История

Приближались последние дни земной жизни Христа. Накануне Господь впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними. При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о будущем.

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они встали и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа, — образ света Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как Бог пребывал незримым в пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

Феофан Грек, знаменитый древнерусский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня (смотр. выше). Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

Четыре факта о празднике

1. Гора Фавор, или гора Преображения, расположена в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. Сегодня на ее вершине находятся два монастыря — католический и православный.

2. Традиция празднования Преображения Господня зародилась в IV веке. Именно тогда равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор первый храм, который был посвящен этому евангельскому событию.

3. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, который дошел до наших дней, почти полностью сохранившись. Храм был заложен князем Юрием Долгоруким, а достроен в 1157 году при Андрее Боголюбском. Храмовая икона Преображения, приписываемая кисти Феофана Грека, хранится в Третьяковской галерее.

4. Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господня. Связано оно с древним обычаем, когда иудеи приносили в храм все, что появилось первым на поле или в хлеву. Эту традицию переняли и христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его приносили в церкви как раз на праздник Преображения. В наших же краях вместо него приносили яблоки.

Молитвы

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Величание Преображения Господня

Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/19-avgusta-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista

Место Преображения Господня: гора Фавор

Прикосновенье к Святой Земле…
Гора Фавор: место Преображения Господня
Сегодня, дорогие, я расскажу о месте Преображения нашего Спасителя, о горе Фавор.
Что такое Преображение? Зачем Христос Преобразился? Кто Ему явился на горе, что за чудесный свет осиял Христа?..
Об этом я подробно писал в своей статье о Преображении Христовом: https://azbyka.ru/parkhomenko/stati/o_preobragenii-all.shtml
В этой статье дано подробное богословское рассмотрение темы Преображения, и всем, кто не читал этой статьи, я ее рекомендую.
Сегодня поговорим лишь об этой дивной горе, горе Фавор, на которой и произошло Преображение.
Сначала предлагаю исторический очерк о храмах на этой горе, затем – подборку фотографий, сделанных мною во время паломничества на Святую Землю в ноябре прошлого года.
Итак…
Гора Фавор: в Предании – место Преображения Господня
Эта почти 600-метровая гора является украшением Святой Земли. Она видна за многие километры и отмечена в истории как узловой пункт многих важных событий Священной Истории.
Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. За тысячу лет до Рождества Христова израильтяне под предводительством Деворы одержали здесь победу, а в 53 году до Рождества Христова, напротив, были разбиты римлянами. В том сражении погибло более 10 тысяч иудеев.
В 67 году по Рождестве Христовом эта гора становится форпостом израильтян, опять же в борьбе против Рима, однако и тут евреи были разгромлены. О страшных страницах этих исторических событий сообщает Иосиф Флавий (см. его книгу «Иудейская война»).
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в Евангелиях от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17, 1).
Евангелист Лука упоминает только о «горе».
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Несомненно, что гора эта была связана с местом Преображения Спасителя не случайно. Сохранялись какие-то предания среди древних христиан, да и само положение горы – этого великолепного холма, видного отовсюду, прославленного священными историческими событиями, находящегося невдалеке от Назарета – родины Спасителя, позволяет остановиться именно на этой горе и признать именно ее – самым вероятным местом Преображения Христова.
При святой Елене на этом месте строится величественный храм, а рядом – другой, на том месте, на котором в момент Преображения находились ученики.
В VI веке, на Пятом Вселенском Соборе, было решено образовать здесь епископию, и епископ оставался на Фаворе даже при нашествии мусульман.
Паломник Аркульф в VII веке сообщает об увиденных им трех церквах на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов. Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной».
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей (как и всех на Святой Земле) стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. «И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подале того места есть создана церкви на север лиц от Преображения. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский… И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей».
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом с Крита оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря, на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов.
В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде.
В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груды камней и мусора.
Анонимный греческий паломник в 1253-1254 годах, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет». О каких-либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах, он хранит полное молчание.
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1729 году Святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорьевич Барский.
«Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суще, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат».
В 1799 году Святую гору снова огласили звуки битвы. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломникам снова подниматься на Святую гору.
Другой русский паломник, Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание о посещении горы Фавор. «Накануне праздника, – пишет Муравьев, – стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение».
Через пять лет после Муравьева, в 1835 году, Святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель – Авраам Сергеевич Норов, который писал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня».
В 1840 году афонский постриженик инок Парфений, посетив гору Фавор, рассказывал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими, прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание». Такая ситуация продолжала оставаться неизменной все 50-е годы XIX века, и по этому поводу писали в русской печати того времени: «На Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами».
Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры среди христиан. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики – в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский): «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем, странствуя по Галилее, решил поселиться вместе с сиротой, выходцем из его родной деревни, иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи снискали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помог исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14 000 пиастров. Помог и Иерусалимский Патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской Патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом, у старца Иринарха собралась сумма около 40 000 пиастров, и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.
6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на Святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого Патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей.
Это распоряжение Патриарха, потревожившее прах всеми глубоко чтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман-бедуинов.
Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, католические монахи — францисканцы начали работы по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, – пишет о.Александр. – Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней».
Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки, и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила, по предположению, местом отдыха для молящихся».
В 1919-1924 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него, на специально сооруженном помосте с алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
(По статье П. Платонова)

Так выглядит гора Фавор, если смотреть на нее от Назарета.

Почти шестисотметровая гора вблизи.

Мы у православного храма Преображения Господня.

Православный храм

Внушительный ряд святых Православной Церкви.

Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная», напечатанная на… газетной бумаге.

В храме греческого монастыря, в киоте, хранится фрагмент верхушки Фавора. Греческий монастырь построен немного в стороне от самой верхушки и, соответственно, от того места, на котором произошло Преображение. Православным, конечно, хотелось иметь святыню, связанную непосредственно с Преображением. Ее и передали нам католики. Католический храм стоит на самой верхушке горы Фавор, и под стеклом, находящимся в полу, можно видеть каменную вершину, на которой стояли стопы Спасителя в момент Преображения.

Три символические палатки-кущи, которые Ап. Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Вид с горы Фавор.
Арабский городок у подножия горы Фавор.

Источник: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/mesto-preobrazhenija-gospodnja-gora-favor.123/

К началу нового туристического сезона мы представляем обновлённый двухдневный экскурсионный тур из Паттайи и Бангкока. Это эксклюзивный приключенческий тур в высокогорный национальный парк Кхао Кхо, находящийся на севере Таиланда в провинции Пхетчабун. Гора Кхао Кхо и сам национальный парк являются одним из любимых и посещаемых мест отдыха жителей Королевства, куда теперь могут отправиться гости Паттайи и Бангкока в рамках специального тура.

Для обеспечения комфортного путешествия эта экскурсия проводится только в составе небольших групп. Сопровождает туристическую группу опытный русскоязычный гид. Чтобы гости Королевства не отвлекались на бытовые мелочи и могли полностью предаться созерцанию удивительной природы северного Таиланда, тур проводится по программе «всё включено». В стоимость тура уже включено проживание в интересном эко-отеле непосредственно на территории национального заповедника. Предусмотрены плотные завтраки, сытные обеды и вкусные ужины, а также оплата всех сборов и входных билетов во время экскурсии.

Программа экскурсии «Над облаками»

В наших авторских программах мы всегда стараемся показать как можно больше интересного и неизведанного в Таиланде гостям Королевства, этот экскурсионный тур продолжает эту добрую традицию. За два дня плотного экскурсионного графика предусмотрено посещение следующих удивительных мест:

  • Расположенный в горах храм монаха-отшельника известного в Таиланде
  • Холодный водопад овальной формы в национальном парке Кхао Кхо
  • Мистическая пещера, охраняемая духами. Согласно древней легенде, в Аюттайский период тайская знать спрятала в этой пещере клад, чтобы сохранить драгоценности от наступавшей бирманской армии
  • Один из самых впечатляющих каскадных водопадов Таиланда — Каенг Софа, также известный как «Тайская Ниагара»
  • Затерянный в джунглях и сохранившийся до наших дней гигантский древний кхмерский город «Четыре Ангела». Осмотр этой внушительной достопримечательности проводится на открытых автомобилях для гольфа (гольф-карах)
  • Действующая в настоящее время высокогорная резиденция Короля и прилегающий парк цветов
  • Храм на Стеклянной горе — настоящее чудо Королевства Таиланд
  • На ночлег предусмотрена остановка в горном эко-отеле «Море Облаков», расположенном в буквальном смысле выше облаков
  • На рассвете представляется возможность наблюдать поистине фантастические и нереально впечатляющие виды окрестностей
  • В провинции Пхетчабун запланировано посещение любопытного Будда-парк
  • Удивительный подземный храм в древней пещере Пхром Сават также не оставит путешественников равнодушными
  • Во время всего пути предусмотрены остановки в самых живописных местах, откуда открываются великолепные панорамные виды

Для кого подойдёт эта экскурсия

Данный экскурсионный тур предназначен для тех туристов, которые уже не первый раз посещают Королевство. Тем, кому интересна природа, традиции и религия Таиланда. Вряд ли она подойдет для туристов с маленькими детьми — переезд, не такой долгий, как на реку Квай из Паттайи, но все равно достаточно продолжительный, хоть и проходит по хорошей автостраде. Эта туристическая программа не требует от Вас каких-либо значительных физических нагрузок, много ходить не придётся. Поэтому она подходит для людей с ограниченными физическими возможностями. Только не забудьте взять с собой имеющиеся теплые вещи — в горах может быть прохладно!

Экскурсионная группа выезжает из Паттайи, но есть возможность отправиться в тур также и из Бангкока. Это не влияет на стоимость тура.

Отправление предусмотрено из Паттайи ранним утром в 4:00 и возвращение на следующий день к 21:00. За два полных дня путешественники преодолевают расстояние порядка 1200 километров преимущественно по скоростным королевским трассам. Скучно не будет, это точно!

Стоимость участия в этом уникальном и удивительном приключении составляет 4700 батов за одного взрослого и 2400 батов за ребёнка. Проводится только один раз в неделю по вторникам, группа маленькая, бронируйте места заранее, т.к. места быстро заканчиваются.

Забронировать экскурсию можно по телефону: +66-968-278-169 (WhatsApp, Viber, Telegram, Line)

Что входит в стоимость экскурсии «Над облаками»

  • Полное трансферное обслуживание
  • Работа профессионального русского гида
  • Все входные билеты и специальные сборы
  • Проживание в эко-отеле на территории национального парка Кхао Кхо
  • 4-разовое питание (два обеда, завтрак, ужин)
  • Туристическая страховка

Что не входит в стоимость экскурсии

  • Сувениры и другие покупки в дороге
  • Одноместное размещение в отеле (доплата 700 батов)
  • Алкогольные напитки
  • Пожертвования и подаяния при храмах

Что взять с собой в дорогу

  • Оригинал или копию загранпаспорта, или его качественную фотографию в электронном виде (страница с фамилией, страница с въездным штампом / визой)
  • Деньги на личные расходы
  • Одежду для посещения храмов и святых мест — плечи и колени должны быть закрыты
  • Завтрак из отеля (ланчбокс) — заказывается за день до поездки
  • Фотоаппарат, видеоаппаратуру

Как проходит экскурсия – День первый

Вызжаем около 5 утра из Паттайи. Переезд до первой остановки – 2 часа 40 минут. К этому времени мы добрались до провинции Сарабури.

Место для завтрака выбрано очень удачно – большой фудкорт с хорошим выбором еды, чистенький туалет, 7-Eleven.

Немного не повезло, что день нашего путешествия совпал с выходным праздничным днем в Таиланде. Вся территория стоянки, магазин и столики для еды были заполнены галдящими и перемещающимися с места на место тайскими школьниками-подростками.

И вот началась наша экскурсия. Наш гид Шухрат – очень приятный в общении и образованный молодой человек, сразу располагает к себе.

Мы направляемся в «Мистическую пещеру духов» на территории храма. Звучит заманчиво, но у видавших пещеры туристов есть четкое понимание – что название пещеры выглядит гораздо интереснее, чем это мрачноватое местечко. Зато мы с удовольствием рассматриваем почву под ногами, удивляемся шелесту осенних листьев и зарослям кактусов около храма.

Экскурсия Над облаками из Паттайи

Далее еще один переезд к Храму монаха-отшельника. И здесь мы делаем первые интересные фотографии. Есть возможность подняться на смотровую площадку к пагоде, здесь же находится один из отпечатков Будды.

Туристы, оживившись, наблюдают за тайцами, совершающими буддийские обряды, те, в свою очередь, с интересом разглядывают группу фарангов и тихонько, с извиняющейся улыбкой, фотографируют нас. Это и понятно: мы забрались далековато от туристических троп (других иностранных тургрупп мы не видели, даже китайских).

Отсутствие шумных толп отдыхающих доставляет удовольствие. Во всех посещенных местах за два дня не было гвалта, окриков и суеты.
Очарование поездке, несомненно, добавляют рассказы Шухрата. Очень корректные пояснения о тайцах, их жизни, истории Таиланда, никаких категоричных заявлений – только варианты развития событий. Его часто повторяемая фраза: «Я знаю несколько вариантов объяснения… Выбирать вам».

С разговорами мы добираемся до центра провинции Сарабури с одноименным названием. Обед в единственном европейском кафе в этом городке и снова переезд.

Теперь мы двигаемся к загородному домику короля Рамы IХ в провинции Пхетчабун.

Провинция Пхетчабун в средние века была важнейшей частью Кхмерской империи. На ее гербе изображен бриллиант сияющий на горе, который символизирует природные богатства этого края.
В переводе с тайского, Пхетчабун переводится как “земля полная бриллиантов”. Символом провинции – тамаринд.

Преодолев несколько сложных подъемов (водитель-молодец), мы въезжаем на территорию Национального парк Кхао Ко.

Домик-шале в швейцарском стиле был построен и подарен королю военными честь 50-летия со дня коронации.

Восхищают открывающиеся виды на совершенно осенний пейзаж. Похолодание до +20 вызывает откровенный восторг. Красноствольные корабельные сосны, красная земля, заросли агавы, прозрачный свежий воздух и бесконечные просторы, открывающиеся с видовых площадок. Мы с удовольствием пополняем наш фотоальбом.

Ради справедливости, стоит заметить, что не все в группе настроены оптимистично: люди, приехавшие из зимы в лето к морю и солнцу, высказывают недовольство и длительностью переездов и тем, что таких сосен «на черном море насмотрелись». Но, при этом, все однозначно признают, что те места, которые мы проезжаем, не похожи на такой знакомый им Таиланд.

Экскурсия Над облаками из Паттайи

Перед заселением в отель, у нас еще одна остановка. Мимо клубничных плантаций к молочному водопадику Середит. Он небольшой (побывавших на каскадных водопадах Эраван не удивить), глинистая почва добавляет мутности воде, отсюда и приставка к названию «молочный».

И вот, к 18 часам подъезжаем к гостинице «Кхао Ко Роял Хилл».

Пока мы обустраиваемся в номерах, темнеет. Переезд до единственной харчевни в этих местах завораживает. В темноте в горах раскинулось огромное количество отелей, отельчиков, кемпинговых лагерей, море подсветки, каждая палатка окружена огоньками, вдоль каждой дорожки фонарики и даже деревья опутаны светящейся сеткой. Кажется, что вокруг раскинулись сказочные деревни хоббитов, украшенные к рождеству. Фотографии из автобуса, к сожалению, не удались. И времени для остановки не было. Так что эти волшебные картинки остались только в памяти.

На ужин – тайская еда в достаточном для тайцев количестве. Русские мужички для добора калорий и белка отправляются в единственный в этих местах 7-Eleven. Там же покупают напитки для «посидеть» в отеле на веранде.

Добираемся до отеля по той же дороге, снова вдоль сказочных мест. По пути останавливаемся на небольшом фруктовом рыночке и желающие покупают клубнику все для того же «посидеть». Около девяти вечера вся группа в отеле. Шухрат обозначает время рассвета – 5:45 и все послушно выставляют будильники на телефонах.
Желающих лечь спать после такого длинного дня пораньше – замечено не было…

У каждого номера балкон с видом на озеро и рассвет. Но бОльшая часть туристов собирается на общей веранде. И вот, скажу я вам, тут мы получили и зрелище, и умиротворение. Закутавшись в пледы (+16!), в тишине и покое встречаешь рождение нового дня. Тут уж либо ты философствуешь в тишине, либо громко обсуждаешь стоимость отеля и тура… Как говорится, кому что…

Над облаками – День второй

Завтракаем в той же гостинице. Завтрак обильный, вкусный, хозяева – радушная и приятная тайская семья. Приятным бонусом было то, что хозяйский сын отлично владеет английским языком, что большая редкость для здешних мест. Около восьми утра двигаемся снова в путь, мимо бесконечных клубничных полей.

Впереди Храм на стеклянной горе – основная цель нашего путешествия.
Даже не буду пытаться описывать это место. Поезжайте – увидите сами. Даже самые «трудные» туристы единогласно признают чувство восторга от этой часовой самостоятельной прогулки здесь.
В трех минутах езды от Храма на стеклянной горе есть небольшая кофейня. Шухрат, заручившись общей поддержкой, просит водителя сделать там остановку. И снова мы с чашкой кофе в руках смотрим на величавые горы и плывущие облака. Как и обещали – мы над облаками.
И вот мы уже направляемся обратно, в сторону Сарабури. Останавливаемся на большом фруктовом рынке. Все делают много покупок. Вяленая клубника, орехи макадамия, тамариндовые ириски, неизвестные нам овощи и фрукты, которых не встретишь на рынках Паттайи. Снова переезд.

Образовательный центр Маха Тамараха с единственным изображением темнокожего Будды.

Единственный чернокожий Будда в Таиланде

Все дружно, под объяснения Шухрата, участвуют в ритуале с монетками. Раскидываешь горсть по чашечкам. Не хватило монеток – где-то ты, дружок, в этой жизни подтормаживаешь и надо бы ускориться. В моем случае – остались лишние монетки. Это значит, что надо бы поумерить лошадей и двигаться помедленнее.

Здесь же пруд с огромным количеством карпов и сомов, плещущихся в воде. Кормим рыбок, зарабатывая «плюсик» к карме.

Обед в Сарабури. На выбор мясные или рыбные стейки, паста с морепродуктами. Общее настроение группы не сравнить со вчерашним днем. В автобусе смех и общие разговоры. Движемся к следующей точке нашей экскурсии. Впереди – исторический парк Ситхеп.

Территория парка огромная. Шухрат для группы заказывает электрокар и путешествие по парку совершенно не обременительно. Посещаем музей, остатки древних строений, действующие раскопки. Конечно, туристов посетивших Ангкор-Ват в Камбодже или побывавших в Аютайе, эта экскурсия не удивит. Тем не менее, все делают фотографии, и мы отправляемся к крайней точке нашего путешествия.

Во время переезда гид рассказывает о ритуалах, которые нас ожидают в Храме монаха-колдуна. Кидаем палочки и загадываем желание. Поднимаем слоников и узнаем тяжело или легко дастся то или иное дело. Загадываем желание и кидаем монетку в пупок статуи монаха. Там же по лестнице в 120 ступеней цепочкой идем в пещеру.

Кхао Кхо, провинция Пхетчабун

Темнеет. Мы двигаемся в сторону Паттайи. Перед Бангкоком попадаем в пробку, и становится ясно, что дома окажемся значительно позже запланированного времени. По дороге обсуждаем поездку. Второй день скрасил длительные и утомительные переезды первого дня. Часть группы однозначно довольна экскурсией, часть – сожалеет о времени оторванном от моря и бассейна. Все единодушно сходятся в благодарности к Шухрату. Он очень старался сделать наш отдых максимально комфортным и интересным и у него это здорово получилось.
От себя добавлю. Путешествуйте, друзья мои. Откройте свое сердце всему новому, ищите радость в малом и получайте удовольствие от своих возможностей видеть и чувствовать этот такой разный Таиланд.

Победа на Фаворе

После смерти великих вождей часто начинается «разброд и шатание» — так и случилось, когда иудеи навсегда попрощались с великим и суровым Иисусом Навином. Началась так называемая Эпоха судей — смутное и кровавое время, когда 12 колен Израиля — 12 племен — остались без единовластного вождя. Межплеменная резня, поклонение ханаанским Астарте и Ваалу — все это ослабляло народ, будто проказа. Управление же осуществлялось людьми, кого сам народ назвал «судьями» — и это были очень разные люди. Не всегда их руководство шло во благо, и сами они порой не были образцом нравственности — при судье Эли «уплыл» в руки филистимлян Ковчег Завета; судья Ифтах имел богатую биографию грабителя в пустыне. Конечно, иудейская смута была удачным временем для чужих властителей, желающих чужой земли и крови.

Притеснение со стороны асорского царя Иавина было таким жестоким, что ссорящиеся иудейские племена все же сошлись в едином освободительном порыве — по повелению самого своеобразного судьи израильского. Судьей была женщина — пророчица Дебора. На гору Фавор позвалп она командующего Варака и 10 000 сынов Израиля, предсказав им победу над могучим асорским командиром Сисарой, правой рукой царя Иавина.

И стало по ее слову: войско захватчиков было разбито, а сам Сисара, как сказали бы сейчас, попытался укрыться под женской юбкой. А зря — «юбка» принадлежала иудейке Яэли, которая без колебаний убила притомившегося и заснувшего врага.

Память пророчицы Деборы увековечена в названии подгорной деревни Дебурия.

Гора Фавор — гора Преображения

Она видела то же, что ученики проповедника из Назарета.

Вот и известность этой горы и благоговейное к ней отношение в иудейской среде: сюда пришел Сын Человеческий для молитвы, взяв с собой самых верных — Петра, Иакова и Иоанна. Они и увидели исходящий от Иисуса свет, когда он беседовал с уже ушедшими пророками — Мойше и Элияху — о том, что ждет его в Иерусалиме. Одного этого было бы достаточно любому простому человеку, чтоб уверовать навсегда. Петр в наивном восторге заявил: как хорошо! Сделаем теперь тут три кущи, им да тебе! (под «кущей» Петр разумел скинию, походный иудейский храм). Но на гору слетело облако, и раздался голос Творца, подтвердивший: вот Он, Сын мой возлюбленный. А древние пророки исчезли — они свое дело сделали, и последующее — и Иерусалим, и предательство, и насмешки римлян, и крест — оставалось одному Иисусу.

Храмы, а затем и монастыри вырастали в этом месте со времен царицы Елены, если не раньше. Ставили их здесь и греки, и крестоносцы. Священные строения ждала обычная для храмов Святой Земли судьба: трудно было противостоять магометанским нашествиям. До середины XIX в. дожили лишь руины.

С пещерки подвижника Иринарха и развалин греческой церкви начался здесь православный храм, а остатков византийской часовни — католический. К началу XX века были построены уже и два монастыря.

Икона из бутылки

Здешнюю православную церковь освятили в1862 г. При церкви — действующий греческий женский монастырь Преображения Господня.

Главная святыня и главная же достопримечательность этого внешне скромного храма — поразительная икона Акафистная, или Неувядаемый цвет (Дева Мария держит в руке цветущую ветвь). История ее — словно из приключенческого романа о морских приключениях и необитаемых островах. Однажды арабские ребятишки, играя на берегу Кинерета, нашли запечатанную бутылку.

Тайна бутылки заинтриговала и взрослых: там была аккуратно свернутая в трубочку икона Богородицы. Очень странная икона, на тонкой, похожей на газетную, бумаге. Где цветной оригинал иконы, существовал ли он вообще, кто и зачем отправил бутылку с таким «посланием» в плавание — неизвестно. Икону привезли в православный храм на Фаворе, и теперь она «живет» в главном престоле церкви, посвященном Преображению (два других посвящены: южный — иудеям Мойше и Элияху, северный — популярным православным святым Георгию Димитрию Солунскому).

Икона — чудотворная, она исцеляет. И сейчас постоянно обрамлена фотографиями — их прикрепляют паломники, молящиеся об излечении болящих родных и близких.

Пещера Мелхиседека

На территории монастыря находится пещера, в которой 40 лет прожил самый таинственный персонаж Ветхого Завета — царь и священник Мелхиседек, встретивший и благословивший Авраама — победителя четырех восточных царей.

За Вратами ветров

Современное католическое святилище на горе — базилика Преображения и францисканский монастырь, к которым попадаешь, пройдя сквозь каменные Врата ветров.

Базилику построил итальянский архитектор Антонио Барлуцци на месте руин, оставшихся от крестоносцев — строительство было завершено в 1924 году. Базилика — в византийском стиле, словно чтобы напомнить о тех временах, когда за веру шли в битву, в огонь, под тяжкий крест.

Над главным алтарем — сияющая золотистая мозаика, в центре которой — преображенный Иисус, по бокам на двух облаках — его небесные собеседники Мойше и Элияху, чуть ниже — апостолы в молитвенных позах.

Автопортрет Антонио Барлуцци

Антонио Барлуцци много работал в Святой Земле и построил множество храмов.

Его «автограф» можно увидеть в церкви Марии и Елизаветы в Эйн-Кареме: на одной из фресок среди молящихся в иудейских одеждах стоит мужчина с бородкой, в черном сюртуке и галстуке-бабочке, смотрящий не в общем направлении, а на зрителя. Это автопортрет Барлуцци.

Источник: https://www.ru.israland.travel/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80

Фавор в истории

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завулонова, Иссахарова и Неффалимова (Нав. 19:22). Позднее, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд. 4:1-24). Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд. 8:18-19). Фавор и предместья его упоминается как один из городов Левитов (1 Пар . 6:77)

Вершина горы Фаворской, со времён Антиоха Великого (218 год до н. э.) до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укреплённым местом. Здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристобула, Александра, бежавшего из плена и произведшего возмущение в Иудее.

В 67 году, во время Первой Иудейской войны, у подножия горы Фавор произошла битва, вошедшая в историю как битва при Итавирионе. Незадолго до начала битвы Иосифом Флавием, которому была поручена оборона Галилеи, на вершине горы Фавор было устроено укрепление. Укрепление было возведено за 40 дней.

Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Большой равниной и Скифополем. Она подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается рав­нина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необ­ходимое, а также вода, доставлялось снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой.

Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собою преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, предало себя вместе с горой в руки Плацида.

— Иосиф Флавий «Иудейская война» (IV, 1, 8)

Исследователи обращают внимание на то, что Иосиф Флавий указывает высоту Фавора 30 стадий (более чем 5700 метров), а размеры вершиной поверхности — 26 стадий (около 5000 м). Предполагают, что здесь следует читать высоту горы 3 стадии (около 550 м) и протяженность вершинной поверхности — 6 стадий (около 1000 м).

Укрепления на горе Фавор были окончательно разрушены во время возмущения евреев при императоре Адриане.

Предание Церкви издревле признаёт гору Фавор горой Преображения Господня, хотя само название горы не упоминается в Евангелиях. Святая Елена (по другим источникам византийцы) воздвигла на Фаворе храм во имя свидетелей Преображения — апостолов Петра, Иакова и Иоанна, или по другим сведениям — Иисусу Христу, Моисею и Илии. В четвертом веке появилась традиция подниматься на Фавор, в горе были высечены 4.300 ступеней по которым сегодня проходит асфальтированная дорога. Позднее, в VIII веке, здесь существовал монастырь с церковью. Долгое время на развалинах этого храма греческий епископ ежегодно совершал литургию; также католические иноки Назарета совершали здесь литургию в день Преображения.

Крестоносцы возобновили укрепления на Фаворе, потому что у подножия горы проходила Via Maris, главная дорога из Египта в Дамаск. Танкред, герой первого крестового похода (1088—1112), построил на вершине церковь, а монахи-клюнийцы основали монастырь. Примерно в это же время здесь была кафедра архиепископа, подчиненная латинскому патриарху Иерусалима. При султане Бейбарсе, в 1263 году, всё это было разрушено сарацинами, а христиане изгнаны. В 1631 году друзский эмир Фахер ад Дин дал разрешение францисканцам вернуться на Фавор.

Наполеон Бонапарт во время своего похода в Сирию в 1799 году недалеко от Фавора одержал одну из побед над дамасским пашой Абдаллой. Французы хотя и потеряли до 300 человек убитыми и ранеными, но избавились от грозившей им опасности со стороны Дамаска, в то время как они осаждали Акру.

К началу XX века на Фаворе были построены два новых монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и католический — на месте монастыря Танкреда.

Колокольня и ворота православного монастыря на вершине Фавора

Православный монастырь

В северо-восточной части вершины Фавора расположен действующий православный греческий женский монастырь Преображения Господня. История его основания связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. Не ранее 1854 года, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики (её сооружение связывается с именем святой Елены), он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором, однако довести работу до конца не успел, потому что скончался 25 декабря 1859 года, в Рождество, в возрасте 93 лет, и был похоронен на месте своих трудов. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года, он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги, присылаемые из России. В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *