Донская икона Божией Матери

Феофан Грек… Мало что известно о жизни этого человека, знаем только, что странствовал он по городам: из Волхова направился в Новгород, затем в Серпухов и в Коломну, в итоге поселился в Москве. Всюду, где бы ни находился, оставлял после себя чудесные росписи в храмах, иконы, заставки в церковных писаниях. Все его творения остаются до сих пор недосягаемыми по красоте и мастерству для многих художников.

Более шести веков прошло с тех пор, но многие работы мастера живут и сейчас и поражают своей красотой. Это и церковь Преображения в Новгороде, и фрески в церкви Рождества Богородицы или на стенах Архангельского и Благовещенского кремлевских соборов. Некоторые иконы, которые писал Феофан Грек, уже несколько сотен лет оберегают Русскую землю, и одна из них — это Донская икона Божьей Матери — шедевр сокровищницы отечественного искусства. Хранилась икона в городке Сиротине в церкви Благовещенья, пока в 1380 году донскими казаками не была принесена в дар князю Дмитрию Ивановичу (позднее названному Донским).

История Донской иконы Божией Матери. Куликовская битва

В сентябре 1380 года — в день Куликовской битвы, пришелся который на Рождество Богородицы, — находилась икона среди солдат русского войска. Воинство основательно подготовилось к встрече Мамаева полчища. Великий князь Дмитрий сумел собрать силу, с разных мест стекались к нему отряды. Тогда-то и пришли к нему донские казаки. Из Сиротина прибыла с ними и «Богородица» (Донская икона Божьей Матери). Сражалась «Богородица» вместе с войском, икону укрепили как хоругвь на древке, пронесли и благословили ею весь выстроившийся отряд. В разгар боев была она в самом пекле, оберегала и вдохновляла русских ратников. День этот — 8 сентября 1380 года — ознаменовался победой русского войска над Мамаевым полчищем, и вселилась тогда вера в русский народ, что скоро грядет и полное освобождение от татаро-монгольского ига. Донские казаки торжественно вручили икону князю Дмитрию. Внесли ее сначала в Московский Успенский собор в Кремле. Но когда обнаружили на обороте иконы слова «Благовещение Богоматери», то перенесли в специально отстроенный Благовещенский собор. В честь победы в Куликовской битве получила икона название «Донская». Князя стали величать Дмитрием Ивановичем Донским. На протяжении всей истории помогала икона русскому войску, ободряла православных воинов.

Спасение от крымских татар

1591 год тяжелым был для русских: с двух сторон напал враг. К Новгороду подступили шведы, и в это же время уже около Москвы были крымские татары, возглавлял которых хан Казы-Гирей. Остановились они на Воробьевых горах у реки Котлова. В растерянности был царь Федор Иоаннович, ведь основное войско стояло у Новгорода. С твердой верой решил он обратиться к защитнице — Пресвятой Богородице. Прибыл царь в церковь Благовещенья и повелел митрополиту взять икону Донской Божьей Матери, остальные святые образа и со всем собором пройти крестным ходом вокруг городских стен, после этого оставить «Богородицу» посреди войска, которое готовилось к жестокому сражению. Наутро началась ожесточенная битва. Неведомая сила навалилась на татар, уже через сутки, оставив множество раненых, убитых, весь свой стан, бросились они бежать. Чудом спасся и добрался в Крым и сам хан Казы-Гирей.

Еще больше укрепилась вера россиян в силу Богородицы-заступницы. В том же году на месте, где во время сражения стояла Донская икона, по велению царя был возведен Донской монастырь. Икона Донской Божьей Матери в Донском монастыре считалась главной святыней. Позже с нее был сделан список, который по сей день и хранится на месте. В том же году установили празднование 19 августа в память оказанного милосердия «через святую икону Донскую». Царь Алексей Михайлович особо почитал эту икону и ежегодно в этот день устраивал крестный ход в монастырь вплоть до 1646 года.

Расцвет

По данному обету сестры Петра I — царевны Екатерины — в 1698 году построили Большой собор Донской иконы Божией Матери. Финансирование шло из царской казны, храм богато украшали, а расписывал его знаменитый иконописец итальянец Антонио Клаудио. В наши дни можно увидеть восьмиярусный иконостас, писаный в стиле «фряжского письма». Освящен собор был митрополитом Тихоном в этом же году 21 августа. Большим его стали величать, потому как на территории монастыря уже существовала церковь Донской иконы Божией Матери, возведенная в том месте еще в 1593 году (и сохранившаяся до наших дней) — по размерам она была намного меньше. Так и зовутся храмы — Малый и Большой. Тогда же была возведена стена с башнями, которая напоминает ограждение Новодевичьего монастыря.

Далее, в 1712 году, здесь же освящается церковь Сретения Господня, жертвователем на ее строительство был один из грузинских царей Арчил. Впоследствии его здесь захоронили с сыновьями. С того времени эта церковь стала вечным пристанищем для многих грузинских деятелей. Тесные контакты поддерживала обитель и с Украиной. Таким образом, была она важным политическим центром.

XVIII век можно назвать расцветом в истории Донского монастыря. В те годы он был богатым феодальным хозяйством, ведал крепостными душами. Величественный архитектурный ансамбль сохранился до наших дней. Некрополь является и сегодня местом захоронения многих знаменитостей. Теперь кладбище монастыря делится на Старое и Новое.

Чумной бунт

Самое мрачное событие в истории монастыря произошло здесь в 1771 году. В этих стенах убит был архиепископ Амвросий. В стране в то время шел Чумной бунт. Чудовищная эпидемия уносила тысячи жизней. Смертность ежедневно повышалась, не хватало гробов для захоронения. Прямо на улице можно было встретить и здоровых, и больных, и мертвых. Бывало так, что трупы просто выбрасывали из окна на улицы города. Медики были бессильны. Чума свирепствовала. Люди стали искать спасения у Господа. Ежедневно толпы собирались у иконы Богородицы. Все целовали Святыню, тем самым способствуя распространению чумы. Архиепископ Амвросий прекрасно это сознавал и велел убрать икону, запретил сборища и молебны. Беснующаяся толпа разгромила Чудов монастырь, а после этого добралась и до Донского. В его стенах укрывался Амвросий. Бунтовщики убили архиепископа, после этого разгромили карантинные заставы, особняки знати. В течение трех дней бунт подавили. По приказу царицы Екатерины II зачинщики и убийцы были казнены. В те годы эпидемия унесла жизни 57 тысяч москвичей.

Перемены в XIX веке

XIX век был богат на резкие перемены в истории. В 1812 году в обители царило полное запустение, многие покинули столицу. Наступали французы во главе с Наполеоном. Очевидным было, что враги вскоре займут город. Так и произошло. Донской монастырь разграбили французы, пострадала и Донская икона Божьей Матери. Ее богатый оклад, украшенный драгоценными камнями, полностью разобрали, до сих пор видны следы на раме, французы не могли различить, золотая ли она, так и оставили ее, усомнившись в подлинности золота. Пожар 1812 года уничтожил многие памятники архитектуры в столице, но чудом многие постройки Донского монастыря уцелели. После войны прошла капитальная реконструкция обители. Расположился на территории монастыря духовно-цензурный комитет. С 1834 года здесь открыто духовное училище, с 1909 года действовала школа по обучению послушников. Работала в монастыре и иконописная палата Селезнева, где готовили художников-живописцев. Были построены церкви Архангела Михаила и Иоанна Златоуста. Ежегодно в день Донской иконы Божьей Матери совершается крестный ход.

XX век

В XX веке община пережила нелегкие испытания. После революции 1917 года Донской монастырь официально закрывается. Но службы в храмах какое-то время еще продолжались. Позже в зданиях располагались самые разные заведения, последней была детская трудовая колония. Власть Советов не жаловала церковь и вела жестокие гонения на верующих людей. В 20-х годах в стенах монастыря была даже открыта антирелигиозная выставка, а позже — Антирелигиозный музей. В качестве узника в стены обители в 1922 году был привезен патриарх Тихон. В этот сложный период он управлял церковью, удавалась ему и объединять верующий народ против поругания Русской Церкви. В 1924 году в стенах монастыря совершалось покушение на Тихона, но по ошибке был убит келейник Яков, открывший двери. Скончался Тихон в марте 1925 года, на Благовещенье. В Малом соборе состоялось погребение. Забегая вперед, скажем, что в 1989 году причислили Тихона к лику святых.

Возобновились Богослужения в Малом соборе в 1946 году. В 1991-м обитель передали Московскому Патриархату. В те же годы злоумышленником был совершен поджог Малого собора. Позже во время ремонтных работ обнаружили здесь и останки святого Тихона. Поместили их в золоченую раку и переместили в Большой собор. Там по сей день они и хранятся.

Храм в Перловке

Храм Донской иконы Божией Матери в Московской губернии в 1894 году начали возводить и в Перловке. К Митрополиту Московскому Сергию по этому вопросу обратился дворянин Перлов. В его владении было много дач, одну из них (Перловку) он пожелал отдать православным верянам во владение. По его просьбе и на его средства началось строительство церкви. Перлов хотел, чтобы дачники имели возможность посещать на его территории храм. Так в 1896 году и появился храм Донской иконы Божией Матери в Перловке. Спустя год он был освящен. Разрабатывал проект архитектор Петр Зыков — сын одного из самых именитых московских зодчих. До сих пор никто не может сказать точно, когда в храме прекратились службы. Свидетели говорят, что и во время войны верующие посещали его и ставили свечи. Закрылась церковь и полностью была уничтожена в 80-е годы. И только 1994 год можно назвать годом возрождения. Созданный приход возглавил иерей Анатолий Проскурня. Много лишений и трудностей пришлось пережить прихожанам. Только в 1999 году произошло на том месте освящение закладного камня, где раньше была Донская церковь. Приход существует и действует. Храм восстанавливается на пожертвования прихожан.

Источник: https://www.syl.ru/article/286500/new_donskaya-ikona-bojey-materi-v-donskom-monastyire

Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.

Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

Донская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать. Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Донской Божией Матери с принадлежащей к типу Одигитрии Смоленской или Тихвинской иконой: обе они изображают Богородицу по пояс, на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимая Ее, а благословляя молящихся правой рукой и держа свиток — символ Своего предназначения — в левой.

На обратной стороне Донской иконы изображено прекрасно сохранившееся «Успение Богоматери». Успение, в переводе с церкновнославянского — тихое засыпание. Священное Предание Церкви передает, что, умирая, Богородица словно уснула — и тут же с небес спустился Ее Божественный Сын, приняв чистую душу Своей Матери на Руки. Тело Богородицы также исчезло, то есть также было взято на Небо Господом. Там сейчас и находится, заботясь обо всех людях, Царица Небесная.

Икона Донской Божией Матери принадлежит кисти Феофана Грека (1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени — Кафе и Галате. Сейчас на их месте — крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, затем — роспись ряда московских храмов и иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

На иконе Донской Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление», поэтому и образ иногда называют «Богоматерь Донская Умиление».

    • Божия Матерь написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет. К сожалению, фон на протяжении веков был утрачен, однако лики и облачения Царицы Небесной и Богомладенца прекрасно сохранились. Темно-вишневое одеяние Богородицы с изображением золотой вышивки, золотистое одеяние Богомладенца и, главное, глубоко выразительные лики Матери и Сына поражают молящихся перед иконой. С истинной любовью они взирают друг на друга и, словно одновременно, на предстоящих людей, понимая скорби каждого.
    • Донскую Божию Матерь (или репродукцию, список с иконы) можно легко узнать по тому, как ножки Младенца Христа опираются на левую руку Богородицы (обычно на иконе Он сидит на левой руке, опираясь на правую). Ножки Младенца обнажены до колен.
    • Правая рука Матери Божией поддерживает Маленького Сына, а левая, также обнимая, указывает на Спасителя. Движения рук и стремление к объятию Младенца означают движения духа: Богоматерь стремится к Маленькому Христу, как и любой человек тянется к Богу. А Сам Спаситель показывает свою любовь к Матери и ко всему человеческому роду.
    • Длинная туника охряного или золотистого цвета, в которую одет Христос — знак приятия Самим Богом человеческой природы, а золотые нити ассиста на ней — символ Божественных энергий, то есть Иисус также остался и Богом по природе.
    • Лики Пресвятой Богородицы и Младенца Христа производят очень сильное впечатление, каждый православный человек поймет, что образ — намоленный, то есть чудотворный и имеющий давнюю историю помощи людям. Глаза Ликов Матери и Божественного Сына потрясают своей выразительной печалью. Пресвятая Богородица на иконе обеими руками держит Младенца Иисуса, глядя поверх голов предстоящих перед ней — словно обращаясь к Богу в молитве. Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду, точнее, темно-синий мафорий — головное покрывало, традиционно изображающееся на иконах Богородицы.
    • Пальцы правой руки Младенца сложены в особом жесте именословного благословения, ниспосылающего благодать и использующегося священниками в Православной Церкви и сегодня. Значение этого жеста на иконе и в жизни — благословение именем Иисуса Христа. Пальцы правой руки при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.

Источник: https://www.o-vere.ru/donskaja-ikona-bozhiej-materi.html

Икона Божией Матери Донская

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.

А. А. Блок

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/1920.html

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *