Смотрите 11 сезон на нашем сайте!

Метатрон (Metatron) – персонаж сериала «Сверхъестественное», Писарь Божий, появившийся в конце 8 сезона (2013 год). Роль Метатрона играет американский актер Кертис Армстронг.

Метатрон записывал таинственные руководства Бога, связанные с эго замыслами. Слова Божьи были записаны на скрижалях неизвестным языком, тексты могут понимать только Хранители Слова (пророки).

Пророк появляется каждый раз, когда раскрывается Божье Слово и в результате ураганов и гроз молния ударяет в избранного человека. В конце 7 сезона при открытии Слова с информацией о левиафанах Хранителем стал талантливый подросток Кевин Тран. Ангелом-хранителем пророка Кевина стал Метатрон, но он… своеобразно распорядился своими обязанностями.

Метатрон не был архангелом, а был обычным ангелом, которого Бог назначил своим Писцом – значит, он был единственным, кроме архангелов, кто лично видел Бога (в мире сериала «Сверхъестественное»). После ухода Отца Метатрон испугался, что архангелы будут его пытать, и скрылся с небес, поселившись в индейском племени.

Среди индейцев распространялись истории Метатрона о Рае, Небесах, ангелах и так далее, которые он представлял в виде сказок. Позднее эти «сказки» были им записаны.

Живя в изоляции, Метатрон не знал о событиях, связанных с Апокалипсисом, Винчестерами, о противостоянии Михаила и Люцифера, смерти Гавриила и Рафаила. В конце восьмого сезона (эпизод 8.21) Винчестеры нашли Метатрона в индейской резервации, чтобы он помог своему подопечному пророку Кевину, который умер в плену Кроули.

Метатрон становится активным участником событий сериала, но, затаив злость на ангелов, использует дружбу с Кастиэлем в своих интересах.

Кастиэль проходит испытания, раскрытые Метатроном, которые оказываются составляющими заклинания, которое низвергло всех жителей небес на землю (эпизод 8.23). В финале восьмого сезона, перед этой катастрофой, Метатрон расправляется с Наоми и отнимает благодать Кастиэля.

В девятом сезоне скучающий Метатрон находит ангела Гадриэля и обещает ему место рядом с небесным троном, если тот поможет ему расправиться с противниками. Первым в виде проверки своей лояльности к «новому Богу» Гадриэль убивает пророка Кевина.

Метатрон достаточно сильный ангел, обладающий большими сверхъестественными способностями. Кроме того, тысячи лет, проведенные в суровых условиях земли, он закалился и набрался опыта.

Из врожденных «талантов» Метатрона – бессмертие и неуязвимость для простого оружия. Будучи Писарем Господа, Метатрон получил огромные мистические знания, научился стирать магические символы и гасить святой огонь (см. видео). Он обладает обширными тайными знаниями и знает все книги, фильмы и так далее.

Метатрон сильнее короля ада Кроули, которого он отогнал и обжег белым ангельским светом, которым обладают только высшие небожители, архангелы и серафимы. Писец Божий обладает даром исцеления и воскрешения из мертвых (Кевин, Кастиэль).

Метатрон слабее архангелов: Михаила, Люцифера, Гавриила и Рафаила. Смерть также намного могущественнее Метатрона. Вероятно, Метатрона могут убить и левиафаны, которые убивали ангелов.

Кадры с Метатроном (актер Кертис Армстронг) в эпизодах 8-9 сезонов (2013—2014 гг.)

8.21 Великий беглец (англ. The Great Escapist)

8.22 Клип-Шоу (англ. Clip Show)

8.23 Жертва (англ. Sacrifice)

9.09 «Святой террор» (англ. Holy Terror)

9.10 «Дорожное приключение» (англ. Road Trip)

9.18 «Метапроза» (англ. Meta Fiction)

9.22 «Лестница в Небеса» (англ. Stairway to Heaven)

9.23 «Ты веришь в чудеса?» (англ. Do You Believe in Miracles)

Источник: https://SuperNaturall.ru/characters/metatron/

Архангел Метатрон именуется главным среди небесных сил и самой приближенной к Богу небесной сущностью. Узнайте о его происхождении, сфере ответственности, вопросах и проблемах, с которыми можно обратиться к этому архангелу, а также молитвы, которые ему можно читать.

В статье:

Архангел Метатрон — сфера ответственности по разным источникам

Архангел Метатрон не упоминается в православии. Источники, в которых встречается его имя, исключительно иудейские. В Аггаде Метатрон указан как архангел, который остановил Авраама во время приношения в жертву собственного сына. Но другие источники указывают, что это был архангел Задкиил. Книги Еноха говорят о том, что под именем ангела мудрости Метарон явился Моисею и как «перст божий» он указал на предназначенные для избранного народа земли Израиля.

Метатрон — вождь небесного войска у иудеев

Ангел Метатрон — один из небесных посредников между человеком и Богом. Он отвечает за богоявление, справедливость и милосердие. Архангел Метатрон — главный среди священников, царей, вождь небесного войска. Он олицетворяет царскую власть и могущество жрецов. Его имя переводится как «стоящий у престола Бога» или «занимающий трон возле Божьего престола». К приближенности к престолу говорит и книга Еноха. Имя Метатрона нестандартно — у большинства служителей Господа имена имеют другие окончания, «эль» или «ил».

Метатрон упоминается только в непризнанных церковью книгах Ветхого Завета. Эти источники называют его безымянным ангелом, если верить им, Метатрон — только перевод рода деятельности и положения в небесной иерархии. По ним же, он был ангелом, который в виде огненного столпа защищал иудеев в пустыне. Правда, иногда встречаются предания о том, что это был архангел Иегудиил, а не Метатрон.

У Метатрона имеется две ипостаси — светлая и темная. Последняя олицетворяет все низшие проявления духа в мире людей. Ветхий Завет называет его светлой ипостаью Михаэля — ангела, который заведует возвышенными, духовными стремлениями людей. Темная его ипостась — ангел Самаэль. В его ведении находятся грехи и страсти, которые способны свести человека в могилу.

В Апокалипсисе Авраама Метатрон открывает свое настоящее имя — Йахоэль. В еврейской транскрипции это имя выглядит как сокращенное имя Яхве, поэтому каббалисты именуют этого архангела «малым Яхве». Это прозвище раскрывает его функции — управление ангелами и архангелами от имени Бога. Метатрон является секретарем, приближенным помощником и глашатаем Бога.

Мелек Метатрон — самый рослый среди ангелов и архангелов. Он же — самый молодой среди них. Несмотря на молодой возраст, Метатрон является помощником Бога, главой всех ангелов и архангелов, которые служат ему, небесным канцлером, а также князем божественного лика. Присутствие божественного в храмах и прочие явления, связанные с явление Бога и благодатью, приписываются Метатрону. По Еноху, Бог называет его Отроком из-за молодости своего помощника.

Третья книга Еноха указывает на то, что Метатроном стал праведник Енох. Он же стал проводником и спутником жаждущего знаний праведника, который был вознесен на небеса живым. Архангел рассказал ему тайны мироздания и назвал свое настоящее имя, добавив, что имен у него 70 — по числу народов мира.

Енох благодаря своей праведности был вознесен на небо из гибнущего допотопного мира людей. Высокая духовность этого человека была вознаграждена завидной должностью в небесном мире ангелов и архангелов. Последние не были довольны тем, что управлять ими будет обычный человек, пусть и праведник, каких немного. Однако Бог поставил своих подданных на место, превратив Еноха в идеальное существо — архангела Метатрона. Он же сделал для него трон, подобный своему.

Книга Еноха открывает также то, почему имя помощника Бога не упоминается в священных текстах. Когда Ахер попал на небеса и увидел два престола, он решил, что на небесах существует две власти. Бог разгневался и изгнал Ахера, а затем наказал своего ангела ударами огненной плети за то, что он едва не затмил его своей славой. По Еноху, после этого случая и нет никаких сведений о двух престолах на небесах и практически равному Богу архангеле.

Метатрону нет равных среди ангелов и архангелов. Ближе всех остальных небесных сущностей он находится к божественному престолу. В мире бесплотных сил этот архангел занимает самое высокое положение. Исходящий от него свет ярче, чем сияние остальных ангелов. Без ведома Метатрона не происходит ничего — ни в небесном мире, ни в мире людей. Ему известны даже все решения и мысли Бога.

Согласно Каббале, существует семь главных ангелов — Анаэль или Ханиил, Самаэль, Габриэль, Михаэль, Сашиэль, Рафаэль и Кассиэль. Ими управляют Бог и Метатрон, как глава всех небесных сил. Этот архангел также является небесным судьей, который занимается награждением и наказанием ангелов и прочих представителей небесных сил. На небесном суде над людьми он выполняет роль писаря и адвоката, этот же архангел выдвигал обвинения в грехах и измерял степень их тяжести.

Печать «Метатрона» в фильме Silent Hill

Из Апокрифов известно, что помощи Метатрона израильтяне ожидали в самые тяжелые периоды. Его явления они ожидали во время разрушения Второго Храма римлянами. Архангел не явился, и, по Апокрифам, Бог сожалел об этом.

Образ Метатрона нашел отражение и в культуре. Ему посвящены песни современных исполнителей, некоторые из которых взяли еще и одноименный псевдоним. Кроме этого, нередко данный архангел становится персонажем фильмов, манги, аниме и игр. Так, печать Метатрона упоминается в игре и фильме Silent Hill.

Куб Метатрона и его значение

Куб Метатрона 3D

Метатрон тесно связан с сакральной геометрией — именно эта оккультная наука изучает значение символов из различных культур и религиозных течений мира. Он связан и с измерениями, причем любого характера — от параметров длины и ширины до расположения звезд и планет в космическом пространстве. Отсюда следует вывод, что иудейские предания делают этого слугу Божьего покровителем астрологов и астрономов, а также архангелом, который подарил людям систему мер. Он же занимался измерением степени греховности на небесном суде.

Предания называют Метатрона создателем геометрических узоров, которыми и в наше время украшаются мусульманские мечети.

Куб Метатрона — это трехмерный символ, который, по преданиям, содержит в себе все формы, которые существуют во Вселенной. Любые другие формы состоят из тех, которые содержатся в этом символе Метатрона. Они представляют собой строительные блоки для всего, что можно увидеть или почувствовать.

С изучения куба Метатрона начинается изучение сакральной геометрии. Он помогает узнавать суть, а также придавать желаемые формы идеям. Символ этот созерцают в трехмерном и двухмерном видах, а также носят в виде оберега. Как оберег, символ Метатрона имеет мощные защитные свойства. Он способен помочь защититься от нечистой силы и негативных воздействий магического характера. Кроме этого, куб этого архангела помогает узнать суть происходящего, развить экстрасенсорные и магические способности.

Молитвы архангелу Метатрону

В первую очередь, молитва архангелу Метатрону читается для больного ребенка. Если необходимо найти способы излечения от определенной болезни, читайте эту молитву:

Архангел Метатрон, я прошу тебя о любящем вмешательстве, чтобы помочь (назовите имя ребенка), у которого диагноз (назовите диагноз). Пожалуйста, помоги нам узнать Божью Волю для этого ребенка, и скажи нам, взрослым, что для него является наилучшим. Пожалуйста, помоги нам остаться сильными среди стольких специалистов и сделать то, что мы считаем правильным. Пожалуйста, помоги нам, всем заинтересованным взрослым, принимать решения от имени этого ребенка, и вести обсуждения мирно, несмотря на различные мнения. Метатрон, пожалуйста, оберегай этого ребенка от малейшего вреда, и сейчас, и в будущем. Спасибо тебе.

Этот архангел покровительствует всем детям, и особенно любит способных к наукам и одаренных духовно. После прочтения молитвы способ лечения обязательно найдется. Вы можете увидеть его во сне, получить от врача или узнать контакты целителя — ангелы доставляют информацию разными путями. Особенно хорошо молитва помогает при синдромах нарушения внимания, а также дефицита внимания с повышенной активностью, но в целом она эффективна при любых детских проблемах.

Этот ангел переживает за больных детей и всегда рад помочь в их лечении. Он помогает детям и подросткам научиться любить себя и избавиться от комплексов. Представитель небесного сонма может помочь сосредоточиться на обучении и побороть лень, а также развить духовность с малого возраста. Он же помогает недавно усопшим детям приспособиться к загробному миру и учит умерших младенцев Святому Писанию. Этому архангелу молятся об умерших детях и подростках.

К этому ангелу обращаются также для облегчения духовного понимания и наставления на истинный путь. Если у вас появились какие-либо сомнения, связанные с религией и духовной жизнью, молитва ему поможет найти ответы на все вопросы. Писатели и поэты также могут читать молитвы архангелу Метатрону, если имеются помехи творческому процессу.

Молитва архангелу Метатрону может читаться и за больного близкого человека о его исцелении и избавлении от бед и трудностей. Однако эти молитвы нельзя читать для себя. Если помощь нужна вам, попросите своего близкого человека прочитать для вас эту молитву:

Архангел Метатрон, молю тебя помочь (Имя человека), помоги ему избавиться от (заболевание). Спаси его от всего плохого, от всех заболеваний и бед. Спасибо Тебе Господи и Архангел Метатрон.

В целом, этот архангел — один из самых загадочных персонажей Ветхого Завета и книг Еноха. Он является вторым по значимости после Бога в небесной иерархии. У него немало обязанностей — он помогает Богу судить людей и ангелов, управляет всеми небесными силами, а также помогает людям в сложных ситуациях. Особенно Метатрон переживает за детей, поэтому ему можно молиться об излечении больного ребенка. Он же помогает усопшим младенцам освоиться в небесном мире. Существуют специальные молитвы, обращенные к архангелу Метатрону. Куб этого ангела является его символом, который помогает узнать суть и защититься от зла.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/angelologiya/arhangel-metatron.html

>О Спасении

Пророки Илия и Енох

Подробности Категория: Православные старцы: пророчества и о спасении

Свт. Иоанн Златоуст: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих…» /50/.

«Что же снам верить, когда ВСЕМИРНЫЙ ЦАРЬ приидет, которого весь Земной Мiр будет выбирать сразу, по пришествии Илии и Еноха на Землю?» (Старец Самуил (1) /9/, с.458).

«Сойдут с неба пророки Енох и Илия, которые также будут людям разъяснять и восклицать: «Это антихрист, не верьте ему». И он умертвит их, но они воскреснут и полетят на небо» (преп. Лаврентий Черниговский /4/, с.97).

/Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)/: «О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору». (/26/ «Православные старцы о Последних Временах. Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)» 3rm.info /49/)

«Когда придут пророк Илия и Енох, они будут разоблачать антихриста. Им надо помочь в этом» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.80).

«Когда же проклятая слава увидит Еноха и Илию, проповедующих и говорящих людям, чтобы не принимали печати Антихриста, то повелит схватить их. Пророки же будут убеждать людей не принимать печати Антихриста. Они будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью Антихриста, тот спасется, и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати. И да знаменуется каждый честным крестом, творя знамение на всякий час, ибо печать крестная освобождает человека от муки адской; печать же Антихриста приводит человека в муку адскую. Если алчете и требуете еды, малое время потерпите, и Бог, увидев терпение ваше, пошлет вам помощь свыше; вы оживотворитесь (дословно: живонасытитесь) помощью Бога Вышняго. Если же не окажется терпения, будете печататься печатью сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом.

Люди будут говорить Еноху и Илии: «Почему же благодарны Антихристу те, которые приняли печать?» Тогда скажут Енох и Илия: «Они благодарны, но кто благодарен (кто благодарит их устами)? Не люди благодарят, а печать сама только благодарит, злоба, возгосподствовав над людьми, устами их выражает утеху и радость) ибо успела погубить сих людей, как то бывает со злодеями, торжествующими и радующимися по поводу совершенного злодеяния. И что такое их благодарность? Их благодарность знаменует то, что воссел в них сатана, вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним происходит. Тот, кто печатлеется печатию Антихриста, становится демоном; хотя утверждает, что якобы не чувствует ни алчбы, ни жажды, однако алкает и жаждет еще больше, и не только больше, но и в семь раз больше против вас.

Потерпите только малое время. Не видите разве, что тот, кто принимает печать Антихриста, не будет жить, он духом мертв и ожидает его вечная мука? Неужели вы так же желаете погибнуть с печатью в муке вечной, чтобы там быть вместе с теми, которые запечатлелись ею, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 25,30)?»

И иными многими увещаниями будут проповедовать людям Енох и Илия.

Услышит Антихрист, что проповедуют два человека, называющие его льстецом, чародеем, обманщиком и коварным диаволом. Услыхав это, разгневается, повелит их схватить, привести к себе и с льстивыми словами вопросит их: «Какие вы погибшие овцы, ибо не запечатлены царской печатью?» Тогда скажут Енох и Илия: «Льстец и обманщик! демон! по твоей вине столько душ погибло в аду! Препроклята печать твоя вместе со славою твоею! Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели мир к погибели, твоя погибель довела мир до сего состояния, скончался мир и настал ему конец…»

Такие слова услышит Антихрист от Еноха и Илии и скажет им: «Как смеете вы так говорить предо мною, самодержцем и царем?» И ответит Илия: «Царство твое презираем, а славу твою проклинаем, вместе с печатью твоей». Тогда разгневается Антихрист, услыхав такие презрительные ответы, станет как бешеный пес и собственными руками убьет их.

По убиении же Еноха и Илии выпустит Антихрист всезлейших чад своих, даст волю злым духам, которых он дотоле сдерживал.

Эти чада, или духи зла, суть: прелюбодеяние, блуд, мужеложество, убийство, хищение, воровство, неправда, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блуждения с ними, подобно псам на улицах. И повелит Антихрист духам зла, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий. От усиленного напряжения и крайней энергии его всезлейших чад погибнет чувственно и мысленно природа человеческая в людях…» (преп. Нил Мироточивый /54/).

«Светильники Божии Илия Фесвитянин и Енох – седьмой от Адама – обтекут Вселенную с проповедью и чудесами грозными. И как Святые Апостолы Петр и Павел с помощью семидесяти, а по них еще множество, обошли всю Землю, и проповедовали живущим о пришествии Христа Спасителя, а потом и скончались. Так же и проповедь Илии и Еноха окончится по совершении ими предреченного дела, антихрист собою ознаменует Царя Ирода. Тот избил четырнадцать тысяч, а этот столько за того же Христа убиет, что земля будет красна от крови! Потомки Хама вместе с беззаконниками ознаменуют собою весь синедрион, Каиафу, Иуду, Пилата и прочих. Наша Церковь будет гонима всякими идиктами, но как и во дни Первых Апостолов сохранил ее Бог, так и теперь, во дни последних времен, сохранит ее Господь, даже до явления Славы Своей» (Старец Самуил (1) /9/, с.78-79).

«Илия, и Енох, Иоанн Богослов пойдут от востока, и до запада, и будут проповедавать всем верным которыя не прияли сего тирана, не прильщайтися он льстец антихрист, он и сам осужден будет. А он преокаяный, востанет яко лев, и убиет их на четвертый день, и Господь повелит Михаилу Архангелу воскресить из мертвых, и пойдут по воздуху в вышний град Иерусалим. Антихрист вознесется сердцем, не точию на человеки но и на Бога, и повелит Господь, Архангелу Михаилу Духом уст своих, всех единомышлеников его убити, и воскипи кровь Илии и Еноха. И возгремет юдоль плачевная, из Давыдова дому, потечет река огненная с шумом, и тресканием и повелит Господь Аггелом своим, исполнити все трубы от осми веков. И вострубя страшно и ужасно, вся тварь, страхом поколеблится, и преисподняя вострепещет. Аггели Господни, страшным оружием поженут антихриста с единомысленики его, которыя приняли его богомерзкую печать». (монах Зиновий Мних /53/).

Источник: http://mir.482ua.com/index.php/pr/pp/160-proroki-iliya-i-enokh

Книга Еноха

У этого термина существуют и другие значения, см. Книга Еноха (значения).

Книга Еноха

Текст произведения в Викитеке

Первая кни́га Ено́ха (Эно́ха; геэз መጽሐፈ ሄኖክ, сокр. «1 Енох») — один из наиболее значимых апокрифов Ветхого Завета, повествует от лица ветхозаветного патриарха Еноха. На данную книгу ссылается апостол Иуда в своём послании. Текст упоминается у древних писателей — Тертуллиана, Оригена и других. Однако сам текст был неизвестен в Европе до XVIII века, когда он был обнаружен в составе эфиопской Библии, где входит в канон.

С тех пор текст неоднократно переводился на различные языки и переиздавался. Русский перевод был сделан с немецкого и опубликован совместно с комментариями в 1888 году в Казани протоиереем Ал. Смирновым. Помимо данного текста, именуемого также Первой книгой Еноха или Эфиопской книгой Еноха, существуют ещё Вторая книга Еноха («Славянская» или «Книга тайн») и Третья книга Еноха («Книга небесных Дворцов»).

Самые старые фрагменты текста (в основном, из части, именуемой «Книгой стражей (наблюдателей)») датируются примерно 300 г. до н.э., а последняя часть (так называемая «Книга притч»), вероятно, относится к 1 веку до н.э.

Книга Еноха была третьей по популярности книгой Библии среди Кумранских рукописей, и она представлена 25 свитками.

200 ангелов приземлились на горе Ермон, брали себе в жёны земных женщин и породили исполинов и магов, после чего переполнившаяся грешниками Земля была подвергнута Потопу (главы 6—10, по изданию Смирнова). В канонической книге Бытия эти существа именуются сыны Божии (Быт. 6:2).

Влияние

Одна из наиболее значительных цитат из 1 Еноха найдена в послании Иуды (Иуд. 1:14): «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих». По поводу этой цитаты есть три мнения:

  1. Слова Еноха, седьмого от Адама, — действительно слова персонажа из книги Бытия. Так считали все христианские писатели до того, как Константин Тишендорф опубликовал Эфиопскую книгу Еноха, и богословы узнали о связи между 1 Еноха 1 и Второзаконием. Некоторые христиане до сих пор придерживаются точки зрения, что Моисей во Второзаконии 33:2 повторяет реальные слова Еноха из Бытия, которые передавались устно или в манускриптах в Ноевом ковчеге.
  2. Большинство современных библеистов соглашается, что Иуда не понимал, что 1 Еноха 1:9 были словами Моисея, а не Еноха.
  3. Другая часть считает, что автор послания Иуды знал о происхождении 1 Еноха 1:9 из Второзакония Втор. 33:2, и что необычная грамматика фразы в греческом языке указывает на то, что Иуда не считал книгу частью Священных Писаний («Енох, седьмой от Адама» пророчествует лжеучителям, а не о лжеучителях). В подтверждение этой точки зрения сама фраза «Енох, седьмой от Адама» взята из 1 Еноха 60:8, то есть, возможно, Иуда указывает на книгу Еноха, а не на исторического Еноха из книги Бытия. Однако некоторые библеисты предполагают, что 1 Еноха 60:8 не было частью текста, доступного Иуде, и что сам Иуда назвал Еноха этой фразой.

Примечания

  1. The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church
  2. Книга Еноха (Полная версия апокрифа. Енох-1)
  3. Аудио книга «Книги Еноха»
  4. Перевод А. В. Смирнова включён в сборник: Книга загробных видений. — СПб.: Амфора, 2006. — ISBN 5-367-00063-0.
  5. Fahlbusch, E.; Bromiley, G.W. The Encyclopedia of Christianity: P–Sh page 411, ISBN 0-8028-2416-1 (2004)
  6. «We may note especially that 1:1, 3-4, 9 allude unmistakably to Deuteronomy 33:1-2 (along with other passages in the Hebrew Bible), implying that the author, like some other Jewish writers, read Deuteronomy 33-34, the last words of Moses in the Torah, as prophecy of the future history of Israel, and 33:2 as referring to the eschatological theophany of God as judge.» Bauckham Richard, Профессор теологии университета Св. Эндрю, Шотландия. The Jewish world around the New Testament: collected essays. 1999 ст.276
  7. «1.9 In ‘He comes with ten thousands of His holy ones the text reproduces the Massoretic of Deut.33,2 in reading ATAH = erchetai, whereas the three Targums, the Syriac and Vulgate read ATIH, = met’autou. Here the LXX diverges wholly. The reading ATAH is recognised as original. The writer of 1-5 therefore used the Hebrew text and presumably wrote in Hebrew.» R.H.Charles, Профессор древний греческий язык, Тринити Колледж, Дублин Book of Enoch: Together with a Reprint of the Greek Fragments Лондон 1912, p.lviii
  8. «The introduction.. picks up various biblical passages and re-interprets them, applying them to Enoch. Two passages are central to it The first is Deuteronomy 33:1 .. the second is Numbers 24:3-4» Michael E. Stone профессор арменоведения и Гейл де-Нура профессор религиоведения в Университете иврит в Иерусалиме. Selected studies in pseudepigrapha and apocrypha with special reference to the Armenian Tradition (Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha No 9) p.422.
  9. Vanderkam, JC. Кафедра философии и религии, Университет штата Северная Каролина. 1 Enoch: A New Translation. Fortress Миннеаполис 2004
  10. в книге Еноха в Викитеке нет главы 33
  11. «In his reading of 1 Enoch Jude does not use the present tense used in the Greek version we have of 1 Enoch and in the LXX of Deut 33:2» Peter H. Davids, Профессор библейского богословия, Университета Св. Стефана, Канада. The letters of 2 Peter and Jude. Гранд-Рапидс 2006
  12. Jenkyn, William An exposition upon the epistle of Jude: delivered in Christ-Church, London 1839 «How Jude came by, or whence he received, the prophecy of Enoch. 3. … the book of Enoch was preserved by Noah in the ark and brought forth after the flood» ст.300
  13. Landon, Charles A text-critical study of the Epistle of Jude. — Университет Шеффилд, Англия. — 1996. — Page 35.
  14. Bauckham, Richard Jude and the relatives of Jesus in the early church. — 2004 «It seems that Jude took the attribution of 1 Enoch 1 :9 to Enoch seriously» ст.225
  15. Bauckham, Richard, Профессор теологии университета Св. Эндрю, Шотландия Jude, 2 Peter Word Biblical Commentary. — Thomas Nelson Эдинбург, 1983
  16. Charles, J.D. Literary Strategy in the Epistle of Jude. — Университет Скрентон, Торонто 1993, ст.56,83
  17. «προεφήτευσεν τούτοις» а не «προεφήτευσεν περὶ τούτῶν» См. Wallace, Daniel Baird Профессор Нового Завета, Даллас Духовной Семинарии Greek Grammar Beyond The Basics, Гранд-Рапидс 1996 ст.140,142
  18. Neyrey, Jerome H. профессор католического университета Нотр-Дам 2 Peter, Jude: a new translation with introduction and commentary. — Индиана, США 1993 ст.81.
  19. в книге Еноха в Викитеке нет главы 60
  20. в книге Еноха в Викитеке нет главы 60
  21. Nickelsburg, George W. Профессор религии, Университета штата Айова 1 Enoch A Commentary. — Fortress. Миннеаполис 2004

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: n79056796

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%95%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B0

Восходили ли Енох и Илия на небо?

Пророк Илия В ночной беседе с Никодимом Спаситель говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). В этой фразе многие противники Христовы усматривают противоречие словам Писания, ведь в Ветхом Завете повествуется, как Илия вознесся на небо и Еноха Бог забрал к Себе. Но давайте попробуем разобраться с этим вопросом, используя ключ к Писанию – Предание отцов Церкви.

Енох

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”». Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом». Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.

Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.

Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?

Пророк Илия

Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо.

Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:

«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11).

Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?

Святитель Иоанн Златоуст: «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь».

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо».

Святитель Фотий: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся».

Евфимий Зигабен, цитируя блаженного Феодорита Киррского, говорит: «Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо».

Преподобный Максим Грек: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо».

Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:

Так, Преп Андрей Критский воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй».

Преп. Роман Сладкопевец, замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо, якоже пишется, но не достиже небесе».

Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов: «Илия был взят на огненной колеснице и прежде него Енох, не на Небеса, а в некое другое место, хотя и не сам по себе, однако же был преложен». Более катафатичный образ даёт Святитель Григорий Двоеслов. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».

Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий. Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природа и человеческая немощь, он не мог сам взойти на небо и был вознесен ангелами. Христос, возносясь, показал Свою Божественную природу и всемогущество. Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею». Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал, а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.

Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего» и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог». Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в «лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только Дух проницает глубины Божии.

Вывод

Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа, произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).

Источник: https://pravoslavie.ru/55239.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *