые коррективы, в том числе и увеличена его высота. Следующим этапом в строительстве было возведение кровли апсид, которое стало своеобразным экзаменом перед сооружением главного купола. Для его сооружения были сконструированы специальные элементы каркаса, которые задали форму будущего купола. На фоне голубого летнего неба этот голубой купол выглядит удивительно красиво и гармонично. Кульминацией строительства храма стали подъем и установка креста – самый важный этап строительства. Для завершения строительства остались лишь отделочные работы внутри и снаружи. Фасад здания украсили разнообразными барельефами. Особенно трудоемкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы – мрамор, позолота. Кроме того в собор был привезен и смонтирован первый в Москве и третий в России фарфоровый иконостас, изготовленный мастерами Санкт-Петербурга, отличающийся изяществом и высочайшим исполнением. Для совершения таинства крещения был создан баптистерий, представляющий собой отдельное помещение, позволяющее крестить всех – от младенцев до стариков. В начале 2004 году были завершены все строительные работы, и уже в мае этого же года было совершено освящение храма Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Источник: http://1000let.ru/

1000-летие Крещения Руси

Исполняется тысяча лет, как киевский князь Владимир обратил своих подданных в Христову веру. Накануне юбилея перестроечная власть неожиданно отказывается от официального атеизма и делает празднование государственным. Начинается возвращение храмов и иного имущества, церковь быстро становится влиятельной общественной силой

Синод образовал свою юбилейную комиссию во главе с патриархом еще в конце 1980 года. Торжества планировали сугубо внутрицер-ковные. Последняя антирелигиозная кампания бушевала в начале 60-х (см. «Бог — это смешно», 1963), больше над верой не глумятся, но власть по-прежнему исповедует государственный атеизм. Правительственный надзиратель — Совет по делам религии и верующих — бдительно держит церковь в разрешенных рамках. Парт-идеологи негласно, но твердо упреждают расширение празднования: религия при социализме обречена, а церковь пытается обратить историко-культурное событие себе на пользу. Население о грядущей дате и не подозревает, а о самом выборе тысячелетней давности если и вспоминает, то оправдывая неумеренное употребление горячительного — ведь Владимир отказался от мусульманства, поскольку оно запрещает алкоголь, а «веселие Руси есть пити».

29 апреля, всего за месяц с небольшим до юбилейного Поместного Собора, Горбачев неожиданно принимает в Кремле патриарха Пимена и постоянных членов Синода. Сама церковь называет встречу исторической: до сих пор Генеральный секретарь ЦК совещался с первоиерархами — и то негласно — лишь в 1943 году: тогда Сталин восстановил патриаршество. Но теперь про прием «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси» («крещение» вымолвить пока неловко) твердят в эфире и прессе. Это отмашка — празднуем государственно, можно всё показывать и про всё писать.

За май проносится бурная информационная кампания, и про юбилей знают все — пропаганда умеет их справлять. Телевидение, которое всегда снимало купола так, чтоб было не видно крестов, теперь приглашает отцов церкви в свои студии, где политобозреватели сокрушаются, что даже не ведают, как им обращаться к гостям.

— Владыко, — милостиво следует в ответ, и далее будто про планы пятилетки течет разговор «о великом событии в жизни всей нашей страны». 3 июня выходит указ: уже «в связи с 1000-летием Крещения Руси» участников встречи с Горбачевым награждают орденом Трудового Красного Знамени, других иерархов — Дружбы народов.

Торжества проходят в Москве, Ленинграде, Киеве и Владимире. Поместный Собор принимает новый устав и канонизирует Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека. Впервые при советской власти распространяется массовый — 100 тысяч — тираж Библии. Отпечатано полмиллиона молитвословов. Начинается массовое возвращение храмов. Новых приходов в 1988 году открыто 809, а в 1989-м — уже более 2 тысяч.

До сих пор священник как максимум мог входить в делегацию Комитета защиты мира. Отныне духовенство — непременная часть элиты, зазываемая на все мероприятия. Первопредприниматели-кооператоры, самые активные из новообращенных, непременные жертвователи на восстановление порушенных храмов, просят батюшек благословить дело, освятить офис, закладной камень дачи или первую иномарку.

В массе своей страна к концу 80-х не то чтобы атеистическая, а просто безбожная и бытово-материалистическая. Культ заменен соцкультбытом. Среди богов советского язычества главенствуют ЖСК, «Жигули», стенка с телевизором, б соток. Теперь православие воспринимают как национальную самоидентификацию — вот что значит быть русским. Взрослые люди впервые в жизни начинают носить нательные кресты: на коротковатых цепочках, напоказ, при расстегнутой рубашке или блузке.

Источник: https://NamedniBook.ru/1000-letie-kreshheniya-rusi.html

Подготовка

23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии Константина Харчева, сменившего Владимира Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

События

Празднования в Ленинграде, митрополит АлексийПразднования в Ленинграде, часовня Св. блаж. Ксении

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.»

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.

Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года.

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжествен­ный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению.

1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской Зарубежной Церковью.

Атеистическое государство предлагает провести церковный праздник

Князь Владимир крестил Русь в 988 году. Юбилей в 1000 лет пришелся на атеистический период в жизни страны. Но государство участвовало в подготовке к празднику.

Вот что говорит об этом заведующий кафедрой истории Русской православной церкви БФ ПСТГУ, протоиерей Александр Щелкачев:

«Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.

В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества. Может быть, для того чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.

<…>

Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.

Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм».

Источник – статья на православном сайте pravmir.ru

Встреча с М. С. Горбачева и Патриарха Пимена в Екатерининском зале Кремля для подготовки к 1000-летию введения христианства на Руси. 29 апреля 1988 года

5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения

Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.

В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:

  1. Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  2. Патриарх Иерусалимский Диодор.
  3. Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
  4. Патриарх Болгарский Максим.
  5. архиепископ Кипрский Хризостом I.
  6. митрополит Варшавский Василий.
  7. митрополит Пражский Дорофей.
  8. митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.

Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.

Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.

Всенощное бдение состоит из:

  1. Вечерни – первая служба, которая напоминает и изображает ветхозаветные времена. Вспоминают как Бог сотворил мир, как согрешили первые люди, как их изгнали из рая, они раскаялись и молились о спасении. Также в службе упоминают о надежде согласно обетованию Бога и о том, как обетование исполнилось.
  2. Утрени – вторая служба, которая напоминает о новозаветных временах: как Иисус Христос явился в мир, жил, умер и воскрес.
  3. Первого часа – короткого молитвенного чтения на 15–20 минут, где верующие просят Бога, чтобы Он услышал их голос и исправил дела рук их в течение дня.

В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.

Празднование в МосквеПамятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году

На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:

  • Патриарх Антиохийский Игнатий IV.
  • Патриарх Иерусалимский Диодор I.
  • Патриарх Московский Пимен.
  • Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II.
  • Патриарх Румынский Феоктист.
  • Патриарх Болгарский Максим.
  • Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Обряд Божественной литургии в Даниловом монастыре

В честь праздника в Москве построили колокольню, часовню и храм

Московское патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси

Постройки возвели на берегу Борисовских прудов. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.

У подворья 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 кг) привезли в 2001 году.

В 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.

Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове

Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове

Вместимость массивного храма — до трёх тысяч человек, высота с крестом — 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным.

В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых — приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершает здание полусферический ребристый купол. В его барабане двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.

Александро-Невская часовня

Александро-Невская часовня

Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского — первое сооружение, которое возвели на патриаршем подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.

Высота часовни — 16,4 м

Колокольня Московского патриаршего подворья

Колокольня Московского патриаршего подворья

Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.

Источник: https://hranitel.club/4-1000-letie-kreshheniya-rusi

1000-летие Крещения Руси

1000-летие Крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июне 1988 года, приуроченные к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные торжества получили также общественный статус. Торжества и события предыдущих месяцев знаменовали поворот в церковной политике в Советском Союзе.

1000-летие Крещения Руси отмечалось также Русской православной старообрядческой церковью и Русской зарубежной церковью.

Подготовка к этому празднику изначально началась в русском зарубежье, где ранее праздновалось 950-летие крещения Руси. В 1977 году решением Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей была образована Комиссия по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси во главе с настоятелем одной из нью-йоркских церквей Александром Киселёвым.

Процесс подготовки к празднику в Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) оказал значительное консолидирующее влияние в среде православной части русских диаспор за рубежом. Оживилась научно-публицистическая деятельность Русского зарубежья. В этот период выходит огромное количество публикаций по российской истории, посвящённых осмыслению роли Русской православной церкви в построении государства и становлении русского менталитета. Выходили научные монографии, статьи в периодических изданиях, отдельные издания различных епархий РПЦЗ, публикации биографического характера и т. д. Практически все подобные публикации содержат анализ современного состояния отношений между РПЦ и РПЦЗ.

23 декабря 1980 года Священный синод Московского патриархата постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством. Как вспоминал митрополит Ювеналий (Поярков), предстоящий юбилей вызвал интерес у людей: «Сразу же получили „живой отклик“ в атеистической прессе. Я помню эти статьи: „А что будет праздновать Русская церковь“? „А было ли Крещение Руси“? „А был ли вообще Христос? Это еще наука не доказала“. Но мы не смущались, и Промыслом Божьим так получилось, что подключилась ЮНЕСКО».

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность председателя Совета по делам религии Константина Харчева, сменившего Владимира Куроедова.

В 1986 году во время избрания архиепископа Виталия (Устинова) первоиерархом РПЦЗ архиепископа Антоний (Бартошевич) сказал: «Тебе предстоит, через два года, провести торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей Родины. Тысячу лет мы живём христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на Родине. Там запретят празднование, или позволят, сведя его на нет, и то — под издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви. Твой голос, Владыко, как Святителя Божия».

Основные официальные праздничные мероприятия были согласованы за два года до юбилея: 29 июля 1986 года Священный Синод постановил «в связи с празднованием созвать Поместный собор Русской православной церкви и провести его /…/ с 6 по 9 июня 1988 года». Одновременно был опубликован состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси в составе 43 человек.

В 1987 году начался пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

В предъюбилейное время в Киеве, Москве и Ленинграде прошли три международные научные конференции, посвящённые деятельности церкви за всю её тысячелетнюю историю. В этих конференциях помимо русских и зарубежных богословов и церковных историков участвовали также светские учёные. Было заслушано более 250 докладов. Материалы конференции, проведенной 21-28 июля 1986 года в Киеве, опубликованы в 28-м выпуске сборника «Богословские труды».

Значительный интерес вызвала вышедшая в августе 1987 года статья академика Бориса Раушенбаха, посвящённая крещению Руси и его значению для древнерусского государства. Статья была издана на многих языках и опубликована во всем мире, включая публикацию «Курьера ЮНЕСКО».

За развитием ситуации следили и за рубежом: в ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». Это заявление привлекло к Русской православной церкви самое широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и всего мира.

Запланированные на начало лета 1988 года основные церковные торжества, включая праздничное богослужение и благодарственный молебен во всех храмах Русской православной церкви, было решено приурочить к Дню всех святых, в земле Русской просиявших, который, в соответствии с церковным календарём, выпадал на 12 июня.

Празднование в СССР

Празднования в Ленинграде, часовня Св. блаж. КсенииАверс памятной медали к 1000-летию Крещения РусиРеверс памятной медали к 1000-летию Крещения Руси

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря Архиерейское предсоборное совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

29 апреля 1988 года в присутствии репортёров со всего мира в Екатерининском зале Кремля состоялась встреча патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси». Сам Горбачёв при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности» и отметил, что благодаря Перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. В ответ на это Пимен выразил «архитектору Перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачёва на продолжение начатых дел. Данная встреча послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия.

Настоящей сенсацией по тем временам стало разрешение властей на строительство в столице нового храма в честь Тысячелетия Крещения Руси, о чём была достигнута договорённость на встрече Михаила Горбачёва с иерархами.

26 мая 1988 года в Оружейной палате Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви священных реликвий, находившихся на хранении в музеях Московского кремля. Все возвращенные святыни в больших серебряных сосудах были поставлены на помосте в Елоховском соборе; отслужен молебен, после чего по распоряжению патриарха святыни разошлись по разным церковным местам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.

Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия Церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5—12 июня 1988 года в Загорске и Москве. В Москву съехались участники Поместного собора 211 делегаций из 89 стран — всего 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей: патриарх Антиохийский Игнатий IV, патриарх Иерусалимский Диодор, католикос-патриарх всея Грузии Илия II, патриарх Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом I, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей, митрополит всей Америки и Канады Феодосий. Не было только представителей Константинопольской и Элладской православных церквей.

Константинопольский патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской патриархии, в которых принимала участие делегация от Русской православной церкви во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе православия, 28 февраля 1988 года.

На эти празднества было аккредитовано 1100 журналистов, из них 446 человек — иностранных. Никакие фестивали не имели такого международного резонанса.

Юбилейные торжества открылись Божественной литургией в московском Богоявленском соборе.

6 июня открылся Поместный собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, блаженную Ксению Петербургскую. Собор принял ряд исторических решений, изменивших унизительное положение Русской церкви в советском государстве. На нём при всеобщей поддержке были отменены навязанные Архиерейскому собору 1961 года поправки к «Положению об управлении Русской Православной Церковью», лишавшие всякой власти в хозяйственно-финансовой сфере и епископов, и настоятелей приходов. Собор принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который по своему содержанию был значительно дополнен и усовершенствован в сравнении с устаревшим «Положением» 1945 года. На Соборе были приняты решения об активизации работы в сфере духовного образования и издательской деятельности Церкви. На Соборе также обсуждались многие другие актуальные вопросы церковной жизни.

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение.

Для публичного благотворительных целей, был предоставлен Большой театр, были приняты иностранные гости у главы Совета министров СССР Н. И. Рыжкова — пока продолжались празднования, программа постоянно разрасталась. Эти мероприятия обширно, в пределах всего СССР, было освещены на телевидении. Михаил Горбачев не участвовал в этих сюжетах, но его жена Раиса Горбачёва была частой гостьей всех нелитургических мероприятий и все время была в центре внимания СМИ.

Кульминацией праздника стало 12 июня, когда в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты. На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря была отслужена Божественная литургия, которую совершили: патриарх Антиохийский Игнатий IV, патриарх Иерусалимский Диодор I, патриарх Московский Пимен, католикос-патриарх всей Грузии Илия II, патриарх Румынский Феоктист, патриарх Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом I.

Торжества происходили в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня — в во всех епархиях Русской православной церкви.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен, выступая на закрытии юбилейных торжеств, отметил:

Христианство было тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени — Византии. Эта культура попала на благодатную почву… Завершаются первые десять веков истории нашей Церкви. Господи! Благослови в мире и благочестии вступить во второе тысячелетие нашего бытия в доме Божием… землю же Русскую в мире сохрани и веру православную в ней утверди во веки веков. Аминь.

Многие мероприятия празднеств широко транслировались по центральному телевидению.

13 июня 1988 года в Москве, в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе патриарх Пимен заложил камень в основание «храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси, храма в память всех наших соотечественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах…». Однако в силу разных причин его строительство началось лишь в 2001 году.

Празднование в РПЦЗ

В 1987 году первоиерарх Русской православной зарубежной церкви митрополит Виталий обратился к клиру и к пастве РПЦЗ с Первым предъюбилейным посланием, по поводу наступавшего тогда 1000-летия Крещения Руси. В этом послании намечались юбилейные торжества во всех странах русского рассеяния, во всём мире.

24 июля 1988 года в большом театральном зале Буэнос-Айреса «Касал де Каталунья» состоялся официальный торжественный акт 1000-летия Крещения Руси, на русском языке, при полном зале в более чем 600 мест.

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвященные Тысячелетию, стали для Русской православной церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли представить себе до этого события. Митрополит Ювеналий (Поярков) по этому поводу сказал: «Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось…».

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва, который использовал юбилей в своих целях для рекламы собственной деятельности. Вероятнее всего ему было важно завоевать доверие Запада.. Именно с этого момента наблюдается значительное ослабление контрольно-репрессивного давления со стороны государственного аппарата на РПЦ. Церкви возвращаются храмы, происходят частые встречи государственных деятелей с церковными иерархами, прекращается преследование простых верующих. Впрочем, значительное государственное давление на Церковь сохраняется.

Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы (этот процесс наметился ещё в 1987 году, но после празднований развернулся с новой силой). После 1000-летия Крещения Руси были официально изменены советские правила регистрации православных приходов. Уже не требовалось собирать в общину «двадцатку», разрушенные храмы передавались властями массово. По всему СССР регистрировалось более полутора сотен общин ежедневно.

Всё больше людей стало обращаться к Богу, становятся доступной Библия и церковная литература. С этого времени партийная и государственная пресса (другой в СССР тогда не существовало) начала активно освещать проблемы религиозной жизни, на телевидении появляются духовные христианские программы.

Вместе с тем, торжества оправдали ожидания советских властей; по словам Харчева «Все увидели, что партия изменила политику в отношении религии, и не только Русской православной церкви. После этого началось и массовое открытие храмов, чему уже не препятствовали секретари обкомов. В свою очередь, что получило от этого государство? Люди поверили Горбачёву, что на самом деле происходит перестройка общества. Ведь в экономике-то особых успехов не было. Был и колоссальный резонанс за границей, мы избавились от жупела „империи зла“».

Новая политика Горбачёва сделала возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. Так, в 1989 году патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.

> См. также

  • Тысячелетие крещения Польши (1966)
  • 900-летие Крещения Руси (1888)

Литература

  • Филарет, митрополит Минский и Белорусский. 1000-летие крещения Руси — выдающееся событие отечественной и мировой истории // «Вопросы истории», 1988, № 5, с. 102—110
  • Юбилейный сборникъ: Въ память 1000-лѣтія Крещенія Руси (988—1988). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1988. — С. 1-4.
  • Празднование Тысячелетия Крещения Руси русской эмиграцией в Западной Европе, 988—1988 / Сост. Николай Росс. Париж: Изд-е Западноевропейского Комитета Ознаменивания Тысячелетия Крещения Руси, 1989. — 128 с.: фотоіл.
  • Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. — 400 с.
  • Архимандрит Дионисий (Шишигин) «Былое пролетает… Патриарх Пимен и его время» — М. 2010. — 616 с.
  • Можно отделить Церковь от государства, но нельзя отделить Церковь от народа // «ЖМП», № 7 июль 2013 / 24 июля 2013
  • Дмитрий Сазонов Проведение Поместного собора 1988 года Русской православной церкви как изменение вектора церковно-государственных отношений // Вестник Костромского государственного университета. 2014

  1. 1 2 3 1000-летие крещения Руси (недоступная ссылка)
  2. «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»: ИСТОРИЯ ЮБИЛЕЕВ И МЕМОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в элек…
  3. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) // Патриархия.ru
  4. http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1426680616_3679.docx
  5. 1 2 3 Анализ церковного раскола в Русской Православной Церкви Заграницей : Портал Богослов. Ru (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2018. Архивировано 30 апреля 2018 года.
  6. Определения Священного Синода. // ЖМП. 1981, № 2, стр. 4—5.
  7. «Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика
  8. Митрополит Ювеналий: «Пост — это духовный экзамен»
  9. ЖМП. 1983, № 8, стр. 2.
  10. Определения Священного Синода // ЖМП. 1986, № 9, стр. 6—7
  11. 1 2 3 4 5 Тысячелетие крещения Руси / XX век / История церкви / Мир. Человек. Слово (недоступная ссылка). Дата обращения 15 июня 2014. Архивировано 21 декабря 2014 года.
  12. П. Н. Сенько. Введение // Русские церковные деятели – члены Академии наук. — СПб.: Ланс, 1995. — С. 10. — 288 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86379-021-0.
  13. Богословские труды. Вып. 28. М., 1987
  14. Крещение Руси | Православие и мир
  15. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  16. Филарет. 1000-летие крещения Руси Архивная копия от 12 мая 2015 на Wayback Machine Архивировано 12 мая 2015 года.
  17. Цит. по: ЖМП. 1988, № 9. — С. 37.
  18. ЖМП. 1988, № 7. — С. 2—6.
  19. Валентин Никитин. Патриарх Пимен
  20. 1 2 3 vmeremina.narod.ru/istor3/ist3-59p.rtf
  21. ЖМП. 1988, № 9. — С. 2.
  22. ЖМП. 1988, № 12. — С. 53—54.
  23. Церковь В Период Правления М. С. Горбачёва. Перестройка И Тысячелетие Крещения Руси. | Nauchforum.Ru
  24. 19. Тысячелетие Крещения Руси Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine Архивировано 21 мая 2011 года.
  25. 1 2 Празднование 1000-летия Крещения Руси в Аргентине в 1988 году / Русская линия. Библиотека периодической печати
  26. Евгений Комаров К. М. Харчев: «Церковь повторяет ошибки КПСС». Интервью последнего «министра религий» СССР // «Новые Известия», 29 Декабря 2001
  27. Глава: 19. Тысячелетие Крещения Руси Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine Архивировано 21 мая 2011 года. из книги «Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью» / Составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995.
  28. Тысячелетие Крещения Руси. 25 лет второму Крещению Руси. — 23 Июля 2013 — Община. Возродившие Храм Христа Спасителя
  29. 1 2 Крещение Руси | Радио Теос — Редакционный блог (недоступная ссылка)
  30. РЕЛИГАРЕ — Книга «Религия в информационном поле российских СМИ»
  31. Миланский эдикт Советского государства / / Независимая газета
  32. Под Патриаршим омофором. Издание Московской Патриархии. М., 1989, последняя стр. (нумерация страниц отсутствует).
  • Передача «Старая квартира», посвящённая 1000-летию крещения Руси
  • Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  • Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)
  • Патриарх Пимен на богослужении в честь 1000-летия Крещения Руси. 1988 год (видео)
  • Фильм о праздновании 1000-летия Крещения Руси в Западно-Европейской епархии РПЦЗ
  • О чем писали газеты 20 лет назад (1988 год)

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/1000-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *