Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

Тимофей Китнис в роли ведущего в документальном сериале “Неизвестная Европа” с главой Иоанна Крестителя в руках. Амьен, Франция

История честной главы Иоанна Предтечи– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.

Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.

Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www.wikipedia.org

Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).

Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.

Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.

С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.

Фото www.thomas-tdf.de

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.

Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.

Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи

Источник: https://foma.ru/gde-nahoditsya-podlinnaya-glava-ioanna-predtechi.html

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Предтеча и Креститель Господень Иоанн

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка 11 сентября по новому стилю. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

Крамской. Иродиада. 1886 г. Фрагмент

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Усекновение главы

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Глава Иоанна Крестителя

Спустя некоторое время святыня была обретена при строительстве храма Предтечи вельможей Иннокентием. После этого она находилась в церкви, которая со временем разрушилась.

Второе обретение произошло при правлении Константина Великого. Честную главу нашли два монаха, прибывшие в паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Явившийся им Иоанн Креститель указал на место захоронения главы. Монахи взяли её с собой, поместив в глиняный кувшин. Но по нерадению поручили нести её гончару, которому в видении святой Иоанн Креститель повелел оставить главу у себя. Всю жизнь святыня бережно хранилась гончаром, который перед своей смертью запечатал сосуд, в которой она хранилась, и передал на хранение своей сестре. Позднее глава попала в руки к священнику, который поддерживал арианскую ересь.

Икона на месте обретения в Часовне Обретения главы Иоанна Предтечи

Чудесами, происходящими от святой главы, он поддерживал мнимую истинность своего арианского заблуждения. Когда же правда была раскрыта, он спрятал честную главу в пещере города Емессы. В 452 году архимандрит возникшего здесь монастыря по указанию святого Иоанна Крестителя нашел святыню, которая была с почестями перенесена в Константинополь.

Место обретения главы Иоанна Крестителя

Третье обретение главы Крестителя Иоанна произошло в Абхазии близ Коман (в нескольких километрах от Команского монастыря) примерно в 850 году . Так как из Константинополя святыня сначала была перенесена в город Емесса, а затем в Коман (причиной этого была бушевавшая тогда иконоборческая ересь, при которой безжалостно уничтожались не только иконы, но и святые мощи). После восстановлении иконопочитания на Константинопольском Соборе в 842 году патриарху Игнатию во время молитвы ночью явился Иоанн Креститель, который указал на место захоронения главы. По просьбе патриарха император Михаил III направил посольство в Команы, которое нашло главу точно в указанном патриархом месте, после чего она была с честью перенесена в Константинополь в придворную церковь. На месте обретения в гроте есть образ главы Иоанна Крестителя, который почитается нерукотворным.

Вырубленная в скале ниша в Абхазии на месте третьего обретения честной главы

Место третьего обретения честной главы почитается во всем христианском мире. Авторство речи о третьем обретении главы приписывается Феодору Студиту. В ней описываются эти события.

Нерукотворный образ Главы на скале в Абхазии

Затем глава была поделена на несколько частей, которые хранились в храмах Константинополя.
Точное её местоположение так и не выяснена до конца. Перечислим наиболее известные из них:

ФРАНЦИЯ

Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисиат, Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

В последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и Литургии.

ИТАЛИЯ

Фрагмент головы Пророка можно наблюдать в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите (San Silvestro in Capite) в Риме. Ранее на месте современной базилики располагался языческий храм Солнца. В VIII веке старый храм был разрушен и перестроен в Базилику Сан-Сильвестро ин Капите. Фраза «in Capite» (от лат. Caput — «голова») относится именно к фрагменту главы Иоанна Крестителя, который хранится там как реликвия, в часовне, слева от входа. Полное название с применением фразы «на главе» появилось только с XIII века, когда в него была перенесена голова Иоанна Крестителя, долго странствовавшая по разным странам и повсюду утрачивавшая то те, то другие свои части.

Глава святого Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме

Источников, позволяющих раскрыть историю появления в базилике христианской святыни, не обнаружено

СИРИЯ

Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Капсула с частицами честной главы находится в небольшом павильоне — гробнице Крестителя Иоанна. Мечеть Омейядов — одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане также почитают Иоанна Крестителя пророком и называют Яхья. Во времена Римской империи, на этом месте располагался храм Юпитера, а после присоединения к Византии (395 г), христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 г. не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть.

Гробница Иоанна Крестителя (Яхья) с частью Главы внутри мечети

По рассказам, Глава Иоанна была здесь всегда, но нашли её только во время возведения самой мечети. Халиф хотел избавиться от святыни, но только дотронулся до неё, как не мог сойти с места и решил оставить реликвию в покое. На поклонение святыне в мечеть Омейядов приходят и христиане, и мусульмане.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

По одной из версий, после падения Константинополя реликвия была перенесена в Армению и по сей день находится в Гандзасарском монастыре, в Нагорном Карабахе. Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Гандзасаре можно найти в рукописи Мовсеса Каганкатваци — «История Страны Агванк» (Алуанк).

Гандзасарский монастырь. Нагорный Карабах

Согласно преданию, некий князь выкупил реликвию и забрал её с собой в Константинополь. При взятии Константинополя святыню хотели похитить и увезти в Европу. Но князь, взяв с собой голову, бежал в Иверию (Грузию), где она попала к брату главы Арцаха Джалала Дола. В 1211 году, Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию — забрать голову Иоанна у брата. Брат отказывается передать ему реликвию. Асан Джалал забирает её силой, возвращается в Арцах и помещает в родовую усыпальницу. Над усыпальницей он построил церковь и при освящении назвал её именем святого Иоанна (ныне собор Гандзасарского монастыря).

ГРЕЦИЯ

Частицы главы Иоанна Крестителя находятся в афонских монастырях Хиландар, Дохиар, Ставроникита (челюсть) и в других. В монастыре прп. Дионисия хранится часть мозга Иоанна Предтечи в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII в. находилась глава, подаренная монастырю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI в. Во время русско-турецкой войны монахи везли главу в метохий монастыря на острове Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по др. версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 г., после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске. Согласно арабской традиции, часть главы, почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII в. халифом аль-Валидом I (на ее месте до арабских завоевания была христианская базилика во имя Иоанна Предтечи).

Монастырь Дохиа́р на на Святой Горе Афон

Кровь Иоанна Предтечи неоднократно упоминается в разных источниках — например, среди святынь Великой Лавры. В настоящее время кровь хранится в монастырях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы — в Иоанна Предтечи монастыре близ Сереса.

Части мощей находятся в Иверском монастыре (крупный фрагмент), в монастырях Ватопед (часть десницы) и Пантократор , в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в Киккском монастыре (Кипр), в Большом Метеорском монастыре (часть левой руки), в монастыре святого Иоанна Предтечи (Макринос) близ Мегары (частица левой руки с кровью), церкви Святого Георгия «деи Гречи» в Венеции и других.

Глава Иоанна Предтечи

Так же рекомендуем почитать более подробное описание в Православной Энциклопедии т. 24 с. 528-577

Источник: http://beregovoe.cerkov.ru/2016/09/11/useknovenie-glavy-ioanna-krestitelya/

>Голова Иоанна Предтечи

Буквы этой статьи сплетут для вашей фантазии удивительное путешествие в католический собор в Амьене, находящийся во Франции, к голове Иоанна Предтечи.

Усекновение головы Иоанна Предтечи: наши дни

«Падре просил передать свои извинения, что не смог вас встретить, он заболел», – объясняет нам, жизнерадостный круглолицый староста католического собора в Амьене. «Это так интересно, русские часто приезжают сюда, к голове Иоанна Предтечи. Такими большими группами и так далеко едут! Мы рады, что вы приезжаете, и что вам это интересно», – объясняет он.

Где находится самый великий памятник готической архитектуры? А почему и для чего он был построен?

Путешествовать по Европе и знакомиться с высотами европейского искусства, не принимая во внимание христианскую историю – практически бесполезное занятие – слишком многое останется “за кадром”, непонятным и моментально забытым. Так, большинство величайших соборов Франции связаны с великими христианскими святынями неразделенной Церкви, но об этом часто не знают даже экскурсоводы. Большинство знакомых, не раз бывавших в Париже, с огромным удивлением и досадой узнали, что Сен-Шапель построена ради Тернового венца, пребывает он в Нотр-Даме, а Шартрский собор построен для Покрова Пресвятой Богородицы. Ни словом экскурсоводы об этом не обмолвились.

Продолжая путь по православным святыням Франции вместе с паломническим центром святого апостола Фомы, мы оказываемся в одном из самых северных городов – Амьене. Здесь, где уже веет ледяное дыхание Северного моря, намного холоднее, чем пару часов назад было в Париже.

Пустые улицы январского Амьена

Амьен предстал нашим глазам как город одной свечи: на улице ни одной души, ни одной машины, а в самом центре города величественнейший готический собор, в котором и хранится святая глава Иоанна Предтечи.

Собор в Амьене

Многострадальна судьба святой главы. Отрубили Крестителю голову по приказанию жены Ирода Иродиады: Пророк обличал Ирода за незаконную женитьбу на жене брата. Дочь Иродиады Саломея, соблазнив Ирода и гостей пляской, в ответ на восторженное предложение Ирода просить, чего она хочет, по совету матери потребовала на блюде главу Предтечи-обличителя.

Ирод безумный нещадно отсекает твою главу, обличающую его прескверный нрав: Христос же тебя, треблаженне, как Крестителя, делает главой Церкви, всех Содетель Господь, и всех Избавитель.

Иродиада проткнула уже бездыханную главу кинжалом, а потом закопала главу рядом с дворцом. Спустя некоторое время, Ирод с Иродиадой решили проверить, на месте ли глава: не найдя ее, они решили, что Предтеча воскрес, и что Христос – воскресший Предтеча.

Сначала глава пребывала в Елеоне, затем у бедняка из Емесы, потом – в Константинополе. В период иконоборчества главу прятали до времени возобновления почитания святых икон. Но вот наступают последние времена Византии, уже недалеко падение Константинополя под турецким господством, уже скоро Святой Софии стать мечетью. 1204 год. Город грабят крестоносцы. Повторю уже не раз высказанную мысль – увидев судьбу христианских храмов первых веков на территории бывшей Византии, можно даже порадоваться тому, что крестоносцы оказались здесь раньше иноверцев – хотя бы часть христианских святынь уцелела до наших времен.

Именно так в одних развалинах одного дворца каноник Валлон де Сартон находит блюдо, на котором под стеклом– лицевая часть головы. Над бровью – отверстие. На блюде надпись, что эта глава – Иоанна Крестителя, а отверстие – от кинжального удара Иродиады по отрубленной голове.

Что тя наречем, пророче? Ангела ли? апостола ли? или мученика? Ангела, зане яко безплотен пожил еси. Апостола, яко научил еси языки. Мученика же, яко твоя глава за Христа усечеся. Егоже моли, помиловати душы нашя.

Каноник Валлон де Сартон решил принести голову Предтечи в Пикардию – и в 1206 году епископ города в третье воскресенье Рождественского поста торжественно встречает великую святыню. Ради главы Предтечи начинается строительство собора в Амьене – это самый великий готический памятник Европы.

В эпоху революции главу хотели отправить на кладбище, но мэр города под страхом казни сохранил мощи у себя дома, и только в 1945 году, когда окончательно миновала угроза оккупации, глава была окончательно возвращена в собор.

Голова, которая проповедала Агнца Божия, пришедшего во плоти, и возвестила всем путь спасения в покаянии по Божественным заповедям, которая обличила преступление Ирода и за это была отсечена от тела, – на время сокрытая в земле, ныне воссияла, как светозарное солнце, взывая: покайтесь и с умиленной душой обратитесь ко Христу, подающему миру богатую милость… (русский перевод стихиры службы обретения главы Предтечи)

Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске – в гробнице Иоанна Крестителя. Святитель Димитрий Ростовский, описывая обретения головы Иоанна Предтечи, указывал местоположение святой главы именно в Амьене: «…Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи».

«Когда мы только начинали возить сюда православных паломников, христианам на Западе была не очень знакома наша традиция поклонения мощам. Первые наши группы стали свидетелями того, как Главу извлекали из старого, добротного шкафа в ризнице. И по договоренности руководителя нашего центра и настоятеля Ахене – архимандрита Иосифа (Пустоутова) выносили для поклонения людям, приехавшим специально. Однажды, в суете, положили Главу прямо на простой «венский» стульчик, поставив его около Престола. Так мы и отслужили молебен и только после, спохватившись, староста храма, вынес красивую золотую подставу, предназначенную для таких вот особых, торжественных случаев», – рассказывает Эльвира Китнис, соруководитель паломнической службы святого апостола Фомы в Европе. Глядя на православных паломников и католики стали более благоговейно относиться к святыне.

Голова Иоанна Предтечи

После войны ученые провели несколько детальных исследований главы и установили, что эта лицевая часть главы принадлежит мужчине семитского типа возраста около 30 лет, и жил он в средиземноморском регионе в первом веке по Рождестве Христовом.

Глава Иоанна Предтечи

От земли возсиявши Предтечева глава, лучи испущает нетления, верным исцелений: свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласно славу возсылати Христу Богу

В полупустом соборе поем тропарь и кондак Усекновению головы Предтечи, рядом с нами останавливается несколько заинтересовавшихся происходящим католиков.

В амьенском соборе

Благодарим круглолицего старосту за открытый доступ к главе, и надеемся, что больше православных паломники будут приезжать в холодный Амьен преклонить колена перед святой Предтечевой главой.

Фото Анны и Анатолия Даниловых, подготовлено при содействии паломнического центра св. апостола Фомы в Европе.

Собор Амьена

Узнать больше об усекновении головы Иоанна Предтечи вы можете из следующих статей:

Усекновении главы Иоанна Предтечи: иконы, картины, молитвы, проповеди

Служба Усекновения главы Иоанна Предтечи

Источник: https://www.pravmir.ru/glava-ioanna-predtechi/

Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка – праздник

11 сентября Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День мученической смерти «величайшего из рожденных женами» описан евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Что произошло с Иродом потом? Где находится сегодня глава святого? Почему поститься в этот день – это значит стать свободнее от рабства удовольствиям?

После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в свое управление. Иоанн Креститель обличал Четверовластника в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Некоторые историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. Иродиада была чрезвычайно зла на пророка.
Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросил дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.
И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Саломия в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.
Ирод продолжал править некоторое время после Усекновения главы Иоанна Предтечи – евангельская история свидетельствует о том, что Понтий Пилат посылал к нему связанного Иисуса Христа (Лк.23,7-12).
Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады сложилась печально. Любовники боялись, что святой Иоанн воскреснет из мертвых, а Ирод, когда начал проповедовать Иисус Христос, ужаснулся этому, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
По прошествии времени после Усекновения главы Иоанна Предтечи, Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил ее таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали ее шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи отразилось и на судьбе самого Ирода – в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.
После Усекновения главы Иоанна Предтечи, его ученики погребли тело святого в Самарянском городе Севастии. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена и погребена в сосуде на Елеонской горе. Последующие события развивались следующим образом: один подвижник копал ров для основания храма, нашел святыню и хранил ее у себя. А перед своей смертью, опасаясь, что святыня может быть поругана, скрыл ее в земле в том же самом месте, где и обнаружил.
В 452-м году пророк указал в видении место сокрытия своей главы – и она была вновь обретена, после чего ее перенесли в Емессу, затем – в Константинополь. В память этого установлен еще один праздник, неразрывно сопряженный с Усекновением главы Иоанна Предтечи – обретение его честной главы. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 8 марта (24 февраля старого стиля).
Во времена иконоборческих гонений глава была вывезена в Команы (Абхазия), известном как место ссылки и кончины свт. Иоанна Златоуста, и спрятана в земле. После восстановления иконопочитания св. патриарху Игнатию ночью во время молитвы было указано место, где хранится честная глава. Таким образом святыня была обретена вновь. Это событие празднуется 7 июня (25 мая) как Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча. Художник круга Андрея Рублева. Около 1420. Из Николо-Песношского монастыря под Дмитровом.
День строгого поста
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи отмечается 11 сентября (29 августа). Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей так трактует тот факт, что Усекновение главы святого (то есть насильственное убийство) – является именно праздником:
«Сегодня мы празднуем день Усекновения главы Иоанна Предтечи… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»
Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:
«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве».
Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен, вероятнее всего, вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается уставом иерусалимского монастыря прп. Саввы Освященного. В нем говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».
Не есть круглое – суеверие
Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Например, по белорусскому поверью, связанному с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи, в течение года голова святого почти прирастает обратно, но как только люди в этот день начнут резать хлеб – снова отпадет. У южных славян в день Усекновения главы Иоанна Предтечи строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки, так как считалось, что «это кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черного винограда, помидоров и красного перца.
Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Где находится глава св. Иоанна Предтечи
В мире существует несколько святынь, непосредственно связанных с событиями Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это частицы главы святого Иоанна Крестителя: передняя часть главы находится в католическом кафедральном соборе Пресвятой Богородицы в городе Амьена (Италия), часть главы хранится в Лавре святителя Афанасия Великого на Афоне, а гробница пророка с частью его главы находится в мечети Омайядов в Дамаске. На месте обретения главы Иоанна Крестителя – Елеон, горы Вознесения в Иерусалиме – на территории русского Спасо-Вознесенского монастыря построена часовня в память этого события, а место обретения отмечено углублением в мозаичном полу.
В Москве частицы мощей св. Иоанна Предтечи находятся в нескольких храмах. Например, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре и храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово.
Тропарь праздника, глас 2:Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.
Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Подготовил Дмитрий БОРИСОВ

Версия для печати

Тэги: Церковные праздники Святые

Источник: http://www.nsad.ru/articles/useknovenie-glavy-ioanna-krestitelya-pochemu-ubijstvo-proroka-prazdnik

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *