Кто допускается к причастию?

Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.

Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.

В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв. Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда. Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.

Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.

Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.

Самостоятельно принимать решение здесь нельзя, надо исповедаться. Ведь только по покаянию священник может понять тяжесть грехов, моральное состояние человека, его жизненные ситуации. И только батюшка, по своему усмотрению, может допустить к исповеди или запретить на какое-то время, или наложить епитимию на некоторый срок. И решение будет разным в каждом конкретном случае.

Как правильно причащаться?

Право на причастие в Церкви имеет крещенный священником православный христианин, обязательно принимающий Священное Писание.

Для правильного причастия человек должен заранее хорошо подготовиться. Он обязан несколько дней поститься, читать молитвы ко Святому Причастию и исповедаться.

Поститься — значит не принимать в пищу мясо животных, молочные продукты, яйца, а иногда и рыбу. Надо отказаться от всех видов развлечений, также и от супружеской близости, воздерживаться от злости, ругани. Посвятить свое время изучению церковной литературы, Евангелия, хождению в Церковь и домашнему чтению молитв.

Обязательным считается чтение молитв утром и вечером, включая специальные тексты перед проведением причастия. Прочитать каноны можно за несколько дней, а Последование читается перед причастием.

Без покаяния причастие недопустимо. Грехом является все, что направлено против решений Бога. Господь дал заповеди с выражением воли Его. Готовясь к исповеди, желательно вспомнить притчу о Страшном Суде и Нагорную Проповедь Иисуса. Надо вспомнить все тяжелые и мелкие грехи, не отпущенные ранее, а идущим впервые — начиная с семи лет. Прося прощения себе, самим простить всех обидевших вас.

Церковь рекомендует мирянам исповедаться каждый месяц. Это позволяет осознанно относиться к окружающему миру, находиться в христианской вере.

Как себя вести после причастия?

Причастившись, человек получил Божий дар, удержать который в себе очень сложно. Пренебрежительное отношение к нему может обернуться неприятностями. Надо просить Бога помочь удержать в себе этот дар как можно дольше, не вернуться к бывшим грехам.

В этот день надо особо следить за своими словами и мыслями, беречь свое сердце от всевозможного зла. Благодарить Бога за допущение к причастию. Мы не всегда довольны всем в жизни. Но ведь Всевышний всегда делает то, что лучшее для нас, поэтому надо чаще благодарить его за все, что имеем в этой жизни.

Весь день надо поддерживать в себе чувство любви, умиротворения, спокойствия. Лучше отказаться от тех дел, которые нарушают ваше мирное душевное состояние. Если возможно, надо, уединившись, заняться чем-то полезным для души, ведь дьявол именно в этот день прилагает больше усилий к введению человека в искушение. Желательно несколько раз в день читать молитвы после причастия. Они не длительные и не займут много времени, но увеличивают чувство благодарности Богу, способствуют желанию причаститься снова.

Бывают случаи, когда ребенок после принятия святого таинства срыгивает, тогда надо салфеткой убрать все и потом сжечь и закопать в землю. То же надо сделать и с одеждой, на которую попали капли Крови Господней, чтобы никто не смог осквернить их. Можно это сделать, принеся вещи в Церковь, и там их сожгут. Это повод для покаяния.

Существует множество суеверий по поводу правильности своего поведения в день причастия. Дело в том, что издано немало литературы о том, как подготовиться, а вот что делать после причастия, — практически нет.

Некоторые считают недопустимыми поцелуи, даже детей и икон, в боязни потерять благодать. Этого нет в церковных книгах. В день причастия можно целовать и иконы, и руку священника, и детей, и родителей.

Земные поклоны лучше оставить до вечера, но если на церковной службе надо становиться на колени, причастившийся тоже имеет право и даже должен делать это. В Священных Писаниях нет ограничений на домашние дела. Важно сохранять в себе радость и благодарность Всевышнему.

Надо постараться до обеда отстраниться от дел и посвятить это время своему душевному состоянию, но если причащались в рабочий день, то должны трудиться.

Много суеверий связано с едой. Что есть, как и вообще можно ли есть после причастия? Существует поверье, что нельзя есть рыбу, так как придется вынимать кости изо рта, нельзя грызть семечки, дабы не плеваться. Относится это к плодам и ягодам с косточками. Просто люди боятся с шелухой выплюнуть и частицу Тела Господня.

Все это не имеет никакого смысла. Частички Святых Тайн нельзя выплюнуть, растерять. Ведь, причастившись, вы съели антипод, выпили запивку и еще съели просфору, во рту нет уже частичек Тела и Крови Христовой. Если человек очень уж опасается, то может воздержаться от еды с косточками.

Некоторые считают невозможным после принятия Святых Тайн употреблять мясо. Перед причастием Церковью назначен пост для того, чтобы мы через воздержание смогли настроиться на благоговейное принятие величайшей святыни. Если нет поста, то после причастия можно есть всю пищу, данную Богом. В церковных правилах имеется ограничение только на количество пищи и вина, чтобы не стошнило в этот день. Надо быть умеренным в еде и вине.

Молитвы после

Вечером читаются Благодарственные молитвы после причастия. Установлена важная последовательность при чтении этих пяти молитв, это дает возможность верно освободиться от греховности, поможет в следующих прошениях, верно поблагодарить святых.

В начале идет прошение к Всевышнему, которое позволяет полностью исцелиться и оградит от недоброжелателей. Можно читать молитву после причастия и на русском языке.

Следующей читать надо молитву Святому Василию. Она благодарит Бога за все нам данное. Третьей читается молитва Симеону Метафрасту. Он обращается к Всевышнему с просьбой защитить православных от греха и оградить от дурного.

Следующей молитвой идет прошение с глубоким смыслом. В ней просят Бога быть милостивым к нам на Страшном Суде и даровать душам нашим вечную жизнь.

Заключительная молитва посвящена Пресвятой Богородице. Дева Мария считается символом праведности и основной нашей заступницей. Только она может сделать невозможное, упросив сына своего простить грешных.

Для всех верующих совершение таинства Святого Причастия является особой радостью души, не похожей на радость повседневной жизни. Чтобы быть в мире с собой и окружением, надо всегда хранить себя от всего осуждающего, чаще причащаться и исповедоваться и помнить, как вести себя после причастия.

Источник: https://labuda.blog/205475





Назад к предыдущей статье

О СВЯТОМ ПРИЧАСТИИ (ПРИЧАЩЕНИИ, ЕВХАРИСТИИ)

“Каждый православный христианин обязательно должен причащаться Св. Тайн по крайней мере раз в год, а более усердные и могущие достойно приготовлять себя к таинству – четырежды в год (в установленные Церковью посты) или каждый месяц”, – говорится в “Катехизисе Православной Церкви” (1995 г.).

“Многие причащаются этой (святой) жертвы однажды в год, другие дважды, а иные несколько раз… Кого нам одобрить? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают, а не такие – ни однажды… Для этого и диакон возглашает, говоря: “Святая святым”, то есть кто не свят, пусть не приступает” (св. Иоанн Златоуст).

К причащению Св. Тайн верующие свыше семилетнего возраста должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священника.

Приготовление мирян к принятию Св. Тайн должно состоять из поста и молитв, дел милосердия и воздержания от плотских супружеских отношений. Продолжительность подготовки к принятию Св. Тайн – семь дней, при невозможности говения в течение недели – три или в крайнем случае один день.

В дни говения миряне должны бывать в храме на службах, а накануне причащения должны выслушать церковное правило, положенное для священнослужащих, т.е. под воскресенье: канон Спасителю, параклисис (молебный канон) Богородице и канон Ангелу Хранителю; под понедельник: те же каноны и канон Архангелам; под вторник: те же и вместо канона Архангелам – канон Иоанну Предтече; под среду: Спасителю, Божией Матери-Одигитрии и Ангелу Хранителю; под четверг: Спасителю, Божией Матери – параклисис, Ангелу Хранителю, апостолам и, кто хочет, святителю Николаю; под пятницу: вместо канона Спасителю канон Животворящему Кресту Господню, Божией Матери и Ангелу Хранителю; под субботу: канон Спасителю, акафист (с каноном) Божией Матери – благовещенский и каноны Ангелу Хранителю и всем святым.

Кроме того, в каждый вечер, по прочтении канонов, должны быть прочитаны молитвы “на сон грядущим”.

Утром читаются обыкновенно утренние молитвы и молитвы готовящимся к причащению.

Св.Тайны должны быть принимаемы людьми, ничего не евшими и не пившими в тот день. Такое полное воздержание должно начаться еще с вечера накануне причащения, только людям престарелым и детям, не могущим при физической слабости переносить полного воздержания, разрешается принимать пищу с вечера, накануне, но в самом умеренном количестве и то – до полуночи только.

Имевший накануне причащения нечистое сновидение и самопроизвольное истечение семени должен испытать свою совесть, и если причина сновидения была не от него, а по искушению от сатаны, то должен причаститься.

Встав утром, готовящийся ко причащению должен вычистить зубы, чтобы не чувствовалось от него никакого неприятного запаха, оскорбляющего саму святыню Даров. При этом может случиться так, что человек нечаянно проглотит немного воды, – может ли он после этого приступать ко Святому Причастию? Должен. “Иначе сатана, обретши случай удалити его от причастия, чаще будет делать тоже”, – пишет об этом Тимофей Александрийский.

Перед Причастием необходимо прочесть или прослушать Последование ко Святому Причащению и Каноны, и исповедаться:



Последование ко Святому Причащению + 3 Канона совмещенные

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ПРИЧАСТИЮ

– Нельзя причащаться без исповеди (кроме детей младше 7 лет)

– Находящиеся под отлучением от Св. Таин.

– Находящиеся в бесчувствии, умалишенные и бесноватые, когда в припадках сумасшествия или беснования они богохульствуют (если же бесноватый не богохульствует, “то да причащается, но не каждый день”).

– Муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение.

– Женщина в периоде месячного очищения. “Ибо не думаю, – пишет св. Дионисий, – чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы”.

– Нельзя, согласно 18 Правилу Карфагенского собора, причащать умерших, ибо сказано: “Приимите, ядите”, но умершие ни принимать, ни есть не могут.

ПРАВИЛА ПРИЧАЩЕНИЯ

Перед причастием обязательно исповедаться (кроме детей младше 7 лет) и получить благословление священника для принятия Святого причастия.

1. Приходить в храм нужно к началу литургии без опозданий. При выносе Святых Даров все причастники делают земной поклон. Земной поклон повторяется, когда священник закончит читать предпричастную молитву “Верую, Господи и исповедую…” Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.

2. Когда открываются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук.

3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Подходить ко Святой Чаше причастники должны постепенно, не толпясь, не толкаясь и не стараясь опередить друг друга. Лучше всего во время приближения к Чаше читать Иисусову молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго” или молитвенно петь со всеми находящимися в храме: “Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите”.

4. При причащении должен соблюдаться установленный порядок: “Да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чтецы… после – дети и весь народ по порядку”.

5. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.

6. Подойдя к Чаше, надо отчетливо назвать свое имя. Затем следует принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. После Чаши нельзя целовать иконы до запивки!

7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

8. У Чаши не следует креститься, так как, поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

9. Отойдя от Святой Чаши, нужно сделать поясной поклон перед иконой Спасителя, подойти к столику с запивкой, съесть антидор (хлеб) и выпить “теплоту” (обычно ягодный морс), при этом омыть рот, чтобы какая-либо малая частица не осталась во рту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.

10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – грех.

11. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если же их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

О ПРИЧАЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ И БОЛЬНЫХ

До семилетнего возраста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления, положенного для мирян, и притом в самом раннем возрасте – не под обоими видами (Тела и Крови), а только под одним видом Крови, как не могущие вкушать твердую пищу. Если младенец способен вкушать твердую пищу, то может быть приобщен и на литургии преждеосвященных Даров.

Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией.

Священник всегда готов явиться к больному для напутствия его Св. Тайнами: “Буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причастием”, повелевает священнику “Увещание святительское”. Только в одно время – во время совершения литургии, – от Херувим-ской песни и до конца литургии, священник не должен прекращать службы ради больного. На всяком же другом богослужении, равно как и на литургии до Херувимской песни, он в случае надобности должен остановить службу в церкви и спешить к тяжелобольному, распорядившись, чтобы в отсутствие его псаломщик читал для назидания присутствующих псалмы.

Больных дозволяется причащать и без соблюдения установленных Церковью правил ко причащению, как то: воздержания от пищи и поста, молитвословий и пр.; даже молитвы, положенные в чине, “егда вскоре вельми больному дати причастие”, могут быть опущены, если больной очень опасен; довольно же в таком случае только прочитать: “Верую, Господи, и исповедую…” и “Вечери Твоея…” и тотчас причастить больного; но, во всяком случае, после исповеди.

Больные могут быть причащаемы и после принятия ими пищи, если жизнь их в опасности.

Больной, находящийся под запрещением, в смертной опасности не лишается причащения Св.Тайн. В случае же, если он встанет после болезни, епитимия его не прекращается до времени, на какое она ему назначена.

ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

День причащения – это особый день христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей весь дом приводят в порядок и все обычные дела оставляют, так и день причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

Св. Нил Сорский после причащения Святых Тайн имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточии в самом себе и другим советовал то же, говоря, что “нужно дать тишине и молчанию удобство Святым Тайнам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами”.

Старец о. Алексий Зосимовский указывает, кроме того, на необходимость особенно оберегать себя первые два часа после причащения; в это время враг человеческий всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы освящать человека. Она может оскорбляться и зрением, и неосторожным словом, и слухом, и многословием, и осуждением.

В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Есть обычай, что причастившиеся не целуют в этот день икон или руки священника и не делают земных поклонов. Однако, следует заметить, что невыполнение таких обычаев, как несовершение земных поклонов в определенные дни и нецелование рук священника, не является грехом.

Схиигумен Парфений указывает: “Следует упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.), стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу “надстройки” не имеют совершенно отзвука в Церковном уставе.

Совершенно неосновательно также рассуждение некоторых, будто нельзя после причащения прикладываться к иконам, к мощам святых угодников, целовать друг друга. В опровержение таких вымыслов можно указать на обычай священнослужителей при архиерей-ском служении. Все священнослужители, принимавшие участие в служении литургии, обязательно после причащения и запивки подходят к архиерею и благословляются от него, целуя руку. А после литургии, если бывает соборный праздничный молебен, все священно-служители целуют икону праздника или мощи святых угодников”.

“Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии, – говорит преподобный Никодим Святогорец. – Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается… Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе и, когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа”.

Составлено по изданиям: “Правила Православной Церкви” с толкованиями еп. Никодима (СПб., 1912 г.); “Голос Православия” (Екатеринбург, 1999 г.); “Сборник для справок в служебной практике причта” (Самара, 1899 г.).

Готовность к причащению

Пресвитер авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. Он видел в душе каждого человека, желающего принять Христовы Тайны, его достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, он говорил некоторым из них:

— Как это вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души и расположения направлены ко злу?

Затем, обращаясь к каждому порознь, обличал:

— Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами… А ты сказал в своём сердце: «Не всё ли равно — грешным или чистым приступать ко Святому Причащению?»… Ты имел сомнения относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда приступлю к ним?»

Удерживая согрешивших от принятия Святых Даров, авва Евлогий давал совет:

— Удалитесь на некоторое время от Святых Тайн и покайтесь от души, очистив пороки слезами сокрушения. Получив отпущение грехов, вы станете достойными общения с Христом. Если же не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой.

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ О ПРИЧАСТИИ

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

О святом причастии (причащении, Евхаристии) слышали, пожалуй, все, но сподобились причаститься немногие, которые, судя по всему, и попадут в Царствие Небесное.

Как часто нужно причащаться?

Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве. Тут следует знать, что это действо добровольное, поэтому ни в коей мере нельзя принуждать себя к этому. Главное — прийти на причащение с чистым и легким сердцем, когда хочется приобщиться к Тайне Христовой. Тем, кто находится в каких-либо сомнениях, лучше посоветоваться со священником.

Рекомендуется приступать к причастию в том случае, если вы готовы к этому внутренне. Тот христианин, который живет с верой в Бога, может совершать это таинство на каждой литургии. Если же в вашем сердце еще существуют сомнения, но вы веруете в Бога и находитесь на этом пути, то причащаться можно один раз в неделю или месяц. На крайний случай во время каждого большого поста. Однако все это должно быть регулярным.

Также следует заметить, что, по древним источникам, причащение желательно было выполнять ежедневно, но хорошо и четырежды в неделю (воскресенье, среда, пятница, суббота). Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день – Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось. О ней же написано в статье выше.

Некоторые священнослужители считают, что частое принятие причастия недопустимо. Однако тут сразу следует сказать, что, по каноническим законам, они не правы. Здесь нужно смотреть в человека очень глубоко и видеть, насколько ему действительно нужно это действие. Помимо этого, причастие не должно быть механическим. Поэтому, если оно совершается часто, то мирянин постоянно должен держать себя в тонусе, быть готовым к принятию Даров. Это могут не все, поэтому то, что описано в этой статье про подготовку, должно происходить регулярно. Постоянные молитвы, исповедь и соблюдение всех постов. Обо всем этом должен знать священник, так как такую жизнь на самом деле не спрячешь.

Как подготовиться к исповеди

Очень важна исповедь перед причастием. Обратитесь за этой просьбой к священнику церкви, в которой собираетесь принять Таинство. Подготовка к причастию и исповеданию – это особый настрой, направленный на исправление своих грехов, своего дурного поведения и нечистых мыслей, а также отслеживание всего того, что противоречит и нарушает Заповеди Господни. Обо всем том, что было найдено и осознанно, и следует исповедаться. Но помните про искренность, не превращайте беседу со священником просто в формальное перечисление грехов по списку.

Итак, зачем же необходима такая серьезная подготовка к исповеди и причастию? Грехи свои следует осознать заранее для того, чтобы знать, о чем рассказывать священнику. Зачастую бывает, что верующий приходит, но не знает, что сказать, с чего начать. Также нужно настроиться на то, что священник — всего лишь проводник, Таинство Покаяния остается с ним и Господом. Поэтому не нужно испытывать смущение, говоря о своих грехах. Это необходимо, чтобы очиститься и продолжить жизнь свободно.

Краткая памятка для причащающихся и исповедующихся

Итак, теперь обобщим все моменты, которые возникают, когда происходит подготовка к исповеди и причастию. Памятка поможет не забыть все этапы.

  1. Осознание греха.
  2. Покаяние в совершенном, особое состояние, когда вы всех простили и не чувствуете зла.
  3. Подготовка к исповеди. Тут нужно пересмотреть, какие грехи могут быть: по отношению к Богу, близким, к самому себе (курение, например), плотские грехи, те, которые относятся к семье (неверность и тому подобное).
  4. Правильная и искренняя, без утайки, исповедь.
  5. Пост при необходимости.
  6. Молитвы.
  7. Непосредственно причащение.
  8. Дальнейшее удержание чистоты и Христа в теле.

Отдельно нужно сказать о том, как вести себя в храме во время причащения.

  1. Не опаздывать на литургию.
  2. Нужно перекреститься при открытии царских врат, затем сложить руки крестообразно. Так же подходить и отходить от Чаши.
  3. Подходить с правой стороны, а левая должна быть свободна. Не толкаться.
  4. Причастие должно происходить по очереди: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам необходимо приходить в храм без губной помады.
  6. Перед тем как принять Дары Христовы, не забудьте назвать свое имя.
  7. Непосредственно перед Чашей не крестятся.
  8. Бывает, что Святые Дары дают из двух или более Чаш. Следует выбрать в таком случае одну, так как причащение больше раза в день считается грехом.
  9. Дома после причащения нужно прочитать благодарственные молитвы, если вы не прослушали их в храме.

Теперь, пожалуй, вам известны все этапы, которые включает в себя причастие в церкви, подготовка к нему. Очень важно подойти к этому осознанно, с глубокой верой в сердце. Самое главное – это покаяние в своих грехах, которое должно быть истинным, а не просто на словах. Но на этом тоже не стоит останавливаться. Нужно отринуть грех из жизни, как нечто чужеродное, понять, что так жить невозможно, осознать, что легкость может прийти только с чистотой.

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *