Преподобные Русской церкви

Преподобные Феодосий и Антоний Печерские

Преподобный Феодосий Печерский, считающийся отцом русского монашества, был третьим (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным русской церковью. Он стал тем идеалом святого, которому на Руси оставались верны многие века.

Основные черты характера Феодосия, какими их описывают книги, стали мерилом праведности и для его учеников и последователей. Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами» (термин, встречающийся в жизнеописании практически каждого русского святого). Преподобный Феодосий скрывал свои аскетические подвиги, его жизнь и помимо молитвы была заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом, он, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, служа духовным отцом для мирян — того же ожидали и от его последователей.

Вторая важнейшая фигура среди русских преподобных — Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря и учитель Феодосия. По житиям святых видно, что Антоний был последователем святогорской (афонской) монашеской традиции (с её атмосферой жестоких искушений, связанных с ними страданий и устрашающей демонологией), хотя его учитель Феодосий брал в пример палестинских подвижников (которым крайняя аскеза была совершенно не свойственна — аскеза, труд, молитва, служение миру там находятся в гармоническом равновесии). Тем не менее, именно эти два пути в подвигах учеников Феодосия и Антония развились в два потока иноческой жизни, один — аскетически-героический, другой — смиренно послушный, социально-каритативный. Наиболее ярко они воплощаются в двух персонажах знаменитого Киево-Печерского патерика: Марке-пещернике и Алипии-иконописце. Первый — суровый старец-аскет, проведший жизнь под землей на послушании гробокопателя. Второй — светлый труженик, художник, чьи чудесные краски обладают способностью исцелять прокажённых. Из более поздних русских преподобных самыми известными являются Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

> В Протестантизме

Преподобный — принятое обращение к священникам у лютеран, пятидесятников, баптистов.

> Примечания

Литература

  • Карпов А. Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — Москва: Вече, 2005.
  • Останина С. П. Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8

Православные лики святости

Апостол Бессребреник Благоверный Блаженный Великомученик Исповедник Мученик Праведный Праотец Преподобномученик Преподобный Преподобноисповедник Пророк Равноапостольный Святитель Священномученик Столпник Страстотерпец Чудотворец Юродивый

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1105637

Не следует путать с Преподобный — обращением к священнослужителю, чаще употребляемым в католицизме и протестантстве. Лик преподобных (фрагмент иконы «Страшный суд»). Новгород, 1540-е Икона св. Антония Великого (XVI век) Преподобная Мария Египетская, икона Преподобный Симеон Столпник, икона, 1465

Преподо́бный (др.-греч. ὅσιος) — особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении. Конечно, и при других видах христианского подвига происходит уподобление Христу: «В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные — каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию».

Но именно монашеская жизнь отличается «особым, более напряжённым устремлением к Богу», и потому «только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных».

Энциклопедичный YouTube

Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9

> В Протестантизме

Преподобный — принятое обращение к священникам у лютеран, пятидесятников, баптистов.

> Примечания

Преподобные

От Святых людей излучается Свет Христов.
Архиепископ Сергий (Королев)

Со времен зарождения христианской Церкви были верующие, которые в полной мере последовали призыву Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною…” Эти христиане оставляли мирскую жизнь и уходили в уединенные места, где несли подвиг монашеского жития.

На этом пути многие из подвижников приобрели множество духовных даров: дар молитвы, духовного видения или прозорливости, чудотворений.
Так возник особый чин святости — преподобные. Это святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.
В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные — каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию. Но только монахи, прославленные Церковью носят звание преподобных.
Монашеская жизнь отличается от жизни всех остальных христиан лишь особым, более напряженным устремлением к Богу. Миряне искали в монастырях реальное свидетельство о Божественном свете, озаряющем человека. И найдя эту святость, сравнивали монашеское служение с ангельским служением у престола Божия. Более всего святых чина преподобных было прославленно на Руси. Их слава, подобная солнечному свету, распространилась по всему христианскому миру. Со всех концов света приходят верующие в Русскую землю, чтобы поклониться святым мощам преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и многих других.
Богата русская история именами великих подвижников, которые оставили после себя множество учеников, также ставших великими святыми.
Трудно переоценить заслуги в развитии монашества святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Основанная преподобными Киево- Печерская Лавра стала для многих других обителей образцом святости и благочестия.
Преподобного Антония, основателя Киево-Печерской Лавры православные сравнивают с пророком Моисеем, давшим закон народу израильскому.
Как Моисей, после восхождения на священную гору Синай, направил свой народ на путь истины Божией, святой Антоний прибыл со святой горы Афон для утверждения закона иноческой жизни в новопросвещенной Руси.
Когда он прибыл в Киев, здесь уже были монастыри, основанные греками по желанию русских князей. Но Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в пещере, где совершал подвиги строгой иноческой жизни. Его пищею были черный хлеб и вода в очень малом количестве.
Когда слава о нем разнеслась по многим русским городам, к нему стали приходить ученики, в числе которых был и преподобный Феодосий. Однажды в храме он услышал слова Спасителя: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня”. И тогда Феодосий оставил родной город и пришел в Киев к преподобному Антонию.
После того как число учеников преподобного Антония достигло двенадцати, он удалился в пещеру в соседней горе, и стал нести аскетический подвиг в затворе. Тогда братия новой обители избрали Феодосия своим игуменом, который являлся для них и духовным руководителем.
Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению. Он оставил поучения к инокам, народу, послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
Сила молитвы и подвигов Печерских святых изумляла как современников, так и последующие поколения верующих. Многие из иноков становились миссионерами, проповедуя христианство в тех областях, где существовало язычество.
Преподобный Сергий Радонежский более шестисот лет почитается как игумен Земли Русской. Столь высокое звание преподобный получил за великое попечение о спасении православных, обращающихся к нему как при земной жизни, так и после его блаженной кончины.
Еще до своего рождения Господь дал Марии, матери преподобного знамение о том, что в ее чреве будущий великий святой. Во время божественной Литургии, младенец трижды закричал, будучи в утробе матери.
Священник, крестивший младенца, отец Михаил, предсказал, что “он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы”. Первый из русских святых, преподобный Сергий удостоился явления Божией Матери и чудесного видения, которое явилось пророчеством об основанной им обители. Увидев необыкновенный свет и множество красивых птиц, преподобный услышал Небесный голос: “Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: так умножится число учеников твоих, и после тебя оно не оскудеет…”
Обитель преподобного Сергия во Имя Пресвятой Троицы была и остается сердцем Русского Православия. Сколь удивительно житие ее основателя — святого Сергия, столь богата и история этой прославленной обители, в которой отразилась и вся история России.
Накануне своего преставления великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах. br />
Протоиерей Сергий Булгаков

Источник: http://pravoslavie.by/zakon_bozhiy/prepodobnye

Православный Церковный календарь

В Православной Церкви приняты следующие лики святости.

Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч.). Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов.). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.

Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками.

Начертанные. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.

Новомученики (новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) – святые Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц.) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц.) — великомученицы
  • вмч. (влкмч.) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч.) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов.) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц.) — мученицы
  • новмч. (новомуч.) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Номинация святых в русской православной традиции – И.В. Бугаева

Источник: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti

Первые преподобные

Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали египетские и палестинские монахи-отшельники:

  • Павел Фивейский, проживший в пустыне 91 год († 341 год);
  • Пахомий Великий, которого принято считать основателем общежительного монашества († около 348 года);
  • Антоний Великий, которого принято считать основателем пустыннического монашества († 356 год);
  • Иларион Великий, которого принято считать основателем палестинского монашества († 371 или 372 год).

Впоследствии монашество начало распространяться и в другие страны, и в Египте, Палестине и других странах прославилось великое множество преподобных. Среди них можно упомянуть

  • Ефрема Сирина, создателя знаменитой молитвы («Господи и Владыко живота моего…»), чаще всего читаемой Великим постом († около 373—379 гг.);
  • Симеона Столпника, сирийского основателя новой формы аскезы — столпничества († 459 год);
  • Марию Египетскую, беспримерное житие которой читается в православных храмах на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста;
  • Савву Освященного, основателя Лавры Саввы Освященного († 532 год));
  • Иоанна Лествичника, игумена Синайского, создателя «Лествицы» — знаменитого руководства по устроению духовной жизни для монашествующих, и не только для них;
  • и великое множество других.

Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.

Преподобные на Руси

Преподобные Феодосий и Антоний ПечерскиеПреподобный Моисей Угрин

Основание монашества

На Русь монашество пришло через Святую Гору Афон, где получил постриг Антоний Печерский. Он и Феодосий Печерский стали первыми преподобными Русской церкви, основателями Киево-Печерской лавры. Хотя они не были, в полном смысле слова, первыми монахами на Руси (следы монашеской жизни обнаруживаются и до них), именно их почитают отцами русского монашества.

Среди монахов основанного ими монастыря в лике преподобных были прославлены

  • Николай Святоша, первый князь-инок на Руси;
  • Прохор Лебедник, который не ел никакого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды;
  • безмездный врач Агапит;
  • Иоанн Многострадальный, много пострадавший от искушений плоти;
  • затворники Исаакий и Никита, ставшие жертвами бесовского обмана, но впоследствии достигшие святости;
  • Пимен Многоболезненный;
  • Моисей Угрин, то есть венгр, много пострадавший в польском плену от любовных домогательств знатной вдовы;
  • Евфросиния Полоцкая, монахиня и и игуменья православного монастыря, просветительница;
  • и другие (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских).

Принявший мученическую кончину Григорий Печерский почитается как преподобномученик.

В других местах Русской земли в домонгольский период прославились преподобные Авраамий Смоленский, Авраамий Ростовский, Никита Переяславский, Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин.

Монгольское нашествие

После монгольского нашествия, как отмечает Георгий Федотов, пострадала не только государственная и культурная жизнь Древней Руси:

Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных.

Возобновление монашеской жизни

Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века

Возобновление монашеской жизни на Руси после монгольского нашествия связано с именем преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры, духовного наставника великого множества учеников, многие из которых впоследствии стали основателями новых монастырей. К их числу, в частности, относятся:

  • преподобный Авраамий Галицкий, основавший четыре обители (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы);
  • преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове;
  • преподобный Мефодий Пешношский, основатель Николо-Пешношского монастыря;
  • преподобный Павел Обнорский или Комельский, основатель общежительного монастыря во имя Живоначальныя Троицы;
  • преподобный Роман Киржачский, основатель Благовещенского монастыря;
  • преподобный Савва Сторожевский, который после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия, а затем основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы;
  • преподобный Сергий Нуромский, который основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня;
  • преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник преподобного Сергия, основатель Симонова монастыря.

В свою очередь, монастыри, созданные непосредственными учениками преподобного Сергия, взрастили новое, второе, поколение учеников, среди которых также немало основателей монастырей.

В их числе — Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Первый из них основал в 1397 году) в честь Успения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский монастырь, а второй — Ферапонтов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 году). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и основал в версте от города Лужецкий монастырь.

Деятельность преподобного Сергия и его учеников ознаменовали собой подъём духовной жизни русского народа. Однако в последующие века мы видим спад, и к концу XVII века наступает то, что Георгий Федотов называет «омертвлением» русской души.

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

Синодальный период

Важнейшие представители этого периода, прославленные в лике преподобных, — Серафим Саровский и преподобные старцы Оптинские, а важнейшие духовные центры — Оптина пустынь и Саровский монастырь.

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

Почитание преподобных

Почитание преподобных — практически необъятная тема: в церковном календаре не так уж много дней, на которые не попадает память кого-либо из преподобных. (Более того, нередко на один день выпадает несколько имен преподобных.) По этой причине можно рассказать лишь о почитании самых известных и почитаемых преподобных, но даже это непростая задача, поскольку в разных частях православного мира список наиболее почитаемых преподобных может существенно различаться. Поэтому рассмотрим почитание преподобных в Русской Православной Церкви.

По всей видимости, наиболее известные преподобные Русской церкви — Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Сергию Радонежскому, согласно информации из базы данных сайта Храмы России (по состоянию на 29 октября 2012), в одной лишь Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 67 храмов (показать список по Москве), а по всей России — 591 храм (показать список по всем регионам России).

Серафиму Саровскому, согласно информации из базы данных Храмы России (по состоянию на 29 октября 2012), в Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 31 храма (показать список по Москве), а по всей России — 207 храмов (показать список по всем регионам России).

Следует, однако, иметь в виду, что статистика сайта Храмы России включает сохранившиеся, не сохранившиеся и строящиеся храмы и может включать храмы, принадлежащие старообрядцам. Кроме того, эта статистика включает в себя данные по домовым храмам (расположенным на территориях больниц и других социальных учреждений) и часовням.

К домовым храмам относится, например, храм Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, который не занимает отдельного здания, а расположен в одном из корпусов этого медицинского учреждения.

> См. также

  • Преподобномученики

Примечания

  1. Преподобный // Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов
  2. 1 2 3 4 Преподобные сайт «Закон Божий»
  3. Слово «преподобный», согласно словарю Даля, означает, во-первых, «весьма подобный, схожий» (Даль, 1880—1882). Такие значения, как «святой, праведный, угодник» или же «монах» и вообще тот, «кому усвоен почёт преподобия», развились, видимо, из первого значения и обозначают сходство со Христом того человека, к кому применяется наименование преподобного.
  4. Преподобный Павел Фивейский на сайте Православие.Ru
  5. Преподобный Пахомий Великий на сайте Православие.Ru
  6. Преподобный Антоний Великий на сайте Православие.Ru
  7. Преподобный Иларион Великий на сайте Православие.Ru
  8. Преподобный Ефрем Сирин на сайте Православие.Ru
  9. Преподобный Симеон Столпник на сайте Православие.Ru
  10. Преподобная Мария Египетская на сайте Православие.Ru
  11. Преподобный Савва Освященный на сайте Православие.Ru
  12. Преподобный Иоанн Лествичник на сайте Православие.Ru
  13. История Зверинецких Пещер
  14. Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 405—422.
  15. Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 416—417.
  16. Церковь Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, учетная карточка Сайт Храмы России
  • Карпов А. Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — Москва: Вече, 2005.
  • Останина С. П. Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8.
  • Православный церковный календарь. 2013. — Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
  • Преподобный // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

Словари и энциклопедии

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *